Цитаты о леониде андрееве

Обновлено: 06.11.2024

Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) — дочери польского помещика . Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана .

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом , но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета ; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем . Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета . В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет» [2] .

Л.Н. Андреев
работа И. Репина , 1904

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца , который и вызвал впоследствии смерть писателя ] . После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете , что открыло ему дорогу в адвокатуру , которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах « Московский вестник » и « Курьер ». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch . В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу , однако молодого автора заметил Максим Горький , который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание» , объединяющее многих молодых писателей.

12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга — врача и литератора Ф. Н. Фальковского . Был похоронен в Мариоках . В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище .

  • Жизнь Василия Фивейского ( 1903 )
  • Губернатор ( 1905 )
  • Дневник Сатаны (1919)
  • Иго войны (1916)
  • Иуда Искариот (1907)
  • Мои записки (1908)
  • Сашка Жегулёв (1911)
  • Баргамот и Гараська , 1898
  • Бездна , 1901
  • Бен-Товит , 1905
  • Большой шлем , 1899
  • В подвале , 1901
  • В поезде , 1900 (опубл.: 1965)
  • В Сабурове , 1899
  • В тёмную даль , 1900
  • В тумане , 1902
  • Валя , 1899
  • Великан , 1903
  • Анфиса (1909)
  • Дни нашей жизни (1909)
  • Екатерина Ивановна (1912)
  • Жизнь человека (1907)
  • К звёздам (1905)
  • Король, закон и свобода (1914)
  • Милые призраки (1917)
  • Младость (1916)
  • Мысль (1914)
  • Не убий (1913)
  • Океан (1911)
  • Профессор Сторицын (1912)

ЦИТАТЫ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ

Он оскорбляет таинство смерти . И тут начинается сходство Леонида Андреева с Францем Штуком , развязным и размашистым живописцем, который из тонких бёклиновских проникновений и модного декадентства создал производство en gros блестящих и наглых полотен, бьющих сильно по нервам, ослепляющих своим шиком и оскорбляющих мещанский вкус европейской публики как раз в меру для того, чтобы заставить всех уверовать в свою гениальность . Леонид Андреев, конечно, не имеет ни развязности, ни наглости Франца Штука. Но и в дурном вкусе, и в отсутствии меры, и в выборе тем и у него, и у другого есть много общего. Оскорбления, получаемые от того и от другого, очень похожи. У Леонида Андреева совершенно нет той внутренней логики , которая должна лежать в основе каждого фантастического произведения, чтобы оно было убедительным. Эта логика в высшей степени есть у Эдгара По , Вилье де Лиль-Адана и Уэльса . [1]

— Максимилиан Волошин , «Елеазар», рассказ Леонида Андреева», 1907

Русские реалисты, разорвавшие с народом и проповедующие индивидуализм , смешны и жалки: господа Арцыбашев, Каменский, даже Куприн никуда не ведут; но и не поют вовсе, а пописывают. Так называемые « импрессионисты », как, например, Дымов, Зайцев и даже Л. Андреев, ― занимают промежуточное место. Там, где в Андрееве звучат гражданские ноты, там он в прошлом, там не поднимается он выше не только Толстого , Достоевского , Некрасова , но даже не достигает он силы Успенского , Гаршина , Горького , Короленки . А где Андреев символист, там он ― не русский вовсе: там звучат в нём ноты Эдгара По, Пшибышевского , дурно усвоенного Ницше , Метерлинка . Символизм и натурализм, личность и общество не соединяет Андреев, но смешивает. И куда народнее, например, высокоталантливый символист Сологуб в «Мелком бесе», в «Истлевающих личинах» и других рассказах. [2]

— Андрей Белый , «Настоящее и будущее русской литературы», 1907

Говорили об Андрееве. Всё таки это единственный из современных писателей, к кому меня влечёт, чью всякую новую вещь я тотчас-же читаю. В жизни бывает порой очень приятен. Когда прост, не мудрит, шутит, в глазах светится острый природный ум . Всё схватывает с полслова, ловит малейшую шутку — полная противоположность Горькому . Шарлатанит, ошарашивает публику, но талант . Впрочем, м. б., и хуже — м. б., и самому кажется, что он пишет что-то великое, высокое. А пишет лучше всего тогда, когда пишет о своей молодости , о том, что было пережито.

Я только того считаю настоящим писателем , который, когда пишет, видит то, что пишет, а те, кто не видят, — это литераторы, иногда очень ловкие, но не художники , так, например, Андреев.

Прочёл отрывок из дневника покойного Андреева. « Покойного »! Как этому поверить! Вижу его со страшной ясностью, — живого, сильного, дерзко уверенного в себе, всё что-то про себя думающего, стискивающего зубы , с гривой синеватых волос, смуглого, с блеском умных, сметливых глаз, и строгих, и вместе с тем играющих тайным весельем ; как легко и приятно было говорить с ним, когда он переставал мудрствовать, когда мы говорили о чём-нибудь простом, жизненном, как чувствовалось тогда, какая это талантливая натура, насколько он от природы умней своих произведений и что не по тому пути пошёл он, сбитый с толку Горьким и всей этой лживой и напыщенной атмосферой , что дошла до России из Европы и что так импонировала ему, в некоторых отношениях так и не выросшему из орловского провинциализма и студенчества , из того Толстовского гимназиста , который так гениально определён был Толстым в одной черте: «Махин был гимназист с усами. »

М. Горький: «Он был удивительно интересный собеседник, неистощимый, остроумный. Хотя его мысль и обнаруживала всегда упрямое стремление заглядывать в наиболее тёмные углы души, но — лёгкая, капризно своеобычная, она свободно отливалась в формы юмора и гротеска. В товарищеской беседе он умел пользоваться юмором гибко и красиво, но в рассказах терял, к сожалению, эту способность, редкую для русского.

Обладая фантазией живой и чуткой, он был ленив; гораздо больше любил говорить о литературе, чем делать её. Ему было почти недоступно наслаждение ночной подвижнической работой в тишине и одиночестве над белым, чистым листом бумаги; он плохо ценил радость покрывать этот лист узором слов».

Ф.Н. Фальковский: «Клочок земли на финской скале стал миром Леонида Андреева, его родиной, его очагом; сюда он собрал свою многочисленную семью, свои любимые вещи, свою библиотеку и из этой добровольной тюрьмы он очень неохотно, только по необходимости, выбирался на несколько дней по делам своих пьес в Петербург или Москву и один только раз за всё время, что я знал его, за границу — в Италию. Где бы он ни находился, он рвался обратно в свой дом, роскошно, уютно обставленный, с сотнями любимых мелочей, из которых каждая невидимой нитью тянулась к его мозгу и сердцу, крепко и властно держа и этот мозг, и это сердце в этой причудливой паутине».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Советы родителям в цитатах известных людей."

В данной статье собраны цитаты известных людей и практические рекомендации, которые способны помочь родителям сделать своего ребенка более успешным и уверенным и создать условия для развития творчески.


Учебная презентация по теме "Известные люди в истории и их современники."

Данная презентация может быть использована как дополнительный материал при работе с учащимися 10-11 классов. Может быть использована при работе с любым УМК.


И.Бунин в воспоминаниях современников

Материал к биографии И.Бунина.

цитаты известных людей на английском языке

Данный материал можно использовать для оформления кабинета, а также в рамках недели английского языка для перевода.

Цитаты известных людей

Учебно методические материалы.

Интегрированный урок.Литература и английский язык.


"Виталий Закруткин в воспоминаниях современников"

Создание методической разработки по творчеству Виталия Закруткина направлено на развитие интереса у учащихся к его произведениям, которые изучаются в школе , но в малом объеме.Пробудить интерес .

Следующая цитата

Леонид Андреев (1871 — 1919) был одним из ведущих литераторов Серебряного века. Творчество писателя отличает крайне необычный художественный стиль. Его произведения сочетают в себе элементы мистики и религии, философские размышления и символизм. В них он обращался к темам поиска смысла жизни, противостояния добра и зла, истины и заблуждения.

Среди самых известных работ Андреева отмечают повести «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных» и «Красный смех», а также пьесы «К звездам», «Дни нашей жизни» и «Жизнь человека».

Следующая цитата

Леонид Николаевич Андреев (1871 - 1919), русский писатель. Родился В городе Орле.

Я люблю, когда в тонком стакане играет золотистое вино; я люблю, усталый, протянуться в чистой постели; мне нравится весной дышать чистым воздухом, видеть красивый закат, читать интересные и умные книги. Я люблю себя, силу своих мышц, силу своей мысли, ясной и точной. Я люблю то, что я одинок и ни один любопытный взгляд не проник в глубину моей души с её тёмными провалами и безднами, на краю которых кружится голова. Никогда я не понимал и не знал того, что люди называют скукою жизни. Жизнь интересна, и я люблю её за ту великую тайну, что в ней заключена, я люблю её даже за её жестокости, за свирепую мстительность и сатанински весёлую игру людьми и событиями.

Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое — это человеческая мысль.
Цитата из книги "Мысль"

Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы.
— Тише, тише, тише. Подвинься ближе. Смотри в глаза.

Я всегда была очаровательным существом, нежным, чувствительным и благодарным. И мудрым. И благородным. И таким гибким в извивах стройного тела, что тебе будет радостью взглянуть на тихую пляску мою; вот в кольца свернусь я, тускло блесну чешуёю, сама обовью себя с нежностью и в нежно-холодных объятиях умножу стальное тело. Одна во множестве! Одна во множестве!

Тише. Тише. Смотри в глаза.

Тебе не нравятся покачивания мои и мой прямой, открыт…

Счастье… обширно и многогранно; лишённый возможности быть счастливым в одном, найдёт свое счастье в другом.

Послушай все слова, какие сказал человек со дня своего творения, и ты подумаешь: это Бог! Взгляни на все дела человека с его первых дней, и ты воскликнешь с отвращением: это скот!


Самая ужасная тирания — это тирания мелочей.

Ложь перед самим собою — это наиболее распространённая и самая низкая форма порабощения человека жизнью.

даже самая незначительная доля власти… легко кружит — неразвитые головы…

Зрение — большая помеха для ума, как и слух: недаром на земле мудрецы слепы, а лучшие музыканты глухи.

…Искренний чистый и приятный смех, даже только весёлая, но искренняя улыбка составляют одно из украшений жизни, быть может, даже наилучшую ценность её… А что такое смех без искренности? — это только маска смеха, кощунственная в своём наглом стремлении подделать жизнь и саму правду…

Когда тысячи убивают одного, то, значит, победил этот один.


Когда совсем не на что смотреть, то это слепота.

Сомнением легче заразить, чем верой.

Вы замечали, как одинок всегда крик человека: все говорят, и их не слышно, а кричит один, и кажется, что все другое молчит и слушает.
А скажите: стремление к свободе вы почитаете пороком или добродетелью? — Весь цивилизованный мир считает стремление к свободе добродетелью, — возмущенно отозвался Я. — Я и не ожидал иного ответа от гражданина Соединенных Штатов. А вы лично не думаете ли, что тот, кто принесет человеку безграничную свободу, тот принесет ему и смерть! Ведь только смерть развязывает все земные узы, и не кажутся ли вам эти слова — свобода и смерть — простыми синонимами?

— Двадцать один, двадцать два, двадцать три… Смотри, Фома, опять фальшивая монета. Ах, какие все люди мошенники, они даже жертвуют фальшивые деньги… Двадцать четыре… А потом опять скажут, что украл Иуда… Двадцать пять, двадцать шесть…
Иуда Искариот, 1907 г.

Следующая цитата

Великим русским писателем серебряного века считается Леонид Николаевич Андреев. Этот писатель творил не только в реалистической форме, но и в символической. Несмотря на то, что этого творца считают загадочным человеком, он умел перевоплотить обыкновенного персонажа в личность, заставляя этим читателей поразмышлять.

1.Леонид Николаевич Андреев любил творчество Гартмана и Шопенгауэра. 2.Андреева называют основоположником русского экспрессионизма. 3.В школьные годы этот писатель рисовал карикатуры на учеников и учителей. 4.Картины Леонида Николаевича Андреева находились на выставках и их оценили Репин и Рерих. 5.По мнению писателя он унаследовал от родителей положительные и отрицательные черты. Мать передала ему творческие способности, а отец – любовь к алкоголю и твердость нрава. 6.Писателю удалось поучиться в двух университетах: в Московском и в Петербургском. 7.Наличие диплома позволяло Андрееву начать карьеру юриста. 8.Псевдонимом Леонида Николаевича Андреева был Джеймс Линч. 9.Длительное время писателю приходилось проживать на даче в Финляндии. 10.До 1902 года Андреев был помощником присяжного поверенного, а также выступал в качестве защитника в судах. 11.Леонид Николаевич Андреев несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. В первый раз он лег на рельсы, во второй – выстрелил в себя из пистолета. 12.Первый рассказ, который написал Андреев, не признавали. 13.Два раза Леонид Николаевич Андреев находился в браке. 14.Первая супруга Андреева, которую звали Александра Михайловна Велигорская, была внучатой племянницей Тараса Шевченко. Она умерла при родах. 15.Вторая жена Андреева – это Анна Ильинична Денисевич, которая после его смерти жила за границей. 16.У Андреева было 5 детей в браках: 4 сына и 1 дочь. 17.Все дети Андреева пошли по стопам отца и занимались литературой и творчеством. 18.С воодушевлением Леонид Николаевич встретил февральскую революцию и Первую мировую войну. 19.Из своего дома Андреев сделал приют для революционеров. 20.Андреев прославился лишь после того, как в 1901 году написал свой сборник «Рассказы». 21.Похоронили великого писателя в Финляндии, несмотря на то что последние годы жизни он жил в Ленинграде. 22.Смерть писателя повлекла за собой болезнь сердца. 23.В детские годы Андреева увлекало чтение книг. 24.Активная литературная деятельность Леонида Николаевича началась с издания «Курьер». 25.Обучаясь в университете, Андрееву пришлось пережить любовную драму. Его избранница отказала ему выйти за него замуж. 26.Будучи студентом университета, Леонид Николаевич Андреев преподавал. 27.Смог сблизиться Андреев с Горьким. 28.За то, что Андреев имел связи с оппозицией, полиция давала ему подписку о невыезде. 29.Леонид Николаевич Андреев уезжал жить в Германию из-за того, что власть контролировала его через лояльность к революционерам. 30.Второй сын писателя родился именно в Германии. 31.В 1957 году писателя перезахоронили в Петербурге. 32.Писатель в детские годы увлекался живописью, но в его городе не было специальных школ для обучения и поэтому такого образования он не получил, так и оставшись самоучкой до конца своей жизни. 33.Андреева публиковали в модернистских альманахах и журналах при издательстве «Шиповник». 34.На написание «Записки сатаны» Леонида Николаевича Андреева вдохновила революция. 35.В Орле в 1991 году был открыт дом-музей памяти этого писателя. 36.У Андреева не было «радужных» произведений. 37.Родился писатель в Орловской губернии. Там же прогуливались Бунин и Тургенев. 38.Леонид Николаевич Андреев был очень красивым человеком. 39.У Леонида Николаевича вкуса было меньше, чем таланта. 40.В 1889 году в жизни писателя наступил самый тяжелый год жизни, потому что произошли смерть его отца, а также кризис любовных отношений. 41.Многие считают, что у Андреева был дар предвидения. 42.Максим Горький был наставником и критиком Леонида Николаевича Андреева. 43.В многодетной семье будущий писатель стал первенцем. 44.Мама писателя была из семьи бедных польских помещиков, а отец был землемером. 45.Отец Андреева умер от апоплексического удара, оставив 6 детей сиротами. 46.Младенца, при рождении которого умерла жена Андреева, он долгое время не хотел видеть. 47.Писателю платили 5 рублей золотом за строку. 48.Леониду Николаевичу Андрееву удалось построить дом с башней, который он назвал «Аванс». 49.Изначально на родине смерти писателя даже не замечали. 40 лет он был забыт. 50.Умер Леонид Николаевич в 48 летнем возрасте. Домашку сделал? 51.Мать Андреева всегда его баловала. 52.На протяжении всей жизни Леонид Николаевич пытался бороться с привычкой злоупотребления алкоголем. 53.В школе Андреев постоянно прогуливал уроки и плохо учился. 54.Учеба писателя в Московском университете оплачивалась обществом пособия нуждающихся. 55.Любимыми авторами, которых Леонид Андреев неоднократно перечитывал, считаются Эдгар По, Жюль Верн и Чарльз Диккенс. 56.На плечи Андреева после смерти отца легли обязанности главы семейства. 57.Леонид Николаевич Андреев за годы жизни работал в газете «Русская воля». 58.Андреев увлекался чтением философских трактатов. 59.В 1907 году Андрееву удалось получить литературную премию Грибоедова, после чего ни единое его произведение не было успешным. 60.Пьесы Леонида Николаевича Андреева экранизировались. 61.Написание романа «Дневник Сатаны» писатель так и не смог окончить. Его окончили только после смерти Андреева. 62.Леонид Николаевич Андреев, несмотря на свои связи с большевиками, ненавидел Ленина. 63.Андреевым восхищались такие современники, как Блок и Горький. 64.Произведения Толстого и Чехова оказали огромное влияние на становление Андреева, как творческой личности. 65.К своим произведениям писатель также создавал иллюстрации. 66.Критики утверждали, что в произведениях Андреева есть нотки «космического пессимизма». 67.Из Петербургского университета писателя отчислили за неуплату. 68.Со своей первой женой Андреев венчался в церкви. 69.Недолгое время Леонид Николаевич сидел в тюрьме. 70.За годы своей жизни Андреев сватался ко многим женщинам В то время даже ходил анекдот о том, что он «сделал предложение всем артисткам художественного театра поочередно». 71.Леонид Николаевич Андреев ухаживал даже за сёстрами своих двух супруг. 72.Перед тем как повенчаться со своей второй женой, Андреев попросил её возвратить себе данное при рождении имя — Анна. Это было связано с тем, что Матильдами тогда называли только проституток. 73.Ребёнка, из-за которого умерла первая жена писателя, он оставил на воспитание тёщи. 74.Дочери Андреева приходилось работать и уборщицей, и медсестрой, и прислугой. В итоге она стала писательницей, как её отец. 75.Младшего сына Леонид Николаевич Андреев назвал Валентином в честь Серова. 76.В последние годы своей жизни Андреев много думал о психологии творчества. 77.Никогда не принимал участия писатель в политической жизни. 78.Леонида Николаевича Андреева считают русским писателем серебряного века. 79.Мать Андреева окончила только церковно-приходскую школу. 80.После неудачной попытки суицида Леонид Николаевич Андреев покаялся в церкви. 81.На создание произведения «Красный смех» Андреева сподвигла русско-японская война. 82.До 12 лет обучением Андреева занимались его родители, и только с 12 лет его отправили в классическую гимназию. 83.Леонид Николаевич считается одним из первых писателей 20-го века. 84.Свой рассказ «Иуда Искариот» писатель написал на Капри. 85.Современники называли этого писателя «сфинксом российской интеллигенции». 86.В 6 лет Андреев уже знал азбуку. 87.Леониду Николаевичу Андрееву платили 11 рублей за портрет. 88.За свою жизнь 5 лет Андреев проработал в адвокатуре. 89.Своей жизни без любви этот человек просто не представлял. 90.Первым и единственным секретарем Леонида Николаевича была его вторая супруга. 91.В Америке и Париже на сегодняшний день проживают потомки этого писателя. 92.Андреев также считался мастером цветных фотографий. 93.Примерно 400 цветных стереоавтохромов Андреева известны на сегодня. 94.Леонид Николаевич Андреев имел страсть к выдумке. 95.Смерть Ницше была воспринята этим писателем, как личная утрата. 96.Леонид Николаевич Андреев был в составе комиссии по устройству литературных «вторников». 97.Про Андреева сняли телевизионную передачу с названием «Документальная история». 98.Только Горький обратил внимание на первый рассказ Андреева. 99.Леонид Николаевич Андреев считается писателем-экспрессионистом. 100.Активно писатель посещал литературный кружок того времени с названием «Среда», который был создан Телешовым.

Мы отобрали 10 цитат из его книг:

Если человеку суждено стать Богом, то престолом его будет книга. «Мысль»

Жертва — это страдания для одного и позор для всех. «Иуда Искариот»

Вы замечали, как одинок всегда крик человека: все говорят, и их не слышно, а кричит один, и кажется, что все другое молчит и слушает. «Жизнь человека»

Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое — это человеческая мысль. «Мысль»

Как жаль, что для обмена мыслями мы должны прибегать к услугам такого скверного и вороватого комиссионера, как слово, — он крадет все ценное и лучшие мысли портит своими магазинными ярлыками. «Дневник Сатаны»

Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни. «Кусака»

Mundus vult decipi — мир желает быть обманутым. «Дневник Сатаны»

Послушай все слова, какие сказал человек со дня своего творения, и ты подумаешь: это Бог! Взгляни на все дела человека с его первых дней, и ты воскликнешь с отвращением: это скот! «Дневник Сатаны»

Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. «Иуда Искариот»

Не смерть страшна, а знание ее; и было бы совсем невозможно жить, если бы человек мог вполне точно и определенно знать день и час, когда умрет. «Рассказ о семи повешенных»

Читайте также: