Цитаты о куприне и его творчестве

Обновлено: 21.11.2024

“Куприн – талант яркий, здоровый”,- сказал о Куприне Максим Горький.

К. Г. Паустовский не без основания писал: "По размаху своего таланта, по своему живому языку Куприн окончил не только "литературную консерваторию", но и несколько литературных академий"

H.A. Тэффи сказала в первой главе своих замечательных воспоминаний об А. И. Куприне: ".Он был романтик. Он был капитаном юношеских романов, морским волком с трубочкой-носогрейкой в зубах, завсегдатаем портовых кабачков. Он чувствовал себя храбрым и сильным, грубоватым внешне и поэтически-нежным душевно. "

Оля Семёнова

Нельзя оставить о себе хорошего впечатления, придя к женщине с пустыми руками.

О человеческих проявлениях

Всегда нудны и тяжелы проводы, но радостны даже ежедневные встречи.

В дружбе один всегда смотрит хоть чуть-чуть сверху вниз, а другой снизу вверх. Один покровительствует, другой предан. Один великодушно принимает, другой радостно дает.

Бьют только того, кто боится, что его побьют.

О жизненной этике

Все мы – так или иначе – бедные, исхудалые, брошенные дети, и как ужасна должна быть жизнь, если совсем потерять веру в таинственных добрых незнакомцев!

Всякий труд возвышает человека.

Стыдно, делая хорошее дело, сейчас же ждать за него награды.

Мало быть честным перед другими, надо быть честным перед самим собою.

Как это скверно, когда не ты ведешь мысль, а она тебя ведет…

Нельзя оставить о себе хорошего впечатления, придя к женщине с пустыми руками.

Не верьте путеводителям и гидам, не возите много багажа, не уподобляйтесь вьючному верблюду.

О детях

Дети каждый день просыпаются новыми людьми.

Мне кажется, можно смело представить мощную будущность тому народу, в среде которого выработалось уважение к ребенку.

Вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете. нечто вроде иллюзии бессмертия.

Следующая цитата

Куприн часто небрежничает. В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности. Иногда он торопится и комкает, не щадя даже лучших своих вещей. Так скомкан конец "Поединка". Так в конце первой части "Ямы" сделан невозможно фальшивый перелет. Но надо быть слепым и бесвкусником, чтобы не чувствовать, что в его лице пред нами роскошный, благоуханный талант, на котором можно слагать самые смелые надежды.

Почти удивительно для нашего века здоровье этого таланта.

В нем нет малейшего надлома, малейшей извилины. Ничто от той несколькой болезненной психологии, как отличает. Андреева и иных родственников Достоевского, не привзошло в творческую психологию Куприна. Без особенной натяжки его можно было бы представить действующим в дни расцвета Тургенева, Толстого, Гончарова. <. >

Нечто от. черноземной, здоровой силы наших старых богатырей - от природы лежит в натуре Куприна и создает его стихию. Из всех молодых писателей Толстой исключительно выделяет его, восторгается им, вслух читает его в своей семье. <. > Пока живы Куприны, Толстой может быть спокоен за господство своей династии в литературе.

. Куприн продолжает вести все ту же толстовскую борозду. Выгоды модернизма, как моды, ни на мгновение не соблазнили его. <. >

Если бы нужно было одним словом определить стихию Куприна, отметить. его сущность, я бы сказал, что это писатель-жизнелюб.

Чудесный восторг перед жизнью, безумная жажда ее, восторженная влюбленность в теплую, милую землю, в дымящийся весенний лес, в русское росистое поле, в черную южную ночь, в сильного, здорового человека, в прекрасное женское тело - вот сфера Куприна.

Это не любовь к природе, а какая-то буйная влюбленность, какой-то страстный экстаз перед природой. <. >

. у Куприна какое-то повышенно-развитое обоняние, какое отличает не человека, а собаку или вообще зверя. Посмотрите его книги, намеренно останавливаясь на его определениях запахов, и вы увидите такое богатство гаммы, в каком с ним могут соперничать из русских писателей только такие любители и знатоки русской природы, как. Аксаков, Тургенев и Толстой. <. >

Куприн очень близок Чехову по форме своих писаний, по приемам наблюдения жизни, по манере. Огромное различие его от покойного художника [Чехова] - в его. жадности жизни, обожании жизни, ее весны, ее разлива, бури.

Все это было у юного Чехова, и все это убил туберкулез, окрасил щемящей тоской. "

(Измайлов А. А. "Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн. Характеристики, встречи, портреты, автографы", 1911 г.)


В. В. Воровский:

"Прежде всего Куприн никогда не смеется. Чехов широко пользовался смехом как художественным орудием: его юмористические рассказы, очень часто писанные в тоне шаржа, быть может, больше всего способствовали его популярности. <. >

Напротив, герои Куприна мастера смеяться - то беззаботным,жизнерадостным, то злым, насмешливым смехом. Зато сам автор всегда серьезен в изображении жизни. Единственные опыты его в шутливом жанре - так называемые "шутки". <. >

В смысле формы письма характерно также, что до сих пор Куприн ни разу не пользовался драматической формой. <. >

Драматический жанр Куприну чужд. Отчасти это объясняется характерной для него статичностью мышления: он всегда изображает картины жизни, момент, эпизод; редко встретите у него длительно, последовательно развивающееся действие; а если и встретите, то это действие обыкновенно слабее описаний и характеристик. Отчасти же объясняется это, вероятно, и тем, что Куприн не мыслит внешней жизни без картин природы. У него природа играет важную и, главное, самостоятельную роль. Это не фон, усиливающий настроение картины, как в рассказах М. Горького, а самостоятельный деятель рассказа.

Природа у Куприна живет своей жизнью, не считаясь с человеком, скорее человек подчиняет ей свои настроения. Страстный поклонник красоты природы, охотник, рыболов, бродяга, одним словом, верный любовник природы - Куприн счел бы святотатством подчинить ее настроению людей, превратить в бутафорский аксессуар действия. <. >

Среди плеяды писателей, начавших работать в 90-е годы, А. И. Куприн, пожалуй, единственный, не увлекшийся политическими вопросами и оставшийся чистопробным художником. . Куприн берет всегда из действительности живым тот материал, который поражает его художественное воображение, и, обрабатывая его сообразно своей авторской индивидуальности, тем самым уже невольно привносит в него определенную окраску и оценку. <. >

. ровным является сам Куприн - ровным в своих настроениях, не позволяющих ему увлекаться и разбрасываться под минутными впечатлениями, ровным в своем гармоническом спокойном творчестве, ровным и в красивой, образной, эпической речи."

(В. В. Воровский "А. Куприн", 1910 г.)



Большое значение для его литературной деятельности имели знакомства с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, А. М. Горьким. Творчество этих выдающихся писателей несомненно оказало влияние на Куприна.

В своих произведениях Куприн выступал как представитель прогрессивной части русского общества, давая правдивые и смелые оценки тем событиям, современником которых он являлся. Когда на далеком африканском континенте разразилась захватническая война англичан против буров, Куприн оказался среди тех, кто выступил против английских карателей, в поддержку свободолюбивого народа, не пожелавшего покориться колонизаторам.

Отношение Куприна к религии, к официальной церкви отчетливо выражено в целом ряде его произведений. Разоблачая нравы прогнившего буржуазного общества, он показал, что религия в лице церкви защищает интересы этого общества, которое в свою очередь ищет поддержки у священнослужителей. <. >

Жизнь писателя не измеряется годами, прожитыми им. Она измеряется годами, прожитыми его произведениями. Книгам Александра Ивановича Куприна предстоит долгая жизнь. Его глубокие, правдивые, реалистические произведения, отмеченные печатью большого художественного мастерства, навсегда вошли в золотой фонд русской литературы. Имя Куприна мы называем среди имен выдающихся художников слова, обогативших русскую культуру своими талантливыми произведениями."

(статья А. Белова "Крупнейший мастер русской прозы" в сбронике А. И. Куприн, "Анафема (Рассказы)", 1963 г.)

О любви

Истинная любовь, она, как золото, никогда не ржавеет и не окисляется.

Любовь одна дороже богатства, славы и мудрости, дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.

В любви помогает только любовь.

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

Понимаете ли Вы, сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в неразделённой, безнадёжной любви?

Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.

Сила любовной страсти уравнивает все разницы: пола, крови, происхождения, возраста и даже социального положения – так велика её блаженная и блажная мощь! Но в этой стихии всегда властвует не тот, который любит больше, а тот, который любит меньше: cтранный и злой парадокс!

Для любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворчества.

Каждое слово уместно и бесконечно мило уже потому, что говорится оно самым дорогим на свете голосом.

Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильнее.

Мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет.

Люди отвели для любви ночь, так же как для воровства и для убийства.

Люди в наше время разучились любить.

Нет ничего омерзительнее любви по принуждению.

О разном

Огромное большинство интеллигентных профессий основано исключительно на недоверии к человеческой личности и таким образом обслуживает человеческие пороки и недостатки.

Неизбежное несчастье грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта.

Говорят про нас: такая-то собака добра, такая-то – зла. Нет. Зол или добр, храбр или труслив, доверчив или скрытен бывает только человек. А по нему и собаки, живущие с ним под одной кровлей.

Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит.

Среди равных побеждает тот, кто уверен в своей победе.

Не лезь на смерть, пока тебя не позовут.

Люди редко глядят так пристально один на другого. Во взгляде человеческом есть какая-то мощная сила, какие-то неведомые, но живые излучающие флюиды, для которых не существует ни пространства, ни препятствия. Этого волшебного излучения никогда не могут переносить люди обыкновенные и обыкновенно настроенные; им становится тяжело, и они невольно отводят глаза, отворачивают головы в первые же моменты взгляда. Люди порочные, преступные и слабовольные совсем избегают человеческого взгляда, как и большинство животных.

Каким образом может существовать сословие, которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?

Слава, знаменитость сладки лишь издали, когда о них только мечтаешь. Но когда их достиг, то чувствуешь одни шипы. И зато как мучительно ощущаешь каждый золотник их убыли.

Как видим по цитатам, Куприна нельзя назвать оптимистом, но все-таки светлых красок у него побольше , чем у типичного российского писателя.

О человеке

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!

Бог или природа, – я уж не знаю, кто, – дав человеку почти божеский ум, выдумали в то же время для него две мучительные ловушки: неизвестность будущего и незабвенность, невозвратность прошедшего.

Как милы, как четки, как хороши люди в ясное утро, на воздухе. Это, вероятно, потому, что они еще не начали лгать, обманывать, притворяться и злобствовать. Они еще покамест немного сродни детям, зверям и растениям.

О счастье

Зачем же, - растроганно подумал он, - утомляю я себя мечтами о каком-то неведомом, возвышенном счастье, когда здесь, около меня - простое, но глубокое счастье?

Как много счастья может заключаться в простой возможности идти, куда хочешь.

Следующая цитата

Человек удивительной судьбы, обладавший редким даром цепко и страстно любить жизнь и торопиться испытать в ней все возможные роли.

Многие из писателей оставили такие волшебные воспоминания о Куприне, читая которые представляешь его живым и остается сильно пожалеть, что не встретишь его никогда.

Так, например, интересный случай.

Каким его запомнили современники?

Он происходил из знатной, но обедневшей татарской семьи. Происхождением гордился. Уже в детстве попал с матерью во Вдовий дом, где испытывал унижения от нищеты.

Конечно, эти произведения и сегодня заслуживают внимания читателей, особенно юношей, которым не чуждо желание стать настоящими мужчинами, по которым стосковались современные девчонки.

В дальнейшем А.И.Куприн расстается с военной карьерой, изучает Россию не меньше М.Горького и погружается в мир литературы.

Первая, Мария Карловна Давыдова, барышня образованная и общительная, беседы с литераторами были для нее не в новинку. Мария Карловна была посвящена и в замыслы произведений, над которыми работал А.И.Куприн. Она была человеком ярким, умной собеседницей, стиль ее воспоминаний свидетельствует о литературной одаренности. Во многом она направляла писателя и оригинально боролась с его ленью, используя чары любви. Так, известен случай, когда Мария Карловна съехала с их общей квартиры и закрыла перед Куприным двери съемной. Причина была проста. Она разрешала мужу встречу только после написания очередной главы. Они были счастливы, но, видимо, двум сильным людям просто оказалось тесно под одной крышей, и Мария Карловна, как многие эмансипированные и яркие женщины, не умела создать уют домашнего очага, о котором с детства мечтал Куприн. Понятно и то, что сам он со своим неукротимым нравом мало подходил на роль идеального мужа светской женщины.

По уходу за дочерью Куприных помогала сестра гражданской жены Д. Мамина - Сибиряка Лизонька, которая вернулась с Русско-японской войны, где была в качестве сестры милосердия.

Итак, он признался ей в любви. Расторгнув брак с Марией Карловной, Куприн оставил ей участок в Балаклаве и право на издание всех опубликованных ранее произведений, поэтому сам в первые годы второго брака вновь испытывал денежные затруднения. Жил он с новой семьей некоторое время в Гатчине, снимал дачу, затем, в 1909 г., переехал в Одессу.

О душе

Помыслы в сердце человеческом — глубокая вода.

Ах, у каждого человека в душе, где-то, в её плохо освещённых закоулочках, бродят такие полумысли, получувства, полуобразы, о которых стыдно говорить вслух даже другу, такие они косолапые.

О русском языке

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Цитаты о Куприне

  • С. Чёрный: Александр Иванович Куприн - одно из самых близких и дорогих нам имен в современной русской литературе. Меняются литературные течения, ветшают формы, но простота, глубина и ясность, которыми дышат все художественные страницы Куприна, давно поставили его за пределы капризной моды и отвели ему прочное, излюбленное место в сознании читателей. Дорог нам и с каждым днем все дороже - и самый мир купринской музы.
  • В. Ходасевич: Русские писатели любили ездить за границу, но ездили по-другому. Прочтите письма Фонвизина к Панину. Вспомните Тургенева в литературных салонах Парижа. Жизнь Гоголя в Риме — целая поэма. А в «путешест­виях» Куприна — все какие-то кабаки, боксеры, сутенеры, лавочники, извозчики, крупье.
  • Ф. Батюшков: Реалист по письму, он изображает людей в реальных очертаниях, в чередованиях света и теней, настаивая на том, что не ни абсолютно хороших, ни абсолютно дурных людей, что самые разнообразные свойства умещаются в одном и том же человеке и что жизнь станет прекрасной, когда человек будет свободен от всяких предрассудков и предубеждений, будет сильным и независимым, научится подчинять себе условия жизни, станет сам создават свой быт.
  • И. Бунин: О Куприне трудно писать воспоминания, неловко касаться его пьянства, а ведь вне его о нём мало можно написать. (кстати, цитаты Бунина)
  • В. Набоков: В этом небольшом сборнике есть рассказы не только о лошадях, но и о собаках, о цирке, о волшебной скрипке, о ковре-самолете. Все они, конечно, очень купринские. Талант автора так и прыщет из каждой, даже неряшливой строки; однако почему-то сдается, что иные страницы являются просто быстрыми записями, просто материалом — живым и богатым материалом — для более гармонических и строгих трудов. Но грех пенять — очень все-таки хорошо, очень хорошо. (кстати, цитаты Набокова)

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Следующая цитата

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат писателя Александра Куприна (1870 — 1938).

Наибольшую известность получили его произведения о любви. Цитаты о любви оказались также наиболее представлены.

Цитаты сведены по темам: любовь, жизненная этика, женщины и мужчины, жизнь, человек, дети, человеческие проявления, русский язык, душа, счастье, Россия.

О женщинах и мужчинах

Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм, Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную!

Каждая женщина, которая любит, — царица.

Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви – единой всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?

Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью. Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных. низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть.

О жизни

Жизнь прекрасна! Даже если поезд задавит меня и потащит по рельсам мои вырванные и окровавленные внутренности, — даже в этот момент, умирая от боли, я воскликну: как прекрасна жизнь!

Смело ныряйте в жизнь, она вас не обманет. Она похожа на огромное здание с тысячами комнат, в которых свет, пение, чудные картины, умные, изящные люди, смех, танцы, любовь - все, что есть великого и грозного в искусстве. А вы в этом дворце до сих пор видели один только темный, тесный чуланчик, весь в сору и в паутине, - и вы боитесь выйти из него.

Судьба бежит, бежит, и горе тому, кто по лени или по глупости отстал от ее волшебного бега. Догнать ее нельзя.

Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился.

О России

Всё талантливое в России либо спивается, либо иммигрирует.

Нет в печальной русской жизни более печального явления, чем эта расхлябанность и растленность мысли.

Читайте также: