Цитаты о крестном ходе

Обновлено: 28.04.2024

4 ноября в день празднования Казанской иконы Божией Матери многие жители нашего города откликнулись на призыв Божий – встать в ряды духовного войска, на ежегодный городской Крестный ход с Пречистым образом Богородицы, чтобы исповедовать свою православную веру. И наверное, каждый в какой-то мере почувствовал себя частичкой единого организма, – не просто земного, но и Небесного, который и представляет собой Церковь, – Небесную и земную, единую во Христе.
Крестный ход – это святое дело. Святое – значит самое важное, важнее всего житейского, земного, повседневного. А для души христианской – это еще и великая духовная радость. Радость от того, что ты становишься в этом деле Богу своим, родным – Божьим! И Бог в твоей жизни становится тебе ближе, роднее, любимее. А мера любви и определяется той жертвой, которую мы готовы принести ради нее.
Призывая нас на Крестный ход, Господь видит сердце каждого и во время самого пути взирает на все движения и стремления нашей души. Проверяет нас, на что мы готовы ради Него. Это – своего рода сдача зачета в школе жизни, которую мы все проходим, чтобы научиться Царствию Небесному, чтобы подготовиться к главному выпускному экзамену – переходу в Жизнь Вечную. И об этом Он призывает всех нас задуматься. Призывает и тех, кто стал вольным или невольным свидетелем молитвенного шествия по улицам города. Стучит в сердце каждого и ждет, когда Его услышат и отворят Ему с верою и надеждою, чтобы наполнить это сердце Своею Любовию. И так важно, чтобы наше сердце, наша душа напитались этой Любовью и благодарностью к Богу, хотя бы за дар жизни, в которой у нас есть выбор Жизни Вечной.
К ней-то, Жизни Вечной, через покаяние и несение жизненного креста и готовит всех нас Господь.
Из полсотни тысяч горожан участвовать в Крестном ходе к его началу пришли 400 православных христиан. Много это или мало, можно судить с разных точек зрения, но если Господь в свое время обещал помиловать город Содом ради хотя бы 10 праведников, коль найдутся в нем, то, можно предполагать, что и у нашего города есть еще надежда на Милость Божию к нему.
Да, не стоит село без праведника, и мир не стоит без молитвы, а вот когда ослабеет молитва, тогда мир и погибнет. Поэтому так важно сейчас проводить Крестные ходы с общей молитвой и с православными святынями — крестом, иконами, святыми мощами. И слава Богу, что находятся еще те подвижники, которые выступают в Крестном ходе и добровольно берут на себя тяготу противостояния духовной тьме.
Знамением и орудием нашей борьбы и победы при этом на враги видимые и невидимые является «Всечестный и Животворящий Кресте Господень, кровию Христа Бога нашего освященный!» «Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, верных утверждение; Крест, Ангелов слава, и демонов язва». [Канон Кресту]
Православный крест в строю несем, –
Ад трепещет, получая битву!
Богу мы сегодня все поем
Всех важней Иисусову молитву!

А молитва Иисусова, о которой написаны целые тома святоотеческих писаний, содержит в себе саму Тайну Царствия Божия - призывание имени Господа Иисуса Христа, - имени, «еже паче всякого имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится, Небесных, и земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца». [Филип.2:10-11] «Именем Моим бесы ижденут» [Марк.16:17].

Что же каждый из нас должен вынести из опыта участия в Крестном ходе?
Наверное, понимание того, что борьбу со злом в своей жизни, в жизни близких и других людей надо начинать с молитвы и обращения к Богу, призыванием Его помощи. И еще – каждый православный может и должен взять на вооружение себе Крестный ход как «оружие массового поражения» против всяких козней, напастей и искушений, творимых духами тьмы. В подтверждение эффективности его применения приведу лишь некоторые примеры.
В течение пяти с лишним лет мне приходилось нести службу ночного сторожа церкви в разных храмах и в разных местах. Каких только происшествий при этом не приходилось претерпевать – и «визиты» пьяных, наркоманов, бомжей и бесноватых, и взломы, и нападения, и возникновение пожара, так что наступление ночи иногда вызывало ощущение готовящейся очередной бесовской атаки. Но как-то в одной из православных газет обратил внимание на заметку о некотором женском монастыре, где сестры в конце каждого дня обходят с иконой Богородицы и молитвой вокруг монастыря, и Матерь Божия хранит их от всяких ночных происшествий.
Теперь каждое свое ночное дежурство стал начинать с крестного хода вокруг храма с иконой Богородицы и с чтением молитв к Ней и к Богу, а также 26-го, 50-го и 90-го псалмов, и все эти ночи в течение более года, пока еще служил сторожем, проходили спокойно. Прославленный в лике святых адмирал Феодор Ушаков, одержавший победу во всех своих 40 морских сражениях, перед боем особо наставлял матросов: «Братцы! Читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» [Журнал «София. Премудрость Божия» №3 2008 г, стр. 52] Это тоже важный боевой духовный опыт.
Другой эпизод. В 2005 году для обсуждения проведения первого городского Крестного хода было созвано приходское собрание, на котором мною также было предложено прихожанам не только участвовать в общем Крестном ходе, но и каждому совершать крестные хода с иконами вокруг своих домов и участков. Из трех десятков присутствующих только одна женщина восприняла это предложение по случаю того, что в одной из квартир подъезда ее дома бесчинствовали наркоманы, и никто на них не мог повлиять. Она не очень уверенно, стесняясь, как бы никто не обратил на нее внимание, первый раз прошла с молитвой и иконой Божией Матери вокруг своего дома, втайне крестя его с четырех сторон. И после этого первый день было затишье в злополучной квартире. Тогда на следующий день она пошла во второй раз, уже более уверенно. И заметила, что было не только вновь тихо, но и с какой-то опаской обитатели квартиры пробирались в нее. Третий свой крестный ход вокруг дома женщина шла уже в боевом настроении, ничего не боясь, и открыто крестя иконой все четыре стороны дома. . Когда через неделю наркоманы вообще съехали с этой квартиры, подвижница ликовала! И этой радостью поделилась со мной.
В другом случае, ко мне обратилась женщина, сетуя на беспомощность в своем противостоянии алкоголизму и запоям мужа. Предложил ей совершать ЕЖЕДНЕВНЫЙ крестный ход с иконой Божией Матери вокруг своего 10-ти этажного дома и чтением 26-го, 50-го и 90-го псалмов. Она стала это делать, - муж перестал пить, она успокоилась и перестала совершать крестный ход, и он снова запил. Так продолжалось несколько раз, пока она не стала каждый день, как молитвенное правило совершать его, и совершает, слава Богу, до сих пор, - теперь встречаю их часто вместе, муж – трезвый.
Еще были результативно применены частные крестные ходы для ограждения садового участка от посторонних посягателей, и даже – для предотвращения хронической недостачи в продуктовом магазине, то есть - для охранения от греха воровства.
Если ребенок держится за руку любящей матери, с ним никогда ничего плохого не случится. Также и христианин, если верою и молитвою держится за руку Божией Матери, то находится под Ее Милостью и Покровом. Господь же обещал все прошения Матери Своея исполнить. А на одном из списков «Боголюбской» иконы Божия Матерь, обращаясь к Сыну Своему и Господу, держит в руках развернутый список, на котором запечатлены Ее слова: «Сыне и Боже мой, услыши молитву Матери и рабы Твоея, -приими всякого человека, славящаго Тя и Меня». Поэтому «Исповедайтеся Господеви (прославляйте Господа), яко Благ, яко в век Милость Его.» [Пс.105:1]
Эй, страна, вставай на крестный ход!
Все святые с нами соберутся!
Церковь вся молитвы запоет!
Благодатью к нам они вернутся!

Таким образом, Крестный ход может и должен продолжаться дальше, в каждом из нас, и не только внешне - вокруг своих домов, школ, детских садов и больниц, но и в душах и сердцах наших, «славящих Господеви»!

А вот свидетельство Ольги Валуевой из г. Могилева, опубликованное в журнале «Домашняя энциклопедия здоровья» №4 2018, стр. 7:

«Эту историю любила вспоминать моя бабушка. Ей не было и четырех, когда началась война. Отец ушел на фронт, а она с мамой и бабушкой осталась в родной деревне Турейск Могилевской области. Когда фашисты появились в тех местах, жители окрестных сел поспешили спрятаться в лесу. Осталась лишь моя прабабушка… Изо дня в день женщина проходила по деревне со старинной семейной иконой Божией Матери и молилась, чтобы беда обошла их стороной. Это непостижимо, но фашисты, которые сожгли все окрестные деревни, ни разу не вошли в Турейск! Все жители остались живы и смогли вернуться в свои дома».

Следующая цитата

Кто идет крестным ходом с молитвой – воин Христов в боевом походе против зла. Один святитель сказал, что крестный ход небо спускает на землю. Мы оставляем житейские дела, порабощаем тело духу и, как ангелы на небе, славословим Бога. Тело трудится ради Бога, тело, которое воскреснет во славе силой Христовой.


Сщмч. Серафим (Чичагов) учил: «Сын Божий, излагая условия и пути спасения, сказал, что кто хочет идти за Ним, т.е. быть Его последователем, учеником, воспользоваться Его заслугами и совершающимся искуплением, должны отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним». Совершая крестный ход, мы вспоминаем свое призвание – нести жизненный крест и радоваться о Господе.

Тесно с житиями отдельных новомучеников переплелся крестный ход. Первый новомученик из священников сщмч. Иоанн Кочуров был умучен именно за проведение крестного хода, будто бы с политическими целями. Он служил в Царском селе, которое вот-вот должны были занять большевики. Вот, что говорит его житие: «…большевики начали артиллерийский обстрел. Началась паника, многие горожане устремились в православные храмы. После молебна состоялся крестный ход… с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани.. … Крестый ход пришлось совершать под артиллерийским обстрелом, и вопреки всех ожиданий он вышел довольно многолюдным. Рыдания и вопли женщин и детей заглушали слова молитвы о мире …Отец Иоанн произнес проповедь, призывая народ к спокойствию в виду грядущих испытаний …проповеди священников были лишены какого-либо политичиского оттенка».

Враги Церкви всегда выступают против Крестных ходов. Не воспринимает темная сила светлой радости веры. 9 мая 1918 года в Перми состоялся торжественный многотысячный крестный ход по городу в честь святого Стефана Пермского во главе с владыкой Андроником. Пелись пасхальные ирмосы, священники призывали верующих к объединению у креста распятого Христа. Через день в духовной консистории чекисты провели обыск и изъяли документы, одновременно в газетах была развернута шумная провокационная кампания со статьями типа «Почему шумят попы», «Защитники мрака» и т.п. Через два месяца владыка был вывезен в лес, где под дулом винтовок вырыл себе могилу, в которой обрел мученический венец.

Крестный ход не митинг и им христиане не пользуются для выражения своих политических взглядов. Крестные ходы по традиции новомучеников не могут иметь политическую окраску. Так, к примеру, исповедник святитель Агафангел (Преображенский) в бытность епископом Виленским и Литовским не поддержал инициативу проведения крайних монархистов торжественного крестного хода к памятнику М. Н. Муравьёву в память 50-летия его управления Северо-Западным краем. Святитель не отказал в молитвах, но ограничился проведением заупокойной службы.

Крестный ход – огромная сила. По мысли сщмч. Андроника Пермского, такая молитва может пробудить уснувшие души и вернуть заблудшие. Еще за несколько лет до кончины, когда его накануне войны отправляли на Омскую кафедру из Новгорода, писал митр. Арсению (Стадницкому): «Буду просить и копии икон Тихвинской, Иверской и Знаменской, чтобы все эти святыни принести в благословение от Новгорода и разнести по разным городам епархии. Пусть и там будет Святая Русь, пусть около сих святынь собираются все - непременно крестными ходами, чтобы ими всколыхнуть все русские благочестивые сердца и в сектантство уходящие главнейше потому, что нет там ни церквей, ни священства. На крестных ходах и вести всякую церковную пропаганду, будить, привлекать внимание к святыням, от которых, несомненно, еще не отстало сердце переселенцев тамошних. Если же поможет Господь взбудоражить там такое течение, то после того можно будет и более уверенно и спокойно идти в поход на все сектантство и вытеснять его из насиженных мест».

Действительно, крестный ход будет будоражить уснувшее. Плевелы сразу показывают злобу, а пшеница начинает приносить плод.

Накануне мученической кончины крестный ход возглавил Одесский святой сщмч. Гермоген (Долганев). Отметим, что это был архиерей, который все время своего служения благословлял духовенству организовывать массовые крестные ходы. Так с крестным ходом и соединилась с ним слава мученика. Утром 28 апреля 1918 года владыка служил литургию в Тобольском соборе, после возглавил крестный ход. Из кремля он двинулся в подгорную часть Тобольска. Здесь служились молебны «о спасении погибающей родины». В крестном ходе участвовало все городское духовенство и масса народа. Их сопровождали красногвардейцы. Немедленно по окончании крестного хода епископ был арестован, а ночью вывезен из Тобольска. Расстреляли и умучили за крестный ход, который совершался о мире и любви.

Не любят злые силы шествий с крестами и иконами. И через злых людей нападают на верующих и смеются над крестными ходами. Высмеять – оружие лукавого. Пребывать в молитве и благословлять проклинающих – оружие христианина.

Свт. Николай Сербский, человек, глубоко чтивший подвиг новомучеников и исповедников нашей Церкви, говорил о тех, кто насмехается над крестным ходом так: «А если кто-то насмехается над крестным ходом, разве это важно? Человек, лишенный Духа Божия, так же насмехается и над храмом, и над теми, кто молится в храме, и над молитвой, и над верой вообще. Разве насмешки могут устрашить крестоносцев, воюющих против невидимых сатанинских сил, куда более страшных, чем эти несчастные насмешники? И, наконец, те, кто насмехается над святыней, насмехаются над собственным счастьем».

Приведем еще несколько строк из сочинения «Письма архиерея к иереям» сщмч. Андроника. Епископ видел большую пользу паломничества и крестного хода ко святыням. «Влияние на народ таких народных торжественных богомолений весьма велико и несомненно. Особенно, если такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной подготовкой, с личным воодушевлением священника. Нужно пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это. Засуха, ненастье затяжное, мор скота, червь напал на хлеб и т.п. - все это дает священнику повод обратиться к душе своих прихожан, чтобы возбудить в них дух сокрушения, искание Божьего заступления, желание молиться Ему и Его угодникам. Концом этого и будет нарочитое богомоление, поднятие икон в деревне, крестный ход вокруг села или на поле и т. п. Тут и место проповеди, и общенародному пению, и обещание на трезвость, и усердие на общее доброе дело и т. п. Вовремя устроенное, все это будет иметь весьма важное значение и надолго сохранится с благоговением в народной памяти».

Знали наши предки силу крестного хода, знали, что он приносит утешение и отраду в дни, когда перемены и разруха. В первые дни первой мировой войны киевское духовенство служило молебны и устраивало крестные ходы, молясь о даровании победы. В житии сщмч. Никодима (Кроткова) узнаем, что несмотря на тяготы военного времени, в 1915 г., он, будучи в это время Киевским викарием, принимал основное участие в организации и проведении величественного крестного хода в честь 900-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира.

Киевский святитель священномученик Владимир (Богоявленский) считал крестный ход лучшим средством расположить и подготовить душу к трезвой жизни с Богом. В 1913 года в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Исаакиевский собор Петербурга прибывал многолюдный крестный ход для молебнов и торжественного проведения дня трезвости. Во время первой мировой войны святитель не раз участвовал во всенародных молебнах «об одолении супостатов». Первый молебен состоялся 17 авг. 1914 г. на Исаакиевской пл., куда сошлись крестные ходы из всех церквей города.

Слезы, молитва и труд ради Господа – составляют основу духовной жизни. Всем этим переполнена суть православных крестных ходов. Приведем еще одну мысль свт. Николая Сербского: «Соборная молитва никогда не оставалась без добрых плодов, особенно когда молитва носила покаянный характер и выражала преданность воле Божией. Народ знает духовную пользу крестных ходов и потому так любит их. Если бы они множество раз не пролили дождь на иссохшие нивы, не притупили косу смерти во время эпидемий, не вернули мир во время смут, разве народ любил бы так крестные ходы и разве носил бы так ревностно кресты по городам и селам?»

Мы верим, что Господь, видя наше покаяние, усердие и слезы, дарует молитвами новомучеников мир и спасение.

Следующая цитата


Обращаясь к пастве с назидательном словом, владыка привёл пример из жития преподобного Паисия Святогорца.

«Однажды была засуха на Святой Горе Афон, и братия Иверского монастыря вышли крестным ходом с чудотворным образом просить дождя. Но вместо этого вдруг ударила молния, и загорелся лес – от пожара выгорели очень большие плантации леса на Святой Горе Афонской. И сказал старец Паисий: «А знаете, почему так произошло? – и вопрошали все, почему так получилось, ведь просили дождя. – Потому что на крестный ход вышли, как на прогулку, никто не просил Божию Матерь, никто не молился Ей. Просто вышли, потому что благословили выйти крестным ходом. А живой молитвы, живого вопля сердечного к Божией Матери не было при этом», – рассказал иерарх.

Митрополит Арсений призвал верующих идти в крестном шествии и участвовать в молебне, сопрягая слова молитвы со своими душевными и сердечными чувствами, чтобы за внешней красотой крестного хода была внутренняя, духовная красота искренней, пламенной молитвы: «Чтобы вопль молитвы нашей пронзал небо и доходил до Престола Божия, умоляя Его милосердие. Потому что запомните: эта молитва, может, и краткая, но от этой молитвы может зависеть многое в нашем Отечестве и в наших бессмертных душах. И, может быть, кто-то этим молебном потом оправдается на Страшном суде, а может, кому-то будет и в осуждение, кто пройдёт праздно и без молитвы».

Наместник лавры призвал всех помнить наставления старца Паисия Святогорца, сказавшего, что крестный ход – это не простое прохождение, это сугубая молитва к Богу.

«Вот почему святые отцы говорили: «Когда крестный ход идёт, то ад трясётся», это когда все молятся и сила Божия настолько явно действует в человеческом обществе, что изгоняет всякое зло и адскую силу из нашего общества. И дай, Боже, чтобы и наша молитва была столь же искренней и столь же плодотворной, и для души каждого из нас, и для нашего Отечества в целом, которое тоже смотрит на молитвы нас, верующих, и многое ожидает от них», – заключил митрополит Арсений.

Встреча Святогорской иконы Пресвятой Богородицы состоялась 12 апреля, накануне вечернего богослужения в Успенской Святогорской лавре. Чудотворный образ пребывал в пределах Запорожской епархии с 20 марта по 11 апреля. Икона посетила 13 храмов десяти городов и населённых пунктов Запорожского края.

Следующая цитата

Кто идет крестным ходом с молитвой – воин Христов в боевом походе против зла. Один святитель сказал, что крестный ход небо спускает на землю. Мы оставляем житейские дела, порабощаем тело духу и, как ангелы на небе, славословим Бога. Тело трудится ради Бога, тело, которое воскреснет во славе силой Христовой.


Сщмч. Серафим (Чичагов) учил: «Сын Божий, излагая условия и пути спасения, сказал, что кто хочет идти за Ним, т.е. быть Его последователем, учеником, воспользоваться Его заслугами и совершающимся искуплением, должны отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним». Совершая крестный ход, мы вспоминаем свое призвание – нести жизненный крест и радоваться о Господе.

Тесно с житиями отдельных новомучеников переплелся крестный ход. Первый новомученик из священников сщмч. Иоанн Кочуров был умучен именно за проведение крестного хода, будто бы с политическими целями. Он служил в Царском селе, которое вот-вот должны были занять большевики. Вот, что говорит его житие: «…большевики начали артиллерийский обстрел. Началась паника, многие горожане устремились в православные храмы. После молебна состоялся крестный ход… с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани.. … Крестый ход пришлось совершать под артиллерийским обстрелом, и вопреки всех ожиданий он вышел довольно многолюдным. Рыдания и вопли женщин и детей заглушали слова молитвы о мире …Отец Иоанн произнес проповедь, призывая народ к спокойствию в виду грядущих испытаний …проповеди священников были лишены какого-либо политичиского оттенка».

Враги Церкви всегда выступают против Крестных ходов. Не воспринимает темная сила светлой радости веры. 9 мая 1918 года в Перми состоялся торжественный многотысячный крестный ход по городу в честь святого Стефана Пермского во главе с владыкой Андроником. Пелись пасхальные ирмосы, священники призывали верующих к объединению у креста распятого Христа. Через день в духовной консистории чекисты провели обыск и изъяли документы, одновременно в газетах была развернута шумная провокационная кампания со статьями типа «Почему шумят попы», «Защитники мрака» и т.п. Через два месяца владыка был вывезен в лес, где под дулом винтовок вырыл себе могилу, в которой обрел мученический венец.

Крестный ход не митинг и им христиане не пользуются для выражения своих политических взглядов. Крестные ходы по традиции новомучеников не могут иметь политическую окраску. Так, к примеру, исповедник святитель Агафангел (Преображенский) в бытность епископом Виленским и Литовским не поддержал инициативу проведения крайних монархистов торжественного крестного хода к памятнику М. Н. Муравьёву в память 50-летия его управления Северо-Западным краем. Святитель не отказал в молитвах, но ограничился проведением заупокойной службы.

Крестный ход – огромная сила. По мысли сщмч. Андроника Пермского, такая молитва может пробудить уснувшие души и вернуть заблудшие. Еще за несколько лет до кончины, когда его накануне войны отправляли на Омскую кафедру из Новгорода, писал митр. Арсению (Стадницкому): «Буду просить и копии икон Тихвинской, Иверской и Знаменской, чтобы все эти святыни принести в благословение от Новгорода и разнести по разным городам епархии. Пусть и там будет Святая Русь, пусть около сих святынь собираются все - непременно крестными ходами, чтобы ими всколыхнуть все русские благочестивые сердца и в сектантство уходящие главнейше потому, что нет там ни церквей, ни священства. На крестных ходах и вести всякую церковную пропаганду, будить, привлекать внимание к святыням, от которых, несомненно, еще не отстало сердце переселенцев тамошних. Если же поможет Господь взбудоражить там такое течение, то после того можно будет и более уверенно и спокойно идти в поход на все сектантство и вытеснять его из насиженных мест».

Действительно, крестный ход будет будоражить уснувшее. Плевелы сразу показывают злобу, а пшеница начинает приносить плод.

Накануне мученической кончины крестный ход возглавил Одесский святой сщмч. Гермоген (Долганев). Отметим, что это был архиерей, который все время своего служения благословлял духовенству организовывать массовые крестные ходы. Так с крестным ходом и соединилась с ним слава мученика. Утром 28 апреля 1918 года владыка служил литургию в Тобольском соборе, после возглавил крестный ход. Из кремля он двинулся в подгорную часть Тобольска. Здесь служились молебны «о спасении погибающей родины». В крестном ходе участвовало все городское духовенство и масса народа. Их сопровождали красногвардейцы. Немедленно по окончании крестного хода епископ был арестован, а ночью вывезен из Тобольска. Расстреляли и умучили за крестный ход, который совершался о мире и любви.

Не любят злые силы шествий с крестами и иконами. И через злых людей нападают на верующих и смеются над крестными ходами. Высмеять – оружие лукавого. Пребывать в молитве и благословлять проклинающих – оружие христианина.

Свт. Николай Сербский, человек, глубоко чтивший подвиг новомучеников и исповедников нашей Церкви, говорил о тех, кто насмехается над крестным ходом так: «А если кто-то насмехается над крестным ходом, разве это важно? Человек, лишенный Духа Божия, так же насмехается и над храмом, и над теми, кто молится в храме, и над молитвой, и над верой вообще. Разве насмешки могут устрашить крестоносцев, воюющих против невидимых сатанинских сил, куда более страшных, чем эти несчастные насмешники? И, наконец, те, кто насмехается над святыней, насмехаются над собственным счастьем».

Приведем еще несколько строк из сочинения «Письма архиерея к иереям» сщмч. Андроника. Епископ видел большую пользу паломничества и крестного хода ко святыням. «Влияние на народ таких народных торжественных богомолений весьма велико и несомненно. Особенно, если такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной подготовкой, с личным воодушевлением священника. Нужно пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это. Засуха, ненастье затяжное, мор скота, червь напал на хлеб и т.п. - все это дает священнику повод обратиться к душе своих прихожан, чтобы возбудить в них дух сокрушения, искание Божьего заступления, желание молиться Ему и Его угодникам. Концом этого и будет нарочитое богомоление, поднятие икон в деревне, крестный ход вокруг села или на поле и т. п. Тут и место проповеди, и общенародному пению, и обещание на трезвость, и усердие на общее доброе дело и т. п. Вовремя устроенное, все это будет иметь весьма важное значение и надолго сохранится с благоговением в народной памяти».

Знали наши предки силу крестного хода, знали, что он приносит утешение и отраду в дни, когда перемены и разруха. В первые дни первой мировой войны киевское духовенство служило молебны и устраивало крестные ходы, молясь о даровании победы. В житии сщмч. Никодима (Кроткова) узнаем, что несмотря на тяготы военного времени, в 1915 г., он, будучи в это время Киевским викарием, принимал основное участие в организации и проведении величественного крестного хода в честь 900-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира.

Киевский святитель священномученик Владимир (Богоявленский) считал крестный ход лучшим средством расположить и подготовить душу к трезвой жизни с Богом. В 1913 года в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Исаакиевский собор Петербурга прибывал многолюдный крестный ход для молебнов и торжественного проведения дня трезвости. Во время первой мировой войны святитель не раз участвовал во всенародных молебнах «об одолении супостатов». Первый молебен состоялся 17 авг. 1914 г. на Исаакиевской пл., куда сошлись крестные ходы из всех церквей города.

Слезы, молитва и труд ради Господа – составляют основу духовной жизни. Всем этим переполнена суть православных крестных ходов. Приведем еще одну мысль свт. Николая Сербского: «Соборная молитва никогда не оставалась без добрых плодов, особенно когда молитва носила покаянный характер и выражала преданность воле Божией. Народ знает духовную пользу крестных ходов и потому так любит их. Если бы они множество раз не пролили дождь на иссохшие нивы, не притупили косу смерти во время эпидемий, не вернули мир во время смут, разве народ любил бы так крестные ходы и разве носил бы так ревностно кресты по городам и селам?»

Мы верим, что Господь, видя наше покаяние, усердие и слезы, дарует молитвами новомучеников мир и спасение.

Читайте также: