Цитаты о космонавте леонове
Обновлено: 21.11.2024
Но улыбка – это хорошо, конечно, однако за ней мозги должны быть, и всем улыбаться не стоит.
Но почему все так? А очень просто… Раз вы стираете из памяти имена героев – получайте
А теперь – еще раз о Гагарине. Я совсем недавно нашел у К. Э. Циолковского очень интересную записочку, о которой мало кто знает. Он писал: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. И я могу без труда обрисовать его. Он русский, гражданин Советского Союза, по профессии, скорее всего, летчик. У него отвага умная, лишенная духовного безрассудства. Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола». Циолковский это написал в 1935 году. За двадцать шесть лет до полета Гагарина! Тогда Юрию и года не было… Точно знаю, что, когда Юрия выбрали, сей документ известен не был. Очень интересное провидение.
Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года».
Ишлинский, Рязанский, Кузнецов, Бармин
терпящие бедствие, прибрежные пейзажи… У него на картинах запечатлены корабли, и, рассматривая именно его живописные полотна, начинаешь понимать, как много значит в искусстве точное знание предмета.
Космические пейзажи очень красивы, но все равно земные – гораздо более многообразные. Пусть в космосе каждую секунду что-то меняется, на Земле все-таки лучше. Постепенно я начал рисовать не только ракеты, но и корабли, просто пейзажи. Я много копировал Айвазовского, Шишкина, других художников. Очень люблю Айвазовского, его морские бездны, корабли
Вот я и живу такой «двойной» жизнью: одна ее половина принадлежит небу, космонавтике, а другая – земле, живописи.
Сейчас, когда я на пенсии, для меня предпочтительнее всего профессия художника, хотя, по правде говоря, мне до сих пор ночами то и дело снится, будто летаю – то на самолете, то на космическом корабле.
Вообще я считаю себя не любителем-дилетантом, а настоящим профессиональным художником, хотя и не имею диплома об окончании художественного учебного заведения. Ведь можно иметь соответствующий диплом и вместе с тем не быть в своем художественном творчестве профессионалом.
Следующая цитата
Сегодня ушел из жизни летчик-космонавт Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос. Алексей Архипович рассказывал о своей жизни в книге «Время первых. Судьба моя — я сам», которая вышла в 2017 году в издательстве АСТ.
О вере
Помню, находясь на обрезе шлюза «Восхода-2» в разбухшем скафандре, подумал – Господи, помоги мне войти обратно! А ведь я атеист, и не робкого десятка вроде! Это заложено в нас где-то внутри. Хочется пристального внимания к тому, что ты делаешь. И если это дело правое, и Кто-то видит, что ты не смалодушничал, честно трудишься – можно тебе и чуть-чуть помочь.
Прожив долгую жизнь, я пришел к выводу: человек может верить. Если вера помогает ему жить и приносить пользу – окружающим, своей стране. Я периодически (каждый год на день шахтера) бываю в Кемерово, на своей родине, и по возможности посещаю Мариинск – сейчас на месте бывшего Сиблага построен мемориал памяти жертв политических репрессий. В Мариинских тюрьмах до революции побывали и Ленин и Сталин, а в 30-х годах сидел мой отец. До 1917 года эти тюрьмы выполняли функции так называемого полуэтапа, и там не было расстреляно ни одного человека, а за 1918–1953 годы, согласно документам, расстреляли двести тысяч. Страшное место!
И там была поставлена памятная часовня. Вот в этой часовне я прочел строки стихотворения современного поэта-иеромонаха Романа, которые заставляют задуматься.
Без Бога нация – толпа,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу.
О милосердии
Очень хорошо помню 1943 год, когда под Сталинградом шла битва. Собрали нас в школе, все объяснили. И родителям сказали, расскажите, что немцы попали в кольцо, двадцать две дивизии у них там, и советская армия их громит. Я тогда сделал газету «Советская армия», нарисовал солдата уже в погонах (их вернули как раз в 43-м году).
19-ю школу превратили в госпиталь. Это рядом, километра три-четыре от нас, мы туда ходили, потому что интересно было, как рассказывали эти солдатики. А им интересно было с нами общаться. С поезда разгружали раненых на носилках, мы на все это смотрели. Десятками их несли, а потом везли в эту самую 19-ю школу.
Свободный полёт Алексея ЛеоноваГде-то в 1943 году в Кемерово привезли пленных немцев. Там на реке, севернее города, есть два острова, и на этих островах были бараки для пленных немцев. А мы, мальчишки, в этом месте пасли коров. И вот мы приходили к немцам этим, а они к нам относились, как к детям, ведь у них же тоже были дети. Мы были доброжелательные, даже приходили им крохи хлеба, картошку приносили. Немцев убрали, в 1945 году в это место, а его, собственно, никто и не охранял, поселили японцев. Они жили в бараках на островах после того, как их армия капитулировала. Мы этого ничего не понимали – почему то немцы, то японцы… И к ним мы тоже приходили, и японцы каждый раз делали нам журавликов. Я тогда первый раз увидел эти журавлики, мы приносили японцам кусочки хлеба. Это было так трогательно, они плакали…
О дружбе с Юрием Гагариным
[Медкомиссия]. Захожу [в палату]. И вижу – сидит молодой человек. Читает. Посмотрел на меня. И этот взгляд я запомнил на всю жизнь. Сверкающие голубые глаза. Большие. Сияют аж зеленым, зелено-голубые такие глаза. Книжку положил, встал:
– Старший лейтенант Гагарин.
И за полчаса я уже знал о нем, что он с Заполярья. Он мне все рассказал про всю свою жизнь, и про дочку Леночку, которая родилась 17 апреля 1959 года… А я — с юга. Летаем на одних самолетах. Разведчики. Но что меня особенно поразило – он читал «Старик и море» Хемингуэя, а эта книга только вышла, я слышал по радио, и смотрю – а этот молодой человек уже читает. Подумал — вот это серьезный-то парень какой.
И вот 12 апреля 1961 года. Первый раз человек летит в космос. Что будет? Как будет? Никто не знал, хотя в технику мы верили просто железно. Вначале появилось телевизионное изображение, и пока смутно было, я не мог точно сказать, кто это – Титов или Гагарин. И только после того, как Гагарин назвал уже оттуда меня по имени (привет Блондину), мы перебросились словами, и он заулыбался, стало ясно, что это Гагарин.
Вел я с ним связь около семи минут, может быть, поменьше. Он запрашивал, какая у него «дорожка», какие параметры. Мы тут же ему сообщили, что все хорошо, ждем встречи…
Рассматривая с разных сторон личность Гагарина, могу сказать – он очень мало прожил, но попал в отряд по удивительным показателям. Все складывалось так, что он просто обязан быть там. Хотя, по идее, откуда? Деревня Клушино. Господи… Сразу пошел в третий класс… И, зная его документы, уверяю – у него кроме оценки «отлично» никогда ничего не было. И потом, как взрослый человек, решает? Семье надо помогать! И он после шестого класса пошел в Люберецкое ремесленное училище. Ну, а семья у него – младший брат еще был, отцу много лет, матери тоже…
Училище он окончил с отличием. После училища пошел в индустриальный техникум, продолжал себя формировать как мастер литейного производства. И там учился отлично. И летать начал. Он был спортсменом – при росте 165 сантиметров он был капитаном баскетбольной команды. Очень прыгучий! В волейбол играл в нападении. Это только себе представить! Его мама, Анна Тимофеевна, мудрая русская женщина… Она ему дала понятие нравственности. Он был очень крепким как физически, так и внутри… Как пружина…
О выходе в открытый космос
В специальном акте о продолжительности моего пребывания вне космического корабля-спутника «Восход-2» от 18 марта 1965 года было сказано:
Это были двенадцать минут свободного парения, плавания, а всего в глубоком вакууме я находился сорок пять минут.
Меня часто спрашивают, каково это – в открытом космосе быть, Вселенную не в окно иллюминатора увидеть? Никто и предугадать не мог, что человека там ждет, и на последнем инструктаже главный конструктор Сергей Павлович Королев мне сказал:
Когда я выплыл из шлюзовой камеры, у меня в первую минуту дух захватило: яркое солнце, тишина необыкновенная! В глаза ударил слепящий поток света, прямо как огонь сварки. Пришлось срочно опустить светофильтр. Небо было и черное, и светлое одновременно. Бесконечность – больше ничего вокруг. И где-то далеко-далеко внизу голубая Земля.
Гляжу вверх: надо мной медленно вращается наш корабль-громадина, как будто он больше планеты. Отрываю одну руку от поручня, другую, отплываю. Меня удерживает крепкий пятиметровый фал. Слышу в наушниках голоса наблюдающих за мной при помощи телекамер с Земли: «Смотри-ка, живой…» Внизу под собой вижу Черноморское побережье Кавказа и не менее радостно докладываю:
– В Сочи хорошая погода.
– Без тебя знаем. Выполняй задание, – коротко ответили мне.
Волновались, не хотели отвлекаться.
Земля медленно плыла-вращалась подо мной, как большой и красивый… глобус. Я видел Новороссийск и Цемесскую бухту. Так же медленно проплыли и ушли на закруглениях горизонта огромные черные поля Кубани, серебряная лента Волги, темная зелень тайги, Обь…
Но вот пора возвращаться – а я не могу: из-за гигантской разницы в давлении внутри и снаружи скафандр увеличился в размерах, пальцы «раздулись» так, что я не мог ни держать камеру, ни ухватиться за поручни, чтобы войти в корабль.
О призвании
Если бы любовь к небу и космосу не переборола во мне любовь к рисованию, я точно стал бы художником. Помню, маленький был – рисовал постоянно, а сестра Раиса меня поддерживала и защищала: «Пусть рисует, у Лени – дар божий».
Не знаю про божий дар, но зов неба я, мальчишка с сердцем художника и мечтами о путешествиях, почувствовал еще в родной Листвянке. Потом в моей жизни много лет был космос. И в творчестве был только космос.
В полетах я черпал вдохновение, воссоздавая столь непохожие на земные цвета космоса. Эти космические цвета захватили мое воображение. Когда я уже был в отряде космонавтов, у меня появилось желание создать цикл картин о космосе и завоевании его человеком. На борт «Восхода-2» я взял с собой цветные карандаши, и мне удалось выкроить несколько минут, чтобы зарисовать виды, которые произвели на меня наибольшее впечатление.
При этом меня вдохновляло сознание того, что в этой области живописи я был первым. Я рисовал Солнце и Землю, и когда это делал в полете, во мне рождалось такое чувство, будто я – космический Микеланджело. И думал, как бы он это все сделал. Он на земле неповторим, а в космосе нашел бы то, что мы никто никогда не найдем.
Это же потрясающе! Мне первому из землян удалось увидеть наш Земной шар не через иллюминатор, а в свободном парении с высоты пятьсот километров. Никакая, даже самая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты.
Следующая цитата
11.10.2019, 17:10 Общество Видео 1 985
Первый человек, вышедший в открытый космос, многим запомнился еще и своими меткими фразами.
«Нельзя забывать о достижениях нашего прошлого, как бы мы сегодня не относились к нему»;
«Надеяться всегда нужно на лучшее. Нет веры? Выдумайте ее. Нет героев? Создайте»;
«Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди»;
«Если бы испанская королева в свое время пожалела денег на путешествие Колумба через океан, то мы бы сейчас не встретились в этом зале»;
«. человек, который для нас был больше, чем отцом. Королев был для нас Богом».
Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка (в настоящее время находится в Кемеровской области). Он окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков и в 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов.
Спустя десять лет, в июле 1975-го, Алексей Архипович совершил свой второй полет в космос. Он принял участие в стыковке советского космического корабля «Союз-19» с американским Apollo, за что получил второе звание Героя Советского Союза.
С 1970 по 1991 год Леонов был заместителем главы Центра подготовки космонавтов. Затем он официально вышел на пенсию, во время которой активно сотрудничал с различными организациями.
Следующая цитата
Алексей Леонов был разносторонним человеком, увлекался спором, живописью, вёл большую общественную работу. "Клопс" собрал цитаты, которыми запомнился выдающийся космонавт, ушедший из жизни.
"Я попал в Калининград сразу после войны. Еще Кёнигсберг был. Разрушенный весь. И эта улица (Космонавта Леонова – ред.), кстати, тоже была разрушена. Был целым только Воздушный посёлок, улица Кутузова… Английская авиация уничтожила всю культурную часть в августе 1944-го. Нагадили больше, чем кому-либо — англичане умеют это делать. Для них Россия всегда была костью в горле. Чем нам хуже, тем им лучше".
"Сам я ходил под парусом в 1948 году. Капитан у нас был 15-летний парень. Нам же было по 14 лет: я и мой друг из школы №21 Калининграда. Мы были матросами и ходили на яхте по Калининградскому заливу".
"Королевский замок ведь не Гитлер построил, и не Геринг, и не Вильгельм. Зато тут был наместник русского царя Суворов, сюда приезжал к отцу Александр Суворов, великий полководец, тут Пётр был с Екатериной. Тут Софья Ковалевская жила, когда преподавала в университете. Ломоносов тут солдатом служил. После войны перекрытия (замка — ред.) были целыми. У меня рисунки цитадели остались, что я в 14 лет рисовал".
"Я за переименование. Давно пора! Кёнигсберг — это не фашистский город, это название к нацизму никакого отношения не имеет. Это город науки, студентов и мира. Королевская гора! Альберт — достойный человек — основал университет в Кёнигсберге. Один из старейших университетов Европы. Вот о чём думать надо, это история, которую нужно уважать. А как мы молодёжи объясним, кто такой Калинин? Что он сделал для отечества? Расстрельные списки подписывал?"
"Мы полчаса сидели и беседовали. Он рассказал о том, как проходили съёмки (фильма "Обливион" — ред). Как он падал на съёмочной площадке, а потом долго лечился. Как использовали компьютерную графику и почему её не видно на экране — так толково она внедрена в картинку. Вообще, он замечательно сыграл в кино. Том Круз — очень обаятельный парень. Я подарил ему альбом "Космическая и земная живопись" со своими картинами. Он был безумно рад, остался в восторге от моих работ. И я сказал: "Фантастику, которую вы показываете, я писал маслом ещё 40 лет назад". Он удивился".
"На самом деле было ещё страшнее. Ситуация, которую невозможно в кинематографе воспроизвести. Никогда об этом никто не говорил. Я много фильмов консультировал на сегодняшний день. Это, пожалуй, самый лучший образ, который создал (актёр) Ильин. Вот он такой — неожиданный, порывистый… Он вёл свою линию. И кончилось тем, что он говорит: ‟Я знал, кого куда посылать”", — рассказал космонавт.
"У нас был такой случай в 1967 году — тогда на разгонном блоке тоже перепутали "плюс" и "минус". <. > Сейчас даже блондинки на машине не могут перепутать "плюс" и "минус". А здесь специалисты! Человека можно научить ограничить обязанности, заставить выполнять все по документации. Но если это всплывают "бобы" конструкции двигателей, то это плохо. Двигатели-то тоже делают люди. <. > Раньше была военная приёмка. Ни один объект без неё не уходил. Сейчас придумали другую систему, и я не знаю, есть ли у них военная приёмка. Если она есть и такое допускают, то она негодная".
"Многие зрители до сих пор не догадываются, что всевидящее око на экране — это глаз обыкновенной коровы. Тем и хорошо кино, что у человека огромный простор для самовыражения и фантазий. Прошло больше 35 лет после моего дебюта в кинематографе, но я и сегодня с удовольствием смотрю свои фильмы".
"Я остался единственным свидетелем того, что было, как человек-эксперт, привлечённый к расследованию. Я расследовал этот случай и тогда утверждал и знал, что там был несанкционированный самолёт. Был! Но в то время признаться, что в Подмосковье можно летать бесконтрольно, комиссия не считала нужным. Прошло 45 лет. Я обратился к президенту, и он разрешил поднять документы, которые подтвердили то, что я говорил. И я открыто говорю, что причина гибели Гагарина — это несанкционированный пролёт человека, который нарушил дисциплину, спустился ниже облаков и потом на форсаже прошёл мимо Гагарина, не видя его в облаках. Мощнейшим потоком перевернул самолёт Гагарина, и они попали в глубокую спираль, из которой за короткое время при наличии баков по 260 литров вывести самолет было невозможно. Самолёт погиб на выводе, не хватало по времени 1,5 секунды и 100 метров высоты. Он шёл плашмя, сбивая деревья и так упал на скорости на просадке. Экипаж до самого последнего момента выводил самолёт из этого состояния".
Читайте также: