Цитаты о чехове известных людей

Обновлено: 06.11.2024

«Чехов пользуется на Востоке огромной любовью. Своеобразная манера письма Чехова оказалась на редкость близкой вкусам нашего читателя: ибо хотя Чехов стихов не писал, все же он – подлинный поэт, рассказы и пьесы его – поэзия. Влияние Чехова на новую литературу и искусство Китая поистине огромно…»

/Го Мо-жо, китайский писатель,
ученый и общественный деятель/

«В течение последних двадцати лет самым могучим магнитом для молодых писателей многих стран был Чехов…»

/Д. Голсуорси. Высказывание относится к 1928 г./

В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…».

/ А. М. Горький. Литературные заметки.
По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» 1900г./

«Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов».

/М. Горький/

«Сколько дивных минут прожил я над вашими книгами, сколько раз плакал над ними:

«… каждый новый рассказ Чехова всё усиливает одну глубоко ценную и нужную ноту – ноту бодрости и любви к жизни».

/А. М. Горький/

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл».

/А. М. Горький/

«…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…»

/А. М. Горький и А. Чехов.
Переписка. Статьи. Высказывания.- М., 1951. с. 122-123/

«… ярко горят умы Великой красы и силы, сердца истинных художников».

/М. Горький (о Чехова)/

«Я хотел бы объясниться Вам в искреннейшей горячей любви, кою безответно питаю я Вам со времен младых ногтей моих, я хотел бы выразить мой восторг перед удивительным талантом Вашим…, в русской литературе ещё не было новеллиста, подобного Вам, а теперь Вы у нас самая ценная и крупная фигура», -

так писал М. Горький А. П. Чехову.

«Чехов …величайший мастер слова, уничтожающий критик буржуазно-помещичьего общества, в котором он жил».

/М. И. Калинин/

«Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить…»

/О Кейси, Шон/

«Чехов – могучий ваятель. Чем Чехов повлиял на меня? Я пока не знаю, но всегда чувствовал постоянное и благодеятельное, если так можно выразиться, излучение его книг».

/Л. Леонов/

«Чехов… был настроен жгуче протестантски к своему кошмарному времени».

/Луначарский А. В./

«Скучная история» А. П. Чехова

«…это совершенно необыкновенная вещь, во всей литературе не сыскать ничего похожего на нее, - такая она печальная и странная. Эта история, именующая себя «скучной», а на самом деле потрясающая, удивительна своим глубочайшим проникновением в психологию».

/Томас Манн. Собр. соч. М., 1961, т.10, стр. 524/

«Из-за привычной обывателю фигуры ничем недовольного нытика, ходатая перед обществом за «смешных» людей, Чехов – «Певца сумерек» выступают линии другого Чехова – сильного веселого художника слова».

/Из статьи «Два Чехова». 1914г. В. В. Маяковский/

«Вишневый сад» как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведением Чехова».

/Вл. И. Немирович-Данченко/

«Дружественно и тесно сблизились их жизни [Чехова и Художественного театра] для того, чтобы создать в искусстве движение, которое не может остаться забытым в истории русского сценического творчества».

/Вл. И. Немирович-Данченко/

«Искусство Чехова – искусство художественной свободы и художественной правды».

/Вл. И. Немирович-Данченко «Через 30 лет»/

«Он был искренен и говорил и писал только так, как чувствовал.

Он был глубоко добросовестен и говорил и писал только о том, что знал крепко» (об А. П. Чехове)

/Вл. И. Немирович-Данченко «Через 30 лет»/

«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…

…Читая Чехова, становится стыдно позировать. Чехов своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение.

В наше время героических требований к личности Чехов, яркий представитель нашего русского родного дома, каждому претенденту на героя может служить проверкой: действительно ли ты цвет или пустоцвет».

/Пришвин М. «Незабудки»/

«Чеховский дом в Ялте дает живое представление о личности большого русского писателя… Мир вещей, составляющий его домашнюю обстановку, свидетельствует о том, что жил здесь человек «ясный умственно, чистый нравственно и опрятный физически».

/Л. Сейфулина/

«Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, какого мне только приходилось видеть. Он бодро, всегда оживленно, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни».

/К. С. Станиславский/

«Глава о Чехове ещё не кончена, её ещё не прочли, как следует, не вникли в её сущность и преждевременно закрыли книгу.

Пусть её раскроют вновь, изучат и дочтут до конца».

/К. С. Станиславский/

«Пусть для зрителей его пьесы – печальная страница прошлого, но для нас, артистов, передающих их на сцене, это страница будущего, олицетворение вечного стремления к лучшей жизни. Других путей нет для постижения тайников души Чехова. Ощущение правды реальной жизни в настоящем и искренняя вера в идеальную мечту, в будущее – вот ключи к потайным дверям творческого сверхсознания в его произведениях»

/К. С. Станиславский/

«Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы».

/К. С. Станиславский
из кн. «Моя жизнь в искусстве/

«Чеховские мечты о будущей жизни говорят, о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться в поте лица, страдать».

/К. С. Станиславский/

«Главное, он был постоянно искренен, а это великое достоинство писателя, а благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые формы писания».

/Л. Н. Толстой/

«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».

/Л. Н. Толстой/

«Чехов – это Пушкин в прозе»

/Л. Н. Толстой/

«… Чехов – истинный художник: его можно перечитывать несколько раз».

/Л. Н. Толстой/

«Чехова, как художника нельзя даже сравнивать с прежними русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мной. У Чехова своя особенная манера, как у импрессионистов. Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого, как будто, отношения эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь и, в общем, получается цельное впечатление: перед вами яркая, неотразимая картина природы. И вот ещё наивернейший признак, что Чехов истинный художник: его можно перечитывать несколько раз…».

/Л. Н. Толстой/

«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».

/Л. Н. Толстой/

«Я его очень люблю… Большой художник. Но все-таки это мозаика, тут нет руководящей идеи».

/Л. Н. Толстой о Чехове/

«Широкая известность Чехова среди всех народов мира наполняет нас отрадой и гордостью за русскую литературу, за нашего Чехова».

/К. Федин/

«Имеете ли Вы понятие о новом большом русском литературном таланте, Чехове. По-моему, это будущий столп нашей словесности».

/П. И. Чайковский об А. П. Чехове
Из письма е. Ю. П. Шпажинской, 1889/

«Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком, что только два глаза, а не тысяча глаз с такою нечеловеческой зоркостью подсмотрели, запомнили и запечатлели навек все это множество жестов, походок, улыбок, физиономий, одежд и что не тысяча сердец, а всего лишь одно вместило в себе боли и радости этой громады людей.

/К. Чуковский/

«Чтобы правильно определить положение Чехова, нужно найти термин, равнозначный мудрецу и святому»

/Известный французский критик Шарль Дю Бос/

- «На меня влияют все хорошие писатели. Каждый по-своему хорош. Вот, например, Чехов. Казалось бы, что общего между мной и Чеховым? Однако и Чехов влияет. И вся беда моя и многих других в том, что влияют еще на нас мало. Чехов никогда не выпускал полуфабрикатов. И брака у него не найдешь».

Следующая цитата

На данной странице вы найдете великие цитаты Чехова, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Краткость – сестра таланта (из письма брату Александру Павловичу Чехову 11 апреля 1889 г.)

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (Из пьесы «Дядя Ваня»)

Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни. (Воспоминания Арс. Г. (И.Я. Гурлянд), «Театр и искусство», 1904.)

В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам. (Пьеса «Иванов»)

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (Из письма брату Николаю Антоновичу Чехову, 1886)

Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны. (Рассказ «Огни»)

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (рассказ «Скучная история»)

Грязная муха может испачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело. (Из записных книжек)

Дела управляются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель. (Из записных книжек)

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (Из записных книжек))

Если боитесь одиночества, то не женитесь. (Из записных книжек)

Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее. (Из записных книжек)

Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купит себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша. (из письма брату Александру Павловичу Чехову, 1898)

За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. (Рассказ «Крыжовник»)

Искусство писать – это искусство сокращать. (Из записных книжек)

Критиканы – это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но, испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой. (Из записных книжек)

Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей… но в искусстве обмануть нельзя. (Из записных книжек)

Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения. (Из записных книжек)

Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-либо. (Из записных книжек)

Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. (Из записных книжек)

Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (Рассказ «Крыжовник»)

Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная. (Из записных книжек)

Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления как праздника. (Из записных книжек)

Замечательный день сегодня. То ли чай пойти попить, то ли повеситься. (Неопубликованный рассказ Чехова «Подарок»).

Умный любит учиться, а дурак – учить. (Из записных книжек)

Нужно по капле выдавливать из себя раба. (Из письма к издателю и журналисту А. Ф. Суворину, 1889 г.)

Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. (Из записных книжек)

Встав из-за стола голодным – вы наелись; если вы встаете наевшись – вы переели; если встаете переевши – вы отравились. (Из записных книжек)

А бывают минуты, за которые можно отдать месяцы и годы. (Из записных книжек)

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, как это сделает кто-нибудь другой. (Рассказ «Дом с мезонином»)

Нет того Квазимодо, который не был бы глубоко убежден, что парой ему может быть только красивая женщина. (Рассказ «О женщинах»)

Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (Из записных книжек)

Следующая цитата

О красноречии:
Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.

В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры.

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.

О равнодушии:
Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.

О знании:
Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.

Все знают и все понимают только дураки да шарлатаны.

О прогрессе и науке:
Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.

Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения.

О гипотезах и дерзании:
Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.

О книге:
Все бледнеет перед книгами.

О принципах морали:
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.
Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.

Чтобы умно поступать, одного ума мало.

О культуре личных отношений:
В каждом из нас слишком много винтов. Колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

О гуманности:
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

О труде:
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

Дела управляются целями; то дело называется великим, у которого велика цель.

О жизни:
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Человечество понимало историю как ряд битв, потому что до сих пор борьбу оно считало главным в жизни.

О любви:
Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

О гениальности и таланте:
Говорить о недостатках таланта – это все равно, что говорить о недостатках большого дерева, которое растет в саду; тут ведь главным образом дело не в самом дереве, а во вкусах того, кто смотрит на дерево. Не так ли?

Об искусстве:
Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать …

Следующая цитата

ВЫСКАЗЫВАНИЯ о Чехове известных писателей

- «Бесспорное, подлинно народное творчество великого русского писателя-реалиста Антона Павловича Чехова всегда будет служить для нас, иностранных писателей, лучшим примером».
/М. Бенюк/

Про повесть «Степь»
- «. Прелесть! Ведь это же настоящая, настоящая степь! Прямо дышишь степью, когда читаешь».
/В. А. Гиляровский из кн. А. П. Чехов в воспоминаниях современников.-1960. с.130/

- «Чехов пользуется на Востоке огромной любовью. Своеобразная манера письма Чехова оказалась на редкость близкой вкусам нашего читателя: ибо хотя Чехов стихов не писал, все же он – подлинный поэт, рассказы и пьесы его – поэзия. Влияние Чехова на новую литературу и искусство Китая поистине огромно…»
/Го Мо-жо, китайский писатель, ученый и общественный деятель/

- «В течение последних двадцати лет самым могучим магнитом для молодых писателей многих стран был Чехов…»
/Д. Голсуорси. Высказывание относится к 1928 г./

- «В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…».
/ А. М. Горький. Литературные заметки. По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» 1900г./

- «Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов».
/М. Горький/

- «Сколько дивных минут прожил я над вашими книгами, сколько раз плакал над ними:«… каждый новый рассказ Чехова всё усиливает одну глубоко ценную и нужную ноту – ноту бодрости и любви к жизни».
/А. М. Горький/

- «Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл».
/А. М. Горький/

- «…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…»
/А. М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Высказывания.- М., 1951. с. 122-123/

- «… ярко горят умы Великой красы и силы, сердца истинных художников».
/А. М. Горький (о Чехове)/

- «Я хотел бы объясниться Вам в искреннейшей горячей любви, кою безответно питаю а Вам ср времен младых ногтей моих, я хотел бы выразить мой восторг перед удивительным талантом Вашим…, в русской литературе ещё не было новеллиста, подобного Вам, а теперь Вы у нас самая ценная и крупная фигура», -
так писал М. Горький А. П. Чехову.

-«Чехов …величайший мастер слова, уничтожающий критик буржуазно-помещичьего общества, в котором он жил».
/М. И. Калинин/

- «Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить…»
/О Кейси, Шон/

- «Скучная история» А. П. Чехова
«…это совершенно необыкновенная вещь, во всей литературе не сыскать ничего похожего на нее, - такая она печальная и странная. Эта история, именующая себя «скучной», а на самом деле потрясающая, удивительна своим глубочайшим проникновением в психологию».
/Томас Манн. Собр. соч. М., 1961, т.10, стр. 524/

- «Вишневый сад» как будто вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведением Чехова».
/Вл. И. Немирович-Данченко/

- «Искусство Чехова – искусство художественной свободы и художественной правды».
/Вл. И. Немирович-Данченко «Через 30 лет»/

- «Он был искренен и говорил и писал только так, как чувствовал.
Он был глубоко добросовестен и говорил и писал только о том, что знал крепко» (об А. П. Чехове)
/Вл. И. Немирович-Данченко «Через 30 лет»/

- «Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, какого мне только приходилось видеть. Он бодро, всегда оживленно, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни».
/К. С. Станиславский/

- «Глава о Чехове ещё не кончена, её ещё не прочли, как следует, не вникли в её сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть её раскроют вновь, изучат и дочтут до конца».
/К. С. Станиславский/

- «Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы».
/К. С. Станиславский из кн. «Моя жизнь в искусстве/

- «Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».
/Л. Н. Толстой/

- «Чехов – это Пушкин в прозе»
/Л. Н. Толстой/

- «… Чехов – истинный художник: его можно перечитывать несколько раз».
/Л. Н. Толстой/

- «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».
/Л. Н. Толстой/

- «Широкая известность Чехова среди всех народов мира наполняет нас отрадой и гордостью за русскую литературу, за нашего Чехова».
/К. Федин/

- «Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком, что только два глаза, а не тысяча глаз с такою нечеловеческой зоркостью подсмотрели, запомнили и запечатлели навек все это множество жестов, походок, улыбок, физиономий, одежд и что не тысяча сердец, а всего лишь одно вместило в себе боли и радости этой громады людей.
/К. Чуковский/

- «Чтобы правильно определить положение Чехова, нужно найти термин, равнозначный мудрецу и святому»
/Французский критик Шарль Дю Бос/

- «На меня влияют все хорошие писатели. Каждый по-своему хорош. Вот, например, Чехов. Казалось бы, что общего между мной и Чеховым? Однако и Чехов влияет. И вся беда моя и многих других в том, что влияют еще на нас мало. Чехов никогда не выпускал полуфабрикатов. И брака у него не найдешь».
/М. А. Шолохов. Газ. «Известия»1937. 31 дек./

- «В эпоху спутников Земли следует поговорить о спутнике человеческого сердца. Кажется, не было в мировой литературе ни одного писателя честнее, совестливее, правдивее Чехова, и в этом объяснение неослабевающей любви к нему читателей».

Читайте также: