Цитаты о богородице святых отцов
Обновлено: 21.11.2024
Кто на торжище смотрит на царский образ и говорит, что изображаемое на картине есть царь, тот не двух царей признает, т. е. образ и того, чей образ; и если, указав на писанного на картине, скажет: «Это царь», не лишит первообраз царского именования, вернее же сказать, признанием образа, подтверждает честь, воздаваемую царю. Ибо если образ — царь, то тем паче следует быть царем тому, кто послужил причиною образа (свт. Василий Великий, 8, 328).
Разве Владыку нашего можно видеть очами? Он незрим и безвиден по существу, а изображается и бывает видимым по человечеству (свт. Иоанн Златоуст, 45, 661).
Разве не знаешь, что если кто будет оскорблять образ царя, нанесет оскорбление первообразу достоинства? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 379).
Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти. (прп. Феодор Студит, 92, 525).
. Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу (прп. Феодор Студит, 92, 525—526).
Ведуще, что. принятое Им от нас привнесение и естество подлежат восприятию чувств и описуемы, мы изображаем Его на иконах и православно поклоняемся, также как и изображаем на иконах Родившую Его в девстве, а также и совершенным образом угодивших Ему (свт. Григорий Палама, 26, 84).
. Ради нас Вочеловечившегося икону сотвори, по любви к Нему, и чрез нее воспоминай о Нем, чрез нее поклоняйся Ему, чрез нее возводи ум свой к поклоняемому телу Спасителя, сидящему во славе одесную Отца на небесах. Равным образом и святых иконы и твори, и поклоняйся им: не как богам — что воспрещено, — но во свидетельство твоего с ними общения, любви к ним и чествования их, ум свой возводя к ним чрез иконы их; как и Моисей сотворил иконы Херувимов и поставил во Святом Святых, да и само Святое Святых было образом пренебесных вещей, а Святое носило образ всего мира, и Моисей назвал его Святым, не твари славя, но чрез них мир сотворшего Бога. И ты не почитай богами икон Господа Иисуса Христа и святых, но чрез них поклоняйся по образу Своему вначале нас Создавшему, а после сей самый нашенский образ Свой благоволившему восприять по неизреченному человеколюбию Своему, и в нем описуемым соделаться (свт. Григорий Палама, 93, 283).
. Иконам святых поклоняйтесь, яко сраспеншихся Христу, крест изображая на лице своем и на память приводя действенно проявившееся в них причастие страстям Христовым (свт. Григорий Палама, 93, 284).
Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самой Пресвятой Девой, но ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает ему как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе, — душу приводит в ложное состояние, состояние самообольщения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 147—148).
. <Некоторые иконы бывают чудотворными>, потому что Богу так угодно. Сила тут не в иконах, и не в людях прибегающих, а в Божией милости. (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 224).
. В годовую память святого Симона Мироточивого, во время великой вечерни, вошел в храм один брат, именем Савва, из обители Дионисия, что на Олимпе, чтобы приложиться к святому лику преподобного. Но, заметив, что икона очень мала, счел ее не достойной поклонения. Когда этот инок удалился из храма и заснул в выделенной ему келье, то увидел он, как будто открылся верх кельи и страшный змий, дыша пламенем и испускал дым и смрад, разинул пасть, чтоб поглотить его. «Тебе не нравится малый образ святого, — заговорил змий, — и ты с негодованием вышел из храма, не дождавшись конца службы. Так знай — ты мой и я поглощу тебя», — и с ужасным шумом бросился на инока. Несчастный Савва в ужасе возопил: «Преподобне Симоне, помоги мне!» В это мгновение пробудившись, с трепетом пошел в храм и, пав на колени перед образом преподобного, с любовью лобызал его. (95, 451).
Одна христолюбивая женщина рыла колодец. Много она издержала и добралась до большой глубины, но воды все не было. На нее напало уныние: ей жаль было напрасных трудов и денег. Однажды видит она незнакомца, и он говорит ей: «Пошли людей и вели им принести изображение аввы Феодосия из монастыря в Скопеле, и Бог, по его молитве, даст тебе воду». Женщина немедленно послала людей за иконой и, когда они принесли ее, опустила образ в колодец. И тотчас показалась вода, наполнившая его до половины. Все прославили Бога (102, 77—78).
Следующая цитата
Антология изречений святых отцов церкви
О Боге, о любви к Богу
Памятование о Боге есть величайшее благо.
Святой Нил Синаит
Цель обета перед Богом - истребление греха и исправление жизни.
Даров от Бога не просите и не ищите: Он знает, когда и что дать.
Старец Григорий Афонский
Важнейший и высший предмет для нашего ума состоит в познании Бога.
Святитель Василий Великий
Некий старец сказал: «Приобретем главнейшее из благ - любовь. Ничто пост, ничто бдение, ничто труд при отсутствии любви, ибо написано: «Бог любы есть»».
Когда у нас Бог на уме, тогда от нас, как от огня, бежит все худое, всякая злая страсть.
Старайся чаще думать о Сладчайшем Иисусе и воплощать в себе Его жизнь и учение.
Что меня созидает, то вас может разорять; того ради каждый смотри себя: какие даны от Господа духовные дарования, те и развивай. Но сущность спасения одна - любовь к Богу и ближним.
Надо иметь сердечное убеждение в том, что без Божией помощи и помыслить доброе не можешь.
Любовь к Богу обнаруживается в молитве, в посещении храма Божьего, в частом причащении Святых Таин Тела и Крови Христовых, охотою к чтению или слышанию слова Божия и добродетельною христианскою жизнью.
Мы виновны, когда не трогаемся оскорблениями, наносимыми Богу (или Его Святыням). Когда оскорбляют Бога, то нельзя сносить это оскорбление равнодушно: мы должны тогда высказать свое неудовольствие.
Святой Исидор Пелусиот
Любовь к Богу приобретается через постоянные размышления и воспоминания о Божиих благодениях.
Вот чего требует Бог от христиан: покоряться Священному Писанию, исполнять делом читанное и веровать настоятелям и отцам духовным.
Нужно навыкнуть всегда о Боге памятовать.
Святитель Феофан Затворник
Умереть ради Бога - великая честь. Если умрут ради Бога, то будут бессмертны и невредимы.
Где нельзя укрыться от людей, чтобы сделать добро в тайне, там нужно предпочитать своим опасениям славу Божию.
Не спасет нас место, если не творим волю Божию.
Святитель Иоанн Златоуст
Одно воспоминание о Боге наполняет душу отрадой и весельем. Но мы согрешаем, и тогда мысль о Боге производит уныние и страх. Будем и среди грехов не терять духа покаяния, и тогда всякая мысль о Боге, как Отце, принимающем кающихся, будет сопровождаться радостью духовной.
Архиепископ Иннокентии Херсонский
В беседах нужно прославлять не человеческое имя, но Имя Господа Ииуса Христа.
Епископ Иннокентий Пензенский
Таково благоутробие Божие, что в какой бы час человек ни обратился к Нему от грехов своих, Бог принимает его с радостью и предает забвению прежние его преступления.
Совершенство подвижника состоит в том, чтобы приучить себя мыслить в сердце своем: «Каждый человек лучше меня». Без этой мысли человек, хотя бы великие дела совершил, хотя кровь пролил - неугоден Богу.
Должно нам подражать подвижникам с рассуждением, т.е. врач - врачу подвижнику, священник - священнику, певчий - певчему, чтец - чтецу и т.п. Ибо какая польза подражать тому, кто не одинакового с нами чина жизнь проводит, а другого. От этого не только никакой пользы не получим, но встретим и явный вред. Многие, по Боголюбию оставив свой чин жизни и устремившись к другому, свой потеряли, и того, желаемого, не достигли.
Для достижения совершенной чистоты и любви к Богу должно не иметь привязанности, даже так называемой духовной, ни к какому человеку, ни к какой вещи (беспристрастие).
Самый верный признак того, что в нас нет еще и зачатков любви к Богу, - если тяготимся служением Богу, нехотя исполняем, а тем более, совсем не исполняем своих обязанностей.
Один только Бог всесовершен, и не требует себе советника.
Надо обратить внимание на ум, сердце; нрав и разум покорить в послушание Христово.
Старец Иоанн Троицкий
Цель у Бога, Правителя жизни нашей, та, чтобы мы были всегда смиренны и не думали о себе много.
Все почти стыдятся людей больных и бедных, все презирают, обходят их, не обращая внимания на них, как на ничтожности. А Бог Всеблагой оставил сильных, мудрых и богатых мира, и избрал немощных, немудрых и бедных.
Существо Нового Завета - в Богообщении - через Господа Иисуса Христа во святой Его Церкви.
Святитель Феофан Затворник
Господь праведных любит, а грешников только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают, оказывая милость и снисхождение всем безразлично, но являя полную любовь только православным.
Бог требует от нас чистоты сердца, благой совести, полезных речей, честных и добрых помышлений.
Милость Божия отступает только тогда, когда кто пал и не встает - валяется.
Святитель Феофан Затворник
Все, что не относится к Богу, должно трогать тебя мало, должно быть чуждо тебе. Ибо только уединившись в самого себя, ты можешь с истинной свободой духа мыслить о Боге и заниматься Богом. Все свои дела одушевляй памятованием о Боге. Ибо без Бога ты не можешь сделать ничего, кроме греха.
Самое крайнее несчастье или великая болезнь души, погибель и пагуба есть - не знать Бога.
Святой Антоний Великий
Страх Божий приобретается, чтобы делать все по совести (т.е. чтобы ни за что худое не обличала тебя совесть).
Более всего Господь испытывает у нас боголюбие.
Господь действует в покорных Себе сынах, а дьявол - в сынах противления.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Следующая цитата
Святая Гора Афон является землей Пресвятой Девы Марии, «Садом Богородицы». Присутствие Божией Матери руководит афонской жизнью. По словам святителя Григория Паламы, Пресвятая Богородица для святогорских монахов – защитница, заступница, целительница, покровительница, ходатайствующая за них перед Своим Сыном.
Редакция портала «Русский Афон» к празднику Рождества Божией Матери собрала пять изречений афонских святых о Пресвятой Богородице.
1. Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери. Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов. Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие. Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы ангелов и архангелов.
И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует.
2. Богородица передаёт все наши просьбы Христу, но и Сама Она по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу.
3. Все мы чада Божии. День и ночь Владычица Богородица, Сладчайшая Матерь наша, молится и просит о нас.
4. Что бы человек ни нашёл хорошего сказать о Божией Матери, не сможет выразить Её величия. Богородица Своим послушанием вновь открыла для нас рай, который закрыло преслушание Евы. Ева разорвала звено, которое соединяло нас с Богом, и принесла в мир горе и боль. Божия Матерь вновь соединила звено и принесла в мир райскую радость. Она соединила нас с Богом, ведь Христос – Богочеловек.
5. Все святые сотворили много похвал нашей Матери Божией, но я, убогий, не нашел более прекрасной и более сладкой похвалы и имени, чем так призывать Ее в каждый миг: „Матерь моя! Сладкая моя Матушка!“ И как только мы Ее призовем, Она сразу спешит на помощь. Не успеваешь сказать: „Пресвятая Богородица, помоги мне!“ – и сразу как будто молния озаряет ум и наполняет светом сердце.
Следующая цитата
Успение Пресвятой Богородицы
Первым из святых отцов, кто прямо рассматривает вопрос о кончине Богородицы, был святитель Епифаний Кипрский. Он пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена… не говорю, что Она осталась бессмертной; но не утверждаю и того, что Она умерла. Итак, умерла ли Она и погребена ли, мы не знаем» [1] .
Также святитель Епифаний Кипрский предлагал три гипотезы кончины Пресвятой Богородицы: естественная смерть, мученичество и бессмертие, но предпочтения он не отдал ни одной из них: «Умерла ли Святая Дева и погребена: во славе успокоение Ее, в непорочности кончина, в девстве – венец; а если умерщвлена, как написано: и душу Ее пройдет оружие (Лк. 2: 35), и в таком случае с мучениками слава Ее и в блаженстве святое тело Ее, через которое свет воссиял миру. А может быть, Она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога все, что Он хочет делать (Лк. 1: 37), ибо о кончине Ее никому не было известно» [2] .
Мысль о мученической смерти Матери Божией святыми отцами не воспринимается как подлинная реальность смерти Богородицы: например, святитель Амвросий Медиоланский в толковании на Лк. 2: 35 резко отвергает такую позицию: «Ни буква (Писания), ни Предание не учат нас тому, что Мария отошла из сей жизни вследствие страданий от телесных язв» [3] .
Особенно примечательные и важные свидетельства об Успении Богородицы содержатся у преподобного Иоанна Дамаскина – в его трех похвальных словах на Успение Пресвятой Богородицы [4] . Например, он пишет о том, что святую душу Богоматери Сам Иисус Христос принимает на Свои Божественные руки [5] , о том, что Пресвятая Богородица полагается во гробе [6] , и о том, что Она «переправляется в небесное святилище посредством гроба» [7] .
В русской святоотеческой письменности учение об Успении Матери Божией встречается у святителя Димитрия Ростовского [8] , святителя Иннокентия Херсонского [9] , широко известны 16 изданных слов на Успение Пресвятой Богородицы святителя Филарета Московского [10] , есть это учение и у святителя Игнатия (Брянчанинова) [11] , и у святителя Русской Церкви Заграницей Иоанна (Максимовича) [12] и др.
Понятие смерти тесно связано с понятием ответственности за грех. И то, что Матерь Божия не имела и не совершала какого-либо личного греха, не отменяет присутствие в Ее человеческой природе первородного греха, который Она имела от самого Своего зачатия родителями Ее праведными Иоакимом и Анной. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «Богоматерь по зачатию и рождению Своему соделалась причастницей первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий» [13] .
Причина смерти Матери Божией – вошедший во все человечество первородный грех
Следовательно, причиной смерти Матери Божией является вошедший во все человечество первородный грех, и поэтому Она, как наследница греха первого человека Адама, должна была подчиниться божественным законам смерти. Об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин: «(Богородица), как Дочь ветхого Адама, подпадает под ответственность отца, ибо и Сын Ее, Который есть Сама Жизнь, не отверг этого закона» [14] . Если Господь Иисус Христос вкусил смерть по домостроительству, как Спаситель ветхого Адама, то Божия Матерь умерла, подчиняясь закону естества, как дочь Адама.
Из-за первородного греха в теле Богоматери проявляется «немощь» человеческого естества, то есть причастность к реальной телесной смерти; так, святитель Иннокентий Херсонский говорит: «В Гефсимании же суждено было явиться окончательно человеческим немощам Матери: здесь сомкнулись очи, уста и руце Ее, здесь святейшая душа Ее разрешилась, хотя на краткое время, от чистейшего тела» [15] .
Безгрешность Приснодевы – не Ее природа, но следствие преодоления Ею греха
Таким образом, в Пречистой и Пренепорочной Богородице сохраняет всю свою силу первородный грех со своими роковыми последствиями – немощностью и смертностью тела (ибо смерть есть конечное обнаружение этой немощности). Итак, Богоматерь умерла естественной смертью во исполнение естественного закона, который Она несла в Своем человеческом естестве. Смерть была побеждена лишь спасительной силою воскресения Христова и ею окончательно упразднена. А «непорочность и безгрешность Приснодевы относится не к Ее природе, но к Ее состоянию, к Ее личному отношению к греху и личному его преодолению» [16] .
Говоря о реальности смерти Богородицы, некоторые святые отцы указывают трехдневный промежуток нахождения Ее тела (без души) во гробе; об этом пишут преподобный Иоанн Дамаскин [17] , святители Климент Охридский [18] , Иннокентий Херсонский [19] , Игнатий (Брянчанинов) [20] , Филарет Московский [21] и др. Здесь можно увидеть некое сходство с трехдневным пребыванием Иисуса Христа во гробе. Но смерть Богородицы принципиально отличается от трехдневного субботствования во гробе Спасителя, которое было активным состоянием за гробом, проповедью во аде, необходимой частью спасительного подвига. Здесь же это есть человеческий удел, которого нельзя было миновать для того, чтобы освободиться от тела смертного и облечься в тело Воскресения. И поэтому, находясь во гробе и вне души, святое тело Богоматери не подвергается естественным законам телесного разрушения и не остается в «области смерти и не разрушается тлением» [22] .
Пресвятая Богородица была причастна телесной смерти, хотя и кратковременной, поэтому святитель Филарет Московский кончину Богородицы характеризует как «легкий, кратковременный туман смерти, сквозь который ясно и величественно просиявает вечная жизнь» [23] , и в другом своем слове на Успение Богоматери говорит, что Ее смерть «преобразилась и переименовалась в успение, то есть успокоение, мирному сну подобное, и в преставление, то есть как легкое переставление от места на место, от места в мире видимом в состояние мира невидимого» [24] .
Итак, Дева Мария была зачата от природного общения в браке Иоакима и Анны и через это унаследовала «тленное тело» Адама с первородным грехом. Поэтому Она умирает реальной телесной смертью, а в момент Ее смерти святая Ее душа, по законам человеческого естества, отделяется от святого и непорочного тела и восходит в пречистые руки Спасителя. Таким образом, Пресвятая Богородица стала причастницей телесной смерти, которая для Нее стала «переправой к бессмертию» [25] . Она Своей телесной смертью разделила «долг природы со всеми земнородными» [26] . Такой взгляд на Успение Божией Матери подтверждает древнее предание Иерусалимской Церкви, которое повествует о событиях погребения тела Пресвятой Богоматери.
В Православии мысль о воскрешении и вознесении Божией Матери с телом в небесные обители проходит через многие песнопения праздника Успения [27] и особенно ярко выражена в чине погребения Богоматери. Большинство русских святителей принимают это учение как церковное. Здесь можно назвать святителей Димитрия Ростовского, Иннокентия Херсонского, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна (Максимовича), Филарета (Дроздова) – он озаботился идеей создания перевода с греческого языка последования погребения Богородицы для устроенного им Гефсиманского скита и установил после праздника Успения праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери (17/30 августа), – а также других святых отцов.
Такие русские богословы, как архиепископ Сергий (Спасский) [28] , патриарх Сергий (Страгородский) [29] , при котором этот чин погребения получил повсеместное распространение, протоиерей Сергий Булгаков [30] , В.Н. Лосский [31] , протоиерей Алексий Князев [32] , А. Мерзлюкин [33] и др. рассматривают учение о воскресении и вознесении Богоматери как православное.
По естественному закону природы человеческие тела разлагаются на органические вещества; даже мощи прославленных угодников Божиих с течением времени, по грехам живущих на земле, подвергаются тлению, но этот закон человеческой природы не коснулся пречистого тела Богоматери. Как пишет архиепископ Сергий (Спасский), «оно (святое тело Ее) не оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не унижено пред телами святых безвестным сокрытием в земле, оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на небеса» [34] .
Воскресение и вознесение Божией Матери подразумевает абсолютное отсутствие где-либо на земле мощей пречистой плоти Ее; об этом пишет архиепископ Сергий (Спасский): «Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери, это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистою плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам, (и только) пояс Богоматери, святые одежды Ея открыты для чествования миру христианскому» [35] . А святитель Григорий Палама указывает на то, что даже оставленные во гробе погребальные одежды Богородицы, которые нашли святые апостолы, были доказательством реальности Ее воскресения [36] .
«Матерь Живота не должна быть удержана смертию, хотя и должна пройти сквозь ее область»
Эту мысль о «быстром переходе» тела Богородицы из гроба на небо также поддерживает святитель Филарет Московский: «Богоносная душа Твоя отходит прямо к Богу» [37] (ср.: «Матерь Живота не должна быть удержана смертию, хотя и должна пройти сквозь ее область» [38] ).
Событие воскресения Матери Божией является тайной, и поэтому некоторые из богословов о величии Успения Пресвятой Богородицы очень осторожно и возвышенно высказываются, что это событие превыше ума человеческого. Так, например, святитель Филарет Московский о воскресении Богородицы говорит, что, подобно тому, как удивительны смерть и Воскресение Христовы, так «дивна и смерть Пресвятой Девы Богородицы и Ея воскресение» [39] . Подобные удивления и даже радостные восклицания встречаются и у святителя Димитрия Ростовского: «О дивное чудо! И мертвец дивен, и гроб дивен. Мертвец живет по смерти: в рождестве Дева и по смерти жива; а гроб достигает Неба, как та лествица Иаковлева, что утверждена была на земле, а верх ее достигал Небес: лествица к небеси гроб бывает» [40] , и у других.
Интересны и важны высказывания таких православных богословов, как В.Н. Лосский, который говорит, что Церковь в день Успения празднует такую смерть, за которой, «по внутреннему убеждению Церкви, не могло не последовать воскресение Всесвятой и вознесение Ее во плоти» [41] ; как протоиерей Алексий Князев, который отмечает: «Итак, Божия Матерь воскресла, потому что такова была сила победы над смертью, одержанной Ее Сыном» [42] ; а также патриарх Сергий (Страгородский), который, говоря о воскресении Богоматери, объясняет смысл этого понятия: «В переводе на конкретный язык вознесение значит, что после телесной Своей смерти Богоматерь не только бессмертной душою вступила в жизнь будущего века, но и плоть Богоматери, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения» [43] .
Говоря о реальности кончины, воскресения и вознесения Богородицы, некоторые святители указывают на трехдневный промежуток нахождения тела Ее во гробе, после которого Богородица переселилась в небесные обители. Например, святитель Иннокентий Херсонский пишет: «Мария, подобно Божественному Сыну Ее, не удерживается узами смерти; тело Ее и во гробе не видит истления, и, по прошествии трех дней, взимается, одушевленное, со славою на небо» [44] . Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом» [45] . Святитель Филарет Московский дополняет: «В третий же день от смерти, по подобию Христову, проявлено Ея полное воскресение» [46] .
Итак, по истечении трех дней Пресвятая Богородица была воскрешена с телом Своим и с ним же вознесена на небо – конечно же, не собственной силой (как было вознесение Спасителя), но дивной силой Божией. Таким образом, по выражению протоиерея А. Князева: «Мать воскресла силою воскресения Своего Сына» [47] . По словам святителя Иннокентия Херсонского, Ее величие есть «действие не естества Матери, а благодати Сына» [48] .
Богородица первая участвует в исполнении высшего призвания тварных существ – обожения твари
Поэтому Богородица в Своем воскресшем и прославленном теле есть уже совершившаяся слава мира и его воскресение. С воскрешением и вознесением Богоматери мир завершен в своем творении, цель мира достигнута; по словам В.Н. Лосского, «эта конечная слава Матери Божией, εσχατον, осуществленный в тварном существе еще прежде конца мира» [49] , в более развернутом виде об этом говорит протоиерей Сергий Булгаков: «Богоматерь есть уже этот прославленный мир, который обожен и открыт приятию Божества. Она есть уже совершенно и до конца обоженная Тварь, богорождающая, богоносящая, богоприемлющая. Она, человек и творение, сидит на небесех с Сыном Своим, сидящим одесную Отца» [50] . Его слова повторяют высказывание святителя Григория Паламы, который говорил, что Богородица первая участвует в исполнении высшего призвания тварных существ – обожения твари, потому что «Она единственная ныне с богопрославленным телом имеет пребывание с Сыном» [51] .
Подобную мысль озвучивает святитель Филарет Московский: «Жизнь будущего века, которой мы еще только чаем, для Тебя уже есть настоящая вечная жизнь на высочайшей степени славы. В чертоге небесном, как Царица по благодати, предстала Ты одесную Царя по естеству, в ризах позлащенных одеяна (Пс. 44: 10)» [52] . Поэтому после воскресения и вознесения Пресвятая Богородица наслаждается Божественной славой в полной мере, а не отчасти, как души праведников до всеобщего Страшного суда. По словам протоиерея Александра Лебедева, «Ее прославление было первым плодом Божественной тайны искупления. Она была первая из спасаемых, первая из прославленных» [53] . Также довольно точно высказывается патриарх Сергий (Страгородский): «В Ее примере – залог и нашего воскресения и воссоздания. Вот в чем слава Богоматери, и вот почему так радостно верующим душам всегда мысленно созерцать и воспевать эту славу» [54] .
Пресвятая Богородица находится у Престола Божия, тело Ее было отнято у земли, вознесено на небо и предстоит Сыну. Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Она царствует на небесах, Она, как Матерь Царя Небесного, объявлена Царицей Небесной, Царицей и святых ангелов, и святых человеков» [55] , а святитель Иоанн (Максимович) отмечает: «Она стоит, будет стоять – и в день Страшного суда, и в будущем веке – одесную Престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая» [56] . Поэтому в Ее лице, если воспользоваться словами В.Н. Лосского, «рядом с нетварной Божественной Ипостасью стоит обоженная человеческая ипостась» [57] .
Итак, святоотеческое и богословское наследие содержит в себе учение не только о реальности телесной кончины Богородицы, но и о реальности Ее воскресения и вознесения с прославленной плотью в небесные обители. Приведенные выше высказывания учат о том, что Матерь Божия была силою Божией воскрешена из гроба (даже некоторые из богословов говорят, что это совершилось на третий день после погребения), вознесена и поставлена одесную Престола Божия.
Учение о воскресении и вознесении Божией Матери с телом на небо говорит, что после кончины не только бессмертная душа Богоматери вступила в жизнь будущего века, но и плоть Ее, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей после всеобщего воскресения [58] . Это и есть воссоздание падшего человеческого естества – цель и плод пришествия в мир Сына Божия, Его страданий, смерти и Воскресения [59] .
Таким образом, Православная Церковь говорит, что Божия Матерь, как и все люди, находилась под действием первородного греха, и потому Она, хотя не имела никаких личных грехов (и в этом смысле была Святой, Непорочной, Пречистой), должна была понести главное последствие первородного греха – смерть. Поэтому Матерь Божия, закончив путь земной жизни, сначала умерла по такому же закону, как и все потомки праотцев Адама и Евы. Но, умерши естественным образом, как и все люди, Она не осталась во власти смерти и была, прежде всеобщего воскресения и преображения, воскрешена и вознесена силою Божественного Ее Сына и пребывает на небе уже в прославленной Своей плоти. Потому что после Воскресения Господа телесная смерть стала временным переходным состоянием, необходимым для преображения телесного состава человека.
Именно потому, что православное учение не отвергает участие Пресвятой Богородицы в телесной смерти, важно понимать ее значение и смысл для каждого человека.
Смерть христианина имеет сотериологический характер
Человеческое тело по своей природе подчиненно закону смерти и тления. Христос принял на Себя смерть добровольно, но не как необходимость Его человеческого естества. Его человеческая природа была полностью безгрешна, а смерть может быть только последствием греха или же добровольным участием в искупительной смерти. Во втором случае смерть не является естественным явлением после грехопадения первых людей, а становится орудием соучастия в спасительном подвиге искупления и при этом не является наказанием за грех, а имеет значение заслуги. После искупления человеческого рода смерть людей в конечном итоге имеет залогом воскресение и полное участие целого человека (с душой и телом) в жизни вечной или же в вечном осуждении. Поэтому смерть христианина имеет сотериологический характер.
Итак, после Воскресения Господа телесная смерть стала временным переходным состоянием, необходимым для преображения телесного состава человека, «стала подготовительной ступенью для жизни вечной» [60] .
Читайте также: