Цитаты критиков о тютчеве

Обновлено: 22.11.2024

Добролюбов: "Талант
Фета может "проявляться только в уловлении мимолетных
впечатлений от тихих явлений природы", а Тютчеву "доступны, кроме того, - и
знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними
стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной
жизни".

"Вы знаете, кто мой любимый поэт?" - спросил однажды Толстой и сам ответил: "Тютчев"

Николай Добролюбов

«Таланту Тютчева доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

Следующая цитата

Что говорили и писали о великом поэте Толстой, Тургенев, Фет и другие деятели русской культуры?

Стихотворения Федора Тютчева (1803 — 1873) стали классикой отечественной литературы. Вот что писал о его лирике литературовед Юрий Лотман: «Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности».

Интересные воспоминания о Тютчеве оставили современники поэта. Мы публикуем некоторые из них.

Афанасий Фет

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и по мере того как я всматривался в тонкую синеву другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева».

Следующая цитата

Друзья, «рыба в сметане» является одним из самых вкусных блюд, которые я когда-либо пробовал! И сегодня я хотел бы представить вашему вниманию кулинарный рецепт этого замечательного и очень простого блюда из рыбы. Рецепт несложный и простой в приготовлении. Давайте рассмотрим, как приготовить рыбу в сметане…

Ингредиенты для блюда «рыба в сметане»:

Крупная рыба – 3 шт. (около 1 -1.2 кг)

Луковицы – 2 шт. (большие)

Сметана – 1 стакан

Растительное масло – пол стакана

Чеснок – 3-4 зубчика

Соль, перец, зелень кинзы – по вкусу

Как приготовить рыбу в сметане:

Метки: полезные советы заготовки на зиму начало недели вязание для дома плетение из газет матери беслана жакет для девочки лазарев с.н писатели поэты о творчестве и личности тютчева 9 рецептов консервирования рыбы я теперь без труда грусть меняю на смех вечерний кинозал "мой дом полон зеркал" Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Без заголовка

Вторник, 26 Января 2016 г. 09:10 (ссылка)


Разгневанная женщина способна превратить в смертоносное оружие всё, что под руку подвернётся.

Петр Вяземский

«Он умён и мил; он один умеет расшевелить меня и дёргать за язык». «Со смертью Пушкина и отсутствием Жуковского мои литературные отношения почти совершенно пресечены. С одним Тютчевым есть ещё кое — что общее».

Писатели и поэты о творчестве и личности поэта

Четверг, 20 Октября 2011 г. 20:23 (ссылка)


стр 1 2 3 4 5


А.Ф. Аксакова, И.С. Аксаков, Ф.Ф.Тютчев-сын и В.Ф.Ходасевич


о личности поэта


А.Ф.Аксакова старшая любимая дочь Тютчева. До замужества она в течении 12 лет была фрейлиной при дворе Николая I и Александра II. События придворной жизни описаны ею в мемуарах « При дворе двух императоров».
Много лет спустя после смерти матери, старшая дочь Анна запишет в своем дневнике: «Вчера вечером я осталась одна с отцом: он сидел в большом кресле возле камина, я – на маленькой скамеечке у его ног; он казался грустным и подавленным. И никто из нас не говорил: я боялась нарушить его думы. Отец первый прервал молчание: «Итак,- сказал он мне,- одно поколение следует за другим, не зная друг друга: ты не знала своего деда, как и я не знал моего. Ты и меня не знаешь, так как не знала меня молодым. Теперь два мира разделяют нас. Тот, в котором живешь ты, не принадлежит мне. Нас разделяет такая же резкая разница, какая существует между зимой и летом. А ведь и я был молод! Если бы ты видела меня за пятнадцать месяцев до твоего рождения… Мы совершали путешествие в Тироль – твоя мать, Клотильда, мой брат и я. Как всё было молодо тогда, и свежо, и прекрасно! А теперь это лишь сон. И она также, она, которая была для меня жизнью, – больше, чем сон: исчезнувшая тень… А я считал ее настолько необходимой для моего существования, что жить без нее казалось невозможным, все как жить без головы на плечах. Ах, как это было давно; верно, тому уже тысяча лет. ».
На портретной галерее представлены А.Ф.Аксакова – дочь Тютчева, которая была фрейлиной Двора и описала события придворной жизни в мемуарах и И.С.Аксаков – зять Тютчева, публицист, поэт и семейный биограф. В приводимых ими в настоящем параграфе сведениях и высказываниях даются очень глубокие характеристики Тютчева – отца и человека.


Портретная галерея



И. С. Аксаков , зять Тютчева, был публицистом и поэтом, одним из активнейших деятелей славянофильства. Он известен как автор биографического очерка «Федор Иванович Тютчев», вышедшего через год после смерти поэта. Основанная на личных впечатлениях и воспоминаниях автора, книга содержит ценные сведения о личности Тютчева, его жизни и творчестве.


И. С. Аксаков писал о Тютчеве «Ум сильный и твердый - при слабодушии и бессилии воли, доходившем до немощи; ум зоркий и трезвый – при чувствительности нервов самой тонкой, почти женской, - при раздражительности, воспламенимости, одним cловом, при творческом процессе души поэта со всеми ее мгновенно вспыхивающими призраками и самообманом. Ум деятельный, не знающий ни отдыха, ни помощи – при совершенной неспособности к действию, при усвоенных с детства привычках лени, при необоримом отвращении к какому бы то ни было принуждению; ум постоянно голодный, пытливый, серьезный, сосредоточенно проникающий во все вопросы истории, философии, знания; душа, ненасытно жаждущая наслаждений, волнений, рассеяний, страстно отдававшаяся впечатлениям текущего дня…». Прямо, следует сказать, нелестная, но глубокая личностная характеристика.


Из воспоминаний Ф.Ф.Тютчева (1860-1916) сына Тютчева и Денисьевой. Писатель, полковник царской армии писал об отце: «Лицо его. но разве можно описать лицо Федора Ивановича так, чтобы человек, не видевший его никогда, мог представить себе это особенное, не поддающееся никакому описанию выражение. Это не было только человеческое лицо, а какое-то неуловимое, невольно поражающее каждого, сочетание линий и штрихов, в которых жил высокий дух гения и которые как бы светились нечеловеческой, духовной красотой. На плотно сжатых губах постоянно блуждала грустная и в то же время ироническая улыбка, а глаза, задумчивые и печальные, смотрели сквозь стекла очков загадочно, как бы что-то прозревая впереди. И в этой улыбке и в этом грустно ироническом взгляде сквозила как бы жалость ко всему окружающему, а равно и к самому себе».
«Чувства пренебрежения и презрения были совершенно неведомы его светлой душе, как они были бы неведомы какому-нибудь духу, если бы таковой мог жить среди людей. Читая в душах и в умах, окружающих его, как в раскрытой книге, видя недостатки и пороки ближних, будучи сам преисполнен всевозможных человеческих слабостей, которые он ясно сознавал в себе, но от которых не в силах был и даже не хотел избавиться, Федор Иванович никогда никого не осуждал, принимая человечество таким, каково оно есть, с каким-то особенным невозмутимым, благодушным равнодушием. ».
«Для него человеческий род делился на две половины – на людей интересных и людей скучных, а затем ему было безразлично, с кем судьба столкнула его: с наивысокопостав-леннейшим ли сановником, или самым простым смертным. И с тем и с другим он держал себя совершенно одинаково.»



Подробную личностную характеристику Тютчеву дает писатель В.Ходасевич в статье «О Тютчеве» (1928), написанной к 125-тилетию со дня рождения Тютчева. Ниже приводятся отрывки из указанной статьи.
Исполнители проекта оставляют за собой право быть несогласными с некоторыми высказываниями автора статьи.
« Тютчев был одним из самых замечательных русских людей. Но, как и многие русские люди, он не сознавал своего истинного призвания и места. Гнался за тем, для чего не был рожден, а истинный дар свой не то что не ценил вовсе, но ценил не так и не за то, что в нем было наиболее удивительно.
Он был человек сильных страстей и феноменальной рассеянности. Однако ж нет ничего неожиданного в том, что он вступил в государственную службу Не приходится удивляться, что Тютчев служил, и в конце концов служил плохо.
Но вот что странно: будучи не весьма исправным чиновником дипломатического ведомства, он всю жизнь рвался к самой активной деятельности именно на этом поприще. И особенно - в те годы, когда он был не у дел, в опале. Служить он не умел, но политические судьбы Европы и России волновали его чрезвычайно, и он хотел в них участвовать не только созерцательно, а и деятельно. В его статьях и письмах - перед нами человек, бурно стремящийся к политическому влиянию и действию. Но - мы все-таки ныне празднуем сто двадцать пятую годовщину со дня рождения не политика Тютчева, а поэта.
В ту пору, когда сам Тютчев еще не был "открыт", составители хрестоматий и антологий рекомендовали его как "выдающегося описателя природы". Но для того, чтобы понимать его как "описателя", приходилось в его стихах не замечать главного, проходить мимо того, что лежало под кажущейся поверхностью "описания". Иногда поступали с варварской наивностью: просто зачеркивали то, что было истинным предметом стихотворения и для чего "картина природы" служила только мотивировкой иль подготовкой. Так, знаменитое стихотворение "Люблю грозу в начале мая" сплошь и рядом печаталось без последней строфы, важнейшей для тютчевского замысла, но "неподходящей" и "лишней" для любителей описательства.
Он всю жизнь философствовал. Но мысль была для него тоже "златотканным покрывалом" над бездной пророческих снов, подавляющего, но величественного беспамятства, духовного Хаоса. Оттуда к нему доносились любимые голоса непостижимого, невыразимого. Любил темную, хаотическую природу души. Не страшился любить само зло - за то, что оно таинственно и незримо разлито во всем. Зло предельное, худшее смерти, самоубийство, он сблизил с величайшим добром, с любовью, и упивался этим сближением:
Все как-то сорвалось разом. Тютчеву уже было под пятьдесят, когда охватила его любовь, слепая, избыточная, неодолимая, - к Е. Денисьевой, молодой девушке, классной даме того института, где учились его дочери. Благополучная жизнь, с таким трудом налаженная, карьера, насилу-то восстановленная, общественное мнение, которым он дорожил, дружеские связи, политические замыслы, сама семья, наконец,- все пошло прахом. Четырнадцать лет, с 1850 по 1864 год, "пуще пламенного гнева" бушевала эта любовная буря. Тютчев терзался и терзал. Надорвался сам и довел до могилы свою возлюбленную. После ее смерти жил в оцепенении, в "страдальческом застое". Душа его "изнывала" и "сохла". Тютчев словно ослеп от горя и мудрости. "Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков, поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый небрежно, ни на одну пуговицу не застегнутый, как надо, вот он входит в ярко освещенную залу. Музыка гремит, бал кружится в полном разгаре. Старичок пробирается нетвердой поступью вдоль стены, держа шляпу, которая сейчас, кажется, упадет из его рук. "
Сквозь кружение бала что видели его старые глаза? Что вещий слух слышал за этой музыкой? Где был он душой?
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня.
Тяжело мне, замирают ноги!
Друг мой милый, видишь ли меня?
Он умер 15 июля 1873 года, как раз в двадцать третью годовщину того "блаженно-рокового дня", когда начался его роман с Денисьевой. Перед смертью "лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса"» .
Писатели о характерных чертах таланта Тютчева
«Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце…Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце
…Мы решительно относим талант г.Ф.Тютчева к русским первостепенным поэтическим талантам.
…Мы можем ручаться, что эту маленькую книжечку каждый любитель отечественной ли- тературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения».
«Тютчев может сказать себе, что он… создал речи, которым не суждено умереть…
О Тютчеве не спорят,- кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».
«Таланту Тютчева доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
И. С. Аксаков Метко выразился, что Тютчев не писал, а лишь «записывал свои стихи, мгновенно возникавшие под воздействием поразившего его явления природы или душевного переживания».


стр 1 2 3 4 5


отрывки из биографии сына Фёдора Тютчева

Метки: писатели поэты о творчестве и личности тютчева Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Иван Аксаков

«Ум сильный и твердый — при слабодушии и бессилии воли, доходившем до немощи; ум зоркий и трезвый — при чувствительности нервов самой тонкой, почти женской, — при раздражительности, воспламенимости, одним cловом, при творческом процессе души поэта со всеми ее мгновенно вспыхивающими призраками и самообманом. Ум деятельный, не знающий ни отдыха, ни помощи — при совершенной неспособности к действию, при усвоенных с детства привычках лени, при необоримом отвращении к какому бы то ни было принуждению; ум постоянно голодный, пытливый, серьезный, сосредоточенно проникающий во все вопросы истории, философии, знания; душа, ненасытно жаждущая наслаждений, волнений, рассеяний, страстно отдававшаяся впечатлениям текущего дня. »

Писатели и поэты о творчестве и личности поэта Ф.И.Тютчева

Четверг, 20 Октября 2011 г. 20:17 (ссылка)


стр 1 2 3 4 5


В.А.Жуковский, А.С.Пушкин и Н.А.Некрасов о творчестве поэта


В 1836 году Тютчев передал в Петербург первое рукописное собрание своих стихотворений. В передаче сборника стихов в Россию принимала участие Амалия. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин по достоинству оценили стихи. В октябре 1836 года 3-й том пушкинского «Современника» открывался циклом стихотворений, подписанных инициалами «Ф. Т.». В следующем номере этого журнала было напечатано ещё восемь стихотворений.


На протяжении 40-х годов Тютчев почти не писал стихов и совершенно перестал печататься. Стихи, напечатанные Пушкиным в «Современнике», забылись. В это время на Тютчева обратил внимание другой великий русский поэт Н.А.Некрасов . «Мы решительно относим талант «Ф. Т.» к русским первостепенным поэтическим талантам», - заявляет Некрасов и тут же высказывает пожелание выпустить стихи неизвестного ему писателя отдельной книжкой. И это пожелание исполнилось в 1854 г., когда вышел сборник «Стихотворения Ф. Тютчева». В эту пору поэту шел 51 год. Сборник вызвал одобрительные отклики у современников.


Портретная галерея 7



«К лучшим произведениям Тютчева, да и вообще всей русской поэзии, по мнению Н.А. Некрасова, принадлежит стихотворение « Я помню время золотое…»(1834, 1836) . «От такого стихотворения не отказался бы и Пушкин»,- писал Некрасов. Ещё раз напомним, что осталось не объяснённым, почему Тютчеву для написания стихотворения потребовалось более десяти лет ожидания от события, которому оно было посвящено.


Рассматривая портреты хочется вспомнить о представленном здесь портрете А.В.Жуковского.Так, в 1820 году он подарил молодому Пушкину - тому не было и 21 года - свой портрет работы Эстеррейха со знаменитой надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя. В тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила". 1820 Марта 26. Великая пятница".


На этом же портрете Пушкин написал свой экспромт, адресованный Жуковскому:


Его стихов пленительная сладость


Пройдет веков завистливую даль,


И, внемля им, вздохнет о славе младость,


Утешится безмолвная печаль


И резвая задумается радость.


Портрет, подаренный Жуковским, был очень дорог Пушкину, он никогда с ним не расставался.


стр 1 2 3 4 5


отрывки из биографии сына Фёдора Тютчева

Метки: писатели поэты о творчестве и личности тютчева писатели поэты творчество личность тютчев Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Лев Толстой

«Когда- то Тургенев, Некрасов. едва смогли уговорить меня прочесть Тютчева, но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». Толстой называл его среди своих любимых поэтов, говорил, что «без него нельзя жить».

Писатели и поэты о творчестве и личности поэта Ф.И.Тютчева

Четверг, 06 Октября 2011 г. 12:01 (ссылка)


стр 1 2 3 4 5


А.Полонский, А.И. C оллогуб и другие о литературных


переводах и личности поэта


В Мюнхене Тютчев служил пятнадцать лет. По жене, урождённой графине Ботмер (Тютчев женился в 1826 году), у него установились близкие связи с баварской аристократией. Он был человек исключительного ума, необычайного остроумия, феноменальной памяти. Так характеризуют Тютчева составители сборника А.Пискуноваи А.Чебакова. Тютчев блистал в придворном, дипломатическом и светском кругу Мюнхена – в ту пору одного из знаменитых центров европейской культуры. Г.Гейне назвал Тютчева лучшим из своих мюнхенских друзей, а Ф. Шеллинг отозвался о Тютчеве как о «превосходном и образованнейшем человеке, общение с которым всегда доставляет удовольствие».превосходном и образованнейшем человеке, общение с которым всегда доставляет удовольствие


На портретной галерее 6, кроме хорошо нам знакомого Тютчева, представлены Гейне, Шеллинг и Соллогуб. Г.Гейне – немецкий поэт и публицист, выдающийся мастер лирической и политической поэзии. Ф.В.Шеллинг – немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. А.И.Соллогуб – граф, церемони ймейстер.


Портретная галерея 6



Федор Иванович Тютчев


Я.П. Полонский в своём исследовании сообщает : «За более, чем 20-летнее проживание в Мюнхене (с 1822), Тютчевым было создано почти 100 стихотворных шедевров. Тютчевские переводы Гете, Шиллера, Гейне, Ленау, Гердера, поэзии французской, английской, итальянской, античной стали явлением русской литературы…».


Вот как характеризовал Тютчева Александр Иванович Соллогуб (граф, церемониймейстер, тайный советник, участник Московского ополчения 1812г., меценат), по свидетельству С. Русанова «Его обожали дамы и любили мужчины за редкий дар слова. Тогда еще никто не знал, что Тютчев гениальный поэт, и прежде всего не знал этого он сам. Федор относился к стихам как к хобби и никому их не показывал. Но уже тогда говорун он был неотразимый!» Граф Соллогуб как-то заметил, что «много на своем веку повидал разных рассказчиков, но такого, как Тютчев, ему больше не доводилось встречать».


Амалия тут же выделила Федора из толпы своих поклонников. Напропалую танцевала с ним на балах и с ним одним гуляла по узким улочкам Мюнхена под тем предлогом, что надо же новому чиновнику русской миссии познакомиться с городом.


Граф Соллогуб продолжал. «Он был одним из усерднейших посетителей моих вечеров; он сидел в гостиной на диване, окруженный очарованными слушателями и слушательницами. Остроумные, нежные, колкие, добрые слова, точно жемчужины, небрежно скатывались с его уст. Он был едва ли не самым светским человеком в России, но светским в полном значении этого слова. Ему были нужны как воздух каждый вечер яркий свет люстр и ламп, веселое шуршание дорогих женских платьев, говор и смех хорошеньких женщин. Между тем его наружность очень не соответствовала его вкусам; он был дурен собою, небрежно одет, неуклюж и рассеян; но все, все это исчезало, когда он начинал говорить, рассказывать; все мгновенно умолкали, и во всей комнате только и слышался голос Тютчева; я думаю, что главной прелестью Тютчева в этом случае было то, что в его рассказах не было ничего приготовленного, выученного, придуманного».

Иван Тургенев

«От его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, то есть они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве . В этом смысле поэзия его заслуживает название дельной, т. е. искренней, серьезной. . Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г-на Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной».

Следующая цитата

Небольшие стихотворения Тютчева - это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XIX века.

«О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».
(И.С.Тургенев)

«Тютчев - один из величайших лириков, существовавших на земле».
(А.А.Фет)

«Тютчев – несравненный поэт, которым гордилась бы любая литература. ».
(В.С.Соловьев)

«Поэзия Тютчева - одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы».
(К.В.Пигарев)

«Без Тютчева нельзя жить».
(Л.Н.Толстой)

«Тютчев - первый поэт-философ, которому равного не было, кроме Пушкина».
(Ф.М.Достоевский)

«Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа».
(В.Я.Брюсов)

«Как Цицерон, он посетил «сей мир в его минуты роковые» и мог считать себя собеседником богов на яростном спектакле расовых состязаний».
(Л.П.Гроссман)

«Что касается вообще до стихотворений Тютчева, то нет сомнения, что это произведения высшего порядка, полная и чистая поэзия».
(Н.Н.Страхов)

Нравится Показать список оценивших

«Мой обожаемый поэт…»
(А.А.Фет)

Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном,
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милой.

Твоей камене - повторять,
Прося стихи - я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу, чтоб ты
Во всех был видах предо мною. -

Написано в 1862 году

Нравится Показать список оценивших

На книжке стихотворений Тютчева
(А.А.Фет)

Вот наш патент на благородство,
Его вручает нам поэт;
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченной жизни цвет.

В сыртах не встретишь Геликона,
На льдинах лавр не расцветет,
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет.

Но муза, правду соблюдая,
Глядит: а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Написано в 1883 году

Нравится Показать список оценивших

«Нетленностью божественной одеты…»
(А.А.Фет, ответ на стихотворение Ф.И.Тютчева "Гуманный внук воинственного деда")

Нетленностью божественной одеты,
Украсившие свет,
В Элизии цари, герои и поэты,
А темной черни нет.

Сама Судьба, бесстрастный вождь природы,
Их зыблет колыбель.
Блюсти, хранить и возвышать народы -
Вот их тройная цель.

Равно молчат, в сознании бессилья,
Аида мрачный дол
И сам Олимп, когда ширяет крылья
Юпитера орел.

Утратя сон от божеского гласа,
При помощи небес
Убил и змей, и стойла Авгиаса
Очистил Геркулес.

И ты, поэт, мечей внимая звуку,
Свой подвиг совершил:
Ты протянул тому отважно руку,
Кто гидру задушил.

Написано в 1863 или 1864 году

Нравится Показать список оценивших

«Прошла весна, - темнеет лес…»
(А.А.Фет)

Прошла весна, - темнеет лес,
Скудней ручьи, грустнее ивы,
И солнце с высоты небес
Томит безветренные нивы.

На плуг знакомый налегли
Все, кем владеет труд упорный,
Опять сухую грудь земли
Взрезает конь и вол покорный;

Но в свежем тайнике куста
Один певец проснулся вешний,
И так же песнь его чиста
И дышит полночью нездешней.

Как сладко труженик смущен,
Весны заслыша зов единый,
Как улыбнулся он сквозь сон
Под яркий посвист соловьиный.

Нравится Показать список оценивших

П.А.Плетнёву и Ф.И.Тютчеву
(П.А.Вяземский)

Вам двум, вам, спутникам той счастливой плеяды,
Которой некогда и я принадлежал,
Вам, сохранившим вкус, сочувствия и взгляды,
В которых наш кружок возрос и возмужал,
Вам я без робости, но и не самохвально
Доверчиво несу тетрадь моих стихов.
.
Писал не для молвы, писал я на безлюдьи,
Читателей моих круг страшно поредел:
Жуковский с Пушкиным мои бывали судьи;
Я старых потерял, а новых не обрел.
Но вы остались мне, в вас память их живая,
Вы публика моя, вы мой Ареопаг:
В вас слабо теплится ещё любовь родная,
Которою светлел домашний наш очаг.
.
Кого ж, когда не вас, дней лучших старожилы,
На скромный праздник мой мне в гости пригласить?
Других любезных нам не вызвать из могилы:
Что время разнесло, того не воротить.
Доволен буду тем, когда своей хандрою
Я вас разжалоблю иль шуткой рассмешу.
Примите вы мой дар с радушной простотою,
С любовью, как и я его вам подношу.

Написано в июле 1864 года

Нравится Показать список оценивших

Фёдору Ивановичу Тютчеву
(П.А.Вяземский)

Твоя подстреленная птица
Так звучно-жалобно поёт,
Нам так сочувственно певица
Свою тоску передаёт,

Что вчуже нас печаль волнует,
Что, песню скорби возлюбя,
В нас сердце, вторя ей, тоскует
И плачет, словно за себя.

Поэт, на язвы злополучья
Ты льёшь свой внутренний елей,
И слёзы перлами созвучья
Струятся из души моей.

Написано в 1864 году

Нравится Показать список оценивших

Написано в июле 1865 года

Нравится Показать список оценивших

Когда душой бываю мглист,
Ко мне приходит книга эта
И для меня, как птицы свист,
Звучит фамилия поэта.

Для солнца и для сквозняков,
Для пробуждённых перелесков
Двойную раму двух веков
Поэт распахивает с треском.

Читайте также: