Цитаты картин в кино
Обновлено: 21.11.2024
Иногда мы видим в фильмах смутно знакомые кадры, и на поверку оказывается, что это отсылки к известным картинам. Такой прием называется «экфраса». Первые отсылки к живописи в кино появились еще сто лет назад, а Терри Гиллиам, Питер Гринуэй и Ларс фон Триер сделали этот художественный ход чертой своего авторского стиля. Впрочем, при внимательном просмотре воссозданные режиссерами шедевры можно разглядеть и в голливудском слэшере, явно не претендующем на звание «интеллектуального» кино, и у ненавидевшего экфрасу Тарковского. Но зачем это зрителю, который привык знакомиться с классическим искусством в музее, а не на экране?
Зачем разные виды искусства цитируют друг друга
Экфраса (более распространен не совсем корректный вариант этого термина «экфрасис») — описание произведения живописи, скульптуры или архитектуры в литературном тексте. В широком смысле так называют вообще любую «кроссвидовую» цитату в искусстве — например, фразу из классической музыкальной пьесы в саундтреке к фильму, картину, изображенную в скульптуре, статую, появившуюся среди театральных декораций, книгу реально существовавшего автора в компьютерной игре или фрагмент известного танца в уличном перформансе. Зачем используется этот прием?
В литературе экфраса может сделать повествование более глубоким, так же как описание природы, города или чувств героя, погрузить читателя в культурный контекст изображаемой эпохи.
В музыке прямо процитировать что-то из другого вида искусства сложнее, поэтому исполнители часто называют свои композиции в честь известной книги, литературного персонажа или фильма. Так тому или иному треку (сочинению, песне) сообщается определенное настроение.
В опере, которая еще во времена Вагнера фактически превратилась в гезамткунстверк , то есть в набор экфрас, был важен синтез искусств: музыки (оркестр и пение), поэзии (либретто), драмы (само сценическое действо), архитектуры (интерьер театра), живописи (декорации), танца (вставки в сюжете) и т. д. Этот жанр тогда чем-то напоминал современный кинематограф: на премьеры работ известных режиссеров ходят знаменитости, заменившие во многих странах знать, фильмы отмечают премиями, их показывают в специальных залах, иногда — богато украшенных и оборудованных по последнему слову техники. Кино позаимствовало у оперы и театра их характерные черты, и прежде всего — стремление к гезамткунстверку, к синтезу искусств. В фильмах активно используется экфраса: герои могут читать литературные произведения вслух или про себя, а в некоторых кадрах демонстрируются или даже воссоздаются и «оживают» известные скульптуры и картины.
Копирование шедевров живописи в кадре стало распространенным приемом. Конечно, экфраса может быть реализована множеством разных способов, но со временем в кино возникли особые конвенции и специфические художественные методы ее использования.
Бывает, что режиссер, выстраивая отдельные кадры, берет за основу композицию известного полотна, но зритель может об этом и не догадаться.
А иногда перед нашими глазами предстает ожившая картина, и уже нельзя сомневаться в том, что автор фильма намеренно стремится указать нам на определенное произведение искусства. Кажется, что эта традиция восходит к популярному в прошлом жанру табло виван, когда актеры изображали известные картины и скульптуры или, например, сцены из античной истории, копируя костюмы и позы.
Как классическое авторское кино воссоздавало шедевры живописи
Цитирование картин в затейливо построенных кадрах началось еще в немецком киноэкспрессионизме. Так, Вавилонская башня в «Метрополисе» Фрица Ланга явно «позаимствована» у Питера Брейгеля Старшего.
Аллюзии к авангардным картинам появлялись и в советском кино — даже в официальном. К примеру, в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?» просматривается отсылка к депрессивной работе Сергея Лучишкина «Шар улетел».
Со временем традиция экфрасы перекочевала и в авторское кино. Кадры, рифмующиеся с классическими живописными полотнами, в обилии встречаются у Жан-Люка Годара и Акиры Куросавы. Среди советских режиссеров таким приемом особенно славился Андрей Тарковский — и, более того, активно рефлексировал по этому поводу. Известно, что он считал подобные трюки низким жанром:
«Я никогда не понимал, как можно, например, строить мизансцену, исходя из каких-либо произведений живописи.
Это значит создавать ожившую живопись, а потом удостаиваться поверхностных похвал вроде: ах, как почувствована эпоха! ах, какие интеллигентные люди!
Снимая «Солярис», Тарковский даже намеренно пытался создать что-то противоположное «Космической одиссее» Кубрика, в которой чуть ли не каждый второй кадр будто бы «иллюстрация из научно-популярного журнала, то есть то же изобразительное искусство, прямо перенесенное в кино».
Несмотря на резко отрицательное отношение режиссера к экфрасе и гезамткунстверку, в его работах можно найти огромное количество кадров, отсылающих к живописи. В юности Тарковский учился в художественной школе, сам писал картины и прекрасно разбирался в этом виде искусства, одинаково хорошо знал работы старых мастеров, сюрреалистов и икону. В «Солярисе» он крупным планом снимает репродукцию картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу», которая становится для героини, находящейся на космическом корабле, образом уютного «планетарного Дома». В фильме показаны и другие работы того же художника из цикла «Времена года». Их появление в кадре неслучайно: на картинах Брейгеля человек кажется совершенно отчужденным от окружающей его природы. Ощущение, которое возникает при взгляде на эту работу, эмоционально рифмуется с образом человека на фоне бесконечной глубины космоса.
Хотя Тарковский и не признавал «ожившую живопись», концовка «Соляриса» буквально перерисована с картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», а в «Зеркале» можно заметить кадр-переосмысление всё тех же «Охотников на снегу».
Образ левитирующей над кроватью женщины в этом фильме явно заимствован у Марка Шагала.
Некоторые кадры из «Иванова детства» отсылают к картинам Михаила Нестерова. Также герой внимательно пролистывает альбом гравюр Альбрехта Дюрера, художника, который оказал огромное влияние на эстетику многих работ Тарковского.
Противоречивая позиция режиссера по вопросу живописи в кинематографе объясняется тем, что он пытался вписать свои работы в историю мировой культуры, а потому не мог совершенно отказаться от образов, в значительной мере определивших его мировоззрение, хотя и считал экфрасу пустым приемом.
Как современные режиссеры используют киноэкфрасу
У создателей авторского кино экфраса сегодня часто становится особой, сразу узнаваемой чертой стиля. К примеру, у британского режиссера Питера Гринуэя чуть ли не в каждом фильме досконально, в лучших традициях табло виван, воссоздаются знаменитые полотна Вермеера, «Ночной дозор» Рембрандта и многие другие картины. «Страна приливов» Терри Гиллиама во многом основана на меланхоличных пейзажах американского художника Эндрю Уайета, в «Приключениях барона Мюнхгаузена» он показывает кадр, идентичный «Рождению Венеры» Сандро Боттичелли, а в «Воображариуме доктора Парнаса» копирует магические зарисовки природы Гранта Вуда, известного российскому зрителю в первую очередь по его «Американской готике».
В фильмах Ларса фон Триера особенно часто прослеживаются аллюзии к классическому искусству. К примеру, в собравшей положительные отзывы критиков «Меланхолии» героиня появляется в антураже, списанном с известной картины прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Офелия». А в скандальном «Антихристе» сцена лесного секса главных героев напоминает зловещую работу Андре Дерена «Пляски». Некоторые кадры «Нимфоманки» явно построены по лекалам бесстыдных картин Бальтюса с полуобнаженными девочками, а в «Доме, который построил Джек» Триер показывает ожившее полотно Эжена Делакруа «Ладья Данте».
Похожие приемы использует и шведский режиссер Рой Андерссон. Так, в недавнем фильме «О бесконечности» он не только процитировал затасканную режиссерами от Тарковского до Джонатана Глейзера картину Шагала «Над городом», но и скрупулезно воссоздал работу Кукрыниксов «Конец», посвященную последним минутам жизни Адольфа Гитлера. Прямую аллюзию к знаменитой фотогравюре Саши Шнайдера «Гипноз» зрители недавно увидели в фильме Роберта Эггерса «Маяк».
Даже Дэвид Линч, известный своим неповторимым стилем, вдохновлялся работами авангардных художников.
В «Голове-ластике» ползающие по полу твари похожи на магриттовских червей, а главный герой «Человека-слона» напоминает то ли одного из персонажей полотен Фрэнсиса Бэкона, то ли его автопортрет.
К творчеству последнего отсылают и геометричные пространства Черного Вигвама в «Твин Пикс» (а агент Купер, запертый в третьем сезоне в стеклянном кубе, и вовсе вылитый персонаж «Портрета мужчины» 1935 года). В этом сериале и в «Синем бархате» многие кадры представляют собой оммаж в адрес американского художника-реалиста Эдварда Хоппера.
Гиллиам, Гринуэй и Триер с помощью киноэкфрас пытаются показать образованному интеллектуалу, на которого рассчитаны их фильмы, что-то вроде приманки: «Посмотри, ты узнал, что за картину я зашифровал в этом кадре. Ты молодец, ты очень умный!» Мозг любит такие поглаживания, а люди, успешно идентифицировавшие известную картину, сразу же поднимают себе самооценку. Но зачем Дэвиду Линчу, который чужд псевдоинтеллектуализма и к тому же сам пишет картины, ссылаться на других художников? Видимо, создать в одиночку и без каких-либо визуальных вспомогательных средств абсурдистский кинематограф всё же было невозможно.
Работая с картинами Бэкона и Хоппера, оказавшими на него большое влияние в молодости, Линч чувствовал, что опирается на плечи титанов. В итоге ему удалось создать самобытные киноработы, не бездумно копирующие живопись, а развивающие ее идеи.
Какие картины вдохновляли создателей хорроров
Можно подумать, что искусные аллюзии к истории живописи — прерогатива артхауса. Однако в последние тридцать лет даже в самых мейнстримовых фильмах Голливуда часто можно заметить отсылки к шедеврам.
Например, в культовом «Пятом элементе» Люка Бессона костюм Лилу (Мила Йовович) срисован с «облачения» героини, изображенной на картине Фриды Кало «Сломанная колонна».
Но особенно активно отсылки к известным художникам используют создатели хорроров. К примеру, в «Крике» (1996) маска маньяка изготовлена по визуальным мотивам одноименной работы Эдварда Мунка (достаточно неожиданно для такого прямолинейного фильма, не правда ли?). В «Клетке» (2000) в одной из сцен демонстрируется воссозданная актерами картина скандального норвежского художника Одда Нердрума «Рассвет». В экранизации романа Стивена Кинга «Оно», вышедшей в 2017 году, перекошенное лицо одного из кошмарных чудовищ — явная отсылка к стилю Амедео Модильяни. А в хорроре «Вивариум» (2019) ландшафт списан с серии картин Рене Магритта «Империя света».
Кажется, экфраса всё глубже проникает в кинематограф. Режиссеры низкобюджетных фильмов пытаются с ее помощью привлечь внимание утонченной публики, а авторы поопытнее используют методологию «Тысячеликого героя», чтобы окутать подсознание зрителя сетью из знакомых на интуитивном уровне архетипов.
Сегодня отсылки к шедеврам живописи появляются в новых медиа — видеоиграх. Так что даже если люди скоро перестанут ходить в музеи и читать книги по искусству, где-то в глубинах компьютерных уровней и сериалов Netflix они всё равно наткнутся на великие произведения прошлого.
Следующая цитата
Мы постоянно разговариваем цитатами из кино и мультиков. Иногда сами того не замечая, или не зная, что-то, что мы произносим — цитата. Еще несколько лет и таких фраз наберется столько, что можно будет говорить только ими!
Мы собрали сто киноцитат, которые не без удовольствия и с завидным постоянством используются в речи русскоязычной аудитории, разбирайте, если вы еще не.
1. «Я собираюсь сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться». © Крестный отец
2. «Тото, у меня такое ощущение, что мы больше не в Канзасе». © Волшебник страны Оз
6. «Моя мама всегда говорила: «Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся». © Форрест Гамп
10. «Carpe diem. Ловите момент, мальчики. Сделайте свою жизнь экстраординарной». © Общество мертвых поэтов
Touchstone Pictures
12. «Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку!» © Бриллиантовая рука
14. «Выбирай жизнь. Выбирай будущее. Выбирай карьеру. Выбирай семью. Я выбрал что-то другое». © На игле
16. «— Людк, а Людк, глянь-к, какая сучка крашена! — Ну почему крашеная, это мой натуральный цвет!» © Любовь и голуби
19. «Селянка, а селянка! Хочешь большой, но чистой любви?» © Формула любви
20. «Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся». © Мимино
Киностудия «Мосфильм»
21. «Я был нетрезв, мое поведение недостойно советского офицера!» © Асса
22. «Вот тебе пальто, Базин, и мечтай о чем-нибудь высоком!» © Курьер
25. «Мальчиков у нас действительно дефицит, но не до такой же степени». © Курьер
27. «Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, — со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки — я буду все это бить. Уберите хлеб из овина — я подожгу овин». © Обыкновенное чудо
28. «Если у общества нет цветовой дифференциации штанов, значит, у него нет цели». © Кин-дза-дза!
A Band Apart
31. «Я вот все думала: как это носы целоваться не мешают? А теперь вижу — не мешают». © Девчата
32. «Утром деньги — вечером стулья. А можно наоборот? Можно, но деньги вперед!» © 12 стульев
34. «Вам велели передать, Проня Прокоповна, что вы ПОДЛЮКА!» © За двумя зайцами
35. «Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!» © Афоня
Киностудия «Мосфильм»
43. «Я три дня гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны». © Обыкновенное чудо
45. «Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся — гипс!» © Бриллиантовая рука
48. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!» © 12 стульев
Киностудия «Мосфильм»
56. «Сестра, а не найдется соли и лимончика, а то текилку нечем закусить». © Достучаться до небес
57. «Вот иду я красивая по улице, а мужики вокруг так и падают, так и падают… И сами в штабеля укладываются!» © Девчата
58. «Капусточка, мама, конечно, дело хорошее, но в доме надо держать и мясные закуски». © Ширли-мырли
59. «У верблюда два горба, потому что жизнь — борьба!» © Гараж
60. «Вот так всегда: ходишь, ходишь в школу, а потом — бац! — и вторая смена». © Большая перемена
Киностудия «Мосфильм»
66. «За алкоголь! Причину и решение всех проблем». © Симпсоны
68. «Я просто выгляжу как лось, а в душе я бабочка». © Смешарики
69. «Але. Кто это? Директор? Да пошел ты в жопу, директор, не до тебя щас». © Масяня
DreamWorks Animation
80. «Измерить температуру забортной воды не представляется возможным из-за отсутствия таковой!» © Приключения капитана Врунгеля
«Киевнаучфильм»
81. «Не будем говорить кто, хотя это был слоненок» © 38 попугаев
85. «Ничего не понимаю! Или что-то случилось, или одно из двух!» © Следствие ведут Колобки
89. «Это не техника дошла, а я сама сюда дошла. На лыжах». © Трое из Простоквашино
Киностудия «Мосфильм»
92. «У Вас такие перья, у Вас глаза такие, копыта очень стройные и добрая душа!» © Пластилиновая ворона
93. «Девочка, чего ты хочешь — чтобы тебе оторвали голову или поехать на дачу?» © Подкидыш
99. «Мне бы помыться, а то от меня котиками пахнет». © Даун Хаус
ТО «Экран»
Следующая цитата
Гениальность так часто соседствует с неспокойным характером и пылким нравом, что жизнь практически каждого великого художника так и просится на экран.
Мы собрали несколько фильмов, в которых любят и ненавидят, радуются и страдают, взлетают к вершинам славы и падают на самое дно, — и все это богатство жизни проникает в эскизы, художественные полотна, скульптуры.
The Last Vermeer, 2019
Imperative Entertainment
История о крайне интересной личности в истории искусства. После окончания Второй мировой войны на территории Европы начинается поиск граждан, которые во время оккупации сотрудничали с нацистами. В числе прочих суд и расстрел грозит некоему Хану ван Мегерену, которого обвиняют в том, что он продал немцам историческое и культурное достояние Нидерландов — картину Яна Вермеера. Мегерен не очень хочет говорить, как все обстояло на самом деле, но жизнь дороже.
Werk ohne Autor, 2019
Sony Pictures Classics
Мальчик Курт потерял любимую тетю Элизабет в годы нацизма в Германии, где для таких, как она, не оказалось места. Красивая, но немного неадекватная девушка была уничтожена в газовой камере. После войны ставший художником Курт влюбляется в Элли, чей отец-врач был причастен к гибели тети. Молодой человек не знает о его прошлом, но безжалостный характер этого страшного человека оказывает влияние и на родную семью. Лишь внутреннее чутье художника нечаянно подсказывает Курту истину, которой он сам не осознает, а правда выливается в его картины.
My Masterpiece, 2018
Arco Libre
Пронырливый арт-дилер Артуро уже много лет сотрудничает с художником-мизантропом Ренцо. Но работы мастера в последнее время не пользуются популярностью, так что Артуро пытается придумать, как взбодрить спрос. Например, известно, что после смерти художника его картины возрастают в цене.
Michelangelo — Infinito, 2018
Magnitudo
Биографический арт-фильм о жизни и творчестве итальянского гения эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Более всего художник известен скульптурой Давида и росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, в том числе одним из главных мемов всех времен и народов — фреской «Сотворение Адама».
Antonio Lopez 1970: Sex Fashion & Disco, 2017
Summitridge Pictures
Документальный фильм о жизни одного из самых влиятельных художников-иллюстраторов 70-х. Антонио Лопес, работавший с модными журналами Парижа и Нью-Йорка, стал невероятно популярным, но и сегодня его прошлое полно тайн и загадок.
Silverwood Films
У больших художников жизнь редко складывается гладко. Даже Маргарет Кин, прославившаяся картинами детей и женщин с преувеличенно большими глазами, имеет за плечами довольно тяжелую биографию — долгое время она не имела прав на собственные картины.
Brant-Allen
В 1941 году художница Ли Краснер открывает для себя творчество пьяницы Джексона Поллока. Она бросает свою карьеру и увозит художника из шумного, тесного Нью-Йорка в тихое место, где на некоторое время ему удается сосредоточиться на работе и создать гениальные абстракционистские картины.
Miramax Films
Биографическая драма рассказывает о замечательной мексиканской художнице Фриде Кало, чья жизнь стала для людей примером стойкости и жизнелюбия. Она стала одной из первых, кто сумел свое внутреннее ощущение жизни, повседневные события, печали и радости перенести в картины. А смелой женщине было о чем рассказать.
Canal+ [fr]
История запутанных отношений скульптора Родена с его ученицей Камиллой Клодель и служанкой Розой Бёре, матерью его единственного ребенка. Ну и между делом — о творчестве: как в мастерской, наполненной великолепными скульптурами, рождается новое изваяние. Все — от момента зарождения идеи, через бесформенный материал к первым линиям и законченному произведению искусства.
Gauguin — Voyage de Tahiti, 2017
Canal+ [fr]
У французского художника Поля Гогена проблемы с вдохновением, потому что быт и повседневность задавили. Его гениальные картины никто не покупает, а у него пятеро детей. Он уверен, что на Таити и жить проще, и вдохновение накатит сразу же. Проверка на практике показывает, что вдохновение и впрямь не заставит себя ждать, а вот жить ни капельки не проще. И как обычно, и в том, и в другом виновата женщина.
Vincent & Theo, 1990
Arena Films
Ван Гог занимался живописью всего 10 лет, но за это время он успел создать около 800 картин. Все, что для этого требуется — отдать всего себя без остатка своему искусству.
Tim’s Vermeer, 2013
High Delft Pictures
Документальный фильм, где изобретатель из Техаса Тим Дженсон ездит по Голландии в поисках секрета — как нидерландскому художнику XVII века Яну Вермееру удавалось придать удивительное свечение своим картинам. В чем секрет мастера?
Мосфильм
Великий живописец, воспевающий свет и добро, появился на свет в те времена, когда отношения между людьми делали Землю больше похожей на филиал Ада: Русь XV века в княжеских междоусобицах, набегах кочевников, в голоде и болезнях. Чтобы среди этого всего найти в себе любовь к человеку, нужно пройти серьезный путь личностного становления.
Следующая цитата
Элли из Зазеркалья гуру --> 10 месяцев назад
Фильм "Клетка" и Одд Нердрум с его "художеством" "Рассвет"
З.Ы. В обоих упомянутых фильмах есть ещё отсылки к картинам. Эти просто навскидку вспомнились.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Элли из Зазеркалья гуру --> 10 месяцев назад
Фильм "Фрида" и картина Диего Риверы:
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Игорь гуру --> 10 месяцев назад
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Олег гуру --> 10 месяцев назад
Тут, похоже, две трети совпадений случайны.
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
homerchik гуру --> 10 месяцев назад
Ответить • Ссылка • Пожаловаться •
Показать все
Показать ещё (из _ )
16 примеров того, как мастера дали старым татуировкам новую жизнь
Победители фотоконкурса National Geographic Traveller 2021
Один едет по встречной, а другой не смотрит по сторонам
Loading.
Тоннель вокруг Байкала: почему его снесли через десять лет после постройки
Питомцы с самым необычным и красивым окрасом
Авария дня. Автомобилистка сбила пенсионера с собакой в Красноярском крае
Тест по ботанике
Жуткая жуть: москвич-охотник устроил выставку своих трофеев в подъезде
Скандалистка попыталась подраться с сотрудниками ресторана
Игривый котёнок напугал дремлющего мужчину
Почему листья у герани становятся желтыми?
Трейлер фильма "Приключения на шоколадной фабрике" (2017)
10 известных кинофраншиз, которые разочаровали зрителей
Авария дня. Внедорожник влетел в стоящий «Жигуль»
В столичном метро три кавказца жестоко избили мужчину
Почему мост в Уругвае имеет круглую форму?
Dowsett Comet, построенный в стиле английских спорткаров 60-х, продадут с аукциона в Сильверстоуне
Певица Ин-Грид. Забытая звезда корпоративов
Почему фильмы стали такими длинными
Предполагаемый сын Джона Делориана построил трёхколёсный DMC-12 и попал под суд
Шойгу наказал руководство, отрядившее военных на участие в венчании "потомка Романовых"
Звёздные родители и их дети
Экстравагантные посмертные пожелания звезд
Заболевшему коронавирусом Гаркалину стало хуже, его перевели в реанимацию
Новые иллюстрации от Васи Ложкина
У воронежских Алёнок есть начало - только нету по России им конца
Прирожденный сторож
Невнимательность водителя самосвала, при перестроении на МКАДе, привела к ДТП
Эволюция представительских автомобилей Mercedes S-class с 1904 по 2021 год
США округ Колумбия: у Капитолия взлетел на воздух подозрительный автомобиль
Трейлер фильма "Идеальная жена" (2021)
Неудачная попытка парня и девушки сделать эффектный трюк
Не принимать подарков и не пить вина: с чем связаны такие 15-октябрьские запреты?
Изобретатели от Бога, которые снова нас удивили
Яндекс зарядил водителя драйвом, а в качестве бонуса - способностью ездить вслепую
В красноярской школе День учителя прошел под портретом Сталина
В Африке умерла горилла, ставшая знаменитой после селфи с сотрудником парка
Первый товарный суперкар Sorpasso, дизайн которого разрабатывает сам покупатель
В Приморье члены ОПГ перекрывали дорогу и вымогали деньги у дальнобойщиков
40 уморительных фото котов, которые смотрят на нас свысока
15 беспардонных питомцев, чья наглость балансируют на грани
6-летний мальчик нашел гигантский зуб мастодонта: находке около 12 000 лет
Читайте также: