Цитаты каптерева о педагогике

Обновлено: 06.11.2024

В наше время, во время развития современной России, особенно важно подытожить духовное и научное наследие лучших умов России классического, дореволюционного периода, чтобы взять за основу то положительное начало, которое было заложено в отечественную педагогику, а потом во многом отринуто и незаслуженно забыто. В связи с этим научно-практический интерес к трудам лучших педагогов и психологов России времён царизма с годами заметно усиливается. В этом состоит актуальность работы по изучению и обобщению сведений по педагогической теории Петра Фёдоровича Каптерева, как одного из передовых педагогов интереснейшего в историко-социальном плане времени — развития капитализма, революций и установления Советской власти. Он внес огромный вклад в теорию и практику воспитания и обучения: поставил важнейшие педагогические проблемы, такие как воспитание личности, влияние биологических и социальных факторов в процессе обучения и воспитания, сущность педагогического процесса, педагогический идеал, гармоничное развитие личности. Заслугой П. Ф. Каптерева является создание первой истории российской педагогики.

П.Ф. Каптерев считает, что наряду с выяснением общих законов педагогика как наука должна теоретические знания применять к известным обстоятельствам и потребностям каждого народа. Так как в реальной действительности процесс воспитания и образования происходит при определенных, конкретных условиях (географическая и климатическая среда, исторические и культурные традиции, религия, экономическое, политическое и общественное развитие народа), то общей, единой для всех времен и народов системы воспитания и образования не существует, это абстракция, идеальная модель. Факторы, влияющие на становление и развитие национального типа, отражаются и на системе образования и воспитания каждого народа.

Согласно теории Каптерева, главная функция педагогики и образования — всестороннее усовершенствование личности человека на почве её органичного самообразования в меру собственных сил и способностей. Учёный зафиксировал движение педагогической мысли к познанию внутреннего мира ребёнка, его интеллекта, нравственных ценностей, поведения. Первые три-четыре года жизни ребёнка, считал Каптерев, составляют самое важное время для воспитательного процесса, потому что именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования гармоничной личности. Поэтому существенным условием первоначального воспитания является изучение психических процессов в первые дни, недели и годы ребёнка. Это позволяет улучшить постановку первоначального воспитания, сделать его рациональным.

Самостоятельность — черта в детях весьма важная, но она не исчерпывает сущности педагогического процесса, а ссылки на неопределённо растяжимые понятия добра и красоты нисколько не должно руководить педагогом в его практической деятельности. Поэтому Каптерев выделяет четыре начала в общем содержании системы обучения.

Во-первых, все физические и духовные силы ребёнка подлежат усовершенствованию систематическими упражнениями. Причём если медицина располагает множеством методик усовершенствования физических характеристик человеческого тела, то педагогика до сих пор сделала гораздо меньше для усовершенствования духовных сил организма воспитуемого. Угнетать одну сторону человеческой жизни другой (то есть подчинять дух телу или наоборот, тело — духу) не подобает педагогу у своих воспитанников, в развитии того и другого нужно стремиться к гармонии.

К обоснованному наиболее общему правилу подхода к педагогическому процессу Каптерев прибавляет ещё три. Итак, во-вторых, усовершенствование личности основывается на самостоятельных упражнениях, развиваемых самим организмом в силу его самобытности. В-третьих, усовершенствование личности имеет не только индивидуальный, но и общественный характер. И в-четвёртых, образование личности и вообще весь педагогический процесс, — есть процесс независимый.

Одной из центральных проблем всей педагогики Каптерев считал проблему развития и воспитания характера воли. Присматриваясь к русской общественной жизни, он находил, что люди с сильной волей, с характером у нас мало. Мы хотим достигнуть всё сразу, всё получить одним ударом, на медленный кропотливый труд смотрят свысока. Твёрдый характер может и должен соединяться с нравственными принципами. Характер принадлежит к области воли. Все эти качества могу вырабатываться в процессе обучения. Каптерев подчёркивает, что не только процесс приобретения знаний имеет значение для развития характера, что не обширность самих знаний, а принципы науки, её методы, её логические особенности – главное в обучении. Школа не должна сводить воспитание к поддерживанию внешней дисциплины, её роль — обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения. Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть достигнута только эвристическими методами. Мысль о самодеятельности и её роли в развитии личности – одна из основных во всём педагогическом наследии Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье «О саморазвитии и самовоспитании». Фактически каждый организм заключает в себе самом источник деятельности. Внешнее впечатление – возбудители, повод для обнаружения собственной деятельности.

Признание Каптеревым самодеятельности в качестве основного свойства человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе образования и воспитания. В саморазвитии он усмотрел основу школы и источники её совершенствования, а также самообразования и самовоспитания. Обязательные учебные курсы должны быть минимальными и включать лишь самые главные и общие научные элементы. Идея саморазвития с учётом наследственности каждого человека составляет общее основание крупных трудов Каптерева – «Педагогический процесс», «Педагогическая психология» и «Дидактические очерки». Приоритет нравственного содержания в воспитании Каптерев объясняет тем, что нравственность деятельна, заключается в труде для других, выражает общественную направленность личности. Нравственное закаливание необходимо сочетать с физическим с целью подготовки подрастающего поколения к жизненной борьбе. Система душевного закаливания связывает воедино развитие воли, характера, ума и тела. В такой постановке вопроса о нравственном закаливании находит своё место. И психологический элемент – «детская природа», к своеобразию которой приноравливается всё воспитание, и нравственное закаливание в частности.

Каждый возраст, отмечает Каптерев, имеет свои характерные свойства, свои главенствующие интересы и стремления, свои преобладающие радости и печали. Но взрослые порой не только не подозревают о талантах детей, но и не понимают их эмоциональное состояние. Однако, душевное состояние детей столь же действенно, как душевное состояние взрослых. Для развития детей и для правильного воспитания необходимо уважать и учитывать эти особенности. Каптерев ставит важнейший вопрос о возможности образования новых качеств личности ребёнка и искоренение недостатков. Решение этого вопроса он связывает с влиянием культуры на изменение человеческой природы. Воспитание культуры действовали на человека постоянно и совместно. Педагогика рассматривает человеческий организм как изменчивый, подлежащий совершенствованию во всех отношениях. Совершенствование продолжает и завершает саморазвитие. Каптерев доказывает, что нельзя совершенствовать, подавляя саморазвитие – «основы и сущность всего воспитания…». Утверждая, что основа совершенствования личности есть саморазвитие организма, что к ней должно быть «привязываемо всё в воспитании», Каптерев исходит из необходимости опираться в воспитании на человеческую природу. Вникнуть глубже в смысл своего исследования Каптерева о педагогическом процессе, можно понять, почему он связывает идеал совершенного человека с человеческой природой. Это раскрывается в тезисе Каптерева о двух элементах педагогического процесса – личном и общественном. Личный берёт своё начало в антропологии, а общественный – социологии. Общие человеческие черты получают в идеале преобладающее значение. Развитие общественника, доброго, умеющего хранить и приумножать полученное по наследству культурное достояние, дополняется другими чертами: уважением своей личности и личности другого, самодеятельности, чувством ответственности, справедливости в сочетании справам на свободу деятельности.

Воспитание влияет на разные натуры в неодинаковой степени и в известной мере нуждается в индивидуальной подстройке под каждого конкретного ребёнка. Нельзя представлять воспитание только как передачу культуры из поколения в поколение посредством школы. Культура может быть усвоена только при глубокой работе самой личности ребёнка над самообразованием. Каждый человек должен стремиться к самовоспитанию и саморазвитию. Таким образом, саморазвитие человека и согласованность педагогического обучения с внутренними законами развития личности — и есть основа школы и источник её усовершенствования.

Каптерев ратует прежде всего за доверие и уважение к детской личности. Оно есть «необходимое свойство каждой хорошо поставленной школы». Это доверие выражается в том, что школа должна быть «домом учащихся и предоставлять им для их потребностей не только в будни, но и в праздники, не только днём, но и по вечерам» . В такой школе должно быть множество самых разнообразных кружков, которые станут существенным дополнением школьного курса, как бы он хорошо ни был поставлен. Родительские комитеты должны иметь право влиять на ход школьных дел. Родители вместе с учителями вправе решать такие вопросы, как количество задаваемых на дом уроков, объём чтения учащихся и другие. В этих высказываниях Каптерева проступает самая характерная черта всего его научно-педагогического творчества — тесная связь теоретического рассмотрения любого школьного вопроса с его практической направленностью. Каптереву было чуждо отвлечённое, отрешённое от жизни школы решения воспитательно - образовательных проблем.

Каптерев решительно выступал против существующего однотипного общего образования. Он обосновал эту многогранность как исторически и субъективно необходимое явление в развитии общеобразовательной школы и педагогики. Пусть даже самый хороший, но один-единственный тип общего образования, который господствовал бы в обществе на протяжении столетий, Каптерев относил к области психолого-педагогической утопии. Чтобы проверить, какие типы школ могут оправдывать себя, а какие нет, он предлагает путь широкого экспериментирования, создания опытных школ, опытных лабораторий.

В разностороннем научном творчестве П.Ф.Каптерева проблема семейного воспитания была предметом постоянного исследовательского внимания. Он являлся одним из основателей теории семейного воспитания как неотъемлемого элемента педагогического процесса. Теоретические разработки ученого легли в основу его практической и организаторской деятельности по распространению методики воспитания детей в семье и педагогическому просвещению родителей. «Культурность семьи, по мнению педагога, обнаруживается двумя главнейшими признаками: умственными и общественными интересами».

Семейное и общественное воспитание взаимодополняют друг друга во всестороннем формировании личности ребёнка. И распределение обязанностей в данном случае состоит в том, что семья должна оградить ребёнка от дурного влияния общества и окружения и занять его время, которое он проводит вне общества. Родительское участие в жизни школы должно быть обязательным, потому что по оценкам родительской общественности учителя судят о влиянии школы на настроение детей и их физическое развитие. Родительские собрания идут своими корнями от идей этого талантливого педагога.

Семейное воспитание Пётр Фёдорович называл «новооткрытой областью научной педагогики» и призывал сочетать в школьном обучении образовательный процесс с традиционным русским семейным воспитанием.

Важнейшими условиями правильного воспитания он считает выработку у детей общей потребности в: развитии общественного чувства, благодаря опосредованному влиянию совместных игр и дружбы; деятельности не только для себя, но и для других (при условии полной свободы выбора друзей, приятелей, товарищей для игр и членства в различных союзах между учащимися). По мнению Каптерева, ребёнок, растущий без товарищей, «лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития».

Каптерев видел в играх одну из основ общественного и семейного воспитания. Игры доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют правильной жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания с духовным, так как захватывает детскую точность целиком, в отличии от простых физических упражнений, направленных на развитие лишь одного из составляющих гармоничного развития человека — ловкости. Игра, особенно «общественная» (со сверстниками), — это «серьёзная школа для развивающегося мышления детей» и «условия правильного всестороннего развития детской личности». Воспитание Каптерев связывал с социализирующими факторами, и в ходе своего взросления воспитанник учится решать не только личные, но и общественные проблемы.

Таким образом, педагогика гармонии заключается в единстве ф изического и духовного развития ребенка, разумной дисциплине, семейной атмосфере, расширении круга общения, систематическом обучении, развитии воли и характера, личной и товарищеской ответственности, самовоспитании и саморазвитии, должна строится на доверии и уважении к детской личности.

Следующая цитата

2016-10-12_110717

Имя, идеи и работы Петра Федоровича Каптерева (1849 —1922) известны сегодня лишь сравнительно узкому кругу специалистов-педагогов. А между тем многое в них и сейчас продолжает представлять интерес для широкого круга читателей.

П. Ф. Каптерев как педагог

Педагогические идеи и воззрения Каптерева, начавшего свою деятельность в 70-х годах 19-го века, во многом перекликаются с идеями К. Д. Ушинского. Конечно, место, занимаемое Каптеревым в истории русской педагогики, значительно скромнее, далеко не все из созданного им выдержало испытание временем. Но нам близко стремление Каптерева строить процесс обучения и воспитания, исходя из психологических особенностей развития ребенка, его борьба за творческий, активный характер обучения, против казенщины, догматизма, муштры, близка та глубокая любовь к детям, которая пронизывает все его работы.

Видя в просвещении народа одну из важнейших общественных задач, Каптерев, однако, не осознавал, что путь к нему лежит лишь через революционное преобразование общества. Но он чувствовал, как тесно связан существовавший характер воспитания с тогдашним общественным строем России.

Большое и постоянное внимание уделял Каптерев вопросам семейного воспитания. Он был председателем Петербургского родительского кружка, одним из инициаторов первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию (1913 г.) и, наконец, организатором и редактором книги «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1898 — 1910 гг.). В это издание включено около 10 работ Каптерева. Фрагменты из некоторых этих работ мы предлагаем сегодня вниманию наших читателей.

Некоторые педагогические идеи П. Ф. каптерева

1. Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности

В каждом возрасте человек есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему, полному человеку. Но мы, взрослые, мало ценим особенности мысли и чувства детей и юношей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать. Мы уверены в своем превосходстве и требуем подчинения себе; мы часто смеемся над детским простодушием и доверчивостью, удивляемся юношескому жару и увлечению, — все это странно, все это не хорошо, потому что мы, взрослые, думаем и действуем иначе. Мы даем себе мало труда понять особенности детства и юности, войти в характер мысли и чувства пережитых возрастов, выяснить себе, что естественно, что необходимо в эти возрасты. К чему. Ведь все специфически детское и юношеское пройдет, отпадет с возрастом, останутся только свойства, переходящие в другие возрасты. И взрослые не церемонятся с детьми и юношами, насколько именно они — дети и юноши; они позволяют им оставаться вполне самими собой, жить полною жизнью возрастов только в часы отдыха, а во все прочее время только приготовляют их к чему-то в будущем.

Специальные свойства воспитательных возрастов нередко прямо объявляются недостатками, с ними ведется борьба, их пытаются истребить.

Давно ли детскую подвижность, резвость, неподдельность перестали считать детскими недостатками, давно ли перестали преследовать детей за эти свойства, да и везде ли перестали? И многие психические детские свойства, например, малая способность сосредоточивать внимание, торопливость в суждении, бесцеремонное заявление своих вкусов, желаний и пр. не считаются ли и доселе недостатками, подлежащими искоренению и замене качествами более почтенными и солидными? Борьба ведется нередко систематически со всякими свойствами возрастов, существенными и несущественными.

Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности, оно должно быть вполне органическою деятельностью, развитием всех ценных свойств воспитательных возрастов; оно должно быть осторожным и мягким, даже и по отношению к тем свойствам, которые неудобны самим детям (например, детская пугливость), ввиду того, что это есть свойство, а не недостаток. Нужно давать детям переживать все свойства возрастов. Цели и задачи семейного воспитания должны почерпаться не из чего-либо стороннего детям, имеющего значение в жизни взрослых, а из самих детей, из их развивающегося организма. Семейное воспитание должно помогать правильному и всестороннему развитию детей, затрагивать все, а не некоторые лишь свойства, и тем более не преследовать какие-либо узкие и внешние цели. Этих последних целей достигать сравнительно легко: стоит только запастись достаточной настойчивостью и строгостью; но помогать правильному и всестороннему росту психофизического детского организма трудно. Дли достижения такой цели нужны серьезные научные знания об отличительных свойствах детского организма, об истории его развития, нужна серьезная подготовка. Строгостью здесь ничего не сделаешь.

(«Задачи и основы семейного воспитания», 1898 г.)

2. Взрослые плохо понимают жажду детской деятельности

На этой основной черте детства — неудержимой страсти к всесторонней деятельности — и должно основываться все воспитание детей. Трудно даже и представить себе, сколько прекрасных свойств было бы укреплено в детях и от скольких недостатков они были бы предохранены, если б их воспитание основывалось на указанном начале. Как часто дети изнывают от скуки, не зная, чем заняться, а взрослые не в состоянии указать интересные для них предметы занятий! Как много самых нелепых шалостей затевается детьми, потому что их силы требуют деятельности, а между тем они ничем не заняты. Как много пороков и дурных привычек детей ведет свое начало от состояния безделья и скуки!

Взрослые плохо понимают эту жажду детской деятельности и мало удовлетворяют ее. Они равнодушно проходят мимо богатейшего педагогического сокровища, заложенного в детскую натуру природой, и ищут заменить это прекраснейшее и богатейшее естественное средство искусственными и вредными, вроде устрашения в его различных видах.

Недостаточно понять правильное значение в общем ходе развития дитяти потребности деятельности; нужно еще уметь удовлетворять эту потребность. В этом последнем отношении взрослые оказываются также мало состоятельными. Что они предлагают детям для занятий? По большей части такие предметы, которые мало отвечают их потребностям и вкусам. Первоначальное умственное воспитание детей обыкновенно принимает характер обучения — чтению, письму, иностранным языкам, счету, элементам географии и разных других наук. Все перечисленные предметы весьма отвлеченны и имеют мало интереса для детей. А между тем за ними дети корпят целые годы, наживая не преодолимое затем никакими средствами отвращение к умственным занятиям. Дети просят хлеба, а взрослые дают камень. При таком непонимании естественных запросов детей и неумении удовлетворить их и приходится всячески стращать детей, лишь бы волей-неволей засадить их за долбню ненавистных им учебников.

Зато можно смело утверждать, что тот, кто в достаточной мере широко и глубоко понял указываемое нами основное свойство детства — неутомимую, непрерывную, постоянно возобновляющуюся у детей жажду разнообразной деятельности — и кто сумел найти средства для ее удовлетворения, постепенно усложняющиеся, становящиеся все более и более серьезными, по мере возрастания сил, тот исполнил самую важную и самую большую часть задачи и первоначального и всего дальнейшего воспитания детей и сделал совершенно излишним и ненужным устрашение. Он обеспечил постепенное укрепление и развитие всех положительных свойств дитяти; он навсегда изгнал скуку, пугливость и трепет из жизни дитяти, а вместе с ними тоскливые и капризные состояния чувства, создав прочную основу для постоянно ровного и веселого настроения; он поддержал здоровье и мужество дитяти, охранив его от множества дурных привычек, физических и нравственных, разъедающих обыкновенно весь организм праздных детей. Укрепившись на этом единственно твердом основании, воспитатель смело может смотреть вперед и не бояться будущего. Дитя, просыпающееся с живою потребностью деятельности, весь день занято непрерывно то тем, то другим, но непременно живым, интересным и посильным трудом, дитя, засыпающее среди ослабленной, угасающей деятельности, пресыщенное ею, — такое дитя на вполне хорошей дороге, поставлено правильно.

Следующая цитата

мужчина учитель у доски

Быть педагогом – это искусство, врожденный талант, наука, мастерство. Им владел К. Д. Ушинский и у него есть чему поучиться. В помощь современному поколению учителей великий педагог оставил научные труды, методические разработки, учебники и, конечно, мудрые афоризмы. Высказывания и мысли К. Д. Ушинского о педагогическом мастерстве.

Следующая цитата

Российский и советский педагог и психолог.

Является основоположником отечественной педагогической психологии.

Каптерев Пётр Фёдорович - автор этих фраз:

Заголовок Категория
У нас всякий учитель титулуется педагогом, но учитель не есть собственно педагог. Чтобы быть хорошим учителем, для этого нужно основательно знать свою науку и иметь некоторое знакомство с преподавательской техникой. Лица, получившие хорошее образование и никогда не изучавшие никакой педагогики, бывают очень часто хорошими школьными учителями, хотя они при том совсем не педагоги и мало знакомы даже с педагогическими вопросами. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Серьезный педагог, желающий честно исполнить свою обязанность по отношению к Родине, не может не идти рука об руку с потребностями времени и народа. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Исполнительность и послушание с педагогической точки зрения, без работы над самоисправлением и самоусовершенствованием, не имеют цены, ибо педагогические цели заключаются в воспитании внутреннего, а не внешнего человека. Самовоспитание
Здоровый организм – благоприятное условие для развития твердого характера, так как он дает во власть больше сил, которые своим обилием могут побуждать и к предприимчивости, и к борьбе, и к настойчивости. Физическое воспитание, ЗОЖ
Дело в том, что как ни глупо хвалить дитя за то, что мать красиво его одела, тем не менее дитя хвалят за это, говорят ему в глаза, как оно в новом платье мило, красиво, как новое платье идет к нему, повертывают дитя в разные стороны, тщательно рассматривают платье, показывают гостям и т.д. Мало-помалу таким путем и вливается в детскую душу яд глупого хвастовства платьем, желания показываться, быть на выставке, и скоро все эти волнения осложняют первоначальное простое удовольствие от нового платья. Эстетическое воспитание
Умственное развитие особенно нужно для усвоения красот природы. Для человека теоретически совсем неразвитого природа бездушна и мертва, она – громадная мастерская для производства разных полезных продуктов, совершенно лишенных эстетического характера. Красоту природы видит ум, а не глаза. Эстетическое воспитание
Дитя не родится с органами внешних чувств, сразу способными к обнаружению свойственной им деятельности; оно, напротив, учится смотреть, слышать, осязать, обонять, вкушать точно так же, как оно учится ходить. Эстетическое воспитание
Человек, бесцеремонно попирающий и уничтожающий растения, суровый и беспощадный к животным, человек, которому ничего не стоит убить живое существо, – такой человек будет жесток и к людям, он будет не в состоянии уважать их личность и права. Экологическое воспитание
Многие дети очень рано приобретают знания относительно платьев, башмаков, вообще костюма и начинают делать расценку людей по костюму. Культура разумного потребления
Задача дисциплины заключается не в развитии исполнительности и послушания, а в развитии способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий. Осознанная дисциплина
Только тогда поступки имеют нравственную и педагогическую ценность, когда они искренне и разумно мотивированы. Нравственное и правовое воспитание
Нравственное чувство есть не что иное, как освещение и регулирование форм общежития и общественности; вне общественности нравственное чувство невозможно. Вся суть нравственного чувства заключается в обязательности некоторых требований по отношению к сообщественникам. Нравственное и правовое воспитание
Прогресс в знаниях и думственном развитии без прогресса в добрых нравах и нравственности есть регресс. Нравственное и правовое воспитание
Для того чтобы учащийся из школы вступал в жизнь с основами положительного мировоззрения, нужна не только связанность курса, но и его идейность, философская постановка. Эта постановка специально касается двух пунктов: получения правильного понятия о явлениях внешней природы и о началах деятельности отдельного человека и человеческих обществ. О научном мировоззрении
Чем сложнее жизнь, тем сложнее воспитание, чем проще среда, в которой вращаются люди, тем проще воспитание. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
. Образцового урока написать невозможно. Действительно хороший, истинно образцовый урок должен быть задуман и введен применительно к обучаемым детям, к детям данной школы и класса, а не детям вообще; образцовый урок есть результат творчества учителя, его одушевления, энергии, находчивости, а не чужих указаний и разъяснений. Общие вопросы педагогики
Учителям не мешает помнить заповедь: «не сотвори себе кумира. » из методики. Сущность и задачи педагогики
Истинно хороший учитель, виртуоз-учитель – тот, кто сжился с методом, кто владеет им совершенно свободно, так что метод в его руках есть гибкое, послушное орудие, которое может, смотря на обстоятельства, принимать различные формы, видоизменяться. Если этого нет, то методика и метод могут быть превосходны, а учение в школе пойдет плохо. Сущность и задачи педагогики
Учитель должен органически усвоить себе метод, переработать его сообразно со своей личностью; метод и учитель должны слиться; составить одно целое. Как порядочный писатель немыслим без своего собственного, ему только принадлежащего стиля, так порядочный учитель немыслим без своего собственного метода. Цель, принципы, методы, технологии и средства обучения
Пусть уберегутся методологи от той несчастной мысли, что они подробной разработкой метода, своими мелочными правилами и предписаниями могут заменить живую личность учителя, что пусть только твердо держатся их методы, а затем, каков бы ни был учитель, дело все же пойдет хорошо. Живой личности учителя – его собственной самодеятельности и искусства – ничто заменить не может: без нее метод мертв, без нее настоящего, живого, успешного обучения никогда не будет. Сущность и задачи педагогики
Ученики, равные по успехам и отмечаемые одинаковой отметкой, живут неодинаковой внутренней жизнью: у одних это есть не только жизнь ума, но и разнообразного чувства усилий воли, напряженной энергии; у других это почти исключительно умственная деятельность, и притом довольно поверхностная. Поэтому тройка одного ученика может стоить более пятерки другого. Общие вопросы педагогики
Человек, все быстро схватывающий, не делающий напряжений и усилий для приобретения знаний, отучается от. усиленной работы, и, когда час такой усиленной работы настает, он оказывается к ней уже неспособным. Личность человека
Школа должна развиваться в связи с жизнью, отвечать на ее запросы, помогать обществу достигать улучшения в его складе, жизни и деятельности. Школа рискует превратиться в мертвенное схоластическое учреждение, не прислушиваясь к биению пульса общественной жизни и не удовлетворяя запросам общества, сторонясь от него Афоризмы о школе
Педагогика изучает обширное прошлое. Она изучает и настоящее. Если человека вообще или целый народ изучают другие науки, то на долю педагогики остается честнейшее изучение известных групп людей и отдельных лиц с особой, специальной точки зрения: каково их физическое и психическое состояние, какие стороны и свойства требуют у них особенной заботы и укрепления и какие из средств, выработанных предыдущим педагогическим опытом, могут быть с пользой употреблены в данном случае Сущность и задачи педагогики
Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке Сущность и задачи педагогики
80576 материалов Надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что, когда наш воспитанник встретит любые влияния вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием Макаренко Антон Семенович Ключевые слова QR-код страницы

Свидетельство о публикации. Бесплатно

Ресурсы сайта Конкурсы

Авторскими правами на размещенную информацию обладают её авторы (создатели учебных материалов), которые также несут ответственность за её достоверность. Редакция сайта не отвечает за качество авторских продуктов. Все материалы доступны по лицензии Creative Commons.

Сайт работает при поддержке СМИ «Учебные презентации» (Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-61477).

© 2014—2021 Все права защищены. Конспекты уроков
Разработка сайта - Griban

Авторизация / вход

Читайте также: