Цитаты к произведению перезвоны гаврилина
Обновлено: 21.11.2024
«Гаврилинские «Перезвоны» — это и образ,
и явление, и целое понятие современной
русской художественной жизни. »
А. Золотов
«Перезвоны» В. Гаврилина — произведение уникальное. Оно не знает аналогов — общительное, мелодичное, задушевное, как русская протяжная песня, как любимая композитором родная северная природа, «Перезвоны» обладают той же притягательностью, что и лучшие сочинения Свиридова, духовным наследником которого Гаврилин, безусловно, был.
Музыкальный символ судьбы России
«Перезвоны» воспринимаются как музыкальный символ судьбы России в трагичном для нее XX веке. Они возвращают хор к его первоначальному назначению — быть инструментом духовного совершенствования человека.
При первом же знакомстве произведение завораживает спокойно льющимся светом. Из простых и знакомых интонаций, песенной мелодии и сочного, образного слова соткана их поэтическая материя. Автор обращается к сокровенным тайникам души человеческой, к живущим там от рождения и до смерти Красоте и Добру, Гармонии и Справедливости — к вечным человеческим ценностям.
Из пестрой мозаики картин и жанров складывается грандиозная фреска истории человека и народа, их общей судьбы, возникает «голос народной жизни во всем ее многообразии». Здесь и массовые народные сцены, и монолог героя, осмысляющего простые и вечные истины человеческого существования, а рядом колоритные, как бы выхваченные из самой жизни и запечатлевшие ее красоту поэтичные зарисовки посиделок и вечёрок, грустно-озорные частушки, завораживающая картина вечерней природы и таинственных ночных видений. Но всё это зыбко, ассоциативно. словно пришедшее из далёкого сна.
«По прочтении Шукшина» — такой подзаголовок дал своему сочинению Валерий Гаврилин. «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле, — писал Гаврилин. — Так и выстраивается «действо»: начало и конец — трудная Дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем Красота, Совесть, Надежда».
Что же такое эти многозначные и переливчатые «Перезвоны», само название которых наполнено столь многими смысловыми обертонами и ассоциациями? Свою родословную они ведут от древней традиции колокольности в русской музыке. Многочисленные звоны колоколов, курантов, ходиков и колокольчиков «Птицы-Тройки» знают историю страны и «звонкие судьбы», помнят лишение языка, изгнание и кандалы. И привлекают они, прежде всего, своей емкой символикой, ибо это — звучащее Бытие, измеренное время, знак единения и общей судьбы. И все эти перезвоны то сливаются в один грандиозный символический звон, то вновь рассыпаются на миллионы подобий, хранящих память-отзвук этого общего звона.
«Перезвоны» можно сравнить с древнерусской Книгой. Как древняя Книга они как бы «единым взором» охватывают Вечность и Время, историю Руси и житие отдельного человека. Обрамляющие номера — «Весело на душе» и «Дорога» — подобны потемневшему переплету или заставке, где множество причудливых картин, эмблем и виньеток. Здесь еще царствует хаос Мироздания. Отдельная человеческая жизнь еще не отделена от предшествующих и последующих, от многих других жизней. Однако уже положены ее пределы: Небо и Земля, Жизнь и Смерть, Добро и Зло, Ад и Рай. Между ними тянется Дорога: «. человечество вступает на Путь Жизни и идет по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти. Дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая».
Соединившись, мотивы хаоса и пути образуют пространство, где встречаются все и вся: радость и горе, веселье и грусть, слезы и смех, наивная надежда и рвущее сердце безысходное отчаяние — «слезы соленые, кони дареные, весело на душе. ». Поэтому, наверное, крайние части так напоминают гигантский театральный занавес, где соседствуют две маски: маска комедии и маска трагедии. Так же различны, контрастны две половины действа, но главный сюжет его начнется, когда будет перевернута заставка, когда «раздвинется занавес», зазвучит и предстанет притча о смерти благородного разбойника.
Воспоминания на пороге смерти
Начнется она с конца, на пороге смерти и закончится последним его часом, но в эти обращенные к памяти мгновения вместится все. Так было и у Шукшина, ведь возвращение памяти к детству, отчему дому у него довольно часто, слова «а я беспречь назад оглядываюсь» — один из лейтмотивов его творчества и жизни.
Так же мог сказать о себе и лирический герой «Перезвонов» в этот краткий и великий час подведения итогов. Поэтому и становится этот последний час и житием, и молитвой, и исповедью. Вся жизнь пройдет перед человеком в это мгновенье. Она развернется перед судом его совести и будет представлена Всевышнему как единственный и неоспоримый довод в мольбе: «Зачем же тебе не простить меня?».
Но судьба героя не просто жизнь и смерть где-нибудь в глухом тихом углу, а жизнь и смерть на Дороге, в самой ее круговерти. С этого и начинается сама притча: «Ой, да схороните меня, братцы разбойнички, да между трех дорог, в перекресточке». Отсюда и лежащая на всем печать многоликости, контрастности. В первой половине — начало, свет, утро, весна, детство, праздник, во второй — ночь, тьма, зима, старость, смерть.
Столь же контрастен и образ лирического героя — доброго заступничка и разбойника, странного шукшинского «чудика-дурачка» и крепкого мужика, грубого и нежного одновременно. Таковы и два его лика, два его голоса — тенор и бас (чтец), возвышенный и приземленный, детский и взрослый, певучий и говорящий — полетный голос мечты и тяжелого мудрого знания. Есть у них и «общий знаменатель», внутреннее бессловесное единство — их общая Душа. Это — «Дудочка», в тембре которой как бы сплелись символика любви и простой деревенской жалости. Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена. Только в начале второй половины «Перезвонов» («Скажи, скажи, голубчик») мы услышим слова ее песни. Это — слова матери, лейтмотив размышлений, воспоминаний человека. Несколько раз звучит «Дудочка», вспоминая-предвосхищая три вопроса: «Где ты живешь? Что ты поешь? Что не заснешь?» На три главных вопроса и пытается ответить человек на пороге смерти, предъявляя как единственную свою драгоценность и оправдание всю прожитую им жизнь.
А основа ее — Родина, Душа и Совесть — главные источники Красоты, Правды и Добра, три главные нити, связывающие человека с его народом.
Первым и главным олицетворением этой Красоты становится для человека его Мать. Она незримо сопровождает его через всю жизнь, через все его «перезвоны». Образ ее предельно обобщен и для каждого конкретен. Различны и едины лики Матери в «Перезвонах».
Первый лик — мать в воспоминаниях сына, воплощение света и доброты, той реальной земной веры, что ведет и хранит человека в нелегком пути.
Второй лик — реальная мать в беседе с сыном («Скажи, скажи, голубчик»). Чистоте светлой и сердечности противопоставлен агрессивный образ «Страшенной бабы» с гигантским арсеналом всего страшенного — нечистой силы, «нечистым котище змеины глазища, вострющи когтища», «страшенным ножищем», кровищем и т. д.. Но здесь борьба добра и зла, словно во сне, постепенно переводится в сказочно-юмористический план детской игры.
Третий лик матери — стихийная и могучая «Матка-река». От поколения к поколению несет она негасимый «свет жизни». Во всех этих ликах живет память сердца, память земли, память поколений — витает великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она — совестливая, добрая, поющая душа сына.
Следует сказать и об особой театральности «Перезвонов». Она не столько внешняя (перестановки хора, необычное его расположение, пространственные эффекты, включение зала как «пространства соучастия» . ), сколько внутренняя. В ней отчетливо различимы: авторская интонация, голоса героя и враждебных ему сил, его воспоминания и размышления, отдельные проникающие в партитуру звуки-символы самой жизни.
И эта проявляющаяся в самом звучании хора внутренняя театральность особенно отчетливо раскрывается именно в записи сочинения, где уже не видишь, но именно слышишь хоровой театр во всей его многогранности и глубине.
«Останется немногое, — говорил Георгий Свиридов, — но музыка Гаврилина останется».
«Это был русский Шуберт, — сказал Сергей Баневич. — С Гаврилиным умер последний романтик в музыке».
Вот интересно, а есть ли другие записи "Перезвонов", помимо хора под управлением Минина? Нет, мне эта запись очень нравится, но любопытно было бы послушать другие варианты. Нравится Показать список оценивших
В 2007 году в СПб вдовой композитора Натальей Евгеньевной издан "КАТАЛОГ сочинений Валерия Гаврилина" тиражом 100 экземпляров.
Кроме записей Минина 1988, 2000 и 2003 годов, указана также запись (2 CD)Певческой капеллы Санкт-Петербурга п/у В.Чернушенко 2002 года, а также записи отдельных частей разными коллективами. Есть ещё 2 CD:Confido Domino Project Choir. Galina Tsmyc, conductor. Erasmus Muziekproducties Rotterdam. The Netherlands. 1998.
Следующая цитата
Валерий Гаврилин «Перезвоны»
Самое монументальное произведение советского композитора, лауреата Государственной премии Валерия Александровича Гаврилина - хоровая симфония-действо «Перезвоны». Автор сочинения также использовал подзаголовок «По прочтении В.М. Шукшина». Это вершина творчества композитора и музыкального наследия советской эпохи.
Валерий Гаврилин – уникальное явление в советском музыкальном искусстве. Выпускник отделения композиции Ленинградской консерватории (специальность музыковед-фольклорист), он многое привнес в вокальный и хоровой жанр, продолжая традиции таких композиторов, как Глинка , Мусоргский, Даргомыжский, Бородин . Гаврилин создал свой неповторимый музыкальный язык, основанный на мелосе народных напевов, и существенно развил жанр русской песни, обогатив сам музыкальный материал, добавив элементы сценического действа.
Историю создания «Перезвонов» Гаврилина и содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Культура XX века в Советском Союзе была подчинена идеологии, массовая песня и хоровое пение служили идее объединения людей для достижения общего результата, построения нового общества, в котором каждый вносит свой вклад в общее дело. Композиторы живо откликались на потребности общества, создавая новые формы искусства, отвечающие современности. При этом, каждый стремился развивать традиционное русское искусство, сохраняя связь с историческим прошлым.
«Перезвоны» создавались по просьбе Владимира Минина, хормейстера и художественного руководителя прославленного коллектива Ленинградской певческой капеллы. Еще в 1966-м году он обращался к Валерию Александровичу с просьбой написать что-нибудь для его хора. Гаврилин откликнулся согласием и …пропал. Минин рассказывает в интервью, что иногда звонил композитору, напоминая об обещании, на что всегда получал ответ: «Да, я работаю над этим». И лишь спустя 15 лет раздался долгожданный звонок с приглашением совместно посмотреть только что оконченную хоровую симфонию.
На Минина она произвела неизгладимое впечатление. Частично материал был опробован в качестве музыкального сопровождения к постановке пьесы Василия Шукшина «Степан Разин». Режиссер пьесы, Михаил Ульянов уговорил Валерия Гаврилина дать согласие на использование музыки в спектакле. «Если и есть что-то в спектакле поистине русское, могучее и разинское - то это музыка Гаврилина!», так отзывался Ульянов об этом совместном опыте.
Премьера проходила в Ленинграде в январе 1984 года, по воспоминаниям участников, успех был необычайный, зал был заполнен. Сегодня кажется поразительной сила интереса простого народа к этому далеко не развлекательному концерту. А в 1985 году Валерий Александрович Гаврилин за эту работу была удостоен Государственной премии СССР.
Краткое содержание «Перезвонов» Гаврилина
Жанр близок мистерии и представляет некий промежуточный вариант между кантатой, вокально-песенным циклом и оперой . Слова народные, А. Шульгиной и В.А. Гаврилина. Подлинные цитаты народных сказаний использовались лишь в нескольких номерах из 20. Тексты в большинстве своем авторские, стилизующие народный эпос. О литературном даровании Гаврилина тоже часто говорят. Это становится очевидным по прочтении книги-сборника «О музыке и не только…», которую составили из его записей вдова композитора Наталья Гаврилина и ВикторМаксимов.
Само название «Перезвоны» отсылает к древнему свидетелю народной бытовой жизни - колокольные звоны оповещали селение о наступлении событий. На мерном чередовании звуков, их высоте, громкости, пульсе построен древний культурный код русичей.
Этот принцип отражен в концепции масштабной хоровой симфонии – номера сменяются, изменяются сцены, картины. Все действо по времени исполняется около полутора часов в 2-х отделениях с перерывом. Из них 13 частей исполняются хором и 7 – полностью инструментальные. Символически цикл выстраивается в образ дороги в начале и конце и свет в середине. Аллегорическое сравнение с человеческой жизнью – человек идет по дороге, свершает свой земной путь, полный радостных и горестных событий, грехов и покаяния, дорога также имела большое значение на Руси с ее просторами и бескрайними землями.
В центре сюжета – собирательный образ героя, сотканный из образов атамана Степана Разина, вольных казаков, русского мужика. Этот образ передается то солисту, то чтецу, то дисканту в конце. Интонационное разнообразие поражает – используются и крестьянские, и городские, и частушечные мотивы, вокальная мелодия часто соскальзывает на говор, шепот, крик. Органичное сплетение разговора и музыки удивительно тонко стилизует русский фольклор.
Музыка «Перезвонов»
Произведение занимает особенное место занимает в хоровом искусстве. Сам композитор называл его «хоровой школой», имея ввиду технические и выразительные трудности партитуры, подвластные лишь очень опытному коллективу. Соло гобоя олицетворяет страдания одинокой души. На контрасте хоровых и сольных номеров еще острее заметно одиночество человека перед жизнью и судьбой.
Гаврилин, работая над «Перезвонами», продумывал многие сценические элементы. Ему хотелось, чтобы хор, обычно статично расположенный на сцене, не только пел, но делал движения, жестикулировал, приближая действо максимально к театральному воплощению. Но в рамках филармонии подобное исполнение невозможно.
Сегодня «живое» исполнение столь масштабного произведения – большая редкость. Зато гораздо легче с ним познакомиться в аудио- или видео-записи. Время, прошедшее с момента написания «Перезвонов» ничуть не умалило его художественной ценности. Напротив, Гаврилин задал новую, доселе невозможную планку. Печально, что в условиях коммерческой подчиненности проектов, подобный грандиозный труд имеет очень мало шансов попасть на сцену к массовой аудитории. «Перезвоны» Гаврилина – по-настоящему реликвия для русской культуры, утерять ее важность – значит, отступить от своей истории и важных исторических персон.
Современники о музыке Гаврилина
- Георгий Свиридов: «Это композитор со своим строем души, со своим голосом. С чистотой человеческих чувств соединена и чистота музыки Гаврилина, чистота ее стиля. …За «Русскую тетрадь» Гаврилину была присуждена Государственная премия им. Глинки. Огромный успех для молодого композитора».
- Валерий Гаврилин о «Перезвонах»: Почему в моем творчестве преобладает музыка вокальная? Причин очень много. Во-первых, с детства я слышал больше вокальную музыку – обряды, свадьбы, гулянья. Во-вторых, Это уже позже я стал понимать, что вокальная музыка – прародительница всей музыки и человеческий голос – это первый носитель музыки. Трудно представить, как бы сохранялась музыка из века в век, если бы человек каждую минуту не имел наготове этот замечательный инструмент».
- Владислав Чернушенко, хормейстер, руководитель Санкт-Петербургской академической капеллы: «В ней ощущается какой-то особый свет, о котором когда-то написал Федор Тютчев. Необыкновенный свет, который излучает музыка и одновременно с этим невероятная сила убежденности мощи русского духа который выдержит все».
- Георгий Свиридов, советский композитор: «Нельзя сказать, что весь его творческий путь был усыпан цветами. В нашей творческой среде возникали и возникают споры. Но Гаврилин шел свои путем».
- Лев Додин, театральный режиссер: «Его часто и критиковали. Говорили, деревенская музыка, деревенский композитор. Он переживал, и это была трагедия ясного чистого мелодиста в эпоху, когда мелодии ломались, когда даже самая драматическая мелодия была не слышна – обязательным был разлом, излом. И это было мучительно для него, потому что он по-своему хотел выразить время».
- Владислав Чернушенко: «Чтобы быть традиционным, проявить себя в этом, надо иметь силу и талант. Валерий Гаврилин ими обладал». «В эпоху, когда композиторы искали новые выразительные средства, способы звучания, музыкальные стили, Гаврилин оставался верен себе. Он шел в русле национальных традиций, но его язык абсолютно оригинален. И в его творчестве удивительным образом сочетается блок духовный и духовный стих, чувствуешь многовековую глубину».
Музыка Валерия Гаврилина вокальна по своей природе, ее мелодика богата и выразительна, она синтезирует основу русского фольклора и современный музыкальный язык, она иллюстрирует сюжет и тяготеет к театрализации. Обращение к фольклорным обрядам тоже не случайно – традиционно в нем присутствует зрелищность и представления. «Перезвоны» - жемчужина нового жанра, созданного на рубеже XX-XXI веков – хорового театра. Он родился из необходимости визуализации концертной деятельности. Наиболее значительными работами в нем называют хоровую поэму Радиона Щедрина «Казнь Пугачева», «Кармина Бурана» К. Орфа , «Двенадцать» В. Салманова. Из современных (дата создания – 2010 г.) – концерт в лицах М. Броннера «Русский Декамерон».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Валерий Гаврилин «Перезвоны»
Новые вопросы в Музыка
Все искусства, а следовательно и музыка, по мнению великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки, требуют чувства и. 5 букв
Какие инструменты играют в романе Рахманиного "Островок"?
Составить композицию ( картинную галерею) из 3-5 портретов. Подобрать стихи русских поэтов
Помогите заполнить таблицу
Задание 21 В каких тональностях для понижения VІ ступени требуются следующие случайные знаки: фа бекар фа бемоль до бекар до бемоль си бемоль си дубл … ь бемоль ми бемоль ми дубль бемоль соль бекар соль бемоль ля бекар ля бемоль ля дубль бемоль
Прописать своими словвми 3 и 4 действия оперы 《Иван Сусанин》 На подчеркнутые слова не обращайте внимания
Решить 57 и 58 номер срочно пожалуйста я вас умоляю 17 баллов (не пишите ерунду,мне работу сдавать нужно уже сейчас )
как звучит кюй Татимбетта " Саржайлу". спасибо уже не надо
Привести примеры ценностей российской культуры: в архитектуре, литературе, музыке, живописи по 1 примеру
Составить композицию ( картинную галерею) из 3-5 портретов. Подобрать стихи русских поэтов.(название картины) - - (название стиха) 5штДаю 25
Следующая цитата
"Перезвоны" - симфония-действо композитора В. Гаврилина. Несмотря на определение "симфония", из инструментов в "Перезвонах" звучат только гобой и ударные инструменты. Основная роль в проивзедении отведена голосу: солистам и хору. При создании симфонии-действа Гаврилин немало обращался к произведениям фольклора, или русского народного творчества: частушкам, прибауткам, былинам, чтобы максимально ярко и точно перенести в свое творение настроения той эпохи. Номер за номером перед нами проходит цикл жизни героя, от рождения до смерти. Симфония демонстрирует русскую душу такой, какая она есть: со всеми ее обычаями, традициями и нравами.
Следующая цитата
Жанр близок мистерии и представляет некий промежуточный вариант между кантатой, вокально-песенным циклом и оперой. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина. Подлинные цитаты народных сказаний использовались лишь в нескольких номерах из 20. Тексты в большинстве своем авторские, стилизующие народный эпос. О литературном даровании Гаврилина тоже часто говорят. Это становится очевидным по прочтении книги-сборника «О музыке и не только…», которую составили из его записей вдова композитора Наталья Евгеньевна Гаврилина и В.Г. Максимов.Само название «Перезвоны» отсылает к древнему свидетелю народной бытовой жизни - колокольные звоны оповещали селение о наступлении событий. На мерном чередовании звуков, их высоте, громкости, пульсе построен древний культурный код русичей.
Этот принцип отражен в концепции масштабной хоровой симфонии – номера сменяются, изменяются сцены, картины. Все действо по времени исполняется около полутора часов в 2-х отделениях с перерывом. Из них 13 частей исполняются хором и 7 – полностью инструментальные. Символически цикл выстраивается в образ дороги в начале и конце и свет в середине. Аллегорическое сравнение с человеческой жизнью – человек идет по дороге, свершает свой земной путь, полный радостных и горестных событий, грехов и покаяния, дорога также имела большое значение на Руси с ее просторами и бескрайними землями.
В центре сюжета – собирательный образ героя, сотканный из образов атамана Степана Разина, вольных казаков, русского мужика. Этот образ передается то солисту, то чтецу, то дисканту в конце. Интонационное разнообразие поражает – используются и крестьянские, и городские, и частушечные мотивы, вокальная мелодия часто соскальзывает на говор, шепот, крик. Органичное сплетение разговора и музыки удивительно тонко стилизует русский фольклор.
Реклама
Реклама
Новые вопросы в Музыка
1) Сколько и какие группы музыкальных инструментов вы насчитали из видео?;2) Какие музыкальные инструменты были представлены в видео?;3) Что такое мет … роном и его роль?;4) К какой музыкальной группе и подгруппе относится флейта?;5) Кто такой дирижер и в чем ее роль в оркестре?
на стихи какого поэта можно написать романс? вопрос по музыке. нужно тип найти какой-то стих про любовь и чтоб под него написать романс можно было..
Диктант номер 9 транспонировать в ми бемоль мажор и ля мажорЛЮДИ СРОЧНОО
Доклад о любом главном герое оперы "Иван Сусанин.
Определи вид музыкального жанра, где действующие лица театрального представления поют в сопровождении оркестра. опера балет Мюзикл Песня симфония
2. Всегда ли сила музыки подчинена добрым намерениям? Расскажи на примере ноктюрна К. Дебюсси «Сирены».5. Есть ли в кажущейся безмятежности ноктюрна Д … ебюсси какой-либо оттенок тревоги? Где ты его заметил? Каким средством музыкальной выразительности он передаётся?
когда зародилась школа русского романса?
Мелодия, которая подойдёт для картины "Мальчик со скрипкой" (укажите автора мелодии)
Доклад на тему "Уноси мое сердце в звенящую даль" (не большой)
Читайте также: