Цитаты к произведению перезвоны гаврилина

Обновлено: 21.11.2024

«Гаврилинские «Перезвоны» — это и образ,
и явление, и целое понятие современной
русской художественной жизни. »
А. Золотов
«Перезвоны» В. Гаврилина — произведение уникальное. Оно не знает аналогов — общительное, мелодичное, задушевное, как русская протяжная песня, как любимая композитором родная северная природа, «Перезвоны» обладают той же притягательностью, что и лучшие сочинения Свиридова, духовным наследником которого Гаврилин, безусловно, был.

Музыкальный символ судьбы России

«Перезвоны» воспринимаются как музыкальный символ судьбы России в трагичном для нее XX веке. Они возвращают хор к его первоначальному назначению — быть инструментом духовного совершенствования человека.
При первом же знакомстве произведение завораживает спокойно льющимся светом. Из простых и знакомых интонаций, песенной мелодии и сочного, образного слова соткана их поэтическая материя. Автор обращается к сокровенным тайникам души человеческой, к живущим там от рождения и до смерти Красоте и Добру, Гармонии и Справедливости — к вечным человеческим ценностям.
Из пестрой мозаики картин и жанров складывается грандиозная фреска истории человека и народа, их общей судьбы, возникает «голос народной жизни во всем ее многообразии». Здесь и массовые народные сцены, и монолог героя, осмысляющего простые и вечные истины человеческого существования, а рядом колоритные, как бы выхваченные из самой жизни и запечатлевшие ее красоту поэтичные зарисовки посиделок и вечёрок, грустно-озорные частушки, завораживающая картина вечерней природы и таинственных ночных видений. Но всё это зыбко, ассоциативно. словно пришедшее из далёкого сна.
«По прочтении Шукшина» — такой подзаголовок дал своему сочинению Валерий Гаврилин. «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле, — писал Гаврилин. — Так и выстраивается «действо»: начало и конец — трудная Дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем Красота, Совесть, Надежда».

Нравится Показать список оценивших

Что же такое эти многозначные и переливчатые «Перезвоны», само название которых наполнено столь многими смысловыми обертонами и ассоциациями? Свою родословную они ведут от древней традиции колокольности в русской музыке. Многочисленные звоны колоколов, курантов, ходиков и колокольчиков «Птицы-Тройки» знают историю страны и «звонкие судьбы», помнят лишение языка, изгнание и кандалы. И привлекают они, прежде всего, своей емкой символикой, ибо это — звучащее Бытие, измеренное время, знак единения и общей судьбы. И все эти перезвоны то сливаются в один грандиозный символический звон, то вновь рассыпаются на миллионы подобий, хранящих память-отзвук этого общего звона.
«Перезвоны» можно сравнить с древнерусской Книгой. Как древняя Книга они как бы «единым взором» охватывают Вечность и Время, историю Руси и житие отдельного человека. Обрамляющие номера — «Весело на душе» и «Дорога» — подобны потемневшему переплету или заставке, где множество причудливых картин, эмблем и виньеток. Здесь еще царствует хаос Мироздания. Отдельная человеческая жизнь еще не отделена от предшествующих и последующих, от многих других жизней. Однако уже положены ее пределы: Небо и Земля, Жизнь и Смерть, Добро и Зло, Ад и Рай. Между ними тянется Дорога: «. человечество вступает на Путь Жизни и идет по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти. Дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая».
Соединившись, мотивы хаоса и пути образуют пространство, где встречаются все и вся: радость и горе, веселье и грусть, слезы и смех, наивная надежда и рвущее сердце безысходное отчаяние — «слезы соленые, кони дареные, весело на душе. ». Поэтому, наверное, крайние части так напоминают гигантский театральный занавес, где соседствуют две маски: маска комедии и маска трагедии. Так же различны, контрастны две половины действа, но главный сюжет его начнется, когда будет перевернута заставка, когда «раздвинется занавес», зазвучит и предстанет притча о смерти благородного разбойника.

Нравится Показать список оценивших

Воспоминания на пороге смерти

Начнется она с конца, на пороге смерти и закончится последним его часом, но в эти обращенные к памяти мгновения вместится все. Так было и у Шукшина, ведь возвращение памяти к детству, отчему дому у него довольно часто, слова «а я беспречь назад оглядываюсь» — один из лейтмотивов его творчества и жизни.
Так же мог сказать о себе и лирический герой «Перезвонов» в этот краткий и великий час подведения итогов. Поэтому и становится этот последний час и житием, и молитвой, и исповедью. Вся жизнь пройдет перед человеком в это мгновенье. Она развернется перед судом его совести и будет представлена Всевышнему как единственный и неоспоримый довод в мольбе: «Зачем же тебе не простить меня?».
Но судьба героя не просто жизнь и смерть где-нибудь в глухом тихом углу, а жизнь и смерть на Дороге, в самой ее круговерти. С этого и начинается сама притча: «Ой, да схороните меня, братцы разбойнички, да между трех дорог, в перекресточке». Отсюда и лежащая на всем печать многоликости, контрастности. В первой половине — начало, свет, утро, весна, детство, праздник, во второй — ночь, тьма, зима, старость, смерть.

Нравится Показать список оценивших

Столь же контрастен и образ лирического героя — доброго заступничка и разбойника, странного шукшинского «чудика-дурачка» и крепкого мужика, грубого и нежного одновременно. Таковы и два его лика, два его голоса — тенор и бас (чтец), возвышенный и приземленный, детский и взрослый, певучий и говорящий — полетный голос мечты и тяжелого мудрого знания. Есть у них и «общий знаменатель», внутреннее бессловесное единство — их общая Душа. Это — «Дудочка», в тембре которой как бы сплелись символика любви и простой деревенской жалости. Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена. Только в начале второй половины «Перезвонов» («Скажи, скажи, голубчик») мы услышим слова ее песни. Это — слова матери, лейтмотив размышлений, воспоминаний человека. Несколько раз звучит «Дудочка», вспоминая-предвосхищая три вопроса: «Где ты живешь? Что ты поешь? Что не заснешь?» На три главных вопроса и пытается ответить человек на пороге смерти, предъявляя как единственную свою драгоценность и оправдание всю прожитую им жизнь.
А основа ее — Родина, Душа и Совесть — главные источники Красоты, Правды и Добра, три главные нити, связывающие человека с его народом.

Нравится Показать список оценивших

Первым и главным олицетворением этой Красоты становится для человека его Мать. Она незримо сопровождает его через всю жизнь, через все его «перезвоны». Образ ее предельно обобщен и для каждого конкретен. Различны и едины лики Матери в «Перезвонах».
Первый лик — мать в воспоминаниях сына, воплощение света и доброты, той реальной земной веры, что ведет и хранит человека в нелегком пути.
Второй лик — реальная мать в беседе с сыном («Скажи, скажи, голубчик»). Чистоте светлой и сердечности противопоставлен агрессивный образ «Страшенной бабы» с гигантским арсеналом всего страшенного — нечистой силы, «нечистым котище змеины глазища, вострющи когтища», «страшенным ножищем», кровищем и т. д.. Но здесь борьба добра и зла, словно во сне, постепенно переводится в сказочно-юмористический план детской игры.
Третий лик матери — стихийная и могучая «Матка-река». От поколения к поколению несет она негасимый «свет жизни». Во всех этих ликах живет память сердца, память земли, память поколений — витает великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она — совестливая, добрая, поющая душа сына.

Нравится Показать список оценивших

Следует сказать и об особой театральности «Перезвонов». Она не столько внешняя (перестановки хора, необычное его расположение, пространственные эффекты, включение зала как «пространства соучастия» . ), сколько внутренняя. В ней отчетливо различимы: авторская интонация, голоса героя и враждебных ему сил, его воспоминания и размышления, отдельные проникающие в партитуру звуки-символы самой жизни.
И эта проявляющаяся в самом звучании хора внутренняя театральность особенно отчетливо раскрывается именно в записи сочинения, где уже не видишь, но именно слышишь хоровой театр во всей его многогранности и глубине.
«Останется немногое, — говорил Георгий Свиридов, — но музыка Гаврилина останется».
«Это был русский Шуберт, — сказал Сергей Баневич. — С Гаврилиным умер последний романтик в музыке».

Нравится Показать список оценивших

Вот интересно, а есть ли другие записи "Перезвонов", помимо хора под управлением Минина? Нет, мне эта запись очень нравится, но любопытно было бы послушать другие варианты. Нравится Показать список оценивших

В 2007 году в СПб вдовой композитора Натальей Евгеньевной издан "КАТАЛОГ сочинений Валерия Гаврилина" тиражом 100 экземпляров.
Кроме записей Минина 1988, 2000 и 2003 годов, указана также запись (2 CD)Певческой капеллы Санкт-Петербурга п/у В.Чернушенко 2002 года, а также записи отдельных частей разными коллективами. Есть ещё 2 CD:Confido Domino Project Choir. Galina Tsmyc, conductor. Erasmus Muziekproducties Rotterdam. The Netherlands. 1998.

Следующая цитата

Валерий Гаврилин «Перезвоны»

Самое монументальное произведение советского композитора, лауреата Государственной премии Валерия Александровича Гаврилина - хоровая симфония-действо «Перезвоны». Автор сочинения также использовал подзаголовок «По прочтении В.М. Шукшина». Это вершина творчества композитора и музыкального наследия советской эпохи.

Валерий Гаврилин – уникальное явление в советском музыкальном искусстве. Выпускник отделения композиции Ленинградской консерватории (специальность музыковед-фольклорист), он многое привнес в вокальный и хоровой жанр, продолжая традиции таких композиторов, как Глинка , Мусоргский, Даргомыжский, Бородин . Гаврилин создал свой неповторимый музыкальный язык, основанный на мелосе народных напевов, и существенно развил жанр русской песни, обогатив сам музыкальный материал, добавив элементы сценического действа.

Историю создания «Перезвонов» Гаврилина и содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Культура XX века в Советском Союзе была подчинена идеологии, массовая песня и хоровое пение служили идее объединения людей для достижения общего результата, построения нового общества, в котором каждый вносит свой вклад в общее дело. Композиторы живо откликались на потребности общества, создавая новые формы искусства, отвечающие современности. При этом, каждый стремился развивать традиционное русское искусство, сохраняя связь с историческим прошлым.

«Перезвоны» создавались по просьбе Владимира Минина, хормейстера и художественного руководителя прославленного коллектива Ленинградской певческой капеллы. Еще в 1966-м году он обращался к Валерию Александровичу с просьбой написать что-нибудь для его хора. Гаврилин откликнулся согласием и …пропал. Минин рассказывает в интервью, что иногда звонил композитору, напоминая об обещании, на что всегда получал ответ: «Да, я работаю над этим». И лишь спустя 15 лет раздался долгожданный звонок с приглашением совместно посмотреть только что оконченную хоровую симфонию.

На Минина она произвела неизгладимое впечатление. Частично материал был опробован в качестве музыкального сопровождения к постановке пьесы Василия Шукшина «Степан Разин». Режиссер пьесы, Михаил Ульянов уговорил Валерия Гаврилина дать согласие на использование музыки в спектакле. «Если и есть что-то в спектакле поистине русское, могучее и разинское - то это музыка Гаврилина!», так отзывался Ульянов об этом совместном опыте.

Премьера проходила в Ленинграде в январе 1984 года, по воспоминаниям участников, успех был необычайный, зал был заполнен. Сегодня кажется поразительной сила интереса простого народа к этому далеко не развлекательному концерту. А в 1985 году Валерий Александрович Гаврилин за эту работу была удостоен Государственной премии СССР.

Краткое содержание «Перезвонов» Гаврилина

Жанр близок мистерии и представляет некий промежуточный вариант между кантатой, вокально-песенным циклом и оперой . Слова народные, А. Шульгиной и В.А. Гаврилина. Подлинные цитаты народных сказаний использовались лишь в нескольких номерах из 20. Тексты в большинстве своем авторские, стилизующие народный эпос. О литературном даровании Гаврилина тоже часто говорят. Это становится очевидным по прочтении книги-сборника «О музыке и не только…», которую составили из его записей вдова композитора Наталья Гаврилина и ВикторМаксимов.

Само название «Перезвоны» отсылает к древнему свидетелю народной бытовой жизни - колокольные звоны оповещали селение о наступлении событий. На мерном чередовании звуков, их высоте, громкости, пульсе построен древний культурный код русичей.

Этот принцип отражен в концепции масштабной хоровой симфонии – номера сменяются, изменяются сцены, картины. Все действо по времени исполняется около полутора часов в 2-х отделениях с перерывом. Из них 13 частей исполняются хором и 7 – полностью инструментальные. Символически цикл выстраивается в образ дороги в начале и конце и свет в середине. Аллегорическое сравнение с человеческой жизнью – человек идет по дороге, свершает свой земной путь, полный радостных и горестных событий, грехов и покаяния, дорога также имела большое значение на Руси с ее просторами и бескрайними землями.

В центре сюжета – собирательный образ героя, сотканный из образов атамана Степана Разина, вольных казаков, русского мужика. Этот образ передается то солисту, то чтецу, то дисканту в конце. Интонационное разнообразие поражает – используются и крестьянские, и городские, и частушечные мотивы, вокальная мелодия часто соскальзывает на говор, шепот, крик. Органичное сплетение разговора и музыки удивительно тонко стилизует русский фольклор.

Музыка «Перезвонов»

Произведение занимает особенное место занимает в хоровом искусстве. Сам композитор называл его «хоровой школой», имея ввиду технические и выразительные трудности партитуры, подвластные лишь очень опытному коллективу. Соло гобоя олицетворяет страдания одинокой души. На контрасте хоровых и сольных номеров еще острее заметно одиночество человека перед жизнью и судьбой.

Гаврилин, работая над «Перезвонами», продумывал многие сценические элементы. Ему хотелось, чтобы хор, обычно статично расположенный на сцене, не только пел, но делал движения, жестикулировал, приближая действо максимально к театральному воплощению. Но в рамках филармонии подобное исполнение невозможно.

Сегодня «живое» исполнение столь масштабного произведения – большая редкость. Зато гораздо легче с ним познакомиться в аудио- или видео-записи. Время, прошедшее с момента написания «Перезвонов» ничуть не умалило его художественной ценности. Напротив, Гаврилин задал новую, доселе невозможную планку. Печально, что в условиях коммерческой подчиненности проектов, подобный грандиозный труд имеет очень мало шансов попасть на сцену к массовой аудитории. «Перезвоны» Гаврилина – по-настоящему реликвия для русской культуры, утерять ее важность – значит, отступить от своей истории и важных исторических персон.

Современники о музыке Гаврилина

  • Георгий Свиридов: «Это композитор со своим строем души, со своим голосом. С чистотой человеческих чувств соединена и чистота музыки Гаврилина, чистота ее стиля. …За «Русскую тетрадь» Гаврилину была присуждена Государственная премия им. Глинки. Огромный успех для молодого композитора».
  • Валерий Гаврилин о «Перезвонах»: Почему в моем творчестве преобладает музыка вокальная? Причин очень много. Во-первых, с детства я слышал больше вокальную музыку – обряды, свадьбы, гулянья. Во-вторых, Это уже позже я стал понимать, что вокальная музыка – прародительница всей музыки и человеческий голос – это первый носитель музыки. Трудно представить, как бы сохранялась музыка из века в век, если бы человек каждую минуту не имел наготове этот замечательный инструмент».
  • Владислав Чернушенко, хормейстер, руководитель Санкт-Петербургской академической капеллы: «В ней ощущается какой-то особый свет, о котором когда-то написал Федор Тютчев. Необыкновенный свет, который излучает музыка и одновременно с этим невероятная сила убежденности мощи русского духа который выдержит все».
  • Георгий Свиридов, советский композитор: «Нельзя сказать, что весь его творческий путь был усыпан цветами. В нашей творческой среде возникали и возникают споры. Но Гаврилин шел свои путем».
  • Лев Додин, театральный режиссер: «Его часто и критиковали. Говорили, деревенская музыка, деревенский композитор. Он переживал, и это была трагедия ясного чистого мелодиста в эпоху, когда мелодии ломались, когда даже самая драматическая мелодия была не слышна – обязательным был разлом, излом. И это было мучительно для него, потому что он по-своему хотел выразить время».
  • Владислав Чернушенко: «Чтобы быть традиционным, проявить себя в этом, надо иметь силу и талант. Валерий Гаврилин ими обладал». «В эпоху, когда композиторы искали новые выразительные средства, способы звучания, музыкальные стили, Гаврилин оставался верен себе. Он шел в русле национальных традиций, но его язык абсолютно оригинален. И в его творчестве удивительным образом сочетается блок духовный и духовный стих, чувствуешь многовековую глубину».

Музыка Валерия Гаврилина вокальна по своей природе, ее мелодика богата и выразительна, она синтезирует основу русского фольклора и современный музыкальный язык, она иллюстрирует сюжет и тяготеет к театрализации. Обращение к фольклорным обрядам тоже не случайно – традиционно в нем присутствует зрелищность и представления. «Перезвоны» - жемчужина нового жанра, созданного на рубеже XX-XXI веков – хорового театра. Он родился из необходимости визуализации концертной деятельности. Наиболее значительными работами в нем называют хоровую поэму Радиона Щедрина «Казнь Пугачева», «Кармина Бурана» К. Орфа , «Двенадцать» В. Салманова. Из современных (дата создания – 2010 г.) – концерт в лицах М. Броннера «Русский Декамерон».

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Валерий Гаврилин «Перезвоны»

Новые вопросы в Музыка

Все искусства, а следовательно и музыка, по мнению великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки, требуют чувства и. 5 букв

Какие инструменты играют в романе Рахманиного "Островок"?

Составить композицию ( картинную галерею) из 3-5 портретов. Подобрать стихи русских поэтов

Помогите заполнить таблицу

Задание 21 В каких тональностях для понижения VІ ступени требуются следующие случайные знаки: фа бекар фа бемоль до бекар до бемоль си бемоль си дубл … ь бемоль ми бемоль ми дубль бемоль соль бекар соль бемоль ля бекар ля бемоль ля дубль бемоль

Прописать своими словвми 3 и 4 действия оперы 《Иван Сусанин》 На подчеркнутые слова не обращайте внимания

Решить 57 и 58 номер срочно пожалуйста я вас умоляю 17 баллов (не пишите ерунду,мне работу сдавать нужно уже сейчас )

как звучит кюй Татимбетта " Саржайлу". ​ спасибо уже не надо

Привести примеры ценностей российской культуры: в архитектуре, литературе, музыке, живописи по 1 примеру​

Составить композицию ( картинную галерею) из 3-5 портретов. Подобрать стихи русских поэтов.(название картины) - - (название стиха) 5штДаю 25​

Следующая цитата

"Перезвоны" - симфония-действо композитора В. Гаврилина. Несмотря на определение "симфония", из инструментов в "Перезвонах" звучат только гобой и ударные инструменты. Основная роль в проивзедении отведена голосу: солистам и хору. При создании симфонии-действа Гаврилин немало обращался к произведениям фольклора, или русского народного творчества: частушкам, прибауткам, былинам, чтобы максимально ярко и точно перенести в свое творение настроения той эпохи. Номер за номером перед нами проходит цикл жизни героя, от рождения до смерти. Симфония демонстрирует русскую душу такой, какая она есть: со всеми ее обычаями, традициями и нравами.

Следующая цитата

Жанр близок мистерии и представляет некий промежуточный вариант между кантатой, вокально-песенным циклом и оперой. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина. Подлинные цитаты народных сказаний использовались лишь в нескольких номерах из 20. Тексты в большинстве своем авторские, стилизующие народный эпос. О литературном даровании Гаврилина тоже часто говорят. Это становится очевидным по прочтении книги-сборника «О музыке и не только…», которую составили из его записей вдова композитора Наталья Евгеньевна Гаврилина и В.Г. Максимов.Само название «Перезвоны» отсылает к древнему свидетелю народной бытовой жизни - колокольные звоны оповещали селение о наступлении событий. На мерном чередовании звуков, их высоте, громкости, пульсе построен древний культурный код русичей.

Этот принцип отражен в концепции масштабной хоровой симфонии – номера сменяются, изменяются сцены, картины. Все действо по времени исполняется около полутора часов в 2-х отделениях с перерывом. Из них 13 частей исполняются хором и 7 – полностью инструментальные. Символически цикл выстраивается в образ дороги в начале и конце и свет в середине. Аллегорическое сравнение с человеческой жизнью – человек идет по дороге, свершает свой земной путь, полный радостных и горестных событий, грехов и покаяния, дорога также имела большое значение на Руси с ее просторами и бескрайними землями.
В центре сюжета – собирательный образ героя, сотканный из образов атамана Степана Разина, вольных казаков, русского мужика. Этот образ передается то солисту, то чтецу, то дисканту в конце. Интонационное разнообразие поражает – используются и крестьянские, и городские, и частушечные мотивы, вокальная мелодия часто соскальзывает на говор, шепот, крик. Органичное сплетение разговора и музыки удивительно тонко стилизует русский фольклор.

Реклама

Реклама

Новые вопросы в Музыка

1) Сколько и какие группы музыкальных инструментов вы насчитали из видео?;2) Какие музыкальные инструменты были представлены в видео?;3) Что такое мет … роном и его роль?;4) К какой музыкальной группе и подгруппе относится флейта?;5) Кто такой дирижер и в чем ее роль в оркестре?

на стихи какого поэта можно написать романс? вопрос по музыке. нужно тип найти какой-то стих про любовь и чтоб под него написать романс можно было..​

Диктант номер 9 транспонировать в ми бемоль мажор и ля мажор​ЛЮДИ СРОЧНОО

Доклад о любом главном герое оперы "Иван Сусанин.​

Определи вид музыкального жанра, где действующие лица театрального представления поют в сопровождении оркестра. опера балет Мюзикл Песня симфония​

2. Всегда ли сила музыки подчинена добрым намерениям? Расскажи на примере ноктюрна К. Дебюсси «Сирены».5. Есть ли в кажущейся безмятежности ноктюрна Д … ебюсси какой-либо оттенок тревоги? Где ты его заметил? Каким средством музыкальной выразительности он передаётся?​

когда зародилась школа русского романса? ​

Мелодия, которая подойдёт для картины "Мальчик со скрипкой" (укажите автора мелодии) ​

Доклад на тему "Уноси мое сердце в звенящую даль" (не большой)​

Читайте также: