Цитаты из ветхого завета о медицине

Обновлено: 06.11.2024

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Мы, современные христиане, воспринимаем слова Спасителя не совсем так, как воспринимали их Его непосредственные слушатели. То, что для них было продолжением, для нас становится началом. В отличие от Его земных современников и соплеменников, мы, если и читаем Ветхий Завет, то, во-первых, фрагментарно; во-вторых, либо после Нового, либо без всякой связи с Новым. В результате у нас (за малым исключением богословски образованных людей) нет понятия о единстве Священного Писания. Мы не исходим из Ветхого Завета в понимании Завета Нового. Многие из нас сказали бы, пожалуй, что исследовать Писания нам и нужды нет, мы и так верим во Христа. Но если попытаться исследовать хотя бы в малой мере — вера изменится, станет гораздо глубже и богаче.

Библию или Новый Завет с параллельными местами не вдруг еще и найдешь: большинство современных изданий, увы, лишены этих пометок, этих стрелочек, легко проходящих сквозь тысячелетия, помогающих неленивому и любопытному читателю в непростом путешествии: из Нового в Ветхий и обратно. Но у меня на полке лежит старая, купленная в советские еще времена у баптистов Библия с параллельными местами. Воспользуюсь ею и помощью опытного проводника — заведующего кафедрой библеистики МДА протоиерея Леонида Грилихеса. И постараюсь понять, каким же образом свидетельствуют о Нем, о Сыне Божием и Агнце Божием, ветхозаветные тексты, написанные за тысячи лет до Его Рождества, какова связь между Ветхим и Новым Заветами.


— Отец Леонид, я попробую начать свое путешествие со второй главы Евангелия от Матфея. Приходят волхвы с востока и спрашивают: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (2). Смотрим отсылку — Исаия, 60, 3, торжественное обращение к Иерусалиму: И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию. А вторая отсылка ведет нас еще глубже, в Книгу Чисел (24, 17), к мудрому волхву Валааму, отказавшемуся преступить повеление Господа и использовать волхвование против Израиля: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл (возможно, росток, побег. — Ред.) от Израиля. Волхвы с востока — прямые наследники Валаама, я вижу связь повествований. Но дальше (Мф. 2, 6) уже не связь, а цитата, вернее, вольный пересказ второго стиха из пятой главы пророка Михея: и ты, Вифлеем, земля Иудина… из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (у Михея иначе — из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных). Столько нитей связывает повествование евангелиста с Ветхим Заветом — это ведь не случайно?

— Евангелие от Матфея — самое раннее из Евангелий, и оно теснейшим образом связано со Священным Писанием евреев. Создается впечатление, что Матфей рассказывает не обо всех событиях евангельской истории подряд, но только о тех, которые были высвечены ветхозаветными пророчествами: почти каждый эпизод своего повествования он заключает словами: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит (1, 22), а далее следует цитата из Ветхого Завета. Причем цитаты, которые приводит евангелист Матфей, — это не произвольно взятые места из Ветхого Завета, но именно те, которые уже в эпоху Второго Храма традиционно считались мессианскими, то есть сообщающими о грядущем Мессии. Евангелист как бы хочет показать: смотрите, то, что всеми признается в качестве мессианских пророчеств, оно-то здесь и исполнилось в лице Иисуса Христа. Существовали подборки мессианских пророчеств, так называемые тестемонии; примеры таких тестемоний мы находим в кумранских рукописях. Представляется вероятным, что апостолы и первые христиане, которые следовали за Спасителем, на своих первых собраниях читали мессианские пророчества (либо по книгам Ветхого Завета, либо по тестемониям) и затем комментировали их в свете того нового исторического опыта, который они обрели, следуя за Спасителем.


В самом позднем из Евангелий — в Евангелии от Иоанна — трижды говорится о том, что ученики спустя какое-то время после евангельских событий вспомнили их уже в связи с Писанием (и мы можем усматривать здесь ретроспективное указание на самое раннее формирование евангельских рассказов), например: Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано… (12, 16). В данном случае ученики, побуждаемые пророчеством Захарии (се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий… на молодом осле… — Зах. 9, 9), вспомнили о том, как их Учитель сел на ослика, чтобы следовать в Иерусалим.

Нет ни одной новозаветной книги, где не было бы цитат из Ветхого Завета. Есть дословные, вербальные цитаты, но чаще это аллюзии, коннотации… На каждую страницу Нового Завета даются десятки отсылок. Больше всего их, вероятно, в Откровении Иоанна — Апокалипсисе. В нем 424 стиха, и только 126 не имеют отсылок к Ветхому Завету. Но, что интересно, при этом нет ни одной дословной цитаты. Иоанн Богослов нигде не цитирует Ветхий Завет дословно. Он использует ветхозаветные образы. Две маслины и два светильника, стоящие перед Богом земли (Откр. 11, 4), — это образ из Книги пророка Захарии (см.: 4, 3), оттуда же кони Апокалипсиса (см.: Зах. 1, 8). Шестой Ангел выливает чашу в реку Евфрат, и она иссыхает (см.: Откр. 16, 12). Идем по ссылке — пророк Иеремия, 50, 38: засуха на воды его, и они иссякнут. Можно сказать, что не только язык Иоанна, но и его мышление целиком пропитано ветхозаветными текстами, и он не может писать и рассуждать иначе, как на образном языке Ветхого Завета.

Апостол Павел любит нанизывать цитаты одну на другую. Иногда он просто обрушивает на своих читателей целый каскад цитат. Например, в главе 3 Послания к Римлянам, где апостол говорит о современном ему падении нравов, каждый его тезис — ветхозаветная цитата: Ноги их быстры на пролитие крови (Рим. 3, 15) — это из первой главы Книги притчей Соломоновых, стих 16: ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. А это Псалтирь, псалом 35: Нет страха Божия перед глазами их (Рим. 3, 18), а всего там семь цитат подряд.

— Но ведь и Сам Спаситель говорит на этом языке. Это мы, читая в Евангелиях Его слова, зачастую не узнаем древней цитаты, не чувствуем связи Его проповеди с Писанием.

— В отличие от нас, окружение Спасителя знало Писание наизусть. Тогда не было никакой разбивки на главы, на стихи. Мы теперь говорим: глава такая-то, стих такой-то. А они просто называли два-три первых слова определенного стиха, и все понимали, что имеется в виду. И когда Господь говорил, апеллируя к Ветхому Завету, все понимали, о чем идет речь, и улавливали связи с хорошо известными книгами. Например, когда Он говорит, что Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки (Лк. 13, 21), мы не слышим здесь никакой аллюзии на Ветхий Завет. А окружавшие Спасителя сразу слышали: Книга Бытия, глава 18 — посещение Авраама тремя чудесными мужами. Стих 6: Авраам говорит Сарре, чтобы она взяла три сата (меры) муки и испекла пресные (без закваски!) хлебы для гостей. Учитывая это, слышавшие, вероятно, понимали: хлеб любви, который человек подносит Богу, отныне заквашивается Царством Небесным, то есть самой любовью Божиею.


Иной пример — притча о злых виноградарях (см.: Мф. 21, 33–46). Все образы этой притчи — виноградник, точило, башня, ограда — взяты из песни, которой открывается 5 глава книги Исаии. Только если в Ветхом Завете Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев (Ис. 5, 7), то в евангельской притче остается вопрос: что же такое виноградник? Чуть ниже Сам Господь дает на него ответ: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (43). Итак, виноградник — Царство Небесное, явленное с приходом Христа, и чтобы оставаться виноградником и приносить плоды, Израиль должен быть привит к Нему (то есть принять Его). Продолжение этой темы мы находим в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит: Я есмь лоза, а вы ветви (15, 5).

— Почему же, однако, язык Ветхого Завета был так необходим Учителю и Его ученикам? Почему так много цитат?

— Таково было сознание израильского общества: если кто-то что-то говорил и хотел, чтобы его речь была доказательна, авторитетна, чтобы к ней прислушались, он просто обязан был опереться на Священное Писание. Любая аргументация скрепляется авторитетом Писания. Это обычный принцип иудейской учености конца эпохи Второго Храма. В Деяниях (17, 2–3) мы читаем: Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус… Там же (Деян. 28, 23): от утра до вечера излагал им [учение] о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. Свидетельства можно было приводить — только из Писания, иначе к ним никто бы не прислушался. Но свидетельство Писаний обретает особую силу в устах Самого Спасителя, когда Он, воскресший, но неузнанный, обращается к Своим спутникам на дороге в Эммаус (Лк. 24, 25–27): о, несмысленные и медлительные сердцем, чтоб веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

— Думается, однако, что видеть в Новом Завете только исполнение Ветхого — это вливать молодое вино в ветхие мехи (см.: Лк. 5, 37).

— Игнатий Богоносец во втором веке по Р. Х. в послании к филадельфийцам пишет: «Я слышал от некоторых слова „Если не найдем в древних писаниях, то не поверим”. А для меня Христос древнее Писаний». Это очень интересный ответ. Здесь проблема соотношения авторитета Торы и авторитета Спасителя: что выше? Но эта проблема со всей очевидностью встает уже на страницах Нового Завета. Ведь и там авторитет Спасителя вовсе не обязательно подтверждается авторитетом Торы (Пятикнижия Моисеева) или других ветхозаветных книг. Для иудеев Тора была абсолютным авторитетом. Она подвергалась толкованиям, каждый толкователь обладал своим авторитетом, но авторитет Писания при этом был абсолютен, авторитет интерпретатора — вторичен. В Евангелиях Господь многократно, хотя мы и не всегда это прочитываем (потому что мы не всегда знаем эту семитскую подоснову), утверждает Свой авторитет выше авторитета Торы. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 21–22). Это неоднократно повторенное в Нагорной проповеди А Я говорю должно было просто шокировать, как гром прозвучать, потому что ни один иудейский толкователь не может такое произнести: Тора говорит так-то, а я сейчас говорю вам так-то. Или когда Он говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6) — Он к Себе прилагает те определения, которые иудеи прилагали к Торе. В иудейских источниках можно прочитать: тот, кто читает Тору и исполняет ее, подобен человеку, положившему основания дому своему на камне. Господь же говорит: тот, кто слушает Мои слова, подобен человеку, положившему основание дому на камне (см.: Лк. 6, 48). Он — источник Божественной мудрости, потому Его авторитет выше авторитета Писания. Когда богатый юноша подходит к Иисусу и спрашивает, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную (см.: Мк. 10, 17–23), Господь сначала предлагает ему исполнить Тору, исполнить заповеди, а потом выясняется, что заповеди — это еще не все, что есть нечто выше их, и можно сделать следующий шаг. И это тоже о соотношении авторитета: есть Закон, и есть нечто большее, чем Закон, — быть со Христом. Потому что Христос выше, чем Тора.

— Здесь-то ведь и возникает конфликт ветхозаветного сознания с новозаветным: Израиль ждет Мессию, и Он приходит, Он Тот — но в то же время не Тот, Кого ждали. Ветхозаветные свидетельства не предуказывают евангельских событий с точностью, связь между ними и Евангелием не всегда просто увидеть.

— В конце эпохи Второго Храма у иудеев было уже сформировавшееся учение о Мессии. Оно изображало Мессию как политического и духовного лидера, но никакого представления о том, что Этот Мессия будет распят на кресте, что Он воскреснет из мертвых, в этом учении не было. Но интересно вот что. Хотя для апостолов, для первых христиан было очень важно увидеть во Христе исполнение мессианских пророчеств, но они пошли дальше сложившегося уже на тот момент учения. В Евангелии от Иоанна (см.: 20, 3–9) есть очень интересное место: Петр с Иоанном бегут ко Гробу, Иоанн прибегает первым, но не решается войти, дожидается Петра, и когда они входят, то видят, что Тела нет, лежат лишь пелены и плат… и они уверовали в Его воскресение, ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Вот это ибо — не совсем точный перевод, точнее было бы хотя. Они поверили, хотя и не знали по традиционным иудейским толкованиям Писания, что Он воскреснет из мертвых. Не было в иудейской традиции таких интерпретаций, где говорилось бы о смерти и воскресении! Нужно было верить вопреки традиции, вопреки сложившемуся учению о Мессии.


Интересно еще и вот что. В Евангелии от Матфея в первой части — до Страстного цикла — почти все повествования подкрепляются ветхозаветными цитатами, а как только евангелист доходит до страстей — ветхозаветные ссылки заканчиваются. Почему? Потому что Матфей ссылается именно на те места, которые традиционно приняты как мессианские, и ему просто не на что опереться там, где речь идет о страданиях Мессии. В рамках традиционного вероучения нет понятия о страдающем Христе. Но, если мы посмотрим самое позднее из Евангелий — от Иоанна, там картина будет совершенно противоположная. Говоря о Распятии, Иоанн на протяжении всего повествования вспоминает Писание: и то, что бросили жребий, и то, что разделили ризы, и то, что напоили уксусом, и то, что проткнули копьем ребро, и то, что не перебили голеней, — все отсылает Иоанна к Ветхому Завету, на каждый шаг страшного повествования у него находится древняя цитата. Это о чем говорит? О том, что за те сорок-пятьдесят лет, которые разделяют самое раннее Евангелие (от Матфея) и самое позднее (от Иоанна), Церковь отошла от традиционного понятия о мессианских местах и научилась читать весь Ветхий Завет как единое пророчество о Мессии.

— Но у нас возникает очень серьезное недоумение, когда мы принимаемся путешествовать по ссылкам из Нового Завета в Ветхий. Многие цитаты представляются вырванными из контекста, искусственно притянутыми к новозаветному повествованию. «Откуда следует, что вот это — о Христе?» — довольно распространенный в таких путешествиях вопрос.

— Эта проблема активно обсуждается в либеральной новозаветной критике: насколько корректно новозаветные авторы цитируют Ветхий Завет, не вырывают ли они эти отрывки из контекста, не вкладывают ли в них какой-то новый смысл. Нет, это не так! Существует замечательное исследование Додда, где он пытается показать, что те места, на которые ссылается Матфей, не «притянуты» Матфеем или кем-то из его современников, а уже тогда, в древности, понимались как мессианские пророчества. Самый яркий пример: из Египта воззвал Я Сына Моего. Понятно, что Матфей (2, 15) относит эти слова ко Христу. А если мы посмотрим, как это звучит в Книге Осии (11, 1), которую евангелист здесь цитирует: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Древний пророк говорит об Израиле, о целом народе, выведенном из египетского рабства. Но Додд по этому поводу замечает: надо рассматривать не только ближайший контекст, но и более широкий. В Книге Осии, а также в других книгах VIII века до Р. Х. исход евреев из Египта осмыслялся как прообраз будущего исхода. В частности, в Книге Чисел — пророческие песни, притчи Валаама. Он начинает их именно исходом евреев из Египта, а заканчивает последними днями: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, восстает жезл от Израиля (Чис. 24, 17). Таким образом, в Пятикнижии, а также у ранних пророков, Осии и Исаии, ясно выражена мысль, что исход евреев из Египта есть прообраз исхода будущего, и евангелист Матфей, цитируя Осию, остается верен ветхозаветной традиции. Новый исход совершается в Лице Мессии, в Лице Христа. Матфей — это особенно заметно в первых пяти главах — изображает Иисуса Христа в образе нового Израиля, который прообразован историей Израиля древнего. Израиль вышел из Египта — Господь тоже выходит из Египта. Прохождение через воды Крещения соотносится с переходом через Чермное море. Сорокадневный пост соотносим с 40-летним странствием Израиля в пустыне и теми искушениями, которым подвергался народ. В Спасителе совершается то, что не мог сделать исторический Израиль. Потому что исторический Израиль отпадал, искушался, отступал от Бога. Неслучайно Господь в пустыне (см.: Мф. 4), когда к Нему приступает искуситель, сатана, отвечает ему словами из Писания. Знаменитое не хлебом одним — это из Книги Второзакония (8, 3). Два других ответа оттуда же. Спаситель трижды цитирует Книгу Второзакония, где говорится об искушении Израиля в пустыне. Искушении, с которым исторический Израиль не справился, но с которым справился Иисус Христос.

Неверующие посрамляются, видя явные исцеления от Бога

Видя же исце­лен­но­го чело­ве­ка, сто­я­ще­го с ними, ниче­го не мог­ли ска­зать вопре­ки. И, при­ка­зав им вый­ти вон из синед­ри­о­на, рас­суж­да­ли меж­ду собою, гово­ря: что нам делать с эти­ми людь­ми? Ибо всем, живу­щим в Иеру­са­ли­ме, извест­но, что ими сде­ла­но явное чудо, и мы не можем отверг­нуть сего; (Деян.4:14–16)

Полу­чая исце­ле­ния, мы долж­ны бла­го­да­рить Бога, как это сде­лал толь­ко один из исце­лен­ных прокаженных
И когда вхо­дил Он в одно селе­ние, встре­ти­ли Его десять чело­век про­ка­жен­ных, кото­рые оста­но­ви­лись вда­ли и гром­ким голо­сом гово­ри­ли: Иисус Настав­ник! поми­луй нас. Уви­дев их, Он ска­зал им: пой­ди­те, пока­жи­тесь свя­щен­ни­кам. И когда они шли, очи­сти­лись. Один же из них, видя, что исце­лен, воз­вра­тил­ся, гром­ким голо­сом про­слав­ляя Бога, и пал ниц к ногам Его, бла­го­да­ря Его; и это был Сама­ря­нин. Тогда Иисус ска­зал: не десять ли очи­сти­лись? где же девять? как они не воз­вра­ти­лись воз­дать сла­ву Богу, кро­ме сего ино­пле­мен­ни­ка? И ска­зал ему: встань, иди; вера твоя спас­ла тебя. (Лк.17:12–19) Весе­лое серд­це бла­го­твор­но, как вра­чев­ство, а уны­лый дух сушит кости. (Притч.17:22)

Бог молитвами святых дает исцеление
даже через вещи, принадлежащие им, материальные предметы (масло),
изображение (тень) апостола и через мощи:

Бог же тво­рил нема­ло чудес рука­ми Пав­ла, так что на боль­ных воз­ла­га­ли плат­ки и опо­я­са­ния с тела его, и у них пре­кра­ща­лись болез­ни, и злые духи выхо­ди­ли из них. (Деян.19:11–12)

Рука­ми же Апо­сто­лов совер­ша­лись в наро­де мно­гие зна­ме­ния и чуде­са; и все еди­но­душ­но пре­бы­ва­ли в при­тво­ре Соло­мо­но­вом. Из посто­рон­них же никто не смел при­стать к ним, а народ про­слав­лял их. Веру­ю­щих же более и более при­со­еди­ня­лось к Гос­по­ду, мно­же­ство муж­чин и жен­щин, так что выно­си­ли боль­ных на ули­цы и пола­га­ли на посте­лях и кро­ва­тях, дабы хотя тень про­хо­дя­ще­го Пет­ра осе­ни­ла кого из них. Схо­ди­лись так­же в Иеру­са­лим мно­гие из окрест­ных горо­дов, неся боль­ных и нечи­сты­ми духа­ми одер­жи­мых, кото­рые и исце­ля­лись все. (Деян.5:12–16)

Они пошли и про­по­ве­ды­ва­ли пока­я­ние; изго­ня­ли мно­гих бесов и мно­гих боль­ных маза­ли мас­лом и исцеляли.

И умер Ели­сей, и похо­ро­ни­ли его. И пол­чи­ща Моави­тян при­шли в зем­лю в сле­ду­ю­щем году. И было, что, когда погре­ба­ли одно­го чело­ве­ка, то, уви­дев это пол­чи­ще, погре­бав­шие бро­си­ли того чело­ве­ка в гроб Ели­се­ев; и он при паде­нии сво­ем кос­нул­ся костей Ели­сея, и ожил, и встал на ноги свои. (4 Цар.13:20–21)

Апостолы исцеляли болезни молитвой

Созвав же две­на­дцать, дал силу и власть над все­ми беса­ми и вра­че­вать от болез­ней, и послал их про­по­ве­ды­вать Цар­ствие Божие и исце­лять боль­ных. ( Лук 9, 1–2 )

Болезни могут быть за грехи

Если не будешь ста­рать­ся испол­нять все сло­ва зако­на сего, напи­сан­ные в кни­ге сей, и не будешь боять­ся сего слав­но­го и страш­но­го име­ни Гос­по­да Бога тво­е­го, то Гос­подь пора­зит тебя и потом­ство твое необы­чай­ны­ми язва­ми, язва­ми вели­ки­ми и посто­ян­ны­ми, и болез­ня­ми злы­ми и посто­ян­ны­ми; и наве­дет на тебя все [злые] язвы Еги­пет­ские, кото­рых ты боял­ся, и они при­лип­нут к тебе; и вся­кую болезнь и вся­кую язву, не напи­сан­ную [и вся­кую напи­сан­ную] в кни­ге зако­на сего, Гос­подь наве­дет на тебя, доко­ле не будешь истреб­лен; (Втор.28:58–61)

Следующая цитата

Почи­тай вра­ча честью по надоб­но­сти в нем, ибо Гос­подь создал его, и от Выш­не­го — вра­че­ва­ние, и от царя полу­ча­ет он дар. Зна­ние вра­ча воз­вы­сит его голо­ву, и меж­ду вель­мо­жа­ми он будет в поче­те. Гос­подь создал из зем­ли вра­чев­ства, и бла­го­ра­зум­ный чело­век не будет пре­не­бре­гать ими.

Не от дере­ва ли вода сде­ла­лась слад­кою, что­бы позна­на была сила Его? Для того Он и дал людям зна­ние, что­бы про­слав­ля­ли Его в чуд­ных делах Его: ими он вра­чу­ет чело­ве­ка и уни­что­жа­ет болезнь его. При­го­тов­ля­ю­щий лекар­ства дела­ет из них смесь, и заня­тия его не окан­чи­ва­ют­ся, и чрез него быва­ет бла­го на лице зем­ли. Сын мой! в болез­ни тво­ей не будь небре­жен, но молись Гос­по­ду, и Он исце­лит тебя. Оставь гре­хов­ную жизнь и исправь руки твои, и от вся­ко­го гре­ха очи­сти серд­це. Воз­не­си бла­го­уха­ние и из семи­да­ла памят­ную жерт­ву и сде­лай при­но­ше­ние туч­ное, как бы уже уми­ра­ю­щий; и дай место вра­чу, ибо и его создал Гос­подь, и да не уда­ля­ет­ся он от тебя, ибо он нужен. В иное вре­мя и в их руках быва­ет успех; ибо и они молят­ся Гос­по­ду, что­бы Он помог им подать боль­но­му облег­че­ние и исце­ле­ние к про­дол­же­нию жиз­ни. Но кто согре­ша­ет пред Сотво­рив­шим его, да впа­дет в руки вра­ча! . (Сир.38:1–15)

Исце­ле­ние зави­сит от Бога. Оно может быть, а может не быть, в зави­си­мо­сти от воли

Божи­ей Он про­ща­ет все без­за­ко­ния твои, исце­ля­ет все неду­ги твои; (Пс.102:3)

О сокру­ше­нии дще­ри наро­да мое­го я сокру­ша­юсь, хожу мра­чен, ужас объ­ял меня. Раз­ве нет баль­за­ма в Гала­а­де? раз­ве нет там вра­ча? Отче­го же нет исце­ле­ния дще­ри наро­да мое­го? (Иер.8:21–22)

Поми­луй меня, Гос­по­ди, ибо я немо­щен; исце­ли меня, Гос­по­ди, ибо кости мои потря­се­ны. (Пс.6:3)

И ходил я к вра­чам, но они не помог­ли мне. (Тов.2:10)

Сила Гос­под­ня явля­лась в исце­ле­нии боль­ных (Лк.5:17)

от Него исхо­ди­ла сила и исце­ля­ла всех (Лк.6:19)

Он [Гос­подь] воз­вы­ша­ет душу и про­све­ща­ет очи, дает вра­чев­ство, жизнь и бла­го­сло­ве­ние. (Сир.34:17)

Исце­ли меня, Гос­по­ди, и исце­лен буду; спа­си меня, и спа­сен буду (Иер.17:14)

Пой­ди в Гала­ад и возь­ми баль­за­ма, дева, дочь Егип­та; напрас­но ты будешь умно­жать вра­чев­ства, нет для тебя исце­ле­ния. ( Иер.46:11)

Вот, Я при­ло­жу ему пла­стырь и целеб­ные сред­ства, и увра­чую их, и открою им оби­лие мира и исти­ны, (Иер.33:6)

Указания о медицинской диете и ее влиянии
на здоровье есть в Библии

Сын мой! в про­дол­же­ние жиз­ни испы­ты­вай твою душу и наблю­дай, что для нее вред­но, и не давай ей того; ибо не все полез­но для всех, и не вся­кая душа ко все­му рас­по­ло­же­на. Не пре­сы­щай­ся вся­кою сла­стью и не бро­сай­ся на раз­ные сне­ди, ибо от мно­го­яде­ния быва­ет болезнь, и пре­сы­ще­ние дово­дит до холе­ры; от пре­сы­ще­ния мно­гие умер­ли, а воз­держ­ный при­ба­вит себе жиз­ни. (Сир.37:30–34)

Многие болезни — признак приближения второго пришествия Христова

Ибо вос­ста­нет народ на народ и цар­ство на цар­ство; и будут зем­ле­тря­се­ния по местам, и будут гла­ды и смя­те­ния. Это — нача­ло болез­ней. (Мк.13:8)

Предупреждение болезней (профилактика)

Преж­де болез­ни заботь­ся о себе. (Сир.18:18)

Слово лечит

- извест­ная меди­цин­ская пого­вор­ка взя­та из Свя­щен­но­го писания
язык муд­рых — вра­чу­ет (Притч.12:18)

Следующая цитата

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено. К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (см. Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и др.

Интересно, что многие слова обозначающие болезнь в иврите выделяются в особый класс, образуясь по единой морфологической модели. Наиболее общими словами, обозначающими болезнь в целом, являются холи (от холла — быть слабым) и нега, (от нага — касаться) последнее служит, как правило, для указания на инфекционные заболевания.

В Новом Завете тема «болезнь и исцеление» также занимает весьма заметное место. Большинство повествований о чудесах Спасителя передают случаи чудесного исцеления: исцеление тещи Петра, слуги сотника, согбенной женщины, кровоточивой, слепорожденного, десяти прокаженных и еще многие другие (из 36 чудес упомянутых в Евангелиях, 26, т.е. больше чем две трети, — это случаи, связанные с исцелением). Причем целый ряд исцелений Господь совершает в субботу, чем вызывает, с одной стороны, гнев и осуждение законоучителей, фарисеев, но с другой, — ликование народа, который радовался о всех славных делах Его (Лк 13:17).

Вся эта проблематика, связанная с субботними исцелениями, лежит в чисто религиозной плоскости.

Поэтому попытаемся через рассмотрение значения субботнего дня и субботних исцелений Спасителя приблизиться к пониманию библейского отношения к природе и к причине болезни.

«В седьмой день Бог почил от всех дел Своих» (Быт 2:2), но «почил» здесь не означает, что Бог устранился от дел. Напротив, далее говорится: «И благословил Бог день седьмой, и освятил Его» (Быт 2:3). Еврейский глагол шават (почить, отдыхать) родственен глаголу яшав (сесть, воссесть). Каждую субботу в ветхозаветном храме левиты пели особый субботний псалом. «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижется, готов престол Твой оттоле…» "Иными словами, весь мир сотворен, как престол Божий, и в седьмой день Господь воцаряется в мире, т.е. являет в нем Свою силу и освящает его. Это в первую очередь относится к человеку, который есть венец и завершение творенья. Мир, в котором обитает Адам, обозначен словосочетанием Ган Эден (сад неги, сад сладости, сад блаженства), это мир абсолютного здравия, где нет никакой боли или страдания, где нет ни болезни, ни смерти. Известное евр. слово шалом, которое переводится как «мир», «полнота», но также имеет значение «здоровье». В мире с Богом, в полноте богообщения человек был совершенно здоров. И даже когда человеку повелевается хранить и возделывать Едемский сад, то этот труд не имел своим последствием ни усталости, ни утомления. Лишь отпав через грех ослушания от освящающей и восполняющей тварную природу божественной силы, человек обрекает себя на страдания: «в болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16), обращается Бог к Еве; «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт 3:19) — в этих словах отныне заключена участь всякого человека. Таким образом, болезни связываются со смертью, а и то и другое рассматривается как самый непосредственный результат грехопадения.

В современном состоянии мира человек подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Однако личная ответственность за болезнь не всегда одинакова. Среди болезней, описанных в Библии, есть такие, которые связаны с процессом старения и дряхления организма: «Когда Исаак состарился, то притупилось зрение глаз его» (Быт 27:1); Царь Аса в старости своей был болен ногами (3 Цар 15:23). Упоминаются также врожденные пороки или случайные увечья, например хромота Мемфивосфея (2 Цар 9:13).

Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой» (Исх 15:26).

Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (Числ 12:1-14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ 25:1-9). Болезнь наряду с другими карами служит проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: «мечь», «язва», и «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию.

Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою» (Пс 38:4-5)

И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление. Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божьего всемогущества (Ис 19:22; 57:18). Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (4 Цар 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир 38:9-14).

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5).

Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты:

1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
2. Болезнь как наказание и кара за грех.
3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
4. Болезнь как испытание в верности.
5. Болезнь как искупительная жертва.

Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя. Необходимо отметить, что Евангелием устанавливается принципиально новое отношение к болезни: принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек полагает начало крестоношению, т.е. добровольному следованию за Христом в страдании. Болезнь, ужасающая и бессмысленная для секулярного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия, вхождением в тайну страдания и воскресения Христова.

Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу. В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

Но вернемся к теме субботних исцелений Спасителя. Господь, проповедуя по субботам в синагогах, возвещает о том, что приблизилось Царство Небесное и примирение с Богом, о том, что человек может вновь обрести покой, или по выражению апостола Павла Субботство. Исцеления, совершаемые Им тут же, удостоверяют силу и действенность Его слов. Они показывают, что на земле уже действует Божественная сила, которая, в конце концов, окончательно победит всякую болезнь. Чудеса исцелений предвозвещают то совершенство, которое человечество обретет в Царствии Божием, когда по слову Откровения св. Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля, и Бог будет обитать с людьми, и Он «отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:4).

Во время болезни нелья обращаться к бесам
или ложным богам за исцелением

И отло­жил­ся Моав от Изра­и­ля по смер­ти Аха­ва. Охо­зия же упал чрез решет­ку с гор­ни­цы сво­ей, что в Сама­рии, и зане­мог. И послал послов, и ска­зал им: пой­ди­те, спро­си­те у Веель­зе­ву­ла, боже­ства Акка­рон­ско­го: выздо­ро­вею ли я от сей болез­ни? [И пошли они спра­ши­вать.] Тогда Ангел Гос­по­день ска­зал Илии Фесви­тя­ни­ну: встань, пой­ди навстре­чу послан­ным от царя Сама­рий­ско­го и ска­жи им: раз­ве нет Бога в Изра­и­ле, что вы иде­те вопро­шать Веель­зе­ву­ла, боже­ство Акка­рон­ское? (4 Цар.1:1–3)

За покаяние Господь может остановить болезнь

В те дни Езе­кия забо­лел смер­тель­но. И при­шел к нему про­рок Иса­ия, сын Амо­сов, и ска­зал ему: так гово­рит Гос­подь: сде­лай заве­ща­ние для дома тво­е­го, ибо ты умрешь, не выздо­ро­ве­ешь. Тогда Езе­кия отво­ро­тил­ся лицем к стене и молил­ся Гос­по­ду, гово­ря: “о, Гос­по­ди! вспом­ни, что я ходил пред лицем Тво­им вер­но и с пре­дан­ным Тебе серд­цем и делал угод­ное в очах Тво­их”. И запла­кал Езе­кия силь­но. И было сло­во Гос­подне к Иса­ии, и ска­за­но: пой­ди и ска­жи Езе­кии: так гово­рит Гос­подь, Бог Дави­да, отца тво­е­го: Я услы­шал молит­ву твою, уви­дел сле­зы твои, и вот, Я при­бав­лю к дням тво­им пят­на­дцать лет, (Ис.38:1–5)

Слу­жи­те Гос­по­ду, Богу ваше­му, и Он бла­го­сло­вит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвра­щу от вас болез­ни. Не будет преж­де­вре­мен­но рож­да­ю­щих и бес­плод­ных в зем­ле тво­ей; чис­ло дней тво­их сде­лаю пол­ным. (Исх.23:25–26)

Господь Бог может послать болезнь
для исправления человека

Пора­зит тебя Гос­подь про­ка­зою Еги­пет­скою, поче­чу­ем, коро­стою и чесот­кою, от кото­рых ты не воз­мо­жешь исце­лить­ся; пора­зит тебя Гос­подь сума­сше­стви­ем, сле­по­тою и оце­пе­не­ни­ем серд­ца. И ты будешь ощу­пью ходить в пол­день, как сле­пой ощу­пью ходит впотьмах, и не будешь иметь успе­ха в путях тво­их (Втор.28:27–29)

Пора­зит тебя Гос­подь злою про­ка­зою на коле­нях и голе­нях, от кото­рой ты не воз­мо­жешь исце­лить­ся, от подош­вы ноги тво­ей до само­го теме­ни [голо­вы] тво­ей. (Втор.28:35)

Господь посылает ангела для исцеления

И ныне Бог послал меня увра­че­вать тебя и невест­ку твою Сар­ру. — Рафа­ил, один из семи свя­тых Анге­лов, кото­рые воз­но­сят молит­вы свя­тых и вос­хо­дят пред сла­ву Свя­та­го. (Тов.12:14–15)

И услы­ша­на была молит­ва обо­их пред сла­вою вели­ко­го Бога, и послан был Рафа­ил исце­лить обо­их: снять бель­ма у Тови­та и Сар­ру, дочь Рагу­и­ло­ву, дать в жену Товии, сыну Тови­то­ву, свя­зав Асмо­дея, зло­го духа; ибо Товии пред­на­зна­че­но насле­до­вать ее. — И в одно и то же вре­мя Товит, по воз­вра­ще­нии, вошел в дом свой, а Сар­ра, дочь Рагу­и­ло­ва, сошла с гор­ни­цы сво­ей. (Тов.3:16–17)

Читайте также: