Цитаты из шримад бхагаватам
Обновлено: 06.11.2024
Одна из восемнадцати основных пуран. Содержит описание различных аватар, низошедших в разные эпохи в материальный мир, а также обширные сведения по индуистской философии, метафизике и космологии.
Цитаты
При встрече с тем, кто обладает большим знанием и опытом нужно —радоваться,
при встрече с тем, кто обладает меньшим знанием и опытом — нужно отнестись к нему с состраданием,
а встретив равного — нужно подружиться с ним.
Тот, кто придерживается этих принципов, избавится от тройственных страданиях материального мира. Шримад Бхагаватам
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl +Enter смахните вправо
Благодарности и пожелания
Лучшие авторы
Если вы заметили ошибку на сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl +Enter смахните вправо
Следующая цитата
В этой статье публикую лучшие цитаты из Шримад Бхагаватам, которые могут существенно помочь на духовном пути самопознания и просветления.
Само по себе чтение мудрых цитат, духовных книг и священных писаний приносит большую пользу и повышает уровень сознания (уровень осознанности, уровень вибраций), и вы можете прочувствовать это на себе по мере чтения. Это также подтверждается тестом Дэвида Хокинса.
Что такое Шримад Бхагаватам? Вот что говорит Википедия:
Шримад Бхагаватам (Бхагавата Пурана) - одна из восемнадцати основных Пуран (древних былин индийской литературы, написанных на древнем языке санскрите мудрецом Вьясой). Эта Бхагавата Пурана рассказывает об истории развития Вселенной, о путях самопознания и духовного освобождения, а также описывает различные аватары (воплощения Бога), низошедшие в разные эпохи в наш материальный мир. Помимо этого, Шримад Бхагаватам содержит обширные сведения по индуистской философии, космологии и метафизике. Вот уже более 1000 лет Бхагавата-пурана является основным священным текстом различных течений кришнаизма. В этом писании изложена суть всех Вед и она представляет собой комментарий ведийского мудреца Вьясы к «Веданта-сутрам».
Шримад Бхагаватам поясняет многие важные моменты, рассказанные Кришной в Бхагавад-гите, поэтому для кришнаитов Бхагавата Пурана (Шримад Бхагаватам) является авторитетным священным писанием. А так как я немало общался с кришнаитами и интересовался темами Высшей Истины, Бога, освобождения и просветления, мне посчастливилось прочитать 11 томов (из 12) Шримад Бхагаватам, и я чувствую огромную благодарность за это. Впрочем, как и за все остальные священные писания (Йога Васиштха, например), мудрые книги, лекции, сатсанги и т.д.
Нет, с Кришной мне встретиться не довелось, кришнаитом я не стал, и, соответственно, проповедовать кришнаизм не буду (не являюсь сторонником слепой веры), но зато нашел в Шримад Бхагаватам множество мудрых цитат, в том числе по теме адвайты (недвойственности), духовного освобождения и просветления, а также немало весьма полезного материала, который может помочь на пути всем, кто уделит этому внимание.
Лучшими цитатами из Шримад Бхагаватам я и делюсь в этой статье и на форуме в обсуждениях по ссылке внизу. Некоторые непонятные новичкам моменты буду комментировать по мере имеющихся знаний и понимания. Можете задавать на форуме вопросы, если возникнут.
Важный момент, который нельзя не упомянуть: есть несколько переводов Шримад Бхагаватам на русский, и все они немного разные, а местами даже существенно, и тому есть несколько причин:
1. Оригинал Шримад Бхагаватам написан на санскрите, а санскрит такой интересный язык, что одно и то же слово может иметь десяток существенно разных значений, в зависимости от контекста. Тот, кто не понимает полностью контекст, неизбежно будет вносить искажения при переводе с санскрита. А кто сейчас полностью понимает контекст? Возможно, никто. Поэтому тем, кто желает разобраться в деталях, лучше изучать параллельно разные переводы Шримад Бхагаватам и сопоставлять их. И даже это не даст 100%-ной точности и полного понимания. Но, тем не менее, если сильно не вдаваться в детали, а придерживаться самой сути писаний, то она одинакова во всех переводах (и даже во всех религиях).
2. С санскрита Шримад Бхагаватам переведен на английский, и только потом на русский. А это ещё больше отдаляет от изначально заложенного смысла.
3. В разных традициях/ответвлениях кришнаизма свои "особенности", что тоже влияет на перевод/интерпретацию.
Более того, многие санскритские слова не имеют аналогов в нашем языке, поэтому, любой перевод Шримад Бхагаватам является не дословным, а приблизительным, и у каждого переводчика, к тому же, свой «авторский стиль».
Это всё к тому, что не стоит какой-то из переводов считать единственно верным. А уж тем более считать его окончательной истиной. Практика показывает, что параллельное чтение нескольких переводов - хорошая идея. Иногда буду давать разные переводы цитат для большего понимания.
Отдельно должен упомянуть такое явление, как комментарии к Шримад Бхагаватам (есть даже целые лекции разных авторов по отдельным темам этих писаний). Опять же, в каждой традиции/ответвлении кришнаизма эти комментарии и пояснения разные, и часто существенно, вплоть до противоречий. Поэтому я бы не рекомендовал сильно погружаться в комментарии. По большому счету, Шримад Бхагаватам - это уже сам по себе обширный комментарий к Веданта-сутрам.
На сайте уже есть подборка цитат из Шримад Бхагаватам - цитаты Кришны об адвайте, рекомендую почитать тем, кого интересует тема недвойственности. Также есть цитаты в разных темах форума, их можно найти через поиск по сайту по словам "Шримад Бхагаватам".
По теме адвайты смотрите также медитацию "Всё есть Бог" и "Йога Васиштха". Ну и небольшая книжечка "Просветление за полчаса" тоже посвящена в основном теме недвойственности.
А начнем мы с цитат, взятых из 11-й песни Шримад Бхагаватам, глава 28 "Познание себя", которую перевел Бхарати Махарадж. В этой главе Кришна отвечает на вопросы Уддхавы, своего близкого друга и чистого преданного.
П.С. Согласно тестам Дэвида Хокинса, учение Кришны соответствует уровню 1000, а это максимально достижимый уровень сознания для человеческой формы жизни. Другими словами, уровень 1000 - это уровень наивысшей доступной Истины для человека.
Итак, приступаем к изучению мудрости.
Подборка лучших цитат
Как во время сновидений человек не осознаёт окружающий мир, а в глубоком сне и вовсе теряет сознание, так, погруженный в явленную [иллюзорную] двойственность, он оказывается в плену наваждений.
(Двойственность - это любые разделения Единства на множество, в том числе разделения на "я" и "не я", на хорошее и плохое, правильное и неправильное, и т.д. Здесь двойственность сравнивается со сновидением, которое нереально, хотя и воспринимаемо. Погружаясь в кажущуюся двойственность и принимая ее за реальность, человек живёт в иллюзиях, и в священных писаниях это часто сравнивают со сновидением)
Хотя тень и эхо - это лишь отражения настоящих явлений, они создают действительные ощущения. Так и ум, тело и самость, хотя и являются сущей выдумкой, они вызывают у хозяина подлинный страх потери вплоть до самой смерти.
(Самость - это чувство отдельного "я", набор представлений о себе, которые не являются истинными. Самость, в данном контексте - это то же самое, что и ложное эго, ложное отождествление с телом, умом, личностью и чем-либо ещё, что не существует в Реальности).
Не существует ничего, кроме Сознания, обособленного от всего.
(Сознание Реально, так как оно изначально, неизменно и вечно. Преходящие вещи, которые мы воспринимаем в этом мире, изменчивы и временны, поэтому в писаниях часто говорится, что они иллюзорны, нереальны, или не существуют в действительности)
Знай, друг Мой, что вселенная, произошедшая от сочетания трех свойств природы (трёх гун), и три вида страданий - это наваждение сознания, его мимолетный самообман.
(Наваждение в данном контексте означает "иллюзия", "мираж", "зримый обман". Что такое три вида страданий? Первый вид - это страдания, причиняемые собственным телом и умом. Это разного рода болезни, дискомфорт и негативные переживания. Второй вид страданий - причиняемые другими живыми существами. И третий вид страданий создают силы природы, например жара, холод и т.д.)
Любой способ познания, будь то чувственный опыт, отвлеченное рассуждение, изучение священных писаний или прозрение, приводит к пониманию, что здешний мир имеет начало и конец, и час его краток. Потому пережить отведенный тебе срок нужно без привязанностей.
(Привязанности удерживают нас в иллюзорном мире двойственности, поэтому, если наша цель – духовное освобождение и просветление, то привязанности нужно отпускать, отдавать Богу)
Уддхава спросил:
— Господи Милосердный! Растолкуй мне следующее: если сознание суть лучезарная Истина, а тело само не обладает способностью к восприятию, кто же тогда наблюдает зримый обман? Сознание неисчерпаемо, лишено осязаемых свойств, чисто, лучезарно, существует вне времени, не имеет начала и окончания (подробнее о природе сознания, природе души). Оно незримый огонь, горящий в древе безжизненной плоти. Кто же тогда испытывает опыт земного существования?
Всевышний отвечал:
— Покуда частица сознания (душа) соотносит себя с плотью, чувствами и жизненной силою, она будет влачить бессмысленное существование посреди зримого обмана.
(Другими словами, пока есть отождествление с телом-умом-личностью, душа вынуждена пребывать в этом иллюзорном мире, переживая его как реальный)
Хотя осязаемые предметы не существуют в действительности, опыт их действителен, как действителен страх во время сновидения, когда спящий наблюдает явления, не существующие наяву. Хотя во сне человек испытывает многие страхи и печали, пробудившись, он более не тревожится былыми видениями. Скорбь, волнение, страх, гнев, жадность, смущение и желание, а еще рождение и смерть — все это испытывает не сознание, но приобретенная им самость (ложное эго). Сознание (душа), покрытое самостью (ложным эго), мнит себя деятелем и обладателем вещественных свойств.
(Душа/сознание на самом деле не является деятелем и не имеет материальных свойств/характеристик. Она лишь воспринимает и осознаёт. Подробнее - в статье Природа души)
Из самомнения вычленяются понятия, назначение вещей, тело, чувства, жизненные силы и ум, что в совокупности принуждает нетленное сознание (душу) переживать рождение и смерть, радость побед и горе утрат.
(Пока нет ложных отождествлений с телом-умом-личностью, нет никаких проблем. Но как только возникает ложное эго, ложные отождествления, сразу начинаются проблемы и страдания)
Самомнение произрастает из самообмана и расцветает в виде мыслей, речи, жизненного ветра (праны) и телесных особенностей.
(Похоже, что первичный самообман - это разделение на "я" и "не я", и затем конкретизация "я", приписывание себе свойств и характеристик, что приводит к дальнейшему погружению в иллюзорную двойственность)
Но мечом знания, что заострен верностью Истине, можно разрубить сети самомнения и зажить счастливо в здешнем мире, без страстей и тревог.
(Убрав ложные представления о себе, ложные отождествления, можно избавиться от проблем обусловленного существования)
Знание дает власть отличить ложь от Истины. И проистекает оно (это Знание) от воздержания, изучения Веды, следования долгу, духовного опыта, рассуждения (размышления и анализа) и прозрения (озарения). Стяжавший знание видит Единую Безмятежность во всем; видит Высшую причину, из коей проявляется мироздание и коя существует прежде начала, в промежутке и после конца мироздания.
Подобно тому, как золото существует прежде золотых изделий и будет существовать после их расплавления, ибо золото — неизменная истина, а золотые вещи – его временные обозначения (временные формы), Я существую до мирового разнообразия, после него и в промежутке между творением и уничтожением.
Видоизмененному самосознанию присущи три состояния: бодрствование, сновидение и беспамятство (глубокий сон без сновидений), кои порождены причиною (воспринимающим), следствием (воспринимаемым) и деятелем (вовлеченным). Подлинное же бытие проистекает из четвертого состояния самосознания – созерцания (турия), кое превосходит три вышеназванных.
(Вот почему различные практики созерцания и осознавания – это практики «высшего уровня», например, Упражнение Я Есть, Медитация на Чистое Сознание, МПВ и т.д.)
Вещи, что не существовали в прошлом и не будут существовать в будущем, не существуют и в промежутке настоящего наблюдения. Они – лишь обозначения в уме (иллюзорное творение ума). По Моему мнению, сотворенное есть видоизмененный творец. Следствие есть видоизмененная причина. Образы в сознании есть самое Сознание.
(Здесь Кришна говорит о Единстве, о ложности разделений. Подробнее – в статье "Цитаты Кришны об Адвайте")
Кажущееся есть видоизмененная от возбуждения действительность. Всякий образ есть измененная в сознании вездесущая Истина. Истина, которая всегда самодостаточна, являет лишь ложные образы. Вселенское разнообразие, порожденное чувствами, предметами ощущений, умом и стихиями, есть лишь неизменная вездесущая Истина, искаженная возбужденным сознанием.
(Как говорится в Йога-Васиштха, «Стоит только истиной природе бесконечного сознания отклониться от равновесия на тысячную долю секунды, как проявляются все эти прискорбные иллюзорные творения»)
Что можно выразить словами или о чем можно подумать, то не существует в действительности. Потому в зримом мире нет добра и зла, и нет перехода меж ними.
(Добро и зло - это надуманные проекции ума. Ум создаёт двойственность "добро и зло", как и все остальные дуальности, и затем они переживаются как реальные, хотя и не существуют на самом деле)
Кто понимает вышесказанное, тот не хулит и не славит никого в здешнем мире. Подобно Солнцу, такой мудрец парит над Землею и всех озаряет мудростью в равной степени.
(Кто понимает, что добро и зло - это выдуманные категории иллюзорного мира, тот больше никого не превозносит и никого не осуждает, так как он свободен от иллюзии двойственности. Он осознаёт, что Всё едино, Всё есть Бог)
Не следует хвалить или осуждать чужие поступки и наклонности. Но нужно взирать на мир как на единение природы и сознания.
(Природа - это всё, что воспринимается сознанием, которое первично по отношению к природе)
Ученый муж (мудрец), опустившийся до восхваления и осуждения чужого нрава и поведения, теряет мудрость (осознание Единства) в хитросплетениях двойственности.
(Как только возникает вовлеченность в разделения, сразу же и теряется восприятие Единства)
Сознательное существо (брахман) не рождается и не умирает, не прирастает в размерах и не уменьшается. Оно осязает и сознает свою вещественную плоть и ее видоизменения. Сознание в чистом виде вечно и неуничтожимо. Как колебание вещества ощущается разными чувствами по-разному, так частица сознания принимает разные виды в разных состояниях.
Потому как [реально] существует лишь наблюдатель (атма), восприятие двойственности есть наваждение. Предметы не существуют сами по себе, но покоятся в сознании зрячего.
(Воспринимаемое воспринимается только потому, что воспринимающий проецирует это. Ничто в этом мире не существует само по себе, без того, кто это видит)
Продолжение лучших цитат из Шримад Бхагаватам – на форуме по ссылке ниже.
Следующая цитата
С помощью этого сокровенного знания мне стало ясно, как действует энергия Господа Шри Кришны — создателя, хранителя и разрушителя всего сущего. Познав это, человек может вернуться к Нему и лично увидеться с Ним.
Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам, 2.2.21
Майтрея Видуре, Шримад Бхагаватам, 3.24.47
Занимаясь неоскверненным преданным служением, Кардама Муни избавился от ненависти и желаний, научился одинаково относиться ко всем живым существам и в конце концов вышел на прямой путь, ведущий домой, к Богу.
Господь Капила, Шримад Бхагаватам, 3.32.43
Тот, кто хотя бы раз подумал обо Мне с любовью и преданностью, кто слушает и пересказывает повествования о Моих деяниях, непременно вернется домой, к Богу.
Майтрея Видуре, Шримад Бхагаватам, 4.12.37
Умиротворенные, беспристрастные, чистые душой и телом люди, владеющие искусством приносить радость всем живым существам, водят дружбу только с преданными Господа, и лишь они могут без труда достичь высшего совершенства — вернуться домой, обратно к Богу.
Царь Притху, Шримад Бхагаватам, 4.21.47
Та же участь постигла Хираньякашипу, который был так грешен, что не хотел повиноваться власти Верховной Личности Бога, за что и попал в темнейшую область ада. Однако даже он по милости своего великого сына, Прахлады Махараджи, был спасен и вернулся домой, к Богу.
Майтрея Видуре, Шримад Бхагаватам, 4.23.27
Жизнь каждого человека в материальном мире очень коротка, но те, кто посвятил себя преданному служению, возвращаются домой, к Богу, ибо они идут по пути, ведущему к полному освобождению. Для таких людей нет ничего недостижимого.
Майтрея Видуре, Шримад Бхагаватам, 4.23.38
Великий мудрец Майтрея продолжал: Дорогой Видура, я, как мог, рассказал тебе повесть о Махарадже Притху, которая усиливает в человеке любовь к Господу. Всякий, кто воспользуется этим даром, подобно Махарадже Притху, вернется домой, к Богу.
Сверхдуша в облике брахмана, Шримад Бхагаватам, 4.28.53
Брахман продолжал: Дорогой друг, хоть ты и не узнал Меня сразу, разве ты не помнишь, что в прошлом у тебя был очень близкий друг? К несчастью, покинув Меня, ты решил стать наслаждающимся в материальном мире.
Сверхдуша в облике брахмана, Шримад Бхагаватам, 4.28.55
Мой дорогой друг, ты остался для Меня тем же другом, каким был прежде. С тех пор как ты покинул Меня, ты становился все более материалистичным и, не видя Меня, скитался в разных формах жизни по материальному миру, созданному некой женщиной.
Мудрец Нарада, Шримад Бхагаватам, 4.29.26-27
От природы живое существо наделено некоторой независимостью, позволяющей ему самому определять свое плохое или хорошее будущее, но, забыв своего верховного учителя, Личность Бога, оно отдает себя во власть гун материальной природы. Под влиянием этих гун оно начинает отождествлять себя с телом и, чтобы удовлетворить телесные потребности, привязывается к разнообразной деятельности. Иногда живое существо находится под влиянием гуны невежества, иногда — страсти, а иногда — благости. Так живое существо получает тела различных типов, подверженные влиянию разных гун материальной природы.
Господь Вишну царевичам Прачетам, Шримад Бхагаватам, 4.30.18
Когда ваше преданное служение Мне станет непоколебимым, вы полностью очиститесь от материальной скверны. Утратив вкус к материальным наслаждениям на так называемых райских, а также на адских планетах, вы вернетесь домой, к Богу.
Видура к Майтрейе Муни, Шримад Бхагаватам, 4.31.29
Шри Видура сказал: О великий мистик, самый возвышенный из преданных Господа, по твоей беспричинной милости мне был указан путь, ведущий к освобождению из мира тьмы. Человек, идущий этим путем, сможет покинуть материальный мир и вернуться домой, к Богу.
Майтрея Видуре, Шримад Бхагаватам, 4.31.31
О царь, каждый, кто слушает эти повествования о царях, безраздельно преданных Верховной Личности Бога, обретает долгую жизнь, богатство, доброе имя, удачу и, наконец,возможность вернуться домой, к Богу.
Ришабхадева, Верховная Личность Бога, Шримад Бхагаватам, 5.5.15
Джада Бхарата царю Рахугане, Шримад Бхагаватам, 5.12.16
Просто общаясь с возвышенными преданными, любой сможет обрести совершенное знание и мечом этого знания разрубить путы иллюзорного, мирского общения, что удерживают душу в плену материи. Общение с преданными дарует человеку возможность служить Господу, слушая о Нем и прославляя Его [шраванам киртанам]. Так можно пробудить в себе сознание Кришны и, уверенно идя по этому пути, уже в нынешней жизни вернуться домой, к Богу.
Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам, 5.14.38
Путь материальной жизни усыпан терниями, и, идя по нему, обусловленная душа терпит бесконечные муки. Иногда она что- то теряет, иногда приобретает, но и в том и в другом случае ее на каждом шагу подстерегают опасности. Рано или поздно она разлучается со своим отцом: либо он умирает, либо судьба разъединяет их. Оставшись без отца, обусловленная душа еще сильнее привязывается к своим детям или к другим близким. Иногда она теряет способность здраво мыслить, иногда ее охватывает страх и она громко кричит, а иногда, увлекшись семейными делами, она чувствует себя вполне счастливой и даже поет от радости. Погрязнув в мирских заботах, душа не помнит, что давным-давно, в незапамятные времена, она разлучилась с Верховным Господом. Она бредет дорогами материальной жизни, которая полна опасностей и приносит ей одни лишь разочарования. Те, кто познал свою духовную природу, не желают оставаться в материальном мире и подвергать себя этим опасностям, поэтому такие души ищут покровительства Верховной Личности Бога. Пока обусловленная душа не встанет на путь преданного служения Господу, она не сможет освободиться из материального плена. Итак, материальная жизнь никого не делает счастливым. Чтобы обрести истинное счастье, нужно развить в себе сознание Кришны.
Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам, 6.2.47-49
Это сокровенное предание смоет все грехи с того, кто с верой и любовью слушает его или передает другим. Такому человеку уже не будут грозить муки ада, даже если он по-прежнему обладает материальным телом и в прошлом совершил много грехов. Поистине, ямадуты, подручные Ямараджи, не осмелятся даже взглянуть в его сторону. Покинув тело, он вернется домой, к Богу, где его встретят с великими почестями. Аджамилавернулся домой, к Богу, благодаря тому что в предсмертной муке произнес имя Господа, хотя на самом деле он лишь хотел позвать сына. Так стоит ли сомневаться в том, что к Богу вернутся те, кто произносит святое имя с верой и без оскорблений?
Ямараджа, Шримад Бхагаватам, 6.3.20-21
Истинный закон религии знают Господь Брахма, Бхагаван Нарада, Господь Шива, четверо Кумаров, Господь Капила [сын Девахути], Сваямбхува Ману, Махараджа Прахлада, Махараджа Джанака, патриарх Бхишма, Махараджа Бали, Шукадева Госвами и я. О слуги мои, этот священный закон, бхагавата-дхарма, побуждает предаться Всевышнему и любить Его. Этот закон неподвластен скверне гун природы. Он сокровен, и его нелегко понять обычным людям, но тот, кому посчастливится проникнуть в его смысл, тотчас обретает освобождение и затем возвращается домой, к Богу.
Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам, 6.12.35
О царь Парикшит, покоритель врагов, в этот миг из тела Вритрасуры вышла духовная искраи устремилась домой, к Богу. На глазах у полубогов она вознеслась в запредельный мир, чтобы навеки остаться с Господом Санкаршаной.
Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам, 6.17.41
Тот, кто, проснувшись рано поутру, обуздав ум и речь и памятуя о Верховной Личности Бога, читает вслух эту историю о царе Читракету, без труда вернется домой, обратно к Богу.
Нарада Муни царю Юдхиштхире, Шримад Бхагаватам, 7.1.32
Как бы то ни было, очень важно, чтобы душа глубоко сосредоточилась на личности Кришны. Тот, кто, испытывая одно из пяти упомянутых мною чувств, обратит к Господу свои мысли,непременно вернется домой, к Богу. Однако безбожники вроде царя Вены, вообще не способные хранить в уме образ Кришны, никогда не обретут спасения. Поэтому, с любовью или ненавистью, человек всегда должен думать о Кришне.
Хираньякашипу, Шримад Бхагаватам, 7.2.22
Махараджа Прахлада, Шримад Бхагаватам, 7.5.31
Люди, поглощенные мыслями о мирских наслаждениях, избирают себе лидера или гуру из числа таких же слепцов, как они сами, — слепцов, которые привязаны к внешним объектам, доступным для материальных чувств. Такие люди не способны понять, что цель жизни одна: вернуться домой, к Господу Вишну, и посвятить себя служению Ему. Как слепой, идущий за другим слепым, сбивается с пути и падает в яму, так и материалистичные люди, избравшие своим лидером еще одного материалиста, запутываются в необычайно прочных веревках кармической деятельности и погружаются в бездонную пучину материального бытия, где их снова и снова преследуют тройственные страдания.
Махараджа Прахлада, Шримад Бхагаватам, 7.6.2
Родившись человеком, живое существо обретает возможность вернуться домой, к Богу. Поэтому все, особенно люди, должны поклоняться лотосным стопам Господа Вишну и преданно служить Ему. Преданное служение — естественное занятие для каждой души, ибо Господь Вишну, Верховная Личность Бога, очень дорог всем живым существам и Он — их повелитель и благожелатель.
Господь Нрсимха Прахладе, Шримад Бхагаватам, 7.10.13
Дорогой Прахлада, наслаждаясь счастьем в этом мире, ты исчерпаешь плоды своей благочестивой деятельности, а поступая благочестиво, избавишься от последствий дурных поступков. Подвластный могущественному времени, ты в положенный срок оставишь тело, но деяния твои будут славить даже обитатели высших планет; ты же, свободный от всех пут, вернешься домой, к Богу.
Нарада царю Юдхиштхире, Шримад Бхагаватам, 7.11.29
Женщина, которая служит своему мужу, во всем следуя примеру богини процветания,непременно возвратится домой, к Богу, и вместе с мужем, преданным слугой Господа, будет счастливо жить на планетах Вайкунтхи.
Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам, 8.23.30
Любой, кто слушает о дивных деяниях, которые Верховный Господь вершит, воплощаясь в этом мире, непременно попадет на одну из высших планет или вернется домой, к Богу.
Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам, 8.24.60
А тот, кто рассказывает о Матсья-аватаре и царе Сатьяврате, исполнит все свои желания инепременно вернется домой, к Богу.
Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам, 9.24.58
Поскольку Верховный Господь исполнен сострадания к живым существам, Он посредством Своей материальной энергии творит, сохраняет и разрушает космическое мироздание лишь для того, чтобы избавить живых существ от необходимости рождаться, умирать и вести материальное существование. Так Господь помогает им вернуться домой, в духовное царство.
Шри Кришна своим родителям, Шримад Бхагаватам, 10.3.45
Постоянно думайте обо Мне как о своем сыне, но всегда знайте, что Я — Верховная Личность Бога. Так, постоянно с любовью и нежностью думая обо Мне, вы оба достигнете высшего совершенства — вернетесь домой, к Богу.
Господь Кришна Уддхаве, Шримад Бхагаватам, 11.18.14
«Этот человек, став саннйаси, собирается превзойти нас и вернуться домой, обратно к Богу». Думая так, полубоги создают препятствия на его пути, появляясь перед ним в облике его бывшей жены, других женщин и т.д. Но саннйаси не должен уделять полубогам и их проявлениям никакого внимания.
Следующая цитата
(цитаты из семинара «Слава Шримад Бхагаватам», прочитанного на фестивале «Бхакти-сангама» 2011, Бриджабаси пр.)
Что значит «гранта-раджа Шримад Бхагаватам ки джай». «Гранта» означает писание или книга, а «раджа» - царь. Царь всех писаний.
Все другие Пураны сияют на небосклоне до тех пор, пока не взойдёт солнце «Шримад Бхагаватам»
(c) Сута Госвами
«Шримад Бхагватам» среди книг занимает такое же место, как Маться среди рыб, как Варахадев среди животных, как Хамса среди птиц, как Кришна среди людей, как Ваманадев среди полубогов.
(с) Вишванатха Чакраварти Тхакур
«Шримад Бхагаватам» равен Самому Кришне. Он является заместителем Господа Кришны в кали-югу.
(с) Вишванатха Чакраварти Тхакур
«Шримад Бхагаватам» - это древо желаний, у которого 12 больших ветвей и 18000 листьев.
(с) Вишванатха Чакраварти Тхакур
Первые три стиха «Шримад Бхагаватам» являются мангалачараной (благоприятным началом – введением). Мангалачарана должна содержать три темы: 1) выражение почтения Господу; 2) определение темы произведения; 3) благословения. Также мангалачарана описывает квалификацию для изучения.
Также, как сыр является сутью молока, так и Бхагаватам – это трансцендентный сыр океана молока ведической литературы.
«Шримад Бхагаватам» - это шрути (учитель), смрити (друг) и кавья (возлюбленный) в одном лице. Поэтому он подходит для всех людей во всех временах при всех обстоятельствах.
«В любом месте, где бы ни повторяли стих Бхагаватам, строчку Бхагаватам, или даже четверть стиха Бхагаватам, или даже одно слов Бхагаватам – в это место приходит Господь Кришна. Более того, Он приходит туда вместе с гопи».
(c) Сканда Пурана, Бхагавата Махатмья
В полной мере смысл Бхагаватам можно понять, только прочитав «Шри Чайтанья Чаритамриту».
(c) Бхактисидханта Сарасвати Тхакур
В этот век кали те, кто принимают «Шримад Бхагаватам» таким же дорогим, как собственную жизнь, никогда не будут страдать от наказаний Ямараджи в течении сотен кальп (Хари бхакти виласа)
Очень благоприятно держать дома даже половину или одну четверть шлоки «Шримад Бхагаватам». Там, где содержится половина или четверть шлоки «Шримад Бхагаватам», всегда пребывает Господь Хари. (Хари бхакти виласа)
Господь Хари вместе со всеми полубогами лично остаётся там, где заботливо хранят и поклоняются «Шримад Бхагаватам». Все святые реки и озёра также присутствуют в месте, где находится «Шримад Бхагаватам» (Хари бхакти виласа)
В доме, где «Шримад Бхагаватам» с почтением цитируется и изучается, присутствуют все святые места, также как и все богатства, и все жертвоприношения (Хари бхакти виласа)
Повторяя «Шримад Бхагаватам» перед Божеством Господа Кришны, человек позднее насладится трансцендентными играми с Господом и Его преданными вместе с миллиардом членов своей семьи (Хари бхакти виласа)
Объясняя Бхагаватам, ты не должен говорить ни о чём, кроме бхакти.
(c) Господь Чайтанья
В этом мире есть 4 формы Господа Кришны: «Шримад Бхагаватам», Туласи, Ганга и Вайшнавы. Есть Божества Господа Кришны, но прежде чем в них проявится Господь Кришна, их надо установить. Тогда как эти 4 формы не нужно устанавливать – с самого своего момента появления в материальном мире, они уже являются формами Господа Кришны. (c) Господь Чайтанья
Читайте также: