Цитаты из shogun 2 total war
Обновлено: 07.11.2024
Никто не будет спорить, что древняя Япония — это жестоко и красиво. Узорчатые серебристые доспехи, изогнутые шлемы, блестящие катаны, сакура, заснеженные горы, причудливые замки, пестрые штандарты, ниндзя и гейши… Мы в редакции, если бы умели, обязательно посвятили бы Shogun 2: Total War какое-нибудь проникновенное хокку, чтобы в трех строчках уместить мысли и о войне, и о природе, и о философии.
Английская студия The Creative Assembly в этом контексте видится прозревшим юнцом, который долго тратил баснословные деньги на масштабную, но безыдейную ерунду, а теперь, наконец, вернулся в родной дом, отрастил бородку и настроил дзен.
Терпение, терпение, терпение
На середине разработки Shogun 2 авторы отчего-то стали ставить словосочетание «Total War» впереди названия игры, но даже официальный сайт называет игру по старинке.
Разумеется, уникальность Shogun 2 не в пестрых картинках и даже не в забавных головных уборах. Хотя выглядит все прекрасно. Битва дождливой ночью смотрится настолько впечатляюще, что BBC и Discovery (британцы, напомним, периодически ставят на своих движках реконструкции для телевидения) больше никогда не будут снимать про Японию на натуре. От панорамы заснеженных островов забываешь моргать и дышать. Ну и, конечно, традиционная для The Creative Assembly тщательность: не возникает никаких сомнений, что каждая иконка и каждый шрифт перерисованы из какого-нибудь старинного учебника по военному делу.
При этом технологии словно остались нетронутыми: графически от Empire игра по большому счету отличается только текстурами воинов, а на каждой карте по-прежнему можно обнаружить какой-нибудь низкодетализированный уголок. Не говоря уже о прочих курьезах — например, на стены солдаты взбираются практически синхронно, как муравьи. Но, честно говоря, Shogun 2 можно было бы представить и в виде начерченных от руки схем, и это не было бы катастрофой. Потому что в остальном это варгейм, лишь условно напоминающий Total War, к которому вы привыкли за последние семь лет.
Разумеется, основы никто не трогал: номинально это все та же стратегия, где мы ходим по карте генералами и захватываем города. Но темп и настроение игры изменились кардинально. Все, конечно, из-за геополитических условий: Япония маленькая, кланов много, но каждый из них состоит из кучки плохо подготовленных солдат под руководством даймё. Разумеется, с такими хилыми стартовыми позициями действовать и вообще думать приходится по-другому.
Как и положено, разобрать в куче ничего нельзя. Но зато очень красиво.
Как начинает партию в Total War любой человек, не наделенный врожденной унылостью? Он тратит от силы десять ходов на поверхностную подготовку (солдат побольше, побольше!), объявляет войну ближайшим соседям и бездумно захватывает несколько городов. Грабит, убивает, пополняет казну золотом — в общем, метит территорию. А потом уже думает о таких сложных вещах, как экономика и торговля, и по мере сил пытается отсрочить бунт своих новоявленных подданных.
В Shogun 2 такое невозможно по той простой причине, что каждый поход здесь — ответственное мероприятие. Политическая ситуация нестабильна: ни на кого не давят традиционные, формировавшиеся веками отношения (как в Европе), поэтому не имеет значения, с кем у вас торговые соглашения и вообще дружба. Предадут за секунду. При этом шагать до вражеского города, как правило, далеко, и, пока вы ведете свои войска на захват конкурирующего клана (по традиции оставив в городе минимальную охрану — иначе нечем будет воевать), легко может случиться так, что экономика пошатнется, жители поднимут восстание, у границ будут топтаться самураи противника, а вашу армию на середине пути застанет суровая зима и треть япошек передохнет. Первые десять часов вообще сложно удержать больше 3-5 городов, каждую секунду не опасаясь бунта.
После очередного похолодания в российско-японских отношениях (вызванного, конечно, руганью из-за Курильских островов) в интернете неожиданно заговорили о возможной войне. Впрочем, кто бы с японцами ни воевал, ему стоит учитывать следующие нюансы.
Загрязняйте воду!
Несмотря на то, что любой человек, побывавший в Японии, обязательно отметит, что там чисто (и это мягко сказано!), экологическая ситуация в стране удручающая. В Японии много рек и еще больше озер (не считая того, что Япония со всех сторон окружена морями), поэтому состояние окружающей среды зависит в первую очередь от чистоты воды. А вода в Японии за счет промышленных и сельскохозяйственных отходов — грязная. Естественная плата за многолетнее финансовое чудо.
Экологическая катастрофа отражается и на экономике страны. Так, рыбаки жалуются на удручающе низкие уловы у побережий государства. А лес, которым покрыто 2/3 площади японских островов, в такой неблагоприятной среде просто увядает.
Но главное, что в конечном счете перенаселенной Японии нечего будет пить. А значит, химические и биологические атаки будут наиболее эффективны.
Труд, труд, труд
Морские сражения лишились, конечно, пиратской романтики, но управляются в разы проще.
Впрочем, даже на поздних этапах игра мало напоминает симулятор управленца державой, ведь никакой державы еще нет: конечная цель — объединить под своим знаменем всю Японию, а действующее правительство (формальное) лишь собирает дань с даймё. Скорее это такой старинный военно-политический «Крестный отец». Есть глава клана, несколько его доверенных полководцев (при этом их можно и не принимать в семью), наемные убийцы (ниндзя и гейши), хедхантеры (мэцукэ) и территория, за которую идет борьба.
Благодаря пресловутой камерности те вещи, которые в том же Empire только отвлекали (куда там, великие завоевания ждут!), здесь стали по главу геймплея. Вы будете поименно знать всех ваших полководцев, их сильные и слабые стороны и вдумчиво распределять очки опыта. Будете улучшать свой замок, строить дороги и развивать сельское хозяйство. Будете прекрасно понимать, кто из ваших агентов с каким заданием справится, а какое завалит. Сможете, не обращаясь к окну управления кланом, сказать, сколько лет вашим дочерям и за какими генералами они замужем, а также сколько лет их детишкам. Будете, наконец, с колотящимся сердцем ждать, когда завершится очередной апгрейд — и об этом отдельный разговор.
После всех этих вымученных систем с университетами и исследованиями, которые невероятно бесили, авторы, наконец, вернулись к простейшему древу технологий с двумя основными ветками: бусидо, т.е. военной, и ки — мирной. Нужно прокачать мастерство лучников или провести налоговую реформу? Никаких проблем, кликните на соответствующую иконку и подождите несколько ходов.
Будьте готовы к сюрпризам!
Все важные ситуации, когда под вопросом была дальнейшая судьба Японии, неожиданно переворачивались с ног на голову в самый последний момент. Самый очевидный пример: по прогнозам американских спецслужб, Вторая мировая война должна была затянуться как минимум до 1947-1948 гг. — и не факт, что закончилась бы победой союзников (по опросам, отдать свою жизнь за Императора готово было 85% населения страны). Но внезапная атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в августе 1945-го вынудила японцев подписать акт о капитуляции менее чем через месяц.
После войны, в 50-е годы, Япония испытывала финансовые трудности, но каким-то чудом добилась невероятного экономического подъема. Потом очередной поворот: неожиданный кризис 90-х, который, казалось, отбросит страну в развитии лет на двадцать. Но к началу нулевых — все так же внезапно — ситуация стабилизировалась.
Но самый любопытный случай пришелся на монгольское вторжение 1274-1281 гг., когда впервые в истории появилась реальная угроза того, что Страна восходящего солнца будет захвачена. Японцы терпели поражение за поражением, но к финальным сражениям флот монголов просто смыло штормом. Так что будьте бдительны: даже если победа уже у вас в руках, все может перемениться за мгновенье.
Страна летающих кинжалов
Даже такая маленькая крепость может отбить атаку вдвое большей армии, если правильно расставить лучников.
О морских сражениях авторы распространялись неохотно по той простой причине, что их тут практически нет. Японские бамбуковые лодки предназначены разве что для патрулирования побережья, и стычки случаются редко, в основном при транспортировке войск. Корабли обменялись снарядами, потонули, вот и конец. Разочарованы? Тогда вспомните, пожалуйста, сражения из Empire — красивые, но совершенно неуправляемые.
Изменения коснулись кое-чего поважнее — того, как война выполнена на макростратегическом уровне. Здесь на руку Shogun 2 играет все тот же здоровый минимализм: вы точно знаете, какие типы войск для чего нужны, и с придыханием ждете, когда же уже удастся нанять, скажем, всадников с яри. Прямо как в хорошей RTS.
То есть воевать все-таки интересно. И воюйте на здоровье, потому что с переговорами все довольно грустно. Искусственный интеллект по-прежнему не способен что-то планировать, соглашается на любую чепуху, стоит чуть задобрить золотом, и ввязывается в невыгодные союзы. Если Shogun 2 и нужен аддон, то он целиком и полностью должен быть посвящен дипломатии.
Непростительное оскорбление
«Правило смешного шлема», озвученное на премьерном показе игры, работает: охотьтесь за дурацкими шапками!
Тут нельзя не сделать традиционную для жанра оговорку о том, что за рамками этой рецензии остался еще миллиард мелочей, связанных с экономикой, политикой, религией и войной. Остался по избитой, но справедливой причине: кое с чем лучше познакомиться лично. Разница только в том, что в Empire этого необязательного «кое-чего» было такое невообразимое количество, что за год не изучишь. Теперь же все детали имеют практическую ценность, и, пожалуй, так и должно быть.
Два номера назад, делясь впечатлениями от бета-версии Shogun 2, мы посоветовали авторам развивать серию именно «японским» путем — сделать такую же подробную, глубокую стратегию про все государства, где имели место хоть сколько-то любопытные исторические события. Перспектива действительно заманчивая: представьте, как все эти игры потом можно объединить в титанических масштабов варгейм мечты. Но чтобы это стало возможным — разработчики должны открыть еще десять филиалов, нанять миллион программистов-индусов, два миллиона китайских художников, а руководство должно выпросить у SEGA все доступные деньги до последнего доллара плюс заложить дома и машины. Или продаться Бобби Котику: уж он-то объяснит им, что такое «поставить на поток».
Total War — как вязкое инопланетное вещество с хаотично передвигающимися частицами. Она может расширяться, сжиматься в точку, расти, делиться или даже заточить что-нибудь в кокон. Но как она поведет себя в следующий момент — не знает никто. Ясно одно: когда-нибудь авторы вернутся к идее гигантской стратегии про все на свете, только вернутся действительно подготовленными. А вот с Японией, кажется, уже покончено.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Геймплей: 9
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 9
Дождались? Первый шаг на пути к идеальному Total War и первая после Rome игра серии, где вы действительно контролируете ситуацию.
Следующая цитата
Цитаты во время загрузочного экрана стали одной из визитных карточек серии Total War. Высказывания великих писателей, философов, воинов и политиков служили прекрасным фоном в предверии эпичных сражений, которыми отличалась серия.
В этой статье будут представлены все цитаты Total War: Shogun 2. Их можно разделить по временным рамкам на цитаты до падения сёгуната (период Сэнгоку, период Эдо и ранее) - время действия оригинальной Total War: Shogun 2, и цитаты после падения сёгуната (от формирование Японской Империи до Реставрации Мэйдзи, сюда также войдут цитаты невосточных авторов) - время действия дополнения Total War: Shogun 2 - Fall of the Samurai.
Авторы цитат или источники будут расположены в алфавитном порядке (у японских авторов фамилии будут написаны перед именем). Цитаты будут на русском и английском языках.
Следующая цитата
Давайте попробую угадать, что больше всего раздражает игрока в игре? Конечное же томительное ожидание во время экрана загрузки. Но разработчики Total War подошли к этому вопросы творчески. Во время экрана загрузки они прокручивают интересные исторические цитаты.
Игра Total War: Rome 2 не стала исключением, здесь тоже во время загрузки мы можем почитать интересные цитаты исторических личностей.
Я решил собрать некоторые из этих цитат в отдельную статью.
Всем любителям цитат и мудрых высказываний Total War: Rome 2, посвящается…
Ливий , Римский историк.
Марк Аврелий , римский философии и император.
Цицерон , римский политик и оратор.
Дом без книг, как тело без души.
Тиберий , римский император.
Хороший пастух стрижет овец, но не сдирает с них шкуры.
Овидий , римский поэт.
Платон , греческий философ.
Будь добрым, потому что каждый встречный тобой человек, ведет тяжкую борьбу.
Весписиан , римский император.
Увы… кажется я становлюсь богом.
Вегеций , римский писатель.
Известно ведь, что дешевле научить владеть оружием своих, чем нанять чужих бойцов за деньги.
Перикл, афинский политик.
Федр , римский баснописец.
Занимающие высокое положение, должны опасаться смиренных и униженных.
Сенека , римский философ и политик.
Военная удача всегда переменчива.
Фронто , римский политик, полководец и писатель.
Столько сооружений проводящих воду из стольких мест! Сравни их только с бессмысленными пирамидами и бесполезными, хотя и прекрасными творениями греков!
На мой взгляд, это очень интересные цитаты. А главное, многие из них актуальные и по сей день!
Следующая цитата
Японский язык не зря считается одним из самых сложных на свете. Шутка «пишется Ливерпуль, читается Манчестер» придумана будто специально про него. А тут еще так совпало, что буквально на днях выходит Total War: Shogun 2, глобальная стратегия о гражданской войне в старой Японии, где даже юниты называются, скажем, не просто «копейщики», а «яри асигару». Готовясь к релизу игры, «Игромания.ру» решила привести пять ключевых понятий Shogun 2 и напомнить своим читателям, что они означают.
Топчитесь по вражеской территории!
Одна из любопытных деталей Shogun 2: прямо как в Civilization, здесь нужно запрашивать разрешение на проход через вражескую территорию (в прочих играх серии топтание по чужой земле раздражало соседей, но прямого запрета не было).
В реальности Япония относится к своим границам так же трепетно, включая спорные Курильские острова, которые официально являются частью РФ. В ноябре 2010 года Дмитрий Медведев посетил один из островов, что премьер-министр Японии Наото Кан назвал непростительным оскорблением. Тут же, впрочем, добавил, что они готовы пойти на переговоры по вопросу принадлежности Курил и даже подписать мирный договор с Россией, если их все устроит. Посол России в Японии меж тем резонно отметил, что президент может ездить по собственной стране где и когда захочет.
Официальная позиция России: извините, но итоги Второй мировой войны никто не отменял. Но ясно одно — японцы готовы в лепешку разбиться, лишь бы не позволить этим западным варварам топтаться по чужой территории.
Тэнсю
В средневековой Японии любили и умели строить замки. Многослойные, со множеством двориков, укромных мест и разнообразных уловок вроде скрипучих полов, специально сконструированных, чтобы ни один чужак (например, ниндзя) не смог прокрасться внутрь незамеченным. А сердцем каждого замка была цитадель, которую японцы называли «тэнсю».
Главная функция цитадели — приютить защитников крепости, когда падут все стены и защищать будет уже нечего. Японские тэнсю тоже строились для этого, но внешне мало напоминали каменные гробы, которые возводила европейская знать. Это были изящно построенные башни, возвышавшиеся над остальными зданиями в замке (в мирное время их иногда использовали еще как дозорные башни) и, как обычно у японцев, таящие самые неожиданные секреты. В некоторых тэнсю, например, на самом деле было больше этажей, чем казалось снаружи. Видимо, строители замка предполагали, что его обитатели в самом крайнем случае спрячутся на секретном этаже и сделают вид, что никого нет дома.
Асигару
Самураи, может быть, и были прекрасно обученными воинами, но, когда начинало пахнуть жареным, основную нагрузку принимали на себя совсем другие люди — призывники-асигару. Первоначально их призывали из низших классов, например из крестьян, и вооружали копьями, нагинатами и пиками, но настоящая революция в японском военном деле произошла, когда из Европы в империю потекло огнестрельное оружие. Мушкеты, аркебузы, пищали — сейчас они кажутся неуклюжими и смешными, но у них по сравнению с луками было важное достоинство: чтобы научиться метко стрелять из лука, требовалось несколько лет, а научить средневекового срочника обращению с ружьем можно было гораздо быстрее. Поэтому японские лорды вооружили своих асигару модными громовыми палками, и бывшие когда-то низшими из низших пехотинцы окончательно превратились в основу японской армии. Через некоторое время их даже начнут формально считать самураями.
В Shogun 2 до этого, правда, дело еще не дошло. Асигару в игре — базовый военный юнит, самый дешевый и простой. Но и тут их острые копья не раз выручат вас из передряги. Особенно полезны они, когда прямо на вас прет кавалерия.
Самурай
Самураи — японская воинская знать. Они давно превратились в один из поп-культурных символов Японии. В какой-то период, когда самураи действительно участвовали в постоянных японских междоусобицах, всей их жизнью руководил кодекс бусидо. Несмотря на то что о бусидо написаны целые книги, все содержание кодекса в принципе можно свести всего к двум правилам: «всегда будь абсолютно верен своему господину» и «всегда будь готов умереть». Изящная простота вообще характеризует многие явления в японской культуре, вот и тут она в результате дала потрясающий результат. Феодальная система с вассалами и сюзеренами будто законсервировалась в Японии, попав в идеальные условия нации, в которой главное дело в жизни — сохранить лицо.
Со временем, правда, роль самураев здорово изменилась. Из закаленных в сражениях бойцов они превратились в обычных бюрократов — просто с внушительно звучащим титулом. А знаменитые самурайские мечи, бывшие когда-то оружием, внушавшим трепет врагам, стали всего лишь символами, как скипетр и держава. Хотя, учитывая, что за самураями довольно долго сохранялось право без объяснения причин зарубить любого прохожего из низших классов, к мечам наверняка до последнего относились с уважением.
Ниндзя
Считается, что организованно тренировать ниндзя — японских наемных шпионов, диверсантов и убийц — начали в XV веке. В средневековой Японии, где главная военная сила, самураи, была традиционно помешана на чести, ниндзя выделялись как раз абсолютным отсутствием того, что принято было называть честью. В отличие от благородных воинов, они сознательно отказывались сражаться честно, полагаясь в своей «работе» на маскировку и хитрость. Например, ниндзя использовали в качестве оружия серпы, которые обладали как минимум одним дополнительным достоинством: даже схваченный ниндзя, вооруженный серпом, всегда мог заявить, что это всего лишь мирное орудие труда, а сам он — честный земледелец. Ниндзя вообще не стеснялись врать и выдавать себя за других людей, и убийца мог скрываться под любой личиной: монаха, уличного артиста, ронина.
Были они и мастерами проникать в хорошо защищенные японские крепости. В 1558 году сразу 48 ниндзя из клана Ига, вооружившись фонарями с фамильным гербом врага, нагло прошагали прямо в главные ворота его крепости, где устроили множество пожаров и сильно способствовали победе осаждающих.
В Shogun 2 ниндзя используются по прямому назначению. Если надо что-нибудь поджечь, вовремя открыть ворота чужой крепости и, конечно, избавить вас от неугодного генерала или даймё, нет кандидатуры лучше, чем тренированный ниндзя. Интересно только посмотреть, станут ли лазутчики в черном менять хозяев. Ведь в реальности они не очень верили в вассальную верность и были верны в первую очередь своему кошельку.
Сёгун
В современном прочтении сёгун — это военный диктатор, хотя само слово вообще-то переводится просто как «генерал», а первые сёгуны занимались тем, что гоняли варваров на северо-востоке Японии. Первым «настоящим» сёгуном стал Минамото но Йоритомо (потом, когда должность станет наследоваться, для того, чтобы получить титул сёгуна, нужно будет в первую очередь доказать родство именно с этим человеком), последним — Токугава Йосинобу, который в 1867 году, то есть не так уж и давно, отказался от власти и передал ее императору. Кстати, действие Shogun 2 разворачивается в конце XVI века, а значит, в реальности победа в результате событий, которые мы наблюдаем в игре, досталась именно клану Токугава (по версии Creative Assembly — большим друзьям ниндзя).
Жизнь сёгуна, между прочим, была непростой. Диктатору постоянно противостояли то императорская семья, то главы наиболее влиятельных кланов, то губернаторы некоторых провинций. Из-за этого каждому сёгуну приходилось заново решать одну и ту же задачу: как удержать под своей властью отчаянно расползающуюся Японию. Это, кстати, было еще одним условием для получения титула: объединение страны.
Обратите внимание, что все материалы по игре доступны в нашем «Центре запуска».
Читайте также: