Цитаты из школьной литературы
Обновлено: 07.11.2024
Немного юмора в преддверии начала учебного года. Представляю Вам подборку лучших на мой взгляд шедевров из школьных сочинений.
Литература, литературные герои.
Автор произведения спрашивает, хочу ли я быть червяком. Жизнь червяка ужасна, ведь они только и делают, что ковыряются в земле.
Андрий! – вскричал Тарас. – Чем я тебя породил, тем и убью!
Анна Каренина кинулась под поезд, и он ещё волочил её жалкое существование.
Анна Каренина не нашла ни одного настоящего мужчины и потому легла под поезд.
Аня сидела на стуле, спала и ела булку.
Базаров любил насекомых и даже прививал их.
Базаров не понимает Николая Петровича, а ведь у них был совместный ребенок.
Базаров предавался любви на смертном ложе.
Базаров умер в молодости и сбычи его мечт не было.
Базаров, как игла в стоге сена, идет против течения.
Бедная Лиза рвала цветы и кормила мать.
Борис Годунов был помещиком, и хотел поступить на царское место.
В горах был монастырь и в нём жили мцыри. Потом одна убежала…
В результате из Тихона вырос не мужчина, а самый настоящий овца.
В романе «Герой нашего времени» Печорин выполняет сразу две роли, главное действующее лицо и лишний человек.
В романе «Отцы и дети» Базаров является дитём.
В своей жизни Обломов имел только одного Захара.
В чем же главная мысль текста Салтыкова-Щедрина? А вот в чем! Автор выразил ту мысль, которая у него выразилась.
Во время второго акта Софьи и Молчалина у них под лестницей сидел Чацкий.
Во двор въехали 2 лошади, это были дети Тараса Бульбы.
Вся армия состояла из необитых офицеров и казаков.
Выбирая имя и отчество для Акакия Акакиевича, Гоголь не пожалел своего героя.
Герасим бросил Татьяну и связался с Муму.
Герасим ел за четверых, а работал одиноко.
Герасим налил Муме щей.
Герасим подошел к Муму и погладил ее лобастый затылок.
Герой брал одеколон и душил своего клиента.
Герой взял нож и застрелился.
Главный герой романа имеет приятную внешностью, но неприятную внутренность.
Грушницкий тщательно целил в лоб, пуля оцарапала колено.
Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина.
Двадцать лет боги мешали Одиссею вернуться домой из-под стен Трои. Во всяком случае, так он объяснял жене.
Денис Давыдов повернулся к женщинам задом и выстрелил два раза.
Добрый пес Шариков был вживлен в тело пьяницы.
Достоевский писал роман в минуты глубокого духовного разложения.
Дубровский вел отношения с Машей с помощью дупла.
Если Печорин это лишний человек, то писать о нём лишняя трата времени.
Жилин не спал всю ночь, и смог проснуться только к утру.
Здесь он впервые узнал разговорную русскую речь от няни Арины Родионовны.
И тогда Раскольников вопрошает: «Тварь я ходячая или кто?»
Из всех женских прелестей у Марии Болконской были только глаза.
Из произведений Некрасова крестьяне узнали, как им плохо живется.
Кабаниха нащупала у Катерины мягкое место и каждый день давила на него.
Катерина бросилась в реку по личному обтоятельству.
Кащей Бессмертный хранил свою смерть в одном из двух яиц, сбивая с толку Иванушку.
Кирсанов сидел в кустах, но всё, что не надо, видел.
Княгиня ехала в карете с приподнятым вверх задом.
Когда бомбы стали разрываться в гуще солдат, Пьеру неожиданно открылся внутренний мир простых русских людей.
Когда к поэту являлась муза, он прекращал бездельничать и хватался за перо.
Когда не было Онегина, Татьяна посещала его кабинет, где со временем из девушки превращалась в женщину.
Когда туман прошел, то герой увидел татаро-монгольское иго.
Когда Чацкий узнал, что Софья в стане его врагов, он начал бить её метким словом.
Когда я прочитал роман Горького «Мать», то сам захотел стать матерью.
Комнату Раскольникова украсили жёлтыми обоями.
Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел.
Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге.
Лермонтов родился у бабушки, она жила в деревне, а его родители в это время шли в Петербурге.
Любил ли Обломов Ольгу? Да, но как-то по-русски: лежа, вяло и очень недолго…
Макар и Андрей не только сильные и волевые натуры, но и нежные человеческие души, умеющие горячо любить, страдать и переживать за судьбу близких людей.
Матрёна всех посылает на путь истинный.
Машинист поезда и сам не мог толком объяснить, как очутился на Анне Карениной.
Медведи увидели, что постель медвежонка измята, и поняли: здесь была Маша.
Между ног у главного героя висела сабля.
Младший брат женился на лягушке и остался доволен, а у старших братьев были настоящие жабы.
Мне нравится книга это три д’артаньяна.
Мне нравится то, что с таким талантом Пушкин не побоялся стать народным поэтом.
Много повидавшая на своем веку старуха Изергиль делится на три самостоятельные части.
Молчалин колоритнейший представитель того света.
Мушкетёров было сложно обмануть, потому что они соображали на троих.
Мы горды, что у нас на земле повесили декабристов, убили Пушкина, здесь страдала душа Лермонтова и неслась тройка Гоголя.
Наташа Ростова хотела что-то рассказать, но открылась дверь и она закрыла рот.
Наш герой был светским человеком, и поэтому решил мочиться духами.
Наш герой находился в здравом уме и в некоторой памяти.
Некрасов был прикован к постели раком.
Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием.
Обломов любил лежать на диване всегда один, этого не понять нам, современным читателям
Обломов Ольгу любил, но не испытывал к ней никаких чувств.
Ольга выходила гулять с Ленским, но у них ничего не получилось.
Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк.
Онегин хороший малый, который ехал к своему дядюшке в надежде увидеть его мертвым.
Онегин хорошо выспался, быстро поднял пистолет и точно выстрелил. Ленский обомлел и сразу умер.
Онегин, как и все помещики, родился не в роддоме, а на брегах Невы.
Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
Отелло ревновал свою Дездемону ещё тогда, когда ревность не была пережитком прошлого.
Отель рассвирепело и задушило Дездемону.
Отец Чацкого умер еще в детстве.
Папа Карло взял и вырубил Буратино.
Печорин отвернул свою голову в бок и пошёл домой.
Печорин похитил Бэлу в порыве чувств и хотел через ее любовь приблизиться к народу. Hо ему это не удалось. Hе удалось ему это и с Максимом Максимычем.
Плюшкин навалил целую кучу в углу, и каждый день ещё подкладывал.
Плюшкин ходит в обтремканых одеждах, не ест ничего, кроме воды, и предлагает Чичикову водку с мухами. Но, согласитесь, неприятно распивать с насекомыми.
По дороге в Богучарово Андрей Болконский, как старый дуб, расцвел и зазеленел.
По тогдашней моде Коробочка чесала мужу пятки, а себе пудрила мозги.
Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.
Проблема романа «Преступление и наказание» основана практически в одной фразе, сказанной Раскольниковым: «Тля я или право имею?»
Пугачев пожаловал шубу и лошадь со своего плеча.
Пугачев помогал другу Гриневу и в службе, и в любви к Маше.
Пушкин был чувствительный в разных местах.
Пушкин вращался в высшем свете, там же вращалась его жена.
Раздавленный нуждой чиновник Мармеладов погиб под колёсами лошадей.
Раскольников кокнул старушку и боялся, что его заберёт полиция.
Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором. Hа полу лежал и еле дышал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания.
Рахметов был дворянином, но при этом интеллигентным человеком.
Родители у Ильи Муромца были просто колхозниками.
Савельич просил прощения за Гринёва на коленях у Пугачёва.
Семь гномов очень любили Белоснежку, потому что она была добрая, чистоплотная и никому не отказывала.
Серая шейка с грустью опустила свой зад в ледяную воду.
Собака шла и благодарно виляла хвостом, не многие люди могут так сделать.
Соня Мармеладова изо всех сил занималась проституцией.
Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно.
Стихотворение было написано быстрым ритмом и сплошным текстом.
Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта.
Судьба Онегина резко отличается от судьбы человека, хотя и очень похожа.
Сыновья Тараса Бульбы приехали к нему и стали с ним знакомиться.
Так, М. Нагульнов, отдавая грязный, искомканный в кармане платочек Луше, говорит: «На, возьми! Теперь он больше мне уже не нужен!»
Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже.
Такие люди, как Наташа Ростова, нужны в нашей жизни. Они нужны везде: и на суше, и на море, и в пустыне.
Таким образом, Печорин овладел Бэлой, а Казбич – Каракезом.
Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся.
Татьяну, как ненужный хлам, свозят на ярмарку невест. Там она и узнала свою истинную цену.
Творчеству Гоголя была характерна тройственность. Одной ногой он стоял в прошлом, другой вступал в будущее, а между ног у него была жуткая действительность.
Толстой изображает возвращение Болконского на старом могучем дубе.
Толстой сделал Наташе четверых детей.
Троекуров был хотя не глуп, но немного с приветом.
Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети.
У Обломова ничего не получилось с Ольгой, потому что он не смог перевернуть себя.
У Онегина было тяжело внутри, и он пришел к Татьяне облегчиться.
У Ростовых было три дочери: Hаташа, Соня и Hиколай.
У Чичикова много положительных черт: он всегда выбрит и пахнет.
Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому!
Успехи Безухова в любви были не очень хорошие, и он сразу женился.
Фамусов осуждает свою дочь за то, что Софья с самого утра и уже с мужчиной.
Фамусов, этот старорежимный дворянин, воспитывал Софью как и всех общественных девиц.
Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»
Чацкий был самодостаточен. Об том говорит, хотя бы, отсутствие у него детей.
Чацкий вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой.
Швабрин посвятил свечой на стены в комнате, и увидел морды клопов.
Я согласна с автором, да и кто тут не согласится, разве что так называемый общественный паразит.
Про животных
В клетке сидел пернатый хомячок
Во дворе гуляли куры и утки и другая домашняя утварь.
Гусеница сломя голову бежала от воробья.
Дятел стал грызть дерево.
Кобра - это змея, для которой укус человека смертелен.
Корова это такое животное, у которой четыре ноги по углам.
Муравей нёс очень большое яйцо, еле притащил его домой.
Муравьи это очень дружные люди, я бы хотел прожить с ними в муравейнике.
На запах добычи слетелись рождённые ползать.
На крыше гуляли голуби, человек сорок.
Наша кошка произвела 3 щенят.
Петух может нести яйца и без участия курицы.
Жизненные ситуации
Hа берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось все наоборот.
Александр матросов закрыл своей амбразурой пулемёт.
Армия бежала, а впереди бежал Наполеон, теряя свое величие и честь поминутно.
Будучи еще мальчиком, его мать свалилась с дерева.
В библиотеке были усталые ребята, которые были завалены книгами.
В библиотеку зашли мальчик с девочкой. Они были братья.
В комнате громко тикали солнечные часы.
В поход пошли одни девочки, кроме мальчиков.
Волны качали его и в зад и вперёд.
Володя бежал и весело перебирал своими двумя ногами.
Вспоминаешь время, когда сидишь за партой с протянутой рукой. Чувствуешь тепло, исходящее из уст учителя. Как жаль, что скоро в моей жизни не будет таких учителей, давших мне в голову знаний.
Девочка покраснела от корней до волос.
Девочки шли и дружно хрустели ногами.
Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь.
Диоген жил в однокомнатной бочке.
Дождь бывает грибной, проливной, мелкий и крупнокалиберный.
Его глаза с любовью смотрели друг на друга.
Его курносый нос постепенно переходит в шею.
Его целью в жизни, было есть добро ближнего.
Жизнь надо прожить так, чтобы было мало белых пятен.
Жизнь это жизнь, какой бы она не была.
И тут боец вспомнил, что у него в кармане лежит винтовка.
И тут в горницу пошёл негр, румяный с мороза.
И тут в комнату вбежал мальчик лет 80.
Их костёр замёрз и угли закончились.
К автобусу бежала одевающаяся по моде женщина, а за ней аккуратно бреющийся мужчина.
Кактус упал на Катаева и завыл от боли.
Кирбальмандынтурбинкасы Баршидович - так ласково называют своего учителя жители села Бешмаркантыгданбай. Пожелаем им удачи в том нелегком деле!
Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.
Кровавое воскресенье еще раз показало, что царь мог стрелять не только по рабочим, но и по выходным.
Летать на костылях непросто, но он научился
Летом с друзьями ходили в поход с ночёвкой, и взяли с собой только необходимое, это картошка, палатка и Мария Ивановна.
Лодка самым наглым образoм приставала к берегу.
Люди спали, но им не спалось.
Мальчик в лодке быстро греб коромыслами.
Мальчик зашел в помещение и опустил голову, и так простоял вниз головой.
Мальчик плавал на берегу, потому что боялся глубины.
Мама била сына мало, но зато часто.
Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.
Мой друг широкоплеч в животе.
Мышьяк используется как хорошо успокаивающее средство.
На боевом поле раздавались крики мертвецов.
На выходных мой папа занял первое место на выставке кроликов.
На переднем плане начинается тропинка. На заднем плане тропинка продолжается.
На переднем плане этой картины сидят две перевернутые килем вверх девочки.
Надеюсь, что кто-нибудь из проверяющих мой анализ поймет, что я имею в виду.
Наши предки совершили революцию голыми, босыми, в лаптях.
Не относитесь очень серьёзно к жизни, вам всё равно живыми из неё не выйти.
Не успела колхозница сойти с трибуны, как на неё взобрался председатель колхоза.
Он незаметно для всех вошел в горничную.
Он шел назад разболтанной, какой-то рыдающей походкой… Задняя мысль стояла, как прут, в рассыревшей его душе.
Она открыта и искренна, но ведь все мы не без плохих черт.
Она продрогла от мозга до костей.
Она хотела найти себе место по душе и нашла его только в гробу.
Плотность населения Австралии составляет 4 квадратных человека на 1 метр.
Плохие дороги требует хороших проходимцев.
По площади чеканным шагом прошли танки.
Полководцы настолько смелые люди, что рискуют жизнью других людей.
Поражают его карие глаза, которые не смеются даже тогда, когда смеются его другие части тела.
Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу увеличился.
Революционеры перевозили свои бумаги в чемоданах с двойной подошвой.
Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали.
Суворов был мужчина и спал с простыми солдатами.
Трактор мчался по полю, слегка попахивая…
У крестьянина были свиньи и жёны.
У меня неожиданно заболело то место, которое питает чувство любви к матери, уважения и памяти о ней.
Учитель унаваживает почву для прорастания будущих знаний.
Французы бросились наутек, не выдержав духа русской армии.
Художника поразило поза её лица.
Шелковистые, белокурые локоны выбивались из под её кружевного фартука.
На сладкое немного от Михаила Николаевича Задорнова:
Продолжение темы перлов, на этот раз американских школьников и студентов, здесь .
Это всего лишь мои мысли вслух .
Если Вам понравилась моя статья, не забудьте оценить её лайком и поделиться с друзьями в социальных сетях!
Если по содержимому данной статьи у Вас есть собственное мнение, поделитесь им в комментариях.
Наука
В XXXX году Лейбниц изобрел такую машину, которая совместно с Ньютоном могла только суммировать.
Если в газах и жидкостях молекулы прыгают с места на место, то в твёрдых телах они дрожат.
Земная ось это некая воображаемая линия, по которой Земля как-то умудряется вращаться.
Климат всегда находится с нами, а погода приходит и уходит.
На рисунке был показан последний зимний месяц февраля.
Следующая цитата
Рекомендации по использованию афоризмов, цитат деятелей искусства, культуры, педагогики на уроках русского языка и литературы для нравственного воспитания граждан России.
У каждого учителя, наверное, есть блокнот или записная книжка, куда заносятся интересные цитаты известных писателей, поэтов, педагогов. Такие записи есть и у меня. К сведению я делаю выписки со студенчества. За всё время работы учителем накопилось много тематических высказываний, которые помогают мне в решении воспитательных задач на уроках русского языка, что очень важно на современном уроке для подрастающего поколения. Такие предложения, которые я представляю, помогут и другим учителям, особенно молодым, воспитывать в детях нравственность: этикет, культуру поведения, доброжелательности о взаимоотношениях с окружающими, оценивать свои поступки. Каждый учащийся имеет право высказаться по данной проблеме, но учитель должен быть готов повести беседу в нужном направлении, объяснить, подсказать, или если требуется подвести итог рассуждения по данной цитате. Афоризмы интересы и с точки зрения орфографии, синтаксиса, пунктуации. В любом данном высказывании можно найти для иллюстрации разные виды орфограмм, пунктограмм, разборов. Главное, нужно только понять самому учителю, какие предложения необходимы на каждом этапе воспитательного развития учащегося и связать с грамматикой, с темой. Каждое высказывание несет определенный нравственный смысл, понятие, которое интерпретируется, обсуждается на уроке учащимися и приходим к правильному осмыслению. Предложения можно заранее продиктовать, заранее написать на доске с пропуском изучаемых орфограмм, вынести на интерактивную доску.
Все представленные афоризмы можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах. Некоторые цитаты могут стать темой родительских собраний, классных часов, круглых столов, МО классных руководителей школы.
Нравственное воспитание непременно предполагает самооценку, самопроверку как основу отношений с окружающим миром, перед суровым лицом жизни и перед суровым ликом смерти. Во всяком случае, нравственное воспитание необходимо должно открыть человеку путь к самовоспитанию. Это главное.
В искусстве воспитания очень важно чувство меры. Меры любви и строгости. Настойчивости и уступчивости.
О взаимоотношениях с окружающими.
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. В. Сухомлинский
Только когда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.
В. Сухомлинский
Уважайте в себе и других человеческую личность.
Уважение других дает повод к уважению самого себя.
Уважение к людям есть уважение к самому себе.
Д. Голсуорси
Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей.
В. Сухомлинский
Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.
Ф. Достоевский
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. А. Чехов
Когда дают обещание, надо почувствовать в себе силу его исполнить.
Давать обещания и не исполнять их означает, быть может, человека ловкого, но, конечно, человека несчастного.
Тактичность. Вежливость.
Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом.
Такт – одно из важнейших человеческих качеств, отсутствие которого часто сказывается роковым образом на лучших талантах.
Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
М. Сервантес
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Настоящая и лучшая вежливость та, которая основана на искренности. Истинная вежливость неразлучна с уважением личности другого и без нее невозможна.
Признательность. Благодарность.
Нет на свете излишеств прекраснее, чем излишек благодарности.
Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными.
Для умного человека благодарность не является тягостным чувством.
Э. Бульвер-Литтон
Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека.
Благодарность – одна из самых больших добродетелей. Но еще большая добродетель – чувство меры в претензии на благодарность.
Не забывай услуг, тебе оказанных, но забудь про те, которые ты сам оказал.
Публилий Сир
Уж если оказал кому-нибудь услугу,
Не поминай о ней ты ни врагу, ни другу.
Пусть молчит тот, кто дал; пусть говорит тот, кто получил.
М. Сервантес
Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все, кто оказывал тебе одолжения. Сенека
Почти все люди охотно расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательно за немаловажные, но почти никто не чувствует благодарности за крупные.
Ф. Ларошфуко
Первый шаг неблагодарности – это исследование побуждений благотворителя.
Невелика беда – услужить неблагодарному, но большее несчастье – принять услугу от подлеца.
Ф. Ларошфуко
Величайшее несчастье – нуждаться в помощи людей, достойных нашего презрения.
О красоте физической и душевной.
Самая занимательная для нас поверхность на земле – это человеческое лицо.
Г. Лихтенберг
Красота, истинное счастье и подлинный героизм не нуждаются в громких словах.
У человека с открытой душой и лицо открытое.
Красота возвышает нравственные достоинства, но без них красота в наше время существует только для глаз, а не для сердца.
В. Белинский
Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нем проявляется.
Н. Добролюбов
Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особое уважение.
Красота, грация, внешность, приятный голос…облегчают жизненный путь. Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред.
Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри.
Глупая красота – не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд – красота ее превратится в мало-помалу в поразительное безобразие.
Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души.
Красота ума вызывает удивление, красота души – уважение.
Б. Фонтенель
Доброта лучше красоты.
Культура поведения.
О Поступках
Понятие о культуре очень широко, - от умывания лица до последних высот человеческой мысли.
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустяк.
А. Макаренко
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.
В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах – такими, какие они есть.
Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов.
Удивительное свойство самоуверенности. Какие бы ни были способность человека: ума, учености, всяких дарований, сердца даже, - если человек самоуверен, все эти качества становятся недостатками.
Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.
О славе подлинной и мнимой
Честолюбие, быть может, и порок, но часто оно является источником добродетелей.
М. Квинтилиан
Истинная слава не может быть отыскана: она проистекает из самопожертвований на пользу блага общего!
Слава не в том чтоб пользоваться почестями, а в том, чтобы их заслужить.
Гораздо постыднее лишиться славы, чем вовсе не обресть ее.
Плиний Младший
От великого до смешного один шаг, но от смешного уже нет пути к великому.
Л.Фейхтвангер
Злость. Жестокость.
Злые люди походят на мух, которые ползают по человеческому телу и останавливаются только на его язвах.
Подлец всегда свиреп; герой великодушен.
Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.
Злость – это малодушие своего рода.
Из Библии
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Евангелие от Луки 6:31
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Послание к Римлянам 12:21
Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
1 положение к Коринфянам 15:31
… всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слово, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией.
Следующая цитата
Актуальная задача современного образования в начальной школе – развитие речи. Речь выполняет множество функций: общения, самовыражения, эмоционального отклика, воздействия на других людей. Так же речь – способ познания действительности. Качество его обучения напрямую зависит от того, как он овладеет связной речью. Выразить чувства, мысли – сложная задача для младших школьников. Бедный словарный запас не даёт детям полноценно общаться и со взрослыми и с детьми.
Существует большое количество методов и приёмов по обогащению словарного запаса. Одним из методов расширения кругозора детей, пополнения лексического запаса, а также воспитания в нем нравственных качеств и культуры стал – использование цитат. Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности, приводимые чьи – то слова.
К каждому уроку литературного чтения мы готовим массу высказываний, пословиц и другой материал, который прямо или косвенно относится к теме урока. Помимо этого, в нашем классе в начале каждой темы, после развития речевого аппарата, используются цитаты. Они всегда обсуждаются с детьми и направляют их мысли в нужном направлении. Эмоциональный отклик, раздумья о различных темах – формирует у детей такое качество, как – умение выражать свою точку зрения.
Цитата, словно, пронизывает весь урок, держит основную тему. А в конце изучения произведения, учащиеся могут поразмыслить, написав мини – сочинение, высказать своё мнение.
Проходя учебный материал, мы останавливаемся и разбираем самые важные, на мой взгляд темы – жизненные. Ведь герои произведениях имеют такие же характеры, как и люди, которые нас окружают. Когда учащиеся разбирают мораль прочитанного, они формируют в себе точку зрения на тот или иной случай. А цитаты или мудрости веков – помогают им сформулировать их высказывания.
Помимо развития словарного запаса и нравственных качеств, использование данного метода решает ряд психологических проблем учеников. Такие как: неуверенность, страх перед неудачей, боязнь осуждения и так далее.
«Если ты споткнулся и упал, это не значит, что ты идешь не туда» - великая китайская мудрость. При разборе этих слов, учащиеся поняли самое главное – никогда не надо сдаваться. Мы часто совершаем ошибки, но именно они – наш двигатель. «Примите решение развить в себе привычку – доводить дело до конца» Брайан Трейси. Еще одна цитата о том, что надо всегда дойти до цели, чего бы это нам не стоило.
«Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки» - Жан де Ларюйер. Использование данной цитаты направляет детей на осмысление того, что дети должны научиться прощать, ведь дружба – ценность для них.
«Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье» - Сократ. Великие слова греческого философа наталкивают детей на понятие поддержки, помощи остальным, быть добрее к миру.
«У души не будет радуги, если в глазах не будет слёз» - индейская мудрость. Эту цитату учащиеся запомнили больше всего, потому – что она напрямую относится к каждому. Мы не будем радоваться и восхищаться так искренне, если бы не познали ошибок. Каждый неверный шаг – слёзы, а когда мы встаём и доходим до цели – радуга счастья. Так и описали мне свои мысли ученики.
«Если вы решили действовать – закройте двери для сомнений» - Ф. Ницше. Разговор на эту тему подталкивает детей на осознание своей неуверенности. Разбор этой мысли дает им понять, что не стоит сомневаться в своих силах, нужно брать все в свои руки и действовать.
Примеры таких цитат и мудростей – великое множество. Правильно подобрав её к уроку, можно провести его на одной волне с учащимися, которые глубоко вникнуться в проблему изучаемой темы. На домашнее задание можно давать поразмыслить ученикам над некоторыми жизненными вопросами. Часто ученики приходят воодушевленными на урок, с радостью отвечают и делятся своими мыслями.
Метод использования цитат на уроках литературного чтения намного расширяет возможности учителя, дает возможность воздействовать на всех учащихся в классе. Активизировать мыслительные процессы, раскрыть воображение, вывести их из пассивного наблюдения, развить интеллект, привить нравственные ценности, учиться радоваться своим открытиям, а также помочь избавиться от внутренних проблем и страхов – вот те задачи, которые стоят передо мной сейчас. А этот метод мне прекрасно помогает. Ниже приведено исследование эффективности использования цитат на уроках литературного чтения.
Диагностика словарного запаса по средствам наблюдения на уроках. Проводилась в первый месяц обучения.
В классе 28 учеников. Большая часть учащихся с низким уровнем словарного запаса, многие не любят читать. Не выступают с ответами на уроках, не могут высказывать свои мысли и точно передавать информацию. Высокий уровень развития речевых навыков всего у двух учащихся, выше среднего у четырех учеников. Это любознательные ученики, которые не расстаются с книгой. Всегда учатся чему – то новому.
Моей целью было развить у детей желание постигать новое, научиться выражать свою точку зрения и попросту – мыслить.
На протяжении всего этого времени мною были проведены десятки уроков литературного чтения, которые были подкреплены цитатами великих людей, мудростями народов древнего мира, а также пословицами и поговорками всех народностей. Результаты наблюдений приятно удивили меня. Возрос энтузиазм на уроках, многие избавились от внутренних конфликтов. Атмосфера на уроках стала фантазийной. Детям стало проще высказывать свои мнения, писать сочинения, а также они стали оперировать понравившимися цитатами в жизни.
Как показало наблюдение – значительно вырос словарный запас у учащихся по сравнению с началом учебного года. Дети стали с удовольствием читать, находя мораль в каждом прочитанном произведении.
Применение цитат и мудростей – важный метод для развития личности учащихся. Так как это не просто метод – это способ достучаться до души ребенка.
«Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» - К.Д. Ушинский.
Следующая цитата
Дорогие друзья, как выяснилось, у нас на канале набралось уже столько статей, посвященных смешным цитатам из сочинений и перлам студентов, что пришло время объединить все ссылки в одной публикации (вдруг вы что-то пропустили!)
Кстати, если вы следите за нашими публикациями, то заметили, что уже давно мы не публиковали "свежачка".
(А еще бывает, что сын или дочка такое понапишут в сочинении или проверочной работе. Присылайте, всё ведь анонимно).
Читайте также: