Цитаты из рассказа мальчики достоевский
Обновлено: 07.11.2024
Цель статьи состоит в том, чтобы на примере героев Достоевского исследовать мир души человека, изучить проблемы добра и зла, любви и уважения, прощения, проследить нравственные изменения героев в ходе событий.
Психологи считают, что личность человека формируется до 5 лет, потом она только шлифуется и незначительно изменяется, следовательно, любое воспитательное воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно воспитывать. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей. Поэтому великий “исследователь душ человеческих” – Федор Михайлович Достоевский начинает создание образов главных героев с описания их детства, в зависимости от которого ставит формирование их характеров. Однако было бы неправильным предполагать, что Достоевский выводит личность человека исключительно из окружающей среды. Он, безусловно, признает тот факт, что многое, что развивается впоследствии в человеке, заложено в нем изначально. Таким образом, детство – это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, сколько самоценное явление. Различия людей прослеживаются в самом раннем возрасте, это тоже ярко показывает Ф.М.Достоевский, описывая детство своих героев.
«Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…- пишет Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» в 1873г.- Ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка».
Дети в романе «Братья Карамазовы» в главе «Мальчики».
Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского, например «Мальчик у Христа на елке», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». Теме детства в романе отведена целая глава. Достоевский в этой главе раскрывает лучшие черты характера главного героя Алеши Карамазова, показывает, как под его влиянием изменяются мальчики: Илюша, Коля и другие дети. Для автора детство - символ чистоты, нежности.
Кто претерпевает изменения в душе, развивается, тот считается настоящим, истинным, героем художественного произведения. Илюша, Коля Красоткин совершают такой путь познания, развития. Это трудный, тяжелый путь от озлобленности, эгоизма, себялюбия - до Илюшиного камня « А мы с ним, надо вам знать-с,- рассказывает старший Снегирев о своем сыне Алеше Карамазову, - каждый вечер и допрежь того гулять выходили, ровно по тому самому пути, по которому с вами теперь идем, от самой нашей калитки до вон того камня большущего, который вон там на дороге сиротой лежит у плетня, и где выгон городской начинается: место пустынное и прекрасное-с» . Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той твердой и непреложной истины, которая открывается далеко не каждому в жизни . Именно у камня, хороня Илюшу, произносит Алеша свою речь. « Согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать – во-первых, Илюшечку, а во-вторых, друг об друге. И что бы там ни случилось с нами потом в жизни, хотя бы мы и двадцать лет потом не встречались, - всё-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? – а потом так все его полюбили. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и полезнее для жизни, как какое-нибудь хорошее воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь ».
В главе «Мальчики» мы знакомимся с Илюшей Снегиревым в момент его нападения на Алешу Карамазова. « Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким, худеньким продолговатым личиком, с большими, темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами». Мальчик был похож на звереныша: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Палец был больно прокушен. Что же произошло с этим ребенком? Почему он стал таким жестоким? Может ли быть добро с кулаками? Нужно ли осуждать борющихся за правду, старающихся отомстить обидчикам? На эти вопросы Алеша Карамазов, а вместе с ним и автор, хочет найти ответ. Но вопрос остается открытым, как, впрочем, и многие другие нравственные вопросы, поднимаемые Достоевским. Нет, и не может быть на них однозначного ответа. Недоумевая, почему незнакомый мальчик вдруг кинулся на него с дракой, Алеша приходит к нему в дом и выясняет, что это сын того самого штабс-капитана, которого недавно обидел и унизил его брат Дмитрий Карамазов. “Я, кажется теперь все понял, – тихо и грустно ответил Алеша, продолжая сидеть. – Значит, ваш мальчик – добрый мальчик, и бросился на меня как на брата вашего обидчика”. Вкладывая эту агрессию в руки маленького мальчика, Достоевский возможно еще раз подчеркивает, что пути добра неоднозначны, ибо изначально доброе и чистое создание – ребенок стремится сотворить зло (побить невинного человека), бесконечно уверенный в правоте своей. Глубоко и проникновенно звучат слова отца Илюши, рассказывавшего Алеше об этом происшествии. « Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. Начали они его дразнить, воспрянул в Илюше благородный дух. Обыкновенный мальчик, слабый сын, - тот бы смирился, отца своего застыдился, а этот один против всех восстал за отца. За отца и за истину-с, за правду-с ».
Таким образом, вечные проблема добра и зла, “униженных и оскорбленных” раскрываются писателем и через тему детства, в том числе. Вечный поиск справедливости воплощается в действиях маленького мальчика Илюши, пытающегося изо всех своих детских сил, превозмогая страх “воевать”, доказывая всему миру свое право на достоинство и честь. Однако невольно вспоминается библейская мудрость, ставшая поговоркой, о том, что" благими намерениями вымощена дорога в ад”. Защищая отца, Илюша сам обижает невинного Алешу, ожесточается сердцем, ненавидя своих одноклассников. Зло порождает зло. Илюша умирает впоследствии, но умирает, раскаиваясь в совершенных злых поступках, как в “нападении” на Алешу, так и в том, что по наущению Смердякова подкинул бродячей собаке кусок хлеба с иголкой. Он умирает большим другом Алеши Карамазова, тихо и спокойно простившись с отцом и друзьями. Каким же был Илюша до встречи с Алешей? Одиноким, без друзей, озлобленным несправедливостью взрослых, отсутствием милосердия.
А каким умирает Илюша? Он окружен людьми неравнодушными, любящими, творящими добро. Мальчики, которые его избивали вшестером, травили, обзывали, теперь искренне стремятся облегчить его страдания, приносят ему игрушки, собаку. Илюша страдает от своей жестокости по отношению к бродячей собаке Жучке, его мучает совесть, он осознает светлое чувство прощения и любви.
Быть может, именно его смертью Достоевский вновь пытается утвердить мысль об изначальной близости ребенка к богу, к горнему, к чистому. Так “согрешивший” девятилетний мальчик все же очищается и очищает своей смертью, родных, друзей, забывших про “традиционную” детскую жестокость, он возвышает своей смертью всех окружающих его. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.
Один из друзей, который руководил воспитанием Илюши, является Коля Красоткин . « Его лицо было вовсе не «мерзкое», напротив, довольно миловидное, беленькое, бледненькое, с веснушками. Серые, небольшие, но живые глазки смотрели смело и часто загорались чувством. Скулы были несколько широки, губы маленькие, не очень толстые, но очень красные; нос маленький и решительно вздёрнутый». Это мальчик самобытный, смелый, «ужасно сильный», ловкий, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился хорошо. Уважение школьников принимал как должное, но держался дружелюбно. Главное, «знал меру». Одним словом, он был признанным неформальным лидером, как сказали бы современные психологи. При знакомстве с ним Алеша обращает внимание на его высокое самомнение, но делает это тактично и ненавязчиво: “ Я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, о нашей теперешней учащейся молодежи: “Покажите вы, - пишет он, - русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною” . Никаких знаний и беззаветное самомнение - вот, что хотел сказать немец”. Их знакомство произошло у постели умирающего Илюши, после непродолжительного разговора Коля понимает, что он искренне любит Алешу и не стыдится ему признаться в этом. Перед встречей с Алешей главными чертами в его характере были самолюбие, самодовольство, самолюбование, самовластие. Он воспитывал Илюшу, стремясь искоренить в нем чувствительность, мягкость, сострадание, так считал это проявлением слабости человека. В трудный для Илюши период жизни, связанный с унижением отца, жестоким обращением с собакой, Красоткин , отвернулся от мальчика, выдерживая характер, вырабатывая у него силу духа. А Илюше так нужна была Колина любовь, поддержка! После знакомства с Алешей у Илюшиного камня это другой человек. В его сердце живет доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.
Итак, к чему приходят герои в конце произведения, какие важные открытия совершают ся в их душе?
Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей. Именно возгласом Коли Красоткина, мальчика 13 лет заканчивается роман: “ И вечно так, всю жизнь рука об руку! Ура Карамазову”. И эти слова из уст ребенка сами подводят итог теме детства. Неотъемлемой составляющей образа детства, является любовь. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за чужие грехи.
Роль образа Алеши Карамазова в изменении характеров героев.
Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети! Именно к этой традиционно христианской идее приходит Достоевский и ее делает одной из центральных своих идей. Ведь именно в “детскости”, непосредственности Алеши Карамазова и состоит его привлекательность.
Кто же такой Алеша Карамазов? Алексей в переводе со старославянского « Человек Божий ». На Руси почитали его за любовь к нравственной чистоте, за великую самоотверженность этого добровольного страдальца, который, сидя у ворот великолепного дома своих родителей, едва прикрытый лохмотьями, дрожа от сырости, голодая, переносил позор, унижения, побои и оскорбления. Он действительно был Божиим человеком, а от людей и названия человека не заслужил: так его презирали. Все лишения он перенёс ради Бога. Этот герой в романе – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе. Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия, он защитил Илюшу от летящих камней. Алеша – это человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!
Алешу («божьего человека»), Достоевский приводит в общество детей. Он становится другом и наставником Илюши и его товарищей. Он показал божественное начало в человеке, источником и убежищем которого является детство. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.
Прочитав 10 главу «Мальчики» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», можно сделать следующие выводы:
1. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей.
2. Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети!
3. Каков же путь к исправлению исковерканной души? По мысли Ф.М.Достоевского, это путь через страдания, испытания, боль, утраты. После того, как в жизни Илюши и остальных мальчиков появился Алёша, их жизнь во многом изменилась. Они научились искренне любить, сопереживать, по-настоящему дружить и заботиться друг о друге. В Алёше ребята увидели человека особенного, которому не безразлична жизнь окружающих его людей. Таких людей единицы, и мальчикам очень повезло, что на их жизненном пути встретился такой человек, как Алёша Карамазов.
4. И к чему ведет этот путь? Он ведет к добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.
Использованная литература.
1. БИБЛИЯ: Евангелие от Луки.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы// Собрание соч. в 10 томах, т. 9, М., 1958.
Следующая цитата
А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.
Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – господи, кабы покушать!
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.
Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однако ж, всё факты.
Следующая цитата
Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует.
Гречко Ирина цитирует 4 месяца назад
господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам.
Гречко Ирина цитирует 4 месяца назад
Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка.
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно,
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его;
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей…
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
смотрит его мама и смеется на него радостно.
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул!
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой.
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее.
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
Одет он был в какой-то халатик и дрожал.
Полина Захарова цитирует 4 месяца назад
лет шести или даже менее.
Загрузите в
App Store
Загрузите в
Google Play
Букмейт — это онлайн-библиотека с книгами, аудиокнигами и комиксами. 70 000 книг можно читать бесплатно, а еще 1 000 000 — по подписке. Это выгоднее, чем скачивать книги по одной! Делитесь с друзьями отзывами, впечатлениями и цитатами, а также загружайте свои книги в формате EPUB и FB2.
Следующая цитата
– Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Daniel Shezzan цитирует 8 месяцев назад
Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет.
Валя Безбрязова цитирует 2 года назад
– Ну, вот скоро и Рождество! – говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. – А давно ли было лето и мать плакала, тебя провожаючи? Ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет.
Валя Безбрязова цитирует 2 года назад
Все смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две.
Ignat Petrenko цитирует 3 года назад
Когда так, отдай же мои пистоны!
Ignat Petrenko цитирует 3 года назад
Знаете, кто я?
– Господин Чечевицын.
– Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Ignat Petrenko цитирует 3 года назад
– Вы читали Майн Рида?
– Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Ignat Petrenko цитирует 3 года назад
Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.
фазаньер цитирует 4 года назад
Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер. Катя и Соня понимали, в чем тут дело, а младшая, Маша, ничего не понимала, решительно ничего, и только при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом:
– Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу.
фазаньер цитирует 4 года назад
Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:
– A у нас чечевицу вчера готовили.
Evgenia Kulik цитирует 5 лет назад
Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой
Evgenia Kulik цитирует 5 лет назад
Господи боже мой, даже ножниц не дают! – отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался.
b8196867573 цитирует 5 лет назад
Знаете, кто я?
– Господин Чечевицын.
– Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Виталий цитирует 5 лет назад
Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке.
Pavel Maslennikov цитирует 6 лет назад
– И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!
Pavel Maslennikov цитирует 6 лет назад
Ты смотри же, не говори маме, – сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. – Володя привезет нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят.
Pavel Maslennikov цитирует 6 лет назад
Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:
– A у нас чечевицу вчера готовили.
Pavel Maslennikov цитирует 6 лет назад
Вы читали Майн Рида?
– Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Pavel Maslennikov цитирует 6 лет назад
судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
vklassnuridzhanyanmg цитирует 7 лет назад
Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу
Загрузите в
App Store
Загрузите в
Google Play
Букмейт — это онлайн-библиотека с книгами, аудиокнигами и комиксами. 70 000 книг можно читать бесплатно, а еще 1 000 000 — по подписке. Это выгоднее, чем скачивать книги по одной! Делитесь с друзьями отзывами, впечатлениями и цитатами, а также загружайте свои книги в формате EPUB и FB2.
Следующая цитата
У рок родной русской литературы № 5 ( 6 кл.). Литература XIX века. Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка. (По материалам Инета)
Деятельностная: познакомить школьников с отрывком из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”; развивать навыки аналитического чтения; помочь детям почувствовать трагедию Илюшечки и его отца; воспитывать добрые чувства в детях, побуждать их видеть в жизни не только светлые стороны, но и зло, с которым нужно бороться.
- формирование у учащихся деятельностных способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания,
- научить искать и выделять необходимую информацию из учебника, ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе,
-формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности
развитие навыков анализа художественного текста, выразительного чтения и пересказа; актуализация для учащихся нравственных проблем произведения (сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему).
Метапредметные результаты образования:
Регулятивные– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;– способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
– поиск и выделение необходимой информации;
– структурирование знаний (составление сравнительной таблицы);
– полное и ясное выражение своих мыслей;
– комментирование и аргументирование своих наблюдений
– умение применять сопоставительный анализ при работе;
– воспитание интереса к предмету;
– создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества при групповой работе.
воспитание уважительного отношения друг к другу.
Тип урока – урок-рефлексия
Учебник. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Под ред. Беленького Г.И. 7-е изд., испр. - М.: 2008., Ч.1 - 295с., Ч.2 -
I Вступление к уроку, мотивация учебной деятельности.
Обратимся к эпиграфу к уроку (см презентацию) . « Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой… » Ф.М.Достоевский Запись в тетради 1880–1881 гг.
«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»
- Ребята, кто автор этих строк? А что вы можете сказать о человеке, который написал это?
- Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство.
Сложна жизнь писателя Ф.М.Достоевского ( 11 ноября ] 1821 - 9 февраля 1881 ), через многие тяжкие испытания пришлось пойти ему. За свои убеждения чуть не был подвергнут расстрелу, четыре года провёл в сибирской каторге, но не ожесточился сердцем. Писатель очень трогательно любил детей, особенно после смерти собственного первенца, мечтал, чтобы всем им жилось хорошо и спокойно, чтобы дети избавились от пороков, росли умными, послушными, верили в Бога. Достоевский был великим гуманистом своего времени. А кого мы называем гуманистом? Того, кто человечен, добр и любит людей. В одном из своих последних романов «Братья Карамазовы» Достоевский от имени героя скажет, что он не принимает мира божьего, если в его основании окажется хоть одна слезинка обиженного ребёнка! Видите, с какой строгой мерой подходил он к жизни.
Достоевский – сложный писатель. Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть эпизоды, доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел включить Федор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал Миллер, хорошо знавший Достоевского. Туда вошли и главы из большого и серьезного романа «Братья Карамазовы». Герой романа, Алёша Карамазов, очень близок самому Достоевскому. А почему он так его любит, мы узнаем сегодня на уроке, когда попытаемся разобраться в нескольких прочитанных главах большого романа.
(Небольшая справка о герое романа. Роль семьи. Алёша – младший из трёх братьев Карамазовых. Семья их очень недружная, между отцом и братьями часто возникают грубые ссоры. Алёша не в силах это выносить, поэтому он оставляет семью и уходит в монастырь, становится монахом. Лишь изредка он приходит домой, чтобы помирить отца и братьев, но это почти никогда ему не удаётся. Особенно бывает несносен старший брат Иван. Своими дикими выходками он очень похож на взбалмошного отца.)
Формулировка темы урока совместно с учениками : На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ. Как они связаны с произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща) А получившиеся слова имеют отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были доступны детям с самого начала? (Нет.) Значит, они прошли какой-то путь к этому? Как же сформулируем тему урока? (Путь к состраданию
II Индивидуальные задания (на выбор) 1. Соч.-мин. «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (Привести аргументы) 2. Характеристика Коли Красоткина (Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина? Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним? Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли? 3. Сопоставьте эпизоды «Коля Красоткин до встречи с Алешей Карамазовым» и Коля Красоткин у Илюшиного камня». Каков герой? Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?
У Илюшиного камня
Вывод? (При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению. В истории с Жучкой проявились, казалось бы, противоположные черты характера Коли. С одной стороны, он был очень самолюбив, любил «что-нибудь намудрить, начудесить, задать шику, порисоваться». Это ему удалось: он добился желаемого эффекта. С другой стороны, Коля проявил самоотдачу, доброту, сострадание к Илюше, понимая, каким счастьем для смертельно больного мальчика будет встреча с Жучкой, которую он считал погибшей из-за него.)
4.С помощью каких языковых средств автор вызывает сочувствие к Илюше? (главы «Связался со школьниками», «У Илюшиной постельки»):
«С бледненьким худеньким продолговатым личиком , с большими и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхое старенькое пальтишко , из которого уродливо вырос».
«Совершенно озлился, как зверенок »
«Бросился он вдруг ко мне, обнял обеими ручонками шею, стиснул меня…»
«Где же Жучка?» - надорванным голоском спросил Илюша.»
«Это … Жучка!» - прокричал он вдруг надтреснутым от страдания и счастия голоском»
«Он (Илюша) смотрел на Колю своими большими и как-то ужасно выкатившимися глазами, раскрыв рот и побледнев , как полотно »
5. Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными? (см презентацию)
(«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем , во-первых и прежде всего, добры, честны , а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»
( Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)
III Анализ прочитанного
Глава «Связался со школьниками»
- Чьими глазами мы видим школьников? (глазами Алёши, потому что Алёша, как и сам Достоевский, очень любит детей.
- Что делает писатель, чтобы мы это поняли? (Описывая детей, он намеренно подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «детки», «ранчики», «мешочки», «курточки», «личики», «глазки». Любовь к детям он выражает через речевые средства.)
- Как вы расцениваете драку мальчиков? (Дети часто ссорятся и дерутся, но эта драка нечестная: все травят одного. Мальчики жестоки. Алёша не может равнодушно пройти мимо.)
- Может зря он ввязался в драку? Вот и ведёт себя в ней как-то глупо – даже не пытается заступиться за себя. Может, он слаб и просто трусит? (Алёша – взрослый человек, он, в отличие от детей, понимает, что на зло нельзя отвечать злом. Сила не в том, чтобы кинуться в драку и поддать своему обидчику, а в том, чтобы сдержать себя.)
Вывод: Значит Алёша сильный - не каждый простил бы незнакомому мальчишке такую обиду.
Глава «Надрыв в избе»
Алёша идёт в семью Илюши Снегирёва, чтобы во всём разобраться. Прочитаем по ролям сцену его встречи с отцом мальчика. Что особенно поразило вас в реакции отца Илюши?
Оказывается, штабс-капитан Николай Ильич Снегирёв вовсе не намерен наказывать своего Илюшу за то, что он кидал камнями в Алёшу и прокусил ему палец! Вместо родительских извинений, уместных в этой ситуации, мы видим какое-то злое кривляние.
- Наверное, Снегирёв - плохой отец, а его сын - гадкий и невоспитанный мальчишка?
Дети чувствуют, что здесь что-то не так. Не стал бы тогда писатель называть мальчика так ласково–Илюшей. Его агрессию как-то можно объяснить, да и у отца, видимо, есть какая-то причина так отчаянно вступиться за сына.
Она не названа в тексте хрестоматии, но рассказать её нужно, иначе характеры героев дети не сумеют понять правильно. Брат Алёши, Иван Карамазов, жестоко обидел и унизил Илюшиного отца. Он принародно оттаскал его за бороду. Об этом стало известно в городе, вот почему мальчики зло высмеивают Илюшу, а он накидывается на Алёшу как на брата обидчика своего отца.
- Теперь вам ясна причина кривляния штабс-капитана? (Да, он, наоборот, хороший отец, а Илюша – хороший, любящий сын.)
-Почему Снегирёв стерпел такую выходку над собой? (Карамазов богат, ему всё дозволено, а отец Илюши беден, зависим и не может за себя постоять. Единственный, кто пытается отомстить за нанесённое оскорбление, - это его сын. Как же его за это наказывать?)
- Кому в этой ситуации особенно тяжело? (Илюше – да, его травят из-за отца, но особенно нелегко несчастному отцу. Он унижен в глазах своего ребёнка и ничем не может ему помочь. Дети тяжело переживают, когда видят своих родителей слабыми.)
- Как вы поняли значение слова «надрыв»? ( Особое напряжение всех чувств и душевных сил, выплеск эмоций. Это слово подчеркивает, как глубоко переживают герои Достоевского несправедливость, как тяжело даётся всем собравшимся в избе этот разговор.)
Главы «Коля Красоткин», «Жучка», «У Илюшиной постельки»
- Расскажите о Коле Красоткине. Как бы вы определили главную черту его характера? (Хороший товарищ. Стесняется своего роста и возраста, очень хочет скорее стать взрослым. Но взрослость проявляется не в росте, а в поступках.)
- Какой поступок Коли – это поступок взрослого человека? (Коля знает, как переживает больной Илюша из-за пропавшей Жучки, как винит себя в её исчезновении. Красоткин находит другую собаку, похожую на Жучку, и приводит её к постели мальчика, чтобы утешить его. Он придумал это давно, но имел силу воли не выдать свой сюрприз заранее.)
- А что теперь вы скажете об Илюшиных одноклассниках? (Они совершенно изменились, смягчились их жестокие сердца. Чужая беда сплотила их, они приходят к Илюше, им очень жалко своего товарища. Принесли ему зайчика.)
- Что дала умирающему Илюше эта дружба? (Она скрасила его последние дни, дала уверенность в том, что в жизни не все люди злы и жестоки, что его любят.)
- А что она дала мальчикам? (Ещё вчера они кидали камнями в Илюшу и обзывали его, а сегодня они плачут у его кроватки. Это говорит о том, что их сердца всё-таки открыты добру , а жестокость была неосознанной. Они отзывчивы, сострадательны. Для них эта забота о товарище, может, значит больше, чем для самого Илюши. Он уходит из жизни, а они остаются, научившись добру.)
Глава «Речь у камня»
Смерть Илюши сделала несчастными его родителей и глубоко потрясла мальчиков. Чтобы успокоить их, Алёша ведёт детей к тому самому камню, где любил гулять со своим отцом Илюша.
- Как бы вы определили главную мысль речи Алёши у камня? (Его цель – утешить детей. Как это сделать? Им нужно объяснить, что Илюша всегда будет рядом с ними, как будто он и не умирал, если дети будут о нём помнить, хранить его образ в своих сердцах. Это и есть главная мысль Алёши, которая поможет мальчикам примириться со смертью своего товарища. Вот так просто и доступно молодой послушник объясняет христианскую идею приобщения к вечной жизни человеческого духа, наставляет детей на правильный путь.)
- Кто же сплотил мальчиков? (Алёша Карамазов)
- А как считает Алёша? (Он говорит, что это сделал Илюша.)
- О чём свидетельствуют его слова? (Они говорят о его скромности. Понимают это и дети, их сердца ликуют, они кричат: «Ура Карамазову!»)
IV Выводы и обобщения по уроку
Коля Красоткин раскаивался, жалел о том, что вовремя не помог Илюше. Хотя и с опозданием, он все же помогает Илюше поверить в себя, помогает очистить его душу от чувства вины, убеждая, что Жучка жива. Именно поэтому мы не чувствуем безысходности, обреченности, горечи, хотя Илюша умер.
А ведь Коля мог и опоздать.
Наша жизнь состоит из мгновений, с которыми связаны какие-то воспоминания. Может быть, когда-нибудь вы вспомните этот урок и это убережет вас от ненужного шага.
Поэтому спешите делать добрые дела!
В книгах Достоевского не всегда можно найти прямых виновников страданий детей. Важнее для писателя другое — укор всему обществу, всему человечеству, не способному оградить слабых и малых от жестоких испытаний разрываемого враждой и несущего боль социальных контрастов мира. Надежда и вера в окончательный исход человеческой судьбы никогда не покидали писателя. В числе других источников, питавших и поддерживающих эту веру и надежду, были для него дети, которые, как говорил сам Достоевский, “делают нас лучше уже одним только нашим соприкосновением с ними”
- За что же Достоевский любит своего героя Алёшу Карамазова? (За его гуманное отношение к людям и особенно к детям. В этом он видит назначение его жизни: всем помогать. Мы поняли, что дети – очень податливый материал, из них легко «вылепить» всё, что угодно. Что же важно? Какого наставника они встретят на своём пути, в чьи руки попадут. Радостно, что им стал честный, добрый и справедливый Алёша. Почаще бы дети встречали таких людей, как он.
- Чему же научил вас Достоевский? (Быть внимательными друг к другу.)
Тест по литературе Ф.М. Достоевский. Фрагменты романа «Братья Карамазовы» для 6 кл.
Включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.
А1. Кто укусил Алёшу Карамазова?
1) Коля Красоткин
2) Илюша Снегирёв
3) Тузиков
4) Смуров
А2. О ком говорит Ф.М. Достоевский, что он был очень самолюбив?
1) об Алёше Карамазове
2) о Николае Ильиче Снегирёве
3) о Коле Красоткине
4) об учителе Дарданелове
А3. Какой сюрприз приготовил Коля Красоткин Илюше?
1) принёс кролика
2) нашёл Жучку
3) подарил щенка
4) пригласил друзей
А4. Что нам помогают понять похороны Илюши?
1)важность человечности и дружбы
2) страх смерти
3) безысходность жизни
4) красоту окружающего мира
А1. Что делали мальчики, когда вышли из класса?
1) мирно беседовали
2) оживлённо играли
3) бросались камнями
4) шли домой
А2. Что смущало Колю Красоткина в его внешности?
1) полнота
2) некрасивое лицо
3) маленький рост
4) веснушки
А3. О ком тосковал Илюша Снегирёв?
1) о меделянской собачке
2) о Жучке
3) о кролике
4) о Перезвоне
А4. Кого считают самым грустным среди русских писателей?
1) Л.Н. Толстого
2) Н.А. Некрасова
3) Ф.М. Достоевского
4) И.С. Тургенева
В1. Какую кличку дал Коля Красоткин Жучке?
В2. Сколько мальчиков участвовало в схватке с Илюшей?
В1. Сколько лет было Коле Красоткину?
В2. Кто нашёл Жучку?
С1. Какую роль сыграл Алёша Карамазов в столкновении между Илюшей Снегирёвым и его одноклассниками?
С1. Как одноклассников сплотила болезнь и смерть Илюши Снегирёва?
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-1
В1. Перезвон
В2. Шестеро
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-2
А4-3
В1. Тринадцать
В2. Коля Красоткин
VI .Рефлексия На листочке «МОИ ЧУВСТВА» каждый напишет чувства, какие пробудило в нем произведение Достоевского. ( Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слезы, но не слезы злобы и отчаяния, а сочувствия, сострадания, любви»).
VII . Домашнее задание (на выбор): Письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (Привести аргументы)
Читайте также: