Цитаты из фильма впервые замужем

Обновлено: 06.11.2024

Режиссер Иосиф Хейфиц и писатель Павел Нилин были знакомы не один год, еще задолго до их первой совместной работы "Единственная", снятой по рассказу "Дурь".

Антонина — любящая мать

Антонина растила свою дочь одна. Она делала все для нее: работала с утра до ночи, заботилась о ребенке — лишь бы любимая дочь ни в чем не нуждалась. А когда Тамара выросла, то мать оказалась лишней в доме.

Долгое время режиссер не мог придумать, как передать пронзительную лирическую сторону главной героини. Для этого пришлось в фильме использовать закадровый текст.

И в самых трудных, переломных местах сюжета за кадром звучит голос Антонины. Так возник необходимый тон фильма, передающий своеобразие литературной основы.

Кадр из фильма "Впервые замужем" Кадр из фильма "Впервые замужем"

Следующая цитата

Фильм "Впервые замужем" был снят в 1979 году режиссером Иосифом Хейфицем . В главной роли - матери-одиночки Тони - снялась Евгения Глушенко . Она здесь просто прекрасна. И это я даже не об актерской игре, а о самой актрисе.

Кадр из фильма. Евгения Глушенко в роли Тони. Настоящая красавица Кадр из фильма. Евгения Глушенко в роли Тони. Настоящая красавица

Она в расцвете своей женственной красоты. Настоящая русская красавица, а какие у нее глаза - это же утонуть можно, омуты. И сама такая стройная, складная, классическая русская внешность. Незабудково-ромашковая, березовая, льняная красота.

Спустя всего пару-тройку лет она же снимется в картине "Влюблен по собственному желанию" в роли Веры, но ощущение, что это две совершенно разные женщины.

Кадр из фильма "Влюблен по собственному желанию", Просто для сравнения Кадр из фильма "Влюблен по собственному желанию", Просто для сравнения Кадр из фильма Кадр из фильма

По сюжету, Тоню бросил жених, узнав о ее беременности, и она растит дочку Тамарочку одна. Учебу в техникуме Тоне пришлось бросить - надо было зарабатывать деньги на ребенка, на кружок танцев и прочие желания. Работает всю жизнь на неквалифицированных работах. В выходные тоже трудится. Зато Тамарочка ни в чем не знает отказа.

Кадр из фильма. Тоня рассказывает дочке про жениха, и получает категорический отказ Кадр из фильма. Тоня рассказывает дочке про жениха, и получает категорический отказ

Тоня хороша собой, у нее прекрасный характер, она добра. Это привлекает мужчин, она многим нравится. Её зовут замуж, но дочка Тамарочка категорически против. И Тоня не идет против желания шестилетнего ребенка. Лишь бы кровиночке было хорошо, а на себя наплевать.

Кадр из фильма. "Мама, это Валерий, мы поженились и он будет жить у нас. Подпиши согласие на прописку в квартире". Кадр из фильма. "Мама, это Валерий, мы поженились и он будет жить у нас. Подпиши согласие на прописку в квартире".

Кровиночка выросла, влюбилась в бездельника, мечтающего стать актером, но не желающего ни работать, ни учиться, вышла замуж и поставила маму перед фактом - это мой муж Валерий, он будет жить с нами.

А дальше, конечно же, мама начинает мешать Тамаре и ее мужу. Сначала они врезают в дверь замок, чтобы она к ним не входила, потом и вовсе выпроваживают ее из квартиры. Предварительно потратив все ее сбережения, чтобы устроить банкет для протежирования Валерика в кино.

Кадр из фильма. Банкет в ресторане Тамарочка закатывает ради Валерия. Чтобы продвинуть его в кино Кадр из фильма. Банкет в ресторане Тамарочка закатывает ради Валерия. Чтобы продвинуть его в кино

А теперь Тоня должна уйти из квартиры, поскольку на банкете Валерия обидели приглашенные люди искусства, и он сорвался на Тоню. После конфликта ему тесно с Тоней в одном помещении и вообще она его раздражает. К тому же, Тамара стыдится своей необразованной матери, работающей посудомойкой.

Кадр из фильма. Тамарочка кричит на мать - "Ты не можешь здесь больше оставаться, не можешь, не можешь. " Кадр из фильма. Тамарочка кричит на мать - "Ты не можешь здесь больше оставаться, не можешь, не можешь. "

Тоня и тут не идет наперекор дочери. Податься ей некуда и, отчаявшись найти пристанище, она уезжает в деревню к знакомому, адрес которого дала ей подруга и который ищет спутницу жизни.

В финале, конечно, Тоня находит свое счастье и человека, которому она нужна. Это все хорошо и она заслужила, чтобы о ней заботились. Но вопрос мой в следующем. А кто вообще виноват во всей этой ситуации? В том, что мать выгнали из дома.

Кадр из фильма. Наконец-то Тоня нашла свое женское счастье и впервые в жизни не просто замужем, но и любима Кадр из фильма. Наконец-то Тоня нашла свое женское счастье и впервые в жизни не просто замужем, но и любима

Дочь Тамарочка? Которая относится к матери потребительски, как к обслуге, позволяя себе при этом поучать ее. Но разве ей хоть когда-нибудь в чем-то отказывали? Она просто привыкла так жить. Она такой выросла. Черствой и бездушной эгоисткой. Её такой вырастила Тоня. Для Тамары мамины жертвы - это естественно. Так может Тоня и виновата? В том, что не стоило так вкладываться в ребенка, выполнять все прихоти, жертвовать личным счастьем и отказывать жениху. А стоило бы жить для себя? А вы что думаете?

Киноискусство в себе

Интересна еще одна линия в фильме, которая напрямую касается киноискусства. Молодой и самовлюбленный друг Тамары Валера верит, что он талантлив. Но вместо упорной работы над собой, он стремится пробиться в кино "по-блату", думая, что смазливое личико заменит настоящее мастерство.

Черствая дочка Тамара

Рядом с темой доброты и любви в фильме звучит еще одна тема — тема потребительства, эгоизма и бездушности. Характер юной Тамары сложен — она не хочет быть похожей на свою мать, быть такой же одинокой. Но вместо любви и жалости к матери Тамара способна обидеть ее, оттолкнуть от себя. Как у любящей матери выросла такая дочь-эгоистка? Может быть, это и есть главный вопрос фильма, который задает Хейфиц обществу?

Следующая цитата

Чужой компьютер

Цитаты советского кино

Цитаты советского кино

вернуться к странице

Цитаты советского кино

Цитаты советского кино запись закреплена

1 декабря 1979 года состоялась премьера фильма "Впервые замужем"

А правда , что два соловья на одной ветке не поют ?
- Только вы не того за соловья приняли . Как раз другая птица . Набивается , наверно , в соловьи , да голос слишком грубый .

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Диана Кадиева

Как родился сценарий фильма

И когда в конце 70-х годов в журнале " Новый мир " был опубликован рассказ " Впервые замужем ", Хейфиц сразу предложил писателю сделать киносценарий.

Антонина. Кадр из фильма "Впервые замужем" Антонина. Кадр из фильма "Впервые замужем"

Павел Нилин согласился и в 1979 году был снят одноименный фильм. Больше всего в фильме поражает образ главной героини Антонины Болотниковой — настоящий русский характер с бесконечной добротой и душевной щедростью.

Следующая цитата

Впервые замужем

После замечательного фильма "Не было печали" вполне резонным пришла мысль обсудить фильм "Впервые замужем".

В 1979 году вышли два фильма- "Москва слезам не верит" и "Впервые замужем". В центре картины — судьба матери-одиночки. Судьба достаточно типичная для того времени: она без устали работает, растит дочь и никому не жалуется. Вроде бы и отзывчивые подруги есть, но ей так не хватает отношений с мужчиной, с близким любимым человеком..


Тоня,молодая,красивая деревенская девушка-лимитчица,работает штукатуром и живет в общежитии в Москве.

Там она знакомится с местным красавцем. Тоня провела с любимым Аркашей только одну ночь. Забеременела.

Узнав об этом,кавалер отказывается от Тони и уезжает на Ангару, не оставив никаких координат. Тоня родив дочку Тамару,становится в 20 лет матерью-одиночкой.

Техникум закончить не удалось – надо воспитывать дочь и как-то кормиться. Стараниями подруг по общежитию Тоне удалось найти квартиру. Она вынуждена вкалывать ради того, чтобы как-то существовать.



В отличие от героини Веры Алентовой из «Москва слезам не верит» фантастической карьеры бывшая лимитчица не сделала — перебивалась случайными заработками, обеспечивая светлое по тогдашним понятиям детство единственного ребенка. Чадо росло, мама вертелась все больше.



Мать не вышла замуж, хотя кандидатура была, только потому, что дочь не хотела «чужого дядю» в их доме. И кто бы мог предположить, что после всего, что было сделано, отработано и заработано непосильным трудом, после нежной материнской заботы и любви будет подведен итог: вот бог, а вот порог, чемоданчик с вещичками и закрывающаяся за тобой дверь.

Поживи, мама, где-нибудь, у зятя тонкая нервная система. Кстати, в роли зятя прекрасный Игорь Старыгин, параллельно снимавшийся в это же время в роли щеголя-Арамиса.


Мама Тоня пробежала все эти экранные двадцать лет с доброй, извиняющейся улыбкой, все время из нескольких вариантов решения судьбоносной проблемы выбирая в пользу нагулянной (одна шальная ночь) дочери. Из техникума ушла, чтобы не отдавать девочку в круглосуточные ясли, личную жизнь накрест — ребенку не нравятся чужие дяденьки, молочко на подносике, любой каприз, пусть даже приходится устраиваться на подработки.

И не важно, что дочь даже не знает, где и кем работает мать, о чем та думает и мечтает, лишь бы наши дети жили лучше нас. И вскоре пришлось уйти в ночь..идти, куда глядят глаза..

А глаза привели к совершенно незнакомому мужчине. Случайному другу по переписке. И проведя с ним какое-то время, Тоня понимает, что это ее мужчина навсегда.



А если бы ей так не повезло?



В основу сценария картины был положен одноименный рассказ Павла Нилина, опубликованный в 1977 году.

На роль Антонины Иосиф Хейфиц пригласил Евгению Глушенко, игра которой в фильме Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино" очень ему понравилась.


В свою очередь, Сергей Микаэлян, посмотрев "Впервые замужем", без проб предложил Евгении Глушенко главную роль в своем новом фильме "Влюблен по собственному желанию" — эту работу многие критики склонны считать лучшей в кинематографической карьере актрисы.

Для Светланы Смирновой роль дочери Антонины, бездушной и эгоистичной Тамары, которая ради достижения собственных целей не считается с интересами своих близких, не была в новинку. В своей дебютной картине "Чужие письма" актриса уже сыграла героиню с похожим характером — старшеклассницу Зину Бегункову.


Исполнитель роли Ефима Пурышева, артист театра на Малой Бронной Николай Волков был уже хорошо знаком зрителям по лентам "Женщина, которая поет", "Первые радости", "Девочка, хочешь сниматься в кино?", "Семнадцать мгновений весны" и другим.


Также в фильме снялись уже пользовавшиеся широкой популярностью у отечественных любителей кино актеры Валентина Теличкина ("Зигзаг удачи", "Начало", "Не может быть!") и Игорь Старыгин ("Доживем до понедельника", "Адъютант его превосходительства", "Д'Артаньян и три мушкетера").


В 1980 году на XIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе создатели фильма "Впервые замужем" были отмечены призом за многолетнюю и плодотворную работу (Павел Нилин и Иосиф Хейфиц) и призом за лучшее исполнение женской роли (Евгения Глушенко), на XXII МКФ в Карловых Варах (Чехословакия) лента была удостоена главного приза. В 1982 году картина участвовала в Программе специальных показов на Берлинском кинофестивале, а на МКФ в Лондоне была отмечена призом «За лучший иностранный фильм года».

Интересные факты о фильме

Автором музыки к фильму стал легендарный ленинградский композитор и музыкант Олег Каравайчук, чьи сочинения звучат в картинах Сергея Параджанова, Василия Шукшина, Ильи Авербаха, Киры Муратовой и других выдающихся режиссеров.

Разница в возрасте у Евгении Глушенко и Светланы Смирновой, сыгравших мать и дочь — четыре года.

Роль Николая Волкова озвучил Александр Демьяненко.


И так, внимание- вопрос.

Почему одних детей бросают, а они жаждут заботиться о бросивших их родителях.

О других детях заботятся и любят, а они убивают, чтобы получить наследство.

Или еще одно- - детей рожают для себя и относятся к ним как к собственности, портя всю жизнь.

Сравнение с фильмом Меньшова

Некоторые критики отмечали, что "Впервые замужем" чем-то похож на фильм "Москва слезам не верит". Возможно это и так — мать-одиночка воспитывает дочь, крутится сама, как может.

Но, скорее всего, это противопоставление и разные взгляды на жизнь — один взгляд сказочной и праздничный, а другой жесткий, натуралистический, земной.

При подготовке статьи использовалось интервью И. Хейфица журналу "Советский Экран", 1980 год.

Современные мотивы в фильме

Фильм интересен и поучителен! В фильме снимались хорошие актеры: Евгения Глушенко, Валентина Теличкина, Игорь Старыгин, Светлана Смирнова. Фильм стоит того, чтобы посмотреть его сегодня!

Кадр из фильма "Впервые замужем" Кадр из фильма "Впервые замужем"

Ведь в нем поднимается извечный вопрос — как воспитывать своего ребенка, чтобы он не стал жестоким и эгоистичным. Дал ли фильм ответ — откуда берутся такие дети у всепрощающих и любящих родителей? Скорее всего, нет, режиссер и сценарист только обозначили проблему. Но сейчас эта проблема становится все очевиднее.

Читайте также: