Цитаты из фильма ван гог на пороге вечности
Обновлено: 07.11.2024
Винсент Ван Гог (1853 — 1890) — выдающийся нидерландский художник-постимпрессионист, чье творчество оказало огромное влияние на живопись XX века. Среди его картин «Подсолнухи», «Звездная ночь», «Ночная терраса кафе» и многие другие замечательные работы.
Большинство людей знает Ван Гога как сумасшедшего, который в порыве безумия отрезал себе ухо. Но чтобы лучше понять внутренний мир живописца, достаточно почитать его письма, адресованные друзьям и брату Тео. В них он раскрывается как глубоко ранимый и чувственный человек, с философской стойкостью переживающий свалившиеся на него невзгоды.
Следующая цитата
В недавней статье я рассказала, каким был Винсент: о его красоте души, светлости, невероятной эмпатии и чуткости.
Иногда мы лучше пониманием человека по его мыслям, мечтам и рассуждениям, а ещё лучше мы благодаря этому пониманием духовное содержание произведений искусств, за которыми стоял один маленький гений. Я приведу несколько цитат из книги Винсента Ван Гога "Письма к брату Тео".
1. А разве жизнь дана нам не затем, чтобы мы обладали богатой душой, даже если при этом страдает наша внешность?
Следующая цитата
Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить жизнь счастливо, даже не для того, чтобы прожить её честно. Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для всего общества, для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев.
Изучать и анализировать общество — это побольше, чем читать ему мораль.
Стимул, искра огня, которая нам нужна, — это любовь, и не обязательно любовь духовная.
Грусть и разочарование ещё больше, чем распущенность, вредят нам, счастливым обладателям надорванных сердец.
Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.
Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.
Если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь.
Признаюсь, не знаю почему, но глядя на звезды мне всегда хочется мечтать.
Если даже мне удастся в жизни поднять голову чуть повыше, я всё равно буду делать то же самое — пить с первым встречным и тут же его писать.
Одиночество - достаточно большое несчастье, нечто вроде тюрьмы.
Книга – это не только все произведения литературы, но также совесть, разум и искусство.
То, чему учишься на личном опыте, дается не так быстро, но зато глубже запечатлевается в мозгу.
В конце концов, человек живет на свете не ради удовольствия, и вовсе не обязательно, чтобы тебе было лучше, чем другим.
На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат — не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.
Публика всегда одинакова – она любит лишь то, что гладко и слащаво.
Нужно любить – любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо.
Ищи же света и свободы и не погрязай слишком глубоко в болоте жизни.
Жизнь без любви я считаю греховным и безнравственным состоянием.
Единственное счастье, ощутимое материальное счастье – быть всегда молодым.
Моя любовь не соткана из лунного света и роз, а бывает иногда прозаичной, как утро в понедельник.
Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь.
Самое важное – это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромиссы там, где речь заходит о нем. Долг есть нечто абсолютное.
Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит все, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по-настоящему одинок.
Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.
И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним — отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не заходит погреться около него: прохожие замечают лишь маленький дымок, выбивающийся из трубы, и идут своей дорогой.
Мы выбрали 15 цитат из переписки художника:
Не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним — отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
Если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого.
Книга — это не только все произведения литературы, но также совесть, разум и искусство.
Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат — не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.
Нет ничего более подлинно художественного, чем любить людей.
Не стоит предаваться сожалениям и опускать руки — так далеко не уйдешь; важно одно — пробиваться, идти вперед.
Нам следует не питать иллюзий в отношении самих себя и всегда быть готовыми к тому, что нас не будут понимать, презирать и порочить; тем не менее надо сохранять мужество и энтузиазм, даже если дела пойдут еще хуже, чем сейчас.
Уверяю тебя, что несколько дней, проведенных мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жить.
Война, однако, не приносит ничего, кроме горя и разрушения, тогда как живопись порою представляет собой подлинный посев, хотя урожай, конечно, отнюдь не всегда снимает сам художник.
Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.
Когда доходит до сути дела, я не стыжусь своих чувств и не краснею, признаваясь в том, что я человек со своими принципами и своим кредо.
Печальная перспектива — сознавать, что на мои полотна, может быть, никогда не будет спроса. Если бы они хоть окупали расходы, я мог бы сказать про себя, что деньги никогда меня не интересовали.
Разве жизнь дана нам не затем, чтобы мы обладали богатой душой, даже если при этом страдает наша внешность?
Следующая цитата
Не самая удачная экранизация жизни знаменитого художника.
Истории знаменитого нидерландского художника Винсента Ван Гога постоянно везет на удачные экранизации. Так «Жажда жизни» 1954-го года, первый известный байопик о художнике, схлопотал себе Оскар и признание критиков, «Винсент и Тео», где роль Ван Гога исполнил сам Тим Рот, был тепло встречен зрителями, а от Камбербетча в «Ван Гог: Портрет, написанный словами» просто невозможно было оторваться.
В конце 2017-го в российский прокат вышел мультфильм «Ван Гог. С любовью, Винсент», имевший в наших краях просто невероятный успех. Это была потрясающая анимация, каждый кадр которой вручную рисовали масляными красками на холсте, имитируя картины самого Ван Гога. Работа над картиной длилась более пяти лет, но результат превзошел все ожидания: «Ван Гог. С любовью, Винсент» - это ошеломляюще красивая ода любви к известному постимпрессионисту.
Loving Vincent (2017)Последний же байопик - «На пороге вечности» - пришел на экраны очень тихо, без лишней рекламы, да что уж там – даже первый трейлер фильма, с хвалеными пафосными надписями от именитых изданий, опубликовали менее двух месяцев назад. Сам Винсент в фильме безустанно повторял, что его картины – они не для всех, что он – художник от бога и что сейчас его картины не имеют особой популярности, но когда-нибудь люди, которые еще не родились, оценят их по существу. И вот сижу я в зале, смотрю на медленно бегущие по экрану титры, и чувствую легкое разочарование. Почему? Может, потому что это кино тоже «не для всех», а я, латентный любитель попкорновых блокбастеров, просто не оценил весь сокрытый символизм? Ну уж нет! Недостаточно просто повесить на фильм метку «не для всех», чтобы сделать его изысканным арт-хаусом. «Зеленый слоник» - он, извиняюсь, тоже не для всех.
Уильяму Дефо - 63, Ван Гогу на момент смерти было 37. Пусть это не отталкивает, игра Дефо - единственная изумительная вещь в фильме. «На пороге вечности» - это грубо сшитый набор сценВозьмите любой среднестатистический байопик – и он поставит перед собой цель поведать зрителю о жизни человека, про его путь к успеху, жизненные трудности и личную жизнь. «На пороге вечности» хоть и рассказывает о жизни Ван Гога, но делает это крайне неохотно, выдирая из жизни художника его основные события и небрежно бросая их на полотно. Цель фильма в другом. Он пропитан импрессионизмом, поэтому представляет собой набор грубо сшитых между собой сцен. Ван Гог идет по лесу, высматривая себе подходящее место для рисования, он смотрит на поля, ложится на траву и посыпает себе землю на лицо. Играет умиротворяющая музыка, экран гаснет и зритель слышит цитаты Ван Гога, его мысли о вечности, о красоте, об искусстве. Очень специфические цитаты, одни из тех, которые сочтешь глупыми, пока не узнаешь, что их сказал великий человек – и вот цитаты уже гениальны. Эксперимента ради я оставлю здесь три цитаты, попробуйте угадать, какая из них взята из писем Ван Гога, а какая - из подростковых романтических произведений. Ссылка.
"На пороге вечности" Ван Гог, 1890 год. ОригиналНо кадр меняется – Винсент снова идет по полям, рисует деревья. Он разговаривает с другими людьми, но если взять эти сцены и перемешать между собой, растыкав по фильму в произвольном порядке – ничего не поменяется.
Очень странная операторская работаВан Гог ходит по лесу, смотрит, как солнечные лучи бережно окутывают окружающую природу, прорезаясь сквозь верхушки деревьев. Он наслаждается красотой природы. А зритель – нет. Все потому, что фильм снят в двух разных стилях: от первого лица и от третьего. То, как Ван Гог видит мир, прошло по картине красной нитью – он со своим другом Полем Гогеном то и дело спорит о том, как рисовать картины. В одной из сцен Поль говорит, что у них с Винсентом разный взгляд на мир, что отражается в разной стилистике их картин. Вот только вид от первого лица ни разу не показывает мир таким, каким его видел Ван Гог. Винсент видел мир головой, а не глазами, поэтому вид от первого и от третьего лица будут практически одинаковы. В обоих случаях камера трясется так, будто оператор пинал и подхватывал ее аки футбольный мяч.
Половина сцен, преимущественно с видом от первого лица, размыта наполовину, и первое время я думал, какой же в этом сокрытый символизм. Остановился на том, что у Ван Гога было плохое зрение, но как бы ни так – размытые сцены появляются как в виде от первого лица, так и от третьего. Это может символизировать… ну… что он окончательно сходит с ума, что его душа отдаляется от тела и он видит самого себя? Определенно, искать символизмы - не моё.
Тайна жизни Ван ГогаМногое из жизни Ван Гога не прояснено до сих пор, преимущественно из-за пошатнувшегося рассудка художника. Фильм пытается ответить на два самых известных вопроса – зачем он отрезал себе ухо и как он умер. У обоих этих вопросов есть версии, которые считают общепринятыми: Ван Гог отрезал себе ухо после ссоры с Полем Гогеном, Ван Гог застрелился из пистолета, которым отпугивал птиц во время работы над одной из своих картин. Фильм соглашается с первой общепринятой версией, но идет наперекор второй. Существует гипотеза, что Винсента убил подросток, то есть никакого самоубийства не было и в помине. Сам Винсент держал это в секрете, потому что… эм… пожалел мальчика? Довольно странная теория, которой фильм решил придержаться.
Самая популярная версия гласит о том, что пистолет был нужен для отпугивания птиц, запечатленных на последней картине художника.А отрезанное ухо, кстати, не показывают. Рейтинг фильма – PG-13, а это значит, что как только Ван Гог нанес себе травму – весь оставшийся фильм его показывают в профиль, со стороны здорового уха.
Последствия импрессионизмаВ ушедшем году я узнал многое про Пабло Эскобара, человека, которого знают все, но не каждый уточнит, за что именно он стал известен. Я проникся историей Луи Армстронга из «Человека на луне» и весь вечер смотрел записи Live Aid после сеанса «Богемной рапсодии». Я узнал много интересного об этих людях, пусть не всё из этих фильмов было исторически достоверным, но это побуждало меня зайти в Википедию и прочитать биографию известной личности, словно оценивая достоверность байопика.
В «На пороге вечности» и оценивать-то нечего. Жизнь Ван Гога была насыщена разными событиями, а фильм бегло описывает всего три, тех, что известны каждому. Ван Гог встречает Поля Гогена, спорит с ним из-за разных стилистик их картин и расстраивается после ссоры с оным. Ван Гог отрезает себе ухо, Ван Гогу стреляют в живот. Все это в сумме длится минут тридцать экранного времени, остальное время занимают его цитаты под трясущиеся природные пейзажи. Импрессионизм же. Зачем вам та биография, её вы и так погуглите.
«На пороге вечности» словно какая-нибудь непопулярная картина Ван Гога. Не зная, что ее нарисовал великий художник, вы не придадите ей особого значения. Это импрессионизм, который нужно рассматривать в поисках сокрытого символизма. «На пороге вечности» бросает вас в прописанные зарисовки, а затем резко выдергивает, оставляя зрителя с мыслью, что ему не показали кучу звеньев, которые связывают эти самые сцены. Если бы «На пороге вечности» был игрой, я бы сказал, что это – ранний доступ, и недостающие сцены добавят на релизе, но фильм гордо вешает на себя метку «не для всех» - и все подобные аргументы ему больше нипочём. Он просто арт-хаус, не поняли – ваши проблемы.
Следующая цитата
Самое важное – это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромиссы там, где речь заходит о нем. Долг есть нечто абсолютное.
Искусство долго, а жизнь коротка, и нам надо набраться терпения, если мы хотим подороже продать свою шкуру.
Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.
Разве мы не ищем скорее напряженности мысли, чем уравновешенности мазка?
Я вложил своё сердце и душу в свою работу, и я потерял рассудок в процессе.
Христос — единственный из философов, магов и т. д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования.
Кто же из людей нормален? Быть может, вышибалы публичных домов — они ведь всегда правы?
Люди на юге хорошие, даже у священника вид порядочного человека.
Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче.
Книжные магазины всегда напоминают мне, что в мире есть хорошие вещи.
Стимул, искра огня, которая нам нужна, — это любовь, и не обязательно любовь духовная.
Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд.
Живопись все равно, что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает.
Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью.
Нам было бы гораздо полезнее не устраивать грандиозных выставок, а обратиться к народу и трудиться во имя того, чтобы в каждом доме висели картины или репродукции.
Читайте также: