Цитаты из фильма северный ветер
Обновлено: 06.11.2024
Рената Литвинова анонсировала первый за 8 лет и седьмой по счету альбом певицы Земфиры. Исполнительница также подтвердила, что он — «совсем скоро, совсем близко», и представила песню «Злой человек» — саундтрек к фильму Ренаты Литвиновой «Северный ветер».
Через несколько минут этот пост опубликовала в своем аккаунте и Земфира, позже отметив , что новый альбом «совсем скоро, совсем близко».
Впервые о новом альбоме певица рассказала в апреле прошлого года. Тогда она отметила, что пластинка готова на две трети, но гораздо важнее — оставаться дома и заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Кроме того, на официальном YouTube-канале Земфиры появился — «Злой человек», саундтрек к новому фильму Литвиновой «Северный ветер», премьера которого состоится 6 февраля.
1 апреля 2020 года певица впервые за 1,5 года выпустила новую песню — «Крым». А последний студийный альбом певицы «Жить в твоей голове» вышел 14 февраля 2013 года.
Следующая цитата
Рената Литвинова о своем «Северном ветре» и полном матриархате
26K 7 10 мин. .В прокат выходит долгожданный фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер», поставленный ею по собственной одноименной пьесе, которая при полных аншлагах идет в МХТ. Действие происходит на территории Северных полей, которыми правят женщины могущественного Северного клана,— проносятся десятилетия, военные волнения, кто-то умирает, кто-то рождается — а матриархат вечен. Богатства клана зарыты в сундуках на заснеженных полях, события сконцентрированы исключительно в празднованиях Новых годов — через год, через два, через десять лет. А еще у женщин Северного клана есть лишний 13-й час на часах — час, в который можно обмануть смерть. В роли Маргариты, хозяйки дома, которая всю жизнь ждет телефонного звонка от любимого,— Рената Литвинова. О поездах и самолетах, снежном детстве, ретрофутуризме, лесах вокруг Кремля и секторе 13-го часа Рената Литвинова рассказала Константину Шавловскому
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранФото: Фонд «Запределье»
Фото: Фонд «Запределье»
Мне кажется, у вашего фильма один главный недостаток — он слишком быстро заканчивается.
Вы понимаете, что ведь лучше недодать, чем передозировать. У меня был сначала метраж 2.45. Но я его срезала-срезала. и так дошла до двух часов. Это идеальная длина фильма, как у всех любимых моих картин. Вообще у меня сегодня — да и последнее время — нервный день, сейчас у меня идут репетиции моего большого спектакля «Звезда вашего периода». Самонадеянное название, конечно. но он про несгибаемую кинозвезду — в высшем смысле про служителя своей Музе — Кинематографу.
Прекрасное название! Вы срезали фильм до двух часов…
Я поставила себе такую задачу, чтобы не было энергетических провалов. Но я думаю, вдруг мы еще выпустим сериал?
У вас осталось столько материала?
У нас материала невероятного серий на пять-шесть. Вырезаны целые роли, которые не вошли в окончательный монтаж. Линия второй роли Светы Ходченковой, линия Максима Суханова. Есть роль Графа Романа, пожалуй, последняя роль перед судом, сыгранная Мишей Ефремовым, гонимого всеми ветрами. Также фильм отторгнул роль Почтальона в исполнении любимого артиста Виктора Вержбицкого — от него не осталось ни кадра! Странным образом были вырезаны такие грандиозные артисты!
Когда вы писали пьесу, то сразу знали, что будете ее ставить в театре и в кино?
Я вообще написала ее в стол. Собственно, как я всегда и делаю. Вот сейчас, правда, я ставлю «Звезду вашего периода» уже с замыслом, что сниму потом фильм. И опять он, кстати, будет не похож на спектакль, как наш «Северный ветер». А тогда, три года назад, я писала совершенно безнадежно, как настоящий литератор, страдая над бумагами, покинув Москву — в стол. Не надеясь ни на какую взаимность, тем более театральную, абсолютно.
Сильно пришлось переделывать «Северный ветер» для кино?
Я написала пьесу за месяц, но потом у нас были мучительные репетиции, мы шесть месяцев ее разрабатывали, разминали. Там столько всего ушло! Мне даже жалко иногда. Я же тексты свои никогда не берегу, они утрачиваются, расхристываются — эти листочки. А кино еще больше улетело от этих моих далеких текстов!
В театре у вас художником по костюмам был Гоша Рубчинский. Что изменилось в «Северном ветре» с приходом Демны Гвасалии?
Вообще все. Кардинально. В театре у нас не было практически декораций, не было бюджета и на костюмы также. Меня запустили, мне кажется, для эксперимента — Олег Табаков тогда стоял во главе театра, а Ольга Хенкина подала такую идею и в каком-то смысле открыла во мне «театральную жилу». Из-за ограничений малобюджетного эксперимента, которые очень часто будят, как известно, творческое воображение, у Гоши получился такой русский конструктивизм. А в случае с Демной — там была игра с цветом, с тканями и формами. Плюс у меня с ним такое странное, удивительное совпадение: что бы он ни сочинил, какое бы платье ни выпустил, это все просто безупречно идет мне. Мне кажется, что я теперь на всю жизнь приговорена носить только платья Демны, настолько он мне идет! В «Северном ветре» у нас есть 13-й лишний час, или 25-й, на который ты сильнее смерти,— и он придумал мне 13-метровый шлейф на красном платье. Я вот так вот сидела на каких-то примерках, и он говорит: «У тебя там 13-й час? Тогда у тебя будет шлейф 13 метров».
Мне кажется, что Рубчинский очень много работает с постсоветским контекстом, как и вы в своем кино, где метафизический сквозняк продувает такие узнаваемые интерьеры советских учреждений, коридоров и рюмочных. А в вашем новом фильме как будто бы произошел отрыв, там уже почти нет узнаваемой социальной реальности, и костюмами это подчеркивается.
Да, в «Северном ветре» мы использовали очень много кутюра, который не мог быть связан ни с какими социальными проблемами. Он связан исключительно с красотой.
И непонятно даже, где происходит действие.
Не скажите. Все равно — в нашей стране. Но я, как человек из СССР, мыслю прошлым имперским охватом: все наши советские республики — это все равно в моем воображении — наши Северные поля, на которых разворачивается сюжет моего фильма. На самом деле ведь матриархат существует, вот в Эстонии он уже политический: президент и второй человек в стране — молодые женщины. И эра правящих женщин будет еще долго-долго длиться.
Раз уж мы про время заговорили: когда происходит действие «Северного ветра»?
Мне кажется, что в нашей стране время вообще не принципиально, потому что у нас все равно ничего не меняется по житию народному — стрелки словно застыли или несутся в обратную сторону, только мы не молодеем почему-то. Я все пытаюсь найти смысл: почему так? В моей версии — у нас сохранен такой баланс добра и зла, чтобы люди что-то чувствовали, а потом сочиняли гениальные тексты и гениальные фильмы — а для этого, согласитесь, нужна своя «аура». И по сути — там, наверху,— очень важно дождаться от нас новых книг и фильмов — там, наверху, очень любят читать.
А почему — север, зима? «Последняя сказка Риты» тоже ведь начинается с зимнего пейзажа.
Я вспоминаю свое детство: у нас всегда была зима. И то, что у нас сейчас какие-то такие вялые зимы, непонятные, ни шаткие, ни валкие — это скорее нонсенс. Я, как олдскульный человек, помню, что Москва — вся в скрипучем снегу, в мерцающих сугробах.
Следующая цитата
В сказочной стране Северных Полей царит Великий Матриархат, а ее время питают магические притоки. Семья властвующих в этих краях аристократов верит, что существует 13-й (и 25-й) час, который принадлежит лишь им. С мужчинами этого благородного рода время сыграло злую шутку: лучшие ушли на войну, а те, что остались, безвольны и инфантильны. Зато женщинами этого клана хочется восхищаться и двадцать пять, и двадцать шесть часов в день. Вот вечная и грозная Алиса (92-летняя Татьяна Пилецкая, которая и в 90 лет играла главные роли на сцене), вот до комедийности трагичная Лотта (Галина Тюнина), а вот неописуемая Маргарита (сама Литвинова), главная героиня и главная злодейка грядущей драмы. Она же — рассказчица этой истории: выходит, «Последняя сказка Риты» была не последней. По интонации Маргариты никогда не понять, хитрит она или кается, презирает или сострадает, есть у нее ирония или все серьезно. Ясно одно, ее голос пленит, а плен в «Северном ветре» — такой же, как в «Снежной королеве»: зрителю предстоит из льдинок собирать слово «вечность».
Время в фильме и правда течет беспощадно. Официальный 122-минутный хронометраж явно не учитывает те самые дополнительные часы, которые для клана Северных Полей были даром, а для зрителя могут обернуться проклятием. Рената Литвинова — не из тех режиссеров, которые будут развлекать или утешать публику. А значит, добровольным пленникам «Северного ветра», чтобы не замерзнуть и не уснуть замертво, придется самоорганизоваться. К счастью, в фильме есть чем заняться.
Первая из идей фильма закопана неглубоко: в отсутствии любви все гниет. Красота начинает разлагаться в тот момент, когда откажется от своей миссии. Голубая кровь не спасет от заражения. Очарованность собой мешает видеть мир снаружи — а он, оставшись без присмотра, начинает рушиться и гаснуть. Сперва развалится скамейка во дворе, потом начнется война, а затем дворянское гнездо разорится. Вся эта метафора стоила бы фильма, если бы Рената Литвинова отождествляла себя с героями, если бы автор включил режим самоуничтожения. Но «Северный ветер» — не тот случай. Приходится копать дальше.
Следующую трактовку подсказывает злободневный маркетинг: «Северный ветер» позиционируется как «сказка о Великом Матриархате». Сюжет картины действительно движут вперед женщины (и кроме Пилецкой, Тюниной и Литвиновой здесь интересны Манана Тотибадзе, Светлана Ходченкова и Софья Эрнст, а также Ульяна Добровская — дочь режиссера). Однако все, что они делают, они делают ради любви мужчин. В случае с героем Антона Шагина это любовь романтическая и утраченная, в случае с героем Михаила Гавашели это любовь семейная и неотвратимая. Есть еще неотразимый Никита Кукушкин, которому выпало играть любовь хищническую и нарциссическую, и его линия здесь — и правда заслуженный удар по патриархальному мифу о Пигмалионе и Галатее. Единственный мужчина, любовь которого в фильме ничего не разрушает, — гей в исполнении Кирилла Трубецкого, но и он, как и сама вечно ждущая чьего-то звонка Маргарита, обречен на одиночество. В фильме есть сцена, где их герои выходят на крышу — и выясняется, что сказочный мир соседствует с Кремлем, то есть Северные Поля — это Россия. Но мысль о том, какой была бы наша страна при Великом Матриархате, не находит развития. А сами героини не совершают ничего такого, что женщинам бы не дозволялось в «Макбете» или «Антигоне». Разве что певица Земфира врывается в фильм так, как Трент Резнор и Аттикус Росс въезжали в «Девушку с татуировкой дракона». Но в том, что она на такое способна, никто и не сомневался.
Наверное, есть и другие слои в этой истории — но чтобы их раскопать, нужна лопата поострее. Без нее остается только тешить себя игрой в ассоциации. Чем-то «Северный ветер» похож на «Сто лет одиночества» Маркеса — магический некрореализм о распаде аристократической семьи, в котором даже была героиня по имени Рената — девушка, давшая обет молчания. Чем-то — на «В ожидании Годо», только здесь ждут нового года. В конце зрителя ждет цитата (кажется, единственная из тех, которую придумала сама Литвинова, а не критики) из «Астенического синдрома» Киры Муратовой — но ее легко проглядеть, потому что в той же сцене фильм вдруг нечаянно спародирует «Довод».
Но при всем восхищении «Северным ветром» надо бы набраться смелости и заметить: в этом фильме некому сопереживать. А очень хотелось не только дум, но и чувств.
Следующая цитата
Чем третья картина Ренаты Литвиновой привлекает зрителей
702 2 мин. .В российский прокат выходит фильм Ренаты Литвиновой с саундреком от Земфиры. В картине «Северный ветер» снялись Антон Шагин, Софья Эрнст и Светлана Ходченкова. Сама Литвинова исполнила главную роль, а также выступила продюсером, режиссером и сценаристом проекта. Мировая премьера фильма уже состоялась на фестивале в Роттердаме, одном из крупнейших европейских смотров артхаусного кино. Чем примечательна картина? И сможет ли она привлечь зрителей в кинотеатры? Об этом — Анастасия Парфенова.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранФото: Фонд «Запределье»
Фото: Фонд «Запределье»
Как вспоминают критики, спектакль «Северный ветер» стал для МХТ имени Чехова чуть ли не самым популярным и продаваемым за весь 2017 год. А вскоре после театральной премьеры Рената Литвинова взялась за экранизацию, сохранив полный контроль над своим произведением.
История разворачивается на просторах северных полей — там, где царит великий матриархат. Могущественный клан долгие годы купался в роскоши, а его представительницы жили в ожидании любви. Но однажды невеста одного из наследников погибает, и сказочные земли погружаются в хаос.
«Северный ветер» — третья картина для Литвиновой-режиссера.
И на предпоказах она уже получила признание критиков: ленту хвалят за символичность и за операторскую работу.
К слову, часть костюмов для фильма сшил креативный директор бренда Balenciaga Демна Гвасалия — его называют одним из главных визионеров современности в мире моды.
Как прошло открытие Роттердамского кинофестиваля
Несмотря на фантасмагоричное, сложное повествование «Северного ветра», отсылки к российской реальности будут понятны любому зрителю, отмечает кинокритик Егор Беликов: «С первых же кадров, когда тебе показывают фантазийные солнечные часы, которые дают в Новый год тринадцатый час тем, кто живет в доме по заветам какой-то вечной прабабки, ты понимаешь, что с этого момента начнется что-то такое, чего ранее никогда не видел. Это совершенно точно лучший фильм Литвиновой. Решила спроецировать то, как она видит Россию в принципе, то есть это такой очень-очень-очень отдаленный пересказ сорокинских произведений в духе “Дня опричника”. Но это не полностью политически активное произведение. Умудрилась превратить ее в такую очень-очень грустную сказку».
По мнению критиков, ажиотажем вокруг премьеры «Северный ветер» обязан не только имени создательницы, но и саундтреку.
Песню «Злой человек» написала Земфира и впервые за семь лет выпустила клип. В нем героиня Литвиновой две минуты подряд едет на машине в метель и без остановки курит.
Фанаты ожидают, что вместе с премьерой фильма выйдет и полный альбом Земфиры. Рената Литвинова его уже послушала и написала в своих социальных сетях: «Это гениальный альбом. И я не знаю, напишет ли она что-либо лучшее».
Как Земфира вернулась на сцену на фестивале Stereoleto
Новая пластинка Земфиры явно будет интересной, а уже вышедший саундтрек лучше любой рекламы привлечет зрителей в кинотеатры, уверен музыкальный критик Илья Легостаев: «Это, конечно, песни, не захватывающие своей историей, своим развитием, а именно создающие настроение. Все это имеет такой достаточно богемно-упаднический вид. Сложно сказать, будет ли продолжена эта тема на альбоме. Если будет, возможно, это будет интересно. Если нет, я уверен, что артистка найдет какие-то другие краски. Все, что касается Земфиры, конечно же, провоцирует некоторое любопытство и некоторые ожидания, потому что давно она не радовала чем-то таким большим. Сам по себе фильм Литвиновой — это штучная работа. Все, кто захочет услышать там новую музыку Земфиры, обязательно туда придут».
Судя по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», «Северный ветер» уже стал лидером по предпродажам билетов среди новинок предстоящего уикенда. Он заработал более 1 млн руб. — чуть меньше, чем когда-то собрали предпродажи картины «Нелюбовь» Звягинцева. И хотя частично такой результат можно объяснить sold out на сеансы в рамках показов «Каро.Арт», собеседники “Ъ FM” уверены, что первые выходные станут для фильма Ренаты Литвиновой успешными.
Читайте также: