Цитаты из фильма где ты адам

Обновлено: 22.12.2024

О компании: Православные севастопольцы, предлагаю собраться на просмотр фильма "Где ты, Адам?". На данный момент, он доступен только в кинотеатрах. Его уже показали во многих городах, но для показа в Севастополе надо сначала собрать группу, чтобы с этим можно было обратиться в кинотеатр и они бы оформили показ. Это уже сделано и кинотеатр "Украина" поставил фильм в план показов с 11 по 17 марта. Следите за новостями.

Другое

Следующая цитата

Сегодня нам с мужем удалось попасть на закрытый показ фильма "Где ты, Адам" ? об Афонском монастыре Дохиар . Для меня эта случайно подвернувшаяся возможность посмотреть его на большом экране стала бесценным даром.

О чем этот фильм? О монашестве. О тех, кто свет миру. О самом высоком даре, который может получить человек от Бога. Нет ничего выше монашества. Благодать, которую ощущают монахи еще на земле, среди мирян доступна лишь единицам. И это лишь малая толика от даров, которые ожидают монахов на небесах.

Зачем идти на этот фильм? Чтобы попытаться понять удивительную тайну монашества - людей, избранных Богом в Свой удел. Да, в фильме показаны зарисовки жизни на Святой горе - и пейзажи, и природа, и монастырские будни: послушания, трапеза, богослужения. Но они - лишь фон, кусочки мозаики, которые нужно с благоговейностью и вниманием сложить воедино. И тогда перед вами может приоткрыться удивительная правда жизни людей, отрекшихся от жизни ради Вечности.

Ни слов, ни кадров кинопленки не хватит, чтобы объяснить, что такое монашество - ведь это одна из величайших тайн нашей веры. До конца понять, кто эти люди, которые терпят лишения и несут изнурительные труды ради того, что невозможно увидеть телесными глазами, невозможно.

И в фильме показано несколько кадров - всего несколько - но в них отражена глубина сути монашеской жизни: любовь и верность Христу и Его учению. Ради этих кадров стоит посмотреть этот фильм. Посмотреть и вдуматься, что кадры - не постановочные. Что братия действительно так живет, без благ цивилизации на полуострове, отрезанном от мира. Что главные их ценности - молитва и богослужения - для большинства из нас далеко не на первом месте. И кажется даже немножко нереальным, далеким все то, что разворачивается перед нами. Но слова, сказанные Иоанном Лествичником, сказаны на века: для монахов свет – Ангелы, а свет миру – монашеское житие. А это значит, что жизнь, показанная на экране - образец, которому мы должны подражать. Или по крайней мере вздохнуть, что нам это не под силу по каким-либо причинам.

Название фильму дно по ритму, который выбивается в деревянное било, с помощью которого афонскую братию созывают на богослужение: "Где ты, Адам"? Первые слова, сказанные Богом человеку, преступившему Его заповедь. Смиренный Бог этими словами призывал Адама к покаянию , но тот не внял. Но сколько бы ни прошло тысячелетий, только лишь этого ждет от нас Господь - покаяния . И монахи - это те, кто слышат этот призыв и спешат навстречу к Богу.

Кадр из фильм "Где ты, Адам?" Фото из свободных источников Кадр из фильм "Где ты, Адам?" Фото из свободных источников

. Когда я ездила в Оптину , уезжая, я часто думала, существует ли что-то выше нее. Мне казалось, что Оптина - это такая духовная вышина, которой нет равных. Но как-то Бог привел меня на Афонское подворье в Москве. Это случилось на день памяти прп. Амвросия Оптинского. После литургии в Зачатьевском монастыре, я доехала до Китай-города и дальше пошла пешком, заходя по дороге в разные храмы. И я дошла до Афонского подворья уже под вечер, уставшая. Села на лавочке среди пышно цветущих клумб. Было чувство, что где-то совсем рядом плещется голубое Эгейское море.

Вот тогда-то я и подумала, что кроме Оптиной ведь есть еще Афон , на который мне не суждено попасть. В тот день я узнала, что с субботы на воскресенье на подворье служат долгую ночную службу: всенощное начинается в полночь и плавно переходит в Литургию, которая оканчивается под утро. Я захотела пойти на такую службу, мое желание исполнилось в октябре.

. Когда служба закончилась и я, причастившаяся, стояла у окна и смотрела в осенний утренний сумрак, я чувствовала удивительную радость и покой. За окном шумели еще не опавшей листвой деревья и казалось, что это бьется о скалы Эгейское море. И нет ни мужеского, ни женского пола, и времени нет. Только бесконечное всеобъемлющее счастье от близости Бога . Вот тогда-то я и подумала, что выше Оптиной может быть только Афон, Айя Орос .

Следующая цитата

На сегодняшний день в России фильм посмотрели около 12 000 человек. Я была в их числе и о своих впечатлениях о фильме рассказала здесь . Протодиакон Александр Плиска любезно согласился дать интервью нашему каналу.

Немного о герое нашего интервью. Родился в городе Спасск-Дальний, Приморский Край в 1974 г. Окончил в Киеве Духовную Семинарию и Академию.
С весны 1999 года в сане диакона служит при Киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре. С 2005 частый гость Святой Горы Афон.

Протодиакон Александр Плиска. Из архива А. Плиска Протодиакон Александр Плиска. Из архива А. Плиска

- Отец Александр, разрешите поблагодарить Вас за фильм. Он стал настоящим подарком для многих православных в России. Общалась с теми, кто смотрел, - одни положительные отзывы. В зале, где я смотрела фильм, была группа, видимо, прихожане, которых благословил на просмотр батюшка. Вышли очень довольные. Разрешите задать несколько вопросов. Как долго создавался фильм «Где ты, Адам?», от задумки до воплощения?

- Задумке уже лет 13, а первые съемки состоялись весной 2015 года, то есть пять с половиной лет тому назад. Было более 10 экспедиций, некоторые из них длились более двух месяцев, в разное время года. А в январе 2019 года фильм вышел, и началась его фестивальная история, которая длилась целый год.

- Да, я слышала, кинофестиваль «Покров», читала отзывы…

- Да, «Покров» - это, с одной стороны, значительное событие, а с другой стороны, фильм был в официальной программе Таллиннского кинофестиваля и Краковского кинофестиваля, которые входят в число 15 самых значимых кинофорумов мира, с самым высоким рейтингом, то есть это фестивали класса «А».

- То есть это была нарезка, какие-то кусочки, и они потом составлялись в такую как бы мозаику? И съемочная группа жила в монастыре, да? То есть это был такой сложный процесс?

- (смеется) Нарезки никакой не было. Стояла задача погрузиться в атмосферу и ее передать. И был творческий поиск средств, как это все сделать, что и как мы хотим показать, и даже больше – о чем будет этот фильм. Главные векторы были определены давно, но как это все сделать? – вот эта задача и стояла перед режиссером фильма, Александром Запорощенко, который был и оператором. Собственно, наша съемочная экспедиция состояла из двух человек, Александр Запорощенко и я как продюсер фильма.

- То есть вы снимали это вдвоем? Я думала, у вас была большая группа…

- Нет, мы были вдвоем. Я решал текущие вопросы и помогал Александру, чем мог.

С режиссёром и оператором фильма А. Запорощенко. Из архива А.Плиска С режиссёром и оператором фильма А. Запорощенко. Из архива А.Плиска

- Вы – старожил Афона и попали туда гораздо раньше, чем режиссер?

- Я не считаю себя старожилом Афона, потому что аборигены Афона – это люди, которые умерли для мира, иначе жителем Афона не стать. А я не принимал монашеский постриг, я мирской человек, женатый, поэтому я себя к аборигенам и старожилам Афона не отношу. Просто на протяжении последних 15 лет я провожу там каждый год немножко больше времени, чем некий средний паломник, я живу там примерно три месяца. Так сложилось. Когда я приехал второй раз на Афон, в 2005 году, то встретил там главного героя фильма «Где ты, Адам?» старца Григория. Не могу объяснить, почему я откликнулся на его призыв приехать и посмотреть на жизнь монахов изнутри. Это было (смеется) достаточно живо: мы познакомились со старцем в декабре 2005 года, нас было четверо, и он провел с нами в общении около двух часов. А старец Григорий принадлежал к тем людям, которые предлагают пройти с ними какой-то поприще, вместе. И в разговоре он вдруг предложил: «Было бы прекрасно, если бы вы приехали, и поработали с нами, пожили с нами, и я бы на вас посмотрел, и мне было бы приятно пройти с вами какое-то поприще». И через год двое из нас приехали в Дохиар на полгода (а старец приглашал нас на год); и мы прожили там полгода и так подружились с монастырем, который стал для нас вторым домом, даже так - вторым родным домом.

- Именно это явилось причиной, что вы снимали Дохиар и в Дохиаре? Там ведь есть и другие, например, русские монастыри.

- Нет, не совсем так. Мы не искали, где снимать кино, мы не врывались в киноиндустрию. Я – точно нет, Александр Запорощенко – он ведь живет в кино, он был оператором успешных картин, а «Где ты, Адам?» - это его режиссерский дебют. Правильней было бы сказать, что кино нашло нас, а не мы его. Если бы этот фильм не был снят, я бы предал самого себя. Это была бы серьезная, даже трагическая ошибка всей моей жизни. Идея создать фильм возникла через несколько лет знакомства с людьми, которых зритель видит на экране.

Геронда Григорий и обитатели Афона. Из архива А. Плиска Геронда Григорий и обитатели Афона. Из архива А. Плиска

- То есть вы хотели сохранить что-то для будущих поколений и для людей, которые не могут побывать на Афоне?

- Меня поразило то, что я там видел. Когда я приехал в монастырь, то уже через несколько месяцев я дал каждому монаху прозвище, подобно тому, как в Печерском Патерике у каждого монаха, помимо имени, есть и такое прозвище, своего рода краткая характеристика личности. То есть это люди цельные, неизменные и настоящие. А ту жертвенность, которую я увидел в братии, я встречал прежде только у своих родителей, в моей семье, и это меня потрясло.

- Да, лента создает очень теплую атмосферу. Отец игумен, который по-отечески строг и по-отечески ласков с братьями…

- Многие паломники, посетившие Афон, признаются, что на Афоне хорошо, а в Дохиаре как дома. Я слышал это от очень многих людей, даже от тех, кто провел в Дохиаре всего один день. И это удивительное совпадение, ведь старец Григорий всегда говорил паломникам, провожая их: «Приезжайте сюда, как к себе домой» - это просто потрясающе…

- Такое гостеприимство? Отеческое отношение?

- Его открытое сердце. Старец Григорий был человеком, который очень радовался жизни. Где появлялся он, там появлялась жизнь. Как сказал о нем один батюшка, старец Григорий – невероятный энерджайзер. При нем все просыпалось и преображалось, и не какими-то командами и приказами, а его личным усердием, его личным трудом и участием. Он во всем и везде был примером. Один человек слышал от геронды такие слова: «Когда я стану дряхлым и немощным, как я смогу делать работу за своих монахов?» Он переживал об этом. Это был человек, который, пока имел силы, первым выходил низ ворот монастыря на работу и последним возвращался в монастырь после захода солнца.

- Да, вы сделали акцент на трудовой жизни…

- Мне не делали акцент, Дохиар так живет. Как говорил геронда, иначе от монастыря останется куча камней.

- То есть молитвенная жизнь скрыта от посторонних глаз? Вы показала ее через природу?

- Старец говорил, что хлеб, который человек ест, должен пахнуть его потом. А еще он говорил, что никогда не видел людей, которые бы молились и не работали, зато видел людей, которые много работали и много молились. Это была его программа: чтобы иметь чистый ум, человек должен быть физически утомлен, физически натружен. Геронда прямо говорил, что монах должен всегда испытывать нужду – во сне, в отдыхе, в пище, в питье. Это его позиция, его программа, поэтому мы не делали никаких акцентов, мы показали все, как есть. В Дохиаре действительно много работают, и никто не проходит мимо трудящегося монаха, не предложив ему помощи, не вызвавшись пройти с ним его поприще. В Дохиаре неестественно остаться без веской причины в комнате, в келье, когда ты знаешь, что все работают (смеется).

Старец очень любил жизнь. Где он появлялся, там появлялись животные, вырастали деревья, зеленела трава, откуда-то брались кадки с цветами, целые сады. Он невероятно радовался всему живому, а особенно – когда перед ним появлялся человек, люди-паломники, которые приезжали в монастырь.

Афиша фильма Афиша фильма

- А что было самым трудным в работе? Например, скрыть камеру? Люди настолько естественно ведут себя в кадре, то ли они не видят камеры, то ли они к вам привыкли?

- Здесь несколько моментов. Во-первых, Александр Запорощенко – прекрасный оператор, который снимает с невероятным тактом. В какой-то момент он становится незаметным, почти невидимым – такова степень его уважения к тем людям, которых он снимает. Это дает эффект скрытой камеры. Во-вторых, для них имело значение, что съемку благословил старец. Наконец, мы были уже лично с ними всеми знакомы, они знали меня уже десять лет к началу съемок. Это доверие, испытанное временем. Кроме того, мы дали слово, что ничего не вынесем на публику, пока не пройдем их внутреннюю цензуру.

- То есть вы показывали им окончательную версию фильма?

- Да. Цензорами была братия монастыря Дохиар. Там не смотрят кино, у них нет техники и аппаратуры, они этим не занимаются. Просмотр этого фильма был своего рода уникальным явлением для монахов Дохиара. Пройти их цензуру было крайне сложно. Поэтому теперь, когда, например, священник, чтобы порекомендовать этот фильм к просмотру, хочет его посмотреть с цензорских позиций, нас это удивляет. Монахи Дохиара, которые сами появлялись в кадре, самые строгие цензоры, строже цензуры и быть не может. Я думаю, что теперь фильм не нуждается в какой-то дополнительной цензуре.

Повторюсь, это было уникальное явление. Это был второй киносеанс в истории монастыря. Первый фильм, показанный братии, - это документальная лента «Люди Церкви, которых я знал», снятый по одноименной книге, автором которой является старец Григорий. Фильм снял киевский режиссер Алексей Зотиков, я с ним тоже знаком и даже немного ему помогал в организационном плане. Этот фильм был показан в трапезной монастыря Дохиар, и наш фильм тоже, и это был второй раз в истории монастыря. Это уникальные события в жизни Дохиара, в котором, кстати сказать, любая съемка в принципе запрещена (смеется).

- Получается, вы явились исключением?

- Да. Кстати, 22 октября – два года как старец почил. Не знаю, может, через 10 лет опять разрешат снимать (смеется). Может быть, нужно пройти еще одно поприще длиной 10 лет, чтобы получить разрешение. Как праотец Иаков, который трудом сначала одну жену заработал, потом вторую (смеется).

- А к новому игумену вы уже ездили? Это, наверное, уже в двадцатый раз?

- Может быть, и в двухсотый или в трехсотый. Не это не имеет значения. Монастырь Дохиар живет той же жизнью, которой жил при старце Григории. Он заложил глубокий фундамент духовной, жертвенной жизни. Старец говорил очень просто: «Если ты не научился жертвовать ради своего брата, то ни о какой духовности говорить нельзя». Это же говорил Иоанн Богослов: «Если ты ближнего не любишь, то ты Бога не любишь». Старец считал, что ни о каких духовных поисках и высотах и речи быть не может, если ты не пожертвовал своим временем, пространством и всем, что дорого тебе, ради своего брата, которого ты встретил на своем жизненном пути.

С новым игуменом Дохиара герондой Амфилохием. Из личного архива А. Плиска С новым игуменом Дохиара герондой Амфилохием. Из личного архива А. Плиска

- Это очень интересно. В фильме звучит потрясающая музыка, та, которую играет монах Авель. Я поняла, что он русский и находится в монастыре Дохиар. Такое случается?

- В Монастыре Дохиар, как и в любом монастыре на Афоне, находятся люди разных национальностей.

- То есть там не только греки?

- Там такие люди, каких Господь направляет, каких Пресвятая Богородица приводит. Старец считал, что всех людей приводит Господь. Он был уникальным человеком: он никогда не разделял людей ни по национальности, ни по возрасту, ни по физическим немощам или способностям, ни по талантам. Иеромонах Николай (Генералов), с которым я познакомился в 2006 году, когда узнал, что я приехал в Дохиар на полгода, сказал мне, что меня за что-то Господь любит, раз привел в Дохиар. Я очень удивился, а он пояснил, что в монастыри приходят разные люди, которым Бог не дал никаких выдающихся талантов и способностей. Человек начинает свой путь с Дохиара, потому что тот стоит на берегу моря, обходит остальные монастыри, делая круг и возвращаясь в Дохиар. Он хочет остаться где-то, а его нигде не принимают. А через 2-4 года глядишь, а он монах в Дохиаре. Обычно принимают, если у человека талант, возраст, он способен работать, а если человек старый, увечный, больной и без особых способностей, то такой человек не очень нужен. Старец Григорий считал, что всех людей, которые приходят в монастырь, приводит Богородица, поэтому он никого не прогонял и всех принимал с любовью. Но за всем этим стоит его большой каждодневный труд – нести немощи своих монахов, своих братьев, своих чад, своих детей. Это огромный, кропотливый, невероятно тяжелый труд.

- Выходит, что к светскому искусству старец Григорий относился без предубеждения, раз в монастыре имеется фортепиано? Я говорю о монахе Авеле.

- Брат Авель прожил в Дохиаре около 10 лет, и возникли сложности с оформлением документов на проживание в Греции. Теперь он монах на Валааме. А фортепиано в Дохиар действительно было привезено ради монаха Авеля.

- Это тоже характеризует старца как игумена, который разрешал такие занятия.

- Вы знаете, все обстоит несколько иначе, он это не приветствовал. Я знаю монахов, которые попрощались до своего пострига с гитарой, и монахов Дохиара, которые попрощались со своими инструментами (смеется).

- Так это было такое исключение?

- Старец глубоко видел человеческую душу. У него не было шаблонов. С одной стороны, он всегда действовал по правилам, но, тем не менее, всегда находились какие-то исключения. И с монахом Авелем это именно такой случай. Я не знаю, каким образом там оказалось это фортепиано, однако инструмент стоит не в самом монастыре, а в одном из помещений за его воротами. Это имеет принципиальное значение – но в любом случае, фортепиано доставили на территорию Дохиара из-за монаха Авеля. И это было только лет через 8 после его прихода в монастырь, то есть после многих лет пребывания монаха Авеля в монастыре, когда у него уже и пальцы сделались непослушными, когда он уже лет 7-8 не прикасался к клавишам. И однажды, когда они были вне Афона, на материке, Авеля попросили сыграть. Он не сразу согласился, потому что пианисту, который много лет не прикасался к инструменту, это сложно. Но старец был настолько поражен игрой Авеля, что в Дохиар привезли это фортепиано.

А сцена фильма с игрой на фортепиано – это не подстроенная сцена. Авель иногда ходил играть, вечером, в свободное время, ненадолго. И мы сняли такой случай. Это – обычная жизнь монастыря. Фильм не подстраивает ничего.

- Эта неподдельность – она ощущается.

Действия

Продолжение интервью читайте в следующем выпуске!

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Ставьте лайк, если статья понравилась) И не забудьте подписаться на канал!

14 записей

Сеансы ежедневно в : с 25 по 31 марта.
Стоимость билета 200 рублей.

Последний сеанс "Адама" в к/т Украина 17.03: "Если будет спрос на Адама в кинотеатре Украина г. Севастополь, и соответственно будет запрос в кинотеатр и мы обязательно им поставим доп. сеанс, а пока без продления. "

Сеансы ежедневно в 14:20 с 11 по 17 марта.
Стоимость билета 200 рублей. Показать полностью.

В четверг, 11 марта, перед показом ожидается вступительное слово отца Сергия, благочинного Севастопольского церковного округа.

Следующая цитата

Вчера я была в кино после большого карантинного перерыва. Фильм «Где ты, Адам?» привлёк меня уже анонсом в соцсетях. Документальный фильм получил Гран-при международного православного фестиваля «Покров — 2019». Когда я узнала, что он снимался на Афоне, выбор был предопределён.

Премьера фильма в России состоялась 5 сентября в кинотеатре КАРО Октябрь на Новом Арбате в Москве. А с 12 сентября он идёт в разных кинотеатрах. Сайт фильма Зал был не пустой. Весь ряд занимала группа из одного прихода — их явно благословил батюшка. Но были и другие зрители.

Фильм посвящен игумену афонского монастыря Дохиар старцу Григорию (Зумису). Так случилось, что эти кадры запечатлели последние дни этого подвижника. Он откровенно делится с нами тем, что считает ошибкой, что согласился быть священником и игуменом.

Читайте также: