Цитаты из центра тяжести
Обновлено: 06.11.2024
Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство.
Христианство – это ненависть к уму, гордости, мужеству, свободе; это – libertinage ума; христианство есть ненависть к чувствам, к радостям чувств, к радости вообще…
Лучше жить среди льдов, чем под теплыми веяниями современных добродетелей.
Что хорошо? – Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия.
Что дурно? – Все, что происходит из слабости.
Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины («Бог», «душа», «Я», «дух», «свободная воля» – или даже «несвободная»); чисто воображаемые действия («грех», «искупление», «милость», «наказание», «прощение греха»). Общение с воображаемыми существами («Бог», «духи», «души»); воображаемая наука о природе (антропоцентрическая; полное отсутствие понятия о естественных причинах); воображаемая психология (явное непонимание самого себя, толкование приятных или неприятных всем общих чувств – как, например, известных состояний nervus sympathicus – при помощи символического языка религиозно-моральной идиосинкразии, – «раскаяние», «угрызение совести», «искушение дьявола», «близость Бога»); воображаемая телеология («Царство Божье», «Страшный суд», «вечная жизнь»). – Этот мир чистых фикций сильно отличается не в свою пользу от мира грез именно тем, что последний отражает действительность, тогда как первый извращает ее, обесценивает, отрицает. Только после того как понятие «природа» было противопоставлено понятию «Бог», слово «природный», «естественный» должно было сделаться синонимом «недостойный» – корень всего этого мира фикций лежит в ненависти к естественному (действительность!); этот мир есть выражение глубокого отвращения к действительному… И этим все объясняется. У кого единственно есть основание отречься от действительности, оклеветавши ее? – У того, кто от нее страдает. Но страдать от действительности – это значит самому быть неудачной действительностью… Перевес чувства неудовольствия над чувством удовольствия есть причина этой фиктивной морали и религии, а такой перевес дает содержание формуле décadence…
Все эти великие мечтатели и чудаки, вместе взятые, все они поступают, как бабенки: «прекрасные чувства» принимают они за аргументы, «душевное воздыхание» – за воздуходувку божества, убеждение – за критерий истины.
Следующая цитата
В издательстве «Эксмо» в новой обложке выходит переиздание дебютного романа Алексея Поляринова «Центр тяжести». Автор работал над своим произведением около шести лет — и не зря вложил в него столько времени и сил. В 2018 году роман был выдвинут на «Большую книгу», попал в лонг-лист «Национального бестселлера», а в 2020-м получил приз зрительских симпатий премии «НОС».
«Имя это следует запомнить. Быстрых результатов не ждать — Поляринов работает медленно и требовательно, но в перспективе он обрадует чем-то ни на что не похожим», — Дмитрий Быков.
Интересно, что роман «Центр тяжести» немного автобиографичен. Главный герой Петя Портной — своеобразное альтер-эго автора. Он тоже родился в поселке Рассвет Ростовской области, у него тоже есть младший брат, он обожает читать и увлекается переводом художественных романов. В интервью Esquire Алексей Поляринов рассказывает, что отчасти подарил герою свое детство, правда, смягчил то, что происходило в реальности: «Что-то из детства я описал в своем романе — в сцене, когда Петро убегает по лесополосе от них [детей из соседнего поселка], и вот это все автобиографично и даже немного смягчено. В жизни было жестче».
Сам автор признается, что никогда не сопротивляется, если вдруг случайно вписывает в текст что-то из своей личной жизни. Для него отношения детей с родителями, отношения с родиной или с городом, в который ты переехал, — основополагающее, то, что может стать своеобразным топливом, энергией для создания романа.
Условно в книге можно выделить три центральные темы, важные для автора. Это то, как литература переживает народную или историческую трагедию: в какой-то момент Петро начинает думать о том, как бежать из страны, превратившейся из родины в антиутопическое место, где за каждым могут прийти и увезти в неизвестном направлении. Вторая тема — искусство граффити, отражающее проблемы общества на стенах городских домов. В «Центре тяжести» кто-то из героев, уже знакомых читателю, начинает рисовать оппозиционные граффити, чтобы противостоять тоталитарному режиму своей страны. И третья тема — киберпанк. Она пронизывает все главы посвященные Егору, младшему брату Петро. Унаследовав способность к математике от отца, Егор становится выдающимся программистом и попадает в таинственную Компанию, где занимается разработкой самообучающегося алгоритма, который поможет спецслужбам отслеживать людей.
В 2018 году, когда «Центр тяжести» только вышел, Алексей Поляринов придумал своеобразный пиар-ход, чтобы прорекламировать свой роман. Он начал вести подкаст « Поляринов говорит » и записал три выпуска, посвященных центральным темам своего романа: «№ 1 — Культура и трагедия», «№ 2 — Бэнкси, пост-граффити и умный вандализм», «№ 3 — Откуда взялся киберпанк?». Стоит послушать, чтобы чтение романа стало более запоминающимся.
Для российской литературы «Центр тяжести» — это что-то совершенно новое. Роман отличается тем, что постоянно меняет жанр: начинаясь как история взросления, он стремительно становится антиутопией, граничащей с киберпанком, кроме того, здесь можно найти сюжетные элементы детектива и даже сказки. Это намеренный авторский ход.
Популярный блогер, критик и переводчик строит свой роман по типу «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса, которая не укладывается ни в какие рамки, меняясь из главы в главу и постоянно становясь чем-то совершенно новым. Именно литература США помогла начитанному автору дописать свой дебютный роман. Оттого чтение «Центра тяжести» становится детективной загадкой: получится ли у читателя считать все смыслы, все цитаты из произведений известных американских авторов? Чтобы всё получилось, мы попросили Алексея Поляринова поделиться с читателями списком рекомендованной литературы.
Следующая цитата
Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) — выдающийся немецкий философ, один из крупнейших представителей иррационализма. Его главным трудом стал трактат «Мир как воля и представление», в котором он провел метафизический анализ воли человека. Это сочинение оказало огромное влияние на Фридриха Ницше, Льва Толстого, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и многих других мыслителей XIX и XX веков.
Но самой популярной его работой считается книга «Афоризмы житейской мудрости». В этом своеобразном «учебнике жизни» Шопенгауэр отошел от свойственного ему пессимизма и взглянул на существование человека с позиций эпикуреизма.
Мы выбрали 12 цитат из этой книги:
Иногда нам кажется, что мы тоскуем по какому-нибудь отдаленному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. Так обманывает нас время под маской пространства.
Богатство подобно соленой воде, чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. Это относится и к славе.
«Нормальный», средний человек вынужден искать жизненных наслаждений вне себя: в имуществе, чине, жене и детях, друзьях, в обществе и т. п., и на них воздвигать свое счастье, поэтому счастье рушится, если он их теряет или в них обманывается. Его положение можно выразить формулой: центр его тяжести — вне его. Поэтому его желания и капризы постоянно меняются, если позволяют средства — он то покупает дачу, лошадей, то устраивает празднества и поездки, вообще ведет широкую жизнь. Удовольствия он ищет во всем окружающем, вовне, подобно больному, надеющемуся в бульоне и лекарствах найти здоровье, истинный источник которого — его жизненная сила.
Спокойный, веселый темперамент, являющийся следствием хорошего здоровья и сильного организма, ясный, живой, проницательный и правильно мыслящий ум, сдержанная воля и с тем вместе чистая совесть — вот блага, которых заменить не смогут никакие чины и сокровища.
Любой ум останется незамеченным тем, кто сам его не имеет.
Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает, а следовательно, от свойств его мозга: сообразно с последним мир оказывается то бедным, скучным и пошлым, то наоборот, богатым, полным интереса и величия.
Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
Восклицать с энтузиазмом: «честь выше жизни», значит в сущности утверждать: «наша жизнь и довольство — ничто, суть в том, что думают о нас другие».
Умный человек в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении, тогда как даже беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок и увеселений не оградит тупицу от терзающей его скуки.
Люди, живущие стремлениями и надеждами, т. е. будущим, смотрящие всегда вперед и с нетерпением спешащие навстречу грядущим событиям, будто эти события принесут им истинное счастье, и пропускающие тем временем настоящее, не успев им насладиться, эти люди, несмотря на написанную на их лицах серьезность, подобны тем ослам, которых в Италии заставляют идти быстрее, привешивая к концу палки, укрепленной на их голове, охапку сена, которую они видят близко перед собою и вот-вот надеются достать.
Самая дешевая гордость — это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться; ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется кроме него еще многими миллионами людей. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости.
Следующая цитата
Есть ощущение, что Алексей всё-таки не доредактировал книгу: повторяющиеся обороты, нестыковки возрастов.
Психолог в городке с населением пять тысяч человек, серьёзно?
«Центр тяжести» как недособранный пазл в рамочке: искусно, трудоёмко, концептуально, и выбешивающее чувство незавершённости.
Использованы всевозможные кирпичи, всё, что любимо, и вынимать их, рассматривать – любо-дорого. Сказки Нины Ходжаровой прописаны ах как, суть акционизма и перфомансов передана, прочувствована.
17 монеток, одинаковые табуретки, тема про двойников – сочные детали, запоминающиеся.
Но кирпичи лучше клея. Многое так фрагментарно, и я понимаю, что это – заброшенные удочки: вот тебе мысль, додумай сам. Почему-то со мной не работает, ощущаю как недоделанность.
Бесконечные заигрывания с отсылками, аллюзиями и приёмами съели сам роман, лишили его цельности.
Читайте также: