Цитаты из библии про судьбу

Обновлено: 07.11.2024

Вы подняли непростую тему. Богословы некоторых христианских конфессий верят в предопределение. Мол, Бог заранее предопределил одних ко спасению, других к погибели. Тогда получается, что все наши действия бессмысленны и у нас фактически нет никакого выбора?! Однако, весь смысл учения Библии в обратном. Судьба каждого человека зависит от его осознанного выбора, как в целом жизненного кредо, так и повседневных маленьких принятий решений. Поэтому в богословии церквей, отвергающих предопределение судьбы, есть понятия условных и безусловных пророчеств. Безусловные сбудутся независимо от действий человечества - например, второе и первое Пришествие Христа. Условные зависят от действий людей, например - Иона и Ниневия. Ниневитяне покаялись и Господь отменил бедствие, чем был не очень доволен пророк Иона… (см. книгу пророка Ионы)

В Священном Писании есть прямые слова от Бога, которые подтверждают отсутствие предопределения:

Иер. 18:7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; 8 но ЕСЛИ народ этот, на который Я это изрек, ОБРАТИТСЯ от своих злых дел, Я ОТЛАГАЮ то зло, которое помыслил сделать ему. 9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; 10 но ЕСЛИ он будет делать ЗЛОЕ пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я ОТМЕНЮ то добро, которым хотел облагодетельствовать его.

Господь в Библии неоднократно предупреждал израильский народ и призывал их оставить свое отступничество от Его заповедей, а иначе Он допустит для них бедствия. В тех случаях, когда они не слушались, предсказанная беда приходила. Если же люди изменяли свое поведение, наказание отменялось.

Также по молитвам людей Бог изменяет запланированное будущее. Вспомните царя Езекию, по его искренней молитве Бог отодвинул его предреченную смерть на 15 лет (см. 4 Царств 20:1-6). И коненчо за этот пероид времени произошло много событий, связанных с живым Езекией, которые повлияли на будущее многих людей. Также и на горе Синай после отступления Бог планировал истребить евреев и образовать новый народ Божий. Но по искренней молитве Моисея Бог отменил запланированное (см. Исход 32:9-14). И сегодня мы имеем Израильтян - как Божий народ Ветхого Завета.

Во многих Божьих обличениях и предупреждениях, звучавших из уст пророков, были даны условия:

Если Вы …, то будет …

"Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: . если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, . то Я оставлю вас жить на месте сем" (Иер.7:3-7)

"Может быть, они (если) послушают и обратятся каждый от злого пути своего, (то) и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их" (Иер.26:3)

В целом же Господа нашим умом понять невозможно. Он дает пророчества и удивительным образом они исполняются. Я думаю, Он не на 100% знает будущее, но предвидит его, имея Великую Мудрость, и зная гораздо больше, чем мы. И тем более, Господь может предсказать (назначить, определить) будущее, затем его исполнив. Я считаю, что жизнь отдельных личностей основывается на их выборе и не известна с момента рождения до конца Господу. По-моему, Бог, предначертав в глобальном масштабе будущее, аккуратно вмешивается в жизнь земли и землян, чтобы не повлиять на осознанных выбор каждого отдельной личности, но чтобы Его пророчество исполнилось. В подтверждение этому можно привести тексты, где Господь говорит, что делает то, что Ему угодно, показывая тем самым, что Сам активно влияет на будущее:

Ис. 46:10 Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой СОВЕТ состоится, и все, что Мне УГОДНО, Я сделаю.

Ис. 55:11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне УГОДНО, и совершает то, для чего Я послал его.

То есть, будущее каждого человека до конца не предопределено. Мы живем свободно и от наших поступков зависит наше будущее.

Богословами, уверенными в предопределении судьбы, в подтверждении своей позиции обычно приводится текст Псалма:

Пс. 138:4 Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. 15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. 16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.

Вроде, кажется, что Слова Господа звучат однозначно. Но ведь выше в Иер. 18:7-10 мы видели тоже слова Бога, но совсем с другим смыслом. Может ли Господь Себе противоречить?! На самом деле, толкований у Священного Писания много, но далеко не все они верные. Зачастую текст вырывается из контекста повествования и фразе придается самостоятельный законченный смысл. Конечно, так делать нельзя. Священное Писание нужно толковать с соблюдением определенных правил, а именно:

1) Нужно толковать стихи без отрыва от контекста общего повествования. При этом желательно знать историю того периода о котором читаешь в Библии. Нужно понимать, что есть проблемы перевода, нюансы культуры и менталитета того времени и народа.

2) Библия не может сама себе противоречить, так как Бог Сам Себе не может противоречить.

3) В Священном Писании нет лишних текстов, так как Бог сказал, что "Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное" (Пс.11:7)

4) Библия объясняет сама себя. Именно так воспринимали ее все пророки и апостолы, ссылаясь на тексты из Писания предшествующих вестников Божьих.

На сколько я понимаю, такие правила близки к сути простой логики. Вот все --> правила толкования Библии

То есть нужно внимательно изучать "спорные" тесты Писания и ни в коем случае не строить доктрины и мировоззрение на отдельных единичных спорных текстах! Если Вы с учетом этих правил будете смотреть на спорные тексты Священного Писания, то многие из них уже скоро для Вас откроют свой истинный смысл – тот, который в них вкладывал Бог и Его вестники.

Так, если внимательно прочитать весь Псалом 138, то будет видно, что псалмопевец не ставил его целью рассказать о предопределении судьбы. Давид просто восхищается всеведением (всезнанием) и силой Господа:

Господь постоянно смотрит на нас (стих 3), знает наши мысли (стих 4). Далее Давид прямо говорит, что потрясен ведением (всезнанием) Господа (стих 6), он понимает что Бог везде и на небе и на мертвецов распространено Его ведение.. Все это потому что Бог любит нас, Он сотворил нас - создал чудо зарождения каждого нового человека во чреве матери. Даже развитие зародыша идет под контролем Бога.

И только после этого Давид говорит, что в книге Бога "записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было".

Очевидно с учетом вышеизложенного, что Давид здесь продолжает восхищаться ВСЕзнанием Бога, в том числе Его ПРЕДВИДЕНИЕМ. Кроме того, Давид здесь признает, что вся его жизнь от начала до конца НАХОДИТСЯ В РУКАХ Божьих. Именно в Божьей власти количество наших дней на земле! - Вот смысл спорных текстов.

23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; 24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

Если бы Давид писал о предопределении Бога, в том смысле, что каждый наш день жизни уже расписан и известен, то он не просил бы у Бога совета, куда ему направляться, ведь любое движение Давида, как и любого человека уже предопределено и неизменно. Но Давид хочет менять свою жизнь в лучшую сторону, чтоб достигнуть жизни вечной, именно поэтому и просит совета у Господа!

В Библии мы четко видим два завета. В целом все заветы построены на условиях, ведь завет - это договор (договоренность сторон об определенных условиях). Во Второзаконии целые главы Бог отвел под условия и возможные последствия тех или иных поступков:

Втор. 6:1 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; 2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, ДАБЫ (чтобы) продлились дни твои.

Втор. 11:13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, 14 то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; 15 и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться. 16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им; 17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам.

Наша жизнь зависит от наших кардинальных и повседневных выборов. Об этом говорит вся Библия. Иначе, зачем вообще дана Библия, если все предрешено? Наоборот, Бог нас учит и желает, чтобы мы становились лучше и чтоб спаслись для вечности. Поэтому Господь испытывает нас, вразумляет и даже наказывает:

Евр. 12:6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. 11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Апостолы прямо говорили, что Бог хочет, чтобы ВСЕ спаслись:

2 Пет.3:9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы ВСЕ пришли к покаянию.

1 Тим. 2:4 Который (Бог) хочет, чтобы ВСЕ люди спаслись и достигли познания истины.

Где же здесь предопределение судьбы?!

Если же судьба каждой личности, а значит и каждого Божьего творения, предопределена, то значит Бог Сам создал зло и грех, так как создал Люцефера, ставшего потом сатаной? А значит, Бог не есть Любовь, раз Он Сам создал сатану, предвидя, что тот принесет столько боли, смертей и несчастий! Но Библия утверждает, что Бог есть Любовь! Так оно и есть. А значит, нет предопределения! Именно так и учит Библия!

Давайте рассмотрим еще несколько текстов, в которых некоторые богословы видят подтверждение предопределения судьбы.

Рим. 8:29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Для начала давайте вспомним, что Бог через Свое Писание утверждает:

Еккл. 7:29 Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

Уже из этого понятно, что нет предопределения! Также вспомните многие другие тексты, которые были приведены ранее.

Если смотреть на Рим. 8 главу через понимание того, что нет предопределения, как показывают другие тексты Библии, то мы увидим совсем другую картину. В целом, весь контекст главы показывает, что здесь Бог говорит о христианах. С самого начала главы Павел рассуждает о духе христианина и о предстоящем воскрешении верующих благодаря жертвенной смерти Христа.

Бог знал (предвидел), что будут искренние верующие после прихода Его Сына, у которых будет Его закон в сердце. Об этом Он задолго до пришествия Христа говорил через пророков:

Иер. 31:31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

Поэтому, в Рим. 8 главе Бог и говорит, что предузнал – значит наперед знал, и предопределил, значит был уверен, что придет Иисус (это безусловное пророчество) и у Него буду последователи. Из контекста видно, что речь апостол Павел в послании к Римлянам, в частности в 8 главе, ведет в целом о верующих во Христа – верных Богу чадах. Они будут более духовными благодаря Своему учителю Иисусу. И здесь в тексте нет даже намека на предопределение судьбы отдельных личностей.

Следующий текст 1 Кор. 2:6-8

1 Кор. 2:6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, КОТОРУЮ предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

Здесь речь идет о тайной премудрости (посмотрите, к чему относится слово КОТОРУЮ) воплощения Бога Иисуса в человека – то есть план спасения людей через Его заместительную жертву. Посмотрите, Павел в другом послании это поясняет:

1 Тим. 3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

То есть, в 1 Кор. 2 главе опять же нет в тексте даже намека, что имеется в виду предопределение отдельных личностей. Речь идет о тайне, которая исполнилась, которую Бог предназначил к исполнению прежде веков.

Теперь Еф. 1:3-6, 11-12.

Еф. 1:3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, 12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

Здесь также речь идет о плане спасения верующих через Христа. Бог знал, что у Его Сына будут последователи - христиане, которые будут более духовными, у которых закон будет записан в сердце благодаря Духу Святому, с которыми будет заключен Новый завет на крови Иисуса, которые будут спасены к вечности. То есть речь идет о верующих в Христа – верных детях Божьих, а не о конкретных личностях. Даже не все христиане предопределены для спасения – речь идет именно о верных верующих, которых стало больше благодаря Христу – в этом Бог был уверен наперед (см. выше Иер. 31 гл.). Многие христиане не спасутся, если не будут стремиться оставить свою некогда грешную жизнь/ Читайте об этом материал Все ли христиане спасутся?. Так что даже здесь нет предопределения.

Далее Деян. 4:27-28

Деян. 4:27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, 28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.

Бог с самого начала продумал план спасения и то, что Иисусу предстоит пострадать и быть казненным за грехи людей. Почитайте:

Откр. 13:8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Cм. также Ис. 53 главу и другие тексты Библии. Поэтому апостол и говорит, что все это было предопределено Богом! Здесь говорится опять о безусловном пророчестве – о Пришествие и служении Иисуса Христа. Тут нет и намека на предопределение отдельных личностей еще до рождения к вечной погибели или вечной жизни. Как мы уже говорили, Господь хочет, чтоб ВСЕ спаслись. Иисус умер за всех – кто примет Его дар: выбор же своего будущего за каждым из нас!

А сейчас Деян.13:48

Деян. 13:47 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. 48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.

Здесь апостол вспоминает пророчество о том, что обязательно вера в Бога будет широко распространена и на язычников. Ведь ранее в основном в Бога верили Израильтяне. Так что, согласно контексту, здесь речь об уверовавших язычниках, что было предсказано в пророчестве. Речь не об отдельных индивидах заранее представленных ко спасению, а о МНОГИХ язычниках. Спасены будут те язычники, кто уверовал, как и предвозвещало пророчество.

Прочитайте внимательно эту главу. Апостол не ставил цели данной фразой рассказать о предопределении некоторых людей ко спасению, он возвещал о сбывшем пророчестве – что вера в Господа распространиться далеко за пределы Израиля на язычников. Все дело в том, что часто верующие читают не Библию, а отдельные ее стихи. Нельзя отдельные тексты посланий воспринимать как законченные фразы. Как мы видим, в некоторых случаях они могут принять совсем другой смысл – кардинально отличный от того, который в эту фразу вкладывал пророк или апостол, когда употреблял ее, произнося целую речь.

Следующая цитата

Это – очень сложный вопрос, и мы начнем с того, чему Библия нас не учит. Судьба обычно рассматривается как предопределенный ход событий, неподвластный человеческому контролю. Типичная реакция того, кто верит в судьбу, – отстранение. Если мы не можем изменить судьбу, зачем даже пытаться? Чему быть – того не миновать, и мы ничего не можем с этим поделать. Это называется «фатализмом», и это не соответствует Библии.

Фатализм – основной постулат ислама, который требует полного подчинения суверенитету Аллаха. Он широко распространен и в индуизме; фактически, именно фаталистическое отношение к жизни помогает поддерживать кастовую систему в Индии. В греческой мифологии упоминаются мойры – три богини, которые ткут человеческие жизни. Их решения не могли быть отменены даже другими богами. Опять же, фатализм не является библейским понятием.

Судьба и предназначение – наша свобода воли

Библия учит, что человек был создан со способностью0 делать нравственный выбор и что он несет ответственность за этот выбор. Падение человека не было предопределенным событием, в котором Адам и Ева стали несчастными жертвами-марионетками деспотичного Бога. Напротив, первая пара имела возможность выбрать послушание (с сопутствующим ему благословением) или непослушание (с последующим проклятием). Они знали, к чему приведет их решение, и были привлечены к ответственности (Бытие 3).

Тема ответственности за свой выбор пронизывает все Священное Писание. «Сеющий беззаконие пожнет беду» (Притчи 22:8; тут и далее – Новый Русский Перевод). «От всякого тяжелого труда бывает прибыль, а пустословие приносит только нужду» (Притчи 14:23). «Если хочешь жить без страха перед властью, делай добро и получишь от нее похвалу» (Римлянам 13:3).

Мы грешим, потому что принимаем решение грешить. Мы не можем винить судьбу, рок, предопределение или Бога. В Иакова 1:13-14 написано: «Когда вас постигает искушение, не говорите: “Это Бог меня искушает”. Бог Сам не может быть искушен злом и не искушает никого. Каждого человека искушают его же собственные желания, они увлекают и соблазняют его».

Интересно то, что многих людей, принявших решение грешить, расстраивают негативные последствия греха. «Человек своей же глупостью губит себе жизнь, а сердце его злится на Господа» (Притчи 19:3). Это чрезвычайно глубокий стих. Человек, по глупости разрушающий свою жизнь, продолжает обвинять Бога или, возможно, судьбу. Таким образом, он упорствует в своем безрассудстве.

Священное Писание также учит, что мы принимаем решение верить. Часто повторяемое в Библии повеление верить подразумевает, что у нас действительно есть выбор в этом вопросе. «…Не сомневайся, но верь» (Иоанна 20:27; см. также Деяния 16:31; 19:4).

Судьба и предназначение – Божий суверенитет

Но мы не являемся суверенными хозяевами своей судьбы. Только Бог суверенен. Его высший контроль называется «провидением». Он решил дать нам свободу воли и создал моральную вселенную, в которой закон причины и следствия является реальностью. Но есть только один Бог, и во вселенной нет «случайностей».

Всемогущий и премудрый Господь должен иметь план, поэтому неудивительно, что Библия говорит об этом. Данный план, поскольку он принадлежит Богу, свят, мудр и великодушен. Божье провидение действует, чтобы осуществить Его первоначальный план относительно творения.

Господь говорит в Исаии 48:3: «Я предрекал минувшее заранее, уста Мои возвещали его, и Я объявлял о нем; затем внезапно Я действовал, и все исполнялось». То, что Он объявляет – Он и совершает (и Он может объявлять об этом на многие столетия вперед!).

Противиться плану Бога бессмысленно. «Нет ни мудрости, ни разума, ни замысла, что имели бы успех против Господа» (Притчи 21:30). Вот почему Вавилонская башня так и не была достроена (Бытие 11:1-9), хулители Даниила были брошены к львам (Даниила 6:24), Иона оказался внутри рыбы (Иона 1:17) и почему мы попадаем в беду, когда грешим.

Даже то, что мы обычно называем «случайностью» или «судьбой», находится под Божьим контролем. «Бросают жребий в полу одежды, но любое решение его – от Господа» (Притчи 16:33). Иными словами, Бог на самом деле управляет каждым аспектом в мире.

Все происходящее соответствует Его замыслу. Зло существует, но оно не может воспрепятствовать Божьему провидению. Он использует для Своих целей даже грешных людей. «Как поток воды, сердце царя в руке Господней: куда Он захочет, туда его и направит» (Притчи 21:1). Бог влиял на сердца египтян (Исход 12:36) и царя Артаксеркса (Ездры 7:27), чтобы реализовать Свой замысел. Даже когда намерения человека – чистое зло, Господь все еще может осуществить Свою волю, как в случае с теми, кто распял Иисуса (Деяния 2:23; 4:27-28).

Божий план включает награду тем, кто доверяет Ему, и Он обещает прославить Своих детей. «Нет, мы говорим о тайной мудрости Божьей, которая до сих пор была скрыта, но еще до сотворения мира предназначена Им для нашей славы … Но как написано: “Не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку то, что Бог приготовил любящим Его”» (1 Коринфянам 2:7-9). Обратите внимание на использование слова «предназначена» в этом отрывке – это предназначение, основанное на нашей любви к Господу.

Судьба и предназначение – индивидуальный план

Верховная власть Бога распространяется даже на план нашей индивидуальной жизни. Это проиллюстрировано в Его призвании Иеремии – еще до того, как этот пророк родился. «И было ко мне слово Господне: Прежде чем Я образовал тебя во чреве, Я уже знал тебя, прежде чем ты вышел из утробы, Я избрал тебя; Я назначил тебя пророком для народов» (Иеремии 1:4-5).

Давид также понимал, что у Господа был план относительно него. «Твои глаза видели мой зародыш, и в книге Твоей все мои дни были записаны, когда ни одного из них еще и не было» (Псалом 138:16). Благодаря этому знанию Давид искал конкретного Божьего руководства во многих ситуациях, например, в 1 Царств 23:9-12.

Судьба и предназначение – итог

В книге Деяния Иисус является перед Савлом из Тарса с интересным заявлением: «Трудно тебе идти против рожна» (Деяния 9:5; 26:14). У Христа, очевидно, был план относительно Савла, и тот (мучительно) сопротивлялся ему. Использование нашей свободы вопреки плану Бога может быть мучительным.

Позже Иисус сказал Савлу, что к нему придет человек по имени Анания, а потом Он обратился к Анании (стихи 11-12)! Очевидно, у Господа был заранее подготовленный план относительно Анании. Так вот, Анания не хотел посещать Савла (стихи 13-14). Он мог поступить, как Иона, и сбежать. Если бы он принял такое решение, то Бог приготовил бы «рыбу», чтобы вернуть его. К счастью, Анания послушался (стих 17). Использование нашей свободы для следования плану Бога приносит благословение.

Таким образом, Библия учит, что Господь стоит во главе всего. В то же время Он дал нам свободу подчиняться или не подчиняться Ему, и есть некоторые вещи, которые Он делает только в ответ на молитву (Иакова 4:2).

Бог благословляет послушных и с терпением (которое иногда может казаться слабостью) относится к непослушным. У него есть план относительно нашей жизни, который включает в себя нашу радость и Его славу как в этом мире, так и в мире грядущем. Те, кто принимает Христа как Спасителя, приняли план Бога (Иоанна 14:6). С этого момента начинается постепенное следование тому наилучшему, что Он приготовил для нас, с молитвой об исполнении Его воли (Матфея 6:10) и уклонением от греха (Псалом 31:1-11; 118:59; Евреям 12:1-2).

Следующая цитата

В молодости нам часто кажется, что успех в жизни зависит всецело от нас. Однако, с возрастом редкий человек не приходит к мысли, что есть в жизни некий глубинный замысел, план, именуемый часто судьбой. Однако насколько основательны подобные верования?

Начнем с того, что вера в судьбу бывает разной. Например, языческое представление о судьбе представляет её некой неумолимой и бессмысленной силой – роком, фатумом – которая может играть с человеком, как с марионеткой. Человек не только не способен изменить свою судьбу, он даже не может понять смысл происходящего с ним. Именно такое понимание судьбы имеют в виду, когда говорят: «на роду написано». Стал человек алкоголиком – значит, на роду так написано, ничего не поделаешь. Полюбил другую женщину и ушёл от жены с двумя детьми. Что ж поделать, это любовь, а с ней не поспоришь. С точки зрения оправдания своих грехов это очень удобно. Там, где нет свободы выбора, нет и ответа за свои поступки. Есть и другие варианты подобных оправданий: влияние созвездий и планет, генетическая запрограммированность, психологические травмы.

Христианское понимание судьбы иное. Судьба есть замысел Бога о земном пути человека, причем Бог формирует этот замысел, глядя на состояние нашего сердца. Он знает наперед, что для нас полезно, а что вредно, от чего следует нас уберечь, а что следует дать в изобилии. Наша судьба это, если угодно, реакция Бога на нас самих. И, как и всякая реакция, она может меняться. Некоторые лингвисты даже утверждают, что само слово «судьба» означает «суд Божий». В такую судьбу мы не только можем верить, мы должны верить. Мы должны всячески возбуждать в себе веру в то, что вся наша жизнь в руках Божиих, и не бояться ничего, кроме отступления от Него. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» , – говорит Христос (Мф. 10:29-31). Таким образом, в сравнении с неверующим христианин пребывает в наивыгоднейшем положении: его жизнью управляет не какая-то судьба-злодейка, которую невозможно умолить, а всепромышляющий Бог, к Которому всегда можно обратиться.

Следующая цитата

Почему мы все так боимся смерти? Что она фактически означает и что стоит за ней? Это вопросы, на которые в своей жизни рано или поздно пытается ответить буквально каждый.

Апостол Павел в конце своей жизни сказал проникновенные слова: «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.» (Фил.1:21) Сказать, что смерть для него приобретение мог сказать только человек, который знал о ней что-то такое, чего точно не знаем мы. Потому что кто из нас сегодня может сказать то же самое? Давайте попробуем хоть чуть-чуть понять, что такое знал Павел.

В прошлый раз мы говорили с вами о том, что Бог никогда не находится один, потому что Он - Любовь, а любовь предполагает единение, взаимообщение, взаимодействие, общность. То есть любовь обязательно предполагает жить с кем-то и для кого-то. Помните, очень много непонимания вызывает сама сущность Бога. С одной стороны, мы читаем «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4) То есть, исходя из этого, Бог – один. А с другой стороны, Библия говорит нам о Боге-Отце, Боге- Иисусе Христе, а еще есть и такие слова Господа: « Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс.81:6) . Значит, вроде бы, Бог не один. Но Он нам говорит - слушай и не забывай, Я един. Но слово един – это единство, единение, взаимосвязь. То есть какое-то множество, но оно едино, оно взаимосвязано, оно неразрывно и потому - одно.

И сразу заметьте, Бог – это жизнь, и в основе всего сущего лежит огромное самопожертвование и любовь к другим, то есть — единство . А значит, жизнь существует и может существовать только в единении, во взаимодействии, в единстве. Это как планеты в нашей солнечной системе. Заметьте, они все находятся в зоне притяжения Солнца, все движутся по своей орбите, не мешая друг другу, а наоборот, помогая, создавая свои зоны притяжения и притягивая к себе спутники, разные небольшие небесные тела. Благодаря этому всё это существует и живет. Но, представьте, если одна из планет вдруг не захочет подчиняться вот этому общему единению, и уйдет со своей орбиты. Что с ней случится? Она умчится в космос, там или взорвется, или разобьется о какое-нибудь большое небесное тело, или затянется в какую-нибудь черную дыру, а результат один – она обязательно погибнет.

То же самое случилось с нами, с людьми с планеты Земля. Мы ушли из единения Бога и допустили, запомните это страшное слово – разобщенность . Что это такое? Это потеря единения с Создателем, потеря единства со всеми небесными жителями, потеря единения людей и друг с другом. Почему? Потому что мы стали жить не для Бога и друг друга, а для себя. Место любви заняло себялюбие. И разобщенность очень страшна, потому что это именно она внесла, она породила смерть, чего до этого у жизни просто не было. И вот мы пришли с вами к интересному выводу. Смерть – это потеря единства, взаимосвязи, общности – это разобщенность.

Бог из Своей великой любви предоставил нам возможность какой-то срок пожить на этой земле, чтобы понять это и вернуться в Его единство. И потому у нас тут, на Земле, эти понятия – жизнь и смерть переплелись. Если во всем Его Царстве существует только жизнь, то у нас еще и смерть, и повторюсь, внесли ее мы. И это очень интересный момент. Поскольку, что мы сегодня имеем? Всё наше существование – это лавирование между жизнью и смертью, и мы не умеем ни жить, ни умирать так как надо. В чем это выражается?

Вы думаете, вы живете, когда бесперестанно заботитесь о своем «я», когда проявляете нелюбовь, когда плачете и страдаете о себе и о своих несостоявшихся мечтах, когда только и ищите справедливости, не думая при этом о других? Всё это мертвые дела, поэтому, нет, вы не живете, это вы умираете, медленно, постепенно, и на духовном и на физическом уровне.

К сожалению, мы не умеем ценить ни жизнь, ни смерть. Мы думаем, что жизнь – это хорошо, а смерть плохо, как белое и черное. Но между ними, оказывается, есть столько красок, которые просто нужно однажды увидеть. Мы ценим только жизнь и принимаем ее как должное, будучи нечестны в то же время по отношению к смерти. Мы боимся умереть, и из-за этого постоянного страха смерти фактически не живем, а только выживаем .

А в момент смерти жалеем о том, что не жили. Жалеем, что что-то не сделали, потому что думали, что будет еще достаточно времени. Но сколько это – достаточно времени? А знаете, будущее - самая сладкая ложь на этой земле. Вы замечали, мы часто живем будущим, которого вообще нет и не будет. Есть только настоящее, но мы его не ценим. Вплоть до своей смерти никто и никогда не думает, что он в конце концов умрет. Вы когда-нибудь действительно размышляли об этом и приняли реальность смерти? Нет и нет. Почему, скажете вы? Потому что тогда вы ценили бы настоящее, безгранично любили и людей, и Бога, и всё созданное Творцом. Правда ли вы любили их? А ценили ли вы настоящее? Нет, иначе вы любили бы каждый его момент. Вы бы дышали, чувствовали, слышали все ароматы, вы бы пробовали их на вкус. У нас есть возможности жизни, но мы принимаем их за должное, подсев под наркотик под названием будущее, считая, что всё еще успеем. Еще успеем покаяться, еще успеем наладить отношения с Богом, решу вот свои проблемы. Когда время решало что-либо? Помогло ли оно кому-то? Вот так, мы не живем во время жизни и не умеем умирать во время смерти.

Почему я сказала, жизнь и смерть переплелись? Да потому что во время жизни мы медленно умираем, не понимая как это жить, а смерть должна бы возрождать нас, но мы этого тоже не понимаем, а потому боимся ее. Что такое смерть? Бог нам говорит: «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.» (1Кор.15:36) Господь говорит - чтобы жить, нужно умереть. А мы хотим жить, чтобы не умирать. Заметили разницу? Вот пока мы этого не поймем, ничего и не будет. Мы не хотим умирать – ни физически, ни духовно, ни для своего «я», ни для своих мертвых дел, никак.

А смерть, как ни странно, это преображение, превращение, это изменение в новое и лучшее. Вот так это сделал для нас наш любящий и мудрый Господь. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.» (Иоан.12:24-25) За смертью следует вечная жизнь. Она совсем не такая, она разительно другая, но об этом мы поговорим в следующий раз.

Но смерть, как это ни парадоксально, по замыслу Бога – несет жизнь! Почему даже верующие не воспринимают это правильно?! Да, конечно хочу в Царство Небесное, но здесь –то тоже пожить хочется. Что это? А это то, о чем я и говорю – полное непонимание и жизни, и смерти. И наш Бог об этом знает и пытается нас успокоить: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.» (Откр.14:13) Блаженны мертвые – они счастливы, вы слышите это, Бог говорит – они счастливы! За смертью следует жизнь – они успокоились лишь на миг, и дела их идут вслед за ними. Жизнь победила смерть. И доказательство этому – Иисус Христос. Люди изначально были созданы для жизни, а не смерти. И даже, когда мы внесли её в свою жизнь, могущественный Бог сделал всё, чтобы мы имели возможность бороться с ней и победить её. Но как ни странно это звучит, победить её, можно только приняв смерть.

Итак, благая весть, которая должна изменить наше сознание, нашу жизнь и наше отношение к смерти – за смертью следует жизнь, не эта временная, короткая и не всегда такая хорошая, а длинная, вечная и качественно совсем другая. Но для этого нужно научиться и правильно жить, и правильно умирать. «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.» (Откр.12:11)

Мы часто бережем то, что как раз не нужно бы беречь – любовь и жалость к себе, потакание своим плотским похотям, и отбрасываем то, что нужно беречь, как зеницу ока – любовь, единение, взаимоотношения.

Смерть должна напоминать нам, что всё будет хорошо, и ее не надо проклинать. Надо принимать ее как подарок судьбы, как шанс отпустить всё, чем мы дорожили, увидеть ее роль, какую она играет в нашей жизни. Каким-то образом надо понять, что смерть – это жизнь.

Читайте также: