Цитаты из библии отношение к другим религиям

Обновлено: 21.11.2024

Как должны общаться христиане разных конфессий? Как относился к иноверцам Христос? Нужно ли спорить о вере? Чем опасны религиозные дискуссии? Каким должно быть отношении православных к инославным христианам и к иноверным.

В современных толковых словарях под иноверным обычно понимается человек другого вероисповедания, а под инославным христианин не православного вероисповедания. (прим. редакции).

Возлюби своего ближнего, сказано в Библии. Христианство толкует это как любовь к каждому человеку, независимо от веры и происхождения. И к негру, и к эскимосу, и к язычнику, и к атеисту. Но это в идеале. Порой христианин не способен возлюбить даже своего единоверца, принадлежащего к другой конфессии. Длится это веками. Связано это с разницей в догматах, обрядах, молитвах. И с политикой.

В эпоху апостолов не было разных конфессий. Писание гласит:

«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас»

(к Ефесянам, 4:5-6)

Верующие следовали только за Христом.

К нашему времени в христианстве сформировались около двух тысяч конфессий и сект. И представители каждой считают только себя истинными христианами. О прочих же отзываются, кто с сожалением, кто с пренебрежением.

Началось это давно. Наверное, с той поры, как тысячелетия назад два благочестивых мудреца впервые поспорили из-за религии. С тех пор отчуждение нарастало и конца этому процессу не видно.

Религиозная дипломатия Христа

Для православного человека идеалом отношения к иноверцам является Христос. Его современниками были не только иудеи, но и представители полуязыческих сект. Общаясь с ними, Сын Божий оставался неизменно вежливым и доброжелательным.

В Евангелии не раз упоминаются самаряне. Впервые я услышала о них в детстве, когда бабушка пела духовный стих «Христос и самарянка».

А почему, собственно, нет общения? Тогда я предполагала, что это жители враждебной Израилю страны. На самом деле рознь была религиозной. Самаряне являлись потомками евреев и хананейских племён, вера их представляла собой синтез язычества и иудаизма. Бог Израилев был для них не единственным, но, возможно, первым среди других богов. Правоверные иудеи когда-то не позволили самарянам участвовать в восстановлении иерусалимского храма. Это посеяло ещё большую вражду между ними. По сути самарянка была раскольницей, а как оказалось далее, ещё и грешницей.

Христос ей сказал: «Приведи сюда мужа»,
Ответила: «Нет у меня».

Но Сын Божий избегает гневных обличений, диалог продолжается, самарянка осознаёт, что её жизнь перед этим путником, как на ладони. Она понимает, что это пророк и приводит к нему других горожан, чтобы Христос проповедовал им. И многие уверовали в Него.

Мученица Фоти́на (Светла́на) Самаряныня, Римская

Представим, что Христос на первые слова самарянки упрекнул бы её язычеством и блудной жизнью. Женщина ушла бы оскорблённой и проповедь у колодца просто не состоялась. Но Христос дал нам пример религиозной дипломатии.

Но и добрые слова имеют не меньшее значение. Поскольку человека к себе не привлечёшь ни бранью, ни ядовитой иронией.

Старцы об отношении к инославным

«И так не бойся молиться за язычников, и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то, очевидно, и о еретиках. Потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения — по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг ко другу»,

– пишет Святитель Иоанн Златоуст

У каждого ли подвижника нужно учиться восприятию инославных? Отношение Русской православной церкви к ним меняется и меняется отношение тех, кто говорит от её имени. Например, святитель Феофан Затворник (1815-94), епископ Русской православной церкви, писал о старообрядцах: «Будто все, что печатается, то истинно. – Мало ли басен и сказок печатают?! Басня и напечатанная все же остается баснею. Так и раскольнические книги – и напечатанные – все остаются нелепостями» или «Раскол (старообрядческий) распространяется старыми девками, нередко развратными, и мужиками, иногда бродягами, а всегда такими, которые работать не хотят, и вздумали себе добывать хлеб ложнопоповством и жить за счет простых людей. Все они едва выучились читать и едва бредут по книге, а лезут в учители» («О Православии с предосторожностями от погрешений против него»).

Гонения на старообрядцев длились несколько веков. Во времена патриарха Никона их жгли, отрезали языки, ссылали. Позже разрушали скиты, отбирали древние книги, иконы. А что же сейчас?

Митрополит Иларион (Алфеев), председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством считает, что древний обряд напоминает нам о единстве между миром человеческим и миром ангельским. А песнопения старообрядцев отображают молитвенное воздыхание человеческой души.
Он говорит: «Мы должны понимать, что между православными и старообрядцами, по крайней мере, старообрядцами поповского согласия, нет вероучительных расхождений. Есть расхождения, связанные с обрядом, с литургической традицией, но не те, которые относились бы к вероучению. А это означает, что существует почва для диалога и сближения».

От осуждения пришли к одобрению. И прежнее отношение – с сожжениями и оскорблениями не лучше нового – с кротостью и милосердием. Ведь Христос не сжигал и не оскорблял, но сам терпел гонения. И близость к Нему узнаётся по любви к людям.

Протоиерей Олег Стеняев тоже отзывается о старообрядцах доброжелательно.

Благодать и спасение у инославных

Спасение — в христианстве, согласно Библии, избавление человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства небесного — блаженного соединения с Богом.

Преодолеть политический фактор могли немногие служители церкви. Но такие люди были. Вот что пишет святитель Филарет Московский в своей книге «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви»: «Испытующий: По сему признаку и Восточная, и Западная Церковь равно суть от Бога. Уверенный: Да, поскольку и та, и другая исповедуют Иисуса Христа во плоти пришедша, то в этом отношении они имеют общий Дух, который от Бога есть… Изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения Западных христиан и Западной Церкви. По самым законам церковным, я предаю частную Западную Церковь суду Церкви Вселенской, а души христианские суду или паче милосердию Божию».

Мнения современных священнослужителей

Игумен Савва (Мажуко): «Я вовсе и не утверждаю, что иноверцы спасаются, я просто настаиваю, что у нас нет никаких оснований считать их обреченными на адские муки только за принадлежность к другой религии. Все евангельские реплики, связанные с посмертным наказанием грешников, указывают на главный критерий: Господь будет судить людей за преступления против любви. Достаточно вспомнить описание Страшного суда, которое дает нам Сам Судия в Евангелии от Матфея (глава 25). Сам Господь подробно излагает ход этого судебного разбирательства. Христос приходит на суд во славе с ангелами Своими и отделяет грешников от праведников как пастырь отделяет овец от козлов. А потом идет опрос подсудимых. О чем Христос спрашивает? Не о религиозной принадлежности — увы! — не о политических взглядах, не об образованности и социальном статусе. Нагих одели? Больных посетили? Странников приютили? Голодных накормили? Жаждущих напоили? Вот и всё. А потом каждый идет туда, куда ему и следует — в радость Господа или в муку».

Игумен Силуан (Туманов): «Как они всё за Господа Бога решили!» — говорил о некоторых современных «ревнителях благочестия» один мой знакомый батюшка — седовласый протоиерей «со стажем». «Ведь кто спасётся кто нет — ведь Один Бог знает! А у них, что за самоуверенность. Католики и армяне у них не спасутся, мусульмане не спасутся. Дети некрещеные — сразу в ад, как будто у них была возможность покаяния! Всех осудили, и думают, что одни они спасутся и одни хотят на райской поляне сидеть. Уже и Страшный Суд им не нужен! Всех сами распределили!»

Давайте обратимся к официальному документу «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», опубликованному на сайте Московского патриархата: «Общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство».

Русская православная церковь всегда считала возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами древних восточных церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной церкви и воспитания детей в православной вере.

Иерей Александр Кухта рассуждает о католиках позитивно.

Сел я на её место, и с тех пор она стала со мной здороваться, я перестал быть опасным, чужим человеком. Вот как тяжело дается крохотный шажок навстречу друг другу, к простым человеческим отношениям. Сейчас я больше не вижу в инославных врагов, а просто людей, которым нужны и наше участие, и наши молитвы. С теплотой надо относиться. Не из миссионерских целей, не ради того, чтобы произвести впечатление, а чтобы самому остаться православным».

Отец Вениамин (Новик) хорошо отзывается о протестантах

Нужны ли споры о религии?

Споры мирян о религии – явление ненужное и опасное по нескольким причинам.

  • Они ни к чему не приводят, настраивая людей друг против друга.
  • Они рождают в душе гнев, осуждение, презрение, высокомерие.
  • Они отвращают потенциальных неофитов, наблюдающих за спорами, от Церкви.
  • Они могут воплотиться в реальную жизнь как преступные действия.
    Есть и в наше время старцы, или считающие себя старцами, которые изливают яд ксенофобии по отношению к другим конфессиям. Есть и плоды их стараний.
    Например, составляются списки «врагов Православия» с тегом «при ЧП расстрелять».

Есть у меня хороший знакомый из националистической организации. Набожный человек, почитатель Рафаила Берестова. Примерно в 2014 году отправились парни из этой организации на Донбасс, тоже православные люди, воевать за Новороссию с Вооружёнными силами Украины. В разговоре со своим знакомым я заметила:

– Зачем славянам убивать славян? Христианам – христиан? Я за дипломатическое решение конфликта.

– Ребята поехали карать униатов! – Заявил знакомый.

Для ребят это было священной войной, религиозным противостоянием, даже на знамёнах изображали Христа. Каждый украинский солдат для них по умолчанию был униатом, хотя, без сомнения, есть в рядах ВСУ и адепты РПЦ МП. Но даже если и униаты, и католики – разве это причина для выстрела? И с той, и с другой стороны священники благословляли солдат и кропили святой водой. И молитвы читали одинаковые к одному Богу.

Священник на Майдане, Украина

Когда политика смешивается с религией, последствия непредсказуемы.

Что требуется от православного в отношении инославных?

Отнюдь не разжигать рознь, но хранить свои религиозные убеждения.

  • Не участвовать вместе с ними в богослужениях
  • Не употреблять их причастие и святую воду
  • Не ставить свечи в инославных храмах

В то же время свидетельствовать о Православии порядочностью и добрыми делами. Избегать резких суждений о чужой вере.

Святитель Иоанн Златоуст о людях другого вероисповедания :

«И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие».

Спасение человека или его погибель заключается в отношении к ближнему. Это азбучная истина христианства, общая для всех конфессий.

Следующая цитата

Что значит, чураются? Не участвуют в ложном поклонении? потому что Бог требует исключительной преданности".
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель [«требующий исключительной преданности» » (Исход 20:4, 5).

Остальные ответы

Не христиане!! православные! ибо боятся тех кто не похож на них.

я женат на мусульманке. Этого достаточно чтобы вы закрыли рот?

«Не впрягайтесь в неравное ярмо с неверующими. Ибо какое общение может быть у праведности с беззаконием? Или что общего у света с тьмой? Да и какое может быть единодушие между Христом и Велиа́ром? Или какую долю имеет верный с неверующим? И какое согласие может быть между Божьим храмом и идолами? „А потому выйдите из их среды и отделитесь, — говорит Иегова, — и больше не прикасайтесь к нечистому“, „и я приму вас“» (2 Коринфянам 6:14—17).

"Фрисон! ! Бога хочешь ты найти? Взгляни на воду и ты увидишь лик его. "

Сергей АнтоновГуру (3969) 7 лет назад

Это откуда?

. Мудрец (12178) свежатина

Не терпят конкуренции.. . Но антимонопольный настаивает)) ) Создали кучу филиалов))

любая религия воююет со всеми другими. И чем ближе они - тем яростнее воюют. Конкуренция.

Кока-Кола тоже воюет яростнее всего с Пепси, а не с Мерседесом. Хотя и с Мерседесом тоже - на фондовом рынке.

почему бояца других религий? -отведены так как читая других религий писания то видно разницу твердости и науки разницу. Например-христианство основываеца на том что Бог, Господь жертвует своими-это наука к погибели и к оправданию делания жертвы людьми

На уровне религий это невозможно осознать. А значит и объяснить. Нужен взгляд со следующей после религии ступеньки развития. Есть такое понятие - эгрегор. Это сущность, которая объединяет людей вокруг идеи.. Есть эгрегоры семьи, фирмы, государства, религии, планеты и т. д. Крещение - это подключение к эгрегору христианства. Обрезание - к иудаизму или исламу. Эгрегор переделывает человека под себя, ставит ему программы фиксирующие человека в этом эгрегоре. Есть эгрегоры слабые. Например семьи. Есть сильные и наглые. Например С. И. Поэтому чтобы освободить человека от секты например надо работать не с цитатами из Библии, а с эгрегором этой секты.

Следующая цитата

Бог не бывает христианским, мусульманским. .
Бог ОДИН. Как отец один.

«Да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею» (Псалом 82:19)

«Тогда Петр открыл уста и сказал: „Поистине вижу, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся его и поступающий праведно угоден ему“» (Деяния 10:34, 35).

Вопрос Вы поставили некорректно. Прошу прощение за замечание.
Широко говоря, религия есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого — даже атеиста, — то и принято говорить, что у всякого есть своя религия. Но, принимаемая в таком виде, в широком смысле, религия может быть и правильной, и неправильной, истинной и ложной, нравственной и не нравственной — в зависимости от того, что мы разумеем под абсолютной, высшей и последней ценностью мира и как к ней относимся — во что веруем и как веруем, что принимаем и что отвергаем.
Религия — есть общение с Богом (воссоединение) . И об этой именно религии должна идти речь. Религия — как переживание — очень сложна. Это непосредственное и специфическое переживание, дающее общение с Богом, — есть молитва.
Бог един. И действительно, разве можно отвергать, что Бог – Един? Ведь еще апостол Павел сказал: «нет Бога кроме Единого» (1 Кор. 8:4). Господь – единственный Правитель миров, Он – Бог и иудеев, и язычников (Рим. 3:29). Обычный здравый смысл показывает, что не могут быть два Вездесущих – Им просто не нашлось бы места, и Они ограничивали бы друг друга.

Но если очевидным является факт Единства Божественной Сущности, то из этого никак не следует, что все знают о Боге, а тем более знают Бога и верно почитают Его. Фраза «все в одного Бога верят» неверна хотя бы потому, что в мире много атеистов – и коммунистов, и буддистов, и шаманистов. Они вовсе ни в какого Бога не верят.
Если же говорить о других, то из факта существования Бога Творца вовсе не следует, что люди почитают Его.

Можно привести такой пример. Многие знают президента России, но разве из этого следует, что все к нему лояльно относятся, а тем более понимают все его действия? Так же многие миллиарды людей знают о существовании Бога. Но подавляющее большинство воспринимают Его как далекую и непонятную Силу. Например, в исламе не принято говорить, что Аллах – Личность. Он скорее Нечто, дающее Закон, карающее и награждающее по своей воле. Так же и в каббале Эйн-Соф не познаваем и не познает ничего. Это скорее Фемида римлян, чем Бог, открывший Себя в Библии. Это свет далекого костра, который не может согреть ничью душу.
И это представление на самом деле общечеловеческое. Не случайно «символ веры» обывателя звучит:

- Ну, так Что-то есть. Но что, не знаю.

При этом с этим «Что-то» обычно связывают понятие справедливости. Не случайно при всякой обиде говорят:

- Если бы Бог был, разве Он допустил бы такое?

Но разве такое знание можно назвать нормальным? Представьте себе, что вас приглашают жениться на невесте, о которой вы ничего не знаете. И когда вы спрашиваете «кто она такая?» , вам отвечают: «она справедливая и никому неизвестная» . Разве можно счесть этот ответ удовлетворительным?

А ведь большинство людей знают о Боге куда меньше, чем работодатель, принимающий к себе нового работника. Но при этом почему-то считается, что этого плохо скрываемого невежества достаточно, чтобы спастись. Причем невежество это связанно вовсе не с тем, что у людей нет возможности узнать о Боге, а с тем, что просто нет желания.

Следующая цитата

То вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. 2Пет.1,5–8

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Евр.11,1

Верою познаём, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Евр.11,3

..ибо мы ходим верою, а не видением. 2Кор.7,7

..не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Мф.4,4

Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Быт.15,6

Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Гал.5,6

И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф.21,22

..вера твоя спасла тебя. Мф.9,22

..по вере вашей да будет вам. Мф.9,29–30

Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Рим. 3,28

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ин. 3,16

Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ. 1Петр.1,8

Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Ин.6,29

Кто имеет ухо, да слышит. Откр.13,9

Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него. Сир.2,6

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём. Ин. 3:36

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Ин.6,47

Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему? Ин.11–25,26

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. Ин.1,12–13

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. 1Ин. 5:13

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён. 1Ин.5,1

Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10,43

Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса. Гал.3,26

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Читайте также: