Цитаты из библии о жадности

Обновлено: 22.12.2024

1. Библия рассматривает труд, как средство заработка:
Ефесянам 4:28 «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся»;
2 Фессалоникийцам 3:10-12 «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб». (Также рекомендуем прочитать Притчи 31).
Господь также хочет, чтобы мы доверяли Ему свои нужды (Филиппийцам 4:6, 19 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом»).

2 Все, что мы имеем, принадлежит не нам, Богу.
Все, что мы имеем, принадлежит не нам, Богу: Псалтирь 23:1 «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней»). И, если разобраться, то я не в праве использовать это так, как угодно мне одному. Я – лишь распорядитель тех средств, которые доверил мне Бог. И поэтому мне надлежит использовать эти средства на Божье дело».
Христиане, во-первых, призваны служить и обеспечивать свои семьи (1 Тимофея 5:8 «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»), и, во-вторых, - делиться с нуждающимися, особенно с нуждающимися братьями и сестрами по вере (2 Коринфянам 8:13-15 «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка»;
Галатам 6:6-10 «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем»).

Спросите себя: А как я распоряжаюсь Божьими средствами? Доволен ли этим Бог?


3. Бог использует деньги с определенной целью:
а. Чтобы удовлетворить наши насущные нужды и потребности
Матфея 6:11 «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» – из молитвы «Отче наш».
1 Тимофею 6:8 «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».

Как это понять? Из контекста этого стиха (внимательно прочтите отрывок из 1 Тимофею 6:6-10) видно, что жадность по своей природе ненасытна, она не имеет границ. Посему апостол Павел и учит нас довольствоваться тем, что Господь нам уже дал по Своей великой милости, и не повторять ошибки старухи из сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка".

в. Чтобы наставить нас на истинный путь, через предоставление или удерживание средств.
г. Чтобы помогать и благословлять окружающих через каждого из нас.
д. Чтобы проявить Свою силу и могущество в нашей жизни.

4. Жадность и сребролюбие являются грехом.
Исход 20:17 «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
1 Тимофея 6:6-10 «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».
Евреям 13:5-6 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»

Ответ Иисуса на вопрос: "Что случается с теми, кто не в Бога богатеет?"
Лука 12:15-21 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Вывод напрашивается сам: никакие земные богатства не смогут спасти человека ни от смерти, ни от суда, ни от гнева Божия. Поэтому-то Иисус и сказал: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Матфея 16:26 )

5. Книга Притчей предостерегает нас от желания быстрой и легкой наживы.
Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. Притчи 28:22 Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его».

6. Поговорка «Быстро пришло, быстро и уйдет» в действии:
Притчи 13:11 «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его».

7. Добро, нажитое неправедными путями, разбивает семьи
Притчи 15:27 «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить».

БИБЛЕЙСКИЕ ССЫЛКИ О ДЕНЬГАХ,
БОГАТСТВЕ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ИСТИНАХ

Деньги порождают ненасытность.
Екклесиаст 5:9-10 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это--суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
Любовь к деньгам.
1 Тимофея 6:10 Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. — Обратите внимание на то, что не деньги или богатство является источником всех зол, а сребролюбие - то есть любовь к деньгам.

Нельзя служить Богу и деньгам:
Матфея 6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Отношение Иисуса к пожертвованиям:
Две лепты вдовы: Лука 21:1-4 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Господь хочет, чтобы наши даяния были щедрыми и добровольными:
2 Коринфянам 8:1-9, 2 Коринфянам 8:11-12, 2 Коринфянам 9:6-15 ;
1 Тимофея 6:17-19 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

Ищите прежде Царства Божия и правды его
Матфея 6:25-34 «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».

Господь желает, чтобы мы были милостивыми и делились с нуждающимися.
Притчи 14:21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. Псалтирь 14:5 Блажен кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного.

Легкие деньги.
Притчи 20:21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.

Ценность/бесценность денег.
Иезекииль 7:19 Серебро свое они выбросят на улицы, и золото у них будет в пренебрежении. Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их.

Доверие Богу.
Притчи 3:5-6 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

Нет ничего невозможного для Господа.
Иеремия 32:17-18 О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!

Господь хочет, чтобы мы взывали к Нему в скорби.
Псалтирь 49:15 Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.

Бог заботится о любящих Его.
Наум 1:7 Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Кто-то однажды назвал кошелек “самой последней крепостью”. Говоря о финансовой сфере, деньги – это последнее, что мы доверяем Богу в нашей жизни. Иисус неоднократно высказывался о деньгах. Он сказал, что невозможно служить Богу и Маммоне (Матфея 6:24 ). Слово “маммона” происходит от арамейского слова “богатство” и имеет одинаковый корень с еврейским словом, означающим “то, чему доверяешь” или “то, на что надеешься”. Другими словами, мы не можем доверять одновременно и Богу, и деньгам. Либо Бог является нашим источником жизни, счастья, радости, безопасности, либо…

В Ветхом Завете люди жертвовали десятую часть всего, что имели, Богу. Разумеется, что Богу наши деньги не нужны. У Него и так есть все, что Ему необходимо. Но Господь хочет благословить дающего (каждого из нас), а через нас – окружающих. Он также дает нам возможность проявить свою любовь к ближнему на деле, а не на словах.

Следующая цитата

Жа́дность – 1) чув­ство жажды при­об­ре­та­тель­ства, наживы, неуме­рен­ное потреб­ле­ние каких-либо благ; 2) ску­пость. Это слово сино­ни­мично таким поня­тиям как алч­ность, коры­сто­лю­бие, нена­сыт­ность. Иногда, правда, не все фило­логи с этим согласны, его исполь­зуют в каче­стве сино­нима слова «хре­ма­ти­стика». В пере­нос­ном смысле слова силь­ное или даже страст­ное жела­ние чего-либо, глу­бо­кий инте­рес в чем-либо.

Жад­ность как грех и страсть

Вос­при­я­тие жад­но­сти / алч­но­сти (и их про­из­вод­ных: коры­сто­лю­бия, стя­жа­тель­ства, любо­с­тя­жа­ния, ско­пи­дом­ства, мше­ло­им­ства, среб­ро­лю­бия, мздо­им­ства) как гре­хов­ной, неесте­ствен­ной (про­ти­во­есте­ствен­ной) и, как след­ствие, пагуб­ной наклон­но­сти суще­ство­вало задолго до появ­ле­ния хри­сти­ан­ской этики. Зна­чи­тель­ную роль в нега­тив­ном вос­при­я­тии алч­но­сти / жад­но­сти сыг­рали работы Ари­сто­теля (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), в част­но­сти, в своем труде «Поли­тика» он про­ти­во­по­став­ляет «эко­но­мику» и «хре­ма­ти­стику» (др.-греч. χρηματιστική «обо­га­ще­ние» от χρήματα «деньги»). Если «эко­но­мика» — это пози­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие членов обще­ства для уве­ли­че­ния блага обще­ства (то есть антич­ного полиса), то «хре­ма­ти­стика» это, по сути, пара­зи­ти­ро­ва­ние одних на других с помо­щью тех или иных финан­со­вых инстру­мен­тов. В основе «хре­ма­ти­стики» лежит страсть к наживе, алч­ность и жад­ность, но при этом неже­ла­ние при­но­сить благо обще­ству, тру­дится или выпол­нять обще­ственно полез­ные дей­ствия. В то время как в основе «эко­но­мики» лежит уме­рен­ность в потреб­ле­нии благ, труд, при­но­ся­щий обще­ству види­мую пользу и созда­ю­щий мате­ри­аль­ные цен­но­сти. Иными сло­вами, Ари­сто­тель гово­рит не о жад­но­сти как тако­вой, как о чув­стве, а о ее кон­крет­ных види­мых при­ло­же­ниях в мире – в веде­нии хозяй­ства, в финан­со­вых опе­ра­циях и пр. В рамках антич­ного полиса жад­ность пори­ца­лась системно (и как было пока­зано выше это пори­ца­ние было фор­ма­ли­зо­вано), потому что пред­став­ляло угрозу для выжи­ва­ния полиса.

Вет­хо­за­вет­ная этика отли­ча­лась от при­ве­ден­ной выше антич­ной, в част­но­сти, несмотря на то, что жад­ность и алч­ность пори­ца­ется в отдель­ных слу­чаях или в целом как чув­ство: «И это псы, жадные душею, не зна­ю­щие сыто­сти; и это пас­тыри бес­смыс­лен­ные: все смот­рят на свою дорогу, каждый до послед­него, на свою корысть» ( Ис.56:11 ), «Жадный до наживы наве­дет на свою семью беду, а нена­ви­дя­щий взятки будет жить» ( Притч.15:27 ), «Жадный чело­век раз­жи­гает ссоры, а пола­га­ю­щийся на Гос­пода будет про­цве­тать» ( Притч.28:25 ), «Кичится нече­сти­вый стра­стями своей души, жадный до наживы клянет и ругает Гос­пода» ( Пс.9:24 ). Однако, на уровне выра­же­ния жад­но­сти в види­мом мире вет­хо­за­вет­ная этика в неко­то­рых слу­чаях рас­хо­дится как с антич­ной, так и с хри­сти­ан­ской – в случае с антич­ной трак­то­вой жад­ность и про­ти­во­сто­я­ние ей имеет ярко выра­жен­ное соци­аль­ное изме­ре­ние и зна­че­ние, в то время как в Ветхом Завете жад­ность это в первую оче­редь инди­ви­ду­аль­ное чув­ство и опре­де­лен­ная (гре­хов­ная по своей сути) манера пове­де­ния отдель­ных людей.

В рамках вет­хо­за­вет­ной этики пове­де­ние, вос­при­ни­ма­е­мое фор­мально как воров­ство или иное пре­ступ­ле­ние может иметь место и быть бла­го­сло­вен­ным в случае, если этот про­сту­пок соот­вет­ствует воле Божией или ею про­дик­то­ван (как в случае с инструк­цией «обо­брать» егип­тян). Ветхий Завет про­во­дит четкую гра­ницу между чув­ством жад­но­сти, кото­рое при­во­дит чело­века к бедам и горю, и дей­ствиям внешне, фор­мально корыст­ного харак­тера, кото­рые инспи­ри­ро­ваны Самим Богом или пред­при­ни­ма­ются геро­ями вет­хо­за­вет­ных книг с опре­де­лен­ными целями.

Хри­сти­ан­ская этика в самом начале своего суще­ство­ва­ния рас­хо­ди­лась с вет­хо­за­вет­ной в вопросе об умест­но­сти богат­ства, в част­но­сти, в Мф. 19:23-25 опи­сы­ва­ется отры­вок о слож­но­сти бога­того войти в Цар­ство Небес­ное, реплика Христа вызы­вает непод­дель­ное удив­ле­ние у Его уче­ни­ков, так как несмотря на их бед­ность, стрем­ле­ние к богат­ству в иудей­ской куль­туре того вре­мени было нор­ма­тив­ным. Хри­сти­ан­ская этика в чём-то, но, конечно же, не во всём, давала схожее пред­став­ле­ние о жад­но­сти и её про­яв­ле­ниях с антич­ным (в част­но­сти, в вопросе соци­аль­ного осмыс­ле­ния послед­ствий жад­но­сти), а в рамках свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти объ­яс­не­ние жад­но­сти / алч­но­сти было раз­вито и обрело новые формы. Так, напри­мер, отно­си­тельно позд­ний святой отец Пра­во­слав­ной Церкви свт. Гри­го­рий Палама (1296 – 14 ноября 1359) пишет: «Среб­ро­лю­бие явля­ется при­чи­ной всех зол: коры­сто­лю­бия, ску­по­сти, ска­ред­но­сти, черст­во­сти, неве­рия (или веро­лом­ства), чело­ве­ко­не­на­вист­ни­че­ства, гра­бежа (или агрес­сив­ной алч­но­сти), неправды, жад­но­сти, ростов­щи­че­ства, обмана, лжи, клят­во­пре­ступ­ле­ния и всего сход­ного с этими поро­ками. По при­чине среб­ро­лю­бия про­ис­хо­дят гра­бежи храмов, гра­бежи на доро­гах и, можно ска­зать, всякий вид воров­ства» 1 . По этой цитате, во-первых, ста­но­вится ясным соци­аль­ное изме­ре­ние жад­но­сти – жад­ность как корень многих обще­ствен­ных поро­ков, а также видно сме­ще­ние вни­ма­ния свя­того отца на среб­ро­лю­бие Иде­а­лом мона­ше­ского дела­ния и анти­те­зой жад­но­сти явля­ется нес­тя­жа­ние, что при­во­дило святых отцов к идее отвер­же­ния (хотя бы частич­ного) денег и соб­ствен­но­сти: жад­ность исче­зает, когда пред­мет жад­но­сти обес­це­ни­ва­ется. В част­но­сти, свт. Васи­лий Вели­кий (330–379) в какой-то мере при­рав­ни­вал хищ­ни­че­ские спо­собы овла­де­ния и при­умно­же­ния част­ной соб­ствен­но­стью к гра­бежу, а хищ­ного соб­ствен­ника к убийце, скло­няя таким обра­зом при­хо­жан к мило­стыне: «Кто хищник? Отни­ма­ю­щий у вся­кого, что ему при­над­ле­жит. Кто обна­жает оде­того, того назо­вут гра­би­те­лем; а кто не оде­вает нагого, хотя может это сде­лать, тот достоин ли дру­гого какого назва­ния? Алчу­щему при­над­ле­жит хлеб, кото­рый ты у себя удер­жи­ва­ешь; обна­жен­ному — одежда, кото­рую хра­нишь в своих кла­до­вых; необу­тому — обувь, кото­рая гниет у тебя; нуж­да­ю­ще­муся — серебро, кото­рое закрыто у тебя. Поэтому всем тем дела­ешь ты обиду, кого мог бы снаб­дить. Ска­жешь: хороши слова, но золото лучше. Не хищник там [на Страш­ном Суде] обви­ня­ется, но осуж­да­ется не делив­шийся с дру­гими. <…> Каких же достоин нака­за­ний, кто про­хо­дит мимо [голод­ных]? Что еще можно при­ба­вить к такой жесто­ко­сти? Не стоит ли он того, чтобы при­чис­лить его к лютым зверям, при­знать зло­деем и чело­ве­ко­убий­цею? Кто имеет воз­мож­ность увра­че­вать зло, но доб­ро­вольно и по любо­с­тя­жа­тель­но­сти откла­ды­вет сие, того, по спра­вед­ли­во­сти, можно осу­дить наравне с убий­цами». При­ве­ден­ная цитата также пока­зы­вает обес­це­ни­ва­ние пред­мета жад­но­сти перед лицом Страш­ного Суда и загроб­ной жизни хри­сти­а­нина. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов (325–389) также в духе антич­ных фило­со­фов (к коим он себя и при­чис­лял, отож­деств­ляя любо­муд­рие (φιλοσοφία) и хри­сти­ан­ское мона­ше­ство2) кри­ти­кует неуме­рен­ное потреб­ле­ние, в кото­ром выра­жа­ется чув­ство жад­но­сти: «Для чего изну­рять себя? Про­стое дело – доволь­ство­ваться тем, что имеешь. А при неуме­рен­ном при­об­ре­те­нии велик и труд: ссоры, тяжбы, обманы, ложные клятвы; кроме же всего про­чего, заботы, как мгла, всегда при­но­сят им что-нибудь чуждое. Если ты, сидя за столом с людьми, кото­рые не ниже тебя чином, не наблю­да­ешь меры и огор­ча­ешь тем, что пол­ными гор­стями все хва­та­ешь, то не похва­лят тебя. То же надо ска­зать и о при­об­ре­те­нии, потому что жад­ность везде отвра­ти­тельна»3.

Метод борьбы с грехом / стра­стью жад­но­сти в пра­во­слав­ной аске­тике

Свя­щен­ное Писа­ние сви­де­тель­ствует о том, что жад­ность / алч­ность один из самых серьез­ных грехов, а в случае уко­ре­не­ния в чело­веке – одна из серьез­ных и стра­стей. В част­но­сти, «Никто не может слу­жить двум гос­по­дам… <…> Не можете слу­жить Богу и мам­моне» ( Мф.6:24 ), «и еще говорю вам: удоб­нее вер­блюду пройти сквозь иголь­ные уши, нежели бога­тому войти в Цар­ство Божие» ( Мф.19:24 ) (правда, здесь необ­хо­димо заме­тить, что хотя именно жад­ность (наряду, разу­ме­ется, с дру­гими каче­ствами) часто спо­соб­ствует накоп­ле­нию чело­ве­ком богатств, всё же богат­ство не явля­ется без­услов­ным пока­за­те­лем неспо­соб­но­сти чело­века к жизни в Цар­стве Небес­ном). Жад­ность не поз­во­ляет чело­веку пол­но­стью поко­риться воле Божией и покло­няться Ему в чистоте сердца. Жад­ность явля­ется неотъ­ем­ле­мой состав­ля­ю­щей иных поро­ков: среб­ро­лю­бия (по сути, жад­ность к день­гам), коры­сто­лю­бия (жажда к наживе, личной выгоде, как пра­вило, напе­ре­кор обще­ствен­ному благу), стя­жа­тель­ства (нако­пи­тель­ство в прин­ципе, в кон­крет­ном при­ло­же­нии ростов­щи­че­ство), любо­с­тя­жа­ния (то же, что и коры­сто­лю­бие, но также име­ю­щее и нема­те­ри­аль­ные кон­но­та­ции, напри­мер, страсть к гре­хов­ным удо­воль­ствиям), ско­пи­дом­ства (это поня­тие сбли­жа­ется с поня­тием ску­по­сти), мше­ло­им­ства (бес­по­лез­ное нако­пи­тель­ство, «плюш­кин­ство»), мздо­им­ства (взя­точ­ни­че­ство, шире – страсть к непра­вед­ному при­об­ре­те­нию богат­ства).

Согласно прп. Иоанну Лествич­нику (525–595 (605) или 579–649) стра­сти жад­но­сти (как и многие другие святые отцы он рас­смат­ри­вает не столько жад­ность как тако­вую, сколько среб­ро­лю­бие)4 про­ти­во­стоит доб­ро­де­тель нес­тя­жа­ния. Нес­тя­жа­ние явля­ется инстру­мен­том борьбы с жад­но­стью. Нес­тя­жа­ние дости­га­ется через доб­ро­воль­ный отказ от соб­ствен­но­сти и нако­пи­тель­ства, через пост и молитву, через послу­ша­ние духовно зре­лому, опыт­ному настав­нику («Пре­бы­ва­ю­щие в пови­но­ве­нии чужды среб­ро­лю­бия; ибо когда они и тело свое пре­дали, то что уже будут счи­тать своею соб­ствен­но­стию?»5), а также через «пре­зре­ние», то есть обес­це­ни­ва­ние пред­мета жад­но­сти («Пре­зрев­ший веще­ство изба­вился от сло­во­оправ­да­ний и пре­ко­сло­вий; любо­с­тя­жа­тель­ный же за иглу готов состя­заться до смерти»6).

Нес­тя­жа­ние как аске­ти­че­ская прак­тика явля­ется стерж­нем опре­де­лен­ного духов­ного подвига в пра­во­слав­ной аске­тике – бес­среб­рен­ни­че­ства. Также в Пра­во­сла­вии суще­ствует особый чин святых, отли­чив­шихся в этом подвиге доб­ро­воль­ного и отказа от мате­ри­аль­ных благ, денег, а также бес­ко­ры­стием и нес­тя­жа­тель­ством в своем слу­же­нии ближ­ним – бес­среб­рен­ники (др.-греч. ἀνάργυροι).

В неко­то­рых слу­чаях в исто­рии Церкви нес­тя­жа­ние и бес­среб­рен­ни­че­ство выхо­дило на обще­ственно-поли­ти­че­ский уро­вень. Ярким при­ме­ром обще­ствен­ной дис­кус­сии и нес­тя­жа­ния как основы обще­ственно-поли­ти­че­ского тече­ния явля­ется «нес­тя­жа­тель­ство» – мона­ше­ское дви­же­ние в Рус­ской пра­во­слав­ной церкви в конце XV – первой поло­вине XVI века.

При­ме­ча­ния:

3 Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов. Жад­ность // Сим­фо­ния по тво­ре­ниям свя­ти­теля Гри­го­рия Бого­слова.

5 Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник. Слово 17. О нес­тя­жа­нии // Лествица или Скри­жали духов­ные.

Следующая цитата

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Следующая цитата

Кто из нас в детстве не слышал дразнилки: «Жадина-говядина, соленый огурец»? Кто не дрался за свое песочное имущество, при этом отчаянно желая овладеть игрушкой товарища? Обидные прозвища разрушали детскую дружбу, неумение делиться навсегда подрывало авторитет в коллективе.

Прижимистых людей не любят и взрослые. При этом практически все, положа руку на сердце, могут признаться, что лично знакомы с «жабой человеческой обыкновенной».

Каждый из нас в какой-то степени жадина. И не нужно быть слишком наблюдательным, чтобы заметить это. Жадность проявляет себя в страсти к накопительству, в погоне за карьерой, новой машиной или большим по размеру домом (квартирой). Жадность также является основной причиной браков по расчету. Люди предают, обворовывают и даже убивают друг друга, движимые страстным желанием обогащаться.

С жадностью мы сталкиваемся и в повседневной жизни: продавцы обвешивают и обсчитывают покупателей в магазинах; адвокаты нарочно затягивают дела своих клиентов; нечистые на руку чиновники выпрашивают взятки и подарки; воры и грабители совершают кражи и хищения в мелких и крупных размерах. Всеми ими движет не что иное, как жадность.

Любой из нас глубоко внутри заметит ее крупицы. Достаточно вспомнить случаи, когда мы не помогли другу, пожалев денег, или отказали близкому человеку в маленьком удовольствии, назвав себя «экономными», «бережливыми» или «расчетливыми».

СКУПОМУ ЧЕЛОВЕКУ УБАВИТ БОГ ВЕКУ

БИБЛИЯ О ЖАДНОСТИ

В Библии мы не найдем слово «жадность». Однако это не значит, что Библия обошла своим вниманием данную проблему. Совсем наоборот, Слово Божье очень пристально рассматривает этот порок, раскладывая его на составляющие: алчность, скупость, корыстолюбие и ненасытность. Вот что, например, говорится в Притчах: «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Прит.27:20); «У ненасытимости две дочери: давай, давай!» (Прит.30:15). Или у Екклесиаста: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» (Еккл.5:9); «И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством».

Бог сотворил человека совершенным. Когда человек жил с Богом, он не был жадным, но в результате грехопадения жадность стала чертой его характера. С тех пор, что бы человек ни делал, он не в состоянии утолить духовный голод. Как говорится у Екклесиаста: «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6:7).

Жадный человек, не понимая, в чем причина его неудовлетворенности, пытается заглушить ее материальными благами и богатствами. Он, бедняга, не понимает, что духовную нищету не восполнишь никакими материальными благами, так же, как духовную жажду не утолить ведром воды. Все, что нужно такому человеку, – это обратиться к Господу, Который, являясь единственным источником живой воды, способен заполнить духовную пустоту.

Сегодня Господь обращается к каждому из нас через пророка Исаию: «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне…» (Ис.55:1-3).

Только Господь и Спаситель Иисус Христос способен утолить духовный голод и духовную жажду всякого, кто к Нему приходит: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35).

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖАДНОСТИ

Разумеется, невозможно избавиться от жадности за один день, тем более, если человек уже давно находится в рабстве порока. Но попытаться непременно стоит.

ШАГ ПЕРВЫЙ: Серьезно и честно молитесь о помощи, исповедуя свои проступки.

ШАГ ВТОРОЙ: Старайтесь практиковать щедрость. Свободно и с радостью жертвуйте деньги на дело Божье. Пусть поддержка служения будет главным, определяющим фактором ваших расходов: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:6-7).

Человек с большим и щедрым сердцем, который легко и радостно жертвует на дело Божие, не так быстро споткнется о камень угождения себе и своим похотям.

ШАГ ТРЕТИЙ: Стремитесь к тому, чтобы ваши главные интересы были духовными, а не земными. Следите за тем, о чем вы думаете: «О горнем [небесном] помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2).

Наш ум способно преобразовать только Божье Слово, посему посвящайте как можно больше времени чтению и изучению Библии. Если мы действительно погружены в Слово Божие, если наши мысли заняты страстным желанием доносить Евангелие до людей, то мы надежно защищены от неприятного искушения жадностью.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: Учитесь довольствоваться тем, что у вас уже есть, и благодарить Бога: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:6-8).

ШАГ ПЯТЫЙ: Находитесь среди щедрых людей, беря с них хороший пример.

В следующий раз, когда у вас появляется желание на ком-то нажиться или возникнет нежелание с кем-либо делиться, вспоминайте слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35).

Татьяна АРЧИБАСОВА

СКУПОМУ ДУША ДЕШЕВЛЕ ГРОША

История знает немало смешных и трагических примеров человеческой скупости. Например, американская финансистка 20-го века Генриетта Хоуленд Грин прославилась на весь мир не только тем, что оставила после своей смерти в 1916 году более ста миллионов долларов (примерно 20 млрд, в пересчете на сегодняшние деньги), но и своей феноменальной жадностью. Эта чрезвычайно богатая женщина подогревала овсянку на батарее, потому что считала, что пользоваться плитой дорого. Почти всю жизнь она провела в дешевых съемных квартирах, владея целыми кварталами в Чикаго. А однажды потратила целую ночь на поиски почтовой марки, которую можно было купить за 2 цента. Но самым ужасным примером «бережливости» стал другой случай: ее четырнадцатилетнему сыну Неду ампутировали ногу из-за того, что Генриетта три дня искала бесплатную больницу. Операцию, кстати, оплатил отец Неда, с которым Генриетта была в разводе. До самой смерти сын миллионерши так и проходил с пробковым протезом. В возрасте 82-х лет Генриетту Грин хватил удар, когда она узнала, что кухарка «переплатила» за бутылку молока.

Другой экземпляр человеческого «жлобства» – нефтяной король Джон Пол Гетти, который 40 лет назад со своими 4 миллиардами долларов считался самым богатым человеком на свете. Он так же экономил на всем. Например, на своей вилле он установил таксофоны для гостей, чтобы не платить за их разговоры. Когда в 1973 году похитили его внука Джона, дедушка отказался выплачивать выкуп в 17 миллионов. Сжалился он только тогда, когда ему прислали конверт с отрезанным кусочком уха Джона. Но даже тут Гетти сэкономил. Он дал лишь 2,7 миллионов долларов.

Еще один известный всему миру миллиардер - Ингвар Кампрад, основатель ИКЕА, получил от местных жителей прозвище Дядюшка Скрудж (Скряга). Мало того, что он прячется в Швейцарии, укрываясь от высоких шведских налогов, он еще и необычайно «бережлив» в отношении своих расходов. Ингвар даже предоставляет в общественном транспорте пенсионное удостоверение, дающее право на скидку. Как утверждает мэр города Эпилангса, живущий с Ингваром на одной улице, за все время пребывания в Швейцарии Кампард не сделал ни одного пожертвования ни беднякам, ни старикам, ни детям.

ТЕСТ НА ЖАДНОСТЬ: ЖАДНЫЙ ЛИ Я?

С жадностью бороться очень трудно. Первый шаг к освобождению от греха – выяснить, жадный вы человек или нет.

1. Если вы случайно находите деньги, или выигрываете их в лотерею, или получаете откуда-то легкий заработок, откладываете ли вы эту сумму на «черный» день?
2. Просматривая телепередачи, в которых разыгрываются денежные призы, часто ли вы задумываетесь о сумме выигрыша, прикидывая, как бы вы потратили эти деньги на месте победителя?
3. Часто ли вас «давит жаба» в магазине, когда вы вполне способны купить понравившуюся вещь, но жалеете на это денег?
4. Часто ли вы думаете о потраченных деньгах, снова и снова представляя, на что можно было бы потратить их сейчас, в новых обстоятельствах?
5. Часто ли вы приобретаете что-то ради приобретения или потому что окружающие вас люди (друзья, коллеги, знакомые, соседи) уже это приобрели?
6. Приносит ли вам радость делать покупки, повышается ли у вас настроение от приобретения новых вещей, одежды и обуви?
7. Любите ли вы роскошь и дорогие вещи? Теряете ли вы настроение, когда ваше положение или зарплата не позволяют вам приобрести желаемую дорогую вещь?
8. Часто ли вы покупаете вещи, без которых могли бы прекрасно обойтись, но не можете их не купить, потому что магазин продаёт их с большой скидкой?
9. Часто ли вы произносите фразу: «У меня нет денег»?

Каждый положительный ответ на приведенные выше вопросы увеличивает вероятность того, что вы – жадина и вам необходимо срочно побеспокоиться о своем физическом и духовном здоровье.

Читайте также: