Цитаты из библии о жадности
Обновлено: 22.12.2024
1. Библия рассматривает труд, как средство заработка:
Ефесянам 4:28 «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся»;
2 Фессалоникийцам 3:10-12 «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб». (Также рекомендуем прочитать Притчи 31).
Господь также хочет, чтобы мы доверяли Ему свои нужды (Филиппийцам 4:6, 19 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом»).
2 Все, что мы имеем, принадлежит не нам, Богу.
Все, что мы имеем, принадлежит не нам, Богу: Псалтирь 23:1 «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней»). И, если разобраться, то я не в праве использовать это так, как угодно мне одному. Я – лишь распорядитель тех средств, которые доверил мне Бог. И поэтому мне надлежит использовать эти средства на Божье дело».
Христиане, во-первых, призваны служить и обеспечивать свои семьи (1 Тимофея 5:8 «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»), и, во-вторых, - делиться с нуждающимися, особенно с нуждающимися братьями и сестрами по вере (2 Коринфянам 8:13-15 «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка»;
Галатам 6:6-10 «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем»).
Спросите себя: А как я распоряжаюсь Божьими средствами? Доволен ли этим Бог?
3. Бог использует деньги с определенной целью:
а. Чтобы удовлетворить наши насущные нужды и потребности
Матфея 6:11 «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» – из молитвы «Отче наш».
1 Тимофею 6:8 «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».
Как это понять? Из контекста этого стиха (внимательно прочтите отрывок из 1 Тимофею 6:6-10) видно, что жадность по своей природе ненасытна, она не имеет границ. Посему апостол Павел и учит нас довольствоваться тем, что Господь нам уже дал по Своей великой милости, и не повторять ошибки старухи из сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка".
в. Чтобы наставить нас на истинный путь, через предоставление или удерживание средств.
г. Чтобы помогать и благословлять окружающих через каждого из нас.
д. Чтобы проявить Свою силу и могущество в нашей жизни.
4. Жадность и сребролюбие являются грехом.
Исход 20:17 «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
1 Тимофея 6:6-10 «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».
Евреям 13:5-6 «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
Лука 12:15-21 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Вывод напрашивается сам: никакие земные богатства не смогут спасти человека ни от смерти, ни от суда, ни от гнева Божия. Поэтому-то Иисус и сказал: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Матфея 16:26 )
5. Книга Притчей предостерегает нас от желания быстрой и легкой наживы.
Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. Притчи 28:22 Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его».
6. Поговорка «Быстро пришло, быстро и уйдет» в действии:
Притчи 13:11 «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его».
7. Добро, нажитое неправедными путями, разбивает семьи
Притчи 15:27 «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить».
БОГАТСТВЕ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ИСТИНАХ
Деньги порождают ненасытность.
Екклесиаст 5:9-10 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это--суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
Любовь к деньгам.
1 Тимофея 6:10 Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. — Обратите внимание на то, что не деньги или богатство является источником всех зол, а сребролюбие - то есть любовь к деньгам.
Нельзя служить Богу и деньгам:
Матфея 6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Отношение Иисуса к пожертвованиям:
Две лепты вдовы: Лука 21:1-4 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
Господь хочет, чтобы наши даяния были щедрыми и добровольными:
2 Коринфянам 8:1-9, 2 Коринфянам 8:11-12, 2 Коринфянам 9:6-15 ;
1 Тимофея 6:17-19 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
Ищите прежде Царства Божия и правды его
Матфея 6:25-34 «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».
Господь желает, чтобы мы были милостивыми и делились с нуждающимися.
Притчи 14:21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. Псалтирь 14:5 Блажен кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного.
Легкие деньги.
Притчи 20:21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
Ценность/бесценность денег.
Иезекииль 7:19 Серебро свое они выбросят на улицы, и золото у них будет в пренебрежении. Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их.
Доверие Богу.
Притчи 3:5-6 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
Нет ничего невозможного для Господа.
Иеремия 32:17-18 О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!
Господь хочет, чтобы мы взывали к Нему в скорби.
Псалтирь 49:15 Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.
Бог заботится о любящих Его.
Наум 1:7 Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него.
Кто-то однажды назвал кошелек “самой последней крепостью”. Говоря о финансовой сфере, деньги – это последнее, что мы доверяем Богу в нашей жизни. Иисус неоднократно высказывался о деньгах. Он сказал, что невозможно служить Богу и Маммоне (Матфея 6:24 ). Слово “маммона” происходит от арамейского слова “богатство” и имеет одинаковый корень с еврейским словом, означающим “то, чему доверяешь” или “то, на что надеешься”. Другими словами, мы не можем доверять одновременно и Богу, и деньгам. Либо Бог является нашим источником жизни, счастья, радости, безопасности, либо…
В Ветхом Завете люди жертвовали десятую часть всего, что имели, Богу. Разумеется, что Богу наши деньги не нужны. У Него и так есть все, что Ему необходимо. Но Господь хочет благословить дающего (каждого из нас), а через нас – окружающих. Он также дает нам возможность проявить свою любовь к ближнему на деле, а не на словах.
Следующая цитата
Жа́дность – 1) чувство жажды приобретательства, наживы, неумеренное потребление каких-либо благ; 2) скупость. Это слово синонимично таким понятиям как алчность, корыстолюбие, ненасытность. Иногда, правда, не все филологи с этим согласны, его используют в качестве синонима слова «хрематистика». В переносном смысле слова сильное или даже страстное желание чего-либо, глубокий интерес в чем-либо.
Жадность как грех и страсть
Восприятие жадности / алчности (и их производных: корыстолюбия, стяжательства, любостяжания, скопидомства, мшелоимства, сребролюбия, мздоимства) как греховной, неестественной (противоестественной) и, как следствие, пагубной наклонности существовало задолго до появления христианской этики. Значительную роль в негативном восприятии алчности / жадности сыграли работы Аристотеля (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), в частности, в своем труде «Политика» он противопоставляет «экономику» и «хрематистику» (др.-греч. χρηματιστική «обогащение» от χρήματα «деньги»). Если «экономика» — это позитивное взаимодействие членов общества для увеличения блага общества (то есть античного полиса), то «хрематистика» это, по сути, паразитирование одних на других с помощью тех или иных финансовых инструментов. В основе «хрематистики» лежит страсть к наживе, алчность и жадность, но при этом нежелание приносить благо обществу, трудится или выполнять общественно полезные действия. В то время как в основе «экономики» лежит умеренность в потреблении благ, труд, приносящий обществу видимую пользу и создающий материальные ценности. Иными словами, Аристотель говорит не о жадности как таковой, как о чувстве, а о ее конкретных видимых приложениях в мире – в ведении хозяйства, в финансовых операциях и пр. В рамках античного полиса жадность порицалась системно (и как было показано выше это порицание было формализовано), потому что представляло угрозу для выживания полиса.
Ветхозаветная этика отличалась от приведенной выше античной, в частности, несмотря на то, что жадность и алчность порицается в отдельных случаях или в целом как чувство: «И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» ( Ис.56:11 ), «Жадный до наживы наведет на свою семью беду, а ненавидящий взятки будет жить» ( Притч.15:27 ), «Жадный человек разжигает ссоры, а полагающийся на Господа будет процветать» ( Притч.28:25 ), «Кичится нечестивый страстями своей души, жадный до наживы клянет и ругает Господа» ( Пс.9:24 ). Однако, на уровне выражения жадности в видимом мире ветхозаветная этика в некоторых случаях расходится как с античной, так и с христианской – в случае с античной трактовой жадность и противостояние ей имеет ярко выраженное социальное измерение и значение, в то время как в Ветхом Завете жадность это в первую очередь индивидуальное чувство и определенная (греховная по своей сути) манера поведения отдельных людей.
В рамках ветхозаветной этики поведение, воспринимаемое формально как воровство или иное преступление может иметь место и быть благословенным в случае, если этот проступок соответствует воле Божией или ею продиктован (как в случае с инструкцией «обобрать» египтян). Ветхий Завет проводит четкую границу между чувством жадности, которое приводит человека к бедам и горю, и действиям внешне, формально корыстного характера, которые инспирированы Самим Богом или предпринимаются героями ветхозаветных книг с определенными целями.
Христианская этика в самом начале своего существования расходилась с ветхозаветной в вопросе об уместности богатства, в частности, в Мф. 19:23-25 описывается отрывок о сложности богатого войти в Царство Небесное, реплика Христа вызывает неподдельное удивление у Его учеников, так как несмотря на их бедность, стремление к богатству в иудейской культуре того времени было нормативным. Христианская этика в чём-то, но, конечно же, не во всём, давала схожее представление о жадности и её проявлениях с античным (в частности, в вопросе социального осмысления последствий жадности), а в рамках святоотеческой письменности объяснение жадности / алчности было развито и обрело новые формы. Так, например, относительно поздний святой отец Православной Церкви свт. Григорий Палама (1296 – 14 ноября 1359) пишет: «Сребролюбие является причиной всех зол: корыстолюбия, скупости, скаредности, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками. По причине сребролюбия происходят грабежи храмов, грабежи на дорогах и, можно сказать, всякий вид воровства» 1 . По этой цитате, во-первых, становится ясным социальное измерение жадности – жадность как корень многих общественных пороков, а также видно смещение внимания святого отца на сребролюбие Идеалом монашеского делания и антитезой жадности является нестяжание, что приводило святых отцов к идее отвержения (хотя бы частичного) денег и собственности: жадность исчезает, когда предмет жадности обесценивается. В частности, свт. Василий Великий (330–379) в какой-то мере приравнивал хищнические способы овладения и приумножения частной собственностью к грабежу, а хищного собственника к убийце, склоняя таким образом прихожан к милостыне: «Кто хищник? Отнимающий у всякого, что ему принадлежит. Кто обнажает одетого, того назовут грабителем; а кто не одевает нагого, хотя может это сделать, тот достоин ли другого какого названия? Алчущему принадлежит хлеб, который ты у себя удерживаешь; обнаженному — одежда, которую хранишь в своих кладовых; необутому — обувь, которая гниет у тебя; нуждающемуся — серебро, которое закрыто у тебя. Поэтому всем тем делаешь ты обиду, кого мог бы снабдить. Скажешь: хороши слова, но золото лучше. Не хищник там [на Страшном Суде] обвиняется, но осуждается не делившийся с другими. <…> Каких же достоин наказаний, кто проходит мимо [голодных]? Что еще можно прибавить к такой жестокости? Не стоит ли он того, чтобы причислить его к лютым зверям, признать злодеем и человекоубийцею? Кто имеет возможность уврачевать зло, но добровольно и по любостяжательности откладывет сие, того, по справедливости, можно осудить наравне с убийцами». Приведенная цитата также показывает обесценивание предмета жадности перед лицом Страшного Суда и загробной жизни христианина. Святитель Григорий Богослов (325–389) также в духе античных философов (к коим он себя и причислял, отождествляя любомудрие (φιλοσοφία) и христианское монашество2) критикует неумеренное потребление, в котором выражается чувство жадности: «Для чего изнурять себя? Простое дело – довольствоваться тем, что имеешь. А при неумеренном приобретении велик и труд: ссоры, тяжбы, обманы, ложные клятвы; кроме же всего прочего, заботы, как мгла, всегда приносят им что-нибудь чуждое. Если ты, сидя за столом с людьми, которые не ниже тебя чином, не наблюдаешь меры и огорчаешь тем, что полными горстями все хватаешь, то не похвалят тебя. То же надо сказать и о приобретении, потому что жадность везде отвратительна»3.
Метод борьбы с грехом / страстью жадности в православной аскетике
Священное Писание свидетельствует о том, что жадность / алчность один из самых серьезных грехов, а в случае укоренения в человеке – одна из серьезных и страстей. В частности, «Никто не может служить двум господам… <…> Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ), «и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ) (правда, здесь необходимо заметить, что хотя именно жадность (наряду, разумеется, с другими качествами) часто способствует накоплению человеком богатств, всё же богатство не является безусловным показателем неспособности человека к жизни в Царстве Небесном). Жадность не позволяет человеку полностью покориться воле Божией и поклоняться Ему в чистоте сердца. Жадность является неотъемлемой составляющей иных пороков: сребролюбия (по сути, жадность к деньгам), корыстолюбия (жажда к наживе, личной выгоде, как правило, наперекор общественному благу), стяжательства (накопительство в принципе, в конкретном приложении ростовщичество), любостяжания (то же, что и корыстолюбие, но также имеющее и нематериальные коннотации, например, страсть к греховным удовольствиям), скопидомства (это понятие сближается с понятием скупости), мшелоимства (бесполезное накопительство, «плюшкинство»), мздоимства (взяточничество, шире – страсть к неправедному приобретению богатства).
Согласно прп. Иоанну Лествичнику (525–595 (605) или 579–649) страсти жадности (как и многие другие святые отцы он рассматривает не столько жадность как таковую, сколько сребролюбие)4 противостоит добродетель нестяжания. Нестяжание является инструментом борьбы с жадностью. Нестяжание достигается через добровольный отказ от собственности и накопительства, через пост и молитву, через послушание духовно зрелому, опытному наставнику («Пребывающие в повиновении чужды сребролюбия; ибо когда они и тело свое предали, то что уже будут считать своею собственностию?»5), а также через «презрение», то есть обесценивание предмета жадности («Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий; любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти»6).
Нестяжание как аскетическая практика является стержнем определенного духовного подвига в православной аскетике – бессребренничества. Также в Православии существует особый чин святых, отличившихся в этом подвиге добровольного и отказа от материальных благ, денег, а также бескорыстием и нестяжательством в своем служении ближним – бессребренники (др.-греч. ἀνάργυροι).
В некоторых случаях в истории Церкви нестяжание и бессребренничество выходило на общественно-политический уровень. Ярким примером общественной дискуссии и нестяжания как основы общественно-политического течения является «нестяжательство» – монашеское движение в Русской православной церкви в конце XV – первой половине XVI века.
Примечания:
3 Святитель Григорий Богослов. Жадность // Симфония по творениям святителя Григория Богослова.
5 Преподобный Иоанн Лествичник. Слово 17. О нестяжании // Лествица или Скрижали духовные.
Следующая цитата
Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.
Следующая цитата
Кто из нас в детстве не слышал дразнилки: «Жадина-говядина, соленый огурец»? Кто не дрался за свое песочное имущество, при этом отчаянно желая овладеть игрушкой товарища? Обидные прозвища разрушали детскую дружбу, неумение делиться навсегда подрывало авторитет в коллективе.
Прижимистых людей не любят и взрослые. При этом практически все, положа руку на сердце, могут признаться, что лично знакомы с «жабой человеческой обыкновенной».
Каждый из нас в какой-то степени жадина. И не нужно быть слишком наблюдательным, чтобы заметить это. Жадность проявляет себя в страсти к накопительству, в погоне за карьерой, новой машиной или большим по размеру домом (квартирой). Жадность также является основной причиной браков по расчету. Люди предают, обворовывают и даже убивают друг друга, движимые страстным желанием обогащаться.
С жадностью мы сталкиваемся и в повседневной жизни: продавцы обвешивают и обсчитывают покупателей в магазинах; адвокаты нарочно затягивают дела своих клиентов; нечистые на руку чиновники выпрашивают взятки и подарки; воры и грабители совершают кражи и хищения в мелких и крупных размерах. Всеми ими движет не что иное, как жадность.
Любой из нас глубоко внутри заметит ее крупицы. Достаточно вспомнить случаи, когда мы не помогли другу, пожалев денег, или отказали близкому человеку в маленьком удовольствии, назвав себя «экономными», «бережливыми» или «расчетливыми».
СКУПОМУ ЧЕЛОВЕКУ УБАВИТ БОГ ВЕКУ
БИБЛИЯ О ЖАДНОСТИ
В Библии мы не найдем слово «жадность». Однако это не значит, что Библия обошла своим вниманием данную проблему. Совсем наоборот, Слово Божье очень пристально рассматривает этот порок, раскладывая его на составляющие: алчность, скупость, корыстолюбие и ненасытность. Вот что, например, говорится в Притчах: «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» (Прит.27:20); «У ненасытимости две дочери: давай, давай!» (Прит.30:15). Или у Екклесиаста: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» (Еккл.5:9); «И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством».
Бог сотворил человека совершенным. Когда человек жил с Богом, он не был жадным, но в результате грехопадения жадность стала чертой его характера. С тех пор, что бы человек ни делал, он не в состоянии утолить духовный голод. Как говорится у Екклесиаста: «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл.6:7).
Жадный человек, не понимая, в чем причина его неудовлетворенности, пытается заглушить ее материальными благами и богатствами. Он, бедняга, не понимает, что духовную нищету не восполнишь никакими материальными благами, так же, как духовную жажду не утолить ведром воды. Все, что нужно такому человеку, – это обратиться к Господу, Который, являясь единственным источником живой воды, способен заполнить духовную пустоту.
Сегодня Господь обращается к каждому из нас через пророка Исаию: «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне…» (Ис.55:1-3).
Только Господь и Спаситель Иисус Христос способен утолить духовный голод и духовную жажду всякого, кто к Нему приходит: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35).
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖАДНОСТИ
Разумеется, невозможно избавиться от жадности за один день, тем более, если человек уже давно находится в рабстве порока. Но попытаться непременно стоит.
ШАГ ПЕРВЫЙ: Серьезно и честно молитесь о помощи, исповедуя свои проступки.
ШАГ ВТОРОЙ: Старайтесь практиковать щедрость. Свободно и с радостью жертвуйте деньги на дело Божье. Пусть поддержка служения будет главным, определяющим фактором ваших расходов: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:6-7).
Человек с большим и щедрым сердцем, который легко и радостно жертвует на дело Божие, не так быстро споткнется о камень угождения себе и своим похотям.
ШАГ ТРЕТИЙ: Стремитесь к тому, чтобы ваши главные интересы были духовными, а не земными. Следите за тем, о чем вы думаете: «О горнем [небесном] помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2).
Наш ум способно преобразовать только Божье Слово, посему посвящайте как можно больше времени чтению и изучению Библии. Если мы действительно погружены в Слово Божие, если наши мысли заняты страстным желанием доносить Евангелие до людей, то мы надежно защищены от неприятного искушения жадностью.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: Учитесь довольствоваться тем, что у вас уже есть, и благодарить Бога: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:6-8).
ШАГ ПЯТЫЙ: Находитесь среди щедрых людей, беря с них хороший пример.
В следующий раз, когда у вас появляется желание на ком-то нажиться или возникнет нежелание с кем-либо делиться, вспоминайте слова Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35).
Татьяна АРЧИБАСОВА
СКУПОМУ ДУША ДЕШЕВЛЕ ГРОША
История знает немало смешных и трагических примеров человеческой скупости. Например, американская финансистка 20-го века Генриетта Хоуленд Грин прославилась на весь мир не только тем, что оставила после своей смерти в 1916 году более ста миллионов долларов (примерно 20 млрд, в пересчете на сегодняшние деньги), но и своей феноменальной жадностью. Эта чрезвычайно богатая женщина подогревала овсянку на батарее, потому что считала, что пользоваться плитой дорого. Почти всю жизнь она провела в дешевых съемных квартирах, владея целыми кварталами в Чикаго. А однажды потратила целую ночь на поиски почтовой марки, которую можно было купить за 2 цента. Но самым ужасным примером «бережливости» стал другой случай: ее четырнадцатилетнему сыну Неду ампутировали ногу из-за того, что Генриетта три дня искала бесплатную больницу. Операцию, кстати, оплатил отец Неда, с которым Генриетта была в разводе. До самой смерти сын миллионерши так и проходил с пробковым протезом. В возрасте 82-х лет Генриетту Грин хватил удар, когда она узнала, что кухарка «переплатила» за бутылку молока.
Другой экземпляр человеческого «жлобства» – нефтяной король Джон Пол Гетти, который 40 лет назад со своими 4 миллиардами долларов считался самым богатым человеком на свете. Он так же экономил на всем. Например, на своей вилле он установил таксофоны для гостей, чтобы не платить за их разговоры. Когда в 1973 году похитили его внука Джона, дедушка отказался выплачивать выкуп в 17 миллионов. Сжалился он только тогда, когда ему прислали конверт с отрезанным кусочком уха Джона. Но даже тут Гетти сэкономил. Он дал лишь 2,7 миллионов долларов.
Еще один известный всему миру миллиардер - Ингвар Кампрад, основатель ИКЕА, получил от местных жителей прозвище Дядюшка Скрудж (Скряга). Мало того, что он прячется в Швейцарии, укрываясь от высоких шведских налогов, он еще и необычайно «бережлив» в отношении своих расходов. Ингвар даже предоставляет в общественном транспорте пенсионное удостоверение, дающее право на скидку. Как утверждает мэр города Эпилангса, живущий с Ингваром на одной улице, за все время пребывания в Швейцарии Кампард не сделал ни одного пожертвования ни беднякам, ни старикам, ни детям.
ТЕСТ НА ЖАДНОСТЬ: ЖАДНЫЙ ЛИ Я?
С жадностью бороться очень трудно. Первый шаг к освобождению от греха – выяснить, жадный вы человек или нет.
1. Если вы случайно находите деньги, или выигрываете их в лотерею, или получаете откуда-то легкий заработок, откладываете ли вы эту сумму на «черный» день?
2. Просматривая телепередачи, в которых разыгрываются денежные призы, часто ли вы задумываетесь о сумме выигрыша, прикидывая, как бы вы потратили эти деньги на месте победителя?
3. Часто ли вас «давит жаба» в магазине, когда вы вполне способны купить понравившуюся вещь, но жалеете на это денег?
4. Часто ли вы думаете о потраченных деньгах, снова и снова представляя, на что можно было бы потратить их сейчас, в новых обстоятельствах?
5. Часто ли вы приобретаете что-то ради приобретения или потому что окружающие вас люди (друзья, коллеги, знакомые, соседи) уже это приобрели?
6. Приносит ли вам радость делать покупки, повышается ли у вас настроение от приобретения новых вещей, одежды и обуви?
7. Любите ли вы роскошь и дорогие вещи? Теряете ли вы настроение, когда ваше положение или зарплата не позволяют вам приобрести желаемую дорогую вещь?
8. Часто ли вы покупаете вещи, без которых могли бы прекрасно обойтись, но не можете их не купить, потому что магазин продаёт их с большой скидкой?
9. Часто ли вы произносите фразу: «У меня нет денег»?
Каждый положительный ответ на приведенные выше вопросы увеличивает вероятность того, что вы – жадина и вам необходимо срочно побеспокоиться о своем физическом и духовном здоровье.
Читайте также: