Цитаты исламские про долги

Обновлено: 06.11.2024

И кажется, что в мусульманских государствах банки не могут зарабатывать. Тем не менее, в богатейших ОАЭ, Катаре и Саудовской Аравии банки работают и получают солидную прибыль.

При этом они предлагают все те же услуги, то и обычный банк: кредит и депозит. Но эти инструменты связаны с процентами, поэтому их приходится подстраивать под принципы шариата. Поговорим о том, как работает исламский банк.

Для женщин во многих арабских странах есть специальные отделения банков. Для женщин во многих арабских странах есть специальные отделения банков.

Что такое исламский банк?

Исламский банкинг (ИБ) – это применяемый по всему миру термин, который означает банковские услуги, соответствующие нормам шариата. Верующий мусульманин, пользуясь услугами такого банка остается чист перед своей верой, равно как и владелец банка.

Займ под проценты в шариате называются « риба » – ростовщичество. И это «харам» – грешное, запрещенное деяние.

Говоря проще, исламский банк – финансовое учреждение, которое не нарушает правила шариата.

Исламский банкинг составляет около 1.5% от всего мирового банковского оборота, а объемы активов этих банков ежегодно растут от 15 до 20%.

اللهم إني أعوذ بك من الهم والحزن وأعوذ بك من العجز والكسل وأعوذ بك من البخل والجبن وأعوذ بك من غلبة الدين وقهر الرجال. قال: فقلت ذلك فأذهب الله عز وجل همي وقضى عني ديني

«Аллахумма инни а’узу бика мина ль-хамми ва ль-хузни ва а’узу бика мин аль- ’аджзи ва ль-касали ва а’узу бика миналь бухли ва ль-джубни ва а’узу бика мин гъалабати-ддайни ва къагьри-рриджал».

«О Аллах, я прощу Твоей защиты от забот и печали, прощу защиты у Тебя от немощности и лени, также прощу защиты у Тебя от скупости и жадности, от того, чтобы долги одолели меня, и от насилия людей». Абу Умама говорил: «Я сказал эти слова, и Аллах избавил меня от забот и возместил мои долги». (Абу Дауд)

Также Ибн 'Абу Ддунйа передает хадис от Му'аза ибн Жабала

«Пожаловался я Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), что у мне есть долги. Он спросил меня: «О Му'аз, хочешь ли ты освободиться от долгов?». «О да!» — ответил я.

Тогда он прочитал мне айаты».

Это были айаты 26 и 27 из суры Ал-и 'Имран:

ُقُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاءُ وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاءُ وَتُعِزُّ مَن تَشَاءُ وَتُذِلُّ مَن تَشَاءُ ۖ بِيَدِكَ الْخَيْرُ ۖ إِنَّكَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ (٢٦) تُولِجُ اللَّيْلَ فِي النَّهَارِ وَتُولِجُ النَّهَارَ فِي اللَّيْلِ ۖ وَتُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَتُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ ۖ وَتَرْزُقُ مَن تَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ (٢٧)

[الجزء: ٣ | آل عمران (٣)| الآية: ٢٦- ٢٧]

«Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Скажи: «О Аллах, Властелин всего сущего! Ты даруешь, кому пожелаешь, и отнимаешь, у кого пожелаешь. Все происходит по твоей воле; возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Ты даешь все благо. Воистину, Ты над всем сущим властен. Ты удлиняешь ночь, укорачивая день, и удлиняешь день, укорачивая ночь. Ты делаешь мертвое живым и живое – мертвым, то есть семена превращаешь в растения, а растения в семена, косточку фиников в пальму, а из пальмы финики и т.п., и даруешь, не считая, удел, кому пожелаешь». (3:26-27)

Му'аз ибн Жабал далее продолжал: «И затем (Посланник) добавил молитву (ду'а):

Следующая цитата

«Затягивание богатым (выплаты долга) является проявлением несправедливости, и (поэтому) если долг, который причитается кому-либо из вас, будет предложено перевести на богатого человека, пусть он согласится».

Долг покойного дозволено переводить на кого-либо (другого).

Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды, когда мы сидели у Пророка, ﷺ (люди) принесли к нему носилки с покойником и попросили: “Помолись за него”. Пророк, ﷺ спросил: “Остались ли у него долги?” Люди ответили: “Нет”. Он спросил: “А оставил ли он что-нибудь?” Они ответили: “Нет”, и Пророк, ﷺ совершил по нему молитву. Потом (люди) принесли другого покойника и сказали: “О посланник Аллаха, помолись за него”. Пророк, ﷺ спросил: “Остались ли у него долги?” Люди ответили: “Да”. Он спросил: “А оставил ли он что-нибудь?” (Люди) ответили: “Три динара”, и пророк, ﷺ совершил молитву по покойному. Через некоторое время принесли третьи (носилки и люди снова) обратились к Пророку, ﷺ с просьбой: “Помолись за него”. Пророк, ﷺ спросил: “Оставил ли он что-нибудь?” Люди ответили: “Нет”. Пророк, ﷺ спросил: “А есть ли у него долги?” Они ответили: “Он остался должен три динара”, и тогда Пророк, ﷺ сказал: “Помолитесь вы за своего товарища”. (Услышав это,) Абу Катада сказал: “Помолись за него ты, о посланник Аллаха, а я обязуюсь оплатить его долги”, и Пророк, ﷺ совершил за него заупокойную молитву».

رَحْمنَ الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَرِحِيمَهُمَا تُعْطِي مَنْ تَشَاءُ مِنْهَا وَتَمْنَعُ مَنْ تَشَاءُ ، ارْحَمْني رَحْمَةً تُغْنِيني بِهَا عَنْ رَحْمَةِ مَنْ سِوَاكَ

«Рахману ддунйа ва ль-ахрати ва рахимухума, ту’ти ман ташау минха ва тамна’у манн ташау, ирхамни рахматан тугнини биха ’ан рахмати манн сивака».

«О Милостивый этого мира и мира грядущего, о Аллах, Милосердный, дай мне от Себя и сними с меня долги!».

Прочитав это, Он (мир ему и благословение) сказал: «Если даже ты будешь должен кому-то все золото мира - ты все равно освободишься от долга!».


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Слова Аллаха: «…и те, с кем вы связаны клятвами, - выделяйте же им их долю…» .

Сообщается, что (однажды) Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, спросили: «Приходилось ли тебе слышать, что пророк, ﷺ сказал: “Нет союзов в исламе”?» - (на что) он ответил: «Пророк, ﷺ заключил союз между курайшитами и ансарами в моём доме».

Человек, поручившийся за то, что он оплатит долги покойного, не должен отступаться (от этого).

Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) пророк, ﷺ сказал (мне): “Если бы доставили деньги из Бахрейна, я дал бы тебе то-то, то-то и то-то”, (однако) при жизни пророка, ﷺ денег из Бахрейна больше не привозили, а когда их доставили, по велению Абу Бакра (было объявлено): “Пусть придёт к нам тот, кому пророк, ﷺ обещал что-нибудь или: тот, кому пророк, ﷺ остался должен”. Тогда я пришёл к (Абу Бакру) и сказал: “Поистине, пророк, ﷺ обещал (дать) мне то-то и то-то”, и он отсыпал мне пригоршню (монет). Я пересчитал (эти монеты), и оказалось, что их было пятьсот (штук, после чего) он сказал (мне): “Возьми ещё два раза по столько”».

Ипотека по шариату

Вместо ипотеки может быть применена иджара тумма аль баи . Если говорить по-русски, это аренда с последующим выкупом. Банк внедряет в договор иджиры принцип баи бисаман и получает некоторую прибыль за счет роста стоимости квартиры, пока в ней живет человек.

Кард хассан – это ссуда, то есть передача денег в долг, но без обязательного процента. Например, я даю вам 1000 рублей, и мы договариваемся, что вы вернете 1000 рублей. Вы возвращаете тысячу в установленный срок и ссуда закрыта.

Но вы можете добавить небольшую хибу на свое усмотрение. Особенно, если хотите, чтобы я давал вам в долг и в будущем.

Сукук – это исламские ценные бумаги. Сейчас это огромный сегмент фондового рынка, который растет на Ближнем Востоке и в Азии. Один из важнейших принципов сукук – не вкладывать в харам.

То есть, исламский инвестор не может вложить деньги в компанию, которая продает алкоголь, табак, свинину, дает в долг под проценты или занимается каким-либо другим видом харама.

Чем заменяют кредит в исламском банке?

Основной метод, который используется в ИБ, это партнерство. Когда человек заключает договор с банком на какую-либо услугу, они не становятся «кредитором» и «заемщиком», а вступают в сделку на равных правах.

Договоры шариатом не запрещены, а в некоторых толкованиях даже считаются обязательными.

Баи бисаман аджил – это сделка с отсроченным платежом. Здесь подразумевается изменение цены товара. Допустим, я беру телевизор, который стоит 25 000 рублей. Но с продавцом договариваюсь, что заплачу позже.

Так как продавец делает мне услугу, соглашаясь на это условие, я обязуюсь вознаградить его за это небольшое партнерство. И купить телевизор не за 25 тысяч, а, скажем, за 29 000. Но чуть позже.

Формально, здесь нет никакого процента. А есть лишь надбавка за оказанную мне услугу (перенос оплаты). Чуть более популярный принцип – Баи муадджал . Похожий метод, но несколько упрощенный.

Следующая цитата


Пророк ﷺ в хадисе, переданном от Укбы ибн ʻАмира, сказал:

لَا تُخِيفُوا أَنْفُسَكُمْ بَعْدَ أَمْنِهَا قَالُوا: وَمَا ذَاكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: الدَّيْنُ

«Не наводите на себя страх, если вы пребываете в безопасности». Сподвижники спросили его: "Как это, о Посланник Аллаха?". Пророк ответил: "Я имею в виду долг"». (Имам Ахмад)

Долг – это тревога ночью и унижение днём, и Пророк ﷺ крайне предостерегал от неуплаты долга. Однажды принесли покойного, и Пророк ﷺ приготовился помолиться за него, но прежде спросил, есть ли на нём долг. Люди ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда Пророк сказал: «Сами молитесь за вашего товарища, я не молюсь за того, на ком есть долг». Сподвижники удивились этому, и один из доблестных сподвижников сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ , его долг я беру на себя». Тогда Пророк ﷺ помолился за покойного, потому что его долг перешёл к этому сподвижнику. И все сподвижники (да будет доволен ими Аллах) помолились за ним.

Известно, что после того как Всевышний Аллах даровал победу Пророку ﷺ , и в казне мусульман оказалось имущество, Пророк сказал: «Если кто-то умер, имея долг, я возмещу его». Пророк ﷺ был подобен отцу этой уммы, даже в вопросах выплаты долгов.

Одна из проблем, на которую обратил внимание наш Пророк ﷺ – это неназывание вещей своими именами. Сегодня ростовщичество называют не своим именем. Долг стали считать страховым взносом, общество не знает самой сути этого явления. И таких примеров много – когда в конце концов всё это превращается в долг, в обязательство, это тяжесть для человека.

Повторимся, в долг берут лишь в крайних, критических случаях. А сегодня люди берут в долг для развлечения, путешествуют в долг или рассрочку. Всего этого следует остерегаться. Человек может пользоваться машиной, которой достаточно для него, купив её за несколько десятков тысяч рублей, чтобы у него оставались средства и его семье было на что решать каждодневные вопросы. А люди покупают очень дорогие вещи, покрывают расходы с зарплаты, однако после ощущают, как долги повисают на шее.

Если человек вынужден делать долги, он должен понимать, что в долг надо брать с намерением вернуть его. Тому, кто берёт в долг, желая потом вернуть, Всевышний Аллах помогает в этом. Того, кто берёт в долг, желая только растратить и не намереваясь возвращать, Аллах погубит. Также человек, который берет в долг, должен всегда думать об этом, пока он его не вернёт.

Представь, что у тебя есть долг и ты хочешь совершить хадж. Совершение хаджа – это один из столпов Ислама. Пока на тебе есть долг, тебе не дозволено совершать хадж, пока ты не вернёшь его или не попросишь у хозяина разрешения на поездку в хадж.

Представьте себе, речь идёт о столпе Ислама! Но его не дозволено выполнять, пока на тебе есть долг. Следовательно, это очень большая ответственность.

Пророк ﷺ в хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказал:

«Затягивание (выплаты долга) со стороны богатого человека (который имеет возможность выплатить его) есть притеснение (зульм)». (Бухари, Муслим)

Это один из видов притеснения. Зачастую у человека есть возможность вернуть долг, но он не придаёт этому значения, а когда хозяин денег приходит и просит вернуть долг, отвечает «иншааЛлах, иншааЛлах»… Почему? Потому что деньги вложены в оборот, такое часто происходит в компаниях, фирмах.

Пророк ﷺ брал в долг в некоторых случаях, когда это было необходимо. Однажды, находясь в сафаре, он взял в долг у своего сподвижника, а когда они вернулись в Медину, Пророк ﷺ вернул долг и помолился за него. Пророк сказал: «Обязательство долга – его возвращение, хвала Аллаху».

Что же происходит сейчас, как поступают люди? Когда ты просишь обратно свои деньги, складывается впечатление, будто ты скупой человек, будто ты просишь его подать милостыню, и должник возвращает тебе твои же деньги с неприязнью. Да, он возвращает тебе деньги так, словно сделал тебе одолжение, с хмурым лицом. Хотя в действительности он должен тебя поблагодарить, помолиться за тебя, таков этикет заёмщика. Ещё добавим, что когда Пророк ﷺ возвращал долг, он возвращал сверх положенного, оказывая добро.

Этические нормы заемщика

Заёмщику следует проявлять терпение, если у него в грубой форме требуют возврата долга. Однажды к Пророку ﷺ пришёл один бедуин, у которого он брал в долг. Бедуин сказал Пророку: «О Мухаммад, верни мне мой долг. Ты и твоё племя не выплачиваете вовремя долги». То есть этот человек проявил крайнюю бестактность, неэтичность. В этот момент наш господин Умар (да будет доволен им Аллах) вынул меч и сказал: «О Посланник Аллаха, разреши мне отрубить голову этому лицемеру», и Пророк сказал ему: «О Умар, тебе следовало напомнить мне о погашении долга в своё время, а ему сказать, чтобы он потребовал оплату в почтительной форме».

Обратите внимание – это тот момент, когда нужно проявить добро. Давать деньги в долг – достойное деяние.

Возвращать долг, как и брать в долг, тяжело, а вот давать в долг – достойное дело. От Абу Умама передаётся, что человек вошёл в Рай и увидел, что на его вратах написано: «За милостыню награда умножается в десять раз, а за предоставление долга – в восемнадцать раз». За это даётся великая награда!

Передаётся от Пророка: «Кто предоставит отсрочку тому, кто находится в трудном положении, или простит ему его долг, или облегчит, скостив часть долга, того Всевышний расспросит в Судный день лёгким образом». В другой версии говорится: «Такой человек будет под тенью Арша в тот день, когда не будет никакой другой тени».

В другой прекрасной версии хадиса сообщается: «Тому, кто даст отсрочку заёмщику, будет записана такая награда, как если бы он каждый день подавал эту сумму в качестве милостыни». Представь себе, если ты предоставишь в долг десять тысяч рублей, и наступит срок возврата долга, а ты проявишь терпение и скажешь: «Всё хорошо, я даю тебе ещё месяц» – это равносильно тому, как если бы ты каждый день подавал милостыню в размере десяти тысяч рублей. И так, каждый день проявляя терпение, ты получаешь награду.

Всё это является великим достоинством в долговых делах: оказание помощи людям, предоставление отсрочки находящемуся в трудном положении, прощение и терпение.

Тот, кто желает жить прекрасным образом в этом мире и ещё лучше – в мире ином, пусть глубже вникнет в смысл слов: «Если вы любите Аллаха, следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас».

Стенограмма проповеди Мухаммада Ас-Сакафа


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Баи салам

Баи салам – это оплата товара, который будет доставлен чуть позже. Банки используют этот принцип для инвестиций и получения прибыли. То есть, когда человек приносит деньги на депозит, банк вместе с ним ищут, куда вложить эти деньги. Тут и пригодится принцип баи салам.

В принципе, это фьючерс, который активно используется на фондовых биржах. Но без спекулятивного момента. Спекуляция – харам. В баи салам цена установлена заранее, по принципу баи бисаман.

Хиба – это подарок. По сути, банк может «накинуть» вам процент по депозиту, но сделать это просто подарком, без каких-либо договоренностей, а по личному желанию.

Следующая цитата


От Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), однажды пришел в мечеть и увидел там человека, которого называли Абу Умама. Пророк (мир ему и благословение) спросил у него: «О Абу Умамат, почему я вижу тебя в мечети, не во время намаза?» Абу Умама ответил: «Заботы и долги охватили меня, о Посланник Аллаха». «Научить ли тебя словам, из-за которых Всевышний избавит тебя от забот и долгов?» - спросил Пророк. «Научи, о Посланник Аллаха», - сказал Абу Умама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Перед сном и после пробуждения ото сна ты скажи:

Читайте также: