Цитаты гитлера про ислам
Обновлено: 21.11.2024
На днях пакистанская модель, актриса и телеведущая Вина Малик (Veena Malik) в своем Twitter процитировала приписываемую фюреру фразу с прославлением холокоста: "Я бы убил всех евреев, но сохранил бы жизнь некоторым, чтобы показать, почему я их убил".
Впервые данная цитата на немецком языке вместе с портретом Гитлера была растиражирована на Facebook летом 2014 года. Многие пользователи соцсети хвалили Гитлера за мудрое решение. Суд австрийского Зальцбурга приговорил к одному году условно виновника размещения поста 30-летнего мужчину, который также должен посетить мемориал концлагеря.
На некоторых зарубежных сайтах утверждается, что нет документальных доказательств, что распространенные в Сети слова принадлежат Гитлеру. Тут трудно возражать, как искать черную кошку в темной комнате. Однако отношение Гитлера к исламу зафиксировано в мемуарной литературе.
Взгляды Гитлера на ислам
На страницах своих воспоминаний рейхсминистр вооружения и военного производства Альберт Шпеер, бывший личным архитектором фюрера, писал, что Гитлер высоко ценил ислам и сожалел о том, что немцы не стали приверженцами Мухаммеда: "В том и беда, что мы исповедуем не ту религию… Магометанская вера подошла бы нам куда больше, чем христианство с его тряпичной терпимостью".
Майордомом Франкского государства Карлом Мартеллом вождь германских нацистов был недоволен не потому, что этот дед Карла Великого усмирил германские племена, а по причине того, что в ожесточенной битве при Пуатье франки при поддержке ломбардских, саксонских и фризских воинов в 732 году остановили продвижение сил Омейядского халифата.
Арабам пришлось не только отказаться от завоевания Галлии, но и приостановить дальнейшую экспансию в Европу. Не исключено, что свое латинское прозвище Martellus — "Молот" — основатель династии Каролингов получил в честь Иуды Маккавея ("Молотобойца") — вождя восстания иудеев против ига державы Селевкидов.
"Если бы Карл Мартелл проиграл, мы все, вероятно, были бы обращены в магометанскую веру, культ, прославляющий героизм и открывающий дорогу в небеса лишь смелым воинам. Тогда народы германской расы завоевали бы весь мир", — говорил Гитлер, указывая, что "завоеватели-арабы из-за своей расовой неполноценности в долгосрочном периоде не смогли бы освоиться в суровом климате и условиях [Европы]. Они не справились бы с более энергичным местным населением, и в конечном итоге во главе магометанской империи стояли бы не арабы, а исламизированные германцы".
В военные годы, подвергая критике Римско-католическую церковь, фюрер приводил в пример ислам. Часть крымских татар, видевших в нем своего избавителя, платила благодарностью и величала Гитлера "Адольф Эффенди".
Истоки воззрений фюрера
О широком распространении в 19-м веке антисемитизма, особенно среди интеллектуалов Германии, большинство современных людей неплохо осведомлены. Другое дело — отношение к самой молодой мировой религии. Иудаизм подвергался критике со стороны Артура Шопенгауэра и находившегося под влиянием его философских идей композитора Рихарда Вагнера. Поклонник буддизма Шопенгауэр называл ислам "отвратительным учением". Христианству и брахманизму немецкий философ противопоставлял оптимистический иудаизм и его порождение — ислам.
А вот другая величина — мыслитель планетарного размаха — Фридрих Ницше не просто не слыл антисемитом, но высоко ценил евреев "как самую чистую расу в Европе".
Ницше принадлежит следующее откровение: "Мыслитель, на совести которого лежит будущее Европы, при всех планах, которые он составляет себе относительно этого будущего, будет считаться с евреями — и с русскими, — как с наиболее надежными и вероятными факторами в великой игре и борьбе сил".
Не особенно лестно отзываясь о своих соотечественниках немцах, Ницше прозревал будущее в сращении немецкой и славянской расы, безо всякого американизма! Некоторые исследователи видят в упомянутых личностях своего рода предшественников национал-социализма, но, видимо, его идеологи заимствовали лишь соответствующее их собственному мировоззрению. Интересно, как Ницше противопоставлял христианству ислам.
Адольф Гитлер вполне разделял следующее признание Фридриха Ницше: "Не может быть выбора между исламом и христианством, так же как между арабом и иудеем. Решение дано, и никто не волен выбирать. Или мы чандала, или не чандала… "Война с Римом на ножах! Мир, дружба с исламом": так чувствовал, так поступал тот великий свободный дух, гений среди немецких императоров, Фридрих Второй".
Произведение, из которого взяты эта и все последующие цитаты, в русском переводе имеет два варианта названия: "Антихристианин" и, более точный, "Антихрист".
В одной из своих последних книг Ницше поднимает зеленое знамя Пророка: "Если ислам презирает христианство, то он тысячу раз прав: предпосылка ислама — мужчины…"
И напоследок отсылка к сетованиям фюрера о победе христианства над исламом на Пиренеях в интерпретации философа.
"Христианство погубило жатву античной культуры, позднее оно погубило жатву культуры ислама. Чудный мавританский культурный мир Испании, в сущности более нам родственный, более говорящий нашим чувствам и вкусу, чем Рим и Греция, был растоптан (я не говорю, какими ногами)", — отмечал Ницше.
Политические и военные расчеты
Одной из причин симпатии нацистской верхушки к тюркским и мусульманским народам было желание втянуть в войну Турцию. В сентябре 1941 года, с целью "прояснить позицию Германии относительно требований пантюркистов", в Берлин прибыл один из лидеров этого движения, генерал-лейтенант Нури-паша Киллигиль (Nuri Killigil или Nuri Paşa).
С 11 по 25 сентября он провел переговоры с заместителем руководителя политического отдела министерства иностранных дел Третьего рейха Эрнстом Вёрманом (Ernst Woermann). Результатом чего было принято решение создать в Берлине специальный комитет для распространения идей пантюркизма, "в частности, среди военнопленных-тюрков и мусульман с целью их использования для агитации на советской территории и образования из них воинских частей".
В том же году в Анкаре Нури-паша установил контакт с германским послом в Турции Францем фон Папеном (Franz von Papen), чтобы заручиться поддержкой пантюркистского дела. С его помощью из военнопленных тюркских национальностей был сформировал эсэсовский Туркестанский легион (Turkistanische Legion).
В ноябре 1944 года Генрих Гиммлер вместе с великим муфтием Иерусалима Мохаммадом Амином аль-Хусейни создали в Дрездене первую школу для военных имамов. Эта школа существовала под эгидой СС для обслуживания немцев-мусульман.
Ранее, в январе 1944 года, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, принимая группу мусульманских офицеров из Боснии на силезском военном полигоне, сказал: "У нас общие цели. Нет более прочной основы для сосуществования, чем общие цели и идеалы. У Германии не было ни малейших трений с исламом вот уже 200 лет".
Спустя несколько дней выступая на митинге перед функционерами "Управления расовой политикой НСДАП", тот же Гиммлер произнес: "Должен сказать, я ничего не имею против ислама. Потому что в этом подразделении он обучает для меня своих людей и обещает им рай, если они сражались и пали в битвах. Полезная и симпатичная религия для солдат".
41-летний немецкий историк и публицист, профессор кафедры международной истории Лондонской школы экономики Давид Мотадель (David Motadel), автор нескольких книг об отношении к исламу нацистских бонз и фюрера, полагает, что в Третьем рейхе систематически рекрутировали мусульман, но в этом скорее сказывались "военные расчеты", чем идеологические предпочтения.
Точными данными о количестве мусульман в рядах вермахта и эсэсовских частей историки не располагают. По оценке Мотаделя, их численность могла приближаться к 300 тысячам. Солдаты-мусульмане считались эффективными и жестокими бойцами, за исключением арабов, которых рассматривали как неблагонадежных.
В Государственном архиве Республики Крым есть такой документ: "Участники партизанского движения в Крыму были живыми свидетелями расправ татар-добровольцев и их хозяев над захваченными больными и ранеными партизанами (убийства, сжигание больных и раненых). В ряде случаев татары были беспощаднее и профессиональнее палачей-фашистов".
Справедливости ради отметим, что в партизанских отрядах среди командиров и комиссаров, а также рядовых бойцов находилось более тысячи крымских татар.
Одним из первых законов нацистского режима в 1933 году стал Reichstierschutzgesetz — Имперский закон о защите животных, который был направлен против еврейского обычая кошерного убоя скота. В 1941 году этот запрет был снят, чтобы разрешить воевавшим в вермахте и СС мусульманам употреблять халяль.
Несмотря на преклонение Гитлера перед исламом и пророком Мухаммедом, несмотря на готовность нацистов сотрудничать с коллаборационистами, Гитлер, Гиммлер и прочие высокопоставленные руководители НСДАП до войны публично отзывались о турках, индийцах и арабах как низшей расе.
Следующая цитата
The Wall Street Journal, США © Wikimedia/ Bundesarchiv
Фюрер восхищался тем, как Ататюрку удалось подчинить религию государству – а также его безжалостным обращением с меньшинствами
19.01.2015 25 18556«Наше несчастье заключается в том, что мы выбрали неправильную религию, — однажды пожаловался Гитлер своему личному архитектору Альберту Шпееру (Albert Speer). — Почему это должно было быть христианство с его покорностью и вялостью?» С точки зрения Гитлера, ислам был Männerreligion — религией настоящих мужчин. «Воины ислама» отправлялись в воинский рай, «настоящий земной рай» с гуриями и реками вина. По мнению Гитлера, это в гораздо большей степени соответствовало «германскому темпераменту», чем «еврейская мерзость и поповская болтовня» христианства.
В течение многих десятилетий историки рассматривали гитлеровский Пивной путч 1923 года как попытку повторить Марш на Рим Муссолини 1922 года. Однако автор книги «Ататюрк в воображении нацистов» (Atatürk in the Nazi Imagination) Штефан Ирих (Stefan Ihrig) не разделяет эту точку зрения. Гитлер также опирался на пример Турции — и не только на марш молодых турецких революционеров на Константинополь 1908 года, в результате которого было свергнуто правительство. После 1917 года обанкротившаяся, разбитая и многонациональная Османская империя уменьшилась до довольно сильного «туранского» государства. В начале 1920-х годов новая Турция стала первой «ревизионистской» страной, которая отказалась от участия в поствоенной системе, вернув себе потерянные территории на сирийском побережье и контроль над проливом Дарданеллы. Гитлер, как пишет г-н Ириг, считал Турцию моделью «процветающего и völkisch (этнонационалистического) современного государства».
В 1920-х и 1930-х годах в нацистской литературе Турцию называли другом и предтечей. В 1922 году, к примеру, нацистская еженедельная газета Völkischer Beobachter назвала Мустафу Кемаля Ататюрка «настоящим мужчиной», воплощением «героического духа» и Führerprinzip (принципа фюрера или лидера), который подразумевал абсолютное, безоговорочное подчинение. Подчинение Ататюрком ислама государству предвосхитило стратегию Гитлера в отношении христианства. Нацисты утверждали, что Турция стала сильнее, истребив армян и выслав со своих территорий греков. «Кто сегодня вспоминает об истреблении армян», — спрашивал Гитлер в августе 1939 года.
Это был не первый случай Türkenfieber или турецкой лихорадки в Германии. Турция оказалась втянутой в Первую мировую войну не случайно, а потому что к этому ее подтолкнула Германия: она готовила турецких офицеров, поставляла Турции оружие и поссорила ее с Британией и Францией. Гитлер хотел повторить эксперимент кайзера в попытке добиться лучших результатов. К 1936 году Германия поставляла половину импорта Турции и покупала половину ее экспорта, в первую очередь хромовую руду, необходимую для производства стали. Но Ататюрк, как пишет г-н Ирих, решил подстраховаться и уклонился от тесной дружбы. После смерти Ататюрка в 1938 году его преемник Исмет Инёню (Ismet Inönü) попытался наладить хорошие отношения со всеми державами. В 1939 году Турция подписала договор о взаимной обороне с Великобританией, но уже в 1941 году она также подписала Договор о дружбе с Германией, укрепив южный фланг Гитлера перед его нападением на Россию. Инёню намекнул, что Турция вступит в войну, если Германия сможет завоевать Кавказ.
В книге «Ислам и война нацистской Германии» (Islam and Nazi Germany’s War) Дэвид Мотадел (David Motadel) пишет, что во Второй мировой войне мусульмане сражались по обе стороны. Но только между нацистами и исламистами была политически-духовная связь. Обе эти группы ненавидели евреев, большевиков и либеральную демократию. Обе они стремились добиться того, что Мишель Фуко (Michel Foucault), писавший об Иранской революции 1979 года, позже назовет духовно-политическим «преображением мира» через «сражение». Халиф, как объяснял исламист Заки Али (Zaki Ali), был «фюрером верующих». «Созданный евреями, возглавленный евреями, большевизм является естественным врагом ислама», — написал Магомед Сабри (Mahomed Sabry), берлинский пропагандист Мусульманского братства в книге «Ислам, иудаизм, большевизм» (Islam, Judaism, Bolshevism), которую министерство пропаганды Рейха рекомендовало изучить всем журналистам.
К концу 1941 года Германия уже контролировала многочисленное мусульманское население на юго-востоке Европы и в Северной Африке. Чтобы помочь в «освободительной борьбе ислама», министерство пропаганды приказывало журналистам превозносить «исламский мир, как культурный фактор», избегать критики ислама и заменять слово «антиеврейский» на «антисемитский». В апреле 1942 года Гитлер стал первым европейским лидером, заявившим о том, что ислам «неспособен на терроризм». И, как всегда, довольно трудно сказать, задавал ли Гитлер тон или же он просто пытался усилить одержимость своего народа.
Подобно Ататюрку, Гитлер считал турецкий ренессанс расовым, а не религиозным. Немцы турецкого и иранского происхождения были освобождены от действия Нюренбергских расовых законов, между тем расовый статус немецких арабов остался чрезвычайно неопределенным даже после сентября 1943 года, когда мусульманам предоставили право вступать в нацистскую партию. В ходе войны балканских мусульман также добавили к списку «расово ценных народов Европы». Лидер палестинских арабов Хадж Амин аль-Хусейни (Haj Amin al-Husseini), великий муфтий Иерусалима, завербовал несколько тысяч этих «германских мусульман» в качестве первых добровольцев негерманского происхождения для службы в СС. Советские заключенные тюркского происхождения также пошли на службу добровольцами. В ноябре 1944 года Гиммлер и муфтий создали в Дрездене школу военных имамов под эгидой СС.
Хадж Амин аль-Хусейни, основатель палестинского национализма, известен тем, что он пытался убедить нацистов расширить рамки их геноцида евреев на Палестинский мандат. В 1941 году муфтий встретился с Гитлером и Гиммлером в Берлине и попросил нацистов пообещать ему, что, когда Вермахт вытеснит британцев из Палестины, Германия установит там арабский режим и поможет с «удалением» евреев. Гитлер ответил, что Рейх не станет вмешиваться в дела королевства муфтия иначе как для достижения общей цели — для «истребления евреев, проживающих на арабских территориях». Муфтий обосновался в Берлине, подружился с Адольфом Эйхманом (Adolf Eichmann) и убедил правительства Румынии, Венгрии и Болгарии отказаться от планов по переселению евреев в Палестину. Позже около 400 евреев из этих стран отправились в лагеря смерти.
Г-н Мотадел очень живо описывает отношения муфтия с нацистами, однако он также упоминает о других одиозных и удивительных персонажах той истории. Среди них можно назвать Зеки Кирама (Zeki Kiram), офицера Османской империи, ставшего учеником Рашида Риды (Rashid Rida), основателя Мусульманского братства, а также Иоганна фон Леерса (Johann von Leers), нацистского профессора, принявшего ислам и ставшего Омаром Амином (Omar Amin), антисемитским публицистом в Египте Насера.
Конец некоторых мусульманских нацистов оказался чрезвычайно печальным. Другие сохранили свои должности, а затем на пенсии консультировали Саудовскую Аравию. Самые известные мусульманские коллаборационисты бежали. Опасаясь мусульманских бунтов, союзники не стали судить муфтия как военного преступника: он умер в Бейруте в 1974 году, когда в политическом смысле его уже обошел его молодой кузен Мухаммед Абдул Рауф аль-Кудва аль-Хусейни (Mohammed Abdul Raouf al-Qudwa al-Husseini), известный как Ясер Арафат (Yasser Arafat). Между тем, в Мюнхене выжившие добровольцы СС вместе с беженцами из Советского Союза основали послевоенное первое исламское сообщество в Германии, а его лидерами стали бывший имам Вермахта и бывший верховный имам Восточного мусульманского подразделения СС. В 1950-е годы некоторые из бывших нацистских мусульман работали на разведывательные службы США, пытавшиеся укрепить «защитный пояс против коммунизма».
Революционную идею необходимо посеять, как говорил Хайдеггер, прежде чем «внезапно свободные силы бытия вмешаются и превратятся в историю». Между революционной весной 1848 года в Европе и Русской революцией 1917 года прошло сеть десятилетий. А последствия идеологических посевов Германии в мусульманских сообществах 1930-х и 1940-х годов начинают проявляться только сейчас.
Книги г-на Мотадела и г-на Ириха, блестяще написанные и проработанные, изменят наше понимание нацистской политики, которая, как пишет г-н Мотадел, стала одной из «наиболее энергичных попыток политизировать и инструментализировать ислам в современной истории».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Следующая цитата
ABC.es, Испания © CC0 / Public Domain, German Federal Archives | Перейти в фотобанк В печать выходит новая книга «Мусульмане и война нацистской Германии», написанная преподавателем истории Лондонской школы экономики и политических наук. Впервые историк действительно тщательно изучил щекотливую тему: многочисленные способы, которыми нацистская Германия пыталась привлечь на свою сторону в войне мусульман.
Историк Давид Мотадель тщательно анализирует попытки нацистов наладить сотрудничество с мусульманами во время Второй мировой войны
18.04.2021Преподаватель истории в Лондонской школы экономики и политических наук Давид Мотадель (David Motadel) рассказывает, что, когда Адольф Гитлер, находясь в фюрер-бункере (рейхсканцелярии), оплакивал крах Третьего Рейха, его преследовала навязчивая идея, от которой сердце его сжималось: почему ему так и не удалось поднять всех мусульман мира на борьбу с врагами? Дело не в том, что он верил в Аллаха. Гитлер был убежден, что благодаря воинственному характеру ислама мусульмане могли стать очень сильными и надежными бойцами-союзниками. «Их воззвания к отважной борьбе легко понять. Ведь в итоге праведные мусульмане попадают в рай, где их ждут прекрасные гурии и где вино льется рекой», — писал Гитлер в 1941 году. По его мнению, мусульманский рай не имел ничего общего с «банальным христианским раем».
Именно в этом и состоит основная идея новой работы Мотаделя «Мусульмане и война нацистской Германии» (Islam and Nazi Germany's War). Впервые историк действительно тщательно решил изучить столь малоизвестную и малопривлекательную тему: многочисленные способы, которыми нацистская Германия пыталась привлечь к участию в войне мусульман. Нацисты считали их представителями низшей расы, но после двух крупных поражений от войск, в рядах которых сражались мусульмане,— в Сталинградской битве и в сражении при Эль-Аламейне — нацисты решили, что на их стороне мусульмане могут принести колоссальную пользу.
Разумеется, значительную часть работы Мотадель посвятил анализу того, как мусульмане попадали в ряды вермахта и СС. Он приводит имена и фамилии тех, кто состоял на службе в бесчисленном множестве организаций, созданных на территории Боснии, Албании (где находились военнопленные) и Крыма. Вся эта деятельность осуществлялась под знаком принципа, не раз упомянутого идеологом нацизма Йоханном фон Леерсом (Johann von Leers) — «для праведного мусульманина еврей — враг».
La Vanguardia 07.02.2021 Al Arabiya 11.03.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Следующая цитата
Адольф Гитлер — самая известная и узнаваемая личность мира, самый могущественный и одновременно самый странный диктатор мира, чья идеология была не менее странной, чем он сам.
Фюрер Третьего рейха имел разные взгляды на мир, которые он расписал в своей книге «Моя борьба», переведённой на все языки мира, включая арабский. Но ещё Гитлер имел свой взгляд на Ислам и арабов, при чём эти взгляды разительно отличались от других мировых лидеров.
Книга Адольфа Гитлера «Моя борьба» на арабском языке.
Адольф Гитлер об Исламе.
Адольф Гитлер — один из немусульманских мировых лидеров, который положительно отзывался об Исламе, мало того он считал эту религию самой подходящей для немцев, считая, что «вялое христианство» не даёт немцам воинственности и фанатизма.
«Наше несчастье заключается в том, что мы выбрали неправильную религию. Почему это должно было быть христианство с его покорностью и вялостью?»
Адольф Гитлер в беседе с Министром строительства Третьего рейха Альбертом Шпеером.
«Вы видите, наше несчастье — неправильная религия. Почему у нас нет религии как у японцев, которые считают жертву во имя Отечества высшим благом? Магометанство [Ислам] также было бы для нас более приемлемым, нежели христианство. Так почему же христианство с его смирением и вялостью?
Адольф Гитлер об Исламе, 1939 год.
При Гитлере в Германии был создан культ Ислама, а по радио в Третьем рейхе говорили о схожести восточных народов с немцами, сам Гитлер лично давал распоряжение о строительстве мечетей для немцев арабского, иранского и турецкого происхождения.
Соборная мечеть в Берлине, построенная на деньги нацистов, 1940 год.
Нацистский режим даже вывел арабов, народы иранского происхождения (персы и курды) и турков из под действия «Нюрнбергских расовых законов», тем самым признав их арийцами, наравне с немцами, единственным исключением были афронемцы-мусульмане, которые хоть и не подвергались лагерным работам, как евреи, но по законам должны были быть стерилизованы в принудительном порядке.
С 1943 года вышел указ о разрешении мусульманам вступать в НСДАП, а также быть избранным в исполнительные органы партии.
Отношение Адольфа Гитлера к арабам и Амин аль-Хусейни.
При корпусе «F» Вермахта существовало также немецко-арабское учебное подразделение, в задачу которого входило формирование арабского легиона (иначе называвшегося иракской арабской армией) при вступлении вермахта на территории стран Ближнего Востока. Планировалось, что на сторону немцев перейдет вся армия Ирака в составе трех дивизий, в Сирии планировалось сформировать еще две арабские дивизии (сирийскую и палестино-трансиорданскую). Руководили этим учебным подразделением бежавшие в 1941 году из Багдада великий муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни и Премьер-министр Ирака Рашид аль-Гайлани. Великий муфтий, изгнанный из Палестины в 30-е годы англичанами после организации им еврейских погромов, укрылся сначала в Бейруте, а затем в Багдаде, откуда 20 января 1941 года отправил со своим личным секретарем Гитлеру письмо о решении арабов развернуть борьбу против Англии, если им будет гарантирована материальная и моральная поддержка. 11 марта по поручению Гитлера статс-секретарь МИД фон Вайцзеккер передал личному секретарю муфтия в Берлине ответ, где говорилось: «Немцы и арабы имеют в англичанах и евреях общих врагов и стали союзниками в борьбе против них». Третий рейх обещал сторонникам аль-Хусейни финансовую и военную помощь (вплоть до поставки оружия).
Письмо муфтия пришлось нацистам очень кстати, потому что работа в этом направлении была ими начата еще в 1940 году после разгрома Франции. Так, немцы отпустили на родину попавших им в плен 10 тысяч солдат-арабов, состоявших на службе во французской армии, и наладили в Париже при участии алжирских эмигрантов издание газеты «Ар-Рашид». 23 октября немецкое радио сделало на арабском языке заявление о поддержке борьбы арабов за независимость, далее передачи на арабском языке стали регулярными. Причины этого были изложены на специальном совещании в МИД Третьего рейха в конце декабря 1940 года:
Слева муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни, справа Премьер-министр Ирака Рашид аль-Гайлани.
«Арабы являются крайне важным фактором как жители страны-моста, через которую проходят пути в Южную и Восточную Азию, точно так же как и в Восточную Африку; они же основатели Ислама во всем мире, у них имеется избыток нефти для нашей быстрорастущей промышленности».
1 апреля в Багдаде в результате переворота к власти пришло националистическое правительство Рашида аль-Гайлани, которое начало борьбу с англичанами и обратилось за военной помощью к Италии и Германии. Изначально аль-Гайлани ориентировался скорее на Муссолини (и даже перед восстанием вел с ним переговоры в Риме), а Фашистская Италия рассматривала Ирак как зону своих интересов, но неудачи итальянцев в военных действиях в Греции и Ливии в начале 1941 года превратили новую «Римскую империю» в неравноправных союзников Германии. Вторжение вермахта 6 апреля в Грецию делало германский прорыв на Ближний Восток реальным, поэтому в начале мая немцы вступили в переговоры с Правительством Виши (которое после разгрома Франции сохраняло контроль за ее колониями, и в том числе за Сирией) о транспортировке оружия в Ирак через Сирию (это соглашение было подписано 7 мая). 12 мая 60 самолетов, выделенных немцами для транспортировки оружия, проследовали в Ирак через сирийские аэродромы в первый раз, а с 18 мая немецкая авиация начала систематические бомбежки британских позиций в Палестине и Египте. 23 мая в директиве № 30 «Средний Восток» Гитлер потребовал «ускорить развитие событий на Ближнем Востоке путем поддержки Ирака», для руководства действиями во главе военной миссии был направлен уже ранее упоминавшийся генерал Гельмут фон-Фельми.
Впрочем, период пребывания националистического правительства аль-Гайлани у власти в Ираке оказался недолог. Военные действия развивались для него неудачно, и уже 28 мая в связи с выходом английских войск на позиции у Багдада лидеры националистов бежали за границу (фон Фельми лишь 31 мая прибыл в сирийский город Халеб для дальнейшего проезда в Ирак). Не способствовали успехам аль-Гайлани и его планы присоединить к Ираку юго-западную часть иранской провинции Хузестан, населенную арабами. 1 июня англичане вступили в Багдад, а 8 июня они вместе с войсками «Свободной Франции» де Голля вошли на территорию Сирии.
Однако за этот период немцы пересмотрели свои идейные установки. Ранее они, как говорилось выше, третировали арабский Ислам суннитского толка, как «семитскую религию», да и самих арабов в Германию в 30-е годы не пускали как «неарийцев». Теперь же, поскольку в своей директиве от 23 мая Гитлер заявил, что «арабское освободительное движение на Среднем Востоке является нашим естественным союзником против Англии», арабы были признаны «народом, родственным немецкому», а муфтий аль-Хусейни прочно осел в Берлине, где ему выделяли ежемесячно по 75 тысяч марок. 28 ноября 1941 года состоялась его встреча с Гитлером, как было сообщено в сводке официальных новостей:
Амин аль-Хусейн и Адольф Гитлер, 28 ноября 1941 год.
«Фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе этой встречи аль-Хусейни назвал Гитлера «защитником Ислама» и предложил ему создать для борьбы с англичанами арабский легион, а фюрер пообещал муфтию «уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке».Муфтий принял активное участие в подготовке передач немецкого радио на арабском языке, 1 марта 1944 года он призвал в радиоэфире :
«Арабы! Вставайте как один и боритесь за ваши священные права. Убивайте евреев, где вы только их ни найдете. Это угодно Богу, истории, нации и религии. Это спасет вашу честь».
Именно благодаря помощи муфтия аль-Хусейни нацистам в 1943 году удалось создать из боснийцев дивизию СС «Ханджар» численностью до 26 тысяч человек. Это было уникальное мусульманское соединение, наравне с легионом «Свободная Арабия», где из рациона бойцов была исключена свинина, выделено обязательное время на намаз и введен институт военных мулл. Управлением СС «Ананербе» в том же 1943 году была разработана и теория происхождения боснийцев от германского племени готов, которое жило на этой территории в V веке н.э. Якобы следы которых прослеживались на этой территории вплоть до XIII века нашей эры в виде ереси богомилов, а в следующие века боснийцы под давлением турок приняли Ислам.
Следующая цитата
Как пишет Доминик Грин в статье "Почему Гитлер хотел быть мусульманином", к концу 1941 года Германия уже контролировала многочисленное мусульманское население на юго-востоке Европы и в Северной Африке. Чтобы помочь в "освободительной борьбе ислама", министерство пропаганды приказывало журналистам превозносить "исламский мир, как культурный фактор", избегать критики ислама и заменять слово "антиеврейский" на "антисемитский".
"Наше несчастье заключается в том, что мы выбрали неправильную религию, — однажды пожаловался Гитлер своему личному архитектору Альберту Шпееру. — Почему это должно было быть христианство с его покорностью и вялостью?" С точки зрения Гитлера, ислам был Männerreligion — религией настоящих мужчин. "Воины ислама" отправлялись в воинский рай, "настоящий земной рай" с гуриями и реками вина. По мнению Гитлера, это в гораздо большей степени соответствовало "германскому темпераменту", чем "еврейская мерзость и поповская болтовня" христианства.
Грин напоминает, что в 1922 году, к примеру, нацистская еженедельная газета Völkischer Beobachter назвала Мустафу Кемаля Ататюрка "настоящим мужчиной", воплощением "героического духа" и Führerprinzip (принципа фюрера или лидера), который подразумевал абсолютное, безоговорочное подчинение. Подчинение Ататюрком ислама государству предвосхитило стратегию Гитлера в отношении христианства. Нацисты утверждали, что Турция стала сильнее, истребив армян и выслав со своих территорий греков.
В книге "Ислам и война нацистской Германии" Дэвид Мотадел пишет, что "во Второй мировой войне мусульмане сражались по обе стороны. Но только между нацистами и исламистами была политически-духовная связь. Обе эти группы ненавидели евреев, большевиков и либеральную демократию. Обе они стремились добиться того, что Мишель Фуко (Michel Foucault), писавший об Иранской революции 1979 года, позже назовет духовно-политическим "преображением мира" через "сражение". Халиф, как объяснял исламист Заки Али, был "фюрером верующих". "Созданный евреями, возглавленный евреями, большевизм является естественным врагом ислама", — написал Магомед Сабри, берлинский пропагандист Мусульманского братства в книге "Ислам, иудаизм, большевизм", которую министерство пропаганды Рейха рекомендовало изучить всем журналистам.
"Тот факт, что, по закону пророка Мохаммеда, всякая женщина должна принадлежать какому-либо мужчине, как его собственность - приходится ли она ему дочерью, женой или наложницей - отсрочит уничтожение рабства до тех времен, когда мусульманская вера перестанет пользоваться таким влиянием среди мужчин", - написал он в своей книге «Речная война» 1899 года, посвященной Судану. "Некоторые мусульмане могут демонстрировать восхитительные качества, однако влияние религии парализует социальное развитие тех, кто ее исповедует. В мире нет более мощной ретроградной силы. Мусульманство, которому в ближайшее время не грозит закат - это воинствующая вера, привлекающая все больше сторонников".
Читайте также: