Цитаты духовные искания пьера безухова
Обновлено: 07.11.2024
Любой человек в своей жизни хотя бы раз задумывается над тем, правильно ли он живет, для чего дана ему жизнь, в чем вообще смысл человеческой жизни. Разобраться в этих вопросах бывает нелегко. Сделать правильный выбор, принять верное решение — еще труднее. Именно здесь на помощь нам приходят великие произведения русской литературы, такие, например, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир».
В своем произведении писатель поднимает важнейшие вопросы не только своего времени, но и всей человеческой жизни. Он выступает в качестве психолога и философа, рассматривая многие нравственные, моральные проблемы, рисуя нелегкий и тернистый путь своих героев в поисках истины и смысла жизни, в поисках самого себя, своего предназначения. Такой путь проходят почти все главные герои романа. Но мне хотелось бы остановиться подробнее на идейных исканиях Пьера Безухова — одного из интереснейших и противоречивых персонажей Толстого.
В своей жизни Пьер проходит через ряд сменяющих друг друга этапов, через множество увлечений и разочарований. Восхищение Наполеоном сменяется у него масонством. Духовная независимость вначале уступает место прелестям великосветской жизни, которая затем сменяется вспышками отвращения и презрения к этому кругу людей. В душе богатого графа просыпается глубокая любовь к народу, мечта о личном подвиге и убийстве Наполеона. В конечном итоге Безухов приходит к идеям декабристов. Это человек, живущий интересами и стремлениями своего времени, ищущая натура, которая более всего хочет прожить свою жизнь не зря.
Пьер продолжает совершать ошибки. Он женится на Элен Курагиной, но очень скоро осознает, что этот брак принес ему только несчастья. Безухов постигает весь ужас своего положения: он связал жизнь с низкой женщиной, окунулся в пошлую и фальшивую среду, к которой она принадлежит. Стараясь понять, как мог он так жестоко ошибиться, Пьер начинает винить себя в том, что женился без любви, что весь их союз с Элен был ложью: «Вся разгадка была в том, что она развратная женщина. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня у нее детей не будет».
Убийство любовника жены, конечно же, не приносит ни облегчения, ни удовлетворения герою. Он принимает единственно верное решение — расстаться с этой женщиной.
Пьер все больше начинает осознавать, что в среде масонов процветают те же ханжество, лицемерие, карьеризм, которые свойственны людям из высшего света. Им на самом деле чужды благородные порывы Безухова, его стремление к бескорыстной помощи людям.
Разочаровавшись в масонстве, герой порывает с этим обществом. Снова его мечты и планы потерпели крах. Он уже начинает сомневаться в том, что в этом мире вообще можно найти справедливость и счастье.
Однако новое пробуждение его души, его светлых чувств наступает с появлением в его жизни Наташи Ростовой. Любовь к ней все сильнее и глубже проникает в сердце героя. Романтические, полные поэзии и чистоты чувства Безухова возвышают его над окружающими, вселяют в его душу радость и надежду на счастье.
Казалось бы, безмятежное счастье Пьера с любимой женщиной прерывается войной. На самом же деле именно в годы Отечественной войны герой ощущает наиболее полное духовное возрождение. Для этого человека недостаточным было достижение только лишь личного счастья. Огромное значение для него имело соприкосновение с народом, участие в его судьбе, способность принести пользу всей стране. Именно в дни войны он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в каждом русском солдате, которая жила и в его собственной душе, до этих пор не находя выхода. Теперь же он твердо решает защищать Москву, мечтает убить Наполеона, осознав истинную сущность его личности.
Пьеру суждено было попасть во французский плен. Но духовные и физические страдания только укрепили силу его духа, научили ценить жизнь с самыми маленькими ее радостями. Этому в наибольшей степени способствовало общение героя с «солдатиком Апшеронского полка» Платоном Каратаевым, в любых ситуациях сохраняющим бодрость духа и оптимизм. Однако, в отличие от Каратаева, полностью растворившегося в народной среде, Пьер сохраняет свою индивидуальность, он стремится «соединить в душе своей значение всего». Именно это помогает ему обрести гармонию с миром.
«Человек сотворен для счастья», — вот основной вывод, к которому приходит Безухов во время пребывания в плену. Однако народ несчастлив. А счастье собственное герой Толстого осознавал только как часть всеобщего счастья. Он не мог равнодушно смотреть, как страдают вокруг простые люди, не мог на каждом шагу наблюдать проявления общественного зла: «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения, мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят». Продолжая всем сердцем стремиться к защите добра и правды, Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества.
Л. Н. Толстой показал нам трудный путь своего героя к духовному обновлению. Пьер Безухов нашел свое счастье — рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям. И пока жив человек, пока на земле народ продолжает страдать и мучиться, не закончатся нравственные поиски героя и стремление к полной самореализации, к выполнению возложенной на него судьбой и Богом миссии.
Героический порыв
Состояние мрачной апатии сменяется благородным патриотическим порывом. Отечественная война 1812 года отодвинула на задний план все личные проблемы героя. Его честную и благородную натуру волнует судьба Отечества. Не имея возможности встать в ряды защитников своей страны, он вкладывает средства в формирование и обмундирование полка. Во время Бородинского сражения находится в самой гуще событий, пытаясь оказать посильную помощь военным. Ненависть к захватчикам толкает Пьера на преступление. Он решается убить главного виновника происходящего императора Наполеона. Героический порыв молодого человека закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.
Следующая цитата
Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер Безухов – один из главных героев произведения. Он относится к любимым героям автора и поэтому описывается более подробно. Читателю предоставляется возможность проследить, как из молодого наивного юноши формируется умудрённый жизненным опытом мужчина. Мы становимся свидетелями ошибок и заблуждений героя, его мучительных поисков смысла жизни, постепенного изменения его мировоззрения. Толстой не идеализирует Пьера. Он честно отображает его положительные черты и слабости характера. Благодаря этому молодой человек кажется ближе и понятнее. Он будто оживает на страницах произведения.
Духовным исканиям Пьера в романе отведено немало страниц. Пьер Безухов – внебрачный сын богатого петербургского вельможи, один из главных претендентов на миллионное наследство. Недавно приехавший из-за границы, где получал образование, Пьер не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Неожиданное наследство и высокий графский титул сильно осложняет положение юноши и доставляет ему много хлопот.
Странная внешность
Примечательная внешность героя вызывает улыбку и недоумение. Перед нами «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…». Он не умеет общаться с дамами, правильно вести себя в светском обществе, быть вежливым и тактичным. Его несуразную внешность и отсутствие хороших манер компенсируют добрая улыбка и наивный виноватый взгляд: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный».
За массивной фигурой срывается чистая, честная и благородная душа.Заблуждения Пьера
Счастливый итог
В финале романа мы видим любимого героя Л. Н. Толстого примерным семьянином, увлечённым человеком, нашедшим себя. Он занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми. Его ум, порядочность, честность и доброта теперь востребованы и полезны обществу. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова. В сочинении на тему «Путь исканий Пьера Безухова» дан подробный анализ нравственных и духовных поисков честного и благородного человека, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования. Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой».
Следующая цитата
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
Иллюстрации Д.А.Шмаринова
к роману "Война и мир"
Иллюстрации А. В. Николаева к роману «Война и мир» Обзор содержания романа
«Война и мир» по главам
(сайт "К уроку литературы") Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)" ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)
Роман-эпопея «Война и мир»
Уроки литературы в 10 классе[1]
Учебно-методическое пособиедля учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.
УРОК 75
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА
Цель:
на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, путь духовных исканий Пьера Безухова; способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.
Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; характеризуют Пьера Безухова, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к герою.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
• Как вы понимаете высказывание Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие…»? (Л. Н. Толстой «Воскресение»)
• Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете это объяснить?
• Назовите героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого.
— В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX в. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть — вот проблемы, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему.
Одним из любимых героев писателя является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах «Войны и мира» в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорождённый сын русского вельможи…
Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже — и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймём, что непосредственность, искренность, горячность — суть Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усреднённой форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера — центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего, потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки. Как и другие герои Толстого, Пьер пройдёт свой путь «от Наполеона к Кутузову». Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея…
IV. Работа над темой урока
1. Комментированное чтение отрывка из романа (раздаточный материал)
Карточка
• Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова.
ПЬЕР БЕЗУХОВ
То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что её нет и не может быть. И это-то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру — не веру в какие-нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога.
Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было исканием Бога; и вдруг он узнал в своём плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде.
Он испытал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда-то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всём, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив.
Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос — зачем? — в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадёт волос с головы человека.
Ключевые слова
• Пьер Безухов
• Цель жизни
• Свобода
• Счастье
• Вера
• Живой Бог
• Непосредственное чувство
• Бог велик, бесконечен
• Непостижимая, бесконечная жизнь
2. Исследовательская работа: путь духовных исканий Пьера Безухова (в группах)
1-я группа — «биографы». Выстройте жизненный путь героя.
2-я группа — «наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для развития образа Пьера.
3-я группа «аналитики». Обдумайте ответ на проблемный вопрос: «Почему наступает разочарование Пьера в масонстве?».
Ориентировочный ответ на проблемный вопрос
— Пьер убеждается, что масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Он не принимает мысли о социальном преобразовании общества, хотя и видит социальную несправедливость мира. Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием.
Революционному переустройству противопоставляет абстрактную проповедь «добра и истины». Но истина Пьеру только приоткрывается. И чем дальше, тем болезненнее Пьер ощущает лживость большинства масонов, несовпадение их светской мелочной жизни с провозглашёнными общечеловеческими идеалами. Иосиф Баздеев навсегда для Пьера останется нравственным авторитетом, само масонство перестаёт отвечать духовным запросам Пьера. Сделанные Пьером шаги на социальном поприще в заданном масонами направлении оказались неудачными, он терпит поражение, затеяв реформу в своих имениях, сталкивается с обманом в практических шагах. Примирение с Элен, на которое он пошёл под масонским влиянием, ни к чему хорошему не приводит.
Пьер переживает замкнутость и одиночество в мире нравственных проблем и собственных преобразований. Его непрактичность, доверчивость и бессистемность обрекают земельный эксперимент на провал. К Пьеру приходит глубокое осознание своих ошибок. Он вновь оказывается в жизненном тупике.
3. Составление таблицы «Духовные искания Пьера Безухова» (запись в тетрадях)
Следующая цитата
Путь Пьера Безухова – это драматическая история взлетов и падений, обретений и потерь. Однако он является одним из самых продуманных героев. Читатель ощущает невероятную симпатию автора к герою именно за то, что он, не опуская рук, продолжал искать правду, пусть и путем ошибок, терзаний и потерь. Благодаря беспрестанным жизненным исканиям Пьера Безухова в романе «Война и мир» его образ стал одним из ярчайших идеалов мыслящей, развивающейся и совершенствующейся личности в отечественной литературе.
Настоящая жизнь
Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком. Он не мучается сомнениями, хорошо разбирается в людях и знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни. Неуверенный в себе запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Пьер занимается восстановлением дома и делает предложение Наташе Ростовой. Он отчётливо понимает, что именно её он по-настоящему любил всю свою жизнь и именно с ней он будет счастлив и спокоен.
Юный Пьер и общество
Впервые молодой Пьер – внебрачный сын графа Безухова предстает перед читателем в салоне А. П. Шерер. Его открытость и неподдельность сразу бросается в глаза и выделяет на фоне Петербургского общества. «Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной…».
Увлечение масонством
Идейные искания Пьера Безухова продолжаются в духовной сфере. Он увлекается идеями масонского братства. Желание творить добро, трудиться на благо общества, самосовершенствоваться заставляют героя пойти по ложному пути. Он пытается облегчить участь своих крепостных крестьян, начинает строить бесплатные школы и больницы. Но его снова ждёт разочарование. Деньги разворовываются, братья масоны преследуют свои корыстные цели. Пьер оказывается в жизненном тупике. Нет семьи, нет любви, нет достойного занятия, нет цели в жизни.
Вынужденная женитьба
Прибыв в Петербург с заграничной учебы, Пьер не был знаком с жестокими законами высшего света. Он был наивен, добр и страшно богат. Из-за своей доверчивости он стал жертвой интриг князя Курагина – своего дальнего родственника. Князь Василий планировал сам унаследовать графское состояние, но поскольку все досталось Пьеру, он решил не упускать шанс поживиться и хитростью женил родственника на своей дочери Элен.
Однако брак по расчету не принес счастья ни Элен, ни обманутому Пьеру, завершившись изменами, дуэлью и изгнанием неверной жены из дому. Хотя она получила приличное содержание и свободу, что вполне ее удовлетворило.
Несмотря на трагическое завершение семейной жизни, в которой любви не было даже в самом начале, Толстой вводит этот период в жизненный путь Пьера Безухова, как одно из испытаний, способных изменить его, сделать серьезнее, ответственнее, сильнее. Ведь без испытаний невозможно развитие и становление образа. Разочаровавшись в любви и семейной жизни, Пьер начинает искать свое предназначение.
Жизненный опыт
Одним из самых важных этапов жизни Пьера Безухова становится время, проведённое в неволе. Лишённый привычного комфорта, сытой жизни, свободы передвижения, Пьер не ощущает себя несчастным. Он получает удовольствие от удовлетворения естественных человеческих потребностей, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде». Оказавшись во власти врага, он не решает сложные философские вопросы бытия, не думает об измене жены, не разбирается в кознях окружающих. Пьер живёт простой и понятной жизнью, которой научил его Платон Каратаев. Мировоззрение этого человека оказалось близко и понятно нашему герою. Общение с Платоном Каратаевым сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни. Он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».
Роковая любовь
Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение пустой и развратной красавицей Элен. Доверчивый Пьер – лёгкая добыча для членов алчной семьи князя Курагина. Он безоружен против обольстительных уловок светской красавицы и напором бесцеремонного князя. Терзаемый сомнениями Пьер, вынужден сделать предложение и стать супругом первой красавицы Петербурга. Довольно скоро он понимает, что для жены и её отца он является только денежным мешком. Разочаровавшись в любви, Пьер разрывает отношения с супругой.
Идейные поиски смысла бытия
Поиск своего предназначения и собственной роли в жизни приводит Пьера к масонству. Открытая и чистая душа Безухова стремится к свету и доброте, ему хочется совершать благие поступки. В идеях братства, равенства, взаимопомощи и самопожертвования, провозглашаемых масонством, он находит себя, как ему казалось, необычайно увлекается данным движением и даже возглавляет его, переехав в Москву.
Под влияние масонства и желанием нести добро, он пытается облегчить участь крепостных и прощает жену, снова сойдясь с ней. Однако, побывав за границей и увидев среди представителей идеализируемого им движения притворство, страсть к наживе и жадность, он снова разочаровывается в своих убеждениях и покидает ряды приверженцев этой организации.
Активная гражданская позиция
С приходом войны беспрестанно разочаровывающийся, но не перестающий искать себя Пьер Безухов начинает все сильнее ощущать активную гражданскую позицию и чувствовать свой долг перед Отечеством. Не будучи военным, как его друг Андрей Болконский, Пьер все же не хочет оставаться в стороне и решает принять активное участие в Бородинском сражении. Он организовывает на свои деньги полк и берет на себя все расходы по его обеспечению.
Упивавшийся ранее политическими взглядами и личностными качествами Наполеона настолько, что сам хотел стать им, нынче Пьер решает максимально послужить своей стране и избавить ее от войны, готовя покушение на бывшего кумира. Однако его замысел провалился, а сам он оказался в плену.
Забавы светской молодёжи
Приехав в столицу, главный герой попадает в компанию легкомысленной золотой молодёжи, которая бездумно предаётся пустым развлечениям и забавам. Шумные пирушки, хулиганские выходки, пьянство, разврат занимают всё свободное время Пьера, но не приносят удовлетворения. Только в общении с единственным другом Андреем Болконским он становится искренним и открывает душу. Старший друг пытается уберечь доверчивого юношу от роковых ошибок, но Пьер упорно идёт собственным путём.
Осознание смысла жизни и обретение счастья и спокойствия
Действительность поражает нервную систему героя, его вера в правду, справедливость и в Бога пошатнулись, но его мировоззрение меняется под влиянием разговора с Платоном Каратаевым. Беседа с солдатом помогла дать ответ на все те вопросы, которые так долго не давали ему покоя. Эта встреча научила героя смотреть на мир проще и сблизила его с народом. Он, наконец, осознал, что счастье и заключается в самой жизни. «Знал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Эта истина также является главной мыслью моего сочинения на тему «Жизненные искания Пьера Безухова».
В конце своих духовных и гражданских исканий Пьер разделяет идеи декабристов. Он становится участником тайного общества, чтобы противостоять тем, кто унижает свободу, честь и достоинство людей.
В прологе герой, история которого в романе «Война и мир» отмечена долгим путем разочарований, поиска и тревог, наслаждается тихим семейным счастьем в роли мужа Наташи Ростовой и отца четырех детей. Этот путь исканий, предначертанный герою автором, сумел привести его к обретению гармонии.
Читайте также: