Цитаты дубровского и троекурова
Обновлено: 06.11.2024
Дубровский: "Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки". "Нет, псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам". Троекуров: "У меня сосед есть, мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение, — как ты про то думаешь?". "Подойди сюда, Маша, скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует. Вот тебе жених, князь тебя сватает".
Следующая цитата
(На иллюстрации: образно по теме, картина художника Уильяма Пауэлла Фрайта)
Начало 30-х годов – новый период в творчестве А.С. Пушкина, ознаменованный переходом от романтических тем и лирике к реализму и прозе. Одним из предвестников нового этапа стал роман «Дубровский». Произведение не было закончено, последняя запись в рукописи датируется 1932 годом, а опубликовано оно было только в 1841 году после смерти автора. Название дано издателем.
В «Дубровском» Пушкин поднимает вопрос о возможности союза двух самых многочисленных сословий – дворянства и крестьянства, который необходим для будущего страны. В романе ярко описаны реалии времени. Автор стремился показать главного героя типичным представителем молодого дворянства, а сюжет – характерным для России, где деньги и связи попирают законность и честь. Тематику «Дубровского» Пушкин поднял в следующем крупном произведении – «Капитанской дочке».
Цитаты главных героев
(Иллюстрация Кустодиева на тему "Дубровский")
«… я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин.»
—Андрей Гаврилович Дубровский. Цитата из записки героя к своему другу сразу после ссоры. Пушкин видел, что дворянство в России неоднородно. Одни – верны чести и присяге, другие добиваются богатства прислуживая более сильным, не гнушаясь идти простив совести. Старший Дубровский – редкий пример дворянина, который пожелал остаться бедняком, но сохранить достоинство. В отличие от более обеспеченных соседей он считает себя равным Троекурову и не позволяет себя унижать.
«Как, — загремел Троекуров, вскочив с постели босой, — высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его. »
«Скажи Кирилу Петровичу, чтоб он скорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора. пошел»
— Владимир Дубровский. Герой прогоняет Троекурова, который решил пойти на примирение. Молодой человек, как и его отец, не идет на сделку с совестью и не боится могущественного врага.
«Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети. А как ему за вас будет заступиться, если вы станете бунтовать и разбойничать»
— Владимир Дубровский. Герой успокаивает толпу крестьян, которая была готова напасть на чиновников. Владимир сначала не принимает путь насилия, хотя понимает, что справедливости ему не добиться.
«Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня»
— Владимир Дубровский. Герой размышляет о будущем в кабинете отца, в то время как в доме ночуют судебные чиновники. Перед Владимиром впервые открылись противоречия реальной жизни. Он привык подчиняться законам, но теперь они противоречат справедливости. Перед ним встает выбор: смириться с подлостью или бунтовать.
«Ну, дети, прощайте, иду куда бог поведет; будьте счастливы с новым вашим господином»
— Владимир Дубровский. Герой покидает имение после пожара. Он выражает позицию старого дворянства, которые считали крестьян не вещью, а своими подданными, которым необходима их защита и разумное управление, за которых они ответственны перед богом и царем.
«…но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения»
— Дефорж или Владимир Дубровский. Слова персонажа после случая в медвежьей комнате. Владимир считает, что человек вне зависимости от происхождения имеет право на уважение. Потеряв собственное имя и законное положение, он готов с оружием в руках отстаивать достоинство и честь.
— Троекуров. Барин восхищается смелостью учителя, хладнокровно убившего медведя. Троекурова можно в некоторой степени назвать жертвой порядка, как избалованного ребенка, который не получает отказа в своих желаниях. Наряду с тщеславием, властность, невоспитанностью у него есть и положительные качества. Он уважает смелых, честных людей. Недаром его связала близкая дружба со старшим Дубровским. Так же он проникся симпатией и к французу.
«Да, правда, зачем и ловить его. Разбои Дубровского благодать для исправников: разъезды, следствия, подводы, а деньги в карман»
— Троекуров. За праздничным столом герой разговаривает с исправником. Троекуров позволяет себе публично оскорблять представителей власти. Обличая взяточничество и безалаберность чиновников, он сам воспользовался связями и подкупом, когда лишал Дубровских имения.
«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства»
— Владимир Дубровский. Герой объясняется с Марией Троекуровой на первом свидании. Владимир сохранил человечность даже среди разбойников, ради любви он смог перебороть жажду мести.
«…осуши свои слезы и воротись к нам веселешенька. Они все плачут при помолвке, — продолжал он, обратясь к Верейскому, — это у них уж так заведено. Теперь, князь, поговорим о деле, то есть о приданом»
— Троекуров. Ответ героя Марии, которая не хочет выходить замуж за князя. Барин беспощаден к собственной дочери. Свадьба для него – это выгодная сделка.
«Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»
— Мария Троекурова. Реакция героини на сватовство князя. Мария, воспитанная на романах, мечтала о красивой взаимной любви. Брак по расчету равносилен для нее моральной смерти.
«Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите — я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса»
— Мария Троекурова. Девушка после сватовства князя просит Дубровского не трогать жениха. Героиня, не смотря на жестокость отца, верна нормам православия и морали.
«И когда открывается для меня возможность прижать вас к волнуемому сердцу и сказать: ангел, умрем! бедный, я должен остерегаться от блаженства, я должен отдалять его всеми силами..»
— Владимир Дубровский. Юноша жалеет о том, что потерял имя и возможность сделать Машу Троекурову счастливой. Их союз будет вне закона и принесет ли горе обоим. Владимир чувствует разлад. Обстоятельства заставили его стать на путь преступления, сам же он мечтает о счастливой семейной жизни, которую он так любил с детства.
«Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты. Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.»
—Мария Троекурова. Сразу после венчания девушка, ставшая княгиней, отказывает Дубровскому. Мария – истинная христианка, она не может переступить через клятву, данную перед лицом Бога, и нарушить свой долг.
«Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить, что никогда…»
— Владимир Дубровский. Герой признается в любви Марии Третьяковой. В словах выражена трагедия персонажа, который вынужден отказаться от идеалов, надежд на будущее.
«Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло»
— Владимир Дубровский. Речь героя перед разбойниками. Владимир не стал преступником в душе, он сохранил идеалы нравственности, чести, хочет поделиться ими с крестьянами, многие из которых довольны жизнью вне закона. Автор показывает, что союз дворянства и простого народа обречен.
Цитаты второстепенных персонажей
(Иллюстрация: Кустодиев "Дубровский". Охота. 1919)
«Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! чего ж вам лучше? — в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие»
— Шабашкин. Персонаж разговаривает с Третьяковым о возможности лишить Дубровского законного имения. Автор показывает, насколько всесильны богатство и влияние, которые позволяют интерпретировать законы в чью-либо пользу.
«Барин, слышь, не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд — хотя почасту он сам себе судия. Не наше холопье дело разбирать барские воли, а ей-богу, напрасно батюшка ваш пошел на Кирила Петровича, плетью обуха не перешибешь»
— Кучер Антон. Герой рассказывает Владимиру о конфликте Троекурова и его отца. Подчеркивается безнаказанность и всесилие богатого помещика и принятие этого народом как должного.
«Как увидишь его, страх и трепет и краплет пот, а спина-то сама так и гнется, так и гнется. »
— Дьячок. Герой говорит о Троекурове после похорон старшего Дубровского. Рабская психология большинства позволяет своевольничать таким тиранам, как Троекуров.
«Чему смеетеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь»
— Кузнец Архип. Герой спас кошку, хотя перед этим обрек на смерть чиновников. Простой народ ненавидит служащих, которые потворствуют обману и несправедливости. В темной душе крестьянина сочетаются желание убить человека и жалость к слабому существу, неистовая вера в бога и стремление жить разбоем.
«… а за тяжбу-то покойника Андрея Гавриловича. Не я ли в удовольствие ваше, то есть по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему»
— Антон Пафнутьич. Герой говорит об лжесвидетельстве на званом обеде у Троекурова. Общество отказалось от идеалов и ценностей, даже публичное признание в преступлении и подлости не вызывает осуждения.
Цитаты автора
(Кустодиев. В гостях у Генерала. 1905)
«Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения»
— Стремление подчинятся, угождать стало характерной чертой дворянского общества.
«Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне»
— В первоначальных вариантах повести Пушкин прямо указывает на год свержения Петра III и восхождения Екатерины на престол. Одни дворяне остались верны присяге, были вынуждены уйти в отставку и жить в бедности. Другие приняли императрицу, добились расположения новой власти и обрели почет и богатство. Эта одна из вех, которая породила раскол в русском дворянстве.
«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости»
— Пушкин подчеркивает, что Владимир был обычным молодым человеком, не имел выдающихся качеств. Своей задачей он ставил изображение типичного героя. Однако союз с народом, отхождение от светской жизни и закона сделали его романтическим персонажем.
«Он забывал свои прежние занятия, редко выходил из своей комнаты и задумывался по целым суткам. Егоровна, добрая старуха, некогда ходившая за его сыном, теперь сделалась и его нянькою»
— Андрей Троекуров обладал сильным характером, высоко ценил понятия о чести. Закон был для него воплощением справедливости. Будучи уверенным в этом, он не стал предпринимать активных мер по своей защите. Глубокое разочарование после вынесенного судебного решения привело к нравственной смерти героя, задолго до его физической кончины.
«Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною»
— Не смотря на увлечение романами и мечтах о взаимной любви, Мария – дочь Троекурова, поэтому высокомерие и снобизм ей не чужды.
«Исправник смиренно положил в карман свою бумагу и молча принялся за гуся с капустой»
— Представитель власти не может не только справится с бандой разбойников, но и терпит унижение от Троекурова.
«Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным»
— Мария мечтает о романтической любви, свадьба со старым князем для нее равносильно моральной смерти.
«Между тем обращение ее со старым женихом было холодно и принужденно. Князь о том не заботился. Он о любви не хлопотал, довольный ее безмолвным согласием»
— Автор говорит об отношении героя к невесте. Верейский – еще один тип дворянина, циника и бездушного человека.
«Взор ее быстро их обежал и снова оказал прежнюю бесчувственность»
— после венчания Мария безучастна, она отрешилась от собственных желаний и мечты, теперь девушка верна клятве.
«… разбойники отобедали, один после другого вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению»
— О жизни в лагере разбойников. Душа русского народа – сочетание несовместимых понятий, неистовой веры и ненависти, взаимовыручки, братства, преданности предводителю и нечестности, поиска легкой жизни.
Следующая цитата
Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.
Где стол был яств, там гроб стоит.
От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
было бы корыто, а свиньи-то будут.
Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.
Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
«Государь мой премилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю – потому что я не шут, а старинный дворянин. – За сим остаюсь покорным ко услугам Андрей Дубровский».
Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.
Следующая цитата
… Троекуров часто говаривал Дубровскому: «<…> коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол». Андрей Гаврилович качал головой и отвечал обыкновенно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем приказчиком избалованной бабёнки!» — глава I
— У меня сосед есть, — сказал Троекуров, — мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение. Как ты про то думаешь?
— Ваше превосходительство, коли есть какие-нибудь документы или…
— Врёшь, братец, какие тебе документы. На то указы. В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение. — глава I
… Владимир узнал Архипа-кузнеца. <…>
— А зачем с тобою топор?
— Топор-то зачем? Да как же без топора нонече и ходить. Эти приказные такие, вишь, озорники — того и гляди…
— Ты пьян, брось топор, поди выспись.
— Я пьян? Батюшка Владимир Андреевич, бог свидетель, ни единой капли во рту не было… да и пойдёт ли вино на ум, слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора… — глава VI
… кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало её пламя. Бедное животное жалким мяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на её отчаяние. «Чему смеётеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. — глава VI
Прогладавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его верёвкою за кольцо, ввинченное в стену. Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене и видеть, как разъярённый зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина! Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повёл он его с собою тёмными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё француза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошёл на него… Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Всё сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки. Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Дефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. <…>
— Я не слыхивал о медведе, — отвечал Дефорж, — но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения. <…>
Кирила Петрович ничего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил». С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уж его пробовать. — глава VIII
Ай да бумага! по этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свёл. — глава IX
— … роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение;.. — глава XV
Это одно из величайших созданий гения Пушкина. Верностию красок и художественною отделкою она не уступает «Капитанской дочке», а богатством содержания, разнообразием и быстротою действия далеко превосходит её.
«Дубровский» — pendant к «Капитанской дочке». В обеих преобладает пафос помещичьего принципа, и молодой Дубровский представлен Ахиллом между людьми этого рода, — роль, которая решительно не удалась Гринёву, герою «Капитанской дочки». Но Дубровский, несмотря на всё мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, всё-таки остался лицом мелодраматическим и не возбуждающим к себе участия. Вообще вся эта повесть сильно отзывается мелодрамою. Но в ней есть дивные вещи. Старинный быт русского дворянства в лице Троекурова изображён с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести. Превосходно очерчены также и холопы. Но всего лучше — характер героини, по преимуществу русской женщины.
… «Капитанская дочка» и «Дубровский» — повести в полном смысле слова превосходные; но укажите, в чём отразилось их влияние? где школа писателей, которых было бы можно назвать последователями Пушкина как прозаика? А литературные произведения бывают одолжены значением не только своему художественному достоинству, но также (или даже ещё более) своему влиянию на развитие общества или, по крайней мере, литературы.
«Русалка» <…> — отражение истории с той девушкой, которую поэт «неосторожно обрюхатил». <…>
Через шесть с лишним лет после истории, разыгравшейся в Михайловском, в том же 1832 году, которым помечена первая сцена «Русалки», Пушкин писал «Дубровского». Бередя «раны совести», он порой казнил себя тайной казнью, бичевал себя сокровенно. Так и в «Дубровском», описывая «барскую праздность» Троекурова, он взял да и нарисовал картину, невольно напоминающую кое-что из <…> рассказа Пущина. <…>
«Вошли в нянину комнату, где собрались уже швеи. <…> Среди молодой своей команды няня преважно разгуливала с чулком в руках».
<…> в описании троекуровского гарема краски весьма сгущены. Но они взяты из одного запаса, с той же палитры. В том-то и заключалась казнь, что Пушкин, невидимо для читателя, с самим собою наедине, сближал себя с Троекуровым — и это сближение закреплял на бумаге. <…>
Другое подобное же сближение, и опять в связи с той же историей, находим в восьмой главе «Дубровского», там, где введен совершенно эпизодический рассказ о мамзель Мими, «которой Кирила Петрович оказывал большую доверенность и благосклонность, и которую принужден он был наконец выслать в другое поместье, когда следствия сего дружества оказались слишком явными».
Если о сходстве «няниной комнаты» с троекуровским гаремом можно, пожалуй, сказать, что оно относительно и случайно, то уж никак невозможно предположить, чтоб случайно, не думая и не вспоминая о подлинном событии своей жизни, Пушкин мог написать подчёркнутую мной фразу, в которой это событие изображено совершенно точно, в полном соответствии с действительностью.
В отношении художественной, да, пожалуй, и идейной своей разработки распадается на три части, соответственно самому ходу работы над ним Пушкина. Наиболее совершенно обработан первый том романа, <…> а концовка <…> явно скомкана, набросана наспех, когда Пушкин уже, видимо, разочаровался в своём романе и думал о других вещах. <…> первая часть развёртывает глубоко драматическую ситуацию столкновения социальных сил. <…> Но в центре этой части романа — столкновение Троекурова и старого Дубровского, причём оба они даны исторично и социологично. <…> Дубровский — это как бы человек фонвизинского склада, нечто вроде Стародума или других положительных героев Фонвизина. Троекуров — это как бы державинский вельможа, один из тех, против кого выступал Державин в своих гражданско-сатирических одах. Но эти образы осмыслены как представители определённых и враждебных друг другу социальных групп эпохи. Троекуров — это та новая знать, появившаяся в результате помещичьей деспотии, фаворитизма, бюрократически-полицейского засилья, о которой так зло и с такой ненавистью говорил Пушкин ещё в «Моей родословной», которая и являлась, с его точки зрения, реальной и официальной поддержкой царской деспотии. Дубровский — это то истинное, независимое, свободное и благородное русское дворянство, которое дало декабристов, дало и его самого, Пушкина, беднеющее и угнетаемое, теряющее силу в государстве, но не желающее холопствовать перед властью.
Вообще считается, что у П. нет неудач. И всё-таки «Дубровский» — неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. Это, в противуположность «Пик. даме», вещь без Тайны. А он не мог без Тайны. Она, одна она, влекла его неудержимо. «Дуб.», оконч[енный], по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.
Читайте также: