Цитаты древних мудрецов о природе терпения учись у них у дуба у березы
Обновлено: 06.11.2024
изображает зиму. В качестве примера взял стихотворение «Поет зима-аукает…» Я выяснил , что зима у Есенина –живое существо. Можно представить старую седую женщину , которая поет колыбельную , усыпляя лес( мохнатый лес баюкает…). Образ представить мне помогли эпитеты –
« мохнатый лес , седые облака ,ковром шелковым…), сравнения –(воробышки . как детки сиротливые), олицетворения –поет зима . баюкает… …Я понял . что зима в изображении Есенина более спокойная. Величественная.
Я задался вопросом , понять разницу описания зимы у Есенина . Я прочитал стихи Пушкина, Тютчева . Пришел к выводу , что у каждого поэта свое видение зимы . А средства выразительности помогают показать свой взгляд на это прекрасное время года.
Б) Презентация стихотворения « Ель рукавом мне тропинку завесила…»( учащиеся заранее были распределены по группам с целью научиться работать в коллективе и должны были подобрать
исполнение стихотворения и составить слайд – шоу ) .
(презентации прилагаются)
В) выразительное чтение стихотворения . Музыка –соната Шопена. ( мелодекламация).
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (создание ментальной карты на интерактивной доске) .
Наша жизнь – разноцветная карта , где много разных островов.
Из этих островов складывается наша жизнь. Мы с вами живем на острове Детство , где правят доброта , толерантность ,где рядом родные и любимые люди . В литературе тоже много островов.
Ответив на мои вопросы , вы определите, о чем мы будем говорить на уроке ( ученики по –одному выходят, пишут хаотично ответы на вопро--сы учителя. Затем все слова соединяются в карту и сохраняется как таблица)
Итак , как по –другому называются стихи? ( поэзия).
-Род литературы , к которым относятся стихи?(лирика)
-Одно из отличий стихов от прозы? ( рифма)
-Картина природы в стихах? ( пейзаж)
-Слова , которые помогают ярче представить тот или иной образ?(эпитет)
-Какое состояние души необходимо для создания стихов ?
(вдохновение )
-Средство выразительности , где неживые предметы оживают? (олицетворение).
(карта прилагается)
-Значит , сегодня мы продолжаем …
( учащиеся формулируют тему урока, ставят цели).
3.Актуализация знаний.
Учитель: На этом острове поэзии отдельное и значимое место занимает Афанасий Афанасьевич Фет. Мы уже выяснили . что в лирике Фета человек устремлен к изначальной гармонии . красоте. Он проникает в сердце природы. В его стихах любовь к родной природе растворяется в воздухе , она понятна каждому . Он музыкой слов учит нас видеть красоту природы. Сегодня знакомимся мы с его шедевром «Учись у них – у дуба , у березы.» Давайте послушаем стихотворение в исполнении актера А . Покровского. (учащиеся слушают стихотворение).
Работа в группах по тексту.
- А теперь смотрим в текст стихотворения ,читаем его вдумчиво .( )под музыку Шопена .)- прилагается
Закройте книги, сконцентрируйте свое внимание на восприятии вами стихотворения , представьте себе текст , попробуйте составить ментальную карту ( в парах –планшеты).
( Проверка учителем восприятия текста.)
- Вроде странно , почему человек должен учиться у природы , « у дуба , у березы «,ведь они не обладают разумом и чувством. Не везде спокойно в мире . Где-то идет война и гибнут люди , кто-то находится в больнице , кто –то печалится , страдает …., но не сдается. В чем смысл такого призыва?
- Фет знает , как тяжела жизнь земная человека. А как переносит природа суровые невзгоды?
-Почему зима представляется автору жестокой?
-Какая картина зимы нарисована поэтом?
- Именно деревья почему?
- К чему призывает автор и человека?
- Какую мысль хочет донести до нас?
-Как изменились ваши представления о мире , об авторе после знаком-ства с стихотворением?
-Да , вечны на земле не красота и радость , а боль и страдания , скорбь и потери. И только переболевшему скорбями , по мнению авто---ра , открываются именно какие дни?
-Каким тоном надо читать последние строчки ? Почему?
- Давайте сделаем выводы. Подводим итог нашей работе.
Фет призывает учиться « у дуба , у березы , потому что они молча и отважно бросают вызов грозным напастям;
пережившие мучения и скорбь достойно встретят тепло и радость жизни;
( пишем в тетрадях выводы)
4.Применение знаний и умений в новой ситуации.
(Работа в группах продолжается).
- а) задания - каждая группа составляет паспорта слов « гений , откровение»(используем интернет -технология веб-квест)
-- б) 1-я группа выписывает эпитеты , 2-я группа – олицетворения.
( тексты в планшетах , ученики работают в группах , озвучивают результаты , выставляют оценки в листы оценки и самооценки ).
5. Физминутка.
( создание условий для смены деятельности).
- Я сегодня вам предлагаю поиграть в игру « Жокей и лошадь».участник одной команды называет фамилию поэта , участник другой , у которого есть названия произведений этого автора , входит в команду «жокеев».( каждый «жокей « должен найти свою «лошадь»).
Следующая цитата
Предупреждение!
Не все, что здесь опубликовано, может быть правильно/безпасно/полезно.
Мы автоматически собираем информацию из различных источников, будьте осторожны с советами,
которые могут нанести вред вашему здоровью. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Следующая цитата
Развивающие: развивать коммуникативные навыки (умение выражать и аргументировать свою точку зрения и понимать чужую, защищать позицию героя от его имени, формулировать вопросы по прочитанному тексту) путем создания речевой ситуации; умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений; сопоставлять изучаемое произведение с другим литературным материалом и жизненным опытом;
Формирование УУД Личностные УУД: осмысление замысла автора, принятие правильных жизненных ценностей, развитие эмпатии; Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, совершенствовать умение саморегуляции умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать. Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем, уметь работать в коллективе, участвовать в диалоге, аргументировать свое мнение. Методы: по источникам знаний: словесный, наглядный и практический; по принципу расчленения и соединения: аналитический, сравнительный, обобщающий; по характеру взаимодействия: поисковая беседа, высказывание в заданных условиях или по поставленной задаче, эмоциональный отзыв и его оценка, взаимных заданий; по характеру познавательной деятельности: направленно – поисковый, сопоставительный, эмоционально-аналитический, эвристический. в зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление изученного на новом текстовом материале, обобщение, введение первоначального представления, подготовка к осмыслению. Методические приемы: проблемная ситуация, проблемный диалог, самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение творческих заданий, рефлексия. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и самостоятельно-индивидуальная работа. Способы организации познавательной деятельности: анализ текста, последовательное осмысление, проблемный вопрос, моделирование ситуации коммуникации Материалы и оборудование: раздаточный материал, музыкальное сопровождение (Г. Свиридов «Метель»).
Структурные элементы урока: I. Организационный момент, мотивация, постановка цели, определение познавательных этапов урока. II. Актуализация знаний. Повторение материала на данном этапе необходимо вывести на уровень, необходимый для усвоения и осмысления нового. Постановка учебной проблемы – «открытие» нового знания – первичное закрепление (по этапам) III. Первый этап осмысления: 1. Чтение и анализ стихотворения 2. эмоциональное восприятие эмоциональное восприятие; 3. первый вывод. IV. Второй этап осмысления: полный анализ V. Третий этап осмысления: 1. аналитическая беседа; 2. Сравнение с другим текстом; 3. третий вывод. V. Обобщение и итоговый вывод – реализация цели урока. VI. Рефлексия. VII. Домашнее задание: актуализация изученного.
Сегодня мы продолжаем говорить о творчестве Афанасия Афанасьевича Фета и познакомимся с еще одним его произведением.
Скажите, пожалуйста, какие стихотворения Фета вам уже знакомы?
«Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая, …» и другие.
Чем же мы займемся сегодня?
Проанализируем стихотворение, сравним его с изученными ранее, порассуждаем над тем, какое место стихотворение занимает в творчестве Фета.
В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. В этом году был опубликован первый выпуск сборника стихов «Вечерние огни». Это был период, когда он много писал – и одним из стихов стал “Учись у них – у дуба, у березы”, написанный в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.
Не так уж часто бывает известно точное время написания стихотворения. В случае с «Учись у них…» нам повезло.
Какова же точная дата написания?
31 декабря 1883 года
Есть ли в этой дате нечто символичное?
Да, последний день в году. Не только празднование Нового года, но и подведение итогов, размышление о пройденном пути, особенно если за плечами полная трудностей и испытаний жизнь.
Прочитаем стихотворение (выразительное чтение)
О чем же размышляет поэт?
О том, как трудно преодолевать трудности и невзгоды, что нужно быть мужественным.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Грусть, страх, но при этом восхищение мужеством природы, стремление учиться у нее мужеству и достоинству.
С помощью каких картин и образов передает свои мысли и чувства?
Картина зимнего леса. Образы снежной холодной вьюги и деревьев, стойко и безропотно переносящих зимние страдания.
К какому виду лирики можно отнести это стихотворение?
Пейзажная, философская.
Это типично для Фета?
Да, человек и природа в постоянном взаимодействии и бесконечном отражении друг друга, развиваемая поэтом на протяжении всего творческого пути идея.
С помощью каких художественно-выразительных средств Фет сопоставляет жизнь человека и природы?
Олицетворения – метель рвет листы, метель все злей, холод хватает за сердце, деревья молчат, на них застыли слезы.
Почему именно деревья становятся героями Фета?
Они неподвижны, не имеют возможности, в отличие от птиц, животных, укрыться, спрятаться, защититься, уклониться от испытаний. Они мужественно сносят все, что уготовано судьбой.
Дуб - Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.
В библейской традиции дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели.
Береза – символ женского начала, Береза близка к понятию белой (древнерусское название «березозол»). Березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь. Запах березы излечивает от меланхолии. Из березовой коры изготавливаются обереги. На зеленые святки береза раньше других деревьев покрывалась зелеными листьями (символ весны).
У восточных славян береза являлась священным деревом; некоторые данные свидетельствуют о том, что она отождествлялась с мировым древом. У славян береза нередко персонифицируется в облике девушки, что, возможно, связано с цветом ствола (белый – символ невинности и чистоты).
Во время весеннего праздника Семика в селение вносили березу с распустившейся листвой; девушки надевали венки из веток березы.
Наряду с дубом береза – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы.
С помощью каких средств выразительности передано состояние лирического субъекта и деревьев?
Эпитеты - жестокая пора, лютый холод, скорбящая душа.
Что становится в стихотворении воплощением надежды?
Весна, которая придет на смену зиме.
Чему же нужно учиться у природы, по мнению Фета?
Мужеству, стойкости, преодолению уныния, умению надеяться на лучшее, не терять достоинства и не отчаиваться в период жизненных невзгод и испытаний.
Вслед за А. Фетом такая идея развивается в стихах другого поэта-философа Арсения Тарковского.
Чтение стихотворения в раздаточном материале.
Свободы нет в природе,
Ее соблазн исчез,
Не надо на свободе
Смущать ноябрьский лес.
Застыли в смертном сраме
Над собственной листвой
Осины вверх ногами
И в землю головой.
В рубахе погорельца
А дуб в кафтане рваном
Стоит, на смерть готов,
Как перед Иоанном
В кувшине кислорода
Истлело на весу.
Какая там свобода,
Когда зима в лесу.
Что общего в этих стихотворениях?
Зимний лес – место испытаний для деревьев. Образ дуба.
Отсутствие надежды. Кроме темы испытаний, тема свободы и деспотии.
Чем является для человека природа, по мнению поэтов?
Примером для подражания. В ней можно черпать вдохновение и силы в трудные периоды жизни.
Домашнее задание: определить размер стихотворений, рифму и способ рифмовки.
Следующая цитата
Образовательная: познакомить с художественным миром поэта, со стихотворением А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…», продолжить обучение выразительному чтению, комментированию, словесному рисованию, формирование навыков анализа лирического произведения.
Развивающая: развивать умения анализировать лирическое произведение через решение познавательных задач и проблемных вопросов, развивать речь учащихся, навыки работы в парах, исследовательской работы, ассоциативное мышление.
Воспитательная: увидеть и понять нравственные уроки стихотворения, проникнуться любовью к родной природе.
Задачи :
познакомиться со своеобразием лирики А. А. Фета;
проанализировать, как А. А. Фет использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок, философских размышлений.
воспитывать уважение к художественному слову.
воспитывать трудолюбие, терпение при разных видах деятельности, любовь к родной природе.
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для социализации и самореализации;
совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание стихотворения А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…», определять его тему и идею, владеть элементами анализа лирического произведения.
Метапредметные: определять и выполнять учебную задачу урока, находить и обрабатывать информацию из различных источников, включая Интернет; создавать собственные тексты, представлять свои суждения по поводу прочитанного.
Личностные: проявлять интерес к поэзии, уметь соотносить свои поступки с этическими принципами, использовать опыт общения с художественным произведением в повседневной жизни, в учебной деятельности.
Тип урока : комбинированный
Оборудование: презентации к уроку «Анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них…», «Берёза- символ России», « Дуб – символ силы, могущества и долголетия», карточки- опоры, учебник «Литература. 6 класс» под ред. В.Я.Коровиной – часть 1
Межпредметные связи : русский язык, музыка, изобразительное искусство .
I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
1.Приветствие учителя.
-Прочитайте тему нашего урока. (Слайд 1) Какие слова из темы урока вам знакомы? ( А. А. Фет)
-Какие слова в теме урока вам непонятны? ( Естественный, мерило, нравственность)
Естественность- это натуральность, простота, неподдельность.
Мерило- мера, критерий.
Нравственность- система правил поведения личности, необходимых для жизни в обществе. ( «Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Готовятся к работе. Находят знакомые слова. Пробуют объяснить остальные слова.
Установление связи между учебной деятельностью и её мотивом (Л). Пользуются словарём (П)
Инициативное сотрудничество (К)
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Что вам известно о А. А. Фете?
1. Проведём интерактивное упражнение «Микрофон».
-А с какими стихотворениями А. А. Фета вы знакомы? Сможете узнать их?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит, словно хрустальный,
И лучезарны вечера…
Мороз и солнце- день чудесный…
Какая ночь! На всём такая нега!
Благодарю, родной полночный час…
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром…
Чьи это стихотворения?
- О чём эти стихотворения? (О природе)
- К какому виду лирики принадлежат стихотворение? ( К пейзажной).
- Что такое пейзаж? (От фр. страна, местность, картина природы).
Каждый учащийся, получивший микрофон, сообщает о каком- то событии из биографии поэта.
Излагают содержание прочитанного в учебнике материала. (П)
Осознанное и произвольное построение высказывания. (П)
Осуществляют анализ прослушанных отрывков стихотворений. (П)
Высказывают обоснованную точку зрения (К)
Воспринимают тексты художественного стиля (О)
Пользуются словарём (П)
III. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте название стихотворения А. А.Фета, как вы думаете, о чём оно?
- Да, это стихотворение о природе, но не только о природе. Знакомство с этим стихотворением поможет вам обрести нравственные ориентиры в жизни, выработать вкус к эстетическому знанию и умению.
1. Упражнение «Ассоциации»
- Начальная строка стихотворения: «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Какие у вас возникают ассоциации? Чему можно научиться у дуба и берёзы? Какие качества мы можем перенять у них? Напишите на листе бумаги.
- А какие цели и задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке?
Извлекают информацию (П)
Формулируют собственное мнение и позицию (К)
Ставят цели, соотнося, что знают и не знают (Р)
IV. «Открытие нового знания»
1.Презентация.
-Прочитаем стихотворение « Учись у них - у дуба, у берёзы…»
-Стихотворение «Учись у них…» было написано Фетом 31.12.1883 года. Это был тяжёлый период в жизни поэта. Он подводит итоги, на пороге Нового года идёт осмысление жизненного пути. ( Слайд 3)
-О чём стихотворение? ( О природе, о любви к ней, о человеческих переживаниях, о дубе и берёзе во время студёной зимы.)
-Совпали ваши ожидания с тем, о чем пишет поэт в стихотворении?
Сравните ваши листочки с текстом.
2.Словарная работа
- Какие слова вам непонятны?
Гений – в древнеримской мифологии это «дух», покровитель человека, позже – вообще олицетворение добрых или злых сил. «Добрый гений» - тот, кто помогает кому либо.
3. Анализ стихотворения.
- Давайте определим жанр данного стихотворения. Это элегия. ( Слайд 5)
-О чём это стихотворение? Какие вопросы задаёт нам и себе автор? (Слайд 6)
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Что чувствует лирический герой?
-Сделайте вывод: о чём это произведение? Только ли о природе? (Слайд 6)
- Как построено произведение? Какова его композиция? Какой прием использует поэт? ( Антитезу). (Слайд 7)
Извлекают информацию (П)
Анализируют с целью выделения признаков (Лог.)
Формулируют собственное мнение (К)
Ищут и выделяют необходимую информацию (О) Пользуются словарём (П)
Учитывают разные мнения и координируют свои позиции (К). Формулируют своё мнение и позицию, аргументируют её (К)
Отвечают на вопросы (К)
V .Динамическая пауза
Все встали, представили, что вы – деревья. Потянулись к солнцу – встали на цыпочки, руки подняли вверх. Покачались, представив, как ветер качает деревья… Потрясли кистями рук, как листья трепещут на деревьях. Сделали глубокий вдох – выдох. Опустили руки. Садитесь.
Выполняют упражнения (Л)
VI . Первичное закрепление.
1. Самостоятельная работа над художественно-изобразительными средствами
– У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А поэт? Как поэту удаётся создать словесные картины? ( При помощи выразительных средств).
-Какие выразительные средства (тропы) вам известны?
Обратимся к Словарю литературоведческих терминов.
- Исследовать изобразительные средства картин природы в стихотворении, можете работать парах.
1 вариант: найти эпитеты.
2 вариант: найти олицетворения.
Определить, с какой целью автор использует художественно – изобразительные средства. Приступайте.
- Для чего автор использует выразительные средства? ( Слайд 9)
3. Знакомство с литературоведческими терминами.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом выразительных средств - звукописью (ассонансом и аллитерацией. (Слайд 10)
-На основе представленной таблицы приведите примеры ассонанса и аллитерации.
-Какие слова являются основными в стихотворении? ( Терпение, стойкость)
- В каких ситуациях человеку нужно иметь терпение, быть стойким? ( Во время обучения, при выполнении любой работы, в отношениях с людьми. Терпение должно быть неотъемлемым качеством характера человека, потому что оно необходимо для успеха в жизни, для здоровья).
Осуществляют анализ, строят рассуждения (П). Сотрудничают с товарищами в поиске и сборе информации (К). Выражают свои мысли в соответствии с задачами (К)
Пользуются словарём (П)
Выражают свои мысли, строят высказывание в соответствии с учебной задачей (К)
Оценивают результаты работы (Р)
Осознанно и произвольно строят высказывание (О)
Оценивают результаты работы (Р)
Ищут и выделяют необходимую информацию (О). Выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации (К)
Ищут и выделяют необходимую информацию (О). Выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации (К)
VII . Обобщение нового знания
-Какие пословицы созвучны с идеей стихотворения?
(Терпение даёт умение. На хотенье есть уменье. Терпя в люди выходят. Час терпеть, а век жить. Терпи, казак, атаманом будешь. Бог терпел, да и нам велел. Всякое дело терпеньем одолеть можно. Терпение приносит спасенье. Есть терпенье – будет и уменье. Не везде сила: где уменье, а где и терпенье. К большому терпенью придёт и уменье. ( Русские пословицы).
Терпеливость – ограда умного. Терпенье – ключ к победе. Терпение горько, но плод его сладок. Несдержанность – глупость, терпение – мудрость. У кого разум, у того и терпение. Кто терпеть умеет, тот и плов ест. (Татарские пословицы).
- Какие выводы можете сделать?
( Пословицы и поговорки учат терпению. И стихотворение показывает, что живые явления природы близки душе человека. Поэт говорит, что человек – часть природы и должен понимать, что преодолевая трудности, мы становимся мудрее и сильнее. Мы слышим призыв и совет А. А. Фета как нужно поступать в жизни.)
2. Творческая работа.
1 группа: составьте синквейн на основе ключевых слов стихотворения:
1. Природа, зима, весна, дуб, гений…
2. Два прилагательных или причастия
4. Фраза из 4-х слов
5. 1 слово или словосочетание
2 группа : составьте предложения или словосочетания на тему: «Чему можем научиться у дуба, у берёзы?»
Устанавливают причинно- следственные связи. Строят логическую цепочку рассуждений (Лог.) Выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации (К)
Читайте также: