Цитаты для 16 задания егэ литература
Обновлено: 21.11.2024
Следующая цитата
Тема неразделённой любви.
Как повести себя человеку, если любовь уходит, если любимый говорит о том, что нет больше этого чувства в сердце? Спорить, плакать, убеждать , даже грозить расплатой? Ничто уже не поможет. Поэт пишет о том, что нужно просто отпустить того, кто тебя уже разлюбил, как бы тяжело это ни было. Словами и просьбами любви не вернуть. Но даже при расставании не нужно терять чувства достоинства.
Если любовь уходит — хоть вой, но останься гордым.
Живи и будь человеком, а не ползи ужом!
О разлуке, прощании пишет поэт. Любовь ушла. Никакие слова не спасут её. Лирический герой испытывает неловкость от случившегося, обвиняет сам себя, что когда-то давал обещания. Зачем сейчас говорить о любви, если чувства прошли. Нужно просто быть честными друг с другом, как бы ни тяжело было услышать из уст, которые когда-то говорили о любви, что чувства остыли. Он просит прощения у бывшей любимой за то, что любил её. Грустное стихотворение. Любовь не принесла счастья двоим.
За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.
Прости меня за то, что я любил тебя.
Прошедшая любовь, словно листья с тополей, покинула сердце. Кто виноват ,что улетели листья? Никто. Никто не виноват, что любовь прошла. Пошло так случилось, и надо это принять сердцем и душой, хотя это сделать очень сложно. Что ж, бывает и так, что и любовь проходит. И всё же любящий обращается к любимой, которая разлюбила его, со словами:
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Даже прошедшая любовь останется в сердце , пусть просто как воспоминание о чём-то прекрасном.
Тема взаимной любви.
Какие бы изменения ни произошли на земле, пишет автор, Любовь будет жить всегда. Всегда будут люди, для которых нет ничего важнее этого прекрасного чувства. Но страна Любви , эта великая страна, строго спрашивает с тех, кто живёт в ней. Будут и испытания, и тревоги, и расставания. Влюблённые буду лишены покоя и сна. Но они способны пережить всё ради любви.
Автор пишет о тех, кто погиб ради любви, защищая её. Души этих людей «будут бродить в цветах».Жить стоит хотя бы ради того, чтобы любить.
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Задания 15 и 16
Помните: указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемому достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Задание 15
Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?
Требования к выполнению задания 15
- Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла)
- Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла)
- Отсутствуют логические, речевые ошибки.(2 балла)
Максимальная оценка – 6 баллов.
Разбор задания
1. Определите, какое слово в вопросе является ключевым. Это слово «чувство». Следовательно, надо назвать конкретное чувство, которое испытывает лирический герой к России. Безусловно, обращение Блока к России проникнуто патриотическим чувством. Прокомментируем его. Чувство поэта тихо, он не кричит о любви к Родине, он не восхваляет её с помощью ярких эпитетов. Скорее наоборот: «нищая Россия», «разбойная краса».
В чувстве поэта нет жалости: «Тебя жалеть я не умею». Но есть огромная вера в свою страну, для которой «и невозможное возможно».
В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение поэта родиной как прекрасной женщиной:
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
Прочитав стихотворение до конца, мы понимаем, насколько дорога поэту Россия.
Следующая цитата
Чужой компьютер
Литература ЕГЭ 2022 | Умскул
вернуться к странице
Литература ЕГЭ 2022 | Умскул запись закреплена
106 КБ
Нравится Показать список оценивших
Сначала старые
А по прозе есть ?
Нравится Показать список оценивших
Задание 8
Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?
Общие рекомендации
При ответе на вопрос необходимо показать место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
Памятка учащимся
- Отвечайте на заданный вопрос, а не пишите все, что вы знаете о данном произведении.
- Не забывайте, что в основе вашего анализа должен быть предложенный фрагмент произведения.
- Уточните все понятия, составляющие данный вопрос. Например, «основной конфликт». (основной конфликт – конфликт отцов и детей, представителей разных поколений). Как, каким образом он проявляется? (конфликт может проявляться в диалогах, в действиях, в явном столкновении конфликтующих сторон).
Исходя из анализа критериев оценки задания 8, можно сформулировать требования к его выполнению.
- Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
- Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
- Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).
Максимальная оценка – 6 баллов.
Примерный образец ответа
В данной сцене конфликт между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым только намечается и проявляется это прежде всего в поведении Павла Петровича Кирсанова, который не подал руки Базарову, а спрятал ее в карман, демонстрируя тем самым, что ему неприятно, что Аркадий привёз с собой гостя. Эта подробность привлекает к себе внимание читателя, так как сценой раньше Николай Петрович Кирсанов, брат Павла Петровича, первым протянул руку Базарову в знак гостеприимства.
В портрете Павла Петровича Тургенев подчеркивает его породу, благородное происхождение. Представление о Базарове, которое мы получаем из этого фрагмента, прямо противоположное. «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку», – говорит он Николаю Петровичу. Базаров не придает никакого значения своему внешнему виду. О своих вещах говорит шутливо-уничижительно.
Анализируя приведенный фрагмент, можно предположить, что при знакомстве герои почувствовали личную неприязнь друг к другу, граничащую с презрением. Впоследствии конфликт ещё более усугубится и выйдет за рамки личного недовольства друг другом.
Следующая цитата
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи.Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу.
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.(А.А. Блок, 1908)
Следующая цитата
Помните: указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый можно достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов исопоставьте произведения с предложенным текстом в заданномнаправлении анализа.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Задание 16
В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Россия»?
Ответ на данный вопрос целесообразно начать с небольшого вступления, обобщив имеющие представления о раскрытии данной теме в русской лирике.
Старайтесь оперировать литературоведческими терминами.
Требования к выполнению задания 16
- Названо первое произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
- Названо второе произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
- Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (4 балла).
- Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).
Максимальная оценка – 10 баллов.
Примерный образец сочинения
«Тема Родины раскрывается в творчестве многих поэтов: Тютчева, Лермонтова, Пушкина, Есенина. В своих стихотворениях русские лирики выразили самое главное– любовь к России. Этим чувством проникнуто описание морозного зимнего утра у Пушкина. Отчаянную тоску по родине слышим мы в прощальных строчках стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия!» Влюбляемся в страну березового ситца, читая стихотворения Есенина о родном крае».
Далее переходим к сопоставлению стихотворений. На примере одного стихотворения можно выявить сходства, на примере другого стихотворения – различия.
Необходимо выбрать направление анализа и проследить проявление сходных и отличительных признаков на разных уровнях: от идейного звучания до языкового оформления.
В стихотворении Тютчева «Умом Россию не понять» также, как и в стихотворении Блока, утверждается вера в Россию, страну загадочную и непонятную. По мнению Тютчева, этому есть объяснение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
Совсем иначе тема родной страны раскрывается в творчестве Лермонтова. «Люблю Россию я, но странною любовью», – так он начинает стихотворение «Родина».
В этом произведении поэт пытается понять природу своих патриотических чувств. Он подходит к этому рационалистически, заявляя: «Не победит её рассудок мой». По мнению Лермонтова, «умом любить Россию нельзя». Однако нельзя сказать, как он сам к этому относится.
Интересно, что Тютчев пишем о том же самом, но именно это вызывает его восхищение Россией (умом Россию не понять). А эмоциональное состояние Лермонтова спокойное, даже нейтральное. В стихотворении встречается только одно восклицательное предложение (первое). (Для сравнения: Стихотворение Блока более эмоционально: три строфы заканчиваются восклицательными знаками, в конце оставшихся трёх строф – многоточие, что свидетельствует либо о задумчивости, либо о душевном волнении) Лермонтов занимает позицию стороннего наблюдателя и в результате делает следующее признание: «Но я люблю, за что не знаю сам».
Главное отличие стихотворение «Родина» от стихотворения Блока «Россия» в следующем: Лермонтов пытается спокойно разобраться в своих собственных чувствах к родной стране, а патриотические чувства Блока утверждают в читателе светлое чувство веры в Россию.
Таким образом, тема Родины звучит в русской поэзии по-разному в зависимости от того, что каждый поэт вкладывает в слово «Россия».
Читайте также: