Цитаты асмолов александр григорьевич
Обновлено: 06.11.2024
Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов — российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» . Член Президиума Российской академии образования.
Следующая цитата
Октябрь промчится, как птица,
Летящая в светлую даль,
И листьев осенних страницы
Рассеют по свету печаль.
И мы не успеем заметить,
Когда — неожиданно так —
Осенние эти приметы
Появятся в наших глазах.
Осенние печали
К нам приходят невзначай.
Им встреч не назначали мы,
Но, раз пришли — встречай!
… показать весь текст …
Много песен о войне звучало,
Только нет для нас дороже той,
Что свою дорогу начинала
Под гармонь в землянке фронтовой.
И порою сердце замирает
Посреди вечерней тишины,
Если кто-то тихо напевает
Песню, что вернулась к нам с войны.
Как мечтали они,
Как любили они,
Как хотели с победой вернуться домой! -
Если в мирные дни
К нам, не знавшим войны,
… показать весь текст …
Осторожно! Двери закрываются. Следующая станция … Ничто)))
Нравится! 21 Сохранить 1 Опубликовала Irina Chelysheva 01 октября 2013 8 комментариевОСЕНЬ
Вот и осень — и дождь в окно стучится,
Вот и осень — и улетают птицы.
Вот оторвался от земли
Последний журавлиный клин,
Словно корабль, стартующий с Земли.
Мне снился сон, короткий сон
Длиною в жизнь:
Земля в цветах, Земля в огнях,
Земля в тиши.
Спасибо, жизнь, за праздник твой —
Короткое свидание с Землёй!
Осень жизни — она всегда внезапна,
… показать весь текст …
Я к тебе приду, как нежность,
Я тебя пойму, конечно.
Снова полюбить совсем непросто —
Нелегко забыть о прошлом.
И когда со мной в вечерней тишине
Ты нечаянно забудешь обо мне,
Промолчу, и ни о чем не спрошу. Потом
Я к тебе приду спасеньем,
Как веселый дождь весенний.
Возвращу тебе весну и радость
И навек с тобой останусь.
И, когда в тиши у звездного огня
Именем чужим окликнешь ты меня —
Отзовусь, и ни о чем не спрошу потом.
… показать весь текст …
Ты в 42 ушел, я в 42 родился,
И нам не довелось друг друга увидать,
Но верить и любить я у тебя учился,
Ты брат мой по любви, и это не отнять!
Подумать только, мы могли бы повстречаться,
Но все казалось мне — я к встрече не готов.
Теперь не позвонить, теперь не достучаться
И не сказать тебе хотя бы пару слов.
Вот я сижу один на крыше мирозданья
И чокаюсь с твоей немеркнущей звездой.
… показать весь текст …
Поэты и Цари!
Сменяются эпохи
И дышит наша грудь
То хорошо, то плохо,
То сносно как-нибудь.
Бывает нелегко нам
И в малом и в большом,
И лишь хамелеонам
Живется хорошо.
По-разному, заметьте, —
Сей факт неоспорим —
Живут на белом свете
Поэты и Цари.
… показать весь текст …
Я тебя написал
Акварелью весенних рассветов
На зеленых лесах
И на синем просторе морей.
Я тебя написал,
Как четырнадцать строчек сонета,
За четыре часа,
За четыреста дней и ночей.
Я тебе подарил
Голубые глаза небосвода,
Губы цвета зари
И улыбку весеннего дня.
Ты пока из мечты,
… показать весь текст …
Я на солнышке лежу —
Не пошевелиться.
Трудно утром на пляжу
Без опохмелиться!
На хрена такая жизнь —
Просто не понятно!
Вдруг — откуда не возьмись —
Голосок приятный.
Ты лежи, Иван, лежи
И не хмурсь, как туча.
И на жизнь не греши —
… показать весь текст …
Я живу на земле
В ожидании чуда:
Белокрылой грозы
Над притихшей рекой,
Что на белом крыле
Принесет ниоткуда
Каплю звездной росы —
Солнце в капельке той.
Пронеслась над землей
Золотая зарница
И закрыла глаза
За далекой чертой.
Я боюсь, что со мной
… показать весь текст …
Я не знаю, где ты, с кем сегодня,
У меня уверенности нет,
Что весна, проказница и сводня,
Не посмеет мне наделать бед.
Я с тобой, как с радостью и болью,
Об одном прошу тебя в тиши:
Посмеяться над моей любовью
Другу моему не разреши!
Измени мне с тем, кого не знаю.
Не хочу я только одного,
Что такая ты и что сякая,
Услыхать от друга своего.
… показать весь текст …
Фонари зажгла упавшая звезда,
Позади короткий час заката.
В том, что мы с тобой расстались навсегда
Мы сами, только сами виноваты.
В тишине ночной я брожу опять
Там, где мы с тобой зарю встречали.
Как прекрасно было все вначале,
Как печально все сейчас.
Вот опять звезда сгорела на лету,
Падая на землю в час свиданий.
Я к тебе иду, я вновь к тебе иду,
Но только по тропе воспоминаний.
… показать весь текст …
Снова осень, снова осень,
И не видно солнца вовсе.
Низко над землей туманы стелятся.
И по утреннему снегу
Я к тебе опять приеду.
На дорогах снова гололедица.
Я не знаю, я не знаю,
Сколько дней пройдет,
Прежде чем растает этот лед.
А пока легла в тумане
Полоса непонимания, гололед на сердце, гололед.
А пока легла в тумане
Полоса непонимания, гололед на сердце, гололед.
… показать весь текст …
БЕССОННИЦА
Архангельская конница
Затмила небеса.
Бессонница, бессонница —
Хоть выколи глаза!
И я свою бессонницу,
Как лошадь в поводу,
По вымершему городу
Выгуливать веду.
Поверь, мне так не хочется
С тревогою в груди
Бродить с моей бессонницей
По Млечному пути.
Но что же тут поделаешь,
… показать весь текст …
Кто бродит по ночам под окнами твоими
Кто, засыпая, шепчет дорогое имя?
Кто робко, как мальчишка, может быть впервые,
Вчера тебе цветы подбросил полевые?
Кто в этот мир пришел, чтоб быть с тобою рядом,
Кто все тебе простит и все поймет, как надо?
Кто рано или поздно своего добьется
И станет для тебя единственным под солнцем.
Кто снова ждет с тобой заветное свиданье,
Кто этот диалог ведет, как заклинанье.
Чтоб для любви большой душа твоя проснулась,
Чтоб ты однажды мне как солнце улыбнулась.
… показать весь текст …
Я к тебе приду,
Как нежность,
Я тебя пойму,
Конечно.
Снова полюбить
Совсем непросто —
Нелегко забыть
О прошлом.
И когда со мной
В вечерней тишине
Ты нечаянно
Забудешь обо мне,
Промолчу, и ни о чем
… показать весь текст …
Не тоскуй о пустом, вишня спелая.
Облетело цветов платье белое.
Позади твой апрель — юные года,
Но зато ты теперь — сладка ягода.
Спелая вишня, спелая вишня,
Не принесешь ли гостю воды.
Что ж ты молчишь-то, спелая вишня,
Или боишься, все еще ты,
Как бы чего не вышло!
Знаю, мне ты простишь мысли грешные.
Но толкую про жизнь безуспешно я.
Не поймешь ты моей «философии»
… показать весь текст …
Мне приснилась река Мечта —
Удивительная река!
Правый берег ее в цветах,
А на левом лежат снега.
Одном берегу февраль,
На другом берегу апрель,
На одном все еще вчера,
На другом уже новый день.
За Мечтой по берегу
Я бегу
От зимы к весне!
… показать весь текст …
Ты богат сегодня,
Потому что молод,
Жизнь, как говорится, впереди!
И тебе сегодня
Ни жара, ни холод
Не страшны на жизненном пути!
Но не трать напрасно,
Но не трать беспечно
Годы — достояние свое! —
На земле прекрасной
Мы живем не вечно
На земле
Не вечно мы живем.
… показать весь текст …
Осень жизни, —
Она всегда внезапна,
Осень жизни, —
Как много дел на завтра.
И всё ж приходит
День такой,
Когда пройдя
Свой путь земной,
Уходим мы По млечному пути.
Мне снился сон,
Короткий сон
Длинною в жизнь.
Земля в цветах,
… показать весь текст …
Следующая цитата
изменение характера зависимости запоминания от того, с какими компонентами деятельности личности – мотивами, целями или условиями выполнения действия – связан запоминаемый объект.
чтобы «вылечить» человека, необходимо преобразовать ту систему, которая приводит к возникновению «болезни», изменить мир человека.
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Сознание, а тем более самосознание человека, осознание им своего «Я» – существеннейшие проявления личности.
Психология личности есть психология драматическая. Почва и центр этой драмы – борьба личности против своего духовного разрушения. Это борьба никогда не прекращается.
Иные, лучшие мне дороги права; Иная, лучшая потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не всё ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…
Раб Эзоп, добившийся свободы благодаря своей мудрости, из-за происков злой воли и коварства оказывается ложно обвиненным в воровстве. И тогда он задает вопрос схватившим его стражам храма: – Какая участь за кражу уготовлена рабу? – Раба побьют за прегрешение палками и вернут хозяину, – отвечают стражи. – А что ждет за тот же проступок свободного человека? – спрашивает окруживших его стражей Эзоп. – По законам Эллады свободного человека за кражу сбрасывают со скалы в пропасть, – говорят стражи. – Скажи, скажи скорей, что ты мой раб, и останешься жив, – уговаривает Эзопа его бывший хозяин. В ответ на это предложение Эзоп поворачивается к стражам и говорит: – Где здесь пропасть для свободного человека…
исповедь о комплексах далеко не всегда освобождает от самих комплексов
Психология во всех своих многочисленных ипостасях, и психология личности в первую очередь, не только затрагивает интересы людей и судьбы народов, но исходно превращает эти разнообразные интересы, страсти и мотивы человеческих поступков, таинства любви и скрытые пружины ненависти, взлеты и падения человеческого духа в предмет своего исследования.
Именно поэтому выявление места любого факта в жизни личности предполагает рассмотрение разных уровней методологии как системы координат, очерчивающих сферу изучения проявлений личности в психологии и раскрывающих связь психологии личности с другими областями социальных и естественных наук о человеке.
Следующая цитата
ВЕБИНАР: Нарушения когнитивной сферы у детей. Клинические методы выявления, составление заключения для ПМПК
3800 руб Подробнее 29 ноября–5 декабря 2021Валерий Владимирович Ромацкий
Психологическая коррекция нарушений пищевого поведения (избыточной массы тела)
13800 руб Подробнее 28–31 октября 2021Надежда Евгеньевна Антипова
ВЕБИНАР: Авторский метод работы с психотравмой. Реконструкция жизненных историй
6800 руб ПодробнееА. Асмолов об образовании, личности и счастье
Автор
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, член Совета при Президенте РФ Александр Григорьевич Асмолов — один из самых любимых колумнистов «Вестей образования». Яркие фрагменты статей 2018 года:
Скоро
III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»
VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Автор
Асмолов Александр Григорьевич
доктор психологических наук, профессор. Академик РАО. Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС. Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Москва
О стандартизации и тестировании
Хотим мы того или нет, доведенные до абсурда технологии стандартизации, типологизации, унификации, ранжирования, сертификации, тестирования рискуют превратиться в ритуалы особой религии — религии усредняющего мировоззрения.
Думая о драматических последствиях века усреднения, невольно вспоминаешь символическое название известной книги Милана Кундеры «Торжество незначительности».
Когда речь идет о стандартизации и тестировании, в том числе тестировании интеллекта или черт личности как в сфере образования, так и в «охоте за головами», хэдхантинге самых успешных компаний, стоит напомнить руководителям системы образования и управленческой элите этих компаний о подстерегающей их опасности перевоплощения идеалов стандартизации в идолов, карающих за любые отклонения от Нормы.
О профессиях будущего
Прежде всего, это переговорщики. Сегодня как никогда нужны переговорщики.
Вторая уникальная профессия — визионеры. Те, кто так или иначе прогнозируют и работают с будущим.
Профессий, когда у тебя одна только задача, узкоспециализированных, рутинных профессий будет все меньше, меньше и меньше.
Восприняты будут профессии, где есть ставка на творчество, ставка на воображение и ставка на развитие личности.
О возвращении к советской системе образования
Наблюдая образовательную политику уже на протяжении более чем 30 лет, я не раз ловил себя на мысли, что историческая аберрация, т.е. размывание первоначального изображения, из-за различных конструкций «линз» анализа встречается гораздо чаще, чем в оптике.
И когда я вижу воспевание нашей жизни в Советском Союзе, воспевание знаменитого мнимого равенства и мифа о качественном советском образовании — отношу это к тому же эффекту, аберрации вследствие несовершенно монохроматической оптики. Эти люди видят только то, что хотят видеть, многие — свою счастливую молодость, радость юности, непосредственность детства.
Певцы исторической аберрации, как ловцы душ, как крысоловы с дудочкой, на которой выводят сладкие мелодии хорошей жизни (школы, пенсии, жилья, достатка, медицины, безопасности, духовности, патриотизма и пр.), заставляют наших детей верить в то, что все эти благие вещи даются не собственным трудом и свободой, не конкуренцией и упорным образованием, не высоким профессионализмом и квалификацией. А прилипанием к сильным кланам, беспринципностью, угодничеством, правилом «цель оправдывает средства» и умением вовремя предать своих и принять сторону более сильного.
О выборе будущего пути страны
Чем сильнее государство начинает закручивать политические, экономические, социальные и психологические гайки, тем больше вероятность того, что общество и государство рискуют сорваться с резьбы и потерять контроль над любыми проявлениями жизни в нашей стране.
Именно поэтому то, что происходило в этот осенний сезон, я связываю с выбором будущего пути страны. Пойдем ли мы по пути наследников Малюты Скуратова, по пути страны, утратившей достоинство? Или же по пути, который у нас всегда был и есть (и на который я надеюсь), пути страны самостояния, страны Александра Пушкина, страны Андрея Сахарова? По пути, где есть место эволюционному оптимизму, надежде и вере в то, что наши дети вырастут в культуре достоинства.
О счастье за пределами благополучия
Есть такой психолог Дмитрий Леонтьев, он организовал конференцию, где говорилось: «Счастье за пределами благополучия». У тебя может не быть благополучия, даже физического. Ты всегда как индивидуальность борешься со своим индивидом. Но вдруг, когда ты видишь, как твое дело совершается, когда ты видишь, что ты отдал себя и твои дела значимы, когда ты видишь, что мир изменился так, что в нем стало меньше спринтеров — тогда ты даешь людям ценностную перспективу.
Такие направления психологии, как позитивная психология и другие, дают серьезную поддержку людям и помогают тому, что Пушкин называл «самостоянием».
Нужно самостояние, а не стояние на костылях или на имитаторах.
О тренинге компетенции и дрессуре разума
Образование должно отвечать на вызовы нашего времени, на вызовы неопределенности, сложности и разнообразия, а не быть образованием, которое превращает наших детей в хомяков, имеющих готовые рецепты для решения уже готовых задач.
Самореализация и есть универсальная характеристика человека, позволяющая ему найти себя, свое место в этом мире.
А ключевые навыки XXI века становятся инструментами самореализации. Благодаря этому обеспечивается социальная и академическая мобильность человека, раскрывается его индивидуальность.
«Востребована личность, которая находится в постоянном движении, и ключевая компетенция на сегодня – это компетенция обновления. Школа будущего должна прежде всего давать правильную мотивацию. Еще немецкий социолог Эрих Фромм говорил о “мужестве быть личностью”. Главная задача образования — формирование ценностно-смысловой картины мира. Лидер будущего умеет конструировать возможности, а учитель — это “значимый другой”. Происходит эволюция надежд и нас с вами.
Правильно ли то, что по отношению к следующим поколениям мы озабочены тем, как им стать лидерами, эффективными менеджерами, но совсем не озабочены тем, «как стать человеком». Поэтому важно, чтобы все не сводилось к тренингу компетенции, к дрессуре разума. Ключевая задача образования — мотивация готовности к изменениям, компетентность обновления компетенций — это то, что мы должны получить в школе, а не только ключевые навыки.
О стандартах образования и учебниках
Стандарты образования приняты несколько лет назад. По стандартам образования, особенно начальной школы, мы показываем высокое качественное образование и позитивный результат.
В связи с этим бесконечные попытки заменять содержание образования и стандарты отвечают формуле Владимира Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, и спекся».
Именно по этой логике действуют различные наши ведомства. Особенно эта логика проявилась в том, что на 37 процентов был сокращен федеральный перечень учебников.
Надо понять, что учебник — это прежде всего остров доверия. И не в том вопрос, на 37 или 50 процентов он сокращен, а в том, что при сокращении количество меняет качество. Происходит подмена тезиса. И непонятно, каким образом это сокращение проводится. Без независимой экспертизы со стороны вузовского сообщества, РАН, РАО и независимых ассоциаций учительства.
О диагностике личности на примере известного произведения
Дорогие мои коллеги, дорогие мои практические психологи! Дорогие мои мастера диагностики интеллекта, компетенций, знаний, умений, навыков и даже (не побоюсь этого слова) критического мышления!
Вглядывайтесь в портрет диагностики, в джентльменский диагностический набор, который проступает за образом «лишнего человека». И вглядывайтесь, кто главный и великий эксперт, который принимает решение.
Решение принимает cвет, в который мы выпускаем ученика и который говорит, что нам необходимо, чтобы понять стандарты XXI века.
Читайте также: