Цитаты алтынсарина об образовании

Обновлено: 21.11.2024

Просмотр содержимого документа
«Научная работа "И.Алтынсарин и его вклад вобразование"»

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №18 мектеп-гимназиясы»ММ

ГУ «Школа-гимназия №18 отдела образования акимата города Костаная»

Тема: Вклад Ибрая Алтынсарина в образование казахского народа.

Выполнил: ученик 10 класса Маутов Диас.

Научный руководитель: Асылханова Г.А.

Глава 1. Ыбрай Алтынсарин - таланливый сын своего народа. 5

Глава 2. Вклад Ыбрая Алтынсарина в образование казахского народа . 6

Глава 3. Пропаганда идей просвещения и культуры. . 9

Список использованной литературы . 15

На этапе демократизации казахстанского общества в условиях формирования новых социально-экономических отношений проблема совершенствования обучения и воспитания подрастающего поколения остается одной из приоритетных. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года записано: «Главным приоритетом объявляется профессиональное образование на всех его уровнях: начальном, среднем, высшем, послевузовском. Это никоим образом не умаляет значения среднего общего образования, напротив, повышается важность этого уровня образования для обеспечения главного приоритета в образовании. В системе образования главной стратегической задачей определяется расширение доступа населения к качественному образованию всех уровней и ступеней».

Наш интерес к рассмотрению и изучению наследия видного казахстанского деятеля Ибрая Алтынсарина не случаен. Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Также он научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Кроме того, есть еще одна причина, побудившая нас исследовать вклад педагога, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников и последователей, к числу которых мы относим нынешнее поколение.

Образование он рассматривал не как самоцель, а как средство и как оружие, необходимое для молодежи в активной борьбе за преобразование социальной среды.

Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.

Таким образом актуальность нашей работы заключается в сравнительном анализе необходимости открытия школ Ыбраем Алтынсариным для казахского народа.

Целью данной работы является изучение вклада Ы.Алтынсарина в образование казахского народа.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Познакомиться с личностью Ыбрая Алтынсарина.

3.Определить вклад Ы.Алтынсарина в открытие школ.

Обьектом работы является педагог – просветитель Ы. Алтынсарин.

Предметом исследования является его вклад в открытие школ.

Методы исследования: сбор и поиск информации.

Гипотеза исследования основывается на утверждении, что бесценный вклад в открытие школ – это фундамент заложенный Ыбраем Алтынсариным в образовательном процессе всех поколений для развития общества и каждой человеческой индивидуальности.

Структура исследования. Работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы.

Глава 1. Ыбрай Алтынсарин - таланливый сын своего народа .

То, что сделать не могли
Мы, седые старики,
Вы теперь должны достичь
Вы – грядущего ростки

Ибрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог-новатор, учёный-этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель казахского алфавита на основе русской графики.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение.[1]

И.Алтынсарин был пламенным борцом за прогрессивное развитие казахского народа. Он заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв начальные школы, ремесленные и женские училища.

Ибрай родился 20 октября 1841 года на территории современной Костанайской области. Он рано потерял отца, поэтому воспитанием юноши занимался дед – известный бий БалгожаЖанбуршин.

В 1850 году Балгожа отправил внука в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Ибрай окончил ее в 1850 году.Около трёх лет после окончания школы (с 1857 по 1859 г.г.) И.Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи Джанбурчина, управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии, а затем – с 1 августа 1859 г. в Оренбургском областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика). Однако талантливый юноша считал целью своей жизни не погоню за карьерой и чинами, а просвещение родного народа.

Глава 2. Вклад Ыбрая Алтынсарина в образование казахского народа.

Ы. Алтынсарин был всесторонне образованным человеком. Он понимал насколько важно стремление казахского народа к прогрессу и знаниям.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Он ввёл преподавание казахского языка в этих школах, боролся равно и против насильственной русификации и проникновения в них влияния реакционного мусульманского духовенства.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г. Тургай, в которой он назначался учителем

русского языка. Несмотря на большие трудности (не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей), благодаря настойчивости И. Алтынсарина 8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина.

Открыть школу в глухом городе было нелёгким делом: не было средств, школьного помещения и учебных пособий. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина. Воодушевлённый просветитильскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, и повсеместно находил в народе горячую поддержку. Собрав у местного населения средства,он построил школьное здание, выписал учебные пособия. При школе был создан интернат, в котором жиле 16 учеников,содержавшихся на полном пансионе за счёт средств населения. Алтынсарин с большой энергией боролся за сближение и дружбу казахского и русского народов, посвятив этому благородному делу всю свою жизнь. Он стоял за приобщения Казахстана к экономическому и культурному развитию России.

В 1879 г., после назначения инспектором школ Тургайской области, И.Алтынсарин не переехал в административный центр области (в г.Оренбург), избрав местом своего пребывания г.Тургай. Алтынсарин занимался многогранной деятельностью по улучшению школьного дела: расширением школьной сети на обширной территории Тургайской области. В 1883 г. местом его пребывания стал Кустанайский (Николаевский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости (в трёх километрах от г.Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское») он построил деревянный дом с железной крышей, где жил и работал до самой смерти.

«Школы — это главные пружины образования киргизов, казахов,— писал Ыбрай Алтынсарин,— . на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа». Поборник просветительства, Ы. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям.

Также, немало усилий он приложил, чтобы были открыты аульные и волостные школы. Долгое время царская дминистрация всячески тормозила эти благородные начинания. Но, несмотря на эти препятствия, Алтынсарин не прекращал горячей просветительской деятельности, что вызывало недовольство со стороны военного губернатора Тургайской области. За то, что Алтынсарин по своей личной инициативе стремился повсеместно открывать народные школы, якобы расходуя на это излишние средства, губернатор области генерал Проценко даже решил привлечь его к ответственности и предать суду.

И.Алтынсарину удалось избежать судебного преследования, так как Проценко был смещён с должности. В 1886 г. Алтынсарин опять возбуждает ходатайство перед новым областным начальством с просьбой разрешить открыть волостные школы. Получив его, он спешно приступает к открытию школ собирая для этой цели пожертвования с населения. Просветитель арендовал или покупал помещения для этих школ и заботился об их оборудовании. При открытии волостных школ И.Алтынсарин, лично присутствовал и давал первые показательные уроки.

«На нашу долю,— писал он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья. Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей».

Так же с именем И.Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. В г.Иргизе он открыл специальную школу для казахских девочек с интернатом. Поистине это было большим событием в жизни казахского народа. Алтынсарин от души был рад успеху этого выдающегося начинания. Он просил у царской администрации разрешения открыть женские училища во всех уездах Тургайской области. Лишь спустя два года после подачи им прошения об этом было получено разрешение открыть женские училища с интернатами в г.Тургае в 1891 г., в г.Кустанае – в 1893 г., в поселке Карабутаке – в 1895 г. и в г.Актюбе – в 1896 г.

В этих пяти женских училищах, открытых в соответствии с ходатайством И.Алтынсарина, к 1896 г. обучалось 211 девушек, из которых казашек 70, девушек русских поселян 141.

Однако Алтынсарин считал, что дело народного образования не может ограничиться только открытием указанных выше типов школ, ибо эти школы являлись лишь первым шагом в деле просвещения народа.

Глава 3. Пропаганда идей просвещения и культуры.

Нужно отметить что, выдающийся просветитель Ы. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.

Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

В своих письмах Ы.Алтынсарин постоянно затрагивает насущные социальные проблемы казахского народа. В одном из своих писем профессору Казанского университета Н. И. Ильминскому Ы. Алтынсарин писал: «Мы с (В. В. Катеринским) постоянно и неуклонно настаиваем на учреждении начальных русских школ и чтобы лучших окончивших здесь курс направлялись в такие практические заведения, где учат учить русскому языку и грамоте…».

Казахский народ всегда высоко ценил деятельность и творчество своего выдающегося сына. В 1884 году на страницах Оренбургской газеты была помещена статья, в которой ученики Ы.Алтынсарина писали: «Мы готовы видеть в лице Ы.Алтынсарина героя, который становится отражением своего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни».

ИбрайАлтынсарин был идейным выразителем нового прогрессивного течения, направленного против отсталости и консерватизма.

В условиях Казахстана Ибрай Алтынсарин стал первым глашатаем педагогических идей Ушинского. Вот его принципы:

- Конец учения – знание.

- Учиться – иглой рыть колодец.

- Ученый идет вперед, неученый назад.

- Учись до самой смерти.

- Ученый против течения поплывет.

- Грамотный человек не умрет, а безграмотный не может жить.

Педагог-энтузиазист Ибрай Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры, прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа. Он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов. По мнению ИбраяАлтынсарина, для достижения этой цели, прежде всего, необходима коренная перестройка всего уклада патриархально-родового строя. Образование он рассматривал не как самоцель, а как средство и как оружие, необходимое для молодежи в активной борьбе за преобразование социальной среды.

Образовательные задачи Алтынсарин связывает с потребностями жизни, с потребностями народных масс. Он считает, что школа должна давать реальные знания, которые бы обеспечивали достижения цели умственного развития и нравственного усовершенствования личности обучаемого.

Также ученый считает, что задача школы настолько многогранна, что порою в его указаниях учителям стираются обычные границы школьно-учебного процесса и внеклассной работы.

Алтынсарин писал: «Для народных школ учителя составляют все: с ними не могут сравниться ни благороднейшие распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор»

В организации учебного процесса в первую очередь, главную роль играют учителя, решающее значение принадлежит учебно-материальной базе, а затем необходима тщательная проверка учебников, годных для казахской школы, считает Алтынсарин.

Знания и навыки, даваемые в школе, Алтынсарин расценивает не с точки зрения формального образования, а с учетом их реальной пользы для народа в переходный период его жизни. С этой целью он делает отбор необходимых для школы учебных предметов, подвергает свой отбор педагогическому анализу – как учить и для чего учить.

«Давать казахам пока не поздно правильное направление, ведущее к правильному общественному развитию этого способного и со здоровым умом народа». «Для экономического роста казахского народа, в видах упрочнения и придания им (то есть школам) еще большей, нежели теперь, основательности», необходимо повысить уровень даваемых школой знаний. «Надо давать хорошее образование, учить, как попало, нельзя». «Учебная книга должна быть проникнута духом науки». То есть, взгляды Алтынсарина, высказанные более века назад, созвучны идеям нынешнего образовательного процесса.

В педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина важное место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.

Алтынсарин проявлял отеческую заботу об учителях, давал им дружеские советы по всем вопросам, включая вопросы личной жизни, и в то же время предъявлял к ним строгие требования в деле обучения и воспитания учащихся.

Просветитель придавал большое значение и нравственному воспитанию учащихся. Он стремился воспитать в учащихся гуманность, честное отношение к труду, любовь к Родине.

Таким образом, при жизни Ыбраю Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. Он собирал также «пожертвования» с населения для содержания детей, обучающихся в гимназиях, университетах, в Красноуфимском реальном училище.

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создавал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу.

В системе преподавания главное место Алтынсарин отводил естествознанию, русскому и казахскому языкам. Он настоятельно рекомендовал учителям обратить особое внимание на преподавание русского языка, равно как и на обучение детей родному казахскому языку. В связи с этим преподавание некоторых других предметов в начальных школах И.Алтынсарин поставил в зависимость от прочного усвоения русского языка и грамматики.

Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он.

Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.

Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во все спасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879).

Многие из последователей И.Алтынсарина называли его казахским Ломоносовым. Именем Ыбрая Алтынсарина названа Казахская Академия образования, постановлением Министерства культуры Казахской ССР учреждена медаль имени Ыбрая Алтынсарина, во всех городах Казахстана есть улицы, названные его именем. На родине Ы.Алтынсарина в Кустанайской области существует Алтынсаринский район и одно из сел области названо именем Ы. Алтынсарина.

***

Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Это – потребность плоти, без этого тело не может служить пристанищем для души, не будет расти и крепнуть. Другое – тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. Встрепенется, услышав звуки дудки или свирели. Подросши, бежит на лай собаки, на голоса животных, на смех и плач людей, теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: "Что это? Зачем это? Почему он так делает?"– это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться. Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн Вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком.

***

У отца – свои цели, свой путь. У сына – свои. Бывают отцы, которые не давят на сыновей бременем своих желаний, замыслов и воли.

Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Многое можно усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать разумом – только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком.

Быть учителем – не служба, а Богом данное призвание. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свой пламень другим людям, ничего не требуя взамен.

Ребенок по доброй воле не тянется с ранних лет к учебе. Приходится его принуждать или привлекать до тех пор, пока у него не возникнет жажда знаний. Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла.

Прежде, чем воспитывать людей, воспитай себя.

Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию.

Всякий сумеет следовать по проторенной дорожке, проложенной отцами! Если ты в силах, ищи свои пути.

Раньше молодежь мы воспитывали фильмами о космонавтах, летчиках, а сейчас в основном – о «налетчиках». В сериалах одни и те же актеры, образы, одинаковые сюжеты. Все это пренебрежение вкусом зрителя. Такое «творчество» разрушает веками созидавшиеся нравы.

Почему мы, повзрослев и поумнев, не ищем и не находим удовлетворения тому любопытству, что в детстве заставляло нас забывать о еде и сне? …Нам бы неустанно ширить круг своих интересов, множить знания, которые питают наши души. …Душа правила нами только в детстве. Повзрослев и окрепнув, мы не позволили ей повелевать собой, подчинили душу телу, на все окружающее смотрим глазами, но не разумом, не доверяемся порывам души.

Следующая цитата

Статья "Педагогические идеи Ибрая Алтынсарина" В данной статье рассмотрены призывы И.Алтынсарина казахских детей к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Педагогические идеи Ибрая Алтынсарина.»

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина.

«Ибрай Алтынсарин-первый апостол народного просвещения Казахстана»

Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», отметил, «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».

Ибрай Алтынсарин-педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф.

По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке. Автор учебников родного и русского языков для казахских детей.

В толковом словаре русского языка «Просветитель,- прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний».

В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают проблемы воспитания нравственности .

«Важнейшее из человеческих усилий-стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни.Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение –главная задача образования»,отмечал всемирно известный учёный,лауреат Нобелевской премии А.Эйнштейн.

Гуманистические и просветительские идеи выражены в стихотворениях и рассказах И.Алтынсарина.

В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека:

Дурной человек не может

Хороший совет принять

Дурной человек лишь может

Мерзко и глупо болтать.

В неблаговидном поступке

Признаться не в силах он…

И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека такие, как хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок.

Герои рассказов И.Алтынсарина-обладатели богатства, только делая добро людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными .

И.Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим соплеменникам.

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе» 0 .

«Юные мои друзья. оглянитесь, -

Ведь, соседи ваши – далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век…

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

Наше благословение вам, -

Творите добрые, святые дела!

Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др.,воодушевленный просветительскими идеями, разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов: К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например,идея Коменского «здание необходимо возводить с фундамента».

Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном языке дети обучались и русской грамоте.

Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта. «Школы – это главные пружины образования казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,-… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».

Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «…надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое- что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским знанием и религиозным.

Знаний увидев свет,

Дети в школу идите!

Дело пойдет успешно,

Радости будет – вдвойне…

Знайте: неграмотный бродит,

Словно слепой, в темноте.

Веками кочевник считал,что его богатство- скот.И.Алтынсарин стремится убедить молодёжь,что истинное богатство-это знания. Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.

Стада – богатство степное –

Сметает суровый джут,

Богатство ученных иное-

Растущее, вечно живое-

Вьюги не заметут…

Мать и отец постареют,

А в старости, может быть,

Придет к ним внезапно бедность…

Как им ее пережить?

Тогда –то учение ваше

Даст им желанный покой.

Вы бедность от них отведете

Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.

Как добры конь не устанет,

Так знание не подведет.

Поэт внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.

Строить дивные дворцы

Умный, знающий народ.

Сильный знание своим

Он уверенно живет.

Также раскрывает социальное неравенство в ауле, обличает скупость и жестокость баев.

В рассказах «Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка», «Вред лжи», «Невежество», «Юрта и деревянный дом» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: вред невежества,социальное неравенство,преимущество оседлого образа жизни,польза знаний и науки.

В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд воспитывает настоящего человека,способного преодолеть любые жизненные препятствия,а праздность-корень пороков.

Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя», подчёркивает,что у хорошего человека «на лице лучится свет».

Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа,за его будушее.Он и сегодня является примером настоящего патриота своей Отчизны.

В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны сегодня.

Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…»

Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.

Список использованной литературы

1.Послание Президента Республики Казахстан-Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-200»: новый политический курс состоявшегося государства». г. Астана,14 декабря 2012 г.

2.Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.

3.Главный редактор Прохоров А.М. «Большая Советская энциклопедия», Москва «Советская энциклопедия»,1990 г.
4.Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма-Ата 1972 г.

5.Толковый словарь русского языка Автор:С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова Издательство:"Азъ":1992 г.

6.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина». А-Ата 1949 г.

Следующая цитата

Данная работа рассказывает о вкладе великого просветителя Ибрая Алтынсарина в педагогику и в образоваание в частности. Его труды это открытие школ, создание методических пособии и т.д. Образование он рассматривал не как самоцель, а как средство и как оружие, необходимое для молодежи в активной борьбе за преобразование социальной среды.

Следующая цитата

Балаға берілген бірінші тәрбие ата-анасын, туысын, жолдасын сыйлауға үйретуден басталады.

Адамгершілікке тəрбиелеу құралы — еңбек пен ата-ана үлгісі.

Оқыту процесінде қалай болса солай оқытпай - ғылым, білім беру жүйесі сақталу керек.

Көп сөйлеген мылжың шын сөзді аз айтады.

Педагогикалық жұмыстағы шешуші нәрсе - ең жақсы оқыту әдістерін таба білуде.

Мектеп қабілетсіздік пен жалқаулықтың ұясына айналмауы тиіс.

Тұмсықтының тамағы,
Шоқу менен табылар,
Өнер-бiлiм дегенiң,
Оқуменен табылар.

Еңбекпен табылған тамақ тәтті әрі сіңімді болады.

Қашанда бір істі істегіңіз келсе, ол іске әуелі ақылыңызды, одан соң қолыңызды жұмылдырыңыз, егер де ақылыңыз дұрыстаса, көзіңіз көріп, жөнін тауып мақұл көрсе, тіліңіз бен қолыңызға ерік беріңіз.

Байлық — қанағат пен еңбекте.

Өнер, білім - бәрі де оқуменен табылған.

Жақсы ой мен жақсы сөз - жақсы істерге жетелейді.

Маған жақсы мұғалім бәрінен де қымбат, өйткені мұғалім – мектептің жүрегі.

Аз жұмысты қиынсынсаң — көп жұмысқа тап боласың. Азға қанағат қылмасаң — көптен құр қаласың.

Алдыңа келсе, әділдігіңді аяма.

Әр нәрсенің сыртына қызықпа, асылы ішінде.

Қазақтың тілі соншалықты мол. Ләкин қазақтың тіліменен қандай кітап болса да жазуға болады. Қазақ тілі мұншалықты жатық әм анық болар еді, егер де біздің қазақтар аңғарып, бөтен тіл араластырмастан ілгері бастырып сөйлесе.

Егер балалар бірдемені түсінбейтін болса, онда оқытушы оларды кінәлауға тиісті емес, оларға түсіндіре алмай отырған өзін кінәлауға тиіс.

Мен үшін жақсы мұғалім бәрінен де артық, өйткені мұғалім мектептің жүрегі.

Читайте также: