Цитаты александры федоровны романовой
Обновлено: 06.11.2024
Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново.
Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.
На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» – больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.
Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.
Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер – вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.
Никакие сокровища мира не могут заменить человеку потерю ни с чем несравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.
О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог. Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование.
Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно – слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми.
Родители иногда грешат чрезмерным беспокойством или неумными и постоянно раздражающими увещеваниями, но сыновья и дочери должны согласиться с тем, что в основе всей этой чрезмерной заботливости лежит глубокая тревога за них.
Благородная жизнь, сильный, честный, серьезный, богоугодный характер – это лучшая награда для родителей за утомительные годы самозабвенной любви. Пусть дети живут так, чтобы родители в старости могли ими гордиться. Пусть дети наполняют нежностью и лаской их годы угасания.
Над каждым из нас всегда парит невидимый Ангел-Хранитель.
Святая страстотерпица Императрица Александра Феодоровна Романова
Слушать:
Читать:
В течение этого года мы будем говорить о событиях, которые имели место в России сто лет назад – в 1917 году. Попытаемся понять мотивации людей и разобраться в цепочке событий, которые привели, как писали раньше в учебниках, от Февраля к Октябрю.
Если почитать дневники современников тех событий, то у самых разных людей можно встретить упоминания об императрице Александре Федоровне Романовой в связи со шлейфом слухов, ходивших вокруг ее имени. Говорили о ее связи с кайзером Вильгельмом и немецкими военными, а в это время, напомню, шла Первая мировая война. Говорили о ее пагубном влиянии на внешнюю и внутреннюю политику в России. Говорили много о чем.
Александра Федоровна прославлена в наше время как святая, то есть история, как это бывает, расставила свои, совершенно иные акценты. А что же было тогда, в 1917 году? Почему ее имя склоняли в светских салонах и политических кружках?
Попробуем разобраться, и на связи с нами Дмитрий Володихин, доктор исторических наук, профессор.
– Добрый вечер, Владимир Михайлович. Как Вы считаете, насколько обоснованными были такие слухи об императрице Александре Федоровне? Что было основанием для подобных суждений и как это вообще характеризует то время, о котором мы сейчас говорим, – вторую половину января 1917 года.
– Прежде всего хотелось бы сказать, что если бы были какие-то отношения секретного плана, тогда, конечно, сохранились бы документы в германских архивах. Эти архивы хорошо известны, если бы нашли на эту тему хоть строчку, вся наша антимонархическая публика давно бы заливалась соловьем, рассказывая, как нашли это подтверждение. Но таких подтверждений нет. Самый важный момент – фактических оснований под обвинениями Александры Федоровны не имеется.
Теперь о том, откуда взялись эти обвинения. Собственно, так называемые плавающие разговоры – это плод функционирования двух довольно странных источников. Первый из них – от леволиберальной до большевистской и леворадикальной прессы, которые муссировали образ якобы некоего чудовищного сборища правителей: плохой царь, изменница императрица, тупые министры, бездельники генералы и так далее, и так далее. Собственно, они вели к тому, чтобы создать ситуацию, в которой будет легче начать вооруженный переворот, информационно готовили его. Вина нашей правящей элиты прежде всего в том, что она не смогла организовать адекватный информационный отбой.
Но и надо сказать, что в результате многих десятилетий советского времени мы знаем то, что отражает точку зрения победившей стороны. А победившая сторона очень часто пишет свою точку зрения по собственной прессе и по прессе так или иначе близких политических союзников, контрагентов. Отсюда этот миф об императрице попал в огромное количество научной, научно-популярной и исторической литературы. Этот миф был заложен в основание идеологических подпорок для концепта, согласно которому нужно было устраивать революцию, совершать переворот, у нас было плохое правительство и так далее. Все неправда.
Теперь второй источник. Достаточно силен и опасен был так называемый верховой заговор. В нем принимали участие Гучков, целый ряд крупных промышленников России, часть придворных, даже некий сектор генералитета. Все эти силы также продуцировали слухи о том, что престол шаток, потому что плох царь, плохая императрица. Собственно, цель была та же самая – организовать общественное мнение за свержение законного правителя и против легитимности его правления. Разумеется, читать все это сейчас всерьез нельзя. Все это вызывает некую брезгливость, как от газетной утки. Конечно, думать о том, что царская семья была в этом хоть как-то замешана, очень глупо.
В начале XX века Императорский дом Романовых был очень большим и разветвленным. И внутри него, как это ни парадоксально, тоже были люди левых взглядов, и особенно много тех, кто хотел бы лично для себя побольше свободы, побольше денег, и, если уж совсем повезет, сменить Николая II на престоле и занять его место. Эта фронда бродила у нас даже на уровне великих князей. Некоторые из них ходили в феврале с красными бантами, честно не понимая, что тех, кто сейчас так легкомысленно фрондирует, скоро ожидает расстрел, шахта и так далее, и тому подобное.
Можно лишь сожалеть, что далеко не все люди венценосной фамилии понимали суть происходящего. Находились представители Дома Романовых, которые бездумно пытались заигрывать с революцией, этим зверем, который их же потом и пожрал.
– Возвращаясь к образу императрицы Александры Федоровны: иногда бывает проще понять историю через личности и их судьбы. Ее восприятие в общественном сознании, которое, как Вы говорите, не соответствовало действительности. Это был образ, созданный газетами, который активно подпитывался соответствующими радикальными группировками.
– Это был демонизированный образ.
– Есть выражение, что дыма без огня не бывает. С чего это началось? Почему ее решили сделать своеобразным камнем преткновения в этой агитационной работе?
– Ведь она императрица, это достаточный повод, другого не надо. Бьешь по ней – сразу бьешь по императору, то есть по основанию власти во всей стране. Если бы в ней не нашли ничего, о чем можно было бы клеветать, то и в этом случае ее бы изваляли в грязи по определению. Таковы были силы, которые боролись с престолом.
– Прошло сто лет, и сегодня императрица Александра Федоровна прославлена в лике святых. Собственно, люди той эпохи, наверное, очень бы удивились, узнав о таком итоге. Про что тогда эта история? Получается, что мы бываем очень слепы в своих оценках, не видим в человеке чего-то большего? Или, может быть, святость не настолько безусловна? Как Вы считаете?
Княжна Вера Гедройц (справа) и императрица Александра Фёдоровна в перевязочной Царскосельского госпиталя. 1915
– Канонизируется не вся жизнь человека и все, что он совершил, а все то, что идет на благо учению Христа, учению Церкви. Мы же не можем, к примеру, канонизировать у святого Владимира все, что случилось в его жизни до того, как он крестился. Это было бы глупо.
Дело в том, что Александра Федоровна канонизирована Русской Православной Церковью в чине страстотерпцев, то есть людей, которые претерпели мучения, претерпели их невинно и следуя своему пути. Путь Александры Федоровны – супруга русского царя, православный человек, который заботится о своей семье и всегда и во всем разделяет дорогу этой семьи, прежде всего мужа и детей. В этом смысле она безупречна.
Она прошла вместе со своим супругом всю дорогу до конца, не роптала, не кричала, ничем не позорила его, всегда была вместе с ним и детьми. Во время войны императрица не то что не посылала кайзеру Вильгельму выдуманные письмена, а работала в госпиталях и старалась делать все, что только можно, на благо фронта и благо победы. Она претерпела мучения, потому что откровенно темной, инфернальной силе нужно было разрушить государственный строй Российской империи и уничтожить монархию, в частности физически истребить тех, кто был ее живым олицетворением. Она пала как человек, на которого было направлено острие этой дьявольской борьбы.
Именно поэтому мы поклоняемся Александре Федоровне как святой. Потому что она была верна своему пути и потому что пострадала как человек, который крепко стоял на этом пути и должен был быть уничтожен.
С другой стороны, уничтожение царской семьи, уничтожение монархии и той старой России, которую мы потеряли, представляет для современной России урок того, чего не надо делать. Урок, который нельзя повторять, потому что тогда он стоил нам многих миллионов людей. И внутри этого урока живым укором нашим временам служат царь, царица и их дети. Надо хорошенько подумать, хорош ли государственный строй, в основании которого лежат зверски убитые люди.
Те мучения, которые претерпела Александра Федоровна, – это часть урока, который мы получили, урока, очень дорогого, но очень ценного. Ее кровь, ее муки, расправа над ней – это все, что мы должны помнить всегда. И мы должны с почтением относиться к человеку, который все это перенес и ушел из жизни, чтобы будущие поколения что-то поняли в своей жизни.
Следующая цитата
1917 - совместный проект журнала "Фома" и радио "Вера", посвященный столетию революционных событий.
Приблизительное время чтения: 6 мин.
1917. Живая история - совместный проект журнала "Фома" и радио "Вера", посвященный столетию революционных событий. Сегодня у нас — программа, посвященная последней русской императрице: какой она была и какой ее видели современники?
Следующая цитата
Сохранилось письмо преподобномученицы Елизаветы Федоровны, адресованное сестре-Царице, написанное в порядке новогодних поздравлений и пожеланий в самом начале января 1898 года, т.е. через три с половиной года после того, как гессенская принцесса Аликс стала Государыне Российской. Испытываешь горечь, когда читаешь в этом письме: «. Ты должна сиять, как настоящее солнце, каким ты была при мама; чтобы все были рады знакомству с тобой; улыбка, слово - и все будут молиться на тебя. Я знаю из опыта, как неописуемо любезны и преданны могут быть здешние люди. И никогда не падай духом; пару упрямцев нельзя переделать - просто промолчи, когда все поднимают шум. Улыбайся, улыбайся, пока не заболят губы, думая о том, что другие унесут счастливое впечатление, и если они хоть однажды узнают твою улыбку, они никогда ее больше не забудут; главное - это первое впечатление. Подумай о милых улыбках тетушек Аликс и Минни, которыми они издавна славятся. Весь мир говорит о твоей красоте и твоем уме, теперь покажи им твое сердце, которое русские хотят почувствовать и увидеть в твоих глазах!». Здесь стоит пояснить, что принцессу Аликс Гессенскую называли в детстве, при жизни матери (которой она лишилась, когда ей было шесть лет) sunny – «солнышко» или sunbeam – «солнечный лучик» по-английски. Минни – это домашнее имя вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Аликс – ее родная сестра.
Возникает невольная досада: «Что же она не послушалась своей сестры?!». Но Елизавета Федоровна писала, словно не считаясь с тем, что характер перенять невозможно, и, очевидно, вовсе не представляя той атмосферы неприятия, в которую оказалась погруженной молодая (юная!) императрица.
Недоразумение
|
Перед замужеством |
Трудности с самого начала
В обстоятельной книге А.Н. Боханова «Александра Федоровна» названы конкретные дамы высшего света, которые скверно отнеслись к молодой императрице с первых дней ее царствования и преуспели в своих стараниях распространять о ней ложное мнение. Увы, вдовствующая императрица Мария Федоровна не пыталась противостоять возникавшей вражде и не оказывала Царице Александре никакой моральной поддержки. Хуже того, именно двор Марии Федоровны стал в итоге одним из пристанищ для тех, кто склонялся к измене. Это никоим образом не исходило от Марии Федоровны, так сложилось… И вообще, отношения царственных свекрови и невестки требуют осторожности в обсуждении. Ибо слишком легко поддаться настроению толпы, которая, как сказано Пушкиным, «в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего».
Первый год замужества |
Возможно ли было, в такой ситуации, рассчитывать на понимание и нелицемерную помощь в делах милосердия, к которым стремилась Царица? к которым с раннего детства была приучена.
Истоки милосердия и трудолюбия
|
Принцесса Аликс Гессенская. 5 лет |
Отчуждение
За письмом. 1909 год |
Непреодолимая российская праздность служила отчуждению в большей степени, чем характер императрицы. Ее широкая благотворительная деятельность считалась в порядке вещей. Ну так что же мол? Вот и вдовствующая императрица занимается широкой благотворительностью. Но Царица царствующая должна быть такой же любезной… А она такой не была.
Недоставало чувства театральности
Сидней Гиббс, учитель английского языка царских детей, давая показания следователю Н. Соколову, говорил, что Царице «недоставало чувства «театральности», присущего русской натуре». Англичанин продолжал размышление: «Императрице, выросшей под попечительством своей бабушки, королевы Виктории, это было чуждо. Неудивительно, что такая фундаментальная разница между нею и людьми при дворе и была основой того отчуждения, которое отмечают почти все те, кто писал о ней».
Здесь хочется заметить, прежде всего, что Царица совсем не держалась, что называется, букой, она была доброжелательной и приветливой – это можно сразу почувствовать, обратившись к выразительной подборке фотографий, где царица Александра Федоровна – улыбается!Просто она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, вызывавших у нее возмущение.
|
В спальне Государыни. С Анной Вырубовой. 1913 год |
Стоит попытаться понять
«Из песни слова не выкинешь», и тему «Распутин» не обойдешь. К сожалению, невозможно представить, чтобы имя этого человека, неординарного, но достоинство (и какое достоинство!) не соблюдшего, перестало бросать тень на Царицу-мученицу.
Однако и в том, что касается Г. Е. Распутина, стоит попытаться понять Государыню. Григорий Ефимович был повернут к царской семье лучшей своей стороной. И его любили не только за то, что он (достоверно установлено) не раз исцелял Алексея Николаевича. На него смотрели как на Божиего человека, весьма одаренного, а, главное, доброго. Именно это стоит почувствовать. Стоит отрешиться от имени Распутин как от жупела, «разрешить» ему быть человеком, а не демоном или секс-символом.
Мать и сестра
О ней думали плохо
Ольга, Государыня, Татьяна |
В «Дневниках» Царя и Царицы, времени заточения, изданных в 2008 г. В.М. Хрусталевым, приводятся выдержки из дневника княгини Е.А. Нарышкиной, добровольно разделившей заточение с царской семьей в Александровском дворце. Эта статс-дама была уже весьма немолодой, но также разделявшей настроение «общества» - одновременно с преданностью Царице!
Когда знакомишься с тем, что происходило в сознании даже близких Царице людей, начинаешь представлять «размах» ненависти, окружавшей Царицу и служившей чуть ли не главной «движущей силой» революции.
Только о других и о России
|
В Ливадии, 1912 год |
Государыня, как это можно понять по ее письмам, по ее реакциям, по воспоминаниям о ней, держалась заповеди Христовой: «Что тебе до того? Ты иди за Мною». Она тратила время на добрые дела, а не на злые мысли. Российский читатель очень мало знает о делах милосердия последней нашей Царицы. Они замалчивались. Теперь, в упомянутом сборнике «Скорбный ангел», можно прочитать воспоминания графа В.Э. Шуленбурга, название которых – высказывание Царицы: «Моя обязанность быть там, где страдают». Это редкий и ценный материал о создании Дома инвалидов в Царском Селе, директором которого и был граф В.Э. Шуленбург
Государыня на яхте «Штандарт» |
Когда читаешь письма Государыни из заточения (в особенности те, что адресованы Анне Вырубовой), возникает крепкая надежда: ее любовь найдет еще отклик. У Бога не остается бессильным никакое слово, и не может так быть, чтобы эта любовь и эта сердечная боль за Россию (ставшую Родиной для Государыни, несмотря ни на что) пропали втуне. Они, без сомнения, были приняты Богом, но должны быть приняты и нами.
Следующая цитата
Для меня эти выдержки из записей Императрицы Александры Феодоровны явились подлинным откровением. Насколько много ныне встречается духовных сочинений, посвященных монашеству, настолько скуден перечень книг, которые знакомили бы современного читателя с христианским осмыслением супружества. А между тем большинство христиан избирают путь венчанного брака, именуемого святыми Отцами “пристанью целомудрия”.
Не станем скрывать, самая жизнь наша проводится в заботах о снискании насущного хлеба, взаимная ограниченность и греховность супругов часто накладывают свой заметный отпечаток на взаимоотношения мужа и жены. Постепенно скудеют, ущербляются те чувства, которые делали влюбленных самыми счастливыми существами на свете, меркнет свет жертвенности и рыцарства, повседневность обесцвечивает общение супругов. Они подчас ощущают себя бурлаками, чрез силу влекущими баржу семейного бытия. Не то, очевидно, было достоянием опыта венценосных Николая и Александры. Врожденное благородство, чистота чувств и намерений сочетались с сознательным и продуманным усилием сохранять и оберегать тот союз, который стал поистине образцом для верноподданных и был запечатлен в завершение жизненного пути мученическим подвигом.
Для нас всего важнее то, что Александра Феодоровна, читая книги, выписывает из них наиболее созвучное ее собственному супружескому опыту. Очевидно, под ее руками лежали различные сочинения и по жанру, и по содержанию. Философские размышления, этика супружества, поэзия, духовные изречения – все составляло пищу для ее богомыслия. Думаем, что далеко не каждый из изучаемых ею авторов был православным, но душа Царицы, умевшей любить “так искренно, так нежно”, с христианской мудростью и рассудительностью извлекала перлы нравственных сентенций и максим, более всего говоривших ее женскому сердцу.
Внутренняя сила опубликованных записок – в добродетельном образе жизни благочестивой, всецело преданной семейному идеалу Царицы. Вот почему таким покоем, всепокоряющей искренностью, небесной красотой дышат приводимые ниже выписки! В наше время, когда самые обыкновенные общечеловеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности, верности становятся неочевидными, когда, по выражению Евангелиста Матфея, “по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь” ( Мф. 24, 12 ), чтение данных материалов может явиться настоящим событием духовного порядка. Советы, предостережения супругам, мысли о подлинной и мнимой любви, размышления о взаимоотношениях ближайших родственников, свидетельства об определяющем значении домашнего интерьера и атмосферы в нравственном становлении личности ребенка – вот далеко не полный перечень этических проблем, затронутых Царицей.
Сколько ни перечитываешь материалы, все время обретаешь что-либо новое, нужное тебе именно в данный день и час, ибо жизнь в супружестве претендует на вовлечение всех творческих сил человека в ее орбиту. Государыня помогает нам новыми глазами взглянуть на богоучрежденное супружество, оценить этот дар в свете Христовой любви с тем, чтобы разумно служить друг другу ради славы Божией. Читатель, обладающий добрым и милостивым сердцем, кротким и тихим нравом утвердится в означенных добродетелях; а тот, чье сердце, быть может, поражено окамененным нечувствием, давно забыло, что есть нежность и снисходительность, терпение и благодушие, не сможет не восчувствовать стремления измениться к лучшему, вспомнит свою первую любовь и покается. Сейчас, когда рушатся все общественные устои, и народ страждет под гнетом собственной безнравственности, верим, публикуемые материалы откроют многим глаза на супружеские добродетели и уберегут иных от ошибок, за которые, к сожалению, столь горько и долго приходится потом расплачиваться.
“Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном” ( Мф. 5, 19 ). Последнее, несомненно, сбылось над державной Государыней Земли Русской. Святая Великомученица Императрица Александра, моли Бога о нас!
Иерей Артемий Владимиров,
настоятель храма Всех Святых,
что в Красном Селе, г. Москва
Читайте также: