Цитаты александры федоровны романовой

Обновлено: 06.11.2024

Нет ничего силь­нее того чув­ства, кото­рое при­хо­дит к нам, когда мы дер­жим на руках своих детей. Их бес­по­мощ­ность затра­ги­вает в наших серд­цах бла­го­род­ные струны. Для нас их невин­ность – очи­ща­ю­щая сила. Когда в доме ново­рож­ден­ный, брак как бы рож­да­ется заново.

Ребе­нок сбли­жает семей­ную пару так, как нико­гда прежде. В серд­цах ожи­вают мол­чав­шие до этого струны. Перед моло­дыми роди­те­лями встают новые цели, появ­ля­ются новые жела­ния. Жизнь при­об­ре­тает сразу новый и более глу­бо­кий смысл.

На их руки воз­ло­жена свя­тая ноша, бес­смерт­ная жизнь, кото­рую им надо сохра­нить, и это все­ляет в роди­те­лей чув­ство ответ­ствен­но­сти, застав­ляет их заду­маться. «Я» – больше не центр миро­зда­ния. У них есть новая цель, для кото­рой надо жить, цель доста­точно вели­кая, чтобы запол­нить всю их жизнь.

Конечно, с детьми у нас появ­ля­ется масса забот и хло­пот, и поэтому есть люди, кото­рые смот­рят на появ­ле­ние детей, как на несча­стье. Но так смот­рят на детей только холод­ные эгоисты.

Вели­кое дело – взять на себя ответ­ствен­ность за эти неж­ные юные жизни, кото­рые могут обо­га­тить мир кра­со­той, радо­стью, силой, но кото­рые также легко могут погиб­нуть; вели­кое дело – песто­вать их, фор­ми­ро­вать их харак­тер – вот о чем нужно думать, когда устра­и­ва­ешь свой дом. Это дол­жен быть дом, в кото­ром дети будут расти для истин­ной и бла­го­род­ной жизни, для Бога.

Ника­кие сокро­вища мира не могут заме­нить чело­веку потерю ни с чем несрав­ни­мых сокро­вищ – его род­ных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Про­хо­дят и снова воз­вра­ща­ются вре­мена года, рас­цве­тают новые цветы, но нико­гда не при­хо­дит два­жды юность. Только один раз дается дет­ство со всеми его воз­мож­но­стями. То, что вы можете сде­лать, чтобы укра­сить его, делайте быстро.

Роди­тели должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на сло­вах, а на деле. Они должны учить своих детей при­ме­ром своей жизни. Самое бога­тое наслед­ство, кото­рое роди­тели могут оста­вить детям, это счаст­ли­вое дет­ство, с неж­ными вос­по­ми­на­ни­ями об отце и матери. Оно осве­тит гря­ду­щие дни, будет хра­нить их от иску­ше­ний и помо­жет в суро­вых буд­нях жизни, когда дети поки­нут роди­тель­ский кров.

О, пусть Бог помо­жет каж­дой матери понять вели­чие и славу пред­сто­я­щего ей труда, когда она дер­жит у своей груди мла­денца, кото­рого ей нужно вынян­чить и вос­пи­тать. Что каса­ется детей, то долг роди­те­лей – под­го­то­вить их к жизни, к любым испы­та­ниям, кото­рые нис­по­шлет им Бог. Пока живы роди­тели, ребе­нок все­гда оста­ется ребен­ком и дол­жен отве­чать роди­те­лям любо­вью и почте­нием. Любовь детей к роди­те­лям выра­жа­ется в пол­ном дове­рии к ним. Для насто­я­щей матери важно все, чем инте­ре­су­ется ее ребе­нок. Она так же охотно слу­шает о его при­клю­че­ниях, радо­стях, разо­ча­ро­ва­ниях, дости­же­ниях, пла­нах и фан­та­зиях, как дру­гие люди слу­шают какое-нибудь роман­ти­че­ское повествование.

Дети должны учиться само­от­ре­че­нию. Они не смо­гут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отка­зы­ваться от соб­ствен­ных жела­ний ради дру­гих людей. Им сле­дует также учиться быть забот­ли­выми. Без­за­бот­ный чело­век все­гда при­чи­няет вред и боль, не наме­ренно, а про­сто по небреж­но­сти. Для того, чтобы про­явить заботу, не так уж и много нужно – слово обод­ре­ния, когда у кого-то непри­ят­но­сти, немного неж­но­сти, когда дру­гой выгля­дит печаль­ным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться при­но­сить пользу роди­те­лям и друг другу. Они могут это сде­лать, не тре­буя излиш­него вни­ма­ния, не при­чи­няя дру­гим забот и бес­по­кой­ства из-за себя. Как только они немного под­рас­тут, детям сле­дует учиться пола­гаться на себя, учиться обхо­диться без помощи дру­гих, чтобы стать силь­ными и независимыми.

Роди­тели ино­гда гре­шат чрез­мер­ным бес­по­кой­ством или неум­ными и посто­янно раз­дра­жа­ю­щими уве­ще­ва­ни­ями, но сыно­вья и дочери должны согла­ситься с тем, что в основе всей этой чрез­мер­ной забот­ли­во­сти лежит глу­бо­кая тре­вога за них.

Бла­го­род­ная жизнь, силь­ный, чест­ный, серьез­ный, бого­угод­ный харак­тер – это луч­шая награда для роди­те­лей за уто­ми­тель­ные годы само­заб­вен­ной любви. Пусть дети живут так, чтобы роди­тели в ста­ро­сти могли ими гор­диться. Пусть дети напол­няют неж­но­стью и лас­кой их годы угасания.

Над каж­дым из нас все­гда парит неви­ди­мый Ангел-Хранитель.

Свя­тая стра­сто­тер­пица Импе­ра­трица Алек­сандра Фео­до­ровна Романова

Слушать:

Читать:

В течение этого года мы будем говорить о событиях, которые имели место в России сто лет назад – в 1917 году. Попытаемся понять мотивации людей и разобраться в цепочке событий, которые привели, как писали раньше в учебниках, от Февраля к Октябрю.

Если почитать дневники современников тех событий, то у самых разных людей можно встретить упоминания об императрице Александре Федоровне Романовой в связи со шлейфом слухов, ходивших вокруг ее имени. Говорили о ее связи с кайзером Вильгельмом и немецкими военными, а в это время, напомню, шла Первая мировая война. Говорили о ее пагубном влиянии на внешнюю и внутреннюю политику в России. Говорили много о чем.

Александра Федоровна прославлена в наше время как святая, то есть история, как это бывает, расставила свои, совершенно иные акценты. А что же было тогда, в 1917 году? Почему ее имя склоняли в светских салонах и политических кружках?

Попробуем разобраться, и на связи с нами Дмитрий Володихин, доктор исторических наук, профессор.

– Добрый вечер, Владимир Михайлович. Как Вы считаете, насколько обоснованными были такие слухи об императрице Александре Федоровне? Что было основанием для подобных суждений и как это вообще характеризует то время, о котором мы сейчас говорим, – вторую половину января 1917 года.

– Прежде всего хотелось бы сказать, что если бы были какие-то отношения секретного плана, тогда, конечно, сохранились бы документы в германских архивах. Эти архивы хорошо известны, если бы нашли на эту тему хоть строчку, вся наша антимонархическая публика давно бы заливалась соловьем, рассказывая, как нашли это подтверждение. Но таких подтверждений нет. Самый важный момент – фактических оснований под обвинениями Александры Федоровны не имеется.

Теперь о том, откуда взялись эти обвинения. Собственно, так называемые плавающие разговоры – это плод функционирования двух довольно странных источников. Первый из них – от леволиберальной до большевистской и леворадикальной прессы, которые муссировали образ якобы некоего чудовищного сборища правителей: плохой царь, изменница императрица, тупые министры, бездельники генералы и так далее, и так далее. Собственно, они вели к тому, чтобы создать ситуацию, в которой будет легче начать вооруженный переворот, информационно готовили его. Вина нашей правящей элиты прежде всего в том, что она не смогла организовать адекватный информационный отбой.

Но и надо сказать, что в результате многих десятилетий советского времени мы знаем то, что отражает точку зрения победившей стороны. А победившая сторона очень часто пишет свою точку зрения по собственной прессе и по прессе так или иначе близких политических союзников, контрагентов. Отсюда этот миф об императрице попал в огромное количество научной, научно-популярной и исторической литературы. Этот миф был заложен в основание идеологических подпорок для концепта, согласно которому нужно было устраивать революцию, совершать переворот, у нас было плохое правительство и так далее. Все неправда.

Теперь второй источник. Достаточно силен и опасен был так называемый верховой заговор. В нем принимали участие Гучков, целый ряд крупных промышленников России, часть придворных, даже некий сектор генералитета. Все эти силы также продуцировали слухи о том, что престол шаток, потому что плох царь, плохая императрица. Собственно, цель была та же самая – организовать общественное мнение за свержение законного правителя и против легитимности его правления. Разумеется, читать все это сейчас всерьез нельзя. Все это вызывает некую брезгливость, как от газетной утки. Конечно, думать о том, что царская семья была в этом хоть как-то замешана, очень глупо.

В начале XX века Императорский дом Романовых был очень большим и разветвленным. И внутри него, как это ни парадоксально, тоже были люди левых взглядов, и особенно много тех, кто хотел бы лично для себя побольше свободы, побольше денег, и, если уж совсем повезет, сменить Николая II на престоле и занять его место. Эта фронда бродила у нас даже на уровне великих князей. Некоторые из них ходили в феврале с красными бантами, честно не понимая, что тех, кто сейчас так легкомысленно фрондирует, скоро ожидает расстрел, шахта и так далее, и тому подобное.

Можно лишь сожалеть, что далеко не все люди венценосной фамилии понимали суть происходящего. Находились представители Дома Романовых, которые бездумно пытались заигрывать с революцией, этим зверем, который их же потом и пожрал.

Немецкая шпионка Алиса

– Возвращаясь к образу императрицы Александры Федоровны: иногда бывает проще понять историю через личности и их судьбы. Ее восприятие в общественном сознании, которое, как Вы говорите, не соответствовало действительности. Это был образ, созданный газетами, который активно подпитывался соответствующими радикальными группировками.

– Это был демонизированный образ.

– Есть выражение, что дыма без огня не бывает. С чего это началось? Почему ее решили сделать своеобразным камнем преткновения в этой агитационной работе?

– Ведь она императрица, это достаточный повод, другого не надо. Бьешь по ней – сразу бьешь по императору, то есть по основанию власти во всей стране. Если бы в ней не нашли ничего, о чем можно было бы клеветать, то и в этом случае ее бы изваляли в грязи по определению. Таковы были силы, которые боролись с престолом.

– Прошло сто лет, и сегодня императрица Александра Федоровна прославлена в лике святых. Собственно, люди той эпохи, наверное, очень бы удивились, узнав о таком итоге. Про что тогда эта история? Получается, что мы бываем очень слепы в своих оценках, не видим в человеке чего-то большего? Или, может быть, святость не настолько безусловна? Как Вы считаете?

Немецкая шпионка Алиса

Княжна Вера Гедройц (справа) и императрица Александра Фёдоровна в перевязочной Царскосельского госпиталя. 1915

– Канонизируется не вся жизнь человека и все, что он совершил, а все то, что идет на благо учению Христа, учению Церкви. Мы же не можем, к примеру, канонизировать у святого Владимира все, что случилось в его жизни до того, как он крестился. Это было бы глупо.

Дело в том, что Александра Федоровна канонизирована Русской Православной Церковью в чине страстотерпцев, то есть людей, которые претерпели мучения, претерпели их невинно и следуя своему пути. Путь Александры Федоровны – супруга русского царя, православный человек, который заботится о своей семье и всегда и во всем разделяет дорогу этой семьи, прежде всего мужа и детей. В этом смысле она безупречна.

Она прошла вместе со своим супругом всю дорогу до конца, не роптала, не кричала, ничем не позорила его, всегда была вместе с ним и детьми. Во время войны императрица не то что не посылала кайзеру Вильгельму выдуманные письмена, а работала в госпиталях и старалась делать все, что только можно, на благо фронта и благо победы. Она претерпела мучения, потому что откровенно темной, инфернальной силе нужно было разрушить государственный строй Российской империи и уничтожить монархию, в частности физически истребить тех, кто был ее живым олицетворением. Она пала как человек, на которого было направлено острие этой дьявольской борьбы.

Именно поэтому мы поклоняемся Александре Федоровне как святой. Потому что она была верна своему пути и потому что пострадала как человек, который крепко стоял на этом пути и должен был быть уничтожен.

С другой стороны, уничтожение царской семьи, уничтожение монархии и той старой России, которую мы потеряли, представляет для современной России урок того, чего не надо делать. Урок, который нельзя повторять, потому что тогда он стоил нам многих миллионов людей. И внутри этого урока живым укором нашим временам служат царь, царица и их дети. Надо хорошенько подумать, хорош ли государственный строй, в основании которого лежат зверски убитые люди.

Те мучения, которые претерпела Александра Федоровна, – это часть урока, который мы получили, урока, очень дорогого, но очень ценного. Ее кровь, ее муки, расправа над ней – это все, что мы должны помнить всегда. И мы должны с почтением относиться к человеку, который все это перенес и ушел из жизни, чтобы будущие поколения что-то поняли в своей жизни.

Следующая цитата

1917 - совместный проект журнала "Фома" и радио "Вера", посвященный столетию революционных событий.

Приблизительное время чтения: 6 мин.

1917. Живая история - совместный проект журнала "Фома" и радио "Вера", посвященный столетию революционных событий. Сегодня у нас — программа, посвященная последней русской императрице: какой она была и какой ее видели современники?

Следующая цитата

Сохранилось письмо преподобномученицы Елизаветы Федоровны, адресованное сестре-Царице, написанное в порядке новогодних поздравлений и пожеланий в самом начале января 1898 года, т.е. через три с половиной года после того, как гессенская принцесса Аликс стала Государыне Российской. Испытываешь горечь, когда читаешь в этом письме: «. Ты должна сиять, как настоящее солнце, каким ты была при мама; чтобы все были рады знакомству с тобой; улыбка, слово - и все будут молиться на тебя. Я знаю из опыта, как неописуемо любезны и преданны могут быть здешние люди. И никогда не падай духом; пару упрямцев нельзя переделать - просто промолчи, когда все поднимают шум. Улыбайся, улыбайся, пока не заболят губы, думая о том, что другие унесут счастливое впечатление, и если они хоть однажды узнают твою улыбку, они никогда ее больше не забудут; главное - это первое впечатление. Подумай о милых улыбках тетушек Аликс и Минни, которыми они издавна славятся. Весь мир говорит о твоей красоте и твоем уме, теперь покажи им твое сердце, которое русские хотят почувствовать и увидеть в твоих глазах!». Здесь стоит пояснить, что принцессу Аликс Гессенскую называли в детстве, при жизни матери (которой она лишилась, когда ей было шесть лет) sunny – «солнышко» или sunbeam – «солнечный лучик» по-английски. Минни – это домашнее имя вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Аликс – ее родная сестра.

Возникает невольная досада: «Что же она не послушалась своей сестры?!». Но Елизавета Федоровна писала, словно не считаясь с тем, что характер перенять невозможно, и, очевидно, вовсе не представляя той атмосферы неприятия, в которую оказалась погруженной молодая (юная!) императрица.

Недоразумение

Перед замужеством
Перед замужеством
Природная застенчивость Царицы Александры Федоровны усугублялась физическим недомоганием. Об этом свидетельствовала София Буксгевден, фрейлина императрицы, из самых близких: «У нее была постоянная боль и чувство удушения, почти хроническая невралгия и вместе – радикулит, от которого она так тяжко страдала». Окружающим казалось, что выражение лица царицы говорит о высокомерии и холодности, в то время как та, что была объектом внимания, сдерживала сильную боль.

Трудности с самого начала

В обстоятельной книге А.Н. Боханова «Александра Федоровна» названы конкретные дамы высшего света, которые скверно отнеслись к молодой императрице с первых дней ее царствования и преуспели в своих стараниях распространять о ней ложное мнение. Увы, вдовствующая императрица Мария Федоровна не пыталась противостоять возникавшей вражде и не оказывала Царице Александре никакой моральной поддержки. Хуже того, именно двор Марии Федоровны стал в итоге одним из пристанищ для тех, кто склонялся к измене. Это никоим образом не исходило от Марии Федоровны, так сложилось… И вообще, отношения царственных свекрови и невестки требуют осторожности в обсуждении. Ибо слишком легко поддаться настроению толпы, которая, как сказано Пушкиным, «в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего».

Первый год замужества
Первый год замужества
Единственным человеком из новых родственников, кто принял бывшую немецкую принцессу с сердечным расположением, была 12-летняя девочка, младшая сестра Государя, великая княжна Ольга Александровна. Она вспоминала впоследствии: «Из всех Романовых ей досталось больше всего злословия. Она вошла в историю такой оклеветанной! <…> Я вспоминаю, что многие вещи я едва выносила, будучи подростком. При дворе моей матери считали, что она все делала не так. Помню, однажды у нее была жуткая головная боль; она вышла к обеду бледная, и я слышала, как за столом говорили, что она в плохом настроении, потому что наша мать разговаривала с Ники о каких-то назначениях министров. Даже в самый первый год - я помню это очень хорошо - если Аликс улыбалась, считали насмешкой. Если она выглядела грустной - говорили, что злится».

Возможно ли было, в такой ситуации, рассчитывать на понимание и нелицемерную помощь в делах милосердия, к которым стремилась Царица? к которым с раннего детства была приучена.

Истоки милосердия и трудолюбия

Принцесса Аликс Гессенская. 5 лет
Принцесса Аликс Гессенская. 5 лет
Еще будучи пяти-шести лет, она посещала, вместе с матерью, больницы в Дармштадте, регулярно, каждую субботу. В обязанность девочки входило раздавать больным цветы. Гессенский двор держался простой и трудолюбивой жизни. Мать императрицы, дочь королевы Виктории, великая герцогиня Алиса Гессенская оставила по себе столь добрую память, что главная больница г. Дармштадта, одна из лучших в Германии, по сей день носит ее имя. В одном из писем матери герцогиня Алиса писала: «… важно, чтоб принцы и принцессы знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных и что своей добротой и скромностью им следует всем подавать пример. Надеюсь, что именно такими вырастут мои дети». Они такими и выросли.

Отчуждение

За письмом. 1909 год
За письмом. 1909 год
Дети российских царей также с ранних лет приучались к исполнению долга и труду. Но в российском высшем обществе в целом праздность отнюдь не считалась пороком. А.Н. Боханов рассказывает, что одним из первых начинаний царицы Александры Федоровны на поприще милосердия в России было предложение для дам при дворе: каждой шить раз в год по платью для бедных… Было бы смешно говорить об этом, если бы не было так скорбно: слишком известно, к чему привела та трещина отчуждения, которую мы сразу можем представить, узнав об этом факте. Нельзя не признать, что в идее «по платью для бедных», в самой постановке такой задачи чувствуется склонность Царицы к морализаторству, она чувствуется и в многочисленных высказываниях Государыни, изданных в недавнее время. Но не забудем, что «слишком серьезная» верность этических или религиозных положений, оставленных нам Царицей, оплачена мученической кровью.

Непреодолимая российская праздность служила отчуждению в большей степени, чем характер императрицы. Ее широкая благотворительная деятельность считалась в порядке вещей. Ну так что же мол? Вот и вдовствующая императрица занимается широкой благотворительностью. Но Царица царствующая должна быть такой же любезной… А она такой не была.

Недоставало чувства театральности

Сидней Гиббс, учитель английского языка царских детей, давая показания следователю Н. Соколову, говорил, что Царице «недоставало чувства «театральности», присущего русской натуре». Англичанин продолжал размышление: «Императрице, выросшей под попечительством своей бабушки, королевы Виктории, это было чуждо. Неудивительно, что такая фундаментальная разница между нею и людьми при дворе и была основой того отчуждения, которое отмечают почти все те, кто писал о ней».

Здесь хочется заметить, прежде всего, что Царица совсем не держалась, что называется, букой, она была доброжелательной и приветливой – это можно сразу почувствовать, обратившись к выразительной подборке фотографий, где царица Александра Федоровна – улыбается!Просто она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, вызывавших у нее возмущение.

В спальне Государыни. С Анной Вырубовой. 1913 год
В спальне Государыни. С Анной Вырубовой. 1913 год
Вот и было у нее только два-три близких ей человека: Анна Вырубова, Юлия Ден, София Буксгевден. Нельзя не вспомнить, что эти женщины остались верны Царице и во время тяжких испытаний. Таким образом, о разнице в характерах именитых сестер-мучениц можно думать и в пользу Царицы. Светские знакомства оказываются порой сомнительными: так, одной из близких подруг Елизаветы Федоровны была Зинаида Юсупова, люто ненавидевшая Царицу и вдохновлявшая сына на убийство Распутина.

Стоит попытаться понять

«Из песни слова не выкинешь», и тему «Распутин» не обойдешь. К сожалению, невозможно представить, чтобы имя этого человека, неординарного, но достоинство (и какое достоинство!) не соблюдшего, перестало бросать тень на Царицу-мученицу.

Однако и в том, что касается Г. Е. Распутина, стоит попытаться понять Государыню. Григорий Ефимович был повернут к царской семье лучшей своей стороной. И его любили не только за то, что он (достоверно установлено) не раз исцелял Алексея Николаевича. На него смотрели как на Божиего человека, весьма одаренного, а, главное, доброго. Именно это стоит почувствовать. Стоит отрешиться от имени Распутин как от жупела, «разрешить» ему быть человеком, а не демоном или секс-символом.

Мать и сестра

О ней думали плохо

Ольга, Государыня, Татьяна
Ольга, Государыня, Татьяна
Увы, даже люди, знавшие Царицу по работе в госпитале, поддавались «общественному мнению» и думали о Государыне плохо. Недавно вышел сборник материалов к биографии Царицы-мученицы, под названием «Скорбный ангел» (М. 2010, 2-е издание, автор-составитель – С.В. Фомин), в нем опубликованы дневниковые записи Валентины Ивановны Чеботаревой, медсестры, с которой работали Государыня и старшие великие княжны и которую очень любили – сохранились письма к ней великих княжон, из заточения. С дневником В.И. Чеботаревой, представляющим большой интерес, можно также познакомиться в интернете. Когда царская семья находилась уже под арестом, Валентина Ивановна не могла заставить себя написать хоть слово приветствия бывшей царице, не от страха обнаружить причастность узникам, а от того, что думала плохо о Государыне, считала ее во всем виноватой. Она сама об этом пишет в дневнике, несколько терзаясь . Есть в нем и такая запись, дающая живую зарисовку одного из случаев в жизни госпиталя, а также дающая представление о «работе» лукавого помысла («революционного помрачения», как пишет С.Фомин) у автора записи: «Вспомнили такой эпизод, когда на операции в Их присутствии объявили солдату, что нужно отнять правую руку. Отчаянным голосом он закричал: «Без руки жить? Да зачем, за куда же я тогда гожусь, убейте лучше сейчас». Татьяна, вся в слезах, кинулась: «Мама, мама, скорей поди сюда!». Она подошла, положила руку на голову: «Терпи, голубчик, мы все здесь, чтобы терпеть, там, наверху, лучше будет». Это и убеждение Ее, и жизненное кредо. А насколько популярнее бы Она стала, пообещав ему тут же взять на Себя заботы о семье, и бедняга бы успокоился».Да откуда ж было известно, что раненый бы успокоился? По другим воспоминаниям (взять хотя бы отрывок из воспоминаний Софии Буксгевден, приведенный выше) известно, что царица как раз обладала даром сообщать религиозное успокоение раненым!

В «Дневниках» Царя и Царицы, времени заточения, изданных в 2008 г. В.М. Хрусталевым, приводятся выдержки из дневника княгини Е.А. Нарышкиной, добровольно разделившей заточение с царской семьей в Александровском дворце. Эта статс-дама была уже весьма немолодой, но также разделявшей настроение «общества» - одновременно с преданностью Царице!

Когда знакомишься с тем, что происходило в сознании даже близких Царице людей, начинаешь представлять «размах» ненависти, окружавшей Царицу и служившей чуть ли не главной «движущей силой» революции.

Только о других и о России

В Ливадии, 1912 год
В Ливадии, 1912 год
Царица знала, что ее ненавидят, знала и о том, что считают сторонницей сепаратного мира, предательницей в пользу Германии (о ней говорили -«немка»). Это сильно ее удручало, но ни единого разу она не ответила на ненависть ненавистью. Другое дело, что какие-то поступки или слова исключали возможность дальнейшего ее расположения.

Государыня, как это можно понять по ее письмам, по ее реакциям, по воспоминаниям о ней, держалась заповеди Христовой: «Что тебе до того? Ты иди за Мною». Она тратила время на добрые дела, а не на злые мысли. Российский читатель очень мало знает о делах милосердия последней нашей Царицы. Они замалчивались. Теперь, в упомянутом сборнике «Скорбный ангел», можно прочитать воспоминания графа В.Э. Шуленбурга, название которых – высказывание Царицы: «Моя обязанность быть там, где страдают». Это редкий и ценный материал о создании Дома инвалидов в Царском Селе, директором которого и был граф В.Э. Шуленбург

Государыня на яхте «Штандарт»
Государыня на яхте «Штандарт»
В заточении Царица тревожилась лишь о других. В конце мая 1917 года она писала А.В. Сыробоярскому (одному из бывших раненых, с которым сохранились дружеские отношения): «Пока живы и мы с нашими вместе – маленькая крепко связанная семья. Мы и в саду бываем (т.е. на свободе). <…> А вспомните тех, других, о Боже, как за них страдаем, что они переживают, невинные…». В том же письме читаем: «Надо Бога вечно благодарить за все, что дал, а если и отнял, то, может быть, если без ропота все переносить, будет еще светлее. Всегда надо надеяться, Господь так велик, и надо только молиться, неутомимо Его просить спасти дорогую Родину. Стала она быстро, страшно рушиться в такое малое время»…

Когда читаешь письма Государыни из заточения (в особенности те, что адресованы Анне Вырубовой), возникает крепкая надежда: ее любовь найдет еще отклик. У Бога не остается бессильным никакое слово, и не может так быть, чтобы эта любовь и эта сердечная боль за Россию (ставшую Родиной для Государыни, несмотря ни на что) пропали втуне. Они, без сомнения, были приняты Богом, но должны быть приняты и нами.

Следующая цитата

Для меня эти выдерж­ки из запи­сей Импе­ра­три­цы Алек­сан­дры Фео­до­ров­ны яви­лись под­лин­ным откро­ве­ни­ем. Насколь­ко мно­го ныне встре­ча­ет­ся духов­ных сочи­не­ний, посвя­щен­ных мона­ше­ству, настоль­ко ску­ден пере­чень книг, кото­рые зна­ко­ми­ли бы совре­мен­но­го чита­те­ля с хри­сти­ан­ским осмыс­ле­ни­ем супру­же­ства. А меж­ду тем боль­шин­ство хри­сти­ан изби­ра­ют путь вен­чан­но­го бра­ка, име­ну­е­мо­го свя­ты­ми Отца­ми “при­ста­нью целомудрия”.

Не ста­нем скры­вать, самая жизнь наша про­во­дит­ся в забо­тах о снис­ка­нии насущ­но­го хле­ба, вза­им­ная огра­ни­чен­ность и гре­хов­ность супру­гов часто накла­ды­ва­ют свой замет­ный отпе­ча­ток на вза­и­мо­от­но­ше­ния мужа и жены. Посте­пен­но ску­де­ют, ущерб­ля­ют­ся те чув­ства, кото­рые дела­ли влюб­лен­ных самы­ми счаст­ли­вы­ми суще­ства­ми на све­те, мерк­нет свет жерт­вен­но­сти и рыцар­ства, повсе­днев­ность обес­цве­чи­ва­ет обще­ние супру­гов. Они под­час ощу­ща­ют себя бур­ла­ка­ми, чрез силу вле­ку­щи­ми бар­жу семей­но­го бытия. Не то, оче­вид­но, было досто­я­ни­ем опы­та вен­це­нос­ных Нико­лая и Алек­сан­дры. Врож­ден­ное бла­го­род­ство, чисто­та чувств и наме­ре­ний соче­та­лись с созна­тель­ным и про­ду­ман­ным уси­ли­ем сохра­нять и обе­ре­гать тот союз, кото­рый стал поис­ти­не образ­цом для вер­но­под­дан­ных и был запе­чат­лен в завер­ше­ние жиз­нен­но­го пути муче­ни­че­ским подвигом.

Для нас все­го важ­нее то, что Алек­сандра Фео­до­ров­на, читая кни­ги, выпи­сы­ва­ет из них наи­бо­лее созвуч­ное ее соб­ствен­но­му супру­же­ско­му опы­ту. Оче­вид­но, под ее рука­ми лежа­ли раз­лич­ные сочи­не­ния и по жан­ру, и по содер­жа­нию. Фило­соф­ские раз­мыш­ле­ния, эти­ка супру­же­ства, поэ­зия, духов­ные изре­че­ния – все состав­ля­ло пищу для ее бого­мыс­лия. Дума­ем, что дале­ко не каж­дый из изу­ча­е­мых ею авто­ров был пра­во­слав­ным, но душа Цари­цы, умев­шей любить “так искрен­но, так неж­но”, с хри­сти­ан­ской муд­ро­стью и рас­су­ди­тель­но­стью извле­ка­ла пер­лы нрав­ствен­ных сен­тен­ций и мак­сим, более все­го гово­рив­ших ее жен­ско­му сердцу.

Внут­рен­няя сила опуб­ли­ко­ван­ных запи­сок – в доб­ро­де­тель­ном обра­зе жиз­ни бла­го­че­сти­вой, все­це­ло пре­дан­ной семей­но­му иде­а­лу Цари­цы. Вот поче­му таким поко­ем, все­по­ко­ря­ю­щей искрен­но­стью, небес­ной кра­со­той дышат при­во­ди­мые ниже выпис­ки! В наше вре­мя, когда самые обык­но­вен­ные обще­че­ло­ве­че­ские поня­тия о дол­ге, чести, сове­сти, ответ­ствен­но­сти, вер­но­сти ста­но­вят­ся неоче­вид­ны­ми, когда, по выра­же­нию Еван­ге­ли­ста Мат­фея, “по при­чине умно­же­ния без­за­ко­ния, во мно­гих охла­де­ла любовь” ( Мф. 24, 12 ), чте­ние дан­ных мате­ри­а­лов может явить­ся насто­я­щим собы­ти­ем духов­но­го поряд­ка. Сове­ты, предо­сте­ре­же­ния супру­гам, мыс­ли о под­лин­ной и мни­мой люб­ви, раз­мыш­ле­ния о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях бли­жай­ших род­ствен­ни­ков, сви­де­тель­ства об опре­де­ля­ю­щем зна­че­нии домаш­не­го инте­рье­ра и атмо­сфе­ры в нрав­ствен­ном ста­нов­ле­нии лич­но­сти ребен­ка – вот дале­ко не пол­ный пере­чень эти­че­ских про­блем, затро­ну­тых Царицей.

Сколь­ко ни пере­чи­ты­ва­ешь мате­ри­а­лы, все вре­мя обре­та­ешь что-либо новое, нуж­ное тебе имен­но в дан­ный день и час, ибо жизнь в супру­же­стве пре­тен­ду­ет на вовле­че­ние всех твор­че­ских сил чело­ве­ка в ее орби­ту. Госу­да­ры­ня помо­га­ет нам новы­ми гла­за­ми взгля­нуть на бого­учре­жден­ное супру­же­ство, оце­нить этот дар в све­те Хри­сто­вой люб­ви с тем, что­бы разум­но слу­жить друг дру­гу ради сла­вы Божи­ей. Чита­тель, обла­да­ю­щий доб­рым и мило­сти­вым серд­цем, крот­ким и тихим нра­вом утвер­дит­ся в озна­чен­ных доб­ро­де­те­лях; а тот, чье серд­це, быть может, пора­же­но ока­ме­нен­ным нечув­стви­ем, дав­но забы­ло, что есть неж­ность и снис­хо­ди­тель­ность, тер­пе­ние и бла­го­ду­шие, не смо­жет не восчув­ство­вать стрем­ле­ния изме­нить­ся к луч­ше­му, вспом­нит свою первую любовь и пока­ет­ся. Сей­час, когда рушат­ся все обще­ствен­ные устои, и народ страж­дет под гне­том соб­ствен­ной без­нрав­ствен­но­сти, верим, пуб­ли­ку­е­мые мате­ри­а­лы откро­ют мно­гим гла­за на супру­же­ские доб­ро­де­те­ли и убе­ре­гут иных от оши­бок, за кото­рые, к сожа­ле­нию, столь горь­ко и дол­го при­хо­дит­ся потом расплачиваться.

“Итак, кто нару­шит одну из запо­ве­дей сих малей­ших и научит так людей, тот малей­шим наре­чет­ся в Цар­стве Небес­ном; а кто сотво­рит и научит, тот вели­ким наре­чет­ся в Цар­стве Небес­ном” ( Мф. 5, 19 ). Послед­нее, несо­мнен­но, сбы­лось над дер­жав­ной Госу­да­ры­ней Зем­ли Рус­ской. Свя­тая Вели­ко­му­че­ни­ца Импе­ра­три­ца Алек­сандра, моли Бога о нас!

Иерей Арте­мий Владимиров,
насто­я­тель хра­ма Всех Свя­тых,
что в Крас­ном Селе, г. Москва

Читайте также: