Цитаты 100 дней после детства

Обновлено: 21.11.2024

Сильное чувство любви без ответа, без взаимности, может стать причиной тяжелой психической фрустрации и депрессии. Особенно - подростков. Об этой проблеме прекрасно знали советские психологи и педагоги. Поэтому фильмы на эту тему были очень актуальны, пользовались популярностью, и до сих пор привлекают внимание.

Один из них - картина Сергея Соловьева "Сто дней после детства". Это описание жизни 14-летних школьников в пионерском лагере, и первого чувства любви, посетившего главного героя.

Митя Лопухин (Борис Токарев) неожиданно для себя обращает пристальное внимание на Лену Ерголину (Татьяна Друбич). Сама сцена первого влюбленного взгляда снята необычно и тщательно.

кадры из фильма "Сто дней после детства" кадры из фильма "Сто дней после детства"

- Что ж такое? Солнца нет… А это - Ерголина… Это просто Ерголина. Я ж её тыщу лет знаю.

Так размышляет Лопухин, испытав солнечный удар на пляже. Внезапная влюбленность сравнивается с действием солнца, с помутнением сознания.

Неизвестно, что делать с этим новым чувством. Правда, можно написать на заборе "Ерголина - дура". Еще можно попытаться принизить Глеба Лунева, с которым дружит Лена. Или написать большое письмо с признанием в любви.

Эмоции и поведение Мити Лопухина - лишь часть сюжетной композиции. Другой элемент единого целого - рассуждения вожатого Сергея Борисовича (Сергей Шакуров) на тему любви:

- Понимаете, однажды (это случается обыкновенно внезапно) ты вот так вдруг увидишь и реку, и деревья, и девушку, и то, как она улыбается. Кажется, что ты и раньше всё это видел тысячу раз, но в этот раз вдруг остолбенел, внезапно поражённый — как невообразимо прекрасна и эта девушка, и эти деревья, и эта река, и то, как она улыбается. Это обыкновенно означает, что тебя настигла любовь.

кадр из фильма "Сто дней после детства" кадр из фильма "Сто дней после детства"

В финальной части фильма происходит беседа между Митей и Леной. Она приходит в ответ на записку, где назначается встреча. Слова Лены просты, но звучат для Лопухина как приговор:

- Измучил ты меня, Митя. Разве я виновата, что Глеб есть, что он мне нравится, и я ему?

Лена уходит, и Митя сидит один до рассвета. А затем вдруг выясняется существование еще одной невзаимной любви: Соня Загремухина признается в своих чувствах к Лопухину. А затем происходит финальный диалог. в котором выражен смысл фильма .

- Что же нам теперь делать, Митя?
- Ты знаешь, Соня, я думаю, что делать нам ничего не надо.
- Как?
- Помнишь, Серёжа нам рассказывал про Джоконду?
- Помню.
- Ведь никому от неё ничего не надо. Ведь верно?
- Верно.
- Помнишь, Серёжа сказал, что надо смотреть на неё долго, запомнить её всю и потом носить с собою целую жизнь? И тогда всё будет хорошо.
- Что будет хорошо?
- Всё. Нам ведь друг от друга ничего не надо, ведь верно?
- Да.
- Давай мы с тобой просто запомним это лето. Просто запомним - и всё. Ладно?
- Ладно. Давай.

кадр из фильма "Сто дней после детства" кадр из фильма "Сто дней после детства"

Фильм "Сто дней после детства" будет полезно посмотреть всем, независимо от возраста. И подросткам, и взрослым. По большому счету, он даже не только о безответной любви, хотя это основная тема. Он - о разумном психологическом отношении ко многим проблемам.

Можно долго и тяжело переживать, впадать в депрессию, страдать. Но можно и " просто запомнить это лето " - как часть жизненного опыта. Прошлое не вернешь, но можно зацикливаться на нем, а можно освободиться, проявив разумную отрешенность.

Никто ни в чем не виноват. Тяжелое мучительное прошлое - часть жизни. Душевные страдания бывают тяжелее физических, именно это и показывает фильм "Сто дней после детства". И тематикой, и основными идеями картина Сергея Соловьева похожа на " В моей смерти прошу винить Клаву К. ". Оба фильма посвящены психологии любви , в них показаны чувства подростков, сложное внутреннее состояние и попытки найти выход из душевного кризиса.

А как вы считаете, какой психологический смысл предлагает этот фильм? Может ли он помочь в любовных переживаниях?

Следующая цитата

Фразы, цитаты и афоризмы из популярных фильмов

Популярные фильмы

Все фильмы

Реклама

Главная / Сто дней после детства, избранные цитаты

Понимаете, однажды, это случается, обыкновенно, внезапно, ты вот так, вдруг, увидишь, и реку, и деревья, и девушку.

И то, как она улыбается,

Кажется, что ты и раньше все это видел тысячу раз.

Но, в этот раз, вдруг остолбенел.

Внезапно пораженный как невообразимо прекрасна эта девушка и эти деревья, эта река, и то как она улыбается.

«Ребята, сегодня всем лагерем мы едем с вами в соседний колхоз. Вас пошлют на капусту. Работа нетрудная, но требует внимания и аккуратности. От вашего труда зависит урожай ценной культуры. Лучший отряд на капусте получит сегодня за обедом двойную порцию консервированного компота из вишен. Ну как, нравится?»

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.) Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

Помощь колхозам, как и сами хозяйства, давно канули в Лету. Однако услышать такую фразу в лагере невозможно не только по этой причине. Дело в том, что в каждом лагере есть программа смены, все ключевые мероприятия указываются в договоре при покупке путевки. И работа на грядках за компот точно не входит в список лагерных мероприятий, ведь дети приезжают туда, чтобы отдохнуть, оздоровиться, найти друзей, получить полезные знания и развить свои творческие способности.

«Еще одна реплика с места, Лопухин, и ты пойдешь гулять в лес», –

говорит все та же старшая вожатая Ксения Львовна минуту спустя. Однако такие методы наказания детей в лагере не применяются. Тем более, что ребенок всегда должен быть под наблюдением вожатых.

Что же сделает вожатый, если ребенок будет пренебрегать правилами и вести себя вызывающе? Он поговорит с ребенком наедине, выяснит причину такого поведения и постарается подобрать для него новые виды деятельности. Например, посещение кружков и секций или помощь в организации отрядной работы. Главное – чтоб это было интересно ребенку.

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.) Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

«Мальчик, сними, пожалуйста, шляпу. У тебя в ней дурацкий вид»

Так сказала одному из детей старшая вожатая, которую в фильме сыграла Нина Меньшикова. И это, конечно, очень непедагогично. Единственное, на что может обратить внимание вожатый, –чистота одежды. Например, если ребенок постоянно носит одну и ту же испачканную футболку, вожатый поговорит с ним, узнает, есть ли у него другая одежда, и предложит сдать вещь в стирку. Унижать и оскорблять ребенка при всем отряде вожатый точно не будет.

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.) Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

Следующая цитата

Фильм Сергея Соловьева «Сто дней после детства» о первой любви и взрослении – это то, что обязательно стоит посмотреть вместе с ребенком-подростком.

Однако этот киношедевр точно не лучший образец того, как устроен детский лагерь. Мало того, что смена длится все лето, так еще и герои, работающие в «Лесном острове», говорят то, что вряд ли скажут настоящие вожатые, воспитатели, руководители смен и врачи. В этой статье мы собрали цитаты из фильма, которые вряд ли можно услышать в детском лагере, и объяснили почему.

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.) Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

«Кальций. Ты его попей, он укрепляет»

Так доктор лагеря назначает Мите Лопухину таблетки и протягивает ему сразу целую пачку, забывая при этом рассказать, по сколько таблеток и сколько раз в день их нужно принимать. На самом деле бесконтрольный прием лекарственных препаратов в лагере невозможен. И если ребенку необходимо взять с собой какие-либо лекарства и продолжить их прием в лагере, то родители должны заранее предупредить об этом администрацию и врача. Не требует специального разрешения использование лейкопластыря, ватных палочек, детского крема, а также мазей от комаров и загара.

«Я, видишь ли, по профессии скульптор, а вовсе не педагог. И оттого я вас, честно говоря, боюсь»

Это слова Сергея Борисовича – вожатого лагеря, где отдыхали главные герои фильма: Митя Лопухин, Лена Ерголина, Соня Загремухина и Глеб Лунев. Вожатыми действительно могут быть и скульпторы, и художники , и историки , и айтишники . Однако все они обязательно проходят обучение и практику в Школе вожатых, поэтому детей они точно не боятся, а наоборот – с удовольствием взаимодействуют с ними.

«Два подростка ненавидят друг друга. Само по себе это отвратительно. С этим надо кончать. Поэтому я предлагаю педагогический эксперимент <…> А давайте их пошлем вдвоем в село за сметаной. Сметану они повезут на телеге, пусть волокут ее вдвоем. Так сказать, в одной упряжке».

В фильме эта идея привела к объяснению между Лопухиным и Луневым и драке. На самом же деле, когда между детьми назревает конфликт, вожатый пытается выяснить его причины и пытается решить данную ситуацию с помощью игр на сплочение, коллективного творческого дела и антиконфликтных огоньков.

Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.) Кадр из фильма "Сто дней после детства" (реж. Сергей Соловьев, 1975 г.)

Если дело все же доходит до драки, то вожатый должен разнять дерущихся и постараться не допустить ее повторения. Также о случившемся можно сообщить старшему вожатому и психологу лагеря, чтобы они помогли разрешить конфликтную ситуацию. При этом важно объяснить детям, что в любом случае драка — неприемлемый способ решения проблем.

Следующая цитата

Полевые цветы в вазе на подоконнике, распахнутые ставни, ветер треплет легкие занавески. Кажется, еще чуть-чуть - и они сорвутся, чтобы унестись вместе с ним куда-то вперед, к новому и неизвестному. Туда, где кончается детство. Ваза в обрамлении окна - как акварельный натюрморт, это задает фильму нужный тон. Мы знаем, что сейчас не будет грязи и негатива, что кино - о светлом и настоящем. А гениальная музыка Шварца делает эту сцену законченной, придавая ей щемящее чувство неизбежной преходящести и этих цветов, и ветра, и времени.

Кадр из фильма. Ваза в обрамлении окна - как акварельный натюрморт Кадр из фильма. Ваза в обрамлении окна - как акварельный натюрморт

"Сто дней после детства" стоит как бы в стороне от других детских фильмов. Здесь мы не увидим приключений, как в "Электронике" или "Гостье из будущего". Также, хотя события и происходят в пионерском лагере, именно классики таких лагерей - чтоб галстуки и речевки, отрядное знамя, походы и веселье - мы не увидим.

Здесь все решено акварельно и полутонами, здесь каждая сцена заставляет о чем-то задуматься, здесь все не спеша и камерно. Под прекраснейшую музыку Шварца фильм берет тебя за руку и уводит с собой в детство.

Кадр из фильма. Талантливая Татьяна Друбич способна передать настроение роли без слов Кадр из фильма. Талантливая Татьяна Друбич способна передать настроение роли без слов

Героиня Татьяны Друбич - Лена Ерголина - произносит очень мало реплик для персонажа такого уровня, но в силу таланта актрисы передает многое без слов. Часто оператор показывает только выражение ее лица, глаза, фигуру в статике - и никому не надо объяснять, почему Митя Лопухин (в исполнении Бориса Токарева) влюбился в Лену. И почему роль Арбенина, ревнующего жену Нину, в итоге достается именно Мите.

Кадр из фильма. Митя Лопухин в исполнении Бориса Токарева Кадр из фильма. Митя Лопухин в исполнении Бориса Токарева

Поражает, как точно и в то же время естественно, не театрально, показан сам момент влюбленности Мити в Лену. Как солнечный удар, который с ним и правда случился. Два удара - моральный и физический. И опять же, не требуется объяснений, почему, зная Лену все детство, только сейчас Митя увидел ее в первый раз. Научился видеть.

Митина борьба с более удачливым соперником - Глебом Луневым - не вызывает смеха, какой бы наивно-детской она не выглядела. Как не смешно и от поражения в конце борьбы, нанесенного не соперником, а самой Леной. В тот момент, когда Митя не сомневался - стоит лишь признаться в чувствах, и ответ будет взаимным.

Кадр из фильма. Соперники Митя и Глеб Кадр из фильма. Соперники Митя и Глеб

Увлеченный своими переживаниями, Митя не способен даже представить, как это Лена может вдруг любить кого-то другого, а не его, Митю. Когда у него такая сильная любовь. Как и не способен он представить, что кто-то, кроме Лены, может его любить.

Пронизанный аллюзиями на драму Лермонтова, атмосферной музыкой, фильм заведомо готовит нам драматический финал. Да и не бывает первая любовь счастливой. За сто дней путешествия героев из детства в юность, показанных нам, мы успеваем достать откуда-то из глубин памяти, с самых дальних и пыльных полок, и свои сто дней, и свою первую любовь.

Читайте также: