Цитату из какой притчи использует раскольников говоря о соне

Обновлено: 06.11.2024

Сонечка — совершенно иной персонаж. Она показана кротким существом, ее желания и жизненные цели незамысловаты. Попробуем разобраться, зачем Достоевскому нужна эта героиня и какие идеи он хотел выразить через ее образ.

Сонечка как альтер эго Раскольникова

Когда Раскольников вместе с Соней читает притчу о воскрешении Лазаря, Достоевский пишет: «Убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением великой книги». Сознание греха и сводит их вместе — а потому Раскольников так тянется к девушке. Именно ей он первой расскажет об убийстве. После недельного знакомства Родион проникается к Сонечке доверием, чувствует, что она сможет понять его и даже помочь.

Так и получается: героиня становится его путеводной звездой. При этом отношение Сонечки и Раскольникова к преступлению принципиально различно. Если девушка совершает грехопадение из-за нужды, то Раскольников — нет. Да, он уверяет, что преступил закон ради мамы и сестры, которые нуждаются в деньгах. Однако герой делает это из эгоистических побуждений, чтобы доказать свою концепцию о «властелинах мира» и «дрожащих тварях».

Именно Соня помогает Раскольникову набраться мужества и признаться в своем преступлении. Она показывает молодому человеку, что любой, даже самый тяжкий грех можно искупить. Об этом и повествует притча о Лазаре: можно начать с чистого листа, но нужно пройти путь покаяния. Этим покаянием для Раскольникова становится каторга, куда Соня пойдет вслед за ним.

В этом поступке есть глубокий смысл: без нее Родион не справился бы с испытанием каторгой. Достоевский показывает это в эпилоге романа: когда Раскольников и Соня понимают, что любят друг друга, главный герой преображается: его перестают терзать неразрешимые сомнения, он начинает жить. В романе об этом говорится так: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Душевные качества Сони

С самого начала автор подчеркивает, что перед нами совершенно кроткое существо. Соня готова отдать родным последнее, что у нее есть. Так, Мармеладов спокойно забирает деньги у дочери, чтобы похмелиться, и здесь опять появляется то символическое число: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, всё что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…».

Значимы для раскрытия образа Сонечки и ее портретные характеристики. Достоевский подчеркивает худобу, бледность девушки, говорит, что героиня в свои 18 лет выглядит гораздо моложе, практически как ребенок. В мире писателя это значимая примета: дети ассоциируются с чистотой, наивностью, кротостью, которая приближает их к святости. Поэтому слеза ребенка в творчестве Достоевского имеет такую высокую цену.

Но девушка полностью преображается, когда начинает читать «Евангелие»: «…голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось», «…голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его». Вера дает ей силы, чтобы жить, и эту веру она боится потерять больше всего, потому что кроме нее у Сони ничего нет.

Следующая цитата

Когда Раскольников впервые посещает квартиру Сони Мармеладовой, он просит девушку прочесть притчу о воскресении Лазаря. Родион хотел найти ответ на вопрос: сможет ли вера воскресить совершенно погибшего человека? Другими словами Раскольникова. Однако чтение притчи поначалу оборачивается почти трагедией не для Родиона, а для Сони Мармеладовой. Голос девушки дрожит, она сбивается, ведь как пишет Достоевский:

«Он (то есть Раскольников) слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать все свое»

Соня – грешница, а потому волнуется, читая о праведном Лазаре, который удостоился спасения. Дело в том, что Соня Мармеладова боится быть не прощённой Господом и она боится Страшного суда, на котором все грешники будут отправлены в Ад, а все праведники соответственно попадут в Рай. Вот почему девушка ставит ударение на словах, обозначающих окончательную смерть Лазаря, то есть делает акцент на том, что чудо могло не произойти, что всё было против Христа, что Лазарь должен был быть мёртв . Это слова: четыре (воскрешение возможно только в течение трёх дней после смерти, а в случае с Лазарем их прошло четыре), вышел умерший и другие. Таким образом, чтение притчи о Лазаре должно было:

Судьба Сонечки

Жизни Сонечки вряд ли можно позавидовать. Она родилась в семье обыкновенного чиновника, который постоянно пьет. Когда ей было 14 лет, отец женился второй раз. Супругой стала Катерина Ивановна – вдова с тремя детьми на руках, больная чахоткой. Денег семье постоянно не хватает, и Сонечка пыталась заработать шитьем: за это платили совсем мало, а один раз даже обманули, ничего не заплатив.

Соне постоянно достается от мачехи, которая, по словам Мармеладова, великодушна, но имеет вспыльчивый нрав. Да и как его не иметь, когда дети постоянно голодны, муж пропивает последние деньги, а чахотка съедает все силы?

Именно мачеха сгоряча предлагает Соне заняться постыдной работой – и та подчиняется. Первый гонорар девушки составляет 30 рублей – огромная сумма по тем временам. Но для Достоевского здесь важна не достоверность, а само число: оно отсылает к евангельскому сюжету, когда Иуда продает Христа за 30 сребреников. В тот день Соня продает себя, свои убеждения, став блудницей.

Когда девушка отдает эти деньги Катерине Ивановне, та падает на колени и целует ноги падчерицы. Это перевернутая евангельская сцена, когда к Христу приходит грешница и начинает омывать его ноги слезами, а тот прощает ей все грехи: «Женщина встала сзади у ног Иисуса и, плача, обливала Его ноги слезами. Она стала вытирать Ему ноги своими волосами, целовала их и натирала ароматическим маслом». Таким образом, Достоевский показывает: Сонечка согрешила, но на ней нет греха.

Она не держит зла на то, что жизнь обошлась с ней несправедливо. Здесь тоже можно увидеть мотив мученичества. В этом контексте Сонечка Мармеладова распята между грехом и святостью.

Зачем это было нужно Достоевскому?

На протяжении всего романа нам показан путь двух людей, которые пытаются искупить свою вину. Духовное перерождение персонажа – одна из главных тем в творчестве Достоевского. Оно не мыслится без приобщения к духовным истинам христианской культуры. Такое миросозерцание формировалось у Достоевского на протяжении всей жизни.

Немаловажную роль в этом процессе сыграл личный опыт, т.к. писатель сам провел на каторге 4 года. Единственной книгой, которую он мог там читать, стало «Евангелие». Религиозное чувство Достоевского неразрывно связано со страданием. По мысли автора, именно через страдание и веру в бога человек может очиститься от греха. Этот путь проходит Сонечка, а затем помогает пройти его Раскольникову.

А что вы думаете о Соне Мармеладовой? Как вам кажется, насколько в романах Достоевского важны женские персонажи?

Достоевский внимательно прописывает психологический портрет каждого героя, создавая очень яркие и почти осязаемые образы. Узнайте больше об особенностях его произведений на нашем курсе «История русской литературы» :

  • 6 блоков по 2 часа;
  • Доступ навсегда;
  • Диплом по завершении курса;
  • Скидка 25% по промокоду BDAY

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Следующая цитата

Впечатление от сцены чтения Соней и Раскольниковым Евангелия - одно из ярких в романе, трогательных и щемящих.. . Соня с "желтым билетом" и убийца с манией величия. .

Раскольников в момент чтения переживает сложное состояние, и даже дело не в том, что он в Соне видит свое спасение, это слишком просто.. . Нет, он увидел немного дальше своей гордости и желания стать тем, кто "право имеет".

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т. е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому, то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.
Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.
“весь бледный, как платок”
“он ужасно побледнел”
“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т. д.

МЁРТВЫЙ
Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.
“он остановился и притих, как мёртвый” и т. д.

ЛЕЖИТ
Раскольников часто валяется и лежит без движения
“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”
“Он всё время лежал молча, навзничь” и т. д.

В ГРОБУ
Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.
“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ
Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа
“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

ВЫНОСЯТ
То, что его выносят, ему кажется в бреду
“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

ХОРОНЯТ
Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними
“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь, ” - как то странно проговорил он”.

ВОСКРЕСАЕТ
“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Роман наполнен библейскими мотивами, прямыми или косвенными ассоциациями, аллюзиями. .

Свидригайлова Марфа. . Её имя тоже неслучайно! Есть притча о Марфе и Марии. . И тоже можно провести параллели между притчей и тем, как раскрывается образ Свидригайловой.. . Всю жизнь жить в суете, не зная своего главного пути. .

Прямо не называется, но, без сомнения, подразумевается притча о Магдалине, блуднице.. . Соне точно так же приходится переживать обвинения и укоры от тех, кто не менее ее грешен.. .

Еще можно назвать притчу о мытаре, о виноградаре и работниках, о Каине и Авеле.. .

Отдельно можно обсуждать использование текста апокалипсиса в романе.. . Но это очень непростая задача, так как толкование Апокалисиса само себе очень многослойно и неоднозначно.. .

Если внимательно и вдумчиво читать роман, обязательно возникают вопросы по толкованию библейских образов и мотивов. Мы, к сожалению, не слишком образованы, чтобы самостоятельно понять все нюансы, использованные Достоевским.. .

Но общее настроение романа уже само по себе выполняет очищающую функцию, функцию катарсиса.. . А это уже начало к размышлениям.. .

Следующая цитата

Соня читает Раскольникову притчу о воскресении Лазаря
Притча о Лазаре есть сокровенная тайна, связующая Раскольникова и Соню.
Ведь Раскольников мыслит себя погибшим и невоскресшим Лазарем, ведь его духовная смерть ("Я себя убил, а не старушонку") наступила в момент убийства. С тех пор Раскольников пребывает в своей каморке, по словам Достоевского, похожей на гроб, а когда об этом же говорит мать Родиона Романовича, он восклицает, что она не подозревает, какую великую истину сей час сказала.
Чтение притчи о воскресении Лазаря должно стать предвестием воскресения Раскольникова. Лазарь, уже охваченный тлением воскрес вопреки очевидности; вопреки очевидности и всесокрушающей логике должен воскреснуть и Родион Раскольников. По крайней мере, так это представляется Соне. "И он, он - тоже ослепленный и неверующий, - он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же", – мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания".
Воскресший, как бы освобождаясь от телесности, облекается в "ризы нетления". "Ветхий Адам" погибает, чтобы возродился новый.
Всего этого не происходит с Раскольниковым. Он так и остается Лазарем. Лазарь, в отличие от Христа, не сам воскресает, его должны воскресить. Раскольникова воскрешает Соня. Сам он не жалеет о преступлении и не раскаивается в глубине души. Он просто следует к воскресению по пути, указанному Соней.

Остальные ответы

Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла — вот о чем размышляет Ф. М. Достоевский на страницах своего романа «Преступление и наказание». Христианская идея о спасении и любви реализуется Достоевским в полной мере и оказывает сильнейшее воздействие на читателя.
Раскольников несет в себе грех и гордыню. Причем, по замыслу автора, герой греховен не только совершенными поступками, но и затаенными помыслами.
Переосмыслив теорию «сверхчеловека» и пропустив ее через себя, герой убивает старушку-процентщицу, ее сестру Лизавету. Но при этом он убивает и себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия - самые главные в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути.
Страшная сатанинская сила, черт, преследует Раскольникова. В конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». И все-таки автор дает своему герою возможность очищения через приобщение к вере, религии. Мотив молитвы в романе свойствен не только Раскольникову (после сна о лошади он молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.
Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь воскрес именно на четвертый день. И Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его.
Соня пытается убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, она своим примером направляет его в веру.
Позор и низость в Соне совмещаются с противоположными святыми чувствами, она оказывается духовно выше, сильнее Раскольникова. Соня сердцем верит в существование высшего божественного смысла жизни. Раскольников спросил Соню: «Так ты очень молишься богу-то, Соня?», и Соня, стиснув его руку, ответила: «Что же бы я без бога-то была?». «А тебе бог что за это делает?» - допытывался Раскольников. «Все делает!» - отвечала Соня. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждена в своей вере.
Сцена чтения Евангелия показывает, насколько Раскольников и Соня нравственны. Это достаточно напряженный и интересный эпизод. Раскольников попросил Соню почитать про воскресение Лазаря. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он настаивал. Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя. Соня начала читать, сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресе­ния - голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует так же, как верует она. Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут. Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе, если я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»
Чудо все-таки произошло, Раскольников понял, что оставаться по-прежнему не может, надо взять страдание на себя. Пример Сони был очень важен для Раскольникова, она укрепила его в отношении к жизни, к вере. Раскольников принял решение, и это был уже не тот Раскольников - мечущийся, колебл

Читайте также: