Цитата вывод некрасова о реформе
Обновлено: 06.11.2024
Являясь грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков.
Однако, несмотря на все свое прогрессивное значение, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являлась сильнейшим нравственным потрясением для помещиков; с другой стороны - реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам, в ряде случаев способствовала ухудшению их положения.
Следующая цитата
Тема: Поэма – эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Имя урока: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»
Цели: Определить историческую основу поэмы, замысел автора, жанр и композицию.
Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка".
Развивать умение коллективной работы в группах над анализом текста.
Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме.
Знать: Историческую основу поэмы.
Уметь: Самостоятельно анализировать текст по вопросам и опорным таблицам.
Оргмомент. (3 мин.)
Историческая справка. (4 мин.)
Знакомство с историей создания поэмы, композицией. (4 мин.)
Анализ пролога.( 4 мин.)
Самостоятельная работа в группах. (15 мин.)
Отчет творческих групп. (6-7 мин.)
Подведение итогов. (3 мин.)
Домашнее задание. ( 2 мин.)
Рефлексия. ( 2 мин.)
Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»
Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?
Образец ответа: Слайд 2-3.
ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.
ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Какую эпоху освещает Некрасов?(Послереформенная Россия)
Слайд 4. Имя урока: « Народ освобожден, но счастлив ли народ. »
Из какого произведения эта строка? (Стихотворение «Элегия»)
Вы уже знакомы с содержанием поэмы. Как вы думаете, почему именно таково имя урока?
(Передаёт основную мысль – позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года.)
Что вы знаете о реформе? Запишите тезисы.
Начнем урок с исторической справки. Прослушайте и добавьте новое к уже записанным тезисам.
Историческая справка. Слайд 5.
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).
Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.
Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.
Что вы дописали в свои тетради?
Примерные тезисы: Слайд 6.
- 1861 год – отмена крепостного права;
- крестьяне получили свободу;
- земля – собственность помещиков;
- крестьяне должны были выкупить землю;
- временнообязанные – не перешедшие на выкуп, исполняли обязательные повинности;
- стоимость наделов завышена в 2-3 раза;
- массовое разорение деревни.
Сейчас вы услышали о том, как принял реформу Некрасов. Думаю, ни у кого из вас не возникает вопроса: почему появилась в его творчестве поэма-эпопея. Как же возник замысел, и как создавалось произведение?
Замысел поэмы. Реформа 1861 года только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых — как и во всей России — нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, — синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" звучит горькая строчка: ". но счастливые глухи к добру". Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».
История создания поэмы и ее композиция. Слайд 7. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.
Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.
Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.
Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».
Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» — жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву».
Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: состоит из отдельных частей и глав, связанных мотивом дороги. Слайд 10 .
Художественное пространство. Слайд 11.
Где происходит действие? Вся Русь. Обратите внимание на названия губерний, уездов, волостей, деревень. О чем они говорят?
Названия населенных пунктов, из которых шествуют путники: Терпигореап, Пустопорожней, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки.
Вопросы и задания для обсуждения "Пролога":
Пролог обсуждается в форме беседы .
В чем суть спора между мужиками? Как они пытаются его разрешить?
Какую клятву дают они в конце "Пролога"?
" В домишки не ворочаться. покуда не доведают. кому живется счастливо, вольготно на Руси? "). Мужики решают, что пока не выяснят, кому живется "весело, вольготно на Руси", не возвращаться домой.
Какие фольклорные мотивы появляются в "Прологе"? Слайд 13.
Фантастические элементы русских сказок : птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка.
число семь : 7 мужиков.
Народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др .
Формула поисков счастливого. Слайд 14.
1.Помещик
2.Чиновник
3.Священник (поп)
4.Купец
5.Вельможа
6.Министр
7.Царь
Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или уровень народного самосознания?
Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.
Работа в группах.
Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп" 1 группа
Каждый член группы получает своё задание. Затем заполняют сводную таблицу. Избирают того, кто представит работу группы.
1. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным "героем" поэмы? Подтвердите текстом.
2. В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?
3. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
6 .Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Леса, луга поёмные, Ручьи и реки русские Весною хороши!
Деревни наши бедные, а в них крестьяне хворые..
Глава «Поп» начинается с пейзажа, образ Руси постоянно сопровождает мужиков.
В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?
Покой, богатство, честь
Священник не согласен с крестьянами. Он отрицает данную формулу счастья
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
Ну, вот тебе хваленое, Поповское житьё!
Покой:«как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,«Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди — куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль»
Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?»«Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го»
Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить. »Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «. мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь.«. не брать, так нечем жить»
Покой – жизнь без душевных затрат, без занятий хлопотливых, хотя и нужных другим.
Честь – желание всеобщего уважения.
Мечтает о богатствах, полученных в подарок.
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
Угоды наши скудные, пески, болота, мхи…
Деваться с хлебом некуда. продашь его за сущую безделицу…
Безрадостна , горька и тяжела жизнь крестьянина.
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
А если и раздобрится сыра земля-кормилица.
Да женщины печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечные…
Безграничная боль о народе, сочувствие, понимание, забота
Священник близок к народу, сочувствует ему, поддержит в горести и в радости
Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Народные приметы: пошли крутую радугу …
Фольклорные строки помогают приобщиться к внутренней жизни, душе народа.
Слово учителя (к выводу): во второй половине 19 века проблема духовенства была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности, будущие священники испытывали моральные и физические страдания.
Вопросы и задания для обсуждения главы 2
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению? Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? вопрос
Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
Весна нужна крестьянину и ранняя и дружная, а тут – хоть волком вой!
Как грязи тут не быть…
Ох, жажда православная, куда ты велика!
Когда …дадут понять крестьянину, что розь портрет портретику, что книга книге розь?
Природные условия, не позволяющие вовремя выйти в поле.
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
Любит народ, его песни
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению?
Картины выбирают поярче да подешевле, с генералами предпочтительнее.
Среди книг нет Гоголя и Белинского – «народных заступников».
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!
Так были разутешены, так рады словно каждого он подарил рублём!
Случись, работой, хлебушком ему бы помогли…
Вставляют слово меткое, какого не придумаешь, хоть проглоти перо!
Умение веселиться, забыв о горестях и невзгодах.
Умение радоваться за других.
Умение, сопереживать, сочувствовать, поделиться последним.
Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
И рад бы в рай, да дверь то где?
Всю жизнь свою ты кланялся. Замок – собачка верная…
Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая своих героев?
Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным.
Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм.
Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.
Согласны ли вы с формулой счастья, сформулированной священником?
Выразите одним словом: Счастье – это ….. Слайд 20.
Домашнее задание. Слайд 21-22.
На следующем уроке мы узнаем, что открывается в народе мужикам-правдоискателям.
1-я группа. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).
2-я группа. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).
3-я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).
4-я группы. Матрена Тимофеевна Корчагина (ч. III, гл. 4—8).
Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
Почему странники не признали героя счастливым?
Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
Подведение итогов. Оценивание работы на уроке.
Обратимся к имени урока.
Рабочий лист. 1 группа
Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным "героем" поэмы?
В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Рабочий лист. 2 группа
Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению?
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
Следующая цитата
8134. Н.А. Некрасов сказал о Крестьянской реформе 1861 г.: «Порвалась цепь великая, порвалась и ударила одним концом по барину, другим - по мужику».
Объясните, что дало основание Некрасову так сказать о Крестьянской реформе (приведите три объяснения).
Показать подсказкуМогут быть приведены следующие объяснения:
1) после освобождения крестьяне должны были платить высокие выкупные платежи за землю;
2) после отмены крепостного права многие крестьяне получили земли меньше, чем у них было до этого;
3) многие помещики, лишившись возможности использовать крестьянский труд, разорялись
Следующая цитата
Образовательная: создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам про будить интерес к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Развивающая: проанализировать главы «Счастливые», «Поп», из части «Крестьянка» главы: «Песни», «Демушка», «Трудный год»; почувствовать социальную трагедию крестьянства.
Воспитательная: воспитывать чувство собственного достоинства.
КМО урока: тексты поэмы-эпопеи Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; презентация к уроку по теме «Горькая доля народа пореформенной России (по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова)»; доклады по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова: «Исторические сведения о крестьянской реформе», «Образ Матрены Тимофеевны», «Савелий – богатырь святорусский».
Тип урока: лекция с элементами беседы (с применением ИКТ)
Ход урока
I . Запись темы, эпиграфа, плана урока (Слайд 1)
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг.
НА. Некрасов
Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.
Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьян ства после «освобождения».
Жанр, композиция поэмы.
II . Историческая справка. Слово ученика (Слайд 2)
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положе ние, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещи ков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться получен ным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или от рабатывать барщину).
Установление временнообязанных отношений сохраняют фео дальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при кре постном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот до ход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему прихо дилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщи ну: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реак цией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.
Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время - это и «Что делать?» Чернышевского, и «Отцы и дети» Тургенева, а также произведения Лескова, Писемского и других русских писателей.
Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу , которая не дала народу желаемого освобождения? (Слайд 4).
Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспомина ния Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, из девательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его».
Поэма А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в заглавии, а затем повторяется в тексте: «Кому на Руси жить хорошо?».
«Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это, скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Герои «Кому на Руси жить хорошо» наделены исконно русскими чер тами характеров, они переживают народное горе и народное счастье.
Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - со знаменатель ными названиями губернии, уезда, волости, деревень – приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению наро да. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.
Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в по исках счастливого человека. Отправимся и мы с ними.
Образ широкой дороженьки открывает первую главу поэмы. ( Слайды № 5, №6)
IV . Выразительное чтение начала главы «Поп» (до слов «…Какое счастье тут. )
Беседа. Ответы на вопросы.
Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж?
В чем особенности авторской речи в поэме?
(Противопос тавления: широкая дороженька, но песчана и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Возникают с первых строк тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие над вигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут. »)
Авторская речь сливается с крестьянской («Недаром в зиму долгую. »), встречаются просторечные формы, характер ные для народной поэзии, - дороженька, березками, копеечка; искажения - далеко протянулася; повторы - стоят деревни старые, стоят деревни новые. ; краткие прилагательные - нарядны, песчаны, глуха; фольклорные приемы - олицетворе ния (обращение к избам как к живому существу); устойчивые синтаксические формы - «как им легко ли, трудно ли. »; включаются малые фольклорные жанры: загадки - «пришла весна - сказался снег. », поговорки: «солдаты шилом бре ются. ». Авторская речь близка к народной и по интонации, и по синтаксическому строю.) Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придает стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя- крестьянина.)
Сопоставьте строки, где о весне говорит автор, и стихи, где она воспринимается глазами странников-правдоискателей:
Пришла весна - сказался снег!
Вода - куда ни глянь!
Поля совсем затоплены,
Навоз возить - дороги нет,
А время уж не раннее –
Подходит месяц май!
Луга, леса поемные,
Ручьи и реки русские
Но вы, поля весенние!
На ваши всходы бедные
(Сопоставление говорит о том, что сам автор смотрит на мир глазами народа, думает его думами.)
С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин - «селенья незавидного»: ( Слайд № 7)
Что ни изба - с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш слома скормлена скоту.
Стоят, как остовы,
Ненастной, поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И ветер придорожные
То же самое в описании «богатого», «торгового» села Кузь минского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглу хо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.)
Какую роль играет в поэме описание деревень, природы?
(Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники (пейзаж из второй главы) дается в нераз рывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»), В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя.
V . Творческая работа по главе IV «Счастливые» (чтение до слов «А вам бы други милые, спросить Ермилу Гирина…) ( Слайды № 8, № 9)
Задание. Чтение главы, поиск портрета «счастливого» и в чем «счастье» рассказчика, формулирование вывода. Работа по таблице.
Читайте также: