Цитата сухомлинского про шахматы

Обновлено: 21.11.2024

Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви», «Сто советов учителю». В. Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей, большая часть которых переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах. В. А. Сухомлинский был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимании к отдельному ребёнку. Главная идея всей педагогической системы Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. Он отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и другим членам семьи В. Сухомлинский утверждал: «Я – учитель, воспитатель детей, ведь я продолжаю себя в своих питомцах, ведь если мои уста произносят или мое перо пишет слова «человечный, гуманный, сердечный», то речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и пространства, а о любви к нашим советским детям. Я люблю их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой – да, простой человеческой добротой, можно воспитать настоящего человека. Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности». В.А. Сухомлинский видел задачу школы «не только в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудовой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни».

Раздел I «Афоризмы, крылатые слова, мысли В. А. Сухомлинского как мотивация научно - методической деятельности педагогов»

1.1. « Профессиональный рост педагога »

1. «В школе должен царить дух уважения человеческого достоинства, дух взаимного доверия воспитателей и воспитуемых, дух веры в человека». (В. А. Сухомлинский)

2. «Школа лишь тогда средоточие воспитания, когда она стала для ребенка очагом радостной, интересной жизни, что зовет ее к знаниям, науке». (В. А. Сухомлинский)

3.«Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье». (В. А. Сухомлинский)

4. «Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет». (В. А. Сухомлинский)

5. «Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера». (В. А. Сухомлинский)

6. «Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека». (В. А. Сухомлинский)

7. «На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика». (В. А. Сухомлинский)

8. «Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты нашего воздействия на духовный мир школьника – слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений». (В. А. Сухомлинский)

9. «Сила педагогического коллектива – в коллективной мысли, а обсуждении, в рождении и воплощение замыслов». (В. А. Сухомлинский)

10. «Каждый год, который вы работаете в школе, должен обогащать вашу технологическую лабораторию педагогического труда". (В. А. Сухомлинский)

11. «Психология должна стать компасом в практической работе каждого педколлектива, каждого учителя». (В. А. Сухомлинский)

12. «Без твердой психологической почвы нет педагогической культуры» (В. А. Сухомлинский)

13. «Опытным, квалифицированным мастером своего дела учитель может стать лишь в результате длительной, терпеливой и чуткой индивидуальной работы». (В. А. Сухомлинский)

14. «Главная воспитательная сила в школе – духовное богатство, знания, эрудиция, кругозор педагога». (В. А. Сухомлинский)

15. «Необходимо строить крепкую интеллектуальную основу для педагогического мастерства. Без этой основы нет ни творчества, ни педагогических убеждений». (В. А. Сухомлинский)

16. "Чтобы правильно наметить пути индивидуальной помощи учителю, необходимо глубоко изучить систему его работы. и ознакомиться с тем, как он работает над повышением теоретического и педагогического уровня». (В. А. Сухомлинский)

17. «Один из секретов педагогического творчества состоит в том, чтобы пробудить в учителей интерес к поиску, к анализу собственной работы». (В. А. Сухомлинский)

18. "Настоящему педагогическому творчеству свойственны черты исследования, творческого обобщения своего труда». (В. А. Сухомлинский)

19. «Только повседневное пополнение научных знаний даст вам возможность видеть умственный труд учеников в процессе изложения материала: в центре вашего внимания будут не мысли о содержании урока, а мысли о мышлении ваших питомцев. Это вершина педагогического мастерства каждого учителя, к ней вы должны стремиться».

20. «Совершенствование педагогического мастерства — это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, направленные на повышение собственной культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуальной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа». (В. А. Сухомлинский)

21. «Чем больше вы изучаете и наблюдаете опыт своих старших коллег, тем более необходимы вам самонаблюдение, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание. На основе самонаблюдения, самоанализа у вас будут рождаться собственные педагогические идеи». (В. А. Сухомлинский)

22. «Творческое внедрение опыта - это развитие педагогических идей, а также формирование собственных педагогических убеждений». (В. А. Сухомлинский)

23. «По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику».
24. «Учитель, любящий свой предмет, обладает одним исключительно ценным качеством. Он не только передает своим питомцам фактические знания, но и пробуждает у них мысль о знаниях». (В. А. Сухомлинский)
25. «Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями». (В. А. Сухомлинский)

26. «Хочу посоветовать вам, мой юный друг: ваши знания, ваша жажда познания, страсть к чтению - это могучий источник воспитательной силы Вашей личности. Умейте подойти к этому источнику сами и подвести к нему своих питомцев. Будьте хозяином в своем учебном предмете». (В. А. Сухомлинский)

27. «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа — это, прежде всего книга. Воспитание— прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга — это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека». (В. А. Сухомлинский)

28. «Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение». (В. А. Сухомлинский)

29. «Нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия… и вы не решите никакой другой задачи». (В.А. Сухомлинский )

30. «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива». (В. А. Сухомлинский)

31. «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». (В.А. Сухомлинский)

32. «Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время - свободное время учителя. Пора понять: чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам. Время (ещё и ещё раз повторяю) – это большое духовное богатство учителя. Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский)

33. «В школе должен царить дух уважения человеческого достоинства». (В. А. Сухомлинский)

34. «Я не верю в успех наказания, в котором есть хоть капля унижения человеческого достоинства». (В. А. Сухомлинский)

35. «Школа – святое место гуманности, доброты, правды». (В. А. Сухомлинский)

36. «Чтобы защитить ребенка от зла, преодолеть его и утвердить добро, надо видеть и понимать прошлое, представлять будущее ребенка, отчетливо наметить перед собой идеал воспитания". (В. А. Сухомлинский)

37. «Пока существует школа, незыблемой истиной останутся слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может подействовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». «Образованный человек — человек, в котором доминирует образ человеческий» - эти замечательные слова Л. В. Луначарского заставляют нас задуматься над истинной ролью педагога. Образование человека — это не только его знания, но и вся многогранность его человеческого образа». (В. А. Сухомлинский)

38. «Помните, что вы не только живое хранилище знаний. Вы — один из скульпторов, создающих человека будущего. И скульптор особенный, но похожий на других. Воспитание — творение Человека — это ваша профессия. Общество на вас смотрит как на мастера-ваятеля, от которого в огромной мере зависит будущее нашей страны. Помните, что каждая ваша ошибка может обернуться уродством человеческой личности, болью души, страданиями. Вы, творец человека, своим мастерством, умением, искусством должны давать пример другим ваятелям». (В. А. Сухомлинский)

39. «Вы должны быть светочем научно - педагогического знания, его свет должен озарять работу других мастеров-скульпторов, творящих человека». (В. А. Сухомлинский)

40. «Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным». (В. А. Сухомлинский)

41. «Воспитание заключается в том, - утверждал выдающийся педагог, - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань – в этом искусство воспитания». (В. А. Сухомлинский)

42. «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога». (В. А. Сухомлинский)

Следующая цитата

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский - — выдающийся советский педагог-новатор, писатель.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР , кандидат педагогических наук , заслуженный учитель школы Украинской ССР , Герой Социалистического Труда

Следующая цитата

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

И.Г.Сухин "Осторожно – цитирование" (25.06.2009)

18 мая 2009 года в новостях сайта я писал о неверном цитировании в прессе и Интернете трудов В.А.Сухомлинского. Удалось найти первоисточник данной ошибки (но, быть может, ошибка имеет и более старые корни). Это книга "Шахматы – школе" (под редакцией Б.С.Гершунского, Н.В.Крогиуса, В.С.Хелемендика), М.: Педагогика, 1991. А конкретно - глава "Шахматы и педагогика" (с. 25-42), написанная академиком Б.С.Гершунским. Закавыченная фраза помещена в книге на с. 25. Это самое начало главы, цитирую Б.С.Гершунского:

Б.С.Гершунский: "Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: "Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы" .

Это неверное цитирование. На самом деле, Василий Александрович Сухомлинский писал так:

"В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы" (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Кишинев: Лумина, 1978. – 240 с.; с. 131-132).

Как видим, В.А.Сухомлинский не писал, что шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления (нет этой цитаты и в других работах мэтра педагогики). Серьёзные ошибки есть и в дальнейшем цитировании В.А.Сухомлинского: не " дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память", а " дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти". То есть: 1) не дисциплинирует, а дисциплинировала, 2) не воспитывает, а воспитывала, 3) а про память вообще не так, 4) и далее – Она должна , – и это не так . Это всё не мелочи - цитировать следует слово в слово.

Маловероятно, что профессор Борис Семёнович Гершунский (эрудированный учёный, я его лично знал и работал под его руководством) сам сделал эти ошибки, скорее всего, они были привнесены при редактуре. И теперь коварная фраза легко находит всё новые и новые жертвы. При этом, как это ни странно, в ряде материалов дословно присутствует весь указанный абзац, начиная с "Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал…" (а это уже плагиат). И далее – всевдоцитата В.А.Сухомлинского. Вот некоторые жертвы:

В других случаях неверна только сама цитата:

От ошибок не застрахован никто, поэтому каждую цитату желательно проверять по первоисточникам, не доверяя ни одному авторитету.

Так как подобные ошибки стали в последнее время слишком частым явлением, то в ближайшее время я создам отдельную веб-страницу, на которой буду приводить точные цитаты о шахматах с точными ссылками на первоисточники. Это тем более важно, что в последние годы эти цитаты перестали даже закавычивать, и в результате везде плагиат на плагиате. Положение нужно постепенно исправлять.

Дополнение от 03.02.2013: В.А. Сухомлинский никогда не писал фразы: "Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления" . На самом деле фраза эта принадлежит Г. Клаусу.

Следующая цитата

Как педагог, ведущий секцию по шахматам во внеурочное время, я вижу свое предназначение не только в том, чтобы научить детей игре шахматам, научить их хорошо играть и выигрывать. Но, и в том, что через шахматную игру, благодаря активному общению с обучающимися, беседам, диалогам, индивидуальному подходу к обучению ребенка, взаимодействие которого строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей, можно э ффективно влиять на интеллектуальное развитие ребенка и на его личностные качества. Ведь учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Ни одна из других интеллектуальных игр, кроме шахмат, не сравнится по количеству умных изречений и высказываний о роли игры в развитии человека. Примером в воспитании важных личностных качеств могут послужить изречения чемпионов мира по шахматам и известных людей о шахматной игре. Многие из этих изречений я использую в своей работе на занятиях. Вникните, пожалуйста, в некоторые из изречений:

«Посредством шахмат я воспитал свой характер». (А.Алехин,4-й чемпион мира);

«Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии». (Т. Петросян, 9-й чемпион мира);

«Шахматы, как никакой другой вид спорта формируют силу духа и способность концентрироваться – причем не на короткой, как в большинстве спортивных дисциплин, а на очень длинной дистанции». (А. Карпов, 12-й чемпион мира);

«Отдельный гений, как показала история шахмат, может вырасти и на краю света, но сильное поколение появляется только в шахматной стране». (Ю. Разуваев);

«Я испытываю сожаление к людям, не знающим шахмат, как бывает жаль человека, не изведавшего чувства любви, как музыка, шахматы обладают способностью делать человека счастливым». (Зигберт Тарант);

«Лишь осознав свои ошибки и недостатки – можно сделаться большим мастером». (А. Алехин, 4-й чемпион мира);

«Человек, играющий в шахматы оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям. (М. Ботвинник, 6-й чемпион мира);

«Обучение шахматной игре должно быть обучением самостоятельно мыслить». (Э. Ласкер, 2-й чемпион мира);

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры»;

«Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть хорошо». (Х.Р. Капабланка, 3-й чемпион мира);

«Шахматы – нечто большее, чем игра». (Х.Р. Капабланка, 3-й чемпион мира);

«Шахматы способствуют не только росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека». (М. Эйве, 5-й чемпион мира);

«Гармония шахмат мне представляется как совокупность трех компонентов – логики, фантазии и творчества». (В.Смыслов, 7-й чемпион мира);

«Шахматы – это, прежде всего искусство». (М. Таль, 8 –й чемпион мира);

«В шахматах я ценю, прежде всего пешку». (Т. Петросян, 9-й чемпион мира);

«Меня привлекает в шахматах неисчерпаемое богатство возможностей». (Б.Спасский, 7 –й чемпион мира);

«Шахматы – это сила». (Р. Фишер, 11-й чемпион мира);

«Шахматы – это точнейшая система при помощи, которой мы подвергаемся серьезным испытаниям». (Г. Каспаров,12-й чемпион мира);

«Шахматы не для людей слабых духом». (В. Стейниц, 1-й чемпион мира).

«… Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». (В.А. Сухомлинский);

«Шахматы – это наука, и искусство, и спорт»;

«Та не пешка, которая не мечтает стать ферзем;

«Компьютер — единственный соперник, не находящий оправданий, когда он мне проигрывает»; (Бобби Фишер)

«Я не верю в психологию, я верю в сильные ходы»; (Бобби Фишер)

«Шахматы — это жизнь»; (Бобби Фишер)

«Я не играю в шахматы — в шахматах я борюсь»; (Александр Алёхин)

«Во время турнира шахматный мастер должен быть воздержанным монахом и хищником в одном лице. Хищником по отношению к сопернику, аскетом в повседневной жизни»; (Александр Алёхин)

«В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаешь собственные ошибки и слабости. Точно, как в жизни»; (Александр Алёхин)

Конечно, шахматы, несмотря на их тонкое и глубокое содержание, являются лишь игрой и не могут требовать к себе такого же серьёзного отношения, как наука и техника, которые служат насущным потребностям общества; ещё менее их можно сравнивать с философией и искусством»; (Эммануил Ласкер)

«Нет хороших или плохих ходов…(Эммануил Ласкер)

«Большинство любителей медленно поднимается на некоторый, в сущности очень незначительный, уровень шахматного умения и застывает на нём на многие десятилетия». (Эммануил Ласкер).

«Если грубую силу побеждает слабейшая сторона при помощи ходов, которые скорее говорят о слабости, чем о силе, но все же победа обусловливается именно этими ходами, - заключающейся в ней неожиданной идеей, противоречащей, казалось бы, здравому смыслу, - мы восхищены». (Эммануил Ласкер). И многие другие высказывания чемпионов -шахматистов.

Мои секреты по использованию изречений великих чемпионов мира по шахматам в формировании личностных качеств ребенка просты.

Я не случайно взяла эпиграфом к своей методической разработке слова известного ритора Горгия из Леонтин Древней Греции о слове - «…Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость».

Поскольку, в изречениях чемпионов мира по шахматам заложен большой смысл, то почему бы их не использовать во благо развития личностных качеств и формирования характера ребенка, подростка? Роль педагога в этом значительна.

Тщательная подготовка, предварительная работа к каждому занятию, продумыванию каждого этапа занятия, навела на мысль – использовать на каждом занятии в качестве эпиграфа интересные высказывания великих чемпионов мира о шахматах. Интересных изречений много, их хватит, чтобы использовать с начала и до конца учебного года на занятиях и уроках по обучению игре шахматам (при учете проведения занятий по шахматам 2 раза в неделю по 2 часа).

Итак, эпиграф написан мелом на школьной доске, например:

«Посредством шахмат я воспитал свой характер».

(А.Алехин, 4-й чемпион мира).

Обращаюсь к воспитанникам с вопросами:

- Как вы понимаете изречение, которое перед вами? (ответы)

- Что такое характер? (ответы)

- Какие черты характера вам больше всего нравятся в людях? (ответы)

- Какие черты характера нравятся в самом себе? (ответы)

- Какие черты характера не нравятся в себе? (ответы)

- Какие черты характера хотели бы развить в себе? (При необходимости обобщаю ответы детей).

Дети называют, а один из воспитанников записывает их ответы на доске: внимание, терпение, самостоятельность в принятии решения, ответственность, дружелюбие, самообладание, выдержка, уважение к сопернику и чужому мнению и т.д .

Предлагаю каждому воспитаннику из набора записанных на доске качеств характера личности выбрать то качество характера, которое бы он сегодня хотел на занятии в себе воспитать. Предлагаю записать это качество характера на листочек, лежащий перед каждым ребенком.

Занятие продолжается; в практической части – дети играют в шахматы между собой, отрабатывая, возможно, какой-то новый прием или тактику. И, уже в конце занятия, при рефлексии, предлагаю:

- Поставьте себе оценку от 1 до 5 баллов на листочке напротив выбранного вами качества, за то, насколько вам удалось в себе его сегодня применить! (дети оценивают и называют).

На последующих занятиях воспитанники могут выбрать другое качество, которого на их взгляд им не хватает в своем характере, и хотели бы его иметь.

Второй пример, эпиграф:

«Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии» .

(Т. Петросян, 9-й чемпион мира)

Вот, вам, пожалуйста, - коммуникативно-диалоговая технология. В рамках которой можно провести за считанные минуты: проблемную дискуссию, дискуссию-диалог, обучение в сотрудничестве (команде). Но каких мыслительных минут! Да и проблемы профориентационной подготовки прекрасно решаются!

«Человек, играющий в шахматы оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям.

(М. Ботвинник, 6-й чемпион мира)

- Почему Михаил Ботвинник так сказал?

- Какие трудные жизненные ситуации бывают?

- Человек, играющий в шахматы – это какой человек?

- Как он может выйти из следующих ситуаций? (привожу примеры разных ситуаций).

Вопросы и ситуации предлагала детям от 9 до 13 лет. (В итоге, обобщаю, что человек, играющий в шахматы продумывает ходы на шаг вперед. Продумывает. Мыслит. Отвечает за каждый сделанный свой шаг в игре. Это в нем закрепляется. Становится привычкой, характером, крепким внутренним стержнем, помогающим в разных ситуациях в жизни сделать правильный выбор).

Известно, что шахматы – это спорт, всесторонне и гармонично развивающий ребенка без риска для здоровья. Занятия шахматами развивают память, логическое мышление, воображение. Формируют способность быстро принимать решения и нести за них ответственность. По статистике, дети, занимающиеся шахматами, сообразительнее своих сверстников.

Воспитать Человека, что может быть важнее? Мне интересна воспитательная роль шахмат на уроке, на занятии во внеурочное время.

Поэтому мой анализ проблем воспитания детей на занятиях шахматами, уроках шахмат продолжается…

Читайте также: