Цитата о здоровье детей сухомлинский
Обновлено: 21.11.2024
«Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста этот стимул играет исключительно важную роль.»
«Истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства. Как важно, чтобы первые научные истины ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений труда.»
« … сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка, лучший способ предупреждения простудных заболеваний. Почему же родители стараются защитить детские ножки от земли, утренней росы и горячей, накаленной солнцем земли? Все это они делают из добрых побуждений. а получается плохо: с каждым годом все больше сельских малышей зимой болеет гриппом, ангиной, коклюшем. А надо воспитать детей так, чтобы они не боялись ни зноя, ни холода.»
«Ребенок мыслит образами. Это значит, что, слушая, например, рассказ учителя о путешествии капли воды, он рисует в своем представлении и серебристые волны утреннего тумана, и темную тучу, и раскаты грома, и весенний дождь. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже осмысливает он закономерности природы.»
«Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли - среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на "обработку" информации об этом образе.
Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель. А ведь этим клеткам надо развиваться, крепнуть, набираться сил. Вот где причина того явления, с которым многие учителя часто встречаются в начальных классах: ребенок тихо сидит, смотрит тебе в глаза, будто внимательно слушает, но не понимает ни слова, потому что педагог все рассказывает и рассказывает, потому что надо думать над правилами, решать задачи, примеры - все это абстракции, обобщения, нет живых образов, мозг устает. Здесь и рождается отставание.
Вот почему надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы - это требование естественных закономерностей развития детского организма. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума.»
«Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщении. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновенья он думает, осмысливает услышанное и увиденное.
Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ - наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать - это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. »
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.»
Следующая цитата
Рассмотрение трудов В. Сухомлинского о здоровье школьников. Характеристика правильной постановки всей учебно-воспитательной работы. Исследование полезных советов относительно питания и свободного времяпровождения ребенка младшего школьного возраста.
Рубрика | Педагогика |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.03.2016 |
Размер файла | 16,6 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
В.А. Сухомлинский о здоровье школьников «Добрая половина забот - о здоровье детей»
В своих книгах «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа» и др. В.А. Сухомлинский немаловажное значение придавал вопросу о здоровье детей.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4-х лет обучения, то добрая половина их о здоровье» (1,87)
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые два года обучения детей в школе - это беседы здоровье малышей».
Особенно остро вопрос о здоровье детей ставился в послевоенные годы. Сухомлинский пишет в своей книге: « В пище детей не хватало важных веществ необходимых для укрепления организма, предотвращения простудных заболеваний и нарушений обмена веществ. Только в 8 семьях был мед, а мед - это, образно говоря, кусочек солнца на тарелке.
Я беседовал с родителями, убеждал их в том, какое большое значение для здоровья детей имеет употребление меда. Уже в конце сентября 15 родителей приобрели по 1-2 семьи пчел. Весной пчелы были уже в 23 семьях». (1,41)
Наблюдение и специальное исследование, проведенные в течение ряда лет, привели к тревожному выводу: уходя в школу 25% детей младшего возраста не завтракают - утром или не хочется есть; 30% едят утром меньше половины того, что необходимо для нормального питания; 23% детей едят половину полноценного завтрака и только 22% завтракают так, как требуют нормы. После нескольких часов пребывания в классе у ребенка, не позавтракавшего утром, сосет под ложечкой, появляется головокружение. Ученик приходит из школы, несколько часов на свете он не ел, но настоящего, здорового аппетита у него нет. Родители часто жалуются, что дети не хотят есть простой здоровой пищи - супа, борща, каши, молок; им хочется поесть что - нибудь вкусное (1,89)
… Мы приучали малышей не бояться сквозняков; жизнь убеждала, что никакие сквозняки не страшны, если человек привык к ним с детства. Выработать нетерпимость к душному воздуху непроветренного помещения - так же важно, как и привить санитарно - гигиенические навыки. (1,91)
Эликсиром здоровья является воздух, насыщенный фитонцидами злаковых растений - пшеницы, ржи, гречихи, а так же луговых трав. Я часто приводил детей в поле - пусть дышат воздухом, настоянным на аромате хлебных растений. Посадите под окном спальни ваших детей несколько ореховых деревьев, советовал я родителям. Это растение насыщает воздух фитонцидами, убивающими многие болезнетворные микробы. Запах ореха не переносят вредные насекомые. Там, где есть орех, нет мух и комаров. (1,42)
Меня волновал вопрос: почему у многих детей плохое зрение? Почему уже в 3 классе ребенку приходится пользоваться очками? Наблюдение над детьми младшего возраста привели к выводу, что дело здесь не только в переутомление от чтения, сколько в неправильном режиме, особенно в том, что питание бедно витаминами, что ребенок не закаляется физически, легко поддается простудным заболеванием. Некоторые заболевания, перенесенные в детстве, отражаются на зрении. Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка - все это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему счастье наслаждение красотой окружающего мира.(1,42).
Годы наблюдений за детьми столкнули меня с тревожными явлениями: весной, начиная марта, у всех детей слабеет здоровье. Ребенок как бы выдыхается: ослабляется сопротивляемость организма простудным заболеваниям, снижается работоспособность. Особенно заметно в весенние месяцы ухудшается зрение.
Объяснение этих явлений я нашел в трудах медиков и психологов: В весенние месяцы резко изменяется ритм взаимодействия систем организма . Причина в том, что в организме исчерпывается запас витаминов, к весне дает о себе знать резкий спад активности солнечной радиации, и продолжительная напряженная умственная деятельность приводит нервную систему в состояние усталости.(1,42)
Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставание в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Скрытые, замаскированные детское живостью, подвижностью недомогания и заболевания сердечно- сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно- кишечные очень часто являются не болезнью, а отклонением от нормального состояния здоровья. Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление- это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ребенок, а не каких- то физиологических изменений или нарушений функций клеток коры полушарий. У отдельных детей можно заметить болезненно бледные лица, отсутствие аппетита. Малейшие попытки улучшить питание вызывают реакцию: на теме выступают прыщики. Самые тщательные анализы ни о чем не говорят: все так будто благополучно. В большинстве случаев оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением облика веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом нарушений ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду. Особенно возрастает число недомоганий в период бурного роста организма и половой зрелости. Единственным радикальным лечением в таких случаях является изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, хорошее питание. Иные дети на вид кажутся здоровыми, а при внимательном изучение их труда открывается какой-нибудь скрытый недуг. И вот что интересно: скрытые недуги и недомогания оказываются особенно заметными тогда, когда учитель стремится напомнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом. Некоторым детям совершенно непосилен курс учителя на то, чтобы» не пропала ни одна минута урока». Я убедился в том, что этот « ускоренный темп непосилен и вреден даже для совершенно здоровых детей. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движение становятся вялыми. И вот ребенок уже ни на что не способен, ему бы только на свежий воздух, а учитель держит его « в упряжке» и понукает: скорее, скорее…
Мы не допускаем увлечение теми приемами «эффективного», « ускоренного» обучения, в основе которых взгляд на голову ребенка как на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок - живое существо, его мозг - тончайший, нежнейший орган, к которому надо относится заботливо и осторожно. Дать начальное образование за три года можно, но при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормальном развитии детского организма. Источник полноценного умственного труда не в темпе и напряженного умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания (2,47)
Здоровье зависит от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска процесса самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания (1,90)
…Если ребенок в течение нескольких часов сидит перед сном за уроками, он становиться неуспевающим. Пассивность умственного труда на уроках - это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе - в саду, играть (2, 150)
Опыт убеждает, что при правильной постановке всей учебно- воспитательной работы (особенно процесса изучения нового материала на урока) за 1.5- 2 часа (иногда за 2.5 часа) умственного труда утром можно сделать в 2 раза больше, чем за такое же время после уроков.
В качестве главных занятий по физической культуре школа избрала гимнастику и легкую атлетику … Цель таких упражнений - воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость. При разучивании движений на занятиях по физкультуре большое внимание уделяется эстетическому совершенству, красоте.
Самовоспитание красоты осанки - один из главных стимулов, побуждающих учеников ежедневно делать утреннюю гимнастику.
Нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средство борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и неспособных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоровые страсти ажиотажем борьбы за мнимую честь школы.
Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого.
….Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармоний тела и духа. Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, - это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармоний является радость творчества.
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, - Киев, « Радянська школа» , 1969.
Следующая цитата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Будем здоровы! Практический материал по формированию представлений о здоровом и безопасном образе жизни в ДОУ. часть III "Безопасность"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и.
Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп.
Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть II "Факторы здоровья"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы по разделам программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у .
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Я здоровье сберегу…!"
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности.
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны.
Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья".
Следующая цитата
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 с. Солдато-Александровского Советского района» Ставропольского края.
Сухомлинские чтения на тему:
«Добрая половина забот педагога – воспитание здорового ребенка»
Здоровье населения страны – высшая национальная ценность, которая должна начаться в первую очередь с детей .(сл.1) В.А. Сухомлинский неоднократно повторял: «…Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2007г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.
При этом должна быть преемственность между школой и семьей, начиная с родителей, далее учителей, потом детей и.т.д. В.А Сухомлинский считал, что (сл.2) «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей». Основной задачей педагогов и родителей должно стать воспитание у детей потребности быть здоровыми, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты.
(сл.3) В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества” (Тат., с.74)
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Рассмотрим, что такое здоровье.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
(сл.4) Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни и образа жизни. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
(сл.5) В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
(сл.6) Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактики.
Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростков информацию о том вреде, который наносит человек, употребляющий хотя бы один из перечисленных выше отравляющих веществ, своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути этих пороках.
(сл.7) В нашей школе педагогический состав подходит к этому вопросу очень серьезно. С помощью лекций, презентаций, опытов и внеклассных мероприятий ведется пропаганда о вреде наркомании, табакокурения и алкоголизма. (сл.8) Подключаем к пропаганде так же врачей и работников ОВД.
Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков. Не правильное распределение умственного и физического труда, нарушения режима дня может привести ко многим заболеваниям у ребенка. (сл.9) В.А Сухомлинский сказал: «Пассивность умственного труда на уроках – это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе – в саду, играть в снежки».
Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.
Для обеспечения максимальной работоспособности и сохранения здоровья детей необходима организация рационального двигательного режима. Поэтому была создана и существует уже третий год опытно - экспериментальная площадка «Школа безопасности» на базе Солдато- Александровской СОШ № 6.
(сл.10) Главной задачей «Школы безопасности» является, чтобы учащиеся могли реализовать естественную потребность в движении. Ведь объем двигательной активности должен составлять 12-15 часов в неделю. 3 урока физической культуры лишь на 15-20 % удовлетворяют эту норму, поэтому учителем физической культуры организованы дополнительные занятия 1 раз в неделю. Цель этих занятий: увеличение объема двигательной активности, формирование привычки к систематическим занятием физ.культурой, развитие двигательных способностей , необходимых для обеспечения безопасности детей.
Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания.
(сл.12) В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Важно, чтобы дети постоянно употребляли овощи и фрукты, богатые витаминами. Особенно необходимо это делать в зимнее время. Недаром В.А. Сухомлинский советовал родителям «…запастись на зиму вареньем из шиповника, терна и других богатых витаминами плодов». И еще он говорил, что у детей «… всю зиму должны быть свежие фрукты…»
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
(сл.13) В план «Школы безопасности» руководителем были включены ряд лекций для детей о правильном питании: «Режим питания», «Хранение пищевых продуктов», «Правила ухода за посудой», «Первая помощь при отравлениях» «Потеря зрения при недостаточности витаминов в организме» и для их родителей «Основы оздоровительного питания. Оздоровительные свойства отдельных продуктов», «Энергетическая ценность питания, физиологические нормы, потребности в основных пищевых веществах и энергии», «Пищевые риски, опасные для здоровья». Работа с детьми и родителями поставлена так, что родители не только слушают лекции, но и сами родители проводят специальные занятия и с родителями и с учащимися школы.
Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.( сл.14 ) В своей работе с детьми В.А. Сухомлинский обращал внимание на физическое закаливание. Он говорил: «Правильный режим, полноценное питание, физическая закалка – все это предохраняет ребенка от заболеваний, дает ему счастье наслаждаться красотой окружающего мира»
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.
(сл.15) На дополнительных занятиях по физкультуре для повышении иммунитета к простудным заболеваниям и закаливания учащихся экспериментаторами проводятся занятия и соревнования на свежем воздухе, как в летний период времени, так и в зимний.
Учащиеся школы по рекомендациям учителей самостоятельно проводят закаливающие процедуры дома, что благоприятно сказывается на их здоровье.
(сл.16) Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Следует с самого раннего возраста воспитывать у детей гигиенические навыки. Педагоги, которые участвуют в эксперименте проводят лекции и практические занятия по правилам личной гигиены: «Пользование предметами личной гигиены», «Правила выбора гигиенических средств ухода за кожей», «Правила личной гигиены для девочек и мальчиков»,
Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.
Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
(сл.17) В этом учебном году к работе по программе подключилась психолог школы, которая проводит занятия, как с учащимися, так и их родителями. Наиболее интересными из них были: «Переутомления. Методы снятия», «Стрессы в нашей жизни», «Как отдохнуть за 10 минут», «Способы снижения психо - эмоционального напряжения, тревожности, стресса», игры, развивающие эмоциональную сферу детей, тренинг межполовых отношений.
(сл.18) Учащиеся экспериментальных классов посещают занятия кружков «ЮИД» «Юный спасатель», «Юный пожарный».
В школе проводится постоянный контроль за состоянием детских игровых площадок во избежание детского травматизма.
Так же ведутся беседы с детьми о поведении детей в общественных местах, ведется формирование навыков безопасного поведения.
На данном этапе опытно - экспериментальной работы проводиться работа по изучению наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей, возможных последствий, а так же выработка умений вести себя в таких ситуациях, правильного принятия решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями и ущерба для своего здоровья.
(сл.19) Итоги работы опытно экспериментальной площадки по программе: «Школа безопасности, как один из факторов здоровьесберегающих технологий» в прошлом учебном году освещались в газете: «Панорама нашей жизни».
В результате упорной работы учителей – участников эксперимента и стараниям родителей, мы достигли некоторых успехов.
Проведя мониторинг заболеваемости учащихся в экспериментальных классах, мы получили следующие данные:
(сл.20) По сравнению с 2005-2006 учебным годом, осенью 2006-2007года количество заболевших детей снизилось в третьем классе на 7%, а в седьмых классах на 5%.
В результате проводимых теоретических и практических занятий по гигиеническим навыкам, изучения правил ухода за глазами и ежедневного проведения физминуток для глаз, упражнений по снятию напряжения и усталости, (сл.21) у детей экспериментальных классов улучшилось зрение в третьем классе на 7%, а в седьмых – на 6%. И это все благодаря совместным усилиям всех участников эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Забота о здоровье ребенка – радость творчества»В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, цельного физического воспитан.
«Забота о здоровье ребенка – радость творчества»
Учитель физической культуры- профессия особенная .Кажущая обывателю простота: " Подумаешь очки, секунды, голы, побегали , попрыгали, подышали"- таит в себе огромную кладовую огромных знаний.
Забота о здоровье ребенка
Глава 11. ФЗ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙСтатья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семьеСтатья 55. Пр.
Консультация для родителей «Заботимся о здоровье ребенка»
Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, соц.
Забота о здоровье ребенка в современной школе.
Забота о здоровье ребенка в современной школе.
Забота о здоровье ребенка – долг каждого родителяЛектории для родителей.
Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.».
Читайте также: