Цитата князя владимира при крещении
Обновлено: 06.11.2024
Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».
Значение имени: Согласно одной из версий, имя означает по-старославянски «владеющий миром». Согласно другой — соединяет славянский корень «влад-» («власть, сила») сготским mērs («великий») и значит «великая сила».
Святой равноапостольный князь Владимир
День памяти: 28 июля
Церковь именует князя Владимира равноапостольным, ведь именно по его инициативе Русь приняла Крещение около 988 года.
Поначалу Владимир был человеком необузданным, страстным и, пожалуй, даже страшным — мстительным, жестоким, развратным… Он с оружием в руках оспаривал киевский престол у собственного брата и радовался его смерти. Он не постеснялся взять в жены полоцкую княжну Рогнеду, отца которой убил. Он велел зарезать двух варягов-христиан, Феодора и его сына Иоанна, чтобы «отблагодарить» языческих богов за успешный военный поход…
Но было во Владимире и нечто такое, что заставляло его искать истинного Бога. И когда он Его нашел, то словно родился заново. «Был зверь, а стал человек», — говорил он впоследствии сам о себе.
Поиск истинной веры Владимир начал с попытки реформировать язычество: он хотел составить единый пантеон «богов» и распространить их почитание по всей Руси. Но реформировать язычество не вышло. Тогда Владимир обратил внимание на религии соседей: ислам, иудаизм и христианство. Сперва князь лично встретился с представителями каждой из этих религий. Затем направил послов в разные страны. Больше всего впечатлений привезли те из них, кто побывал в Константинополе: оказавшись в Святой Софии — главном соборе византийской столицы, киевляне потеряли дар речи!
Выбору православия способствовала и политическая обстановка. Византийские братья-императоры Василий II и Константин VIII воспользовались помощью русских дружин для подавления военного мятежа и обещали за это князю Владимиру в жены свою сестру Анну. Но не торопились с исполнением обещания. А Владимир не желал креститься под давлением Византии. Он решил получить обещанное силой, захватил Херсонес — и тогда вдело вмешался Господь.
Князь, предвкушавший скорую победу, внезапно ослеп. Слабый и беспомощный, он согласился креститься. А из купели вышел уже совсем другой человек — зрячий и физически, и духовно.
Евангелие князь Владимир воспринял всерьез. Он сбросил в Днепр изваяния языческих «богов», отменил кровавые жертвы; он полностью изменил свою жизнь и постарался изменить жизнь на Руси: стали открываться школы и строиться церкви; на княжеском дворе регулярно раздавали (а больным — развозили по домам) продовольствие и милостыню. Поначалу Владимир думал даже отменить смертную казнь — отговорили греческие епископы. Крещение не было для князя одним лишь актом политического самоопределения. Это был его религиозный и нравственный выбор.
Рассказ о жизненном пути Владимира по-особенному убедителен. В отличие от частых житийных сюжетов, герои которых с младенчества живут праведно и творят чудеса, здесь перед нами живой человек из плоти и крови, который был мертв и ожил (Лк 15:24), впустил в свою жизнь Христа и позволил Христу преобразить его.
Другие святые и известные люди с именем Владимир
Интересные факты
«Красно Солнышко», «Креститель», «Святой», «Великий» — с такими именами князь Владимир вошел в летописи. Эти эпитеты отражают отношение русского народа к своему князю.
На выбор веры князя Владимира повлияла в том числе икона Страшного Суда. Ее привезли приглашенные им в Киев греческие монахи. Целью их было познакомить русского князя с православием. Икона, наглядно изображавшая посмертную судьбу грешников и праведников, заставила его всерьез задуматься о принятии православия.
Миф о крещении Руси «огнем и мечом» берет начало в Иоакимовской летописи, известной лишь по цитатам в «Истории Российской» Василия Татищева. Якобы новгородцы сопротивлялись крещению и «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». Сегодня у ученых нет уверенности, что Иоакимовская летопись вообще существовала, но если и так, то из нее следует, что сопротивление новгородцев было исключением из общего правила.
Князь Владимир построил Десятинную церковь — первый каменный храм на Руси. Его возвели в 996 году на месте гибели мучеников Феодора и Иоанна. На содержание храма шла десятая часть дохода княжеской казны, отсюда и название. Это был уже не первый христианский храм на Руси (ставить храмы начала еще святая княгиня Ольга, бабушка Владимира, крестившаяся в Константинополе около 957 года), но первый каменный. В 1240 году его разрушили татаро-монголы.
Следующая цитата
Комментарий к тропарю и кондаку праздника равноапостольного князя Владимира
Святой равноапостольный князь Владимир
28 июля Русская Церковь празднует память святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.
Святой князь Владимир, крестивший Русь и получивший за это именование равноапостольного, – ключевая личность в истории русского народа. Выбор веры, который неоднократно описывается в летописях, заставляет задуматься об особом Промысле Божием о судьбах мира. Нельзя не вспомнить знаменитое «Не знали – на небе или на земле мы» из рассказа княжеских послов о византийском богослужении, и внезапное ослепление князя Владимира, и его чудесное прозрение после таинства Крещения.
Святой Нестор Летописец передает молитву равноапостольного князя:
«Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу» [1] .
Православное христианство кардинально изменило ход отечественной истории
И можно с уверенностью сказать: молитва святого Владимира была услышана. Православное христианство кардинально изменило ход отечественной истории.
Возникновение церковного почитания святого Владимира произошло в конце XI – начале XII столетий [2] . Именно к этому времени исследователи относят возникновение первого богослужебного последования (стихир и канона) равноапостольному [3] . Сама служба при этом неоднократно редактировалась: добавлялись новые стихиры и тропари.
В современной богослужебной практике используются древние тропарь и кондак святому князю Владимиру.
На церковнославянском эти гимнографические тексты звучат следующим образом:
Тропарь:
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер – Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.
Кондак:
Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых [4] .
На русский приведенные тексты можно перевести так.
Тропарь:
Уподобился купцу, ищущему хорошие жемчужины, славнодержавный Владимир, восседавший на высоте престола матери городов – богоспасаемого Киева. Испытывая и посылая к Царьграду увидеть православную веру, обрел бесценный бисер – Христа, избравшего тебя, как второго Павла, и избавившего от слепоты – душевной вместе с телесной – в святой купели. Поэтому и празднуем твое успение, твой народ, моли о спасении правителей твоей державы Российской и множеству народа.
Кондак:
Уподобился великому апостолу Павлу в сединах, всеславный Владимир, оставивший все старания об идолах, как младенческие мудрования; как совершенный муж, украсился багряницей Божественного Крещения, и, ныне Спасителю Христу предстоя, моли о спасении правителей твоей державы Российской и множеству народа.
Купец, ищущий добрую жемчужину
В начале тропаря святому проводится аллюзия на известную евангельскую притчу о купце, который искал добрые жемчужины и, найдя одну драгоценную жемчужину, «пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 46).
В тексте этой притчи Спасителя сперва говорится, что купец ищет множество хороших жемчужин (добрых бисерей – в церковнославянском), но ему хватает и одной драгоценной (един многоценен бисер – по-церковнославянски). Эта жемчужина – Господь Иисус Христос.
«Самая драгоценная жемчужина одна: это познание о Спасителе, священнодействие Его страдания и тайна Его воскресения» [5] ,
– пишет блаженный Иероним Стридонский.
Обретя единственную драгоценную жемчужину, веру в Спасителя, князь Владимир отверг все языческие убеждения. За это гимнограф называет князя славнодержавным, то есть знаменитым среди государей [6] .
Обретя единственную драгоценную жемчужину, веру в Спасителя, князь Владимир отверг все языческие убеждения
В связи с этим вспоминается и место княжения равноапостольного – Киев, именуемый матерью городов русских: на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева. Многозначное церковнославянское слово стол обозначает также и столицу [7] . Киев стал центром распространения Православия на Руси. Святой Владимир по прибытии из Корсуни, где он принял Святое Крещение, очистил первопрестольный град от языческих божков и «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры» [8] . Одним из наиболее знаменитых стал Десятинный храм в честь Успения Богородицы.
Поиски веры
Поиск веры князем Владимиром чаще всего описывается с внешней стороны. Это приезды различных миссионеров на Русь, личные изыскания самого Владимира. При этом редко раскрывается внутренний уклад князя, побудивший его принять именно Православие.
Когда святой искал веру, он испытывал различные религии, конфессии. Здесь важно остановиться на церковнославянском значении глагола испытати – «допытываться, разыскивать, исследовать» [9] . Владимир исследовал, допытывался, то есть стремился скорее рационально подойти к выбору веры. Но слепота, одолевшая его в Корсуни, указала на духовную слепоту – греховность. Ведь Сам Христос говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39).
Владимир призывается к искреннему принятию православной веры – не рациональному, а духовному. Только пройдя через слепоту, он обретает бесценный бисер – Христа.
Владимир – второй Павел
Обретение Христа не произошло исключительно по желанию князя Владимира. Скорее, Сам Господь Иисус Христос избирает Владимира на особое равноапостольное служение.
Сам Господь Иисус Христос избирает Владимира на особое равноапостольное служение
На это указывает фраза тропаря: Обрел еси безценный бисер – Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную.
Избрание святого апостола Павла, тогда еще Савла, на служение связано с его путешествием в Дамаск, внезапным озарением светом и обращением к нему: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4). После этого Савл становится незрячим. Анания в Дамаске возлагает руки на Савла, и «как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9, 18).
Конечно, между слепотой апостола Павла и равноапостольного Владимира имеется параллель. Поэтому последний и называется в тропаре вторым Павлом, которого избрал Сам Христос. Соотнесение образа апостола Павла с образом князя обусловлено влиянием «Корсунской легенды», которая содержит рассказ о слепоте, как влияние более древней житийной традиции [10] .
И Павел, и Владимир поступали рационально. Из-за этого Господь и лишает их зрения, чтобы через телесную слепоту показать слепоту душевную. И каждый из них только после подлинного принятия веры во Христа получает прозрение. В этом акте, как чешуя, спадает слепота и телесная, и душевная: оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную.
Молитва о державе Российской
Тропарь традиционно заканчивается прошением святому о молитве за людей, обращающихся к нему: Моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.
Багряница Божественного Крещения
Кондак, посвященный святому Владимиру, как и тропарь, начинается со сравнения: Подобствовав великому апостолу Павлу. Далее говорится о сединах князя Владимира, то есть о довольно солидном возрасте, в котором он принял Православие.
Стоит отметить: точный возраст князя Владимира при Крещении неизвестен. Принято считать, что дата его рождения – около 955–960 гг. Тогда на момент Крещения Владимиру было примерно 30 лет. Для Древней Руси это возраст мужа совершеннаго.
Скорее всего, эпитет в сединах используется для противопоставления младенческим мудрованиям, которые оставил равноапостольный. Использование множественного числа – младенческая мудрования – указывает на великое число языческих богов, почитавшихся на Руси до ее Крещения.
Отвергнув их, святой Владимир доказывает, что он муж совершенный. Принятие Крещения – ответственный шаг. И в нем Владимир облачается в багряницу.
Для равноапостольного князя принятие Православия не есть бессмыслица. Он внутренне перерождается. Христос и вера в Него становится краеугольным камнем для его земной жизни. При этом святой Владимир устремляется и в Царство Небесное, ведь важно искать, прежде всего, именно Его (ср. Мф. 6, 33). Поэтому и воспевается, что Владимир и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, молится о спасении Российского государства.
Память святого равноапостольного князя Владимира важна для современных верующих. Это событие – не только радость о том, что Русь была крещена в Православии, но и вызов к нам, нынешним христианам. Избавлены ли мы в своей вере от духовной слепоты? Является ли для нас вера жизненным ориентиром?
Избавлены ли мы в своей вере от духовной слепоты?
Равноапостольный Владимир некогда сделал свой выбор и изменил ход истории. Так и мы, сделав верный выбор, можем изменить и свою жизнь, и мир вокруг себя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 14–15).
[1] Повесть временных лет. СПб., 2012. С. 81.
[2] Э.П.Р., Серегина Н.С., Преображенский А.С. Владимир (Василий) Святославич // Православная Энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 702.
[3] Василик В.В. Служба св. равноапостольному князю Владимиру и кирилло-мефодиевская традиция // Studia SlavicaetBalcanicaPetropolitana. №2. СПб., 2013. С. 69.
[4] Минея июль. Ч. 2. М., 2002. С. 186, 195.
[5] Иероним Стридонский, блаженный. Толкование на Евангелие по Матфею. М., 2018. C. 127.
[6] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 25. М., 2000. С. 58.
[7] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 28. М., 2008. С. 76.
[8] Повесть временных лет. СПб., 2012. С. 81.
[9] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 150–151.
[10] Василик В.В. Служба св. равноапостольному князю Владимиру и кирилло-мефодиевская традиция // Studia SlavicaetBalcanicaPetropolitana.№2. СПб., 2013. С. 73; Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001. С. 444.
Следующая цитата
– Позволь спросить тебя, княже… Давно уже вопрос этот покою мне не дает.
– Отчего невесел ты? Какую думаешь думу? Дружина твоя сильна, границы крепки. Народ русский хвалу тебе воспевает, ибо вновь вернул ты ему покой и мир, – продолжал Добрыня.
Владимир нахмурился, испытующе взглянув на дядю. Поймет ли тот его? Не осудит?
– Не верю я истуканам, дядя, – сказал он отрывисто. – Видно, правду говорят мудрые греки: не более в них истины, чем в колодах деревянных. Позор народу нашему пням поклоняться и жертвы им приносить. Нужна нам иная вера.
Серьезно выслушал его Добрыня и, как в детстве, когда Владимир был еще несмышленым отроком, дал дельный совет:
– Ты погоди, князь, отказываться от истуканов. Это всегда успеется. Прежде узнаем, какая у кого вера. Много у нас в Киеве торговых гостей – есть и магометане, и хитрые иудеи хазарские, и латинской веры люди, и премудрые греки. Их и расспросим.
Полюбился Владимиру совет Добрыни.
– Быть по сему! Вели купцам заморским: как в другой раз на Русь поедут, взяли бы с собой ученых людей. Пусть расскажут нам ученые мужи о своей вере. Чья нам люба будет, ту мы и примем со всем нашим народом.
Прослышав об этом, к Святославичу стали прибывать мудрецы, уговаривая славного русского князя перейти в их закон.
Первыми пришли камские болгары.
– Ты князь великого народа, а истинный закон тебе неведом. Образумься же и служи Магомету. Нет веры правильнее, чем магометанство, – сказали они.
– Во что же вы верите? – спросил Святославич.
– Нет Бога, кроме Аллаха, а Магомет – пророк его. Учит нас Магомет: творите обрезание, не ешьте свинины, а по смерти пророк даст каждому до семидесяти прекрасных жен.
Не понравился князю Владимиру такой закон и стал думать он, как отослать магометан.
– Правду ли говорят купцы мои, что по вере вашей нельзя вина пить? – спросил он.
– Что ж молчите о том? Нет, не люба нам такая вера. Руси есть веселие пити, не может она без того быти…
Ушли ни с чем магометане, и уйти-то даже не успели, а в дверях гридницы уже выросли немцы-католики.
– Ну а вы-то пьете вино? – улыбнувшись, спросил у них Святославич.
Переглянулись красноносые немцы.
– Веруем мы в пощенье по силе. Если же кто пьет и кто ест – то все во славу Божию, как учил нас Павел.
Нахмурился Владимир. Не показалась ему вера католическая.
– Ступайте домой, немцы. Не приняли отцы наши вашей веры, не примем и мы. Хотим поклоняться Богу истинному, но не папе римскому.
Едва ушли ни с чем посрамленные немцы, а в гридницу уже чванные хазарские евреи входят. Хотят они сразу посрамить веру христианскую и говорят, что верят христиане в того, кого они распяли и смерти позорной на кресте предали.
– Ну а вы во что веруете, иудеи? – спрашивает Святославич.
– В единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковлева.
– А закон у вас какой?
– Обрезание, заячины не есть, свинины, субботу хранить, – отвечают раввины.
Усмехнулся русский князь.
– Почти как у магометан. Ну а где земля ваша?
– Земля наша в Иерусалиме. Но наш Бог прогневался на наших отцов и отнял у нас землю, а нас изгнал и рассеял по миру.
– Как же вы, иудеи, других учите, если до того прогневали Бога, что лишил он вас земли и рассеял по чужим странам? Ступайте и не приходите больше! – приказал он.
Через несколько недель прибыло в Киев пышное посольство от греков из Константинополя. Благодушно принял Владимир послов.
– А вы, греки, во что веруете?
– Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного…
Задумался Владимир. Вспомнил он мученический конец Феодора и Иоанна, вспомнил, что и бабка его Ольга, и многие славные мужи русские были православными христианами, но все равно сомневался еще Святославич.
– Говорили мне евреи: греки, мол, в того веруют, кого они на кресте распяли и позорной смерти предали. Верно ли это? Мыслимо ли то, чтобы всесильный Бог позволил распять себя иудеям, ибо захотел бы и взглядом одним обратил палачей своих в пепел?
С достоинством склонил голову греческий посланец.
– Воистину в Того веруем, ибо так учили и пророки: один, как Господу нашему суждено родиться, а другие – что быть Ему распяту и погребенну, а в третий день воскреснуть и взойти на небеса. Евреи предавали таких пророков избиению, но всё равно сбылось по их пророчеству. Воскрес Иисус и взошел на небеса к Отцу своему. Хотели евреи предать Его позору, а послужило это лишь к славе Его великой.
Полюбился этот ответ князю Владимиру и попросил он грека рассказать о его вере. Долго говорил грек. Поведал он князю о сотворении мира, о гордости и высокоумии сатаны и низвержении его с неба. После рассказал об Адаме и Еве и их грехопадении, об изгнании из рая, об убийстве Авеля Каином, о грехах людских и о том, как забыли они Господа, о наказании потопом и обо всем, что было на земле до пришествия Господа нашего Иисуса Христа и вознесенья его.
Внимательно выслушал Владимир мудрого грека.
– Узнал я от тебя о том, что было. Теперь же скажи, что будет. Ведаешь ли о том?
– Поставил Господь один день, когда придет Он со славой судить живых и мертвых, и не будет конца Его Царствию. Воздаст Он всем жившим и живущим по их делам и праведные отправлены будут в рай, а грешники обречены на муки вечные.
Сказав так, показал грек Владимиру полотно, на котором изображено было судилище Господне. Сидит на престоле Господь Вседержитель. По правую руку в великом веселии идут в рай праведники, по левую же руку с плачем и стенанием шествуют грешники в вечную муку.
Долго смотрел русский князь на это полотно.
– Хотел бы я, чтобы народ мой был с теми кто справа, а не с теми, кто слева, – молвил он тихо.
– Если желаешь быть с праведными, то крестись, – твердо сказал ему грек.
Эти слова глубоко запали Владимиру в душу, однако он не дал сразу согласия.
– Подожду еще немного! – ответил он, отпуская греческих послов в Константинополь.
Вскоре Святославич созвал на совет старшую дружину и многих из славных мужей киевских и сказал им:
– Ведайте же: были у меня болгары-магометане, говорили со мной… Нет у них веселия в законе, страх один. Были латиняне… После приходили иудеи и ругали все законы, кроме своего. Нет чести в таком хулении. Были наконец и премудрые греки. Говорили: если кто примет нашу веру и будет праведен, тот хоть и умрет, да после встанет. Полюбился мне, мужи киевские, больше иных закон греческий.
Отвечали князю осторожные киевские старейшины:
– Сам ведаешь, Святославич, разве кто на торгу свое ругает? Все только расхваливают, и ни один своего не хулит. Если хочешь узнать доподлинно у кого какой закон, давай пошлем мудрых мужей наших по свету: пускай своими глазами посмотрят они на те веры и обычаи их. Не дело заглазно одним послам лишь верить. Кто знает, правду ли они молвили?
Понравилась князю эта речь.
– Разумно говорите, киевляне. Быть по сему. Отправим мы десять мужей опытных прежде к камским болгарам, от болгар к немцам, а затем к грекам. Пускай посмотрят они, как служат в тех странах своему Богу, а, вернувшись, нам поведают.
В тот же день выбрано было десять смышленых мужей и отправились они из Киева в иные земли.
«ВЗЯЛ Я ГОРОД ВАШ СЛАВНЫЙ МЕЧОМ МОИМ»
Когда посланные мужи вернулись, Владимир вновь созвал киевлян и старшую дружину на совет.
– Говорите, что видели, в каких странах были, – велел он прибывшим.
Низко поклонились ему посланные мужи.
– Прежде иных были мы у болгар, видели как служат Аллаху магометане. Сидят они в храме своем без пояса, то и дело простираясь ниц, а, вставая, озираются, как безумные. Нет добра в их законе… Следом за болгарами были мы у немцев. Нет у латинян лепоты в службе, нет щемления сердечного, не полюбилось нам служенье их. Недолго пробыли мы у немцев – собрались, отправились к грекам.
– Видели ли вы, как служат Богу греки? – с волнением спросил Владимир.
– Видели, Святославич! Такая красота у них в храме, что словами передать того не умеем. А служба у них такова, что казалось нам, будто сам Бог сошел к храм и стоит там промеж священниками. Вовек, до последнего дыхания, не забыть нам того. Всякий, кто вкусил сладкого, не захочет уже горького, так и мы не хотим боле оставаться в язычестве. Не люба нам иная вера, кроме греческой.
Помолчав, повернулся князь к боярам и старшей дружине:
– Что скажете о том, мужи? По сердцу ли вам вера греческая, православная?
– По сердцу, Святославич, – отвечали бояре. – Коли дурен был бы закон греческий, не приняла бы его бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая среди всех женщин русских.
Увидев единство во всех мудрых мужах киевских, князь Владимир обрадовался.
– Быть по сему. Где же примем крещение? – спросил он.
– Где тебе будет любо, – ответила ему верная дружина.
Вскоре после того, в 988 году, случились у русичей разногласия с греческим городом Корсунем. Корсунский наместник нанес несправедливую обиду киевским торговым людям, и князь Владимир решил наказать его за это. Не в обычаях русичей было прощать обиды. Оскорбление одному было оскорблением всем.
Собрав большое войско, русичи осадили Корсунь и стали под ней укрепленным лагерем. Стенобитных орудий у них с собой не было, и, чтобы войти в город, князь Владимир велел насыпать у стен Корсуни земляной вал. Однако замысел этот не увенчался успехом, поскольку жители провели со своей стороны подкоп и, выбирая ночами землю, которую насыпали русичи, разносили ее потом по городу.
Безуспешная осада затягивалась. Греки со стен Корсуни насмехались над русичами почти безнаказанно: мощные укрепления города делали штурм бессмысленным.
Осаду пришлось бы снять, если бы среди корсунцев не отыскался друг русских по имени Настас. Этот Настас поднялся на стену и, привязав к стреле записку, пустил ее в русский стан. На свернутом пергаменте было написано: «Князь! Перекопай и перейми воду из колодца, который лежит от тебя к востоку. Вода из этого колодца по трубе идет в город. Нет в Корсуни иных колодцев, кроме этого».
Метко пущенная стрела вонзилась неподалеку от высокого шатра Владимира. Поутру Добрыня нашел ее и принес князю. Когда прочитали ему письмо, обрадованный Владимир радостно воскликнул:
– Если случится так, что от этого Корсунь сдастся, то будет это знамение, чтобы мне и народу моему креститься!
Вскоре вода из колодца была перекопана и отведена в другое русло. Защитники города стали страдать от жажды и через несколько дней открыли ворота. Русские рати вошли в город и заняли его.
Вступив в город, Владимир тотчас отправил послов к греческим царям Василию и Константину с такой грамотой: «Город ваш славный взял я мечом моим. Слышал я, что есть у вас сестра девица Анна умом светла и лицом прекрасна. Отдайте ее за меня и уйду я из Корсуни, а коли не отдадите, то и с Царьградом вашим то же сотворю, что ныне с Корсунью».
Зная, что не сравниться им с Владимиром отвагой и силой бранной, ибо была в ту пору в греческой зеле большая смута, опечаленные греческие императоры отвечали:
«Не дело девице христианке становиться женой язычника. Коли крестишься ты и единоверен будешь с нами – отдадим тогда тебе сестру. Если же язычником останешься, то лучше мы в бою все до единого поляжем, чем душу нашу на вечное мучение предадим.»
Полюбилась князю Владимиру эта речь. Увидел он, что словно сила чудесная направляет его к крещению.
– Добрыня, зови писцов! Пускай пишут ответ императорам греческим:
«Давно положил я на сердце креститься. Люба мне вера ваша православная и служение. Пускай священники ваши, что придут с Анной, крестят меня».
Обрадованные таким ответом, Константин и Василий стали убеждать свою сестру идти за Владимира. Девушка, печалясь, плакала, представляя себе поездку на Русь точно ссылку либо заточение. Ей не хотелось навек отправляться в чужую землю и становиться женой грозного князя русов.
Наконец, поддавшись на уговоры, Анна сказала братьям:
– Согласна я идти за Владимира. Верю я, затем совершается этот брак, чтобы Русь посредством того приняла веру истинную и обращена была на покаяние. Много бед до сего времени причиняла Русь грекам. Может хоть так смилостивится она над нами?
– Верно сказали князю русов: не только лицом прекрасна ты, но и умом светла, – отвечали ей братья Константин и Василий.
Вскоре в сопровождении священников, провожаемая плачущими братьями и всем двором Константинопольским, Анна села на корабль и поплыла морем в Корсунь.
Попутный ветер туго натягивал паруса, стремительно направляя корабли греков к Корсуни. Пораженные матросы говорили, что никогда прежде не доводилось им плавать столь скоро, не имея в пути задержек.
«Не плачь, не убивайся, девица! Сам Господь наш торопится свести тебя с женихом твоим, чтобы крещена через то была Русь языческая доселе,» – утешали Анну бывшие с нею священники.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
В то время как корабль с греческой царевной Анной и священниками приближался к Корсуни, Владимир захворал глазами и так сильно, что едва мог видеть. Тому, кто вернет князю зрение, обещана была большая награда. Многие искусные греческие лекари пытались вылечить князя, но все было тщетно.
Прибыв в корсунский порт, царевна Анна узнала о болезни своего жениха и послала сказать ему, что если он хочет прозреть, то должен, не мешкая больше, креститься. Получив такую весть, Владимир сказал:
– Если так случится, что я прозрею, то воистину велик будет Бог христианский.
Вскоре в главном храме епископ Корсунский с прибывшими из Царьграда священниками после оглашения крестил великого русского князя. При крещении Владимир был наречен христианским именем Василия. И произошло чудо. В момент, когда на него возложены были руки, Владимир внезапно прозрел, в чем и он сам, и все бывшие с ним увидели несомненное соизволение Господне.
Вскоре после венчания князь Владимир в славе великой, торжественно провожаемый всем народом корсунским, покинул греческий город. Вместе с князем и его верной дружиной на Русь отправлялись княгиня Анна и верный Настас, приславший на стреле записку. Кроме того в Киев отбывал и поставленный над Русью епископ Михаил, родом грек, и многие священники со всем потребным для богослужений и совершения таинств, а также части мощей святого Климента и Фифа – верного ученика его.
Сам же город Корсунь отдан был Владимиром обратно греческим царям Константину и Василию как «вено», или выкуп за невесту. Платить такой выкуп издревле было в обычае русичей.
Вскоре Владимир с дружиной и спутниками своими вошел в Киев. Все жители от мала до велика высыпали на улицы, приветствуя своего князя-защитника. Вместе с другими встречал его и отрок Яшка. Долго бежал Яшка за княжеским конем, пока не въехал Святославич в ворота городища.
Прибыв в Киев, Владимир немедленно приказал очистить его от идолов и языческих капищ.
– Да не будут сии болваны осквернять более нашу землю! – сказал он Добрыне.
Добрыня, вместе с Владимиром принявший святое крещение в Корсуни, набычившись, смотрел себе под ноги. Как и Святославич, он понимал, что уничтожить языческих болванов, в которых верят многие русичи, будет совсем непросто. Много прольется слез.
– Сотворю по воле твоей, княже, – сказал Добрыня.
Днем позже по всему Киеву, на всех крупных площадях его, запылали костры. Одних идолов сжигали, других секирами разрубали на части.
Причитали, шипели, угрожали вохвы, хватались за своих деревянных болванов, но дружинники отгоняли их, толкая древками копий. В смущении великом пребывал весь народ киевский.
Отрок Яшка, что бежал за княжеским конем, стоял на днепровской круче. Со страхом смотрел он, как грозного Перуна привязывают к лошадиным хвостам и с позором волокут с горы. Двенадцать приставленных дружинников били Перуна палками и кололи копьями.
– Зрите, русичи, что не бог это, а колода дубовая! – кричали они.
Кони от усилия проседали на задние ноги – так тяжел был Перун. Медленно, неохотно спускался он с горы. Бороздил усами землю, перекатывался тяжко. Откалывалась позолота под ударами копий.
Наконец Перуна подволокли к берегу и сбросили в Днепр. Глубоко ушло бревно под воду, а потом поднялось и, медленно вращаясь, поплыло по течению.
Многие киевляне проливали слезы и долго следовали за ним по берегу, провожая своего уплывающего истукана.
Из опасения, что Перуна выловят и спрячут, Добрыне пришлось даже приставить к нему нескольких воинов.
– Скачите за языческим истуканом и отталкивайте его от берега, если его прибьет волнами, – приказал он дружинникам.
– Долго ли следовать нам за ним? – спросили дружинники.
– До самых порогов днепровских.
Одновременно с уничтожением идолов Владимир приступил к проповеди народу Христовой веры. Прибывшие из Царьграда священники вместе с новым русским митрополитом Михаилом ходили по Киеву, разъясняя жителям слово Божье. Сам Святославич с крещеной дружиной своей участвовал в этой проповеди, вдохновляя сомневающихся личным примером.
– Любит князь наш народ свой. Коли не во благо было бы нам крещение, не принял бы он его сам и нам бы не велел принимать, – убеждали себя киевляне.
Когда жители в большинстве своем был подготовлены, Владимир велел оповестить, чтобы на другой день все являлись бы к Днепру для принятия крещения.
И вот 1 августа 988 года в погожий и солнечный день Русь приняла крещение.
Киевляне, стар и млад, входили в спокойные днепровские воды. Дряхлые старцы толпились у берега, а зрелые мужи и юноши смело шагали глубже, держа в руках младенцев. Взгляды всех были обращены к берегу. Там, на деревянном помосте, епископ Михаил и греческие священники в непривычных для русичей богатых церковных облачениях совершали Таинство крещения.
Восприемником своего народа был сам великий князь Владимир, с дружиной стоявший тут же на помосте и ободрявший киевлян одним своим присутствием.
Совершив крещение, епископ Михаил повернулся к князю. На глазах у епископа блестели слезы.
– Отчего плачешь, Михаиле? – удивленно спросил Владимир.
– Ощущаю я, как ныне благодать Господня снисходит на народ русский. Славен будет сей народ, надежной опорой станет он вере православной. Хоть и будут ждать его испытания великие, всё он вытерпит, приумножится и, всех врагов одолев, великую славу приимет.
Следующая цитата
28 июля Церковь празднует память равноапостольного князя Владимира и вместе с этим — Крещение Руси. Как проходило это событие и что ему предшествовало рассказываем в слайдах «Фомы».
Зачем было крестить Русь?
Затем, что Владимир, который был князем Киевским, сам принял крещение и стал христианином. В то время куда князь, туда и народ. Такие дела.
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий (1848–1918)
Последовательно возглавлял три крупнейшие митрополичьи кафедры - Московскую (1898–1912), Петербургскую (1912–1915), Киевскую (1915–1918). Много внимания уделял миссионерской работе, полемике с марксистами, церковному просвещению. Содействовал великой княгине Елизавете Федоровне в ее благотворительных инициативах. Был почетным председателем Всероссийского Поместного Собора. Убит 25 января 1918 года в Киево-Печерской лавре захватившими ее солдатами, стал одной из первых жертв большевистского террора. День гибели священномученика Владимира избран Церковью для празднования памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской.
А Владимиру это для чего?
Крещение Владимира — условие для его свадьбы с Анной, сестрой византийских правителей. Императоры Константин VIII и Василий II попросили военную помощь у князя. Тот, в свою очередь, попросил руку их сестры. Анна не могла выйти замуж за язычника, поэтому Владимир принял Крещение в Киеве с именем Василий.
Выходит, это было «крещение по расчету»?
Нет. До этих событий Владимир устроил «испытание веры» — князь хотел сменить язычество на другую религию. Он отправлял послов в другие страны и принимал у себя представителей разных религий. В итоге князь выбрал Восточное христианство — послов поразила торжественность богослужения в Константинополе.
И что, отдали Анну?
Не сразу. Императоры получили помощь, но сестру не отдавали. Тогда князь Владимир пришел под стены Корсуни (Херсонес) — тогда он принадлежал Византии, и взял город. Императорам пришлось отдать Анну, чтобы вернуть себе город.
Так, а дальше что?
Владимир приехал в Киев, убрал языческих идолов, которых было много в столице и крестил жителей в притоке Днепра — Почайне. Не сам, конечно — из Константинополя приехало духовенство.
Благоверный князь Владимир Мономах (1053–1125)
Правнук князя Владимира. Прозвище Мономах получил от матери - дочери византийского императора Константина IV Мономаха. Во время княжеских междоусобиц стал инициатором двух объединительных княжеских съездов (в Любече и Уветиче). В 1113 году его пригласили княжить киевляне. Написал «Устав Владимира Мономаха», ограничивший прибыли ростовщиков и облегчивший жизнь холопов, а также «Поучение», адресованное детям и призывающее князей к единству. День памяти - 28 июля.
Ага, знаем. Владимир крестил «огнем и мечом»
Как это вышло?
В конце IX века из Константинополя в Киев приехали миссионеры, которые крестили князей Аскольда и Дира с несколькими людьми. С этого момента в столице Руси уже были небольшие храмы. Потом в 957 году бабка князя Владимира, княгиня Ольга, во время визита в Константинополь приняла Крещение. Но основным Крещением Руси считается то, которое организовал князь Владимир. Именно поэтому Церковь называет его равноапостольным.
Владимир Соловьев (1853–1900)
Один из самых влиятельных русских религиозных философов. Высшим предназначением России считал служение идее всемирного общечеловеческого единения в христианском духе. Разрабатывал проекты объединения христианских Церквей. Оказал огромное влияние на религиозную и философскую мысль России конца XIX - начала ХХ века, стал родоначальником движения «богоискательства» в среде интеллигенции.
Каков духовный смысл Крещения?
«Если во внешнем отношении принятие христианства позволило войти новообращенному народу в семью христианских государств, то, с точки зрения изменений в самом человеке, истина Христова, по мысли выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского, обратила человека к его внутреннему миру, и тем самым способствовала росту национального самосознания».
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме в Кремле по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира, 28 июля 2015 года.
Читайте также: