Цитата из рассказа уроки французского нравственная стойкость
Обновлено: 06.11.2024
Имя главного героя не известно, но мзвестно, что ему 11 лет и он учится в 5 классе.
Характеристики:
Он живёт без отца и очень бедно («Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет - некуда»)
Он очень робкий и застенчивый («И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка»)
Он очень способный мальчик («Ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя»)
Он также настойчивый и упорный («А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата - десять из десяти»)
Он был отличником по всем предметам, кроме французского («Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки»)
Главный герой болеет от малокровия («Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова»)
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс профессиональной переподготовки
Следующая цитата
«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
«Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался».
Стремление к знаниям
« Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».
«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие. Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось — получится, и получится — не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли?»
Нравственная стойкость (преодоление голода, упорство в учёбе и в играх и др.)
«Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной».
«Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги».
«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит».
«Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых".
Стремление к правде и справедливости
«Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»
«Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками».
«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство - от противного».
Чувство собственного достоинства
« Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я».
«Лидия Михайловна уже ушла. Ничего, найдем, знаем, где живет, бывали. Значит, вот как: не хочешь садиться за стол — получай продукты на дом. Значит, так. Не выйдет. Больше некому».
«Мы договорились расплачиваться по окончании игры, но, если дело и дальше так пойдет, моих денег уже очень скоро не хватит, их у меня чуть больше рубля. Значит, за рубль переваливать нельзя — не то позор, позор и стыд на всю жизнь».
«Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама».
Гордость и застенчивость
« От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».
«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать».
«Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит».
Терпение, умение переносить боль и обиды
«В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали».
« Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».
«Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так с мной о? Что я им сделал?»
« Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором».
«…Нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу…Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый. Нет, только не так. Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
Неприятие обмана и предательства
«Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь поселок:— Переверну-у-ул!»
«И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, — там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой натуги. Это меня обидело, и я поднялся.— Нет, — заявил я, — так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно".
«Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель русского языка и литературы от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
СкрытьМеждународная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему: также Вы можете выбрать тип материала: Краткое описание документа:
Тема: В.Распутин. «Уроки французского». Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость и чувство собственного достоинства
Цель: продолжить работу над анализом художественного произведения; показать духовные ценности и нравственные законы, по которым живут герои рассказа; способствовать формированию этических норм взаимоотношений учащихся.
Оборудование: раздаточный материал для работы в микрогруппах.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
-О чем повествует рассказ «Уроки французского»?
-Что привлекает вас в мальчике? В его характере?
-В каких эпизодах проявляются эти черты характера?
-Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?
-Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
-Охарактеризуйте игроков в «чику» (Вадика, Птаху, Тишкина).
III . Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Подчеркивая важность детских впечатлений, В.Г.Распутин как-то заметил: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо». Продолжая эту мысль, он уточнил, что «чуть ли не упрямством всю жизнь» держался тех душевных открытий, которые им были сделаны до четырнадцати-пятнадцати лет.
И сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в рассказе «Уроки французского», выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.
IV. Работа над темой урока
1. Работа над сжатым пересказом
Найти страницы текста, посвященные столкновению с Вадиком и Птахой при игре в «чику» и страху разоблачения.
Можно сжато пересказать текст по плану:
1)Почему мальчик играет в «чику»?
2)Почему между ним и Вадиком с Птахой происходит столкновение?
3)Почему после избиения он снова ищет возможность играть?
2. «Учимся быть читателями» (беседа)
-Чью сторону приняли бы вы?
-Кому вы сочувствуете, а кого осуждаете?
-Какие душевные свойства главного героя вы считаете главными?
-В каких эпизодах они раскрываются?
3. Работа в группах ( по уровням) по составлению плана к рассказу о герое
1 уровень. Простой план
4)Занятия французским языком.
5)Игра в «замеряшки».
6)Лидия Михайловна уехала.
2 уровень. Цитатный план
1) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».
2) «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
3) «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль – уже не на молоко, а на хлеб».
4) «Я шел туда как на пытку».
5) «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».
6) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
4. Слушание рассказов о главном герое по составленному плану
5. Работа в микрогруппах («Мозговой штурм»)
Учащиеся объединяются в микрогруппы, каждая из которых получает карточку «Твое поведение в сложившейся ситуации».
1) Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища. Какие действия ти предпримешь?
2) Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия?
3) Сформулируйте ситуацию из этики взаимоотношений подростков и предложите решить ее классу.
Комментарий для учителя . В работе микрогрупп используется активная методика распределения заданий. Детям предлагаются задания с различными ситуациями. В ответах дети выражают собственные точки зрения. Учащиеся нацеливаются на глубокий, связный ответ, умение обобщать. Делать выводы.
V . Подведение итогов. Рефлексия
Фронтальная беседа («Микрофон»)
-Что нового о герое вы узнаёте в каждом из последующих эпизодов?
-Какие «уроки» преподносит мальчику жизнь?
VI . Домашнее задание: выписать опорные слова для устного выборочного изложения на тему «Как Лидия Михайловна помогала своему ученику».
Следующая цитата
Цель: продолжить работу над анализом художественного произведения; показать духовные ценности и нравственные законы, по которым живут герои рассказа; способствовать формированию этических норм взаимоотношений учащихся.
Оборудование: раздаточный материал для работы в микрогруппах.
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
-О чем повествует рассказ «Уроки французского»?
-Что привлекает вас в мальчике? В его характере?
-В каких эпизодах проявляются эти черты характера?
-Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых?
-Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
-Охарактеризуйте игроков в «чику» (Вадика, Птаху, Тишкина).
III . Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Подчеркивая важность детских впечатлений, В.Г.Распутин как-то заметил: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо». Продолжая эту мысль, он уточнил, что «чуть ли не упрямством всю жизнь» держался тех душевных открытий, которые им были сделаны до четырнадцати-пятнадцати лет.
И сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в рассказе «Уроки французского», выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.
IV. Работа над темой урока
Работа над сжатым пересказом
Найти страницы текста, посвященные столкновению с Вадиком и Птахой при игре в «чику» и страху разоблачения.
Можно сжато пересказать текст по плану:
1)Почему мальчик играет в «чику»?
2)Почему между ним и Вадиком с Птахой происходит столкновение?
3)Почему после избиения он снова ищет возможность играть?
2. «Учимся быть читателями» (беседа)
-Чью сторону приняли бы вы?
-Кому вы сочувствуете, а кого осуждаете?
-Какие душевные свойства главного героя вы считаете главными?
-В каких эпизодах они раскрываются?
3. Работа в группах ( по уровням) по составлению плана к рассказу о герое
1 уровень. Простой план
4)Занятия французским языком.
5)Игра в «замеряшки».
6)Лидия Михайловна уехала.
2 уровень. Цитатный план
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».
«Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
«Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль – уже не на молоко, а на хлеб».
«Я шел туда как на пытку».
«Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».
«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
4. Слушание рассказов о главном герое по составленному плану
5. Работа в микрогруппах («Мозговой штурм»)
Учащиеся объединяются в микрогруппы, каждая из которых получает карточку «Твое поведение в сложившейся ситуации».
Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища. Какие действия ти предпримешь?
Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия?
Сформулируйте ситуацию из этики взаимоотношений подростков и предложите решить ее классу.
Комментарий для учителя . В работе микрогрупп используется активная методика распределения заданий. Детям предлагаются задания с различными ситуациями. В ответах дети выражают собственные точки зрения. Учащиеся нацеливаются на глубокий, связный ответ, умение обобщать. Делать выводы.
V . Подведение итогов. Рефлексия
Фронтальная беседа («Микрофон»)
-Что нового о герое вы узнаёте в каждом из последующих эпизодов?
-Какие «уроки» преподносит мальчику жизнь?
VI . Домашнее задание: выписать опорные слова для устного выборочного изложения на тему «Как Лидия Михайловна помогала своему ученику».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс повышения квалификации
Следующая цитата
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Читайте также: