Цитата из апокалипсиса про число зверя
Обновлено: 07.11.2024
Откр.13:1 . И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
Под «зверем» иные разумеют некоторую нижайшую силу сатаны, властвующую над прочими демонами, а под выходящим после него из земли – антихриста. Мефодий, Ипполит и другие настоящего зверя считают за самого антихриста, выходящего из моря житейского, потрясаемого бурями и сильно волнующегося. Десять рогов с венцами и семь голов указывают, что диавол и антихрист одно и то же (ибо и выше это отнесено к нему же), но вместе с этим и на разделение в последние времена земли на десять царств и соответствующее сему миру царство седьмое, измеряемое семью днями и разделяющееся, как увидим ниже, на семь периодов. Поэтому сатана, действующий в нем, и называется князем века сего. Его хульное имя написано на его головах, то есть помощниках и слугах, ибо они непрестанно хулили Бога от начала мира до великого и благочестивого Константина, после которого богохульниками были Юлиан и Валент.
Откр.13:2 . Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва;
«Рысью» называется царство греческое, «медведем» – персидское, а «львом» – вавилонское; над ними будет господствовать антихрист, который, придя как римский царь, разрушит их владычество, когда увидит их глиняные персты, означающие слабость и удоборазрушимость разделенного на десять частей царства.
и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
Сатана, сей мысленный змей, чтобы погубить некрепких, даст антихристу всякую власть и силу в ложных знамениях и чудесах.
Откр.13:3 . И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.
Слова «видех едину от глав его яко закалену в смерть» указывают или на то, что кто-нибудь из его князей, умерщвленный посредством чарований антихриста и ослепления людей, будет им ложно показан воскрешенным, как делал это Симон волхв, обличенный апостолом Петром – или же что римское царство, как бы погибавшее от разделения, под единою властию антихриста (как кесаря Августа) восстанет снова сильным.
И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,
Откр.13:4 . и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
«И чудися вся земля». Чудо, ложно сотворенное антихристом, будет приписано действующему в нем диаволу; чрез него будут поклоняться и змию; для ослепленных духовно он покажется воскресителем мертвых и совершителем чудес.
Откр.13:5 . И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
Откр.13:6 . И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
«Сорок два месяца» означают, что он, по попущению Божию, будет иметь власть хулить Бога и притеснять святых три с половиною года. "Селение Божие» означает воплощение Бога Слова, Его пребывание во плоти, и покой во святых, на которых, как и на Ангелов, направит зверь свое хуление.
Откр.13:7 . И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
Откр.13:8 . И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
«И дана бысть ему область на всяком колене и на языцех». Власть свою он употребит против всякого племени и народа, но завладеет лишь теми, чьи имена не записаны в книгу жизни.
Откр.13:9 . Кто имеет ухо, да слышит.
Откр.13:10 . Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.
Если кто пленяет, тот сам будет пленен, и каждый получит соответствующее его делам воздаяние; так, замышляющие зло ближнему будут пленены диаволом и подвергнутся смерти душевной от меча сатаны, как говорит апостол Петр: «имже. кто побежден бывает, сему и работен есть» ( 2Пет. 2:19 ). Содержащие же неоскверненную, чистую веру и твердое в искушении терпение не будут изглажены из книги животной. Да удостоит милосердый Бог быть соучастниками их и нас, которые считают ничтожными по сравнению со славою, ожидающею святых, страдания настоящей жизни и мужественно идут по тесному пути, чтобы в конце его, в будущем веке достигнуть славы, покоя и широты душевной и воцариться со Христом, Ему же со Отцем и Святым Духом подобает всякое благодарение и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Статья тридцать седьмая
Статья тридцать восьмая
Следующая цитата
Новый Завет
1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
9 Кто имеет ухо, да слышит.
10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.
11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Следующая цитата
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки:
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть <…> И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. <. > И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18
Как это понимать?
Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.
А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.
Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.
Германия, 1367
Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.
Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.
Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.
Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».
В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви (Священный Синод – орган управления Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими соборами, представляет собой собрание девяти архиереев, заседающих постоянно, и еще пяти, участвующих на временной основе. Председатель Священного Синода – Патриарх Московский и всея Руси. - Прим. ред.) принял специальное заявление по поводу штрих-кодов, которые государство как раз в то время стало активно внедрять в торговле, статистике, учете движения товаров и т. д. В этом заявлении сквозит серьезная тревога: ведь каждый штрих-код, изображающий числа в виде линий разной толщины, «заключает в себе три разделительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры "6"».
«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».
Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».
Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.
Чем важно это пророчество?
Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).
Где еще звучит это пророчество?
Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.
Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. <…> Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
О скверном имени антихриста
Откр.13:18 . Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим. Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге. Если исследовать слова, то, по мнению Ипполита и других, можно найти множество имен, и собственных, и нарицательных, соответствующих этому числу. Собственные, например: Лампетис («лампетио»), Титан («титан»), Латинник («латинос»), также Венедикт («венедиктос»), что значит благословенный, может быть, в подражание единому благословенному Христу; нарицательные же: худой руководитель («какое одигос»), древний завистник («палевасканос»), истинно вредный («алифос влаверос»), неправедный агнец («амнос адикос»). Этими именами будут называть отвергшие обольщение того, для кого славою служит постыдное.
Следующая цитата
С началом распространения коронавирусной инфекции, а также паникой, усердно нагнетаемой СМИ, активизировались и апокалиптические чаяния церковного народа. Ситуацию усугубляет еще и тот факт, что на каноническую территорию большинства Православных Церквей все это безобразие пришло в Великий пост, а пик заболеваемости подкрался аккурат под Пасху.
При таком положении дел невольно приходят на ум слова Христа: и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней (Мк 13:8). Но следует сказать, что мы далеко не первые православные христиане, кто попал в подобную ситуацию. К примеру, «Устав о карантинах, составленный по Своду законов изд. 1857 года и по Продолжению 1876 года», пункт 1378, предписывает закрытие/открытие храмов (богослужения) по усмотрению местного начальства. При этом пунктами 831 и 835 за нарушение карантинных мер предполагается серьезное взыскание, вплоть до смертной казни. Есть также распоряжение Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Пимена, по Ставропольской епархии, № 24/И11, 1970 года, в связи с распространением эпидемии, запрещающее причащение народа, целование икон, крестов и прочих уже знакомых мер.
Но сегодня вроде как время особенное, поэтому, дабы немного успокоиться, нужно сказать пару слов о том, что же нам говорит Откровение апостола Иоанна Богослова. Начать хотелось бы с конца, а точнее со слов: Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (Откр 22:20–21).
Давайте подумаем вот о чем: если, предположительно, кто-то из нас все-таки доживет до последних времен, то он все равно увидит лишь некую малую часть тех страшных событий, касающихся конкретно его жизни.
Но вот апостол Иоанн лицезрел все в совокупности — и после этого он не трясется, не паникует, а заканчивает свое повествование таким замечательным возгласом. Таким образом, итоговый акцент он все равно делает на Спасителе, а не на антихристе.
Сегодня приходится слышать много фантазий некоторых ученых, философов и писателей о космическом прошлом или кибернетическом, технократическом будущем человечества, выстраиваются возможные планы и сценарии, но только вот все эти разговоры избегают самого главного — смысла. Куда мы идем? Для чего существуют люди? Почему существует мир? Неужели все закончится сырой могилой для каждой отдельной личности и пустым безжизненным пространством для вселенной?
Мы прекрасно понимаем, что нет. Поэтому Апокалипсис, как часть Священного Писания, — это еще и книга смыслов. В ней нужно видеть не крах нашей больной цивилизации, к которой мы так привязаны, а потому и боимся, не разрушение наших надежд и планов на отпуск, в конце концов, даже не трудности, которые придется пережить последним христианам на земле, а победу Христа над дьяволом, победу жизни над смертью, уничтожение всего того зла, что делается человеческими руками и бесовскими лапами.
Ждать нужно не «козлиную морду», думающую, что она чем-то тут руководит и что-то может в отрыве от Бога, а бесконечно любящего нас Творца. После Страшного суда, наступит время, когда иссякнет, пропадет христианская надежда, все будет решено, но до тех пор мы живем чаяниями на вечное блаженство с Тем, Кто свою жизнь отдал за нас.
Давайте вернемся к сегодняшней ситуации. О болезнях при конце света сказано достаточно ясно, и мы все эти места хорошо знаем. Но вот вопрос: можно ли коронавирусную инфекцию рассматривать как стопроцентный признак пришествия антихриста? Думаю, что нет. Это ни в коем случае не значит, что нужно оставить молитву, трезвение, расслабиться и «залипнуть» в Интернете и компьютерных играх на карантине.
Приведем пример. В шестой главе Откровения читаем следующее: И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8). Евсевий Кесарийский упоминает, что многие христиане ассоциировали эти слова не с далеким будущим, а со временем гонений императора Максимиана.
Упоминание о болезнях можно видеть и в таких словах: Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр 16:10–11). Здесь же речь идет о язвах, которыми Господь поразит обольщенных антихристом людей, т. е. о вполне конкретном физическом наказании, вряд ли это можно отнести к коронавирусу, при его-то 80 % легкости форм и смертности в 3-4 %, причем людей в среднем 70-80 лет.
В двенадцатой главе мы читаем о явлении некой жены, с венцом из звезд, облеченной в солнце, и луной под ногами, которая имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:2). Некоторые толкователи видели в этом образе Богородицу, но такие святители, как Ипполит, Мефодий и Андрей Кесарийский относят его к Церкви. А вот «муки рождения» — это устойчивый термин, обозначающий скорби последних времен, с которыми предстоит столкнуться христианам. Здесь напрямую напрашивается аналогия со словами апостола Павла: Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес 5:3).
Подведем маленький итог. В Апокалипсисе действительно есть указания на болезни, но выглядят они гораздо конкретнее и устрашающе, чем во многом «дутая» паника вокруг коронавируса.
То, что сегодняшние мировые события — это некая репетиция будущих действий по прельщению людей антихристом, вполне возможно, но нам еще предстоит это осознать исходя из последствий, которые наступят в дальнейшем.
Сейчас же что-то утверждать с весомой долей вероятности еще не приходится. Стоит ли нам, христианам, бояться возможных грядущих испытаний? Конечно, нет. Мы же ждем не антихриста, а Спасителя нашего, а если кому и доведется увидеть кончину мира, то время это, несмотря на всю тяготу, должно стать временем счастливого и терпеливого ожиданий самой важной встречи со Христом: Ей, гряди, Господи Иисусе!
О лжепророке
Откр.13:11 . И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
По мнению одних, зверь этот – антихрист, а по другим – сатана, а два рога его – антихрист и лжепророк. Если полагать, что и лжепророк явится в своем лице, то не будет неуместным принять змея за сатану, зверя, выходящего из моря – за антихриста, а этого зверя, по мнению блаженного Иринея, за лжепророка. Он выходит из земной, полной скверн жизни и имеет два рога, как агнец, чтобы овчею шкурою скрыть убийственность волка и потому, что сначала он примет образ благочестия. Об этом блаженный Ириней говорит так: «Об оруженосце, которого называют и лжепророком, нужно сказать, что он говорил как змей. Ему сообщена власть совершать знамения и чудеса, чтобы, шествуя пред антихристом, приготовить ему путь погибели. Исцеление язвы зверя мы считаем или за временное, кажущееся соединение разделившегося царства, или же за восстановление на краткое время антихристом владычества сатаны, разрушенного Крестом Господним, или, наконец, мнимое воскрешение какого-нибудь умершего из близких ему. Будет говорить как змей, ибо он будет делать и говорить свойственное начальнику зла – диаволу».
Откр.13:12 . Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;
Откр.13:13 . и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
Волшебством и обманом предтеча отступника-лжехриста все будет делать для обольщения людей, чтобы они считали антихриста за Бога, как славного чудотворца и удостоившегося такого прославления подобно Крестителю, приводившему верующих ко Спасителю, ибо для обольщения людей и ложь старается подражать истине. Поэтому неудивительно, если обольщенные увидят глазами сходящий с неба огонь, так как нам известно еще из истории Иова, что по попущению Божию с неба действием сатаны сошел огонь и сжег его стада ( Иов. 1:16 ).
Откр.13:14 . И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле,
Обольщает тех, у кого сердце постоянно устремлено на земное, но он не может обольстить тех, которые приобрели жительство на небе, ибо они совершенно утверждены предсказанием его пришествия.
говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
Откр.13:15 . И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
Откр.13:16 . И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
Откр.13:17 . и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Рассказывают, что бесы по волшебству нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и прочего; может быть, даже и чрез тела умерших, как показывал это Симон волхв перед римлянами в присутствии апостола Петра, который и обличил обман его, показав восстание мертвых, которых он воскресил сам. Поэтому нет ничего странного и в том, что предтеча и оруженосец антихриста при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, прикажет избивать всех не поклоняющихся ему и попытается всем наложить начертание гибельного имени отступника и обольстителя на правых руках, чтобы отнять силу для совершения добрых дел, а также и на челе, чтобы сделать прельщенных дерзновенными в обольщении и тьме. Но те, у которых лица запечатлены Божественным светом, не примут его. И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни.
Читайте также: