Цитата это в русском языке определение 8 класс

Обновлено: 19.09.2024


Урок 49. Цитата
В данном отрывке из рассказа Максима Горького «Челкаш» не хватает знаков препинания. Вставьте пропущенные знаки, где это необходимо.
Бери, говорю. ─ взревел Челкаш, страшно вращая глазами.
Прости. Тогда возьму. ─ робко сказал Гаврила и пал в ноги Челкаша на сырой песок, щедро поливаемый дождем.
Врешь, возьмешь! ─ уверенно сказал Челкаш…
Данный отрывок, представлен в форме диалога, поэтому перед каждой репликой ставится тире.
─ Бери, говорю. ─ взревел Челкаш, страшно вращая глазами.
─ Прости. Тогда возьму. ─ робко сказал Гаврила и пал в ноги Челкаша на сырой песок, щедро поливаемый дождем.
─ Врешь, возьмешь! ─ уверенно сказал Челкаш…
Сегодня уроке мы узнаем способы введения дословной выдержки из художественного текста в авторский текст, научимся правильно пунктуационно оформлять цитату.
Основное содержание урока
Цитата - это дословная выдержка из устного или письменного текста.
Например:
Героиня Максима Горького старуха Изергиль говорила: «Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать».
Цитаты приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей.
Существует несколько способов оформления цитат.
Способ первый:
Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение, она оформляется так же, как прямая речь.
Например:
Альбер Камю писал: «Свободен тот, кто может не лгать».
В данном примере прямая речь стоит после слов автора, поэтому между ними ставится двоеточие.
Способ второй:
Если цитата включена в авторский текст в качестве составной части, то прямая речь заменяется на косвенную.
Например:
Альбер Камю писал, что «свободен тот, кто может не лгать».
или
Альбер Камю считал свободным того, «кто может не лгать».
В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, а двоеточие не ставится.
Способ третий:
Цитату можно внести в текст с помощью вводного слова.
Например:
По словам Альбера Камю, «свободен тот, кто может не лгать».
В этом случае по правилам пунктуации вводное словосочетание «по словам Альбера Камю»выделяется запятой.
Заметим, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключаются в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся.
Например:
В заглавной строфе стихотворения, посвященного Анне Керн, Александр Пушкин описывает первую встречу с возлюбленной:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Эпиграф также обычно не выделяется, а ссылка на источник указывается на следующей строчке.
Например:
Александр Сергеевич Пушкин
Капитанская дочка
Береги честь смолоду.
Русская пословица.
Ключевые слова:
Цитата, предложения с прямой и косвенной речью, вводное слово, стихотворный текст, эпиграф.
Основные понятия:
Цитата - это дословная выдержка из устного или письменного текста.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите верное оформление цитаты.
1. А. Н. Островский говорил: Моя задача – служить русскому драматическому театру.
2. А. Н. Островский говорил: моя задача – служить русскому драматическому театру.
3. А. Н. Островский говорил, «моя задача – служить русскому драматическому театру».
4. А. Н. Островский говорил: «Моя задача – служить русскому драматическому театру».
Алгоритм выполнения задания:
1.Прочитать предложения.
2. Определить способ оформления цитаты. (с помощью прямой речи)
3. Указать правильное оформление цитаты с помощью прямой речи. (Прямая речь стоит после слов автора, поэтому между ними ставится двоеточие, а сама цитата заключается в кавычки).
4. Указать верный вариант ответа.
Ответ: 4.
Разбор типового контрольного задания
Установите соответствия между предложениями с цитатой и способом цитирования
1. По мнению И. С. Тургенева, писатель «должен быть психологом, но тайным».
2. «Литература должна быть выражением жизни общества, и общество ей, а не она обществу даёт жизнь»,— заявлял В. Г. Белинский.
3. К. Г. Паустовский считал, что «радостен писательский труд – тяжелый и многолетний».
а) с помощью прямой речи
б) с помощью косвенной речи
в) с помощью вводного слова
Алгоритм выполнения задания:
1.Прочитать предложения.
2. Определить способ оформления цитат. (1 – с помощью вводного словосочетания «По мнению И. С. Тургенева»; 2 – с помощью прямой речи, прямая речь стоит перед словами автора; 3 - с помощью косвенной речи, цитата включена в текст в качестве составной части, пишется со строчной буквы, косвенная речь присоединяется с помощью союза «что»)
3. Установить соответствия.
Ответ: 1 –в, 2 –а, 3 –б.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

в разработке

в разработке

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Следующая цитата

Обособление определений

На этом уроке вы познакомитесь с обособленным определением, узнаете, с помощью каких частей речи оно может выражаться, подробно рассмотрите все правила пунктуации при написании обособленных определений.

Следующая цитата

Цитаты и знаки препинания при них

Цель урока – изучить правила оформления цитат; уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании, определить основные правила цитирования.

Следующая цитата

В данном отрывке из рассказа Максима Горького «Челкаш» не хватает знаков препинания.
Вставьте пропущенные знаки, где это необходимо.

Бери, говорю. — взревел Челкаш, страшно вращая глазами.
Прости. Тогда возьму. — робко сказал Гаврила и пал в ноги Челкаша на сырой песок,
щедро поливаемый дождем.
Врешь, возьмешь! — уверенно сказал Челкаш…

Читайте также: