Бунин окаянные дни цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Произведения Ивана Бунина сложно отнести к какому-либо направлению Серебряного века, да он и сам не причислял себя ни к символистам, ни к реалистам, ни к романтикам. И писатель, и его произведения стоят в русской литературе особняком. Самой лучшей характеристикой Бунину будет, пожалуй, то, что он был первым русским автором, получившим Нобелевскую премию.

Будущий писатель родом из Воронежа, а детство его прошло в фамильной усадьбе в Орловской губернии, где на просторах полей он с замиранием сердца слушал рассказы крестьян о стародавних временах. Проникнувшись народным творчеством, своё первое стихотворение Иван написал в восемь лет. Далее последовала проза, где он подражал Пушкину и Лермонтову.

Затем Бунины перебрались в Озерки, большую красивую деревню, где обучением Ивана начинает заниматься Юлий, его старший брат. Позже Бунин напишет об этом периоде:

«Он прошёл со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук; кроме того, мы без конца вели с ним разговоры о литературе».

Мальчику не интересны гимназические занятия, писать самому — другое дело. И вскоре в столичной газете он публикует сначала два стихотворения, а после и рассказы, лейтмотивом которых, впрочем, как и почти всего творчества, становятся воспоминания о детстве. Перебравшись в Орёл, Бунин работает в газете и издаёт первый стихотворный сборник.

Иван Алексеевич много путешествует по Европе, где знакомится с произведениями других поэтов и приступает к их переводу, не забывая и о собственном творчестве. Правда, очередные его сборники критики приняли прохладно, заклеймив литератора «старомодным пейзажистом».

Революция 1905 года вызвала у Бунина непонимание: в повестях «Деревня» и «Суходол» и некоторых рассказах он пытается осмыслить происходящее, «русскую душу, её своеобразные сплетения, её светлые и тёмные, но почти всегда трагические основы».

Бунина замечают, высоко оценивают и присуждают Пушкинскую премию, а также отмечают почётными званиями в области словесности.

Октябрьская революция разрушила весь мир писателя. Он воспринял её как личную катастрофу и как катастрофу для всей страны. Бунин не пытался её принять: из охваченного бунтами Петрограда он перебрался в Москву, а потом — в Одессу. Всё это время он вёл дневник, куда записывал свои мысли о том, что видел, и о том, к чему это может привести, как он полагал. С негодованием Бунин обличает большевистскую власть и обращается к народу:

«Народ мой! На погибель вели тебя твои поводыри».

Позже эти воспоминания Бунин назовёт «Окаянные дни» и опубликует в эмиграции. В 1920-м писатель с супругой покинули родной берег. Через Турцию, Болгарию и Сербию они оказались в Париже.

Бунин страдал, тоска по родине не отпускала. Он практически перестал творить, лишь перебирал дневники. Но вот постепенно стал возвращаться к литературе, появляются первые рассказы, и тут — страшное известие о смерти брата. Писатель снова погружается в литературное молчание.

Но семье были необходимы средства, к тому же издательства европейских столиц наперебой просят книги для публикаций. Бунину ничего не остаётся, как печатать свои старые рассказы. Правда, за них и платили копейки. Зато пошли отклики в прессе:

«Бунин — настоящий русский талант, кровоточащий, неровный и вместе с тем мужественный и большой. Его книга содержит несколько рассказов, которые по силе достойны Достоевского».

Чувство угнетённости постепенно проходит. Бунин выступает с лекциями, публикует статьи, а произведения этого времени являются вершиной его литературного творчества. Это, прежде всего, цикл «Тёмные аллеи», повесть «Митина любовь» и роман «Жизнь Арсеньева».

Впервые на Нобелевскую премию Бунина выдвигают в 1922 году. Сделал это Ромен Роллан. Но лауреатом в итоге стал ирландский поэт. Спустя четыре года опять заговорили о выдвижении Бунина, но снова не срослось. Эпопея продолжалась до 1933-го, когда Иван Алексеевич наконец стал лауреатом. В решении говорится, что Бунин награждается «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

Деньги надолго у писателя не задержались:

«…Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120000 франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно».

Казалось бы, что ещё человеку нужно для счастья? Деньги, вилла в курортном городке, жена, даже молодая пассия была — живи да радуйся! Но Бунин до последнего дня мечтал о возвращении домой:

«Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?»

Иван Алексеевич даже напрямую писал Алексею Толстому, имеющему вес в Советском Союзе, о том, что хочет вернуться на Родину. Однако мечта его так и не осуществилась…

Следующая цитата

Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность – вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко!

одна из самых отличительных черт революций – бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна.

Следующая цитата

Впрочем, многое и от глупости. Толстой говорил, что девять десятых дурных человеческих поступков объясняются исключительно глупостью. – В моей молодости, – рассказывал он, – был у нас приятель, бедный человек, вдруг купивший однажды на последние гроши заводную металлическую канарейку. Мы голову сломали, ища объяснение этому нелепому поступку, пока не вспомнили, что приятель наш просто ужасно глуп.

Вчера долго сидел у нас поэт Волошин. Нарвался он с предложением своих услуг («по украшению города к первому мая») ужасно. Я его предупреждал: не бегайте к ним, это не только низко, но и глупо, они ведь отлично знают, кто вы были еще вчера. Нес в ответ чепуху: «Искусство вне времени, вне политики, я буду участвовать в украшении только как поэт и как художник». В украшении чего? Виселицы, да еще и собственной? Все-таки побежал. А на другой день в «Известиях»: «К нам лез Волошин, всякая сволочь спешит теперь примазаться к нам…» Теперь Волошин хочет писать «письмо в редакцию», полное благородного негодования. Еще глупей.

Одно из древнейших дикарских верований: «Блеск звезды, в которую переходит наша душа после смерти, состоит из блеска глаз съеденных нами людей…» Теперь это звучит не так уж архаично.

Следующая цитата

Среди всех дневниковых книг о революции своей жесткостью, непримиримостью и полным неприятием происходящего выделяется книга великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина "Окаянные дни".

Бунин вел дневник с 1918 по 1920 годы, находясь в Москве и Одессе и скрупулезно записывая ужасы, которым он стал свидетелем.

Революция для Бунина - это окаянные дни, кровавый кошмар, трагедия мирового масштаба, а также переломный этап в его жизни и творческой судьбе.

Книгу отличает злость, гнев, а порой и настоящее бешенство, которое автор дневника выплескивает на большевиков. Троцкий, Ленин, Дзержинский для него - это не люди, а некие инфернальные существа, которые терзают Россию.

Иллюстрация к "Окаянным дням" Бунина. Общественное достояние. Иллюстрация к "Окаянным дням" Бунина. Общественное достояние.

Первая публикация "Окаянных дней" состоялась в 1925 году в эмигрантской газете "Возрождение". Полностью книга вышла в 1936 году в издательстве «Petropolis».

В Советском Союзе "Окаянные дни" была официально запрещена: книга вышла только во времена Перестройки.

Дневник Бунина - это заметки немолодого уже человека (в 1917 году Ивану Алексеевичу исполнилось 47 лет), который оказался выбитым из привычной жизненной колеи. Бунин не понимает, как жить дальше, что делать. Его идеалы рухнули, он проклинает все вокруг и находится в полном отчаянии. Даже столь любимая Буниным природа больше не успокаивает его, не дает умиротворения. Иван Алексеевич не может работать, только читает газеты и напряженно следит за происходящим в стране кровавым хаосом.

Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность - вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко! Ив. Бунин. "Окаянные дни".

Разве многие не знали, что революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, всегда в конце концов попадает из огня да в полымя? Ив. Бунин. "Окаянные дни".

Иллюстрация к "Окаянным дням" Бунина. Общественное достояние. Иллюстрация к "Окаянным дням" Бунина. Общественное достояние.

Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: «Cave furem». На эти лица ничего не надо ставить, – и без всякого клейма все видно. Ив. Бунин "Окаянные дни".

Сатана каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода. Ив. Бунин "Окаянные дни".

В мире уже тогда произошло нечто невообразимое; брошена была на полный произвол судьбы – и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны – величайшая на земле страна… оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество. Ив. Бунин "Окаянные дни".

Иллюстрация к "Окаянным дням" Бунина. Общественное достояние. Иллюстрация к "Окаянным дням" Бунина. Общественное достояние.

Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…» Ив. Бунин "Окаянные дни".

Народу, революции все прощается, – «все это только эксцессы». А у белых, у которых все отнято, поругано, изнасиловано, убито, – родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры, – «эксцессов», конечно, быть не должно. Ив. Бунин "Окаянные дни".

Горькая, мрачная, страшная книга разочарованного в своем народе и в своей стране человека. Но читать "Окаянные дни" необходимо - так полнее понимаешь всю непреодолимую глубину разобщения и взаимного неприятия, которая существовала в России времен Гражданской войны.

Еще больше статей про книги, про фотографии, про исторических личностей, про писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!

Читайте также: