Булыжник оружие пролетариата автор цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Булыжник - оружие пролетариата (скульптура) — И. Д. Шадр Булыжник оружие пролетариата, 1927 гипс; бронза. Третьяковская галерея, Москва «Булыжник оружие пролетариата» название скульптуры, выполненной И. Д. Шадром в … Википедия
Булыжник — оружие пролетариата (скульптура) — И. Д. Шадр Булыжник оружие пролетариата, 1927 гипс; бронза. Третьяковская галерея, Москва «Булыжник оружие пролетариата» название скульптуры, выполненной И. Д. Шадром в … Википедия
Булыжник - оружие пролетариата — И. Д. Шадр Булыжник оружие пролетариата, 1927 гипс; бронза. Третьяковская галерея, Москва «Булыжник оружие пролетариата» название скульптуры, выполненной И. Д. Шадром в … Википедия
Оружие пролетариата — И. Д. Шадр Булыжник оружие пролетариата, 1927 гипс; бронза. Третьяковская галерея, Москва «Булыжник оружие пролетариата» название скульптуры, выполненной И. Д. Шадром в … Википедия
Булыжник — оружие пролетариата — 1. Публ. О средстве борьбы пролетариата за свои права. Дядечко 1, 63. 2. Разг. Шутл. О последнем аргументе в споре. Дядечко 1, 63. 3. Жарг. гом. Шутл. Мужской половой орган. Шах. 2000. /em> Название скульптуры И. Шадра (1927 г.) … Большой словарь русских поговорок
Шадр, Иван Дмитриевич — Иван Дмитриевич Шадр Иван Шадр в своей Московской студии (1930) … Википедия
Следующая цитата
"Булыжник - оружие пролетариата" давно стало крылатой фразой, но не все знают, что у этой фразы есть вполне физическое воплощение, с которого она и началась.
Так называется скульптура советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра, выполненная в 1927 году. Скульптура посвящена Русской революции 1905 года и изображает молодого восставшего рабочего, выламывающего из мостовой булыжник, чтобы применить его с понятной из названия целью: использовать в битве с врагами.
В 1967 году, в 50-ю годовщину Октябрьской Революции, в центре столицы была установлена бронзовая копия знаменитой скульптуры - до сих пор она стоит в парке Декабрьского восстания неподалёку от станции метро "Улица 1905 года". Гипсовый оригинал находится в Государственной Третьяковской галерее.
Рабочий, выполненный в реалистической манере, установлен на невысокой гранитной плите; позади скульптуры находится гранитная стена, на которой выложены слова Владимира Ленина: "Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы были не напрасны".
Булыжник оружие пролетариата является одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX века. В основе композиции лежит виток раскручивающейся спирали. Рельефная пластика тела пролетария передана скульптором очень выразительно и точно показывает состояние душевного подъёма, создавая героический образ, символизирующий эпоху Октябрьской революции и начала Советской власти. Напряжённость борца-пролетария роднит его с Дискоболом Мирона, а волевая устремлённость, читающаяся в чертах лица, с Давидом Микеланджело.
Шадру удалось соединить в неразрывное целое красоту духа с вечной красотой формы, как умели делать это великие мастера Возрождения.
Слова Ленина иллюстрируют конкретную историческую ситуацию, имевшую место в столице в декабре 1905 года. К тому времени Пресня обросла заводами и мануфактурами, став достаточно развитым промышленным и рабочим районом Москвы, благодаря чему и стала центром вооружённого восстания: в декабре крупнейшие предприятия были остановлены, на улицах стали собираться митинги и организовываться вооружённые дружины.
Яркой персоной декабрьского восстания стал Николай Павлович Шмит: молодой революционер только-только достиг совершеннолетия (в 1904 году Шмиту исполнился 21 год) и унаследовал от отца мебельную фабрику на Пресне. Став фабрикантом, он не только гуманизировал производство на унаследованной фабрике, сократив рабочий день с 11 до 9 часов и повысив заработную плату, но и стал самым активным образом снабжать рабочих оружием, организовав одну из самых подготовленных дружин. Вскоре центр города опутали баррикады, а между дружинами и полицией стали происходить столкновения, но к 15 декабря в Москву подоспели солдаты Семёновского полка из Петербурга, а за ними подтянулись и другие войска. Пресня при этом стала центром ожесточённого сопротивления: 16-17 декабря здесь прошли бои, фабрика Шмита, ставшая арсеналом и лазаретом для повстанцев, была уничтожена артиллерией, а сам Шмит арестован. К 19 декабря войскам удалось полностью подавить восстание.
По мнению Ленина, вооружённое восстание 1905 года помогло народу "переродиться", получить боевое крещение и обрести способность к борьбе с его эксплуататорами.
Так что памятник на самом деле весьма и весьма символичен.
© Copyright: Андрей Бухаров, 2013Свидетельство о публикации №213102001668 Рецензии
Теперь понятно, ЗАЧЕМ в русских городах плитку тротуарную выложили булыжниками.
В русских, а я расскажу о другом. В Риге и еще в одном городе в Словакии, не помню название (пишу только то, что сама видела) выкорчевали булыжники из мостовой (может боялись чего)и, но это только слышала, продали куда - то(видно, там что-то назревало, ну, чтобы оружие пролетариата под рукой). Потом эти города включили в список ЮНЕСКО как исторические памятники.Теперь уже плитку сняли и вернули булыжники, подозреваю, что не все те же самые, что были раньше.Это, чтобы сохранить древний облик. Киева жаль, когда вернут его древний облик. С уважением!
Значит, еврропа снова решила революции устраивать. Надоела сытая жизнь?!
Если верить СМИ, то в Европе все время ходят демонстрациями, правда, то за регистрацию однополых браков, то, за повышение зарплаты, а то, против засилия мигрантов. Латышский политик Лемберг выступил против присутствия американских солдат в Латвии, говорит, если какой американский военный пустит ракету на Россию, то ей отвечать прийдется в сторону Латвии. Я в ракетах мало что смыслю, но навстречу ракетам летят тоже ракеты, автоматически, стоит ли рисковать. Лемберг прав, есть здравомыслящие и в Европе, мы же теперь Европа. А про сытую жизнь, кто-то жирует, кому - то приходится стараться на износ, чтобы остаться на плаву, а кто-то висит на социалках и много бомжующих. Тех, кому не сладко , больше. С уважением!
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
Главное оружие пролетариата? Булыжник! Этой квинтэссенцией, ярким образом и, одновременно, мемом русской революции мы обязаны уроженцу села Такташинского Курганской области, скульптору Ивану Дмитриевичу Шадру (по батюшке Иванову). Его привыкли считать создателем типичных советских образов — «Красноармеец», «Рабочий», «Крестьянин», «Сеятель», «Девушка с веслом». Но при внимательном изучении биографии мастера быстро выясняется, что если уж он где и был революционер, то исключительно в сфере изящных искусств. Более того, в годы гражданской войны, явившейся следствием событий октября 1917 года в Петрограде, одинаково был востребован как красными, так и белыми. Он вообще являет собой яркий пример сложной судьбы человека в период братоубийственной междоусобицы. История скульптора Иванова-Шадра — к очередной годовщине революции.
ВикипедияИван Дмитриевич Иванов родился 11 февраля 1887 года в селе Такташинском Челябинского уезда Оренбургской губернии. Сейчас это деревня Такташи Мишкинского района Курганской области. О появлении нового Иванова свидетельствует запись, сделанная в метрической книге Свято–Троицкой церкви соседнего села Островного. Если смотреть формально, для будущей революции он был классово своим: отец, Дмитрий Евграфович Иванов, плотник, мать, Мария Егоровна, урожденная Овчинникова, из крестьян. Собственно, родился будущий скульптор Шадр в месте сезонной работы своего отца (постоянно семья проживала в Шадринске). Фактически же Иван Дмитриевич потомственный богомаз — его прадед расписывал стены Спасо-Преображенского собора в Шадринске. Отец также был церковным живописцем, плотник — для подработки.
Третий ребенок в семье, всего у Ивановых было 12 детей, 9-летний Иван Дмитриевич в 1898 году оказывается в Екатеринбурге. Его отвезли и устроили на фабрику купцов Панфиловых. В мае 1886 года Яков Панфилов получил разрешение Екатеринбургской городской управы на постройку «ваточной и шерстяной фабрики с паровым двигателем». Его сын, Александр, подтолкнет юного Шадра бежать в 1901 году с фабрики, оборвав карьеру посыльного и грузчика, начав погружение в мир искусства.
По этому поводу, есть почти мифическая история, согласно которой, заметив у мальчика тягу к рисованию, Панфилов-младший рассказывает ему о планах по скорому открытию Екатеринбургской художественно-промышленной школы Михаила Каменского. Иван Иванов, почувствовав отвращение к своей жизни, бежит к пруду с твердым намерением покончить с собой в водах Исети, но там неожиданно встречается с дочерью Каменского. У молодых людей завязывается дружба и будущий Шадр, покровительствуемый с одной стороной юной дамой, с другой — любителем искусства Александром Панфиловым, получает вакансию воспитанника художественной школы.
Правда, поначалу преподаватели не благоволили юному шадринцу. Тем более, что к основным наукам, гранильному и ювелирному искусству, у него не лежала душа. Талант начал раскрываться только после того, как Шадра заметил ученик Франсуа Огюста Родена — Теодор Залькалн (Грюнберг), начавший с 1904 года вести в ЕХПШ ваяние. Как позже рассказывал сам Шадр, Залькалну приглянулся «небольшой квадратный слепок» ученика Иванова, отбракованный к тому моменту другими преподавателями. «Здесь нет стек, здесь палец пощупать, но это прекрасно», — коверкая русские слова оценил работу воспитанник Родена.
По его рекомендации будущий скульптур начинает больше и больше лепить натуры. Мастерской для него стала обычная баня, а бесплатным натурщиком — сторож-земляк. Затем Шадр осваивает зоопарк. Благодаря этой особой программе он делает успехи и его переводят в класс композиции. Там же он получает свой первый заказ — слепить портрет недавно умершего воспитанника художественной школы, который попросили сделать его родители.
Первая русская революция 1905–1907 годов вносит свои коррективы в жизнь. Воспитанники Каменского участвуют в протестных митингах и шествиях. Во время последовавших репрессий в ноябре 1905 года кто-то гибнет, кто-то получает увечья. Каменского как не досмотревшего снимают с поста и ссылают в Уральск. Выпускник Императорской академии художеств, акварелист закончит свои дни в 1922 году в Москве.
Сам Шадр пытается выразить социальный протест в своих работах. Задумал композицию «Евреи» — против черносотенных погромов и в честь своего друга Якова Каца. Последний работал разносчиком и получал 7 копеек вместо гривенника, который платили за работу русским мальчикам. Делал иллюстрации к политической сатире в журнале «Гном». Первые две получили название «Обыск у богача» и «У пролетария» — о разнице в отношении полиции к разным социальным слоям.
В 1907 году будущий скульптор вынужден отправится со справкой о неоконченном образовании в странствие по России. Пешком, через Третьяковскую галерею, он добирается до Санкт-Петербурга с мыслью там продолжить обучение. Однако валит экзамены в Императорскую академию художеств.
В поисках средств для пропитания Шадр начинает подрабатывать уличным пением. Так его заметил режиссёр Александринского театра Михаил Дарский, считавшийся последователем Константина Станиславского. Будущий Шадр вместо академии художеств попадает на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища. Но прежнего занятия не бросает и его рисунки попадает к Илье Репину. Его замечают в профессиональной среде, дают стипендию. Он начинает посещать рисовальную школу Общества Николая Рериха.
В 1908 году его призывают в армию, где он служит год. А после, в 1910 году, уезжает в Париж и поступает в Академию де ла Гранд-Шомьер и занимается на курсах скульптуры под руководством того самого Франсуа Огюста Родена и его известного ученика Эмиля Бурделя. Собственно деньги на эту поездку, 500 рублей, молодому скульптору соглашается дать Шадринская городская управа, которую завалили отзывами, просьбами и рекомендациями столичные художники и артисты.
«Убежден лично и на основании отзывов о нем компетентных художников-профессоров, что он, Иванов, талантливый и способный человек (как художник и скульптор) и что ему необходимо помочь и поддержать его, так как он без всяких средств. Необходимо дать ему возможность выйти на свет божий, а не заглохнуть и, может быть, погибнуть, как гибнут многие родные таланты от людского равнодушия, не находя поддержки вовремя. Поддержите его», — написал заслуженный артист императорских театров Владимир Давыдов.
Здесь, же на французской земле, собственно, и родился «Шадр». Отчасти, как комплимент родному городу, выступившего в роли спонсора. Правда потом сам скульптор так объяснял происхождение творческого псевдонима, ставшего второй фамилией: «Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним „Шадр“ — от названия родного города».
Из Франции россиянина Шадра отправляют в Рим на стажировку в Институт изящных искусств. Через год он возвращается на родину и поступает в Московский археологический институт. Правда из-за нехватки средств отучиться удалось только один курс. Насытившийся европейскими образчиками искусства, Шадр мечтает о монументальном творчестве, способном «отражать всю современную социальную сложность».
Но материальные проблемы часто вынуждали его делать более приземленные вещи, Он преподает рисование в школе умственно отсталых детей. Делает рисунки и модели для Московского кустарного музея, скульптурные украшения для кинотеатра «Палас», фризы для имения Юсуповых в Москве. По заказу Шадринской городской управы рисует портреты члена Государственной думы Константина Петрова, основателя Шадринского общественного банка Дмитрия Пономарева (пропали в 1937 году). С 1914 по 1917 годы Шадр работает у кинопромышленника Ханжонкова.
Начинается первая мировая война. И в 1916 году Шадр выходит с идеей (так никогда и не реализованной) «Памятника мировому страданию». Композиции, которая оказалась эмоциональной реакцией на гибель русско-французского госпитального судна «Портюгаль». В марте 196 года его затопила в Черном море немецкая подводная лодка. Погибли 115 человек. Московская городская дума вышла с предложением создать памятный обелиск на братском кладбище (сейчас Парк героев Первой мировой войны в Москве). Часть денег на проект и модель дает Максим Горький, часть Шадр зарабатывает сам. В 1917 году идея получает общественное одобрение, но до реализации проекта дело так и не дошло.
Между Февральской и Октябрьской революцией 1917 года Шадр включается в дискуссию о будущем искусства. Из-под его пера в июле выходит статья «Умирающее искусство»: «Падем ниц и перед своими великими мастерами, как Репин, Серов, Васнецов, Маковский, Левитан и другие. Они создали многое, так много трудились. Но их единицы. А выставок море, полотен целые горы, „художников“ — им несть числа. Что же дают современные художники? Модные вернисажи с музыкой, татуированные лица, красные фраки „Бубнового валета“? Ровно ничего. Но барыши есть. Картины раскупаются, расплавляются на звонкую монету».
«Совершился громадный переворот. Зазвонили колокола в набат. Миллионы голосов слились воедино: Свобода! Новый строй, новая жизнь. Что же художники? Выставили ли они на сей день хоть один красивый плакат, на витрине красивую картину? Иллюстрировали они хоть один красивый захватывающий эпизод? Ведь, поймите, столько красоты, когда люди сбрасывали кандалы, когда перед взорами заключенных раскрывались темницы и падали ворота крепости. Сколько картин и — никакого отклика», — резюмировал скульптор.
Но, кажется, то, что принес Октябрь 1917 года, включая последующий разгон Учредительного собрания и узурпация власти большевиками, его тоже не особо устраивало. В 1918 году Шадр едет в Омск. Согласно официальной версии, чтобы забрать семью в Москву. Но как-то так получилось, что в Омске он останется до 1921 года. По контракту с выпускниками Сибирского кадетского корпуса в общую сумму 18 тыс. рублей Иван Шадр начинает работу над памятником основателю Добровольческой армии генералу Лавру Корнилову. По личному заказу Верховного правителя России адмирала Александра Колчака берется за композицию «Освобождение Сибири» и эскизы дензнаков серии «Возрождение России».
Льву Толстому — 190 лет. Как гениальный писатель стал «зеркалом русской революции»
После того, как в ноябре 1919 года Колчак оставил Омск, Шадр попадает в ВЧК. Там с ним работают, но решают талант не ликвидировать, а использовать для нужд самой утверждавшейся советской власти. В апреле 1920 года Сибирский революционный комитет поручил скульптору увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. В мае создать памятник Карлу Марксу, затем барельефы Карла и Вильгельма Либкнехтов, а также Розы Люксембург.
В Москву он возвращается в 1921 году. И вскоре получает заказ от Госзнака на «денежных мужиков» — скульптуры «Красноармейца», «Рабочего», «Крестьянина», «Сеятеля». Их изображения вскоре появились на советских банкнотах и марках, оттого и «денежные мужики». Лепил их Шадр в родном Шадринске. Там же, где до революции работал над бюстом императору Александру III, отцу последнего российского императора Николая II, расстрелянного в 1918 году вместе с семьей в Екатеринбурге. Такова ирония судьбы.
Екатеринбургские историки рассказали, как 100 лет назад бизнес поддержал революцию
Собственно главный образ Русской революции, скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата», родился у Шадра к 10-летию Октябрьской революции. В том же, 1927 году, на площади Парижской коммуны в Екатеринбурге поставили памятник Якову Свердлову. Тому, кого по мнению уральских историков, победившие большевики специально назначили на роль главного организатора революционного движения в столице Урала, начиная с 1905 года. Советская власть на ходу мифологизировала изобиловавшую кровавыми подробностями историю и создаваемые Шадром образы пришлись, очевидно, как нельзя кстати.
Копии «Булыжник — оружие пролетариата» (оригинал хранится в Третьяковской галерее) со временем были установлены в Москве, Шадринске, Челябинске, Львове, Киеве (демонтировали в 2016 году), Монголии, Румынии.
А вот родительский дом Шадра, располагавшийся по улице Советской, 112 в Шадринске, оказался снесен еще при советской власти, в 1980 году при строительстве корпуса для финансового техникума. Нет, изначально его хотели перенести и отреставрировать, превратив в музей известного скульптора, но, когда приступили к работам, выяснилось, что реконструировать уже нечего — все сгнило.
На краю Городского сада сделали точную копию этого одноэтажной бревенчатой постройки. В 2013 году уничтожили и ее, спалив в огне.
Следующая цитата
Популярное в советское время выражение от названия скульптуры (1927) советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра (1887—1941).
Скульптура посвящена русской революции 1905 года и изображает молодого рабочего, выламывающего из мостовой булыжник, чтобы бросить его на врагов.
Бронзовая копия скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата» в парке Декабрьского восстания в Москве
«Булыжник — оружие пролетариата» — скульптура, выполненная советским скульптором И. Д. Шадром в 1927 году из гипса и в 1947 году отлитая в бронзе. Гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее. Герой скульптуры представляет собой обобщённый образ пролетария начала XX века, борца за революционные идеалы и свободу. Скульптура приобрела популярность в СССР и дала начало шутливо-ироничному крылатому выражению «Булыжник — оружие пролетариата»
Читайте также: