Будьте как дети цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Апостолы задают вопрос Иисусу – «кто больше в Царстве Небесном?» . Иисус незамедлительно реагирует, так как этот вопрос очень важен – Он увидел начало восхождения гордыни у апостолов и должен был им своевременно и правильно объяснить, чем это опасно. Иисус попросил подойти ребенка в место, где находились апостолы. Указывая на него, Он пояснил, что чем больше человек верит в Бога и любит Его и чем больше Бог дает ему силы, тем более этот верующий должен предстать перед Богом как простой, наивный ребенок, ничего не скрывающий, с открытым сердцем, правдивый, доверяющий Богу во всем, как «дитя», являющийся сыном своего отца человеческого (можно наложить проекцию отношений в семье между сыном и отцом, когда сын еще в маленьком возрасте и безропотно верит отцу). Иисус просит людей «обратиться» , то есть преобразоваться, переформатироваться из взрослого человека (душой, мыслью, сердцем) в ребенка, у которого всегда чистые помыслы. Только после такого преобразования можно войти душой, мыслью и сердцем в Царство Небесное, другое не предусмотрено. Кроме того, Иисус говорит о тех кто «умалится» - уменьшится перед другими людьми, хотя бы они были и ниже его и по социальному положению, и по статусу, и по наличию высокого дохода и т.д., и поясняет, что именно такие люди более ценятся в Царстве Небесном, а это значит награда им от Бога подастся уже и в земной жизни и Небесной.
На что же здесь Иисус делает основной упор? Правильно, на борьбу с гордыней, тщеславием и высокоумием. А также преумножением простоты, чистоты, доброты, детской наивности, правдивости, честности – все то, что раскрывает сердце человека для Божией Любви, которая помогает ему в духовном божественном развитии.
Как же, вы скажите, такому человеку выживать в сегодняшнем мире, в котором часто придерживаются правила – «человек – человеку волк»? На самом деле, люди, которые уже проходили через это спокойно ответят вам на этот вопрос. После вашего «переформатирования» Бог будет «вести» вас дальше и обучать вопросам выживания в земном мире. Разница только в том, что вы уже будете под Его крепкой и надежной рукой и с вами ничего не случится. Он научит вас «балансировать» и держать равновесие, Он подскажет как себя вести в разных ситуациях, что говорить или когда промолчать, что делать, а от чего следует отказаться, будет преподносить вам разные уроки, начиная с простых и заканчивая сложными, которые вы сможете пройти – в чем Он точно уверен. Задания, с которыми вы не справитесь, Бог не дает. Ему важно, чтобы вы учились, но не погибли.
«И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
Здесь Иисус обращается уже ко всем с большой просьбой, что если кто-то в жизни будет встречать таких людей – «преобразованных», то не надо смеяться над ними, унижать их, оскорблять, делать им всякие гадости, потому что принимая таких людей – вы принимаете Иисуса Христа, который идет вместе с этим человеком по дороге – Воли Божией. Поэтому если вы встретите таких людей, то постарайтесь их хорошо принять, позаботиться о них, предложить свою помощь – все это, вы, предлагая этому человеку, предлагаете Иисусу Христу. И будет благодарность вам от Бога и помощь Его.
Это касается также и верующих других конфессий, религий и простых верующих в Бога людей, которые не приняли ни одну из существующих религий, но по «плодам» своим достойны называться истинно верующими. Здесь же предусматривается и вопрос «принятия» «маленьких» государств под свою защиту, если они попросили помощи, несмотря на то что они слабы – экономикой, политикой, военной составляющей и т.д. Важно, что Иисус предупреждает тех людей, государств, представителей любых конфессий, которые будут «соблазнять» «одного из малых сих» - «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» . «Соблазнить» - прельстить, вызвать сильное желание обладать чем-либо, склонить к чему-либо, подбить на что либо, ввести в грех (Викисловарь).
Давайте посмотрим, где это у нас в мире? И вы содрогнетесь – во всем мире и везде (структуры, люди, предлагающие кредиты бедным, зная заранее что они не смогут отдать, но имея намерения и силы забрать у них последнее жилье; преступники соблазняющие молодых наивных девушек заниматься проституцией обещая им огромные деньги, а потом превращая их в бесплатных рабов; торговцы наркотиками, другими сильнодействующими наркосодержащими препаратами, рассказывая сказки об «улетной» жизни и повышения потенциала головного мозга, и раскрытия сверхчеловеческих способностей; многие из нас, вводившие в соблазн друг друга для занятия прелюбодеяниями; различные правители государств, предлагающие «демократию» - свободу всего, вводя огромное количество людей в искушения нетрадиционных и обычных прелюбодеяний, с целью насытить извращенные, животные инстинкты людей и под «шумок» обирать их для наживы крохотной группы нелюдей, отвлекая их от истинных человеческих и семейных ценностей и прочее. Можете сами поразмыслить и наберете много примеров из нашей жизни. И что говорит таким людям, государствам наш учитель и наставник Иисус Христос - «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» . Наверное, такого мы с вами не знаем, ведает только Бог. Можем догадываться – различные стихийные бедствия, катаклизмы, вирусы, болезни, нищета, голод, суициды и все плохое, что происходило и будет происходить пока мы это не осознаем и не будем «лечиться» Благодатью Божией Иисуса Христа.
Следующая цитата
добавлено: 2 года назад похожие У мудреца спросили: " Если человек любит, он вернется?» Мудрец ответил: " Если человек любит, он не уйдет» добавлено: 3 года назад похожие У мудреца спросили: "Если человек любит, он вернется?" Мудрец ответил: "Если человек любит, он не уйдет". добавлено: 2 года назад похожие Балуйте детей, господа! Никто не знает, что их ожидает в будущем. Владимир Набоков добавлено: 2 года назад похожиеБалуйте детей, господа! Никто не знает, что их ожидает в будущем.
добавлено: 4 года назад похожие У мудреца спросили, может ли мужчина любить сразу двух женщин? - Любить - нет, а вот обманывать - да! добавлено: 4 года назад похожие У мудреца спросили, может ли мужчина любить сразу двух женщин? - Любить - нет, а вот обманывать - да! добавлено: 4 года назад похожие Если бы меня спросили, хотел бы я вернуться в прошлое, я ответил бы, что мне хватило и того, что я однажды побывал там. добавлено: 5 лет назад похожие Если бы меня спросили, хотел бы я вернуться в прошлое, я ответил бы, что мне хватило и того, что я однажды побывал там. Джон Леннон добавлено: 3 года назад похожиеЕсли бы меня спросили, хотел бы я вернуться в прошлое, я ответил бы, что мне хватило и того, что я однажды побывал там.
добавлено: 5 лет назад похожие Если бы меня спросили, хотел бы я вернуться в прошлое, я ответил бы, что мне хватило и того, что я однажды побывал там. © Джон Леннон добавлено: 2 года назад похожиеЕсли бы меня спросили, хотел бы я вернуться в прошлое, я ответил бы, что мне хватило и того, что я однажды побывал там.
добавлено: 4 года назад похожиеЕсли бы меня спросили, хотел бы я вернуться в прошлое, я ответил бы, что мне хватило и того, что я однажды побывал там.
добавлено: 4 года назад похожие Не стоит расстраиваться и покидать жизнь. А вот если жизнь покинула тебя, стоит расстроиться. © Стив Джобс добавлено: 1 год назад похожиеОднажды меня спросили, что я думаю, и внимательно выслушали ответ, и это было самым большим комплиментом, который мне когда-либо делали.
Генри Дэвид Торо "Жизнь вне условностей"
добавлено: 4 года назад похожие Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много. Э. Ремарк "Триумфальная арка" добавлено: 3 года назад похожие Стоит только начать сомневаться, и черт знает какие мысли полезут в голову. Ё.Тавада добавлено: 3 года назад похожиеСтоит только начать сомневаться, и черт знает какие мысли полезут в голову.
добавлено: 5 лет назад похожие Один маленький мальчик, когда его спросили, что такое прощение, дал чудесный ответ: "Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут." добавлено: 3 года назад похожие Один маленький мальчик, когда его спросили, что такое прощение, дал чудесный ответ: "Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут. " добавлено: 4 года назад похожие Один маленький мальчик, когда его спросили, что такое прощение, дал чудесный ответ: "Это аромат, который дарит цветок, когда его топчут" добавлено: 2 года назад похожие Удивительно, что если в 25 у тебя 2 развода и 3е детей, то это нормально, а то, что у тебя в этом же возрасте ни семьи, ни детей, ни ипотеки — вызывает осуждение. добавлено: 2 года назад похожие У детей, никогда не видевших мира, и детей, никогда не видевших войны, разные представления о справедливости. добавлено: 4 года назад похожиеНе стоит унывать, когда вам на голову градом сыплются мелкие неприятности. Значит, жизнь разменяла на них какую-то одну большую беду.
добавлено: 3 года назад похожие —••—••— Любить oднoгo чeлoвекa. зaбoтиться o нeм дo самoй смepти. pacтить детей в любви, пpожить хoрoшую жизнь - вoт мoя цeль🌸 добавлено: 2 года назад похожие Любовь родителей к детям сильней чем детей к родителям. Родители могут не любить друг друга, но жить вместе ради детей, а дети могут бросить родителей ради любви к совершенно случайному человеку. добавлено: 5 лет назад похожие Когда мне было пять лет, мама всегда говорила мне, что ключ к жизни — счастье. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал: «счастливым». Они сказали мне, что я не понял задания, и тогда я сказал им, что они ничего не понимают в жизни. Джон Леннон добавлено: 2 года назад похожие Когда мне было пять лет, мама всегда говорила мне, что ключ к жизни — счастье. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал: «счастливым». Они сказали мне, что я не понял задания, и тогда я сказал им, что они ничего не понимают в жизни. Джон Леннон добавлено: 2 года назад похожиеadmin только что комментариев: 2 umapio приложение
Всем привет! Мы - администрация сайта "Всё шуточки" стараемся каждый день собирать для вас самые лучшие смешные шутки, анекдоты и картинки. В прошлом году у нас родилась
Следующая цитата
Ученики приступили к Иисусу и сказали: «Кто больше в Царстве Небесном?» Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них, и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 1-4). Это одно из самых важных слов Христа.
И святые апостолы не поняли того, о чём Он сказал это слово, и они жаждали первенства в Царстве Божием. Господь Иисус Христос сказал, что тот будет первым в Царстве Небесном, кто умалится, как дитя, как то дитя, которое он и посадил на Свои колени, и прибавил: «Если не будете, как это дитя, не можете войти в Царство Небесное».
Вот как это важно: Господь нам указывает условие совершенно неожиданное, условие поразительное. Когда кто ставил себе примером малое дитя? Не все ли люди ставят себе примером людей выдающихся, людей высоко стоящих, людей преуспевающих в жизни, людей огромной силы воли. Их ставят себе примером для подражания, по их пути хотят идти.
А Господь так поразительно, так неожиданно перечёркивает всё это: если будете ставить себе такие цели, если захотите подражать тем, кого мир считает славными и великими, - горе вам! Не войдёте, не войдёте в Царство Божие.
Только те войдут, кто умалился, как малые слабые дети. Зачем же такое условие поставил нам Христос, зачем указал такой неожиданный пример для подражания, примером для всей жизни нашей поставил малое, крошечное дитя? Надо вдуматься поглубже в смысл этих удивительных слов Христа. Сердце ваше говорит, что глубокая, великая правда в этих словах.
Любим мы, все любим малых, чистых, невинных детей. А если любим их, значит, они заслуживают этого, значит, они хороши, значит, они должны быть примером для нас чистотой своей. Итак, они для нас пример во всей жизни нашей. Да, Господи, мы этого не понимали, а теперь, когда услышали это от Тебя, теперь говорит сердце наше, как прав Христос, какая глубокая истина в словах Его.
Если мы любим детей, значит хороши они; если хороши, то и подражать им следует: хорошо иметь чистоту детскую, примером жизни нашей. А скажите, что чище, что невиннее малых детей, у которых ещё не проснулся эгоизм, не проснулось тщеславие, не проснулось и не взяло начала то, что потом наполнит сердца их тёмным содержанием. Разве не должны мы подражать чистоте сердца малых детей? Видели ли вы что-нибудь нечистое, злое, отталкивающее вас в сердцах крошечных детей? Нет, их сердца ясны, чисты, светлы, как капельки небесной росы, их сердечки полны любви, к которой не примешивается ничто дурное, ничто оскверняющее. Их любовь чиста , они всем своим маленьким сердцем любят родителей своих, они любят всех других людей; они любят искренней и чистой любовью всех тех малюток, с которыми играют. Видел я, как играют крошечные русские дети с детьми узбеков, и какая это чудная, трогательная картина: не было разницы между узбекскими и русскими детьми, разницы, которая так режет и оскорбляет сердце наше в отношениях между взрослыми.
Так что же , чистая детская любовь, полная братства, не должна ли служить примером, ярким, светлым, ангельским примером для нас? Святой апостол Павел в своём великом гимне любви в 13-й главе Первого послания к Коринфянам так говорит: «Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (ст. 4-6).
Много ли вы видели таких чистых сердец в людях, окружающих вас? А именно такой чистой любовью полны сердца маленьких детей. Их «любовь не завидует». Они друг другу совсем не завидуют. Их «любовь не превозносится». Никто из них не превозносится над другими, все они смиренны, никто не имеет самомнения, никто не гордится, ибо гордость – диавольская страсть взрослых людей, в которой не повинны крошечные дети: им нечем гордиться, все они чувствуют себя маленькими, беспомощными и беззащитными. Ещё нет у них развитого ума – не могут они гордиться умом; в ноженьках и рученьках нет силы, и они не могут гордиться физической силы своей.
«Любовь не бесчинствует». Не могут они бесчинствовать, как взрослые люди. Их любовь тиха, скромна, их любовь не ищет своего, собственности они не признают, у них всё общее. Они не заражены стяжанием. Разве вы не видели, как малые дети один другому протягивают свои лакомства, свои игрушки? У них своего нет, всё у них общее.
Ни перед кем они не гордятся, гордость не находит себе места в детском сердце. Гордость гнездится в сердцах взрослых и гордостью нашей мы отравляемся, как ядом кобры, отравляемся смертельной отравой, ибо гордость – смертный грех, гордость – духовная сущность дьявола. Малые дети не гордятся, им нечем тщеславиться. Их детская «любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» (ст. 6).
Они не таковы, как мы, которые всегда злорадствуем, когда видим дурное в ближних своих. Зная о падениях ближних наших, разглашаем о них и бесчинствуем, и Бог от нас отходит. А их чистая любовь никогда не бесчинствует, их малый мозг, их чистое сердце полны доверия к отцу и матери, ко всем взрослым, ко всем старшим.
Их вера не рассуждает. Без всякой критики, без всякого рассуждения они принимают всё, что слышат от родителей. Сердцем чистым они не принимают яда, и сердца их умеют различать чистое и нечистое, они принимают всё, что чисто, принимают с доверием. А мало ли теперь таких, которые, никогда не читав Священного Писания, не держав в руках Евангелия, дерзко и грубо критикуют и хулят веру христианскую.
Нет у нас, взрослых, смирения; смирение и послушание с презрением изгнаны из сердца взрослых людей. Только в монастырях, куда идут люди, себя посвящающие на служение Богу, святое послушание считается первейшей и важнейшей добродетелью, и не все новоначальные монахи получают руководителями старцев, опытных в духовной жизни, которые прежде всего и больше всего требуют от них послушания, учат свою волю всецело подчинять воле старца.
А малые детки нас учат послушанию; они все живут без всякого попечения, в покое под кровом родительским. А мы, живём ли мы без попечения, живём ли под кровом Всевышнего? Нет, мы полны попечений, мы идём свои путём, знать не хотим того, что надо быть осенёнными крылами Всевышнего; не имеем покоя, потому что не заслужили его.
Среди малых детей, играющих вместе, царит полное равенство, а видели ли вы подлинное духовное равенство? Нет, совсем не видели и видеть не могли.
Скажите, кто более ласков, мил, нежен, кроток, приветлив, чем малые дети, тянущиеся к щеке матери, целующие её без конца? Не надо ли и нам быть ласковыми, быть приветливыми, не надо ли и нам быть кроткими, как маленькие дети?
Не надо ли и нам быть смиренными, как они? Без кротости, без смирения нет нам пути в Царство Божие, закрыт нам путь, совершенно закрыт. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, б. 1 Пет. 5,5).
Конечно, всё то чистое, всё светлое, доброе и правдивое, что видим в детях, мы должны ставить примером для самих себя, должны больше всего и всегда следовать примеру великого смирения малых детей.
Именно смирение, детское смирение открывает нам путь в Царство Небесное; именно отсутствие смирения – самомнение, гордость, самопревозношение – закрывают нам путь в него.
Святой апостол Павел говорит в послании к Римлянам, всем нам говорит: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (ст. 3).
Смотрите какой критерий: мы должны оценивать себя по мере той веры, которую удели нам Бог. Если вздумаем гордиться и превозноситься какими-нибудь достоинствами и преимуществами, то будем лгать. Будем говорить правду только тогда, когда будем оценивать достоинства свои по мере веры, уделённой Богом, по мере того смирения, которое даёт истинная вера. «Не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16).
Берите пример с того, Кто будучи Властителем мира, Предвечным Сыном Божиим, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8). Берите пример с этого послушания, с величайшего смирения Сына Божия.
Итак, стяжите святое смирение: это то, чем больше всего подражаем мы малым детям. Если не будет в нас смирения, если не откажемся от гордости, от самомнения, если мечтаем о себе, если не умалимся, как крошечные дети, - не войдём в Царство Божие. Если не скажем себе: «Ты полон нечестия, гордости, зависти, самомнения, полон нечистоты, ты всем завидуешь и превозносишься», - пока не скажем так в сердце своём, то не сделаем и первого шага в Царство Небесное. Ибо только признание своего полного ничтожества поставит нас на путь в Царство Божие.
Были великие, богопросвещённые старцы в Оптиной пустыни. Один из них, Нектарий, однажды в разговоре с превозносившимся сказал: « А ты знаешь, что Бог сотворил мир из ничего, из ни-че-го?», - и рукой помахал. Из ничего сотворил мир, а какая красота в нём. Пока сам себя не признаешь ничем, пока смиренно не скажешь, что ты ни что, до тех пор не начнёт Божия благодать творить в тебе что-то чистое и доброе. Только тогда, когда с полной искренностью скажем: «О Господи, ведь я ничто», - только тогда станет Господь творить доброе в тебе: всё чистое, святое, доброе раскроется в душе твоей.
Итак, если не умалимся и не станем как дети, если не сумеем стяжать чистого, святого смирения, не сможем войти в Царство Божие. Это запомните, эти слова Христовы напишите на своих гордых сердцах и начните путь святого смирения.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). 22 августа 1948 года.
Сборник проповедей «Спешите идти за Христом».
Следующая цитата
Роберт Дункан. «Добрый дедушка-снеговик». 1952.
Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).
Каждый человек растет, развивается, становится взрослее. И это не только реальность нашего времени. Даже до грехопадения человек был призван возрастать в любви Божией, развивать свои способности. Так, он познавал творение Божие, нарекал имена животным (см.: Быт. 2: 20). По мысли святителя Василия Великого, древо познания добра и зла «было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания». То есть и в раю человек воспитывался, развивался.
Так же и мы, взрослея, призваны становиться лучше, возрастать физически и духовно. Мы должны овладевать своими способностями и развивать дары Божии. Неужели вопреки этому Господь говорит: «Будьте как дети» – неумелые, неразвитые, беспомощные? Интуитивно мы с вами понимаем, что Он имеет в виду. Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. Давайте постараемся немного разобраться в том, что же Христос так ценил в детях.
В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Получается, что это и есть то подлинное Царство Божие, которое находится «внутри нас» (Лк. 17: 21).
Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют четких границ. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Это же касается и времени. Вспомните, как долго ребенок осваивает наши привычные временные категории. Он уже хорошо говорит, многое знает и помнит, но, например, «вчера» и «год назад» для него одно и то же, прошлое живет в настоящем, а настоящее довлеет над будущим. Можно сказать, что это образ будущей жизни в вечности.
Мы, получив многие знания и опыт, теряем прямую связь сердца с Богом, свойственную детям
Дети по природе своей открыты, общительны. Они впитывают в себя новые знания, а сердце их открыто для слова Божиего, добра, света. Христос, видя, как дети тянутся к Нему, внимают духом любви и чистотой сердца, в Своей молитве к Отцу Небесному говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Мы, обладая многими знаниями, разумом и опытом, теряем прямую связь сердца с Богом.
Доверчивость и благорасположенность к людям. Детям не свойственна неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (1 Кор. 14: 20), – говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети зачастую даже не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое против себя, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. Действительно, подобное познается подобным. Ребенок, по свойствам своим не знающий зла, не будет видеть этого зла и вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребенка, еще долго будет чувствовать тяжесть в своем сердце – последствие совершенного им греха. Ребенок же, быстро простив, снова бежит к родителю с полным любви сердцем. Все доброе, чистое вызывает у ребенка доверие и притяжение.
Вера для детей естественна, она является опытной частью их жизни. Наоборот, им несвойственны сомнения, колебания, лукавые мудрования и самооправдания. Их вера безотчетная и при этом искренняя. Ребенок с любой бедой бежит к маме, зная, что она поможет всегда. Эта вера в безусловную любовь и помощь распространяется и на жизнь духовную, естественная для ребенка вера в Бога формируется на опыте любви и доверии родителям. Дети верят в слова взрослых, для них эти слова то же, что и дела их. Если родители не бросают слов на ветер, а подтверждают разумные слова разумными делами, то обретают авторитет в глазах детей, полное доверие и сердечную дружбу. Вера детей во взрослых, вера последних в детей ведут к глубокой, искренней и естественной вере в Бога.
Ребенок обладает естественным смирением. Взрослея, мы отступаем от этой спасительной добродетели
Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… Кто умалится [смирится], как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1–4). Ребенок от рождения «умален», он обладает естественным смирением, скромностью. Взрослея, мы теряем эту спасительную добродетель и взращиваем в себе гордость, честолюбие, тщеславие. Мы уже считаем себя если и не лучше всех, то уж точно не хуже. Причем часто мы с раннего детства воспитываем в своих детях стремление быть лучше других.
Получается, что ребенок от рождения уже обладает многими качествами для жизни в Царстве Божием, но по мере взросления они ослабевают, теряются или даже заменяются противоположными страстями. Во многом этому способствуют те примеры, которые окружают растущего ребенка. Мы формируем себе подобных людей. Не имея подлинной духовной жизни, заботясь прежде всего о ценностях «мира сего», способствуем скорому отходу наших детей от их еще мало испорченной природы.
Существует путь избранных еще от чрева матери, примеры которых мы видим в житиях святых, угодивших Богу своей святой жизнью от младенчества. Однако для нас с вами Господь предлагает второй путь – путь возвращения к смиренному детскому духу: духу веры, любви, скромности, чистоты и безграничного упования на Бога.
Читайте также: