Бог зла не сотворил откуда цитата

Обновлено: 06.11.2024

Б:
Нет, конечно. Бог зла не сотворил. Как и тьмы Он не сотворил. Тьма - это отсутствие света, а зло - отсутствие добра.

А:
А в Танахе утверждается, что Яхве сотворил и зло, и тьму. Если Вы признаете Танах за священное писание, Вы верите в творца зла и тьмы.

Б:
Не соблаговолите ли указать, какие именно цитаты, на Ваш взгляд, свидетельствуют об этом?

А:
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, Яхве, делаю все это» (Ис. 45, 7). Слова, которые синодальные переводчики передают как «произвожу бедствия», в еврейском тексте звучат как «bore ra», что правильнее перевести как «творю зло». Действие здесь передано при помощи активного причастия глагола bara, которым в Танахе обозначается творческая деятельность Яхве. Таким образом, в процитированном отрывке Яхве устами пророка говорит о себе как о творце злого начала как такового.
В этом отношении послепленный Второисайя полностью согласен с допленным Амосом, который также видит источник любого зла в самом Яхве. Соответствующее заявление в синодальной Библии звучит следующим образом: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3, 6). Однако в еврейском оригинале читаем: «Im-tihye raa be-ir we Yahweh lo asa?», т. е. правильный перевод: «Бывает ли в городе зло, которое сотворил бы не Яхве?». Ту же мысль обнаруживаем в Книге Плач Иеремии: «Кто это говорит: "и то бывает, чему Адонай не повелел быть"? Не от уст ли Эльона происходит бедствие и благополучие?» (Плач. 3, 37-38). И вновь синодальные переводчики сглаживают смысл еврейского текста, в котором вместо «бедствие и благополучие» находим «ha-raot (множественное число от ra, придающее этому слову более отвлеченный смысл) we ha-tov» («зло и добро»).

Б:
Св. Василий Великий об этих словах:
Но говорят: "Если Бог не виновен во зле, то почему же сказано: Аз устроивый свет и сотворивый тьму, творяй мир и зиждяй злая (Ис. 45, 7.)? И еще говорится: снидоша злая от Господа на врата иерусалимля (Мих. 1, 12.). И: несть зло во граде, еже Господь не сотвори, (Ам. 3, 6.). И в великой песни Моисеевой сказано: видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог, разве Мене: Аз убию, и жити сотворю, поражу, и Аз исцеьлю ю (Втор. 32, 39.).
Но для разумеющего смысл Писания ни одно из сих мест не заключает в себе обвинения Богу, что Он виновник и творец зла. Ибо Сказавший: Аз устроивый свет и, творяй тму, объявляет чрез сие, что Он Создатель твари, а не творец зла. Творцем же и Художником того, что в твари кажется противоположным наименовал Он Себя, чтобы ты не подумал будто бы иный есть виновник света, и иный — виновник тьмы, и чтобы ты не стал искать иного создателя огня, инаго — воды, инаго — воздуха, инаго — земли; потому что стихни сии, по противным своим качествам представляются несколько одна другой противоборствующими; как и действительно случилось с некоторыми, — отчего совратились они в многобожие.
Творит же мир и зиждет злая. Особенно творит мир в тебе, когда добрым учением умиротворяет ум твой, и умиряет страсти, возстающе на душу. Зиждет злая, то есть, преобразует зло и ведет к лучшему, чтоб оно, перестав быть злом приняло в себя свойство добра. Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс. 50, 12.). Не вновь сотвори, но обнови обветшание от греха. И: да оба созиждет во единого нового человека (Еф. 2, 12.). Да созиждет не в том смысле, чтоб произвести из небытя, но в том чтоб преобразовать существующее. И: аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5, 17). И еще Моисей говорить: не сам ли сей отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя (Втор. 32, 6.)? Здесь слово: создание, поставленное после слова: сотворение, ясным образом дает нам разуметь о себе, что оно весьма часто употребляется в значении улучшения. Посему Творяй мир творит мир чрез созидание зла, то есть, чрез преобразование и приведение зла в лучшее. Сверх того, если под словом "мир" будешь разуметь освобождение от войн а злом назовешь трудности, сопровождающие воюющих дальние походы, труды, бдения, безпокойства, пролив пота, раны, убийства, взятие городов порабощения, отведение в плен, жалкий вид пленных и вообще все скорбные последствия войн то утверждаю, что сие бывает по праведному суду Божию;
Бог в войнах насылает казни на достойных наказания. Или тебе хотелось бы, чтоб Содом не был сожжен после беззаконных его дел? Чтоб Иерусалим не был разрушен и храм опустошен после ужасного неистовства иудеев против Господа? Но как же иначе справедливо было совершиться сему, как не руками Римлян которым предали Господа нашего враги жизни своей иудеи? Поэтому иногда справедливость требует чтобы зло, порождаемое войною, насылаемо было на достойных того.

А:
"Зиждет злая, то есть, преобразует зло и ведет к лучшему, чтоб оно, перестав быть злом приняло в себя свойство добра."
Текст Танаха не дает никаких оснований для подобного истолкования: Yotser or u-vore khoshekh, ose shalom u-vore ra. Применительно к тьме и злу используется глагол bara, который, как Вам должно быть известно, традиционно истолковывается как передающий "творение из ничего", а отнюдь не какое-то преобразование.

Б:
Текст Танаха как раз дает все основания именно для подобного истолкования, ибо зло, как я уже писал выше, именно и есть ничто.

А:
Текст Танаха не дает для подобного истолкования ни малейших оснований. Творение неба и земли в нем тоже описывается глаголом bara. По Вашей логике выходит, что небо и земля - ничто.
Не говоря уже о том, что в Танахе ничего не говорится про то, что зло есть ничто.

Б:
Нет, по моей логике небо и земля творятся из ничего. :)
А о том, что зло есть отсутствие добра (уклонение от него), Писание свидетельствует неоднократно и весьма убедительно.
Вот Вы (или я, к примеру) творим зло. Значит мы уклоняемся от добра, от установленного Богом правильного поведения. Или Вы полагает, что у зла есть самостоятельная сущность?
А у тьмы тоже есть самостоятельная сущность? :)

А:
"Нет, по моей логике небо и земля творятся из ничего."
Если это следует из использования глагола bara (а не из чего другого в Танахе это не следует), тогда Яхве также творит тьму и зло из ничего. Тьма и зло - такие же творения Яхве, как и небо с землей.

"А о том, что зло есть отсутствие добра (уклонение от него), Писание свидетельствует неоднократно и весьма убедительно."
Танах об этом не говорит ни слова. Это греческая философская идея.

"Или Вы полагает, что у зла есть самостоятельная сущность? А у тьмы тоже есть самостоятельная сущность?"
Как будет по-еврейски "самостоятельная сущность"?

Б:
Да неужели? :)
В ВЗ, в частности, в первых главах Книги Бытия, четко утверждается, что ВСЕ сотворенное Богом "добро зело".
Вы почитайте дальше по ссылке - св. Василий это убедительно разъясняет.

А:
В Книге Бытия ничего не говорится о сотворении тьмы и зла. А в Книге Исайи сам Яхве заявляет о себе как о творце тьмы и зла. Вы что, не признаете Книгу Исайи богодухновенной?

Б:
Ничего не говорится?
"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы"
Давайте Вы сначала прочтете хотя бы Книгу Бытия, ладно, а потом мы будем с Вами обсуждать Писание. :)
Книгу Исайи я разумеется, признаю вполне богодуховенной, равно как и все 76 книг ВЗ и НЗ.

А:
"Давайте Вы сначала прочтете хотя бы Книгу Бытия, ладно, а потом мы будем с Вами обсуждать Писание. :)"
В Вашей цитате о сотворении тьмы не говорится.

"Книгу Исайи я разумеется, признаю вполне богодуховенной, равно как и все 76 книг ВЗ и НЗ."
В Книге Исайи Яхве говорит о себе как о творце тьмы и зла. Почему же Вы это отрицаете, если Книга Исайи для Вас богодухновенна?

Б:
Именно! Я-то и говорю Вам о том, что Бог не творил ни тьмы, ни зла! Он лишь отделяет его от добра и света (ибо тьма - отсутвие света, а зло - отсутствие добра).
Что до книги Исайи, то я уже дал Вам объяснение неясных для Вас вопросов. Там по ссылке анализируются, между прочим, и другие упоминания в ВЗ вопроса о том, творил ли Бог зло. Или Вы считаете, что древние иудеи (а равно и древние христиане) не замечали того, что видите Вы? :)

С:
Евреи до сих пор верят в ветхий завет, это и есмь зло.

Б:
"Есмь" означает особую временную форму глагола "есть". "Я есть" - "аз есмь".
Судя по всему, древнееврейский Вы знаете также хорошо, как ЦСЯ :)

---
Далее дискуссия пошла боковым путем.

***
Вопрос к уважаемым сообщникам, тем и этим: кто из собеседников вам кажется более убедительным?
Кем по ходу дискуссии допущены ошибки и какие?
Отдельная нижайшая просьба к уважаемым христианам-ортодоксам: нельзя ли аргументацию Василия Великого изложить в 5-7 предложениях, тезисно? А то мне она как-то трудно дается (дефицит индивидуальной духовности и т. п.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Следующая цитата

Иуд.1:9:"Михаил Архангел,когда говорил с диаволом,споря о Моисеевом теле,не смог произнести укоризненного суда,но сказал:"Да запретит тебе Господь".Почему же Михаил,сбросивший с неба дьявола,вдруг с таким почтением говорит с ним?

Почему Сам Господь допускает к себе сатану и спокойно с ним разговаривает и разрешает испытать Иова?
И в Зах.3:2:"И сказал Господь сатане:Господь да запретит тебе,сатана".

Даже Иисус Христос спокойно разговаривает с сатаной!

Складывается такое впечатление,что не такие уж они и противники друг другу.
Так почему оказывается такое,я бы сказала,почтение сатане?

Михаил Л

Россия Православный христианин Тут лучше не передергивать, ни о каком почтении речи нету!
Просто есть простая истина зло злом не победить его можно разрушить только любовью и добром так вот если бы Христос или БОГ разговаривали с . как то по злому кричали, ругались, и т.д.. это прежде всего показало совсем другою картину - не действительную. Зачем ему истинному БОГУ на кого то кричать или "нервничать" и т.д.. тем более когда то сатана был Ангелом пока не возгордился и его с треском выгнали с Небес. БОГ в бесконечное число раз сильнее любого создания, ибо ОН творец всем.
Так что Людмила не надо вперед своего понимания, давать выводы. Ни о каком почтении с моей точки зрения здесь речи не идет.

Жaнат.

согласно Библии, диавол, во-первых, находится в зависимости от Бога и не свободен в своих действиях, во-вторых, он действует только в тех границах, в которых Бог это ему позволяет.
епископ Иларион (Алфеев)

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума Санкт-Петербург Православный христианин

Вы забыли, что Бог есть Любовь?

Старец Паисий так говорит о сатане - если бы он сказал: "Согреших, Господи", то Господь бы сразу его простил и принял. А пока сатана просто не приемлет любовь Бога.

Жaнат.

Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права.
старец Паисий Святогорец

Христос лишил, человек разрешил?

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума Санкт-Петербург Православный христианин

Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права.
старец Паисий Святогорец

Христос лишил, человек разрешил?

Я через примеры объясню слова Паисия

Я так предполагаю, контекст примерно такой - никакая магия, никакая порча на человека не подействует, если человек живет праведно, а если неправедно, так это и есть - "разрешение на вмешательство"

А самое основное - ведь дьявол не сам совершает за нас наши грехи, а научает. К примеру, сам убить человека он не может, так как "если бы Бог разрешил дьяволу творить зло, то он мгновенно бы разрушил весь мир". И другая часть фразы - "сам человек дает на это права" - человек начинает слушать советования сатаны, и, к примеру, нарушает заповедь "не убий"

Жaнат.

Я так предполагаю, контекст примерно такой QUOTE]
Христос лишил диавола права делать зло.
старец Паисий Святогорец

зло продолжают существовать, как они существовали до Христа.
епископ Иларион (Алфеев)

если диявол лишен право делать зло, то откого идет зло в этом мире?

Михаил Л

Россия Православный христианин

Происхождение и сущность зла Онтологическое зло [17]
Можно задать вопрос: «Как это Бог, Всеблагой, Всемогущий, который есть Любовь,– допускает зло?»
Если не разобраться в этом вопросе, то он нередко приводит к отрицанию существования Бога, т. е. к атеизму. «Если Бог все знает, все предвидит и все-таки допускает зло, то Он или не всеблаг, или не всемогущ». Так говорят сомневающиеся. А дальше вывод у них следует сам собой: «Если Бог не благ или не всемогущ, то значит Он уже и не Бог или, прямо говоря, Бога нет».
Уже давно Отцы Церкви и многие христианские писатели, вплоть до нашего времени, давали на эти сомнения исчерпывающий ответ. Ответ этот прост, но мало его понять и запомнить, надо уметь его пережить, т. к. высшие истины открываются не только уму, но и сердцу человека, вернее, всему человеку.
Церковь учит, что Бог, конечно, всеблаг, что Бог – всемогущ, но всемогущество Его есть всемогущество любви, т. к. Бог есть Любовь. Поэтому Бог зла не сотворил и, можно сказать, не мог сотворить.
Зло же, по учению Церкви, появилось только оттого, что Бог создал Свои высшие создания – человека и ангелов – по Своему Образу и Подобию, т. е. вполне свободными существами, которые могут пойти и не по указанному Богом пути.
Бог есть прежде всего Любовь, и человек уподобляется Богу, т. е. становится все более похожим на Него, когда любит, когда возрастает в любви. Но можно ли любить не свободно, по необходимости или по принуждению? Конечно, нет. Любить можно только свободно, вследствие чего надлежит сказать, что любовь и есть настоящее осуществление, выявление или реализация свободы.
Вот поэтому-то Бог и создал ангелов и людей свободными, Он сотворил их для Любви, для того, чтобы они могли причаститься тому блаженству взаимной любви, в котором пребывает Он Сам, Бог, – Троичный в Лицах.
Но, как сказано, свобода заключает в себе и риск неправильного выбора, риск уклонения от верного пути и, к несчастью, этот неправильный выбор совершился у некоторых ангелов и прародителей человеческого рода, откуда и возникло зло. Таким образом, происхождение зла неразрывно связано со свободой.
Почему произошел этот неверный выбор – объяснить нельзя. Всякое творение исполнено глубокого смысла как сотворенное премудрым Богом, и оно, как имеющее смысл, объяснимо. Но зло Богом не сотворено, и поэтому оно само по себе лишено смысла, является бессмыслицей, которая необъяснима. Святые Отцы учат, что зло, как не сотворенное Богом, по-настоящему не существует.
Это призрак, изъян, болезнь, отрицательная величина, минус, но минус, который все же может обладать силой. Сила же эта, как сила паразита (а зло и есть паразит), живет только силою того организма, которым питается. Зло всегда паразитирует, существует за счет какой-либо доброй природы. Сила зла заключена в согласии с ним воли свободного, созданного Богом существа. Сущность зла состоит в отходе от Бога, в разрыве с Ним. Зло есть бунт против Бога, а это позиция личностная. Такое зло по-настоящему является злом и называется злом нравственным. Таким образом, зло относится не к сущностям, а к личностям, хотя зло, безусловно, повреждает природу, которой овладевает.
Начало злу положил один из высших ангелов, сотворенных Богом, дерзко вышедший из послушания всеблагой воли Бога и ставший дьяволом, или, как его еще называют, сатаной. В переводе «сатана» означает противящийся, а «дьявол» – клеветник.
Святые отцы указывают на один из текстов Священного Писания, в котором они видят описание падения дьявола: «Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божьей, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божьей, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» (Иез.28:12-17).
Бог, конечно, предвидел, что ангел и человек могут сделать неправильный выбор; более того, Он знал, что неправильный выбор совершится, и Он предвечно (говоря слишком по-человечески) «принял меры» к исправлению страшной ошибки человека. По безмерной любви Своей, на все ошибки человека, на все зло человеческое и на все страдания людей Бог отвечает Самопожертвованием. Он берет все ошибки, все зло и все страдания на Себя, как будто бы Он, неповинный ни в каком зле – есть виновник зла!
Человек уклоняется от любви, сходит с пути любви, но Бог всегда остается Любовью и только Любовью. Жертва Господня имеет для людей тот смысл, что она дает людям возможность опять свободно выбрать правильный путь.
Бог не хочет, да и «не может» спасти людей насильно. Он всегда только зовет и призывает, но во Христе Иисусе Бог призывает к Себе людей совершенно по-новому.
Теперь нам (христианам) открыта полнота божественной Любви, завеса спала и в жертвоприношении Господа божественная Любовь обнажилась до конца, а в Светлом Его Воскресении открылась и всепобеждающая сила этой Любви. Нам остается только вкусить эту божественную Любовь и Ей причаститься: «вкусите и видите, яко благ Господь».
Вот так учит Церковь о зле и спасении от зла, и вот как говорит об этом один из последних праведников русской земли, отец Иоанн Кронштадтский: «Винят Творца. Зачем Бог. не сотворил нас так, чтобы мы не могли падать и делать зло? Не тем ли больше Его надо признать благим, что Он дал нам этот дар (свободы), не поколебавшись неблагодарностью? И не доказал ли Он самым делом безмерной любви Своей в даровании нам свободы, когда по падении нашем. Он послал в мир Сына Своего Единородного и отдал Его на страдание и смерть за нас?»
Зло, разумеется, не имеет положительного основания и оправдания, и его могло бы не быть и не должно быть, но поскольку оно есть, Бог и его хочет всегда обратить на благо и с этой целью временно попускает его (с целью педагогической). Об этом у о. Иоанна мы находим также строки: «Не испытаешь на себе действий злых. духа. зла, . и не узнаешь и не почтишь как должно благодеяний, даруемых тебе Духом благим, не узнаешь духа убивающего,– не узнаешь (иногда) и Духа животворящего. ».
Физическое зло [18]
Физическим злом называется все многоскорбное, вредное и ужасное в жизни человечества, претерпеваемое им и идущее со стороны внешнего, вещественного мира. Наводнения, пожары, землетрясения, засухи, болезни, нечаянные и негаданные насильственные смерти (гибель рабочих в шахте от взрыва подземных газов, смерть рыбаков, врача при оказании помощи заразным больным) и прочее тому подобное – все это будет зло физическое.
Как смотрит на него мир? «Невинные» страдания – ибо гордые люди века сего не иначе смотрят на себя, как на страстотерпцев, которые терпят все подобное незаслуженно или бесцельно и бессмысленно.
Если и есть на свете зло, то это есть только грех, так называемое зло нравственное. Зло физическое, как увидим ниже, не есть в собственном смысле зло. Что же оно такое, откуда и зачем?
Святитель Василий Великий по этому поводу пишет следующее: «Всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся, потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями. Посему в собственном смысле зло, то есть грех, – это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения: потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным. А из прочих зол иные, как подвиги, бывают нужны к показанию мужества (например, Иову – лишение детей, истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение гнойными струпьями); а иные посылаются как врачевство от грехов (например, Давиду – домашний позор служит наказанием за беззаконное вожделение). И еще знаем страшные казни другого рода, посылаемые праведным судом Божьим, чтобы поползновенных на грех сделать целомудренными. Например, Дафан и Авирон были пожраны землею в разверстые под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приводились к исправлению (возможно ли это для сошедших во ад?), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и Фараон потоплен был со всем войском. Так истреблены и прежние жители Палестины».
Врач причиняет при операции страдания для излечения больного. Эта боль является средством спасения человека. Так и физическое зло, действующее в этом мире, служит к спасению человеческих душ.

Следующая цитата

Когда человек привыкает (и это правильно) думать, что Бог добр, благ и не способен на зло, его может шокировать этот отрывок из Библии: “Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия: Я, Господь, делаю все это” (Ис. 45:7).

Давид Юм утверждал, что существование зла показывает, что Богу недостает либо благости, либо силы. Древний афинский философ Эпикур поставил такие вопросы: «Он хочет предотвратить зло, но не может? Тогда он бессилен. Может, но не хочет? Тогда он злонамерен. И может, и хочет? Откуда же тогда зло?»

Хотя это и самонадеянный аргумент, предполагающий знание всех фактов, многие искренние люди силятся понять эту громадную проблему зла. Человек не в состоянии дать исчерпывающий ответ, но библейское откровение дает некоторые ответы, а также практическое решение.

БОГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ НРАВСТВЕННОГО ЗЛА

Библия показывает, что есть много разновидностей зла. Нравственное зло (такое как убийство) совершенно чуждо Тому, кто чист (1 Ин. 3:3). Наш Бог “верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен” (Втор. 32:4). Вдохновенный Иаков говорил, что “Бог не искушается злом и Сам не искушает никого” (Иак. 1:13). Если Бог олицетворяет Собой “любовь” (1 Ин. 4:8), то кажется невозможным, чтобы Ему было присуще зло. Значит, нравственное зло не от Бога.

БОГ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ЗЛА КАК КАРЫ ЗА НЕПОСЛУШАНИЕ

Помимо всевозможного нравственного зла, есть еще зло, которое можно назвать “дисциплинирующим”. Бог заявляет, что Он его Автор и Создатель.

Хотя все созданное Богом было “хорошо весьма” (Быт. 1:31), в начале времен, когда Адам и Ева ослушались Его, Он был вынужден проклясть Свой хороший мир. Тогда появились колючки, сорняки, тяжкий труд, боль, болезни, паразиты, засухи, ураганы и землетрясения. Бог в Своей великой мудрости назначил смерть быть наказанием (см. Быт. 3:17, 18) за непослушание даже для потомков Адама, которые не согрешили “подобно преступлению Адама” (Рим. 5:14). Отец и сын могут иметь общие страдания, но вина у каждого остается своя (Иез. 18:20). Наследовать можно последствия, но не вину (Рим. 14:12).

В более поздней ветхозаветной истории Бог послал врагов, чтобы стереть с лица земли нечестивый город, и это было наказание свыше. В Ам. 3:6 говорится: “Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?” Та беда, которая постигла город Иерусалим, была злом, которое Иеремия назвал наказанием: “Ибо вот, на город сей, на котором наречено имя Мое, Я начинаю наводить бедствие, и вы ли останетесь ненаказанными?” (Иер. 25:29).

Меч, голод и истребление - вот примеры Божьего дисциплинирующего, воспитательного зла. Мы читаем: “Вот, Я буду наблюдать над вами к погибели, а не к добру” (Иер. 44:27); “Вот, Я помышляю навесть на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись, ибо это время злое” (Мих. 2:3).

Следовательно, хотя Бог и не участвует ни в каком злодеянии, в святом наказании Он все же “творит зло”.

БОГ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ЗЛА КАК ДИСЦИПЛИНАРНОЙ МЕРЫ НАКАЗАНИЯ

Есть люди, которые не нарушают Божьих законов (природы и откровения), но пожинают то, чего не сеяли (Гал. 6:7), то есть страдают от разнообразных бедствий. Иов не сделал ничего такого, чтобы заслужить свои язвы, но - неведомо для него - у Бога была Своя цель в том, чтобы допустить эти язвы. Каким бы хорошим ни был Иов, отказавшись проклясть Бога (Иов 2:9, 10) и проявив меру терпения (Иак. 5:11), Бог все же мог видеть в нем дух эгоизма и непокорности (Иов 13:2, 3; 23:2), недостаток терпения (Иов 21:4). У него был гордый взгляд (Иов 15:12) и стремление спорить со своим Создателем (Иов 13:3). Скорбь смирила этого человека. Выслушав упреки Бога, он раскаялся “в прахе и пепле” (Иов 42:6). В результате наказующего, исправляющего зла он стал лучше, чем мог бы быть в противном случае.

Павел тоже не сделал ничего такого, что послужило бы причиной его терзающей боли, “жала в плоти” (2 Кор. 12:7), которая мучила его. Он молил об облегчении, не зная того, что Бог попустил эту острую боль, чтобы Павел сохранял смирение. Павел не стал проклинать Бога за это жало, а был благодарен за то, что Отец так возлюбил его, и стал понимать, что “когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12:10). В Евр. 12:11 говорится: “Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности” .

Даже Иисусу пришлось учиться послушанию через страдания. Он тоже молился об облегчении. Однако Бог видел, что Ему нужно дисциплинирующее наказание, чтобы сделать Его совершенным (Евр. 5:7-9).

БОГ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬНОГО ЗЛА

В тех ужасных муках, которые претерпел Иисус, помимо Его личного совершенствования, была еще одна цель. В нем “Он понес на себе грех многих” (Ис. 53:12), сделавшись “для нас жертвою за грех” (2 Кор. 5:21). Он страдал вместо других.

Один человек родился слепым, в данном случае не из-за греха родителей (хотя иногда причину надо искать в родительских грехах), и не из-за собственных грехов (хотя иногда человек сам становится причиной собственной слепоты). У слепоты этого человека была божественная цель (Ин. 9:1-3). “Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Рим. 11:33). Людей всегда изумляет, когда открываются Божьи помышления.

Следующая цитата

Вначале может показаться, что, так как Бог является создателем всего, то и зло должно быть создано Им. Тем не менее, это предположение требует дальнейшего выяснения. Зло – это не «предмет», как камень или электричество. Вы не сможете набрать зло в ведро! Скорее, зло – это некое действие, подобно бегу. Зло не существует самостоятельно – на самом деле, это отсутствие добра. Например, дыра реальна, но она существует только в чем-нибудь другом. Ми называем отсутствие почвы дырой, но она не может быть отделена от почвы. Поэтому, когда Бог творил, все существующее, в действительности, было добрым. Одними из добрых вещей, сделанных Богом, были создания, наделенные свободой выбора добра. Бог позволил этим свободным ангелам и людям избирать добро или «недобро» (зло). Когда плохие отношения существуют между добрыми существами, мы называем это злом, но оно, тем не менее, от этого не стает тем «предметом», который Бог должен был создать.

Возможно, будет полезной следующая иллюстрация. Если бы мы спросили обычного человека: «Существует ли холод?», в ответ он, скорее всего, сказал бы: «Да». Однако это не так. На самом деле холод не существует. Холод – это отсутствие тепла. Подобно этому не существует и темноты, ведь темнота – это отсутствие света. Одинаково и зло является отсутствием добра, или даже лучше сказать – отсутствием Бога. Бог не должен был создавать зло, а, скорее, позволить отсутствовать добру.

Рассмотрим пример из книги Иова, главы 1-2. Дьявол пожелал уничтожить Иова, и Бог позволил ему делать все, кроме умерщвления патриарха. Господь позволил этому случиться, чтобы доказать дьяволу, что Иов праведен из-за того, что любит Бога, а не из-за Его обильных благословений. Только один Бог контролирует все происходящее. Сатана не может ничего сделать, если только не получит на это Его «разрешение». Бог не создавал зла, но Он разрешает зло. Если бы Бог не предусмотрел возможности для присутствия зла, тогда и люди, и ангелы служили бы Ему из принуждения, а не по выбору. Он не желал «роботов», просто делающих то, что в них «запрограммировали». Бог оставил возможность для зла, чтобы мы могли владеть свободной волей, выбором и возможностью принимать решение, служить Ему, или нет.

В конечном итоге, на эти вопросы нет ответа, полностью понятного для нас. Мы как ограниченные человеческие существа никогда не сможем полностью постичь безграничного Бога (Римлянам 11:33-34). Иногда мы считаем, что понимаем, почему Бог делает что-то, только чтобы со временем выяснить, что Божественная цель была совсем другой, чем мы представляли. Бог смотрит на вещи с перспективы вечности, а мы смотрим на них с земной точки зрения. Для чего Бог поместил человека на Землю, зная, что Адам и Ева согрешат и, таким образом, принесут зло, смерть и страдания всему человечеству? Почему Он просто не создал нас всех и не оставил в Раю, где мы были бы совершенными и не встречали страданий? Наилучший ответ, который можно дать на эти вопросы, таков: Бог не хотел расы роботов, не имеющих свободной воли. Бог должен был позволить зло, чтобы мы владели истинным правом выбора, поклоняться Ему, или нет. Если бы нам никогда не пришлось страдать или ощущать зло, знали ли бы мы тогда, насколько прекрасен Рай?

Итак, Бог не создавал зла, но Он разрешил его. Если бы Он не сделал этого, то мы бы поклонялись Ему из принуждения, а не по выбору нашей собственной свободной воли.

Читайте также: