Библия о предательстве цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Самое болезненное, что может пережить человек, — это, пожалуй, предательство. Особую боль ощущаешь, когда в спину ударяет кто-то близкий. Ведь посторонниене могут предать в принципе, так как мы не надеемся на них, не открываем им сердечных тайн, не считаем, что мы с ними — единое целое. Когда же предает тот, когосчитаем своим, то земля уходит из-под ног.

Бог в своей мудрости даже предательство Иуды и соучастие в этом сатаны направил во благо людей. Крест, на котором были побеждены и смерть, и грехи, стал спасением для всех, кто принял и принимает Иисуса Христа как Спасителя

Иногда предатель и не имеет цели предать, причинить боль, уязвить. Просто он поступает так, как ему выгодно. Такова природа падшего человека. В жизни людей очень мало альтруизма, но много эгоизма. Даже пословица есть такая: «Своя рубашка ближе к телу».

Целью предательства всегда является использование другого в качестве способа или средства для удовлетворения собственных потребностей.

Спутниками предательства являются:

Предатель всегда между добром, любовью и выгодой выбирает выгоду. Но потом сам страдает, так как предательство разрушает достоинство человека, не дает покоя. Оно — черное клеймо, сопровождающееся виной и страхом перед возмездием. Очень трудно предателю перешагнуть через свой поступок, принять себя и простить. Предатель обычно защищается от стыда и боли цинизмом, агрессией. Иногда предатели впадают в депрессию, либо начинают употреблять наркотики или алкоголь.

В Библии описано много случаев предательства и их последствия. В самом начале сотворения мира осеняющий херувим предал своего Создателя, был низвергнут на землю и стал сатаной. Затем первые люди предали Бога и оказались изгнаны из Эдемского сада, стали грешными и смертными. На протяжении всей истории люди предавали, обманывали и, как правило, несли урон из-за этого. Но, пожалуй, самым показательным и известным примером предательства является предательство Иисуса Иудой.

Библия беспристрастно описывает Иуду и его поступки:

У Иуды, как и у Петра, также впоследствии предавшего своего Учителя, был шанс покаяться. Петр воспользовался этим шансом и был прощен Христом, потому что сердце Петра по-настоящему принадлежало Господу.Но Иуда на подлинное покаяние не был способен. А жизнь свою Иуда окончил самоубийством.

Таков итог его предательства. Иоанн Златоуст говорит об этом следующее: «Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнью настоящего, ни жизнью будущего, но… удавился».

Высказывания о предательстве

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.

Каждый удар в спину имеет свое лицо.

Почему удар в спину наносят те, кого, как правило, защищаешь грудью?

Нарушитель заповеди о любви к ближнему первым из людей предает самого себя.

Все стереть из памяти, забыть обещания, выплюнуть яд со вкусом предательства. Сколько дней и ночей понадобится на этот раз, чтобы рана затянулась?

Чем больше ты доверился человеку, тем больший у него соблазн тебя предать.

Что делать, если тебя предали?

Следующая цитата

Это нормально и естественно, что человек не хочет общаться с тем, кто причинил ему боль. Это всего-навсего защитная реакция. Нормально и естественно, когда человек не ест то, что ему не нравится. Если станет есть, нанесет себе вред. Нельзя насиловать свой организм, который чувствует, что́ можно есть, а что – нельзя.

Ненавидеть своих врагов – это естественная реакция защиты. Обида – это тоже нормальное чувство, которое защищает и спасает нас от повторения унижения, предательства, боли. Повторяю: нормальное, естественное чувство, – для того, кто не верит в единого Бога.

Почему Христос велел прощать тех, кто обидели нас или предали? Почему он общался с людьми недостойными, мытарями и грешниками, хотя каждый знал, что общение с такими людьми пятнает душу, развращает ее? Почему призывал любить врагов своих?

Почему Христос не изгнал Иуду, хотя знал, что тот предаст его? С точки зрения здравого смысла, это совершенно неправильно, ведь это ликвидация инстинкта самосохранения. Да и распятие, и все предыдущие события больше напоминают самоубийство.

Тот, кто верит в Бога, понимает, что человек – это не только тело и привязанные к телу эмоции. Тот, кто верит в Бога, чувствует, что его обида – это не только защита себя, но и убийство другого на тонком плане, – ведь чем ближе мы к Богу, тем быстрее исполняются наши желания.

Если для человека главное – еда, то ради еды он готов и убить, и предать. Если для человека главное – его идеалы и принципы, тогда он готов убить того, кто эти принципы нарушает. Если для человека жизнь – абсолютная ценность, тогда ради выживания он пойдет на все.

Почему же Христос учил прощать? Почему Христос учил отказу от инстинкта самосохранения? Ответ простой: Христос учил не этому. Если обида – это защита себя, то призыв прощать – это вовсе не отказ от защиты. Это призыв отказаться от примитивной, первобытной, языческой защиты.

Для верующего в единого Бога существуют две логики: на уровне Божественной логики он общается с Богом, а на уровне логики человеческой он защищается. Защищаться можно, убивать нельзя. А обида – это убийство. Значит, надо научиться защищаться, не убивая. Это называется воспитанием обидчика.

Обижаться нельзя, наказывать можно. Иудаизм учит: « Око за око, зуб за зуб ». Христос учит: « Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… » Если брат не захочет меняться, тогда надо обличить его еще раз в присутствии людей. Если и после этого он не захочет меняться, только тогда можно его наказать.

Кто же прав? Христиане говорят, что прав Христос. Иудеи считают, что прав Моисей. Так кто же ближе к истине?

Спор этот беспредметен, потому что Христос признавал абсолютно все заповеди Моисея: « Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ».

Иудаизм обращен к человеку, который еще не может глубинно изменить свой характер и свои чувства. Заповеди Моисея относятся к поведению человека, которое можно изменить под страхом наказания. Изменение поведения помогает человеку в какой-то степени измениться и внутренне. Это первый шаг к единобожию. Эвер (еврей) означает «переходящий на сторону Бога».

Но страх не позволяет человеку меняться глубинно. Христос страх заменяет любовью. Когда в душе есть любовь, тогда человек способен меняться реально и глубинно.

На тонких планах все едино. Ненависть к врагам убивает не только врагов, но и того, кто их ненавидит, его потомков и родственников. Осуждение преступников – это убийство на тонком плане не только их, но и себя, и собственных детей, и всех людей на Земле, в конечном счете.

Обида – это тоже убийство. Мужчина, обидевшийся на жену, подсознательно убивает всех женщин, а обидевшийся на мать еще больше усиливает эту тенденцию. Мать в нашем подсознании – это символ всех женщин на Земле. Христос учил прощать в душе всех, чтобы обиды не убили нас и наших детей.

Когда-то я рассказывал о женщине, у которой в течение полугода не прекращались месячные. Врачи не смогли ей помочь, и она обратилась ко мне.

Я спросил, была ли у нее сильная обида на мужчину в последний год. Она ответила утвердительно.

– Где сейчас этот человек?

– Он умер полгода назад.

Я объяснил ей, что раньше, когда этот человек был жив, ее обида убивала только его. А теперь она пытается убить весь загробный мир, где находится его душа. Естественно, это пожелание смерти разворачивается против самой женщины и превращается в программу самоуничтожения. Потому кровотечение и не прекращается.

Женщина спросила, что ей делать. Я посоветовал ей пойти в церковь, поставить свечку за упокой души умершего и мысленно попросить у него прощения, а потом обратиться к Богу с молитвой и тоже попросить прощения, – ведь, пытаясь убить душу, мы пытаемся убить и Бога, ее создавшего. Женщина сделала это, и на следующий день кровотечение прекратилось.

Если в каждом человеке Вы видите образ Божий, тогда Вы сможете простить того, кто Вас обидел. И не только простить, но и постараетесь воспитать его, чтобы он не обидел, не предал и не унизил Вас еще раз.

Воспитывать нужно не только его, но и, в первую очередь, себя. Именно наше внутреннее состояние определяет, как к нам относятся окружающие. Если человек поклоняется деньгам, его обворуют. Если человек поклоняется идеалам, порядочности, – его обворуют и унизят. Если человек поклоняется жизни, у него отберут жизнь.

А если мы поклоняемся Богу, тогда мы можем без страха, озлобления и обид владеть чем угодно.

С. Н. Лазарев. «40 вопросов о душе, судьбе и здоровье». Часть 2

Сергей Николаевич Лазарев - автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.

Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева - это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.

Дорогие Друзья! Если Вам понравилась информация, и Вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!

Следующая цитата

С незапамятных времен предателей называют Иудой. Каковы были причины предательства Иуды? Что говорит о предательстве Библия? Что делать, если предали вас или предали вы? О грехе предательства в нашем материале.

2. Перемена политических убеждений

Есть версия, что Иуда стал разделять точку зрения иудейских священнослужителей, считавших Иисуса еретиком, который смущает народные умы. Якобы Иуда был патриотом, тщетно ждавшим, когда Иисус возглавит восстание против Рима. Но в Евангелии нет подтверждения этому, иначе один из апостолов непременно упомянул бы о взглядах Иуды. И всё же непостоянство свойственно ему – сегодня он идёт за Христом, завтра бежит сдавать его, послезавтра раскаивается. Мятущийся нестойкий ум.

Предательство в Библии

В Библии каждый образ и поступок имеют глубокий смысл и несколько уровней понимания. От простого толкования, когда сюжеты учат людей правильному взаимодействию между собой, до сложного философского осмысления в поисках надмирных тайн.

Иуда на коленях Люцифера

Преступление Иуды останется в истории как обличение предательства. Это предостережение на все времена для всех людей.

Затем вспоминается поступков братьев Иосифа, отдавших его торговцам. Это символ нарушения верности по отношению к своему роду.

Можно упомянуть коварство Далилы, которая открыла тайну силы Самсона его врагам – это символ измены в любви.

Вот архетипические сюжеты, которые тысячекратно повторяются в истории человечества, раз и навсегда осуждённые в Священном писании.

3. Неудовлетворённые амбиции

Иуда надеялся, что Иисус займёт царский трон Израиля. Тогда Иуде доверят не просто ящик с пожертвованиями, а всю казну государства. Видя, что Сын Божий не стремится к земной власти, разочарованный Иуда оставляет Его.

4. Зависть и уязвлённая гордыня

Постоянно присутствуя рядом с Богочеловеком, наблюдая его чудеса, Иуда начал завидовать чужому могуществу и славе. Сам он был неспособен стать святым и получить часть Господней благодати и силы. Зато мог погубить Христа и так войти в историю.

Обстоятельства преступления

Поступок Иуды – модель любого предательства. Мы точно не знаем причину его вероломства, но это тоже символично. Можно предположить следующее:

Христос – пример верности

Иисус Христос говорил:

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом»

(Лук. 16:10)

Всю земную жизнь Он хранил верность своему небесному Отцу. Перенес искушения в пустыне, не склонился перед Сатаной, остался безгрешным. И хотя скорбел душой в Гефсиманском саду, завершил миссию спасения человечества.

По отношению к людям Христос также был честен и надёжен.

Чтил свою земную Мать, в день Распятия поручая заботу о ней апостолу Иоанну. Воскресил Лазаря из дружеского чувства. Накормил своих слушателей, умножив пять хлебов и две рыбы. Спасал и исцелял.

Апостол Павел писал Тимофею:

«Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может»

(2 Тим. 2:13)

1.Поиск выгоды любой ценой

Прежде всего Иуду обвиняют в алчности, жертвой которой он пал. Будучи казначеем апостольской общины, он носил ящик с деньгами. За исцеления Христу жертвовали деньги, которые Он раздавал нищим. Иуда из казны крал, о чём прямо сказано в Евангелии. Видимо, он не связывал своё будущее с Христом, но считал, что за счёт Его чудес накопит денег на сладкую жизнь. На предательство Иуду толкнула лишняя, по его мнению, трата на Учителя. В Вифании Мария, сестра Лазаря, воздавая честь Спасителю, возлила на него дорогое ароматическое масло, нард.

«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»,

– сказано в Евангелии от Иоанна. Но динарии прикарманить не удалось, и, чувствуя себя в убытке, Иуда решил продать Христа.

Иуды среди нас

Предательство присутствует в жизни каждого человека. Кто-то стал жертвой этой подлости, кто-то сам предал. Иногда и то и другое вместе. Предательство может носить характер глобальный – нарушение присяги государю и верности Богу. И локальный – отказ от своей семьи или друга.

Привёз сын неходячего отца к приюту, выгрузил его в сугроб и уехал. Такие картины порой наблюдают социальные работники. Как только напишет пенсионер дарственную на своё жильё детям, многие стараются избавится от обузы. А бывает, у дочки особняк на семь миллионов, но дряхлые родители не нужны – и этих в приют.

Мальчик идёт с мамой по улице и вдруг замечает своего отца под руку с незнакомой тётей, рядом бегают двое мальчиков его возраста. Как же так? Просто папа сбежал в другую семью, к чужим детям. Там ему более комфортно в постели, или жизнь богаче, а он ленив. Папа – Иуда? Разумеется. Меньшего масштаба, но ничем не лучше – Закон Божий он тоже попрал в угоду своей прихоти.

Треть женщин в нашей стране воспитывают детей в одиночку, значит, их предали мужья, а в ряде случаев они сами бросили мужа. Так предательство сокрушает семью. А значит, появляется меньше детей, и уже рождённые обделены любовью отца.

Или тяжело заболел муж и жена оставляет его, упорхнув на поиски здорового самца. Ведомая своей похотью, она поступает как Иуда – ведь тот тоже хотел удовлетворить свои потребности, финансовые или психологические.

Многие люди по жизни ближе к Иуде, чем к Иисусу Христу, поскольку падать легче, чем духовно расти. Изменять легче, чем хранить верность.

Николай Ге. “Совесть. Иуда”

«Дружба» в соцсетях обесценила чувство верности. Чаще мы видим друзей в блогах, ассоциируя их с красочными аватарами. Аватаром меньше или больше – никакой разницы. Сегодня ты лайкаешь одних, завтра других. Или кто-то блокирует тебя одним кликом, отказываясь от общения.

Я замечала, как много писателей сейчас дружат с литературными критиками в Фейсбуке, поскольку надеются, что критик порой упомянет их в своих статьях, добавив популярности. Но случись с тем же критиком беда, немногие переведут ему и 100 рублей. А если он перестанет строчить свои статьи о литературе, от него отпишутся. Вот и вся интернет-верность.

Изредка и здесь можно найти настоящую дружбу – на основе общих убеждений, но это два-три человека из двух-трёх тысяч френдов.

Хозяин своего слова – сегодня это понятие относительное.

Путь к предательству начинается с мелочей, считает Епископ Пятигорский и Черкасский Феофилакт.

Как пережить предательство друга?

Отвечает протоиерей Игорь Сильченков.

Хранить ли преданность Злу?

Но всегда ли предательство – греховно, а верность похвальна? Есть другая сторона этих явлений.

Мафия ценит верность. Террористические организации ценят верность. Шайки подростков ценят верность. И если представитель такой организации отправится в полицию и сдаст планы банды, местонахождение главарей и прочую информацию, он станет предателем в глазах бывших подельников. Но посмотрим на ситуацию через призму христианства.

Вспомним, что изначально каждый человек задуман как образ Божий, создан выполнять заповеди, а отнюдь не преступать их, что был некогда чист. Потом некто забыл Бога и Добро ради банды, но одумался. И отречение от преступного мира – это возвращение к себе, некогда безгрешному.

Христианин должен предать Зло, даже если раньше служил ему по ошибке и клялся в вечной верности. Это не предательство, а раскаяние, покаяние, возвращение к первоисточнику – Богу.

Семья – библейская ценность. Первый союз людей, созданный по воле Всевышнего. Но бывают случаи, когда верность супругов преступна. Например, если муж становится педофилом, но жена скрывает это и детей вынуждает молчать. Или живёт с наркоманом и алкоголиком, который сбивает с пути истинного родственников.

В Подмосковье я знала семью, где отец-наркоторговец посадил на иглу обоих сыновей и их невест, младший сын умер, старший сел вместе с отцом. А что же мать? Она скрывала происходящее и теперь носит передачи в тюрьму и цветы на могилу. Помню, глава семьи работал таксистом и в его машине красовались иконки.

Но вместе с кем-то возделывать ниву греха – это не христианство.

Бывает, один из супругов оставляет Православную церковь и уходит в секту, а другой следует за ним. Но это единомыслие порочно, так вместе согрешили Адам и Ева, вкусив запретный плод.

И. Солоневич пишет о впечатлениях французского посла Мориса Палеолога: «…Палеолог с полным недоумением рассказывает о том, что князья просто и Великие Князья, представители и финансовой, и земельной знати, на своих приемах совершенно открыто говорили о свержении Государя и о том, как они уже ведут пропаганду в частях гвардии – в первую очередь в Павловском полку, который и в самом деле первым начал «революцию». Все эти люди жестоко поплатились за свои интриги и злоречие, революция пожрала их прежде, чем других своих жертв.

5. Стремление обезопасить себя

У Христа было много почитателей, но и немало недоброжелателей. Рано или поздно Он рисковал попасть в руки врагов и сам предсказывал свою кончину. Иуда предполагал, что может пострадать, как ученик Христа. Поэтому решил предупредить события и лично предал Учителя.

Один из этих аспектов или несколько сразу присутствуют в предательстве любого рода. Грех Иуды проецируется на всех его последователей. Каждый из них – по-своему Иуда.

Отвергая ближних, мы отталкиваем Христа, учившего любви.

Как жить дальше?

Предательство – это болезнь души, относиться к нему следует соответственно. Лечить молитвой и переосмыслением своих и чужих поступков.

Как примириться с изменой мужа?

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

Господь ожидает от нас, прежде всего, верности. Нашей верности в повседневных обещаниях и церковных обетах. Верности в труде – мирном и ратном. Верности семье и народу. Это качество достойно благословения в современном мире и в будущем.

Следующая цитата

Описание Страстей Христовых в Евангелии от Матфея начинается с рассказа о возлиянии драгоценного мира на главу Спасителя женщиной, сердце которой разрывалось от покаянной любви к Нему. Но сразу же после исключительного примера жертвенной самоотдачи мы видим величайшее зло, предельное раскрытие добра и зла окружает Христа даже среди Его последователей.

Но когда учеников было только двенадцать, и один из них оказался диавол, мы понимаем, что мы никогда не должны ждать совершенного общества даже в Церкви по эту сторону небес. Никакие обеты долга, никакие особые отношения с Самим Господом не удержат того, кто имеет диавола. Иуда приходит к первосвященникам и говорит: «Что вы хотите дать мне, и я предам вам Его». Они не посылали за ним, не делали ему никакого предложения. Им и в голову не приходило, что один из учеников Христовых может оказаться предателем. Иуда не обещает им свидетельствовать против Христа, хотя им недоставало свидетелей. Ему не в чем было обвинять своего Учителя, ему нужны были только деньги. Только сребролюбие делало его предателем.

«Что вы хотите дать мне, и я предам вам Его». «Как, Иуда, разве ты в чем-то нуждаешься? ― говорит святой Иоанн Златоуст. ― Может быть, в пище ты испытываешь недостаток или в одежде, или чего-то еще тебе недостает, чего Бог не может тебе дать?» Но не недостаток денег, а любовь к деньгам — корень всех зол.

И первосвященники заключают с ним сделку, они отсчитали ему тридцать сребреников, согласно древнему иудейскому закону. Как написано в книге Исход, тридцать сребреников — это цена раба. Вот в какую цену оценили Христа служители Божии. Они дали ему деньги тут же, в руки, наличными. Все надежно, не колеблясь, смелее вперед. Все они были в тот час иудами-предателями. Так назначают награду за преступника, которого ищут. Как страшно может быть сребролюбие. Оно может сделать человека слепым к честности и чести. Человек может не задумываться о средствах достижения своих целей. Мы дожили уже до времени, когда в газетах публикуют цену на заказное убийство. На то же самое заказное убийство, которое было по отношению ко Христу, а теперь по отношению к другому человеку, за которым стоит Христос. Только наемный убийца здесь сам приходит предложить свои услуги. Как говорится о печати антихриста «волею прихожу к тебе». То, что происходило в мире вокруг Христа и у Его Креста, раскроется в полноте во времена антихриста накануне Второго Пришествия Христова, которое будет предваряться знамением Его Креста.

Наше слово об этом предательстве. О том, что всякий грех и прежде всего сребролюбие, зависть, честолюбие — это то, из-за чего был предан на смерть Христос. И то, из-за чего до сих пор предают Его. И чем ближе история человечества к развязке, чем больше возрастает в мире грех, тем больше предают. Чем больше изгоняется Бог из жизни, чем больше в ней присутствие диавола, тем больше предательство. Иуда — предатель, человек, который предал Бога и вступил в союз с диаволом. Только тогда, когда человек изгоняет Бога из своей жизни и принимает в нее диавола, может он опуститься до христопродавчества. Двадцатый век и наступивший двадцать первый век показывает, как близки последние испытания. Слова святого Царя-страстотерпца Николая II «кругом измена, трусость и обман» оказались пророческими по отношению к России, и не только по отношению к ней. Наше сегодняшнее поражение, говорим мы, не знает пределов. Может быть, рано делать последние выводы, историки напишут, как была уничтожена Россия, если Бог продлит историю. Но совершенно очевидно, что Россия была предана всеми. Самое подлое, что произошло — предательство со всех сторон.

Всегда было предательство, но надо было создать атмосферу, где предательство побеждает. Кругом предательство в самом широком смысле слова, и в самом глубоком. В самом мрачном, легкомысленном и преступном. Время сейчас такое безнравственное, что если выгодно предать, то это уже не предосудительно. Уже не считается позором, как это было еще в девятнадцатом веке, потому что сребролюбие уже, можно сказать, становится добродетелью. Еще в детстве многие из нас могли слышать: «Самое ужасное — это быть предателем». Но теперь такая удивительная готовность к предательству, что не каждый еще найдет хозяев. Современная культура — сплошная апология предательства. И супружеская измена, то есть предательство самого близкого человека, разрушение основ жизни восхваляется всюду не просто как норма жизни, а как доблесть.

Последнее десятилетие таких иуд вывело на свет, что у всех на глазах продается и предается детство, девство, красота, чистота, любовь. И родину, и народ продают с молотка новоявленные иуды. Но что бы ни было, всегда остается самый страшный пример в истории человечества того, каких глубин может достигнуть сребролюбие. Поистине, зловеща фигура Иуды. Как какой-то змей. Само слово «Иуда» с детства внушало ужас, в самом имени как будто звучало и «удавился», и предательство, и ад. У Бога ничего не бывает без смысла. Дело ведь не в самом имени. Мы знаем, что есть святой апостол Иуда. И удивительным образом то же самое имя звучит совершенно по-иному — победно, радостно. А Иуда-предатель с тридцатью сребрениками — это почти невозможно представить. Как будто все остальное в этом человеке исчезло. Не только его хоть какие-то добрые качества, но и сама его личность. Ничто остальное уже не имеет для него значения, потому что дьявол вошел в него. Цель дьявола — войти во всех людей. Но мы не должны ничего не страшиться, если с нами Господь, Крестная Его сила.

Христос знает, что ждет Его впереди, Он предвидит то, что неизбежно должно случиться. На Тайной вечери Он говорит: «Се, рука предающего Меня за трапезой. Но Сын Человеческий идет по написанному о Нем». Он был предан на смерть по совету и предведению Божию. Но Господь предупреждает предателя: «Горе человеку тому, которым Сын Человеческий предается. Лучше было бы ему не родиться». Хотя в Превечном Совете решено, что Христос будет предан, и Он Сам вольно идет к смерти ради нашего спасения, ради нашего воскресения с Ним в превечной славе, грех Иуды от этого не становится меньше.

Непостижима тайна свободы и ответственности человека, содержимая в деснице Божией. До скончания мира не прекращается война света и тьмы, и каждый из нас может быть орудием добра или зла. Так много зависит от нашего выбора. И во всех нас есть тьма греховная, и всегда существует покаяние, пока не станет слишком поздно. Неслучайно на Тайной Вечери, когда Христос сказал, что один из учеников Его предаст Его, все они сказали: «Не я ли, Господи?» «Не я ли», — бесстыдно сказал Иуда, глядя в глаза Спасителю. И Господь ответил ему: «Ты». Однако это не остановило Иуду. Вот в чем заключается участие каждого человека в этой тайне.

Иуда тайно замышлял свое злодейство. Тайно, потому что если бы кто-нибудь из учеников узнал бы о его замысле, ему было бы несдобровать. Не унести было бы ему ноги из Сионской горницы. Он мог скрывать свой замысел от своих товарищей, но он не мог его скрыть от Христа. И так всегда человек может скрыть свой грех от людей, но он никогда не может скрыть его от взора Христа, Который видит тайны человеческого сердца.

Такая минута наступила на Тайной Вечери, как будто там присутствовали только двое: Христос и Иуда, и больше никого. Христос знал, хотя никто не знал, что намеревался совершить Иуда. Господь мог бы употребить Свою чудесную силу, которую Он столько раз являл в жизни, чтобы сделать Иуду беспомощным, даже предать его смерти. Но мы знаем, что Он никогда не являл Свои чудесные силы ради спасения Себя, а только ради спасения других. И единственное, что употребляет сейчас Христос, — это зов любви. Одна из величайших тайн жизни — это уважение Бога к свободной воле человека.

Когда Господь хочет остановить человека от греха, Он ставит его прежде всего перед ужасом и реальностью этого греха. Святые отцы говорят, что нашей величайшей духовной безопасностью является способность ужасаться грехом. Мы живем во времена, когда более чем когда бы то ни было, есть чему ужасаться. И когда люди все менее ужасаются самым мрачным грехам и преступлениям. Посмотри, взывает к нам через стыд и совесть Господь, как невыносим грех и как страшны последствия греха. Неужели ты этого хочешь?

И далее Христос дает возможность человеку взглянуть на Него. Это уже последнее, что дается человеку. Может ли человек увидеть Христа, встретить взор Христа, и после этого, как ни в чем не бывало, идти на грех? Так, в конце концов, совершается испытание каждого из нас. В решающих обстоятельствах Христос дает нам узнать ужас греха и благодать Своей любви, которая зовет к покаянию. Мы видим, как может раскрыться «тайна беззакония» в полноте.

Несмотря на призыв любви Господа, Иуда не поколебался в своем выборе. Ему было показано, что такое грех, замышляемый им, и он был поставлен лицом к лицу со Христом, но он не повернулся вспять, не покаялся. Так открыл он сердце свое диаволу. Диавол, падший денница, знал, что значит противиться благодати Божией, но захотел все равно и дальше идти против Бога. В мире совершается эта «тайна беззакония», отсутствие адекватной реакции на самые гнусные грехи, и это соединяется с отвержением дара любви Божией, с попранием святыни, с ненавистью к благодати, которая мучительней для человека всех терзаний совести.

В час ужаса Иуда увидел внезапно полную пустоту служения маммоне и предательства Бога и человека. И эта пустота убила его. Отчаяние — это когда человек близок к образу беса, и когда он стоит уже во вратах ада. Бес — это отчаяние, и антихрист — это отчаяние. Мгновенный земной успех приводит внезапно к беспросветному мраку, когда все проходит. И грех обладает, оказывается, такой особенностью, всякий грех, и тем более то, что является корнем всех зол, что человек начинает ненавидеть то, что он приобрел. То, чего он больше всего на свете хотел получить, это то, от чего он больше всего на свете хотел бы избавиться. Когда Иуда искушался предать своего Учителя за тридцать сребреников, они сияли для него, как солнце, но когда грех совершился, и он получил деньги, серебро стало жечь его совесть невыносимым огнем. И он дорого бы дал, чтобы избавиться от этих сребреников.

Что же такое наш выбор — верность Господу или предательство? Если бы Иуда, говорят святые отцы, и это слишком очевидно, остался верным Христу, он умер бы тоже, как другие апостолы, мученической смертью, но грехом предательства он утратил венец мученичества и наложил на себя руки, оттого что жизнь стала непереносимой для него из-за его греха. Святые отцы говорят, что есть грех и грех. Есть грех страстного сердца, когда под влиянием момента человек совершает плохое. Пусть не думает никто умалить такой грех. Последствия его могут быть самыми ужасными, если человек не покается. Но несравненно ужасней, когда человек сознательно, расчетливо и хладнокровно идет на грех, будучи предупрежден об ужасе своего греха и зная о благодати любви Христовой.

Что делать, если предал ты и чувствуешь свою вину?

В Библии есть ответ и на этот вопрос, есть наглядная ситуация. Речь идёт об отречении Апостола Петра. Этот великий муж в начале своего пути был уязвим и боязлив, как обычный мирянин. После ареста Христа, будучи вопрошаем, не является ли он спутником Назарянина, апостол Пётр трижды опровергает это, опасаясь за свою жизнь.

Почему же Иуде и Петру были уготованы разные судьбы? Первый раскаялся, но удавился. Второй продолжал жить, более не оступался, служил Господу, проповедовал и ныне считается хранителем райских ключей как основатель земной Церкви.

Иуда прибавил к своему предательству грех отчаяния, он не надеялся на милость Божью.

Пётр же сам любил Христа и уповал на Его любовь. Всё обошлось без громких слов, но Пётр вместе с другими апостолами получил дар Духа Святаго, способность исцелять и воскрешать, о чём можно прочитать в Деяниях апостолов. А значит, Спаситель простил ученика, заглянув в его сердце.

Возлюби преданного тобой ближнего и докажи ему своё искреннее раскаяние. Восстанови то, что разрушил. Вряд ли есть иной путь к примирению.

Читайте также: