Библия о чревоугодии цитаты
Обновлено: 21.12.2024
Чревоугодие является грехом излишества и чрезмерной жадности к еде. В Библии обжорство тесно связано с грехами пьянства, идолопоклонства, щедрости, бунта, непослушания, лени и расточительности (Второзаконие 21:20). Библия осуждает обжорство как грех и прямо помещает его в «вожделение плоти» (1 Иоанна 2: 15-17).
Ключевой библейский стих
«Разве вы не знаете, что ваши тела - это храмы Святого Духа, кто в вас, кого вы получили от Бога? Вы не свои, вы были куплены по цене. Поэтому почитайте Бога своими телами». (1 Коринфянам 6: 19–20, NIV)
Библейское определение обжорства
Библейское определение обжорства - это привычка поддаваться жадному аппетиту, баловствуя едой и питьем. Обжорство включает в себя чрезмерное желание удовольствия, которое еда и питье доставляют человеку.
Бог дал нам пищу, питье и другие приятные вещи (Бытие 1:29; Екклесиаст 9: 7; 1 Тимофею 4: 4-5), но Библия призывает к умеренности во всем. Необузданная потворство своим желаниям в любой области приведет к более глубокому запутыванию в грехе, потому что оно представляет собой отказ от божественного самоконтроля и неповиновения воле Бога.
В Притчах 25:28 говорится: «Человек без самообладания подобен городу с разрушенными стенами» (NLT). Этот отрывок подразумевает, что человек, который не ограничивает свои страсти и желания, в конечном итоге не получает защиты, когда приходят искушения. Потеряв самообладание, он или она рискует быть увлеченным дальнейшим грехом и разрушением.
Обжорство в Библии - это форма идолопоклонства. Когда желание еды и питья становится для нас слишком важным, это признак того, что оно стало идолом в нашей жизни. Любая форма идолопоклонства является серьезным оскорблением для Бога:
Вы можете быть уверены, что ни один аморальный, нечистый или жадный человек не унаследует Царство Христово и Бога. Ибо жадный человек - это идолопоклонник, поклоняющийся вещам этого мира. (Ефесянам 5: 5, NLT).
Согласно римско-католическому богословию, обжорство - это один из семи смертных грехов, то есть грех, который ведет к проклятию. Но эта вера основана на церковных традициях, относящихся ко времени средневековья, и не поддерживается Писанием.
Тем не менее, Библия говорит о многих разрушительных последствиях обжорства (Притчи 23: 20-21; 28: 7). Возможно, самый разрушительный аспект переедания в еде - это то, как это вредит нашему здоровью. Библия призывает нас заботиться о наших телах и чтить Бога с ними (1 Коринфянам 6: 19–20).
Критики Иисуса - духовно слепые, лицемерные фарисеи - ложно обвиняли его в обжорстве, потому что он общался с грешниками:
«Сын Человеческий пришел есть и пить, и они говорят:« Посмотри на него! Обжорство и пьяница, друг сборщиков налогов и грешников! «Но мудрость оправдывается ее делами» (Матфея 11:19, ESV).
Иисус жил как обычный человек в свое время. Он ел и пил нормально и не был аскетом, как Иоанн Креститель. По этой причине его обвиняли в еде и питье в избытке. Но любой, кто честно наблюдал за поведением Господа, увидел бы его праведность.
Библия чрезвычайно положительно относится к еде. В Ветхом Завете Бог устраивает несколько праздников. Господь сравнивает завершение истории с великим праздником - брачным ужином Агнца. Еда не проблема, когда дело доходит до обжорства. Скорее, когда мы позволяем жажде пищи стать нашим хозяином, тогда мы становимся рабами греха:
Не позволяй греху управлять тем, как ты живешь; не поддавайся греховным желаниям. Не позволяйте какой-либо части вашего тела стать инструментом зла, чтобы служить греху. Вместо этого отдайте себя полностью Богу, потому что вы были мертвы, но теперь у вас новая жизнь. Поэтому используйте все свое тело как инструмент, чтобы делать то, что правильно для славы Божьей. Грех больше не твой господин, потому что ты больше не живешь в соответствии с требованиями закона. Вместо этого вы живете под свободой Божьей благодати. (Римлянам 6: 12-14, NLT)
Библия учит, что верующие должны иметь только одного учителя, Господа Иисуса Христа, и поклоняться Ему одному. Мудрый христианин тщательно изучит свое сердце и поведение, чтобы определить, есть ли у него нездоровое желание есть.
В то же время верующий не должен судить других относительно их отношения к еде (Римлянам 14). Вес человека или его внешность могут не иметь ничего общего с грехом обжорства. Не все толстые люди обжорства, и не все обжоры толстые. Наша обязанность как верующих состоит в том, чтобы тщательно исследовать нашу собственную жизнь и делать все возможное, чтобы почитать и верно служить Богу своим телом ».
Библейские стихи о чревоугодии
Второзаконие 21:20 (NIV )
Они скажут старейшинам: «Этот наш сын упрямый и мятежный. Он не будет подчиняться нам. Он обжора и пьяница.
Иов 15:27 (NLT)
«Эти злые люди тяжелые и процветающие; их талии вздулись от жира.
Притчи 23: 20–21 (ESV)
Не будь среди пьяниц или среди прожорливых едоков мяса, потому что пьяница и чревоугодие придут в бедность, и дремота оденет их тряпками.
Притчи 25:16 (NLT)
Ты любишь мед? Не ешьте слишком много, иначе вас тошнит!
Притчи 28: 7 (NIV)
Проницательный сын прислушивается к наставлениям, но спутник обжорства опозорил своего отца.
Притчи 23: 1–2 (NIV)
Когда вы сидите, чтобы пообедать с линейкой, хорошо заметьте, что перед вами, и приставьте нож к горлу, если вас обожают обжорство.
Екклесиаст 6: 7 (ESV)
Весь труд человека для его рта, но его аппетит не удовлетворен.
Иезекииль 16:49 (NIV)
«Теперь это был грех вашей сестры Содома: она и ее дочери были высокомерны, перекармливались и не беспокоились; они не помогали бедным и нуждающимся.
Марка 7: 21-23 (ЦСУ)
Ибо из сердца людей исходят злые мысли, сексуальные безнравственности, кражи, убийства, прелюбодеяния, жадность, злые поступки, обман, самоудовлетворение, зависть, клевета, гордость и глупость. Все эти злые вещи приходят изнутри и оскверняют человека.
Римлянам 13:14 (NIV)
Скорее, оденься с Господом Иисусом Христом и не думай о том, как удовлетворить желания плоти.
Галатам 5: 19-21 (NIV)
Действия плоти очевидны: сексуальная аморальность, нечистота и распутство; идолопоклонство и колдовство; ненависть, раздор, ревность, приступы ярости, эгоистичные амбиции, раздоры, фракции и зависть; пьянство, оргии и тому подобное. Я предупреждаю вас, как и раньше, что те, кто так живут, не унаследуют Царство Божие.
Титу 1: 12-13 (NIV)
Один из собственных пророков Крита сказал это: «Критяне всегда лжецы, злобные скотины, ленивые обжоры». Это высказывание верно. Поэтому обличай их резко, чтобы они были крепкими в вере.
Джеймс 5: 5 (NIV)
Вы жили на земле в роскоши и баловстве. Вы откармливали себя в день убоя.
Следующая цитата
Чревоуго́дие – пристрастность к еде, проявляющееся либо в обильном потреблении пищи (объядениях), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве). Cтрасть «чревоугодие» выделяется в числе восьми особых греховных страстей.
Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла «их бог – чрево» ( Флп.3:19 ), т.е. чрево – их кумир, идол.
Формы проявления чревоугодия:
- влечение к потреблению чрезмерно большого, неоправданного физиологически количества пищи – многоядение (чревобесие, чревонеистовство);
- чрезмерное влечение к особого рода пищевым изыскам, к гурманству – гортанобесие;
- чрезмерное влечение к застольям и пиршествам;
- чрезмерное влечение к алкоголю, пьянство;
- пристрастие к определенного рода пищевым продуктам (сладкому, печеному, ароматизированным газированным напиткам, шоколаду и пр.);
- нарушение постов; .
Возможные последствия чревоугодия:
Последствия чревоугодия могут сказываться как на духовном, так и на физическом здоровье человека.
В духовном отношении страсть чревоугодия опасна тем, что служит причиной формирования ряда прочих греховных страстей, таких, например, как уныние, блуд.
Одна из разновидностей чревоугодия, пьянство, может способствовать совершению самых разнообразных преступлений против Бога и ближнего (лжи, сквернословия, святотатства, богохульства, раздоров, вражды, воровства, насилия, грабежей, разбоев, убийств).
Будучи не уврачеванной, страсть чревоугодия низводит верующего до уровня идолопоклонника ( Флп.3:19 ). Алгоритм такого падения хорошо раскрыт Моисеем на примере Израиля: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» ( Втор.32:15 ).
В отношении физического здоровья чревоугодие может приводить к серьёзным функциональным расстройствам телесных органов и систем; к тяжелым заболеваниям.
В Священном Писании чревоугодие обозначено как один из наиболее вредоносных плотских грехов.
Так, Книга Исхода отмечает, что привязанность сынов Израиля к вкусной и сытной пище до того затмевала их разум, что однажды, утратив возможность есть досыта, они не только дерзнули на ропот, но и принялись воздыхать о хотя и рабской, безбожной, но зато вполне сытой жизни в Египте ( Числ.11:4-6 ). Впоследствии пророк Иезекииль поставил чревоугодие в один ряд с гордостью и праздностью ( Иез.16:49 ). Иисус, сын Сирахов, счёл нужным отметить, что от злоупотребления яствами бывает бессонница, рези в животе и даже холера ( Сир.31:23 ). Наконец, Спаситель прямо заповедовал апостолам воздерживаться от объедения и пьянства ( Лк.21:34 ).
Добродетели, противоположные чревоугодию:
Методы борьбы:
Методы борьбы с чревоугодием могут включать как духовные, аскетические, так и психологические средства.
Поскольку всякий грех может быть преодолен не иначе как с помощью Божьей, постольку понятно, что на первом месте должна стоять молитва и покаяние. Кроме того, важную роль здесь играет мобилизация воли, смирение, богоугодный труд, самодисциплина.
В качестве частных приёмов уместно обозначить следующие: стараться, насколько возможно, придерживаться правильного рациона питания (употреблять более или менее простую пищу); покидать трапезу прежде полного насыщения; составить режим питания и стремиться его исполнять; избегать лишних застолий; соблюдать установленные Церковью посты; воздерживаться от алкоголя.
“Знай, что часто бес приседит желудку, и не даёт человеку насытится, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле”.
прп. Иоанн Лествичник
Следующая цитата
Что же Господь для тела? Подразумевается, что тело, посвященное бессмертию, предстанет воскресшему Господу и будет вознаграждено даром духовным по достоинству вождя своего, то есть мыслящей души.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Пища для чрева, и чрево для пищи
Чревом называет чревоугодие, а не член нашего тела; пищей же - неумеренное употребление пищи. Итак, смысл слов такой: неумеренное употребление пищи находится в дружбе и родстве с чревоугодием, и наоборот. И то и другое не может привести нас к Христу, напротив, преданных себе пересылают взаимно одно к другому, - неумеренность к чревоугодию, а чревоугодие к неумеренности.
Но Бог уничтожит и то и другое
Не чрево, но чревоугодие, и не пищу, но неумеренность в пище. В слове уничтожит некоторые видят предсказание о состоянии будущего века, то есть что там не будет нужды ни в пище, ни в питии. Если же там и умеренное употребление пищи не будет иметь места, то тем паче упраздняет неумеренность и чревоугодие. Сказав, что вместе с упразднением пищи упразднится и чрево, выразил ту мысль, что вместе с насыщением прекращается желание большего. По словам же других, он запечатлел свое увещание молитвой о том, чтобы упразднились, то есть прекратились, и неумеренность и чревоугодие.
Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела
Из этих слов видно, что апостол говорит о чревоугодии по поводу речи о блуде. Ибо следовало бы сказать так: тело же не для брашен и не для чрева. Но он не так сказал, а как? не для блуда, показывая, что бывает следствием телесных наслаждений, именно - блуд. А смысл слов его такой: тело, говорит, не для того создано, чтобы утопать в наслаждениях и впадать в блуд, но для того, чтобы повиновалось Христу, как главе своей, а Господь управлял им, как глава.
Лопухин А.П.
Ст. 13-14 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею
Особенную осторожность нужно соблюдать там, где дело касается чистоты тела или целомудрия. Имея в виду слова Христа, что входящее в уста не сквернит человека ( Мф XV:11 ), Ап. говорит, что в отношении к пище можно прилагать принцип «все мне позволительно», тем более что те отправления нашего тела, какие имеют связь с пищей, прекратятся в день воскресения и прославления тел человеческих: Бог уничтожит, сделает ненужными и эти отправления, и самую пищу! Не так дело обстоит по отношению ко всему телу человеческому. Это тело вовсе нельзя осквернять блудом, потому что оно назначено для Господа Иисуса Христа, чтобы Ему принадлежать и служить Ему орудием (ср. Рим VI:13 ; XII:1 ), как и Сам Христос стоит в отношении к телу, потому что пребывает в нем и прославит его со временем. В силу такого отношения ко Христу тело не погибнет. Как Бог воскресил Христа, так воскресит Он и это тело человеческое, бывшее во время земной жизни собственностью и освященным орудием Христа-Господа. - Нас воскресит. Следов., с этим телом Ап. отождествляет всю человеческую личность, для которой тело собственно составляет только орган действования. - Конечно, имея в виду такое непреходящее значение тела, мы должны относиться к нему с почтением, ничем его не унижать. - Здесь Ап. причисляет себя к тем, которые умрут и будут воскрешены, в других же случаях (напр. XV:52 ) он представляет себя дожившим до второго пришествия. Это служит свидетельством того, что день второго пришествия и для него был неизвестен.
См. также Толкование на 1Кор. 6:12
Прп. Ефрем Сирин
Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела
Пища для чрева установлена, и чрево требует питания. Бог же пищу и потребности чрева уничтожит. Также и тело назначено не для блуда, но для Господа, чтобы Он обитал в нем; и Господь для тела, чтобы освятить его и обитать в нем.
Прп. Иустин (Попович)
Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела
Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела: чтобы в тело вселился, чтобы в нем воплотился Господь — в этом высшая, окончательная и единственная цель человеческого тела. Дабы Господь и человек объединились, стали одним: Богочеловеческое соединение, причем Господь остается Господом, а тело остается телом по своей природе и сущности, хотя и в полном благодатном единстве с Господом. Поэтому путь тела твоего и моего — это путь тела Христова: обожение, обогочеловечение.
Свт. Иннокентий (Борисов)
Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела
Апостол Христов желает отвратить Коринфских учеников своих от плотских пороков, к коим так наклонна падшая природа наша, и кои с такою неимоверною силою свирепствовали в древнем мире языческом, несмотря на его возвышенную, по-видимому, образованность, и для сего указывает в сих словах на цель существования нашего человеческого тела. Чувственный человек смотрит на свое тело именно как на орудие чувственных, плотских наслаждений, и в сем поставляет цель его бытия; апостол внушает другое, говорит, что тело наше, хотя плотское, имеет цель не плотскую, а духовную, высокую, святую, некоторым образом - божественную; что оно предназначено окончательно не только для каких-либо плотских, преступных наслаждений, но вообще не для наших наслаждений, даже не для одного нашего духа, а для Виновника всяческих — Бога. Тело… Господеви, — уже этого одного достаточно было бы, дабы вселить уважение к телу, заставить обращаться с ним, как с сосудом благодати, как с храмом Божества; но апостол сим не довольствуется, открывает достоинство тела человеческого еще с другой, высшей стороны, такой, которая выходит даже за пределы нашего постижения; он говорит, что и Господь (Сам Господь) телу, то есть как тело принадлежит, подобно некой собственности, Господу, так и Господь благоволит принадлежать телу, как Глава, как жизнь и свет человечества, Ему верного.
Сколько мыслей рождается при сем выражении таких, кои нельзя изобразить языком человеческим. И каждая из них должна служить побуждением блюсти свое тело в чистоте и святости.
Когда упразднит? Без сомнения тогда, когда будет упраздняться все ветхое - и ветхий мир, и ветхий человек.
Брашна чреву, и чрево брашном не будет - значит, будущее состояние восстановления человека будет еще выше его состояния в земном раю, ибо здесь заповедано: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси ( Быт. 2; 16 ) , следовательно, брашна были чреву и чрево брашном, а там, в будущем состоянии, не будет ни того, ни другого.
С другой стороны, как чрево для брашен и брашно для чрева упразднятся, когда и на новой земле, под новым небом, побеждающим обещано вкушение от древа животного ( Откр. 2; 1 ) и манны сокровенныя? ( Откр. 2; 17 ) .
Это древо животное, сия манна сокровенная есть, без сомнения, не другое что, как то брашно пребывающее в живот вечный ( Ин. 6; 27 ) , которое и Сам Спаситель, еще быв на земли, обещал верующим; но сие пренебесное брашно есть - Он Сам. Для вкушения сего Божественного Брашна - не чрево, а душа чистая и святая.
Чрево для брашен и брашно для чрева упразднятся. Что же будет с теми, для коих, по выражению апостола, чрево есть бог? Что будет с низкими поклонниками студного кумира, когда сам кумир распадется в прах? Да помыслят они, в свободный час, о сем сами. Или пусть справятся в Послании апостольском; там ясно указан ужасный конец тех, имже бог чрево, и ихже слава в студе ( Флп. 3; 19 ) .
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 13-14 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею
«Пища для чрева» ( 1Кор.6:13 ) . Чревом он называет здесь не желудок, а чревоугодие, как и в другом месте, когда говорит: «их бог – чрево» ( Флп.3:19 ) , разумея не член (тела), но пресыщение. А что это так, выслушай дальнейшие слова: «и чрево для пищи. Тело же не для блуда, но для Господа». Чрево также есть тело. Но Он делает два сочетания: брашна и чревоугодие, которое назвал чревом, Христос и тело. Что же значит: «пища для чрева»? Пища, говорит, имеет тесную связь с чревоугодием, и чревоугодие с пищей; потому оно не может вести нас ко Христу, но влечет к пище. Это – жестокая и дикая страсть; она порабощает и принуждает служить себе. Для чего же ты, человек, пристращаешься к пище? Вот чем оканчивается это служение и более не ведет ни к чему; оно, покоряя, как бы какой госпоже, удерживает в этом рабстве и ничего другого не производит, кроме одной этой суеты. Притом, взаимно соединяясь, они взаимно и разрушают себя, «чрево брашна и брашна чрево», совершая бесполезное круговращение, подобно как согнивающее тело порождает червей, а черви уничтожают это тело, или как волна поднимаясь опускается и не производит более ничего. Он говорит это не о пище и теле, а порицает страсть чревоугодия и неумеренность в пище, как показывают дальнейшие слова: «но Бог уничтожит и то и другое» разумеет не желудок, а неумеренное пожелание, не пищу, а пресыщение. Первого он не осуждает, но еще предписывает касательно его следующее правило: «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:8 ) . Он осуждает (порочное) действие и в заключение своей беседы исправляет его молитвой. А некоторые говорят, что в словах его заключается предсказание о состоянии в будущем веке, т. е. что там мы не будем ни есть, ни пить. Если же умеренное употребление пищи будет иметь конец, то тем более должно воздерживаться от неумеренности. Затем, чтобы кто не подумал, что он осуждает тело, чтобы не заключил, что он от части переносит осуждение на все целое, и не сказал, что тело по природе своей служит причиной прелюбодеяния, послушай, что он говорит далее: я, говорит, осуждаю не природу тела, а неумеренное сластолюбие души; потому и присовокупляет: «тело же не для блуда, но для Господа». Оно создано не для того, чтобы ты жил невоздержно и прелюбодействовал, равно как и чрево не для того, чтобы ты предавался чревоугодию, но чтобы оно служило Христу, как главе, а Он был Господь телу. Устыдимся же и устрашимся, что мы, удостоившись такой чести, соделавшись членами Его, главенствующего над нами, бесчестим себя такими пороками! Таким образом достаточно обличив чревоугодников, (апостол) далее удерживает их от этого порока надеждой в будущем: «Бог, – говорит, – воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» ( 1Кор.6:14 ) .
Видишь ли опять мудрость апостола? Достоверность воскресения он всегда доказывает примером Христа, и особенно теперь. Если тело наше есть член Христов, а Христос воскрес, то и тело, без сомнения, последует за Главою. «Силою Своею». Так как он упомянул о предмете непостижимом и необъяснимом соображениями разума, то и приписывает воскресение Христово непостижимой силе Божией, не мало опровергая этим доказательством неверующих. О воскресении Христовом он не сказал: Бог и Господа воскресит, – потому что оно уже совершилось, – а как? «Бог воскресил Господа»; и доказывать это не было нужды. О нашем же воскресении, которого еще не было, сказал не так, но как? «Воскресит и нас силою Своею»; несомненным могуществом Виновника воскресения заграждает уста противников. А что он приписывает воскресение Христово Отцу, не смущайся этим. Такое выражение не означает, будто Христос бессилен, потому что сам Он говорил: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин.2:19 ) ; и еще: «имею власть отдать жизнь Мою и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:17–18 ) . И Лука в Деяниях говорит: «которым и явил Себя живым» ( Деян.1:3 ) . Почему же Павел употребляет такое выражение? Потому, что свойственное Сыну приписывается Отцу и свойственное Отцу приписывается Сыну: «ибо, что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин.5:19 ) . И весьма благовременно он упоминает здесь о воскресении; такими надеждами он обуздывает силу чревоугодия и как бы так говорит: ты ешь и пьешь невоздержно, – какой же конец этого? Никакого, кроме одного тления. Ты соединился со Христом, – какой конец этого? Великий и дивный: будущее воскресение, славное и превосходнейшее всякого описания.
Свт. Климент Александрийский
Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела
Мы, кто ищет небесного хлеба, должны господствовать над чревом, которое под небом, и тем более над тем, что ему любезно, ибо Бог уничтожит и то и другое, говорит апостол.
Свт. Феофан Затворник
Брашна чреву, и чрево брашном; Бог же и сие и сия упразднит. Тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу
Какой взгляд на будущую жизнь открывает по сему слову блаженный Феодорит! Пищи не будет, чрева не будет, следовательно – и подчревных побуждений, следовательно – и брачных союзов, следовательно – и семейных отношений, следовательно – ничего житейского. Весь строй жизни там будет иной. Если цель жизни настоящей есть приготовление к будущей, то как разумно поступают те, которые отрешаются от всех порядков здешней жизни, чтобы перейти в другую никакими связями не связанными!
В немногих словах очень многое сказал Апостол против чувственных удовольствий вообще, особенно против чревоугодия, чтобы приготовить путь слову к обличению блуда, а воздержнику от чувственных сластей и чревоугодия проложить путь к победе над движениями похоти плотской.
Тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу
Научив воздержной жизни, начинает теперь учить целомудрию. Побуждения к сохранению целомудрия можно бы вывести и из естественного достоинства человека; но апостол Павел, минуя естество, заимствует их из существа христианской веры.
Тело не блужению, но Господеви, и Господь телу. Господь – Глава, яко Бог и человек, из души и тела состоящий; мы таинственно члены Его, не душою только, но и телом; следовательно, Ему должны принадлежать и служить и душою, и телом. Вследствие сего и тело наше Господу должно принадлежать и служить вместе с душою.
Но как Господь телу? – Господь воплотился, чтобы входить в общение с нами, со всем нашим естеством, воспринятым от нас. И благоволит Он входить в такое общение таинственно, с душою Божеством и душою Своею, а с телом – Божеством и телом Своим. В сем отношении и Он благоволит телу нашему сообщиться, или быть и телу. Это место темновато. Чтобы сколько-нибудь его просветить, не следует в мыслях своих в нас тело отделять от души, а в Господе следует созерцать все Богочеловечество.
Святой Златоуст говорит: «Тело создано не для того, чтобы ты жил невоздержно и прелюбодействовал, равно как и чрево не для того, чтобы ты предавался чревоугодию, но чтобы оно служило Христу, как Главе, и Он был Господь телу. Устыдимся же и устрашимся, что мы, удостоившись такой чести, соделавшись членами Его, главенствующего над нами, бесчестим себя такими пороками». Феодорит пишет: «Апостол нередко называет Господа Главою нашею. Посему тело сопряжено с Ним, как с главою».
Блужение разумеется здесь не как отправление естества, а как злоупотребление естеством; потому трезвенная жизнь в браке не делает того, чтоб тело было не Господу, ибо оно при сем не выступает из воли Его и покорности Ему.
Следующая цитата
О чревоугодии и пьянстве – грехах четвертого мытарства, о том, как поступать, если ближайшие родственники любят устраивать «праздники желудку», чей пример поможет укрепиться в воздержании, и о молитвах Божией Матери рассказывает протоиерей Олег Стеняев.
«Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чревоугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами и разным питьем. Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству», – повествует блаженная Феодора.
Грехи этого мытарства:
Чревоугодие и пьянство
Блаженная Феодора описывает, что, когда ее душа оказалась на этом мытарстве, бесы там были все пьяные: «Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц». Человек на мытарствах видит свои грехи в некоем воплощении. Конечно, ужасно увидеть свой грех со стороны. Если мы находимся в состоянии нераскаянного греха, мы можем в зеркале заметить, как меняется наше лицо: оно становится более мрачным; и в зеркале мы можем заметить, как наполняется наше лицо внутренним светом после Исповеди или Причастия.
Иногда мы смотрим на наших ближних и чувствуем, что у них что-то не так, что есть какая-то проблема, – произошло изменение в их внешности.
Как известно, грех воняет.
Один знакомый мне молодой отец рассказывал о своем двухгодовалом сынишке:
– От него всегда пахнет какими-то конфетами, ирисками, хотя ни мать, ни я ничего такого ему не давали.
– Чистая душа, – отвечаю я.
Блаженная Феодора описывает: «Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину». Четвертое мытарство – это запах алкоголя, рвоты и испражнений. Ее душа все это запечатлела.
Эта проблема – чревоугодия и пьянства – касается подавляющего большинства мирян. Каждый государственный, семейный и даже церковный праздник превращается в повод для чревоугодия и пьянства. А ведь слово Божие учит: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10). И прежде всего мы, духовенство, должны решительно отказаться от этой пагубной привычки чревоугодия.
Апостол Павел говорил о мясной пище: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Библия не запрещает употребление мясной пищи и вина. Но по причине соблазнов среди верующих апостол отказывается от мяса. А если говорить о спиртном, о пьянстве, то известно и очевидно, что вся Россия соблазнилась, «преткнулась» на этом грехе. Библия же категорично относится к проблеме пьянства (алкоголизма). Ветхий Завет дает одинаково негативную оценку как употребляющим спиртное, так и его изготовителям: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» (Ис. 5, 22). Новозаветное отношение к пьянству тоже достаточно категорично. Сказано: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13, 13); и еще: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею… с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5, 11).
Собственно, противоположностью пьянства является правильное прославление Бога (Православие): «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 18–19). Сын Божий учил, что пьянство отягощает наше сердце и подвергает опасности душу: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34).
Пьянство и христианство – понятия несовместимые!
Из всего вышеизложенного мы должны сделать единственно возможный правильный вывод: пьянство и христианство – понятия несовместимые. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 7).
Но как научиться умеренности в пище, трезвому образу жизни в том порой строптивом окружении, в котором мы живем, работаем и существуем? Как поститься среди общего непощения, когда и дома, где мы живем, и на работе все едят скоромное? Сказано: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19); и еще: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).
«Во дни Навуходоносора произошло пленение Израильского народа, и тысячи евреев оказались в плену, среди язычников. Вавилонская империя была огромной и мощной. Это было государство, где в течение долгих веков поклонялись многим богам. Формируясь тысячелетиями в Междуречье, эти культы ко дням Навуходоносора достигли своего апогея, полноты своего развития. Среди пленников, уведенных из земли Израильской, были четыре мальчика: Даниил, Анания, Мисаил и Азария – верующие, благочестивые отроки. В связи с тем, что их наружность была очень привлекательна (это были красивые отроки, крепкие и сильные), царь Навуходоносор берет их к себе во дворец, чтобы здесь они росли, получали образование, воспитание и затем стали бы его слугами…
Царь дает приказ отобрать не просто отроков, не просто “красивых видом”, не просто “понятливых для всякой науки, и разумеющих науки”, но таких, чтобы они были “рода царского и княжеского” (Дан. 1, 3–4), чтобы у них было славное происхождение, чтобы потом превратить их в халдеев, в “жителей Вавилона”, которые смогли бы представлять интересы язычников среди самих израильтян. Но для того, чтобы использовать сих отроков в своих далеко идущих интересах, вавилоняне решили перевоспитать, переделать и изменить их…
И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их одевали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные кушанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема – они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать вопреки Закону Господню: “Сущий в них Дух Христов… Он предвозвещал” (1 Пет. 1, 11) – им, ветхозаветным людям, – что “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21). И они старались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье заканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех добродетелей. Пророк Осия говорит о нечестивых застольях: “Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их” (Ос. 4, 10–11). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, пить вино; они говорили: ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими, они будут некрасивые, нездоровые, будут плохо учиться. Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит потому, что ищет их, а ищет – потому, что “люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” (Ин. 3, 19).
Всякий раз, когда приглашают к обильной трапезе, спрашивайте себя: зачем и для чего мне садиться за стол?
Застолья для многих людей являются смыслом их жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей веселой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой “праздник живота”, мы должны спрашивать себя: зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь?
Никогда не надо бояться говорить слово “НЕТ”. Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария не боялись говорить это слово. Многие, особенно молодые, христиане из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом в частности тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделен на своих и чужих, и хотим мы или не хотим этого замечать, но это именно так. Святые отроки, о которых мы читаем в Книге Даниила, не просто понимали это, но жили этим…
Святитель Иоанн Златоуст: «Какая польза быть соединенным родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным?»
Святитель Иоанн Златоуст учил: “Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, дотоле и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был – для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенным родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на небесах?” [1] …
И тогда Даниил обратился с предложением к Амелсару, которого начальник евнухов приставил к отрокам: “Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней: пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, – и затем поступай с рабами твоими, как увидишь” (Дан. 1, 12–13).
Отрок Даниил был очень разумен: он понимал, что если во славу Божию, во исполнение заповедей Господних люди воздерживаются от какой-нибудь пищи, то Господь позаботится о здоровье этих людей. И Даниил предлагает евнуху: разреши нам десять дней не есть ваше мясо – мы не будем вкушать запретное; разреши, в течение десяти дней мы будем есть только овощи и пить только воду, а потом приведи нас, посмотри на наши лица и на лица тех, кто объедается мясом, сравни – и ты увидишь, какая разница между нами. И евнух послушался их в этом и испытывал отроков десять дней. “По истечении же десяти дней лица их (тех, кто постился. – прот. О.С.) оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи” (Дан. 1, 15–16). Так Господь постыдил этого евнуха и показал ему, что если люди что-то делают ради Бога, то Бог их не оставляет» [2] .
Мытарство 4-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент
Правила святых Апостол по данному вопросу не оставляют сомнения – Церковь решительно противостоит этому пороку: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Правило 42-е); «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне» (Правило 43-е). Необходимо именно «престать» (перестать) предаваться этому болезненному пороку. О связи пьянства с другими пороками писал святитель Тихон Задонский: «От страсти бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстями наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближнего, кто сердце скверных похотей, сребролюбия и прочих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается» [3] . В Православии чревоугодие считается одним из семи смертных грехов.
Святитель Василий Великий писал, предупреждая об опасности греха чревоугодия: «Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в Раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти» [4] .
Чревоугодие не существует без сопутствующих грехов, таких как пьянство, жадность, леность, сластолюбие и блуд. И любой грех имеет свою «иерархию», зная которую человек может успешнее вести борьбу с тем или иным пороком. Выстроим правильную стратегию борьбы с названными грехами. Что и чему мы можем противопоставить?
блуду – бракосочетание либо обет безбрачия (монашество).
Неслучайно кришнаиты и харизматики прежде, чем начать обработку новичков, обильно их кормят
Святитель Иоанн Златоуст учит: «Чревоугодие делает ум тупым, душу – плотскою, оно ослепляет и не позволяет видеть» [5] . Действительно, многоядение не способствует умственной и духовной деятельности, но, расслабляя тело, делает его открытым для каких угодно страстей. Что и подтверждает авва Фалассий: «За чревоугодием следует блуд» [6] . Имеется в виду не только плотской, но и блуд ума. Неслучайно кришнаиты и харизматики в формате «Альфа-курс», прежде чем начать обработку новичков, сначала обильно их кормят. Похоже, что, когда работает желудок, разум отдыхает.
Оканчивая описание четвертого мытарства, блаженная Феодора поведала следующее: «Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик: “Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!” – и начали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда. Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: “Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства”».
Значение молитв Божией Матери в прохождении мытарств
В окончании четвертого мытарства мы находим слова Ангелов об угоднике Божием Василии Новом; ангелы говорили, рассуждая между собой: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Здесь мы и отметим особо заступничество святых в целом, а сугубо – заступничество Божией Матери, Которая в «Акафисте Пресвятой Богородице», в икосе 2, прославляется словами: «Радуйся, лествице Небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное посрамление».
«Однажды, по своему обыкновению, преподобный Елеазар совершал в келлии краткую Иисусову молитву и полагал поклоны, а потом стал читать молитву к Пресвятой Богородице: “Пресвятая Госпожа, Владычице Богородице, спаси меня, грешного!” И вот внезапно является перед ним Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды – одну на голове и две на плечах. Царица Небесная произнесла: “Елеазар, не переставай призывать Меня в своих молитвах, и Я буду помогать тебе до исхода твоей души”» [7] .
Божия Матерь в акафисте называется способницей преодоления воздушных мытарств словами: «лествице Небесная, Еюже сниде Бог». Очевидно, что способствовавшая сошествию Бога на землю («Еюже сниде Бог») может и нам помочь взойти на Небеса. Она – «мосте, преводяй сущих от земли на Небо» – заботится о нас не только в этой, земной жизни, но «et in hora mortis nostrae» («и в час смерти нашей») [8] .
2 сентября 2016 г.
[1] Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова. Беседа 25. 3 // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 8, кн. 1. Изд. СПбДА, 1902. С. 165.
[2] См.: Олег Стеняев, протоиерей. Беседы на Книгу святого пророка Божия Даниила. М., 2001.
[3] Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Загорск, 1981. С. 780.
[4] Энциклопедия православной веры. СПб., 2009. С. 661.
[7] См.: Отечник проповедника, 87; Соловецкий патерик.
[8] Слова из древнего латинского молитвенного обращения к Матери Божией: «Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae. Amen». – «Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь».
Читайте также: