Библейские цитаты в сказках м е салтыкова щедрина
Обновлено: 06.11.2024
М.Е. Салтыков-Щедрин вошел в историю русской литературы, по выражению А.С.Пушкина, как «сатиры смелый властелин»; его искусство не только определило эпоху в художественной культуре XIX в., но также открыло широкие горизонты для развития сатирических жанров в дальнейшем. Диапазон творческих интересов русского писателя-сатирика поразительно обширен, характеры неисчерпаемы, поэтические приемы разнообразны до удивления, язык и стиль представляют кладезь чудес.
Знакомясь с гротесковыми событиями, ситуациями, фигурами, мы должны обращать внимание прежде всего и главным образом на функциональную мотивированность происходящего, нарисованного автором. При этом следует иметь в виду, что функциональная мотивированность происходящего тесно связана с мотивированностью концептуальной, зависящей, в свою очередь, от мировоззрения писателя, от его представления о силах, стоящих за различными «странностями» и «чудесами», которые он отображает.
Особое внимание привлекала «История одного города». Об этом произведении написано столько, что, кажется, в нем не осталось уже никаких загадок. Однако это не так. Продолжаются дискуссии и о жанре произведения, и о его композиции, и о функциях отдельных художественных приемов…
Стоит учитывать и то обстоятельство, что на протяжении всей истории человечества, вплоть до наших дней, религия была неотъемлемым атрибутом жизни общества, волнующие людей проблемы облекались в религиозную форму. Поэтому мы можем рассматривать библию как произведение, в котором нашли отражение реальные проблемы человечества на определенном этапе его истории.
Библия оставила неизгладимый след в культуре человечества. Вряд ли можно многое понять до конца в истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого, не зная сказаний о законах Моисея, предсказаний пророков, проповедей Иисуса, не имея представления о посланиях апостола Павла, мудрости Соломона, деяниях апостолов и апокалипсисе.
Современные человек не может приняться за чтение Библии с сознанием, что это творение Бога и, как таковое, содержит ответы на все вопросы. Он смотрит на Библию с позиций своего светского мировоззрения, нравственности, научных знаний, подходит к ней, следуя совету Спинозы, как к творению самого человека, в котором воплотились желания, цели, боль и мечты многих поколений людей, выраженные то в простых неуклюжих словах, то вознесенные на крыльях поэтической фантазии.
Уже многовековую историю имеет традиция понимания христианства как набора моральных правил, при котором всякое проявление естественной доброты и сочувствия можно назвать «христианским поступком». Очень часто христианские догматика, антропология, сотериология, эсхатология или вообще исключаются из поля зрения, или присутствуют в каком-то неопределенном или искаженном виде.
Я не хочу сказать этим, что сердце моё сделалось очагом любви к человечеству, но несомненно, что с этих пор обращение моё с домашней прислугой глубоко изменилось и что подлая крепостная номенклатура, которая дотоле оскверняла мой язык, исчезла навсегда. Я даже могу с уверенностью утверждать, что момент этот имел несомненное влияние на весь позднейший склад моего миросозерцания.
По окончании лицея салтыков определился на службу в военное ведомство и примкнул к социалистическому кружку М. В. Петрашевского. В цикле очерков «За рубежом» М. Е. Салтыков-Щедрин вспоминал: «С представлением о Франции и Париже для меня неразрывно связывается воспоминание о моем юношестве, то есть о сороковых годах. Да и не только для меня лично, но и для всех нас, сверстников, в этих двух словах заключалось нечто лучезарное, светоносное, что согревало нашу жизнь и в известном смысле даже определяло ее содержание. <…>
Учение французских социалистов утопистов во многом совпадало с «символом веры» Салтыкова, вынесенным из детских и отроческих лет. Достоевский вспоминал, что «зарождающийся социализм сравнивался тогда, даже некоторыми из коноводов его, с христианством и принимался лишь за поправку и улучшение последнего сообразно веку и цивилизации». В социализме видели «новое откровение», продолжение и развитие основных положений нравственных заповедей Иисуса Христа.
Известно, что возникновение социалистических надежд и чаяний европейского человечества восходит к не разгаданной до сих пор двадцатой главе «Откровения святого Иоанна Богослова»: «и увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет. И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
Конечно, религиозный хилиазм (тысячелетнее царство праведников) ещё не сулит «преодоления исторической трагедии». Согласно тексту апокалипсиса, за ним последует на краткое время освобождение сатаны. И лишь окончательная победа над ним, а затем страшный суд откроют праведникам «новое небо и новую землю». Только тогда «отрёт бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет» и «будут царствовать во веки веков».
Особенности сказок М.Е Салтыкова-Щедрина
В работе над сказками М.Е.Салтыков-Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И.А.Крылова, на традиции западноевропейской сказки. Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с злободневной политической действительностью. Писатель изображает не добрых и злых сказочных героев, а противостояние двух социальных сил: трудовой народ и его эксплуататоров. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»).
Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноимённой сказки. Благодаря Коняге растёт хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца этой работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» - восклицает сатирик. При этом Щедрин скорбит о смирении народа перед угнетателями, горько иронизирует над героями за то, что позволяют унижать себя и обижать. Не затемняют политического смысла сказок Салтыкова-Щедриназачины и концовки, взятые из волшебных народных сказок. Они только создают комический эффект. Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные обороты: присказки, постоянные эпитеты – но и пословицы, поговорки. («Не давши слова – крепись, а давши – держись!», «Моя изба с краю», «Простота хуже воровства» и другие). Сатирическое звучание сказки подчёркивают такие приёмы художественного изображения как ирония, гипербола, гротеск.
Сатирическое звучание сказки подчёркивают такие приёмы художественного изображения как ирония, гипербола,гротеск. Сам писатель подчёркивал: «Если в моих сочинениях и обретается что-либо ясное, то никак уж не мысль, а только разве манера… Моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, озабочен не столько предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения его в среду читателей. Ещё древний Эзоп занимался таким обдумывание, за ним множество других шло по его следам». Приёмы художественного преувеличения, фантастики, иносказания определяют «эзопов язык» сатирика, рассчитанный не на детей. Не случайно писатель назвал свой сборник «Сказки для детей изрядного возраста»
Следующая цитата
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: «Библейские цитаты в сказках
М.Е. Салтыкова-Щедрина ».
»
Работу выполнил Корнюшин Алексей,
ученик 7 «А» класса
Руководитель Воробьева Инга Олеговна,
Учитель русского языка и литературы
г. Люберцы 2021 год
Оглавление
1.
2.
3.
4.
Введение
Гипотеза и актуальность исследования
Цель и задачи исследования
Основная часть
4.1. Роль Евангелия в пробуждении детского сознания Салтыкова
Щедрина.
4.2.«Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Христова ночь».
4.3. Связь содержания сказок с Библией, библейские цитаты в
сказках.
1.
2.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Он вошел
в историю русской литературы как «отважный мастер сатиры». Почти все
произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую направленность. В своих
произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества.
Над книгой «Сказок» Салтыков-Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Это итоговое
произведение писателя: в него вошли все основные сатирические темы и мотивы
его творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что
общественное зло в эпоху 80-х годов ХIХ века проникло во все сферы жизни,
вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина пронизаны библейскими мотивами, образами,
сюжетами и цитатами. Обращение писателя к Библии было не только способом
художественного возведения бытового и обыденного через библейские сюжеты в
высокий общечеловеческий план. Ориентация на ценности духовной религиозной
культуры отражала мировоззрение и жизненные взгляды писателя
Гипотеза и актуальность исследовательской работы
Гипотеза. Изучив сказки Салтыкова Щедрина и найдя в их сюжетах связь с
Библией можно открыть в сказках сатирика важный человеческий смысл,
моральные и духовные ценности, на которые должен ориентироваться
человек.
Актуальность. Пороки общества и социального устройства 19 века, которые
высмеивал Салтыков-Щедрин, к сожалению, встречаются и в современном
мире. Люди несовершенны, но должны стремиться объективно оценивать и
признавать свои пороки и становиться лучше. В этом человеку помогают
опора на духовные ценности, которые проповедует Христианство. Тема
«Библейские цитаты в сказках Салтыкова Щедрина» очень интересна. Какова
связь сюжета сказок и Библии, каково отношение Салтыкова Щедрина к
религии и в частности к Православию, почему писатель в своих
произведениях обращался к Библии. Обо всем этом захотелось узнать более
подробно, познакомившись с биографией и сказками Салтыкова Щедрина.
Целью работы является изучение содержания сказок Салтыкова Щедрина
и их связь с Библией.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сказки Салтыкова-Щедрина;
найти в сказках Библейские цитаты и отсылки на Библию;
проанализировать связь сюжета и Библии.
Основная часть.
Роль Евангелия в пробуждении детского сознания Салтыкова
Щедрина
Жизненные противоречия с детских лет
вошли в духовный мир писателя, формируя в
нем
сатирический
талант.
Михаил
Евграфович не любил вспоминать о своем
детстве, а когда это случалось, воспоминания
окрашивались
горечью.
Под
крышей
родительского дома ему не суждено было
испытать
семейного тепла и участия.
Семейная драма сливалась с драмой
общественной. Детство и молодые годы
писателя совпали с крепостничеством, и это
вызывало
в
нем
протест
против
несправедливости устройства общества.
4.1. Роль Евангелия в пробуждении детского сознания Салтыкова
Щедрина
Социальная несправедливость сильно волновала писателя. Но как он мог
высказать свои мысли в век цензуры и надзора? Выход был найден- сказки,
жанр литературного произведения, который поможет высказать все то, о чем
хотелось высказаться. Салтыков Щедрин использовал в «Сказках» библейские
сюжеты и мотивы, которые способны емко и лаконично передавать, понятные
для людей, простые, но важные общечеловеческие истины. Библия- это
философские размышления о смысле человеческой жизни, поэтому она стала
источником идей и сюжетов для писателя. По признанию писателя чтение
Евангелия оказало несомненное влияние на его мировоззрение. В чем оно
сказалось? Будущий писатель понял, что самая великая ценность это человек.
Наблюдая, как большинство людей подавлено и находятся под игом
господствующего класса, он становится защитником униженных и
оскорбленных. В этой борьбе верным союзником становится Библия. Поэтому
сатира Салтыкова-Щедрина пропитана безграничной любовью к человеку.
4.2. Сказки «Пропала совесть», «Рождественская сказка»,
«Христова ночь»
Сказки Салтыкова- Щедрина условно можно разделить на четыре
группы: сатира на правительство и господствующее сословие ;сатира на
либеральную интеллигенцию; сказки о народе ;сказки, обличающие
эгоистическую мораль и утверждающие христианские идеалы.
В своей исследовательской работе я подробно изучил последнюю
категорию сказок, связанную с христианской темой. К таким сказкам
относятся: « Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Христова
ночь».
Вторая сказка цикла «Пропала совесть» перекликается с последней
«Рождественской сказкой». В обеих речь идет о драме человеческой
совести. Тема христианской совести, евангельской Правды является
ведущей в сказках Салтыкова-Щедрина.
Сказка «Пропала совесть»
В сказке «Пропала совесть» описывается падение нравственности
общества, люди потеряли совесть, но как только она к кому-то
возвращалась, тут же от нее избавлялись, так как без совести люди
ощущали себя более свободными, почувствовав вседозволенность.
Истерзанная, затоптанная ногами пешеходов, совесть никому стала не
нужна. В заключении сказки «мещанишка», пытающийся избавиться от
совести, спрашивает «Что же я с тобой буду делать, сударыня совесть,
коли ты никому не нужна?» «А вот что, – отвечала совесть,- отыщи ты
мне маленькое русское дитя, раствори ты предо мной его сердце чистое и
схорони меня в нем!»
Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества
воспитывать в детях положительные человеческие качества,
заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Все эти
качества перекликаются с христианскими принципами, описанными в
Евангелии.
«Рождественская сказка»
Сюжет сказки «Пропала совесть» перетекает в «Рождественскую сказку», в
которой маленький мальчик слушает проповедь сельского батюшки о
евангельской заповеди: «Прежде всего, люби Бога и затем люби ближнего, как
самого себя. Заповедь эта, несмотря на свою краткость, заключает в себе всю
мудрость, весь смысл человеческой жизни. »И тут герой сказки, мальчик Сережа,
решает жить по правде, на каждом шагу сталкиваясь с тем, как эта правда
попирается самыми родными и близкими ему людьми. В ответ на тревоги матери
батюшка говорит, что это пройдет: поговорит и забудет. «Нет, не забуду! –
настаивал Сережа,-вы сами давеча говорили, что нужно по правде жить…в церкви
говорили!»- «На то и церковь установлена, чтобы в ней о правде возвещать…»- «В
церкви? А жить?» За недоуменным вопросом мальчика - главный вопрос всей
жизни Салтыкова-Щедрина: что нужно сделать, чтобы великие идеалы Спасителя,
описанные в Евангелии, входили в жизнь, исцеляли, одухотворяли и
облагораживали человеческие сердца? «Рождественская сказка» заканчивается
трагически: измученный противоречиями между высокой правдой и реальной
жизнью взрослых людей мальчик заболевает и умирает. Можно предположить, что
трагизм финала «Рождественской сказки» отражает разочарование и потерю
всякой надежды писателя в борьбе за утверждение в обществе высоких духовных
принципов.
«Христова ночь»
Сказка
«Христова
ночь»
посвящена
религиозному пасхальному празднику, сюжет
сказки наполнен евангелистскими образами.
Писатель использует евангельскую притчу о
предательстве Иуды и воскресении Христа в
форме христианской проповеди. Сюжет
описывает события, происходящие в период
пасхальной ночи во время крестного хода. К
храму двигается измученный бедностью и
гнетом
нищий
деревенский
люд,
и
представители зажиточного класса, весело
предвкушающие предстоящий праздник.
Неожиданно происходит чудодейственное
схождение Иисуса Христа к народу.
«Христова ночь»
Повернувшись к людской толпе и увидев
убогих,
задавленных
жизнью
нищих
крестьян, Иисус благословляет народ,
благодарит за беззаветное служение богу,
любовь к ближнему и правильное воспитание
подрастающего поколения, обещает новую
жизнь, где царит добро, правда и
справедливость.
Обратив взор на богатых и зажиточных
людей, Господь перечисляет все совершенные
ими злые и неблаговидные поступки и
призывает их покаяться в своих согрешениях.
Только тогда их ждет спасение. Описывается
повешенный Иуда. Господь наказывает его
вечной жизнью в муках и людском презрении.
В сказке «Христова ночь» писатель
исповедует народную веру в торжество
правды и добра
4.3. Связь содержания сказок с Библией, библейские цитаты в сказках
Как уже сказано выше, некоторые сказки напрямую связаны с Библией. Так сказка «Христова
ночь» полностью наполнена библейскими образами, сюжетом. В ней упоминается
Гефсиманский сад, место, где согласно Евангелию Иуда предал Христа. Также упоминается
Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос. В сказке
прямо проповедуется одна из Божьих заповедей «Люби Бога и люби ближнего, как самого
себя».
Эта же заповедь повторяется и в «Рождественской сказке» : «Люби Бога – ибо он жизнодавец и
человеколюбец, ибо в нем источник добра, нравственной красоты истина. В нем - Правда.»
В других сказках Салтыкова- Щедрина встречаются цитаты из Библии и церковно-славянские
термины. Так в сказке «Либерал» встречается слово «Капище», что на церковно-славянском
означает языческий храм. В сказке «Приключение с Крамольниковым» упоминается слово
«Просфора» означающее белый хлеб употребляемый в православных обрядах.
Сказка «Дикий помещик» «Весь он с головы до ног оброс волосами словно древний Исав.»
Исав – библейский персонаж-старший из сыновей-близнецов патриарха Исаака.В
противоположность своему тихому и кроткому брату Иакову, Исав отличался смелостью, был
бесстрашным охотником.
Сказка «Премудрый пискарь» «…аридовы веки в реке прожили»- то есть фантастическое
долголетие. Выражение происходит от имени библейского персонажа Иареда,прожившего 962
года.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что Салтыков Щедрин часто в своих сказках
употребляет библейские термины и цитаты. Что еще раз подтверждает его религиозное
мировоззрение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив биографию Салтыкова-Щедрина и познакомившись с
содержанием его сказок,
я пришел к выводу, что творчество писателя , а именно цикл сказок,
направлено на борьбу с человеческими пороками и стремление к
духовным идеалам, которые он видел в христианских ценностях ,таких
как совесть, правда, любовь к ближнему. Сказки Салтыкова-Щедрина
тесно связаны с Библией. Многие библейские образы, сюжеты,
выражения, заповеди встречаются в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Обращаясь к тексту Священного писания, писатель выражает свои
нравственные взгляды, религиозное мировоззрение, стремится показать
читателю духовные ориентиры, к которым нужно стремиться.
Следующая цитата
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: «Библейские цитаты в сказках
М.Е. Салтыкова-Щедрина ».
»
Работу выполнил Корнюшин Алексей,
ученик 7 «А» класса
Руководитель Воробьева Инга Олеговна,
Учитель русского языка и литературы
г. Люберцы 2021 год
Оглавление
1.
2.
3.
4.
Введение
Гипотеза и актуальность исследования
Цель и задачи исследования
Основная часть
4.1. Роль Евангелия в пробуждении детского сознания Салтыкова
Щедрина.
4.2.«Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Христова ночь».
4.3. Связь содержания сказок с Библией, библейские цитаты в
сказках.
1.
2.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
М.Е Салтыков-Щедрин один из самых известных сатириков 19 века. Он вошел
в историю русской литературы как «отважный мастер сатиры». Почти все
произведения Салтыкова-щедрина имеют сатирическую направленность. В своих
произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества.
Над книгой «Сказок» Салтыков-Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Это итоговое
произведение писателя: в него вошли все основные сатирические темы и мотивы
его творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что
общественное зло в эпоху 80-х годов ХIХ века проникло во все сферы жизни,
вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина пронизаны библейскими мотивами, образами,
сюжетами и цитатами. Обращение писателя к Библии было не только способом
художественного возведения бытового и обыденного через библейские сюжеты в
высокий общечеловеческий план. Ориентация на ценности духовной религиозной
культуры отражала мировоззрение и жизненные взгляды писателя
Гипотеза и актуальность исследовательской работы
Гипотеза. Изучив сказки Салтыкова Щедрина и найдя в их сюжетах связь с
Библией можно открыть в сказках сатирика важный человеческий смысл,
моральные и духовные ценности, на которые должен ориентироваться
человек.
Актуальность. Пороки общества и социального устройства 19 века, которые
высмеивал Салтыков-Щедрин, к сожалению, встречаются и в современном
мире. Люди несовершенны, но должны стремиться объективно оценивать и
признавать свои пороки и становиться лучше. В этом человеку помогают
опора на духовные ценности, которые проповедует Христианство. Тема
«Библейские цитаты в сказках Салтыкова Щедрина» очень интересна. Какова
связь сюжета сказок и Библии, каково отношение Салтыкова Щедрина к
религии и в частности к Православию, почему писатель в своих
произведениях обращался к Библии. Обо всем этом захотелось узнать более
подробно, познакомившись с биографией и сказками Салтыкова Щедрина.
Целью работы является изучение содержания сказок Салтыкова Щедрина
и их связь с Библией.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сказки Салтыкова-Щедрина;
найти в сказках Библейские цитаты и отсылки на Библию;
проанализировать связь сюжета и Библии.
Основная часть.
Роль Евангелия в пробуждении детского сознания Салтыкова
Щедрина
Жизненные противоречия с детских лет
вошли в духовный мир писателя, формируя в
нем
сатирический
талант.
Михаил
Евграфович не любил вспоминать о своем
детстве, а когда это случалось, воспоминания
окрашивались
горечью.
Под
крышей
родительского дома ему не суждено было
испытать
семейного тепла и участия.
Семейная драма сливалась с драмой
общественной. Детство и молодые годы
писателя совпали с крепостничеством, и это
вызывало
в
нем
протест
против
несправедливости устройства общества.
4.1. Роль Евангелия в пробуждении детского сознания Салтыкова
Щедрина
Социальная несправедливость сильно волновала писателя. Но как он мог
высказать свои мысли в век цензуры и надзора? Выход был найден- сказки,
жанр литературного произведения, который поможет высказать все то, о чем
хотелось высказаться. Салтыков Щедрин использовал в «Сказках» библейские
сюжеты и мотивы, которые способны емко и лаконично передавать, понятные
для людей, простые, но важные общечеловеческие истины. Библия- это
философские размышления о смысле человеческой жизни, поэтому она стала
источником идей и сюжетов для писателя. По признанию писателя чтение
Евангелия оказало несомненное влияние на его мировоззрение. В чем оно
сказалось? Будущий писатель понял, что самая великая ценность это человек.
Наблюдая, как большинство людей подавлено и находятся под игом
господствующего класса, он становится защитником униженных и
оскорбленных. В этой борьбе верным союзником становится Библия. Поэтому
сатира Салтыкова-Щедрина пропитана безграничной любовью к человеку.
4.2. Сказки «Пропала совесть», «Рождественская сказка»,
«Христова ночь»
Сказки Салтыкова- Щедрина условно можно разделить на четыре
группы: сатира на правительство и господствующее сословие ;сатира на
либеральную интеллигенцию; сказки о народе ;сказки, обличающие
эгоистическую мораль и утверждающие христианские идеалы.
В своей исследовательской работе я подробно изучил последнюю
категорию сказок, связанную с христианской темой. К таким сказкам
относятся: « Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Христова
ночь».
Вторая сказка цикла «Пропала совесть» перекликается с последней
«Рождественской сказкой». В обеих речь идет о драме человеческой
совести. Тема христианской совести, евангельской Правды является
ведущей в сказках Салтыкова-Щедрина.
Сказка «Пропала совесть»
В сказке «Пропала совесть» описывается падение нравственности
общества, люди потеряли совесть, но как только она к кому-то
возвращалась, тут же от нее избавлялись, так как без совести люди
ощущали себя более свободными, почувствовав вседозволенность.
Истерзанная, затоптанная ногами пешеходов, совесть никому стала не
нужна. В заключении сказки «мещанишка», пытающийся избавиться от
совести, спрашивает «Что же я с тобой буду делать, сударыня совесть,
коли ты никому не нужна?» «А вот что, – отвечала совесть,- отыщи ты
мне маленькое русское дитя, раствори ты предо мной его сердце чистое и
схорони меня в нем!»
Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества
воспитывать в детях положительные человеческие качества,
заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Все эти
качества перекликаются с христианскими принципами, описанными в
Евангелии.
«Рождественская сказка»
Сюжет сказки «Пропала совесть» перетекает в «Рождественскую сказку», в
которой маленький мальчик слушает проповедь сельского батюшки о
евангельской заповеди: «Прежде всего, люби Бога и затем люби ближнего, как
самого себя. Заповедь эта, несмотря на свою краткость, заключает в себе всю
мудрость, весь смысл человеческой жизни. »И тут герой сказки, мальчик Сережа,
решает жить по правде, на каждом шагу сталкиваясь с тем, как эта правда
попирается самыми родными и близкими ему людьми. В ответ на тревоги матери
батюшка говорит, что это пройдет: поговорит и забудет. «Нет, не забуду! –
настаивал Сережа,-вы сами давеча говорили, что нужно по правде жить…в церкви
говорили!»- «На то и церковь установлена, чтобы в ней о правде возвещать…»- «В
церкви? А жить?» За недоуменным вопросом мальчика - главный вопрос всей
жизни Салтыкова-Щедрина: что нужно сделать, чтобы великие идеалы Спасителя,
описанные в Евангелии, входили в жизнь, исцеляли, одухотворяли и
облагораживали человеческие сердца? «Рождественская сказка» заканчивается
трагически: измученный противоречиями между высокой правдой и реальной
жизнью взрослых людей мальчик заболевает и умирает. Можно предположить, что
трагизм финала «Рождественской сказки» отражает разочарование и потерю
всякой надежды писателя в борьбе за утверждение в обществе высоких духовных
принципов.
«Христова ночь»
Сказка
«Христова
ночь»
посвящена
религиозному пасхальному празднику, сюжет
сказки наполнен евангелистскими образами.
Писатель использует евангельскую притчу о
предательстве Иуды и воскресении Христа в
форме христианской проповеди. Сюжет
описывает события, происходящие в период
пасхальной ночи во время крестного хода. К
храму двигается измученный бедностью и
гнетом
нищий
деревенский
люд,
и
представители зажиточного класса, весело
предвкушающие предстоящий праздник.
Неожиданно происходит чудодейственное
схождение Иисуса Христа к народу.
«Христова ночь»
Повернувшись к людской толпе и увидев
убогих,
задавленных
жизнью
нищих
крестьян, Иисус благословляет народ,
благодарит за беззаветное служение богу,
любовь к ближнему и правильное воспитание
подрастающего поколения, обещает новую
жизнь, где царит добро, правда и
справедливость.
Обратив взор на богатых и зажиточных
людей, Господь перечисляет все совершенные
ими злые и неблаговидные поступки и
призывает их покаяться в своих согрешениях.
Только тогда их ждет спасение. Описывается
повешенный Иуда. Господь наказывает его
вечной жизнью в муках и людском презрении.
В сказке «Христова ночь» писатель
исповедует народную веру в торжество
правды и добра
4.3. Связь содержания сказок с Библией, библейские цитаты в сказках
Как уже сказано выше, некоторые сказки напрямую связаны с Библией. Так сказка «Христова
ночь» полностью наполнена библейскими образами, сюжетом. В ней упоминается
Гефсиманский сад, место, где согласно Евангелию Иуда предал Христа. Также упоминается
Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос. В сказке
прямо проповедуется одна из Божьих заповедей «Люби Бога и люби ближнего, как самого
себя».
Эта же заповедь повторяется и в «Рождественской сказке» : «Люби Бога – ибо он жизнодавец и
человеколюбец, ибо в нем источник добра, нравственной красоты истина. В нем - Правда.»
В других сказках Салтыкова- Щедрина встречаются цитаты из Библии и церковно-славянские
термины. Так в сказке «Либерал» встречается слово «Капище», что на церковно-славянском
означает языческий храм. В сказке «Приключение с Крамольниковым» упоминается слово
«Просфора» означающее белый хлеб употребляемый в православных обрядах.
Сказка «Дикий помещик» «Весь он с головы до ног оброс волосами словно древний Исав.»
Исав – библейский персонаж-старший из сыновей-близнецов патриарха Исаака.В
противоположность своему тихому и кроткому брату Иакову, Исав отличался смелостью, был
бесстрашным охотником.
Сказка «Премудрый пискарь» «…аридовы веки в реке прожили»- то есть фантастическое
долголетие. Выражение происходит от имени библейского персонажа Иареда,прожившего 962
года.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что Салтыков Щедрин часто в своих сказках
употребляет библейские термины и цитаты. Что еще раз подтверждает его религиозное
мировоззрение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив биографию Салтыкова-Щедрина и познакомившись с
содержанием его сказок,
я пришел к выводу, что творчество писателя , а именно цикл сказок,
направлено на борьбу с человеческими пороками и стремление к
духовным идеалам, которые он видел в христианских ценностях ,таких
как совесть, правда, любовь к ближнему. Сказки Салтыкова-Щедрина
тесно связаны с Библией. Многие библейские образы, сюжеты,
выражения, заповеди встречаются в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Обращаясь к тексту Священного писания, писатель выражает свои
нравственные взгляды, религиозное мировоззрение, стремится показать
читателю духовные ориентиры, к которым нужно стремиться.
Заповеди, составленные Д.С.Лихачёвым
- Не убий и не начинай войны.
- Не помысли народ свой врагом других народов.
- Не укради и не присваивай труды брата своего.
- Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
- Уважай мысли и чувства братьев своих.
- Чти природу как матерь свою.
- Чти родителей и прародителей своих.
- Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
- Пусть живёт всё живое, мыслится всё мыслимое.
- Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободой.
Краткое содержание
- Определить связующую нить между сказками Салтыкова-Щедрина и Библией.
- Найти в сказках выражения, ставшие крылатыми.
- Найти и выписать из сказок библейские имена, заповеди, определить их роль в тексте.
- Составить свод правил поведения человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину).
- Создать мультимедийный проект.
Выводы: Связующая нить между «Сказками» и Библией
Изучая данную тему, мы пришли к выводу, что сказки Салтыкова-Щедрина тесно связаны с Библией. Многие образы, сюжеты, выражения, заповеди мы встречаем и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина и в книге всех книг, Библии. Это свидетельствует о том, что проблемы, поднятые сатириком в сказках, вечные, как вечна сама жизнь.
Следующая цитата
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарийБиблейские сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Элементы фольклора
В некотором царстве, в некотором государстве; жил-был; в некотором селе.
Сказано-сделано; лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться; жил-дрожал, и умирал-дрожал; по правде жить оглядываючись надо; покуда он будет вмещать сокровища, никакая палка его не сокрушит; словно у Христа за пазухой; плетью обуха не перешибёшь; делай своё дело, бди!
Заповеди из сказок
- Люби бога и люби ближнего,как самого себя.
- Молись за ближних.
- Не лги.
- Не сквернословь.
- Не убей.
- Не обсуждай других.
- Не укради.
Свод правил человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину)
- Люби маменьку
- К старшим почтение имей
- Учись прилежно
- Веди себя скромно
- Почитай друг друга
- Верь до конца в свою религию
- Будь воспитанным
- Не обманывай
Выводы
Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину,когда обнаруживает, ощутительно и видимо даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу. Н.В.Гоголь
«Чего со мною не делали! И вырезывали, и урезывали, и перетолковывали, и целиком запрещали, и всенародно объявляли, что я – вредный, вредный, вредный…»М.Е.Салтыков-Щедрин «Мелочи жизни»
Информационное обеспечение
- Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
- Библейские легенды.
- М.Горячкина «Боевая сатира»
- С Макашин, «Салтыков Щедрин. Середина пути», М. «Художественная литература», 1989
- Интернет-ресурсы
Аннотация к презентации
Презентация по теме "Библейские сюжеты в сказках Салтыкова-Щедрина М.Е." комплексно рассматривает сказки Щедрина в контексте их взаимосвязи с библейскими заповедями.
Цели проекта
- Определить связующую нить между сказками Салтыкова-Щедрина и Библией.
- Найти в сказках выражения, ставшие крылатыми.
- Найти и выписать из сказок библейские имена, заповеди, определить их роль в тексте.
- Составить свод правил поведения человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину).
- Создать мультимедийный проект.
Содержание
История создания сказок
Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов ХIХ века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма.
Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1883-1886 годов. Публиковать сказки удавалось с большим трудом и часто в искажённом виде. Большинство сказок, по приказу цензуры не допускалось к печати. Об этом свидетельствуют письма сатирика. Писатель задумал выпустить «Сказки» в виде дешёвых трёхкопеечных брошюр. Но это издание было запрещено. Многие сказки печатались нелегально за границей и в России. Всего М.Е.Салтыков-Щедрин написал 32 сказки. Их появление стало возможным только после революции 1905 года. А сказка «Богатырь» была напечатана лишь в 1922 году.
Похожие презентации
Вставьте данный скрипт на свой сайт.
Скопировать код Спасибо, что оценили презентацию.Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Заповеди Божии
- Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши дела добрые.
- Не убий, кто убьёт, подлежит суду.
- Не прелюбодействуй.
- Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
- Просящему у тебя дай, а от хотящего занять у тебя не отвращайся.
- Люби ближнего своего как самого себя.
- Когда творишь милостыни, пусть левая рука твоя не знает,
- что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне.
- Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы.
- Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам.
- Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Читайте также: