Без географии вы нигде автор цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Если вы уверены, что хорошо усвоили школьный курс географии, то проверьте свои знания. Внимание: в тесте есть вопросы с подвохом.
9. На каком месте по размеру территории находится Китай?
- На первом.
- На пятом.
- На третьем.
Вопросы
Какие-то вопросы могут показаться лёгкими. Но для ответа на некоторые придётся изрядно напрячь свою память.
1. Какая река является самой длинной в мире?
- Меконг.
- Амазонка.
- Нил.
8. Какой материк расположен сразу в четырёх полушариях?
- Африка.
- Антарктида.
- Евразия.
7. У какого моря нет берегов?
- Южно-китайское море.
- Саргассово море.
- Море Лаптевых.
3. Какого государства нет на Апеннинском полуострове?
- Италия.
- Сан-Марино.
- Ватикан.
Ответы
1. Нил — самая длинная река в мире. Её протяженность — 6872, а по оценкам International Journal of Digital Earth (март 2 009) — 7 088 км.
2. 12 часов — то время, в которое тень ровно стоящего предмета указывает на север.
3. Все три государства находятся на территории Апеннинского полуострова.
4. На территории России есть 4 населённых пункта с названием «Москва».
5. Самая высокая гора над уровнем моря — Эверест (8 850 метров). Но если считать от основания, то Мауна-Кеа является высочайшей горой на планете. Это высочайшая вершина Гавайев. Её высота составляет 10 203 метра. Основание горы лежит глубоко в океане.
6. Аляска — одновременно и самый западный и самый восточный штат США, если рассматривать её с Алеутскими островами.
7. Саргассово море не имеет берегов. Его границы образованы океанскими течениями.
8. На всех четырёх полушариях расположена Африка.
9. Китай — третья по размеру территории страна в мире.
10. Республика Саха (Якутия) — самый большой регион России, сопоставимый по площади с Индией.
Если Вам понравилась статья и Вы хотите читать новые публикации, ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал .
5. Какая гора самая высокая на Земле?
- Эверест.
- Килиманджаро.
- Мауна-Кеа.
6. Какой штат США является одновременно самым западным и самым восточным во всей Америке?
- Вайоминг.
- Гавайи.
- Аляска.
4. Сколько в России населённых пунктов с названием «Москва»?
Следующая цитата
Иван Колечкин – по-настоящему счастливый человек. Он занимается исключительно тем, что ему нравится и интересно. А интересно ему многое – путешествовать по всему миру, писать стихи, песни, придумывать сценарии для теле- и радиопередач. Но главное, что объединяет все эти увлечения, – это география. Преподаватель географии и популяризатор науки, он убеждён, что по большому счёту нет ничего, что не было бы географическим.
Сделать так, чтобы было интересно и тебе, и детям
– Что повлияло на ваш выбор – стать учителем географии? В детстве мечтали о дальних странах?
– Тут всё очень весело. Это же было романтическое начало 90-х годов. У Алексея Игоревича Иващенко – создателя мюзикла «Норд-Ост» – была такая замечательная присказка: если б у меня было несколько жизней, в первой я был бы космонавтом, во второй был бы капитаном дальнего плавания, а в третьей – тем, кем я есть. Думаю, что бы я ни делал, я бы всё равно к этому пришёл.
И тому много причин. Во-первых, я из учительской семьи. Но поначалу я рвался в журналистику, хотел поступать в Литературный институт или в Историко-архивный. Но такие были времена, когда журналистов отстреливали на каждом шагу, а история менялась каждые 15 минут. Папа и мама по очереди сказали: только через мой труп. Я ответил: родители, живите, и пошёл на геофак. И не пожалел ни разу. Геофак МПГУ – это Школа!
И вообще я всегда тяготел к тому, чтобы что-то придумывать и писать, чем я, собственно, и занимаюсь. Так что в этом смысле я человек достаточно счастливый, потому что я профессионально занимаюсь тем, что мне нравится и интересно.
Я занимаюсь, работая в сфере образования, и журналистикой, тележурналистикой, радиожурналистикой, пишу достаточно много и о разных совершенно вещах. Умение работать с информацией и умение эту информацию пропускать через себя – это вообще очень полезный навык. И главную вещь, которую, как мне кажется, я освоил, - это то, что называется сторителлингом. Это умение рассказать историю – то, чему нас, учителей, к сожалению, не учат в педвузах. Вот Андерсен – великий рассказчик – умел из любой бытовой ерунды сделать историю: шведская спичка, оловянный солдатик… Вот точно так же обязан уметь делать каждый учитель, чтобы потом не плакаться: детям ничего не нужно и ничего не интересно. Сделай так, чтоб это было интересно в первую очередь тебе, а потом уже будет интересно детям.
«Учить всегда надо в партнёрстве с мировой культурой»
– А ваш предмет – география – даёт вам какое-то преимущество как педагогу?
– По большому счёту – что такое география? Существуют три базовых области знаний, которые являются человекообразующими. Это история, география и литература. Обычно со мной физики начинают спорить. Ну хорошо, и физика, соглашаюсь я. Снисходительно. Шутка!
А если серьезно, то без истории мы – никогда, без литературы мы – никто, а без географии мы – нигде. Всё, что имеет пространственное распространение – это география. Распространение тех или иных химических элементов, потому что они неодинаково распространены по поверхности земли. На моей памяти защищалась диссертация «География самогоноварения в средней полосе России», что, оказывается, сильно зависит от природных условий: сырьё разное.
Нет ничего, что не было бы географическим, – по большому счёту. И в этом смысле география - широчайший межпредметный полигон. Нет смысла учить один предмет в отрыве от других, а тем более – от жизни. Вот вы вышли на улицу, там идёт дождь. А какой предмет изучает дождь? Физика? Конечно. Математика? Естественно. Литература – однозначно.
Мир не делится на предметы. А почему в школе нужно это делать – проводить рамки и границы? Я не к тому, чтобы предметное обучение отменять – нет, конечно же. Но можно учить предметному содержанию в межпредметной плоскости через решение задач. И я этим занимаюсь в рамках написания достаточно большой линейки задачников по географии. Хотя, если присмотреться: по географии ли.
Учить всегда надо в партнёрстве с мировой культурой – это моё «железобетонное» мнение. Что такое знание? Знание рождается там, где факт сталкивается с эмоцией. Я с ужасом понимаю, что из современных учебников дети не понимают, кто такой Коперник, кто такой Джордано Бруно, кто такой Галилей. Потому что это просто некий факт и тире между датами. А нас учили в такой, может, не вполне справедливой атеистической парадигме, когда вся эта троица вписывалась в конфликт религии и науки. Неважно, насколько это в деталях справедливо, но возникала драматургия и эмоция рождалась. Так, что – на всю жизнь! А детали уже во взрослом возрасте откорректировались. Но осталась суть: история развития представлений человека о Вселенной.
Эмоция рождается там, где человека цепляют за живое. Как Глеб Жеглов говорил: с человеком нужно говорить о том, что ему интересно. А как с этого интересного выйти на то, что мне нужно, это уже мастерство рассказчика. Что такое по большому счёту учительство? Это умение быть пассионарием в какой-то степени. Умение заразить учеников тем, что интересно тебе и вести за собой или предлагать разные пути на выбор. А ученики все совершенно разные – их сорок человек, и они играют в свои игры. И культурных кодов на сегодняшний день практически нет. Значит – надо создавать.
«Штирлиц идёт по коридору…»
– Вы, наверняка, на своём опыте замечаете, что дети меняются. И как сегодня с ними находить общий язык?
– Дети – они всегда дети. И когда ты разговариваешь с детьми как с маленькими взрослыми, а со взрослыми как с большими детьми, то всё получается. Дети, конечно, меняются. Когда я первые десять лет работал, я в какой-то момент объяснения произносил в десятом классе одну и ту же фразу. «Помните, – говорил я детям, – Штирлиц идёт по коридору…». И все улыбались и понимали, о чём я говорю. Но вот в какой-то момент я произнёс эту «волшебную» фразу и понял, что я постарел. Дети этот фильм не смотрели.
Что позволяет научить? Какая-то образная история, какая-то параллель. Мы накладываем новые знания, новый опыт на предыдущий. А если этот опыт у учителя и ученика разный? А он – разный! Часто мы слышим: дети не читают, дети ничего не учат, с ними не о чем говорить. Это неправда. Они читают не меньше – но другое. И слушают. И смотрят.
Разговоры о том, что они «читают не то» – это раздражение от неудач попыток навязать свои интересы ребёнку, а не войти в его зону интересов. Да, это возможно. Учитель как культуртрегер – человек, который создаёт культурные коды – эта задача была всегда. И сегодня, если нет культурного кода, значит, нужно его создать. И сделать так, чтобы детям захотелось в этот культурный код погружаться.
А дети сегодня меняются каждые два года. Потому что технологии развиваются с такой скоростью, что за ними не успевают ни нормы юриспруденции, ни нормы морали, ни тем более дидактика. Но как показывает опыт, вкусно рассказанная история всё равно остаётся таковой. И умение разговаривать с людьми и слышать их. Как говорил мой хороший знакомый Виталий Карагашкин – географ и директор школы: урок – это таинство между учеником и учителем. Где рождается искра? Никто не знает, на самом деле.
«В принципе, я не был только в Антарктиде»
– Цикл телепередач «Уроки географии» на телеканале «Моя планета» родился из ваших уроков?
– Нет, это была идея Русского географического общества и канала «Моя планета». На одном из съездов РГО была произнесена правильная фраза о том, что за 20 лет сформировалось поколение, которое не рассматривает родную страну ни как объект инвестиций, ни как объект туризма. Я к тому времени уже лет 20 работал в школе и продолжал использовать советские учебные фильмы или какие-то западные. Потому что для детей практически ничего не делалось. В лучшем случае это была какая-нибудь «говорящая голова».
Меня пригласили в этот проект. Сначала были пробы и ошибки, но потом придумали свой формат. Это были два сумасшедших года катаний по всей стране, командировок, недосыпа, замерзания. Но я поставил твёрдое условие, что в этой передаче участвуют мои ученики. И я счастливый человек – я 20 «своих» детей из двух школ провёз от Калининграда до Камчатки.
Параллельно существовал другой проект. Я очень много возил детей по школьным исследовательским экспедициям – мы проехали очень много стран и даже в Новой Зеландии были. В принципе, я не был только в Антарктиде. Туда я собирался поехать в феврале этого года, но коронавирус поломал мне планы.
Поэтому, когда я рассказываю ученикам, что гамак в Амазонии – это гораздо правильнее, чем палатка, а в Джакарте уличная еда – это действительно вкусно, я знаю, о чём я говорю.
– Недавно вы также приняли участие в проекте «Дорогая наша Русь» для детей соотечественников, живущих за рубежом. Ваши уроки географии вызвали настоящий восторг у детей!
– Это были, скорее, не уроки, а авторские сериалы, которые и в радиоформате хорошо работают, и в телевизионном, и в книжном. Например, «Всемирная история робинзонов» – три серии по часу, которые погружают в мир реальных робинзонад – от истории географических открытий до сегодняшнего дня и «от тайги до британских морей».
Что касается проекта «Дорогая наша Русь», то он замечательный. Там подключались ребята от Конго до Барселоны, от Парижа до Лос-Анжелеса. И когда ты включаешься, а там, в окошечках десятки лиц, которые этого продолжения ждали с прошлой недели, и они воспроизводят каждое твоё слово, сказанное и услышанное неделю назад, – это здорово.
Мы всегда работаем на будущее. И в нашей профессии нельзя работать плохо. Потому что через 20 лет жизнь окажется в руках тех людей, которых ты учишь сегодня. Это профессия дальнего действия. Мы работаем, по сути, на будущее. И оно – уже рядомJ.
Следующая цитата
Географию сегодня будем изучать по географическим фразеологизмам. Вспомни крылатое выражение и ответь, о каком городе идет речь.
Например. В этот город можно попасть любой дорогой. Фразеологизм: «Все дороги ведут в Рим». Ответ – Рим.
Пройдите сначала тест, а затем прочитайте ответы и пояснения в конце статьи.
Москва. Кремль, Москва. Кремль,Тест: "Определи город и вспомни географический фразеологизм"
1. Киев. «Язык до Киева доведет"
Дорога на Киев Дорога на КиевКиев же здесь упоминается потому, что в старину люди со всей Руси часто ходили пешком на богомолье именно в Киев, который издревле считался «матерью городов русских», центром культуры восточных славян.
2.Москва. «Москва слезам не верит»
Это крылатое выражение было популярно еще задолго до выхода знаменитой советской мелодрамы. Оно возникло во время возвышения Московского княжества, когда с городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других.
3.Москва. «Кричать во всю Ивановскую»
Москва. Ивановская площадь. Москва. Ивановская площадь.Это выражение известно очень давно. Возле колокольни Ивана Великого в московском Кремле когда-то была площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь все время теснился простой люд. Глашатаи и «площадные подьячие» на всю Ивановскую площадь выкрикивали очередной царский указ. Так и укрепилось это выражение, обозначающее особенно громкий крик.
4. Коломна. «Коломенская верста».
Это выражение вошло в обиход в 18 веке, когда царем был Алексей Михайлович – отец Петра Первого. Царь занялся обустройством дороги в летнюю царскую резиденцию в селе Коломенском и приказал заново измерить расстояние от Москвы до Коломенского. По всей дороге установили верстовые столбы необычайно большой высоты. Именно поэтому такие дороги стали называть столбовыми.
5. Тула. В Тулу со своим самоваром не ездят.
Тула ― это крупный промышленный город недалеко от Москвы, старейший центр металлургии.
Этот город издавна славился на Руси изготовлением самоваров и особых пряников. Так зачем же их туда везти?
6. Казань. "Сирота казанская"
Фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
7. Полтава. Побит как швед под Полтавой.
петр I петр IВ основе этого выражения лежит историческое событие - разгром в 1709 году под Полтавой непобедимого ранее шведского войска короля Карла XII русской армией Петра I.
Полтавская битва стала переломным моментом в Северной войне и сохранилась в нашем национальном сознании как одно из наиболее значительных событий истории.
Удалось ли вам угадать города и вспомнить крылатые выражения? Делитесь в комментариях.
2. В какое время дня тень указывает точно на север?
- Утро.
- Полдень.
- Вечер.
10. Какой регион России является самым большим по площади?
- Хабаровский край.
- Республика Саха (Якутия).
- Республика Мордовия.
Следующая цитата
«Всякая параллель уверена, что могла бы стать экватором, если б ее не ущемляли в правах» (Марк Твен-американский писатель 19 века)
«Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален» (Козьма Прутков-вымышленный персонаж)
«История есть география во времени, а география - история в пространстве» (Жан Жак Элизе Реклю-французский географ 19 века)
Читайте также: