Бедная лиза пейзаж цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Сентименталисты описывают душевное состояние персонажей при помощи явлений природы. Чистые сельские пейзажи часто противопоставляются лживым городским видам. Природа является не фоном действий, а естественной средой для человека. Она помогает героям произведений отказаться от всего лживого, призывает поступать только по велению сердца.

Природные объекты становятся неотъемлемой частью жизни персонажей. К примеру, в «Бедной Лизе» пруд под большим дубом является и уголком для свиданий, и местом гибели героини.

Пейзажи в повести

Н. М. Карамзин внёс в сентиментализм собственное видение роли пейзажа. В «Бедной Лизе» отсутствуют подробные описания деталей. Повествование идёт от лица автора произведения, а он опирается лишь на собственные впечатления.

Следующая цитата

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.
В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.
Большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы.. . везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство. Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны» . Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись.. . всего чаще под тению столетних дубов.. . – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «. ни одной звездочки не сияло на небе.. . Между тем блеснула молния и грянул гром. » Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море» , разливается «по восточному небу» , передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом» , являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок просто недопустимо, потому что именно они помогают читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.

Гибель Лизы

Сцена падения главной героини сопровождается описанием дождя, грозы, молнии и мрачного неба. На чёрном небе нет ни единой звезды. Автор подчёркивает, что «никакой луч не мог осветить заблуждения». Образ грозы в русской литературе является предвестником трагических событий. Лиза чувствует себя преступницей и боится, что природное явление может её убить.

Из-за военной службы Эраст вынужден проститься с Лизой. После последнего свидания пейзаж вокруг главной героини мрачнеет. Он полностью лишается ярких красок и жизни. Вместе с этим погружается во мрак душа девушки.

Гибель героини происходит после разоблачения обмана Эраста. Она узнаёт, что возлюбленный женится на другой. Девушка возвращается к пруду под дубом, где происходили все свидания. Воспоминания становятся нестерпимыми, и Лиза совершает самоубийство. В таблице представлена информация о роли пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза».

Начало произведения Автор описывает яркий сельский пейзаж и «алчную Москву»
Момент признания в любви Самый яркий пейзаж в произведении. Карамзин рассказывает о ярком солнце, звонком пении жаворонков
Трагические события Писатель представляет мрачный пейзаж: черное небо, грозу и молнию

Произведение Н. М. Карамзина произвело фурор в светском обществе XVIII века. В эпоху социального неравенства автор преподал нравственный урок всем читателям. Он подчёркивал, что судьбу определяет не социальное положение, а лишь душевные качества каждого человека. Без символичных пейзажных зарисовок донести основную идею произведения было бы невозможно.

Следующая цитата

В повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов» , а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу… по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада… » Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре» . Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… , но скоро восходящее светило дня пробудило все творение… »

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе.

В эпизоде падения Лизы начинается гроза. И Лиза говорит, что ей страшно, что она боится, чтобы гром не убил ее как преступницу (а позднее будет другая гроза - из драмы Островского, и другая героиня – Катерина – будет страшиться небесного огня) .

Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Остальные ответы Н. М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма — течения, возникшего в европейской культуре во второй половине XVIII века. К тому времени стало понятно, что невозможно переделать мир по законам разума, что между действительностью и мечтой чаще всего возникает конфликт, который человек преодолеть не в силах. Сентименталисты верили в то, что все пороки человека коренятся в негативном влиянии общества, а личность изначально морально чиста и нравственна. Прислушиваясь к себе, наблюдая за своими эмоциями и движениями души, возвращаясь к природе, человек может "очиститься", стать лучше. Жан Жак Руссо писал, что "человек, живущий по законам природы, нравственнее".
Бедная крестьянская девушка Лиза влюбляется в молодого красивого дворянина Эраста. Но если Лиза — идеал "естественного человека", добрая, искренняя, открытая, способная нежно и преданно любить, то Эраст "вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах".
Как поэтичны и трогательны свидания Эраста и Лизы на лоне природы! С каким тонким психологизмом удалось Карамзину описать надежды, радости и печали влюбленных! Герои повести уже не манекены, не носители какой-либо одной отличительной черты, а настоящие, живые, реальные люди, умеющие чувствовать и переживать.

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.

В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.

В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. «Внизу. по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни. »

Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы. везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство.

Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.

Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты.

Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись. всего чаще под тению столетних дубов. – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».

Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «. ни одной звездочки не сияло на небе. Между тем блеснула молния и грянул гром. » Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале.

Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни.

Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в худ

Развитие любовных отношений

После нескольких непродолжительных встреч с Эрастом в сердце Лизы зарождается новое и до сих пор неизвестное чувство. Душевные переживания героини полностью совпадают с состоянием природы. После бессонной ночи она выходит к берегу Москвы-реки. Автор описывает белый туман над водой, блестящие капли росы на траве. Постепенно природа просыпается. Одновременно с этим к главной героине приходит понимание того, что она влюблена.

Лиза встречает Эраста на берегу. После долгожданного признания в любви пейзажи становятся намного ярче. Лиза говорит: «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле». Эта цитата позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние героини. Она счастлива и вместе с ней торжествует природа.

Между Эрастом и Лизой складываются нежные невинные отношения. Их свидания сопровождаются спокойными природными пейзажами. Н. М. Карамзин описывал:

  • чистый пруд;
  • тихую луну;
  • тень столетних дубов;
  • берёзовую рощу.

Берёза в литературе олицетворяет невинность, а дуб является сакральным растением, возле которого происходят судьбоносные события.

Следующая цитата

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 — историк, крупнейший русский литератор эпохи, автор «Истории государства Российского». Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792) открыли в России эпоху сентиментализма.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью любить и сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность, и стал издателем «Московского журнала».

Годом написания «Бедной Лизы» стал 1072, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель внес в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы».

В сюжет повести Карамзин ввел гибель главной героини, что в корне отличало эту новеллу от традиционных русских произведений со счастливым концом.

Огромную роль в повести Карамзина играют картины природы, которые

Природа в произведении Карамзина играет особую роль. Она присутствует почти в каждом эпизоде. Она радуется и печалится вместе с любимой героиней.

Когда Лиза встречает Эраста, когда между молодыми людьми зарождаются чувства, природа сияет и поет вместе с ними.

«Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами».

Природа в повести "Бедная Лиза" играет роль свидетеля развития отношений между Лизой и Эрастом. Она присутствует в описании их свиданий, в описании их страсти, она следит за трагической развязкой сюжета. Описание природы соответствует эмоциональному настрою героев.

Когда Лиза просыпается объятая огнем нового чувства, природа восхищается вместе с ней:

«Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали , никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Когда любовь Лизы и Эраста еще молода и чиста, полна надежд и чаяний, природа откровенно любуется ими:

«Там часто тихая луна , сквозь зеленые ветви ,посребряла лучами своими светлые Лизины волосы. которыми играли зефиры и рука милого друга;»

Когда страсть оказывается сильнее целомудренности, природа покрывает сцену мраком:

«Мрак вечера питал желания – ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения».

Описание грозы добавляет краску к чувствам и настроению главной героини:

«…блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».

Когда Лиза в отчаянии решает, что не должна жить, описание природы служит ей укором и укрепляет ее решимость:

«Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда , под тению древних дубов , которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов».

Итак, природа в повести помогает раскрыть эмоции и чувства героев.

Для большей выразительности автор использует высокий стиль, характерный больше для классицизма, так как любовь является одним из высочайших чувств в отношениях между людьми.

Природа у Карамзина – натура, солнце – светило, всё окружающее – творение, лодки – струги.

Для большей выразительности писатель использует такие формы слов как златые купола, врата, сего и другие.

В сценах описания чувств главной героини, автор вводит много таких выразительных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

Там, где Лиза счастлива и спокойна, эпитеты светлые, радостные.

Карамзин называет свою любимую героиню нежною, милою, светлою.

В сценах где Лиза переживает разлуку с любимым, эпитеты более тревожные: бледная, томная, горестная. Вместе с Лизой переживает и природа: «Вся натура пребывала в молчании …воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бледная, лишилась чувств и памяти. Она пришла в себя и свет показался ей уныл и печален».

Изображая природу, автор вводит много сравнений.

Изображая природу, автор вводит много сравнений:

«Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светило в каплях росы небесной.»

Так как природа становится участником всего происходящего, в тексте она наделяется признаками живого существа.

«Белые туманы волновались в воздухе»; «…везде царствовала тишина»; «…восходящее светило дня пробудило всё творение

Всеми возможными изобразительными средствами автор доказывает что природа не может быть простым созерцателем , она является участником.

Характеры персонажей

Повесть начинается с краткого описания места действия. Главная героиня проживает в сельской местности. Карамзин в красках описывает загородные пейзажи, употребляя яркие эпитеты:

  • густо-зелёные цветущие луга;
  • жёлтые пески;
  • светлая река.

Совсем с другим настроением повествователь отзывается о городских пейзажах. Он называет их «ужасной громадой домов», «алчной Москвой». Карамзин описывает величественные золотые купола и кресты храмов. Золотой цвет является символом веры и материальных ценностей. В столице проживает юноша Эраст.

Роль этих пейзажей в произведении «Бедная Лиза» заключается в знакомстве читателя с характерами главных персонажей. Естественная сельская местность противопоставлена «фальшивому» городу. Для Лизы смысл жизни заключается в любви, преданности и доброте. Она руководствуется только собственными чувствами.

Девушка зарабатывает на жизнь, продавая ландыши. Эти цветы являются символом чистоты и нежности. Для Эраста немалое значение имеют материальные ценности и социальное положение.

Читайте также: